Год написания евгения. Пушкин не скрывал, что между всем прочим это объяснено экономической выгодой

Год написания евгения. Пушкин не скрывал, что между всем прочим это объяснено экономической выгодой

10 фактов о «Евгении Онегине»

Последние статьи раздела «Образование»

Что об известном романе в стихах Александра Пушкина должен знать каждый?

Текст: Евгения Вовченко, Артем Новиченков, писатель, преподаватель курса «Школьная литература»
Фото: спектакль «Евгений Онегин» Театра Вахтангова. Режиссер: Римас Туминас/vachtangova.ru.

«Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина — одно из самых классических (если так можно сказать) произведений школьной программы по литературе. Даже те, кто не осилил этот роман в стихах целиком, в курсе всех событий, потому что уж точно посмотрели хотя бы одну из экранизаций, а возможно и сходили в театр. На крайний случай всегда можно прочитать краткое изложение, а то, что оно в прозе, так даже удобнее. Зато процитировать: «Мой дядя самых честных правил…» или «Я к вам пишу — чего же боле?» может каждый. Потому что признаться в приличном обществе, что ты не читал или читал, но забыл «Евгения Онегина», кажется просто неприличным. Поэтому ГодЛитературы.РФ вместе с образовательным проектом по литературе «YES TO READING» решили напомнить вам 10 фактов о «Евгении Онегине», которые позволят вам чувствовать себя образованным человеком в любом обществе. А школьники смогут проверить свои знания и узнать, так ли хорошо они готовы к предстоящему итоговому сочинению.

«Евгений Онегин» был написан за

7 лет, 4 месяца и 17 дней.

Произведение публиковалось не сразу, а частично, по главам.

Пушкин не скрывал, что между всем прочим это объяснено экономической выгодой.

Главы издавались отдельными книжками, а потом сплетались между собой.

Название «Евгений Онегин» говорит читателю — современнику Пушкина, что

герой, чье имя обозначено в названии книги, никак не мог быть реальным.

Это складывается из следующего: Евгений Онегин — дворянин. Но фамилия реального дворянина могла быть связана с рекой, только если вся река была в его владениях. Сложно представить единоправное владение Онегой.
Аналогично с фамилией Владимира Ленского.

Интересно, что, начав писать первые главы, Пушкин не имел в голове общего замысла. Он выстроился в ходе написания. И несмотря на это, все сюжетные линии будто арифметически просчитаны и связаны в единое целое.

В первых главах появлялись реальные люди из окружения молодого Пушкина. В основном люди театра.

Пятая глава была проиграна Пушкиным в карты.

(Александр Сергеевич был заядлый игрок и даже состоял у московской полиции на особой заметке, как известный банкомет.) Проиграв все деньги, Пушкин в пылу азарта попытался отыграться и поставил рукопись 5-й главы, которая также имела и вполне реальную стоимость: издатель платил Пушкину 25 рублей за строку! Стали играть снова, и опять Пушкин проиграл — рукопись перешла к Загряжскому. Тогда Александр Сергеевич поставил на кон ящик с дуэльными пистолетами… И — удача улыбнулась ему: он отыграл «Онегина», свой денежный проигрыш да еще тысячи на полторы «пощипал» компаньона по игре!
Правда, сам Пушкин факт проигрыша рукописи категорически отрицал, уверяя, что «расплатился экземплярами книги».

У самого Пушкина было на счету 20 дуэлей.

Что любопытно: последняя дуэль, с Дантесом, состоялась по той же причине, что и у Онегина с Ленским — правда, в довольно общем смысле. Зато технические подробности собственной гибели поэт, к сожалению, предвидел довольно точно: Дантес, как и Онегин, выстрелил, не доходя до барьера, пока Пушкин, как и Ленский, только целился. И еще одно совпадение: Онегину и Дантесу в этот момент было по по 25 лет.

Читать еще:  Прощание с матерой персонажи. Система образов в повести "Прощание с Матерой" Распутина В.Г

Строки о месте захоронения Ленского дают понять, что Ленский не похоронен на кладбище. Так как

дуэли были запрещены, его смерть скорее всего представили как самоубийство,

чтобы избежать скандала, и похоронили вне кладбища.

«Есть место: влево от селенья,
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать
Приходят звонкие кувшины;
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой».

Пушкин, желая придать произведению более законченный вид, изначально хотел или отправить Евгения Онегина воевать на Кавказ, или превратить его в декабриста. Однако в итоге позволил читателю додумывать финал.

И почему все же «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни?

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. Кратко, но довольно ясно автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.

