Главные мысли произведения корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К
Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”
1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую
музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете её смысл?
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
жилище
ковры
портьеры
мягкая мебель
диван
рояль
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.
К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.
2 урок.
Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.
Выбор наиболее удачных названий частей.
- Встреча в осеннем лесу.
- В доме Эдварда Грига.
- В гостях.
- Долгожданный подарок.
а). Беседа с элементами пересказа.
(Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)
– Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
- Какими красками нарисован лес?
- Какие звуки наполняют его? Какие запахи?
б). Работа с выставкой рисунков.
в). Чтение по ролям.
– Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.
г). Беседа по иллюстрации учебника.
д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.
(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.
Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.
Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)
е). Формулировка вывода.
– Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
Дополнение учителя к ответам учащихся:
– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.
- Когда Григ обещает подарить его?
- Сколько лет будет тогда Дагни?
з). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Писатель очеловечивает неживое.)
– Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?
(Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)
и). Выборочный пересказ.
жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль
к). Выборочное чтение.
(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)
л). Работа с пословицей.
“Не тот живет больше, кто живет дольше”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
- Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига?
н). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)
- Как Дагни оказалась на концерте?
о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.
п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)
- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
- Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)
а). Обобщающая беседа.
- Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)
- О чем же прочитанный рассказ?
(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)
б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Главные мысли произведения корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К
Литературное чтение. 4 класс. УМК «Гармония»
Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
· Дать представление о герое повествования – композиторе Эдварде Григе, познакомить с его творчеством;
· Расширить знания учащихся о творчестве К. Паустовского;
· Познакомить с художественным и смысловым своеобразием текста;
· Воспитывать любовь к классической музыке.
· Учить гипотезировать, предугадывать содержание текста;
· Подготовить детей к полноценному восприятию рассказа;
· Обсудить с учащимися глубокие мысли о вечных проблемах бытия.
· Портрет К. Паустовского ;
· Портрет Э. Грига ;
· Музыкальные фрагменты творчества Грига
I. Подготовка к восприятию и знакомству с текстом
1. Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы познакомимся с одним из лучших, на мой взгляд, рассказов Константина Георгиевича Паустовского.
– Как называется это произведение? Какие мысли возникли у вас при чтении фамилии автора? Что вы помните об этом писателе и его произведениях? Назовите их.
2. (Свободные высказывания учеников)
3. Определение событий рассказа.
– Так о чём же писал этот человек? (о природе, о людях)
– Можете ли вы по заглавию рассказа «Корзина с еловыми шишками» догадаться, о чём пойдёт речь в этом произведении? ( Свободные высказывания учеников ) .
– Действительно, можно предположить, что рассказ посвящён природе, людям, но более определённо сказать трудно. Однако в книге есть иллюстрация к этому рассказу. Может быть она поможет нам предположить, о чём будем сегодня читать? Откройте книгу. Кого вы видите? (старика и девочку).
– Как вы считаете, они наши соотечественники или нет?
– Почему вы так решили? (Свободные высказывания учеников).
4. Рассказ учителя.
– Правильно, события в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотой фьордов, узких морских заливов с крутыми и высокими берегами, которые вы видите на рисунке.
– Вы верно определили: события, описанные Паустовским, имели место около девяноста лет назад, когда ещё не было не только нас с вами, но и ваших мам и бабушек.
– Теперь вы уже догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картинке – всемирно известный композитор (открывается запись на доске, дети по знаку учителя читают хором) Эдвард Григ (на доске портрет Э. Грига).
5. Звучит фрагмент его музыки.
6. Беседа-рассказ после прослушивания.
– Что вы чувствовали, представляли, слушая музыку Грига?
– Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие норвежские легенды и сказки – вот душа музыки этого композитора. (Учитель продолжает свой рассказ на фоне тихого звучания музыки).
– Родился Григ около ста пятидесяти лет назад в городе Бергене. И хотя он много путешествовал, выступая с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. И в этот раз… (учитель берёт книгу и начинает читать рассказ).
7. Первичное восприятие детьми содержания рассказа.
(Чтение блоками с последующим обсуждением наиболее важных и интересных вопросов, затронутых в каждом из них).
8. Чтение учителем 1-ой и 2-ой части.
(Примечание: 2-ю часть, которая начинается со слов «В Бергене всё было по-старому» – читать под негромкую музыку Грига).
9. Обсуждение прочитанного после чтения первых двух частей.
– Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?
– Что наполняло его счастьем?
– Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок? Интересно, как это произойдёт? Продолжим чтение.
