Горький годы жизни. Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) ()
Полное имя горького. Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) (). Из газетных публикаций
Из мещан. Рано потеряв родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища [в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода], образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда), с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряжённо занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе ; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 годы скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).
Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 год. В 1893-1896 годах Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898 год), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Особенный интерес вызвал образ босяка, глашатая свободолюбивой философии, которая в определённой степени перекликалась с учением Ф. Ницше. Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901 год).
С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал (с 1904 года) выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистическому направлению (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.
На рубеже XIX-XX веков вышли первые романы Горького «Фома Гордеев» (1899 год) и «Трое» (1900 год). В 1902 году в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904 год), «Дети Солнца» (1905 год), «Варвары» (1906 год) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистического театра начала XX века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне», где жизненная конкретика сопрягается с философскими обобщениями, поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.
Вовлечённый в активную политическую деятельность в начале , Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913 года). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришёлся на 1906-1907 годы, когда были опубликованы пьеса «Враги» (1906 год), роман «Мать» (1906-1907 годы), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906 год). Вместе с тем уже в написанной годом позже повести «Исповедь» (1908 год) отразились более широкое мировидение и комплекс философский идей, связанных с богостроительством (сказалась близость Горького к кругу А. А. Богданова и А. В. Луначарского, вызвавшая недовольство и критику В. И. Ленина).
Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910 годы) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911 годы), а также в автобиографической про-зе 1910-х годов: повестях «Хозяин» (1913 год), «Детство» (1913-1914 годы), «В людях» (1916 год), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917 годы) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера, неоромантическую экспрессию ранних произведений сменили внешне неброские, но пластически достоверные образы. Повесть «Детство» заставила даже негативно настроенную к Горькому символистскую критику (Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус и др.) говорить о высочайшем мастерстве писателя. Те же тенденции отразились и в так называемом втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910 год), «Васса Железнова» (1-я редакци – 1910 год), «Старик» (создана в 1915 году, опубликована в 1918 году) и др.
В период Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усиливавшиеся разногласия с политикой В. И. Ле-ни-на привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года.
Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной фрагментарно-мемуарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924 год), в центре которой – тема русского национального характера в его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925 год), в который вошли «Отшельник», «Карамора», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Голубая жизнь» и др., отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложнённому типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923 год) – повесть, завершающая автобиографическую трилогию (включает также повести «Детство» и «В людях»), роман «Дело Артамоновых» (1925 год), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3,1927-1931 годы; незавершённая часть 4, 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932 год), «Достигаев и другие» (1933 год), «Васса Железнова» (2-я редакция – 1936 год).
Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года, Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к И. В. Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.
К вершинам творчества Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, В. И. Ленина и др.), созданных им в разное время.
М. Горь-кий. «Дет-ст-во». Ти-туль-ный лист ра-бо-ты ху-дож-ни-ка Б. А. Дех-те-рё-ва. Мо-ск-ва, 1946. Архив БРЭ.
Ар-хив А. М. Горь-ко-го. М., 1939-2001. Т. 1-16;
Горь-кий и со-вет-ские пи-са-те-ли: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1963;
Горь-кий и Ле-о-нид Ан-д-ре-ев: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1965;
Полн. собр. соч.: Ху-до-же-ст-вен-ные про-из-ве-де-ния: В 25 т. М., 1968-1976;
Ва-ри-ан-ты к ху-до-же-ст-вен-ным про-из-ве-де-ни-ям: В 10 т. М., 1974-1982;
Горь-кий и рус-ская жур-на-ли-сти-ка на-ча-ла XX в.: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1988;
Максим Горький
Биография «Максим Горький»
Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность.
Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако, после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Берлин, Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.
Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра (по другой версии — управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842—1879). Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушёл из дома навсегда. Рано осиротев, Горький провёл детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.
Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил Калюжному: «Не писать же мне в литературе — Пешков…». Подробнее о его биографии можно узнать в его автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
В 1888 году — арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради».
В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.
Весной 1891 года отправился странствовать по стране и вскоре дошёл до Кавказа.
В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.
1895 год — «Челкаш», «Старуха Изергиль».
1896 год — Горький пишет отклик на первый кинематографический сеанс в Нижнем Новгороде.
1897 год — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».
1898 год — Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. И. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз.
1899 год — роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».
1900—1901 год — роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.
1900—1913 годы — участвует в работе издательства «Знание»
Март 1901 года — «Песня о Буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.
В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
21 февраля — избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
В том же году Горький опубликовал стихотворение «Валашская легенда», ставшее потом известным под названием «Легенда о Марко». По свидетельству современников, Николай Гумилёв высоко ценил именно последнюю строфу этого стихотворения.