Проиграл пятую главу в карты: интересные факты о романе “Евгений Онегин”

Написание романа продолжалось, по разным данным, от семи до восьми лет

Полное издание романа Александра Пушкина “Евгений Онегин” вышло в свет 2 апреля 1833 года. “ТОЛК” собрал самые интересные факты о написании этого произведения.

  • Работа над романом шла много лет. В одних источниках утверждается, что семь лет и четыре месяца, а в других – восемь лет.
  • Изначально предполагалось, что глав в романе будет девять. Но во время написания “Евгения Онегина” Пушкин отказался от этой идеи и оставил восемь глав.
  • Роман в стихах уникален и по форме, и по содержанию. Он обогатил литературоведение такими понятиями, как “лишний человек” и “онегинская строфа”. Специально для своего романа в стихах Александр Сергеевич придумал особый стихотворный ряд. В основе произведения – 14-строчные сонеты, написанные четырехстопным ямбом.
  • Произведение публиковалось не сразу, а частично, по главам. Автор открыто говорил, что такой шаг связан, прежде всего, с экономической выгодой. Главы издавались отдельными книжками, а потом сплетались между собой.
  • Название “Евгений Онегин” говорит читателю — современнику Пушкина, что герой, чье имя обозначено в названии книги, никак не мог быть реальным. Это можно объяснить тем, что Евгений Онегин — дворянин, а фамилия реального дворянина могла быть связана с рекой, только если вся река была в его владениях. Такая же история с фамилией Владимира Ленского.
  • Когда Пушкин начал писать роман, у него в голове не было общего замысла. Он появился только во время работы над произведением.
  • Пятую главу Пушкин проиграл в карты. Как известно, знаменитый писатель был заядлым игроком. Проиграв все деньги, Пушкин в пылу азарта попытался отыграться и поставил рукопись 5-й главы. Между тем в то время издатель платил Пушкину 25 рублей за строку! Стали играть снова, и опять Пушкин проиграл — рукопись перешла к Загряжскому. И снова писатель не отступил: поставил на кон ящик с дуэльными пистолетами… В этот раз удача улыбнулась ему, и он отыграл “Онегина”, свой денежный проигрыш и еще “нажился” на полторы тысячи рублей.
  • Пушкин, желая придать произведению более законченный вид, изначально хотел или отправить Евгения Онегина воевать на Кавказ, или превратить его в декабриста. Однако в итоге позволил читателю додумать.
Читать еще:  Хип-хоп группы. Что такое хип-хоп? История возникновения, описание, виды и особенности хип-хопа

Тайна десятой главы «Евгения Онегина»

Михаил ЕВЗЛИН

Все предположения о 10-й главе Евгения Онегина, которую пушкинисты даже реконструировали, имеют своей целью доказать, что Пушкин намеревался продолжать свой роман, пользуясь весьма сомнительными свидетельствами, вроде воспоминаний М.В. Юзефовича, опубликованных в 1880 году, в которых он передает разговор с поэтом в 1829 году: «Он объяснил нам довольно подробно все, что входило в первоначальный его замысел, по которому, между прочим, Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Кажется весьма странным, что А.С. Пушкин сообщает о своих литературных планах случайным людям, да ещё касаясь весьма опасной в то время темы. Вряд ли погрешим поэтому против истины, смея утверждать, что рассказ Юзефовича был выдуман от начала и до конца — в соответствии с духом времени, когда стало обязательным (politically correct, как сказали бы сейчас) ставить Пушкина в одном ряду с декабристами, ставшими национальными героями.

Пушкин окончил — внутренне и формально — свой роман, и об этом он говорит со всей определенностью, закрывающей всякую возможность для продолжения:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Это маниакальное стремление ряда доказать, что Пушкин намеревался продолжать свой роман вполне объяснимо: для всех без исключения пушкинистов «Онегин» остается абсолютно закрытым текстом, и потому им во что бы то ни стало нужно продолжение, чтобы как-то связать концы с концами в смысловом плане.

В этих заключительных стихах можно также усмотреть намек на «героя», который, оставив обеды у Темиры, отправился под предлогом наследства в деревню, где сразу же попал в глупую историю, окончившуюся не торжественным Te Deum, а звоном шпор верного мужа добродетельной жены. В речи, обращённой к Татьяне (4, XII—XVI), Онегин дает свой портрет, в котором совершенно отсутствует сентиментальность, а главное — романтический самообман, которым утешает себя забывчивый Фауст, о чём ему сразу напоминает Мефистофель: «Ты бредишь, Фауст, наяву!»

