Горе от ума — Грибоедов А.С. Роль эпизодических и внесценических героев в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
РОЛЬ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
РОЛЬ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ
Комедии «Горе от ума» была написана Грибоедовым в канун решающего выступления революционеров-декабристов и на- прмп.ппт против реакционного дворянства. В произведении отразилось противостояние новых идей старым. Грибоедом им разительно показал столкновение двух идеологий *века нынешнего» и «века минувшего».
В комедии реалистично воссоздано старое, отживающее свой век дворянство с его кои сервативными нравами.
Каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Внесценические персонажи хотя и не действуют прямо, но играют важную роль: они свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит мощная и действенная реакционная сила. Все герои, вместе взятые, создают яркую, полнокровную картину московского дворянского общества.
На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех них есть общие черты: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Эпизодические персонажи появляются в комедии, сменяя друг друга. Рассмотрим их в той последовательности, в которой они изображены в комедии.
Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть»: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей». Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчалиным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: «Есть-таки занятье:/ На флейте я твержу дуэт / А- мольный». Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он «враг дерзости». Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, — «муж-мальчик», «муж-слуга».
Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: «Поди», «Пошел же, торопись». И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька.
На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов. Едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же «мужа-мальчика», «мужа-слугу», пригласить потенциального жениха к себе. Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она «что есть мочи» кричит: «Князь, князь! Назад!» Фигура княгини Тугоуховской помогает глубже понять характер Фамусова. Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоуховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:
Будь плохонький, да если наберется
душ тысячки две родовых, —
а также «Кто беден — тот тебе не пара».
На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: «Ну бал. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!» Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам». Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным.
Чацкий в своем монологе рассказывает о «французике из Бордо», который чувствует себя в России «маленьким царьком», хотя покидал он свою страну «со страхом и слезами». Этот французик не только не встретил в России «варваров», но и услышал везде свой родной язык, увидел, что дамы носят такие же платья, как во Франции. С помощью образа «французика из Бордо» Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов — они «офранцузились».
Загорецкий больше других эпизодических героев «задействован» в комедии. Это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты, про него даже Хлестова сказала доброе слово: «Дай бог ему здоровья!» Загорецкий откупайся своей услужливостью, он говорит Софье, что ей никто бы так не услужил, что он «всех сбил с ног», доставая билеты на спектакль, сознается, что «похитил уже силой». В этой фразе раскрывается низость характера Загорецкого. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Когда старуха Хлестова хотела «от него и двери на запор», он услужил ей, подарив арапчонка, которого он, по-видимому, достал каким-то нечестным путем, тем самым расположив ее к себе. Характерная черта одного из основных героев комедии — Молчалина — совпадает с главным свойством характера Городецкого. Молчалин говорит: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья». Чацкий выражает свое мнение о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер». Действительно, Грибоедов показывает Загорецкого «отъявленным мошенником», «лгунишкой», «плутом», чтобы яснее выявить ту же низость души в Молчалине — будущем Загорецком.
На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Это крепостница, властная и своевольная, по словам Гончарова, «остаток екатерининского века». В образе Хлестовой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек — все равно что собака. Она просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой» — и тотчас про них забывает. В комедии незримо присутствует еще один персонаж, который относится к подвластным ему людям, как к собакам. О нем рассказывает Чацкий, называя его «Нестором негодяев знатных». Этот человек поменял своих верных слуг, которые спасали его жизнь и честь, на охотничьих собак. Образ «Нестора» тоже свидетельствует, как жестоко обращаются люди, имеющие власть, с теми, кто им подчинен.
В разговоре с Софьей Чацкий упоминает несколько людей, с которыми он был знаком до отъезда за границу. Он вспоминает о человеке, который живет за счет своих артистов («сам толст, его артисты тощи»), только развлекается. Чацкий говорит про него: «На лбу написано: «Театр и маскерад». Этот «Театр и маскерад» запомнился ему потому, что на каком-то балу спрятал человека в «комнате посекретней», чтобы тот «щелкал соловьем». Потом Чацкий рассказывает про человека, который согнал на «крепостной балет» детей, «отторженных» от родителей, и «заставил всю Москву дивиться их красе», а потом распродал их поодиночке. Так Грибоедов выявляет социальное неравенство, при котором можно детей разлучать с родителями. Еще один знакомый Чацкого «поселился в ученый комитет» и «с криком» протестовал против образования. Этот персонаж выявляет невежество и необразованность фамусовского общества.
Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот персонаж в изображении Грибоедова — человек, опошляющий и дискредитирующий идеи времени, он с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шумят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репетилов называет Чацкому каких-то людей, которые авторитетны в «секретнейшем союзе», но читатель понимает, что все эти люди не могут принести обществу реальное обновление: один отличается тем, что «сквозь зубы говорит», другой — тем, что поет, еще двое — просто «чудесные ребята», а Ипполит Маркелыч Удушьев — «гений», потому что написал в журнале «отрывок, взгляд и нечто». В образе Репетилова Грибоедов высмеивает случайных людей в кругах прогрессивного общества.
На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N. и Б. Про них автор не говорит ничего, но они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Господин Б. не верит этому, но его интересует, что об этом говорят другие. Софья прекрасно знала весь этот механизм, и стоило ей сказать двум «господам» несколько слов, как все фамусовское общество в полный голос заговорило о сумасшествии Чацкого. В образах этих мелких сплетников Грибоедов показывает, чем занимается дворянское общество: распространением сплетен и слухов.
Некоторые внесценические персонажи не принадлежат фамусовскому обществу: например, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Брат Скалозуба отказался от чина, «крепко набрался каких-то правил», стал читать книги. Князь Федор, племянник Тугоуховской, «чинов не хочет знать! он химик, он ботаник». Профессора «упражняются в расколах и безверьи». Фамусов и его окружение не понимают этих людей, которые живут не по их правилам, считают их ненормальными. Грибоедов дает понять читателю, что Чацкий не одинок, у него есть единомышленники. Тем, что педагогический институт находится в Петербурге, писатель стремится показать, что в Москве царят нравы времен Екатерины, а более передовые взгляды и убеждения — у молодежи СТОЛИЦЫ.
И фамусовском обществе добиться успеха в карьере могут тол ысо люди, угождающие начальству и высокопоставленным пицц м. В монологе Фамусова рассказано о пожилом чиновни- I г. Максиме Петровиче, который унижается перед самой го- с удары нам императрицей, нарочно падая, чтобы заслужить сначала «высочайшую улыбку», а потом и «почет перед всеми», и «при дворе приветливое слово». Грибоедов смеется над такими людьми, которые «отважно действуют затылком» и «сгибаются вперегиб» ради «высочайшей улыбки».
За гостями на балу стоят еще более высокие люди. На протяжении всего произведения упоминаются имена важных людей, мнение которых чрезвычайно важно для фамусовского окружения. Это Пульхерия Андреевна, Настасья Николаевна, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна. Дамы эти занимают высокое положение, и вследствие этого все, кто окружает Фамусова, стремятся им угодить, создать о себе благоприятное впечатление. Молчалин советует Чацкому: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам». Когда Чацкий делает предположение, что «Гильом, француз, подбитый ветерком» может жениться на Пульхерии Андреевне, Софья восклицает: «Танцмейстер! можно ли!» И в самом конце произведения Фамусов ужасается: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Молодому же поколению чужды такие отношения. Автор показывает, насколько порочны такие принципы жизни.
Грибоедов в своей гениальной комедии изобразил многочисленные пороки дворянского общества. Автор обличает чинопочитание, невежество, преклонение пред всем иностранным, ничтожество интересов старого поколения. Если утром Чацкий появляется в доме Фамусова с надеждой, что он найдет единомышленников, встретит понимание и сочувствие, то к утру следующего дня он покидает фамусовский мир с окончательно развеявшимися иллюзиями, как человек, чуждый и враждебный этому миру.
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».
- Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
- Противоречия в характере Чацкого
- Своеобразие мировоззрения героя
- Чувства и особенности внутренних переживаний героя
- Значение образа Чацкого
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу».
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».
Значение образа Чацкого
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий)
Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова
“. И всё-таки я вас без памяти люблю. “ Три года назад Чацкий уехал из Москвы, чтобы попутешествовать. В начале пьесы он возвращается в Москву после 3 лет отсутствия:
“. Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков. “ “. Обрыскал свет. “
“. Охота странствовать напала на него. “
“. Он не глуп. “ “. Был острый человек. “ Господин Чацкий красноречив. Он умеет красиво говорить:
“. умен, красноречив. “
Чацкий любит острить и “подкалывать”. Он “невоздержан на язык”:
“. Безумным вы меня прославили всем хором. “ Наконец Чацкий разочаровывается и в ветреной Софье, и в глупом светском обществе. Он решает снова уехать из Москвы:
“. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. “
Это был цитатный образ Александра Андреевича Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера и жизни героя в цитатах.
9 Комментарии
Очень хороший сайт, спасибо, не пришлось тратить больше 2-3 часов)
2-3лоооол я за 10мин сделал
Не вижу смысла в этом сочинении. Зачем переписывать то, что уже столько раз писалось миллионами школьников? Образ совершенно не раскрыт, а подборка цитат тенденциозна.
Александр, мы уже поняли, что наш сайт вам не очень нравится. Вы не раз писали отрицательные отзывы на сайте. Вы имеете право на свое мнение. А наше право подавать материал так, как мы это видим.