1904—1905 годы — пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Ва?рвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. Участник революции 1905—1907. Осенью 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
Вилла на Капри (бордовая), которую арендовал Горький в 1909—1911 гг.
1906 год — едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице Quisisana. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле «Спинола» (ныне «Беринг»), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) «Блезиус» (с 1906 по 1909) и «Серфина» (ныне «Пьерина»). На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с Луначарским и Богдановым.
1907 год — делегат V съезда РСДРП.
1908 год — пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».
1909 год — повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913 год — Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».
1912—1916 годы — M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.
1917—1919 годы — M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.
Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой.
Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.
Полное имя горького. Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) (). Из газетных публикаций
Из мещан. Рано потеряв родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища [в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода], образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда), с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряжённо занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе ; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 годы скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).
Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 год. В 1893-1896 годах Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898 год), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Особенный интерес вызвал образ босяка, глашатая свободолюбивой философии, которая в определённой степени перекликалась с учением Ф. Ницше. Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901 год).
С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал (с 1904 года) выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистическому направлению (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.
На рубеже XIX-XX веков вышли первые романы Горького «Фома Гордеев» (1899 год) и «Трое» (1900 год). В 1902 году в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904 год), «Дети Солнца» (1905 год), «Варвары» (1906 год) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистического театра начала XX века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне», где жизненная конкретика сопрягается с философскими обобщениями, поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.
Вовлечённый в активную политическую деятельность в начале , Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913 года). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришёлся на 1906-1907 годы, когда были опубликованы пьеса «Враги» (1906 год), роман «Мать» (1906-1907 годы), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906 год). Вместе с тем уже в написанной годом позже повести «Исповедь» (1908 год) отразились более широкое мировидение и комплекс философский идей, связанных с богостроительством (сказалась близость Горького к кругу А. А. Богданова и А. В. Луначарского, вызвавшая недовольство и критику В. И. Ленина).
Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910 годы) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911 годы), а также в автобиографической про-зе 1910-х годов: повестях «Хозяин» (1913 год), «Детство» (1913-1914 годы), «В людях» (1916 год), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917 годы) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера, неоромантическую экспрессию ранних произведений сменили внешне неброские, но пластически достоверные образы. Повесть «Детство» заставила даже негативно настроенную к Горькому символистскую критику (Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус и др.) говорить о высочайшем мастерстве писателя. Те же тенденции отразились и в так называемом втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910 год), «Васса Железнова» (1-я редакци – 1910 год), «Старик» (создана в 1915 году, опубликована в 1918 году) и др.
В период Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усиливавшиеся разногласия с политикой В. И. Ле-ни-на привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года.
Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной фрагментарно-мемуарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924 год), в центре которой – тема русского национального характера в его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925 год), в который вошли «Отшельник», «Карамора», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Голубая жизнь» и др., отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложнённому типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923 год) – повесть, завершающая автобиографическую трилогию (включает также повести «Детство» и «В людях»), роман «Дело Артамоновых» (1925 год), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3,1927-1931 годы; незавершённая часть 4, 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932 год), «Достигаев и другие» (1933 год), «Васса Железнова» (2-я редакция – 1936 год).
Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года, Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к И. В. Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.
К вершинам творчества Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, В. И. Ленина и др.), созданных им в разное время.
М. Горь-кий. «Дет-ст-во». Ти-туль-ный лист ра-бо-ты ху-дож-ни-ка Б. А. Дех-те-рё-ва. Мо-ск-ва, 1946. Архив БРЭ.
Ар-хив А. М. Горь-ко-го. М., 1939-2001. Т. 1-16;
Горь-кий и со-вет-ские пи-са-те-ли: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1963;
Горь-кий и Ле-о-нид Ан-д-ре-ев: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1965;
Полн. собр. соч.: Ху-до-же-ст-вен-ные про-из-ве-де-ния: В 25 т. М., 1968-1976;
Ва-ри-ан-ты к ху-до-же-ст-вен-ным про-из-ве-де-ни-ям: В 10 т. М., 1974-1982;
Горь-кий и рус-ская жур-на-ли-сти-ка на-ча-ла XX в.: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1988;
Источники:
http://windows10official.ru/polnoe-imya-gorkogo-maksim-gorkii-takzhe-izvestnyi-kak-aleksei/
http://all-the-books.ru/authors/peshkov-aleksey-maksimovich/
http://windows10official.ru/polnoe-imya-gorkogo-maksim-gorkii-takzhe-izvestnyi-kak-aleksei/