10. Чтение 3-ей части рассказа до слов: «иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила…».
– А как вы считаете, кто прав – тётушка Магда, говоря, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре нужно верить всему? (Выслушиваются высказывания детей).
11. Чтение 4-ой части рассказа до конца.
(После чтения делается пауза, чтобы улеглись чувства, вызванные сказочной поэтичностью и мудростью произведения).
12. Продолжение рассказа учителя:
– Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Высказывания учеников).
Учитель, обобщая ответы детей, продолжает:
– Григ живёт в своих бессмертных творениях. Его душа через музыку говорит с нами, передаёт свой опыт, чувствование и знание жизни. Те, кто живёт в душах людей, не ушли из жизни. Они влияют на нас, а значит, живут.
– Что же сделало Грига бессмертным? (Высказывания учеников).
– Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу…Музыку таких людей исполняют и после смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал и К. Паустовский. В нашем городе одна из улиц носит его имя (улица Грига). Значит, мы, наш народ помним этого гениального композитора.
II. Перечитывание детьми рассказа и коллективный анализ его содержания
1. 1 часть. Чтение диалога композитора и девочки для организации «радиопостановки». Самостоятельная работа.
(- прочитайте первую часть до трёх звёздочек, отделяющих части; отметьте слова автора [А], композитора [К], девочки [Д], подчеркните ремарки автора, указывающие на интонацию и настроение героев).
2. Чтение по ролям 1-ой части рассказа.
3. Перечитывание 2-ой части рассказа, отыскивая самые важные слова, и подготовка к объяснению, почему они являются главными. (Выборочное чтение).
– Сколько основных мыслей заключено в этой части? Какие? Сформулируйте кратко своими словами: а) жизнь удивительна и прекрасна; б) счастлив, потому что отдал всё.
– Что было бы, если бы все или хотя бы большинство людей видели счастье в том, чтобы дарить себя? Какой стала бы жизнь, как вам кажется? (Рассуждения детей на эту тему).
4. Музыкальное иллюстрирование 4-ой части рассказа (учащиеся молча читают текст, выделяя описание музыки, затем вслух выборочно читают отмеченные отрывки и выбирают из предложенных учителем двух-трёх музыкальных фрагментов наиболее подходящий, обосновывая свой выбор).
5. Выборочное чтение.
– Теперь прочитайте последнюю 4-ую часть рассказа и отметьте карандашом все слова, описывающие музыку. Потом мы выберем музыку, которая более всего похожа на ту, которую слушала Дагни. Будьте внимательны. Постарайтесь услышать, почувствовать эту музыку.
6. Слушание фрагментов музыки и выбор такого, который может служить иллюстрацией к прочитанному.
7. Беседа о воздействии классической музыки (она воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на Земле).
– Если вы этого никогда не чувствовали, значит редко слушали настоящую музыку. У вас ещё всё впереди.
Обобщение о прочитанном.
– За что Дагни благодарила Грига? Прочитайте. («За вашу щедрость. За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»)
Так как главным в рассказе является всё же человек, то подготовьтесь ответить на вопросы:
– Чем должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?
Для этого перечитайте чудесный рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Конспект урока литературного чтения. К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”(заключительный урок)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Кузнецова Л.В., учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 65,г. Новосибирск .
Тема урока: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цель: создать условия для формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста , структурировать знания по теме урока .
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
2. Актуализация знаний.
Работа над цитатой СЛАЙД1
«Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» К.Г.Паустовский.
-Как вы понимаете эти слова?
-А что для вас значит быть счастливым?
Работа над содержание СЛАЙДА 2
-Посмотрите на слайд.
– Кого вы видите на слайде? / портреты писателя Константина Георгиевича Паустовского и великого норвежского композитора Эдварда Грига /
-Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (искусство)
-Паустовский в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками» знакомит нас с жизнью и творчеством великого норвежского композитора Эдварда Грига/ (ИСКУССТВО)
-Продолжите эти размышления в группе.
Работа в группе. СЛАЙД 3
-Составьте Диаграмму Вена К.Г. Паустовский и Э. Григ (отличия, сходства)
Проверка работы групп!
(один из группы зачитывает характеристику Паустовского, остальные дополняют , из другой группы представитель зачитывает характеристику Грига, остальные дополняют. Также сходство)
Формулирование цели урока. СЛАЙД4
(на нем портреты композитора и писателя и высказывание « Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…» К.Г.Паустовский .)
– Опираясь на записи и портреты писателей попробуйте определить цель сегодняшнего урока.
-Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом “Корзина с еловыми шишками.
-Опираясь на содержание рассказа попытаемся узнать, что значит быть счастливым для писателя и композитора.
– Вы дома озаглавили части этого рассказа. У каждого из вас свой план. Объединитесь в группы. И составьте общий план , выбрав самые удачные заголовки .
– Работа в группах. (заголовок части отражает главную мысль этой части)
Проверка! (один читает от группы, другие дополняют)
2. В доме композитора. 2 Рождение музыки
3. Дагни в гостях. 3 В гостях у тетушки
4. На концерте. 4 Благодарность Дагни.
-Вспомним содержание каждой части.
4. Работа над содержанием рассказа.
Работа над 1 частью. ВСТРЕЧА
– Где встретил Эдвард Григ маленькую девочку Дагни Педерсен?
(В горном лесу на берегу моря.)
– Почему композитор любил проводить время в лесах?
(Красота природы вдохновляла композитора на написание новой музыки.)
-Давайте вспомним, как произошла эта встреча.
Чтение по ролям. стр 47
– Чтение по ролям диалога (без слов автора) . Девочки слова Дагни. Мальчики слова Грига.
– Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (написать музыку)
– Почему он решил сделать Дагни подарок?
(Она понравилась композитору, тем, что она милая, красивая, чуткая: думает о дедушке, у неё доброе, отзывчивое сердце)
-А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту потерю Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей.
– Почему он не захотел сделать подарок сразу?
(Такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)
– Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.
Работа над 2 частью.
-Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни.
– А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни? ПРОЧИТАЙТЕ!
– В чём заключалось счастье для великого композитора? – ПРОЧИТАЙТЕ самые важные слова этой части. Стр 51 последний абзац)
-Григ писал музыку и знал что за ним наблюдают?
– Кто были его первые слушатели? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ . (СЛАЙД список слов).
* были синицы на дереве
*загулявшие матросы из порта
*прачка из соседнего дома
*снег, слетавший с нависшего неба
*Золушка в заштопанном платье.
– Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал? ПРОЧИТАЙТЕ!
(Синицы волновались, снег останавливался, матросы слушали всхлипывая, прачка качала головой и вытирала слезы, сверчок вылезал подглядывал за Григом).
– А почему Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов? (потому что это истинные слушатели им не важно модно это или нет, а важно то какие чувства она вызывает )
Работа над 3 частью . ( Дагни в гостях)
– Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?
– Почему Дагни покидает дом?
– С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)
– А теперь перенесемся в городской парк, где под открытым небом Дагни впервые услышала симфоническую музыку и получила подарок.
– Смогла ли Дагни оценить этот подарок? Из каких слов вы это поняли? («Так, значит это был он! Тот ….За вашу щедрость….жить человек…»).
-Что хотела сказать Дагни композитору? (Чтение последнего абзаца стр 57)
– Что же такое это прекрасное, которым должен жить человек?
(Делать добро и дарить его людям без возврата.)
– Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант, щедрость. За все это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо».
– Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему?
(Действительно, счастлив тот человек, делает счастливыми других который любит жизнь, любит людей и готов отдать всего себя, свою душу на благо других людей.)
– А был ли счастлив К. Паустовский автор рассказа “Корзина с еловыми шишками”?
(авторы литературных произведений часто через выражают себя через своих героев)
Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ
-Что можно добавить в Диаграмму Венна? в области общее ( подарили бессмертные подарки , были счастливыми людьми , приносили радость другим.)
– Так чему же учит это произведение? Какова основная мысль этого произведения?
(надо жить, принося радость другим людям, счастливые люди)
-Как вы думаете, а как может сложится жизнь Дагни? (она знает ,как надо жить чтобы стать счастливой)
5. Домашнее задание: (на выбор учащихся) СЛАЙД
1. Пересказ текста.
2. Придумать продолжение рассказа, из которого мы узнаем, как в дальнейшем сложилась судьба Дагни. Постарайтесь использовать в своём сочинении известные вам художественные приёмы, чтобы образы получились более яркими и запоминающимися. Поучитесь этому у К.Паустовского.
3. Составить вопросы по Ромашке Блума.
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561604/
http://www.sites.google.com/site/lgtulyakova/kollegam/metodiceskie-materialy/literaturnoe-ctenie/konspekt-uroka-literaturnoe-ctenie-4-klass-umk-garmonia
http://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-k-paustovskiy-korzina-s-elovimi-shishkamizaklyuchitelniy-urok-3912994.html