Мы напоминаем, что это не сочинение, а материалы для сочинений. Мы ставим целью дать “досье” на персонажа. Да, это может казаться необъективным.
Если вы критикуете хотите, то пишите комментарии и претензии конкретно по цитатам. И это, возможно, будет любопытно другим читателям.
“. И всё-таки я вас без памяти люблю. “
Любая мало-мальски уважающая себя девушка такой комплимент примет за оскорбление. Неужели это надо комментировать? тем более тому, кто читал, а не проходил “Горе от ума”, кто помнит контекст, в котором была произнесена эта фраза?
1″. Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков. ” 2″. Обрыскал свет. ”
3″. Охота странствовать напала на него. “
1 прежде всего говорит о неблагодарности Чацкого Фамусову, но Фамусов всё-равно ему рад, хоть и понимает, что все его старания пропали даром.
2 “Обрыскал. ” говорит само за себя, о толковой поездке так не скажут.
3 “. напала на него”, то есть это был не более, чем каприз, а странствие в случае Чацкого не более, чем бессмысленное перемещение в пространстве.
Александр, извините, но многие ваши выводы нам кажутся спорными. Выглядит это не очень объективно, так как у вас сплошной негатив или просто ненависть по отношению к Чацкому. Он для вас и глуп, и неблагодарен, и женщину не любит должным образом т.д. Зато вы рьяно защищаете Молчалина, который, судя по вашим комментариям, не такой уж и наглец и лицемер. В ваших суждениях много необъективности, но вы этого, кажется, не замечаете, а упрекаете нас в неправильной трактовке.
Просим прощения, но мы придерживаемся традиционной трактовки пьесы. Ваше право иметь свою трактовку. Однако мы не готовы публиковать все ваши комментарии, так как в некоторых из них один негатив про бедного Чацкого, которого мы вынуждены защищать. Ощущение, что Чацкий вам лично нанес какую-то обиду и вы хотите разоблачить его.
У читателей есть свои мозги, они могут сделать свои выводы. Наша статья не высшая истина, а наш взгляд на образ Чацкого.
Дорогой Администратор!
Вы совершенно правы, что не публикуете мои возражения! Этим Вы демонстрируете лишний пример нашего правосудия, когда выслушивается только одна сторона – правильная, хоть у неё нет ни одного аргумента в пользу своей позиции. Вы подтверждаете извечную традицию: “Прав тот, у кого больше прав”.
А как читатели сделают выводы, если им представлена только одна точка зрения?
Что плохого в том, если кто-то в одиночку защищает несправедливо оболганного?
Если Молчалина загнан в угол домогательствами Софьи, а комедия не даёт нам подтверждения, что Молчалин хоть пальцем пошевелил , чтобы обольстить Софью, то он может и ошибиться в выборе метода, как от этих домогательств отделаться.
Все многоуважаемые критики комедии не подумали, что Грибоедову не было смысла критиковать Молчалина, потому, хотя бы, что молчалины его не читали, не знали о нём и знать не хотели – им выживать надо, а не интересоваться фантазиями каких-то барчуков. Грибоедов критиковал современное ему дворянское общество, ведь никто из представленных действующих лиц, за исключением Фамусова и Скалозуба, не заняты делом. Может г.N, г.D, Загорецкий или Репетилов лучше Молчалина?
На мой взгляд. литература и дискуссия неразделимы, если литература не вызывает споров, то она не стоит той бумаги, на которой напечатана, и очень жаль, что литературный сайт, писатели и учителя всячески уклоняются от дискуссий. Да здравствует бессмертный Беликов!
Впрочем, если в современном прочтении Эдип страдалец, а не преступник и сын преступника, получивший по заслугам, то я напрасно трачу своё и Ваше время. Спите спокойно, я Вас больше не потревожу!
P.S. И Вы напрасно переходите на личности – это уличный, а не дискуссионный приём.
Извините, что ошибся адресом.
Александр, просим прощения, если вам показалось, что мы переходим на личности. Мы лишь выразили свое мнение о вашем отношении к Чацкому и Молчалину. Мы считаем, как мы считаем. Или только вам можно писать все, что хочется?
На вашем месте мы бы оставили в покое сайты и комментарии и написали бы диссертацию, если вы действительно верите в свою правоту. Зачем вам все эти дискуссии? Опубликуйте научную работу и выступите на конференциях. Ну или просто опубликуйте книгу. На наш взгляд, это более продуктивно, чем споры в комментариях.
Мы оставляем за собой право публиковать или не публиковать ваши комментарии.
Источники:
http://prepodka.net/rol-epizodicheskix-vnescenicheskix-geroev-v-komedii-s-griboedova-gore-ot-uma/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/obraz-chackogo-v-komedii.html
http://www.literaturus.ru/2015/08/obraz-chackogo-gore-ot-uma-griboedov.html