В саду Онегин отстранённо (как Мефистофель) анализирует «физиологию чувств»; в салоне Татьяны он начинает бредить от страсти (как граф Нулин). В этом пункте он и в самом деле становится романтическим героем, но вовсе не от того, что является им в действительности, а отвечая, наконец, желанию девы томной. Но как Онегин ошибся в первый раз, обращая свои разумные речи к восторженной селянке, которая их внимает едва дыша, так и сейчас — когда он выряжается в романтического героя, становится смертельно бледным, пишет любовные письма, совершает безумства. Всë это, однако, чистейшей воды анахронизм: романтические герои теперь не в моде, а генералы с жёнами-лошадками для парадных выходов. Онегин в этой неестественной для него роли скучен. Звон шпор окончательно открывает ему истину, приводя его в чувство, завершая также роман без всякой возможности его продолжения.

Читать еще:  Рисование на тему дары осени старшая группа. Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Натюрморт с овощами и фруктами» (подготовительная группа)

Записанные сплошным текстом разрозненные строчки, которые неразборчивые пушкинисты разобрали в «десятую главу», имеют отношение к совсем другой теме. Скорее всего, они представляли наброски к какому-то сатирическому произведению, которое поэт сжёг, но не потому, что боялся преследований. Это тоже из области мифов. Затем, как можно предположить, он, засомневавшись, записал по памяти отдельные строчки из этой своей «сатиры», планируя, быть может, к ней вернуться. И конечно, Пушкин ничего не шифровал. Пушкинистам пришлось очень потрудиться, чтобы создать какую-то видимость шифровки, и всё же они вынуждены были признать: Пушкин шифровал очень плохо и всё напутал. Кроме того, совершенно непонятно, что он хотел скрыть этой шифровкой, когда даже немногие сохранившиеся строчки вовсе не скрывают намерений, напротив – как-то особенно резко их подчеркивают. Вот, например: «О русский глупый наш народ, / Скажи, зачем ты в самом деле…» Здесь возможен только один комментарий: в 1812 году русский народ спас не отечество, а свое рабство.

Пушкин сжёг свою «сатиру», потому что она была абсолютно против всех — и тиранов, и тираноборцев. Отличие Онегина (а также и Пушкина) от всех романтических радикалов справа и слева вполне обозначено в этих строчках: «В своей глуши мудрец пустынный / Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил, / И раб судьбу благословил».

Здесь — вся политическая программа Пушкина, очень простая и конкретная: одновременно сохраняется материальная основа для культурного слоя, который с трудом восстанавливается, а раб не озлобляется, не радикализируется себе во зло, а направляется к конструктивной деятельности (чувствует облегчение, благословляет), которая должна его привести последовательно (без травм и революций) к социальному возрастанию и освобождению от своей рабской натуры.

В отличие от барщины оброк не обязывал крестьянина работать непосредственно и бесплатно на помещика, позволяя ему заниматься свободным ремеслом на стороне. Таким образом, оброк, по сути дела, освобождал крестьянина, стимулировал его к независимой деятельности, конечным результатом которой должно было быть полное освобождение крестьянства — как экономическое, так и юридическое. Что в действительности и происходило: разбогатевшие оброчные крепостные сами себя выкупали и даже замещали своих бывших помещиков.

Молодой повеса, в отличие от серьёзных декабристов, оказывается глубоким и мудрым реформатором (мудрец пустынный), который сразу же, не дожидаясь всемирного восстания, облегчает судьбу раба, давая ему возможность сделаться свободным человеком, избегая «ломок», исходя из имеющихся положительных элементов (в самом деле, не всё же в этом прошлом было плохо).

Вместо сатиры (уже без кавычек) Пушкин пишет «Памятник», который всем понравился и превратил его в национального поэта, но при этом (может быть, вспоминая своего иронического Мефистофеля) он оставил, во искушение потомкам, несколько наспех записанных строчек. Впрочем, и в «Памятнике» Пушкин вполне определенно высказывает свою «социальную программу»: «И милость к падшим призывал». В том, что касается «политической позиции» Пушкина, достаточно прозрачны следующие строчки: «Зависеть от царя, зависеть от народа — / Не все ли нам равно?».

И здесь нет никакого двойного смысла, который надо расшифровывать.

«Хорошее владение русским языком — это культурная норма». Так должно быть или так есть?

Источники:

http://godliteratury.ru/events-post/10-faktov-o-evgenii-onegine-pushkina
http://tolknews.ru/news/11327-samye-interesnye-fakty-o-romane-evgenij-onegin
http://gazetargub.ru/?p=2784

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии