Главная мысль паустовского корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К

Главная мысль паустовского корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К

Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”

1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.

Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

а). Прослушивание музыки.

Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).

б). Вступительная беседа.

– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?

в). Рассказ учителя о композиторе.

Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.

г). Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

д). Словарная работа.

Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.

Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.

е). Комментарий учителя к словарю.

Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.

Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.

Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.

Они живут в городе Бергене.

Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.

а). Комбинированное чтение.

1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую

музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.

2-ую часть читают ученики.

2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.

4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.

б). Беседа по прочитанному.

(Проверка первичного восприятия произведения.)

– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?

– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?

– В чем ценность этого подарка?

а). Беседа с элементами выборочного чтения.

– Что делал Григ в лесу?

– Зачем он так часто приходил в лес?

– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.

Отметьте в тексте опорные слова.

б) Построение словесной модели.

грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев

– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.

в). Работа с пословицей.

“Каждому свой край сладок”.

  • Прочитайте пословицу.
  • Как вы понимаете её смысл?

– С кем встретился в лесу Григ?

– Что делала в лесу Дагни?

– Что пообещал Григ девочке?

– Почему он решил сделать ей подарок?

– Почему не захотел сделать его сразу?

– Когда же Дагни должна получить подарок?

– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?

– Зачем в рассказ включено это красивое описание?

д). Выборочное чтение.

– Прочитайте, как выглядел дом композитора.

Отметьте в тексте опорные слова.

е). Составление словесной модели.

жилище
ковры
портьеры
мягкая мебель
диван
рояль

ж). Беседа с элементами выборочного чтения.

– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?

– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?

– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?

з). Пересказ 3– ей части.

Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?

и). Беседа с элементами выборочного чтения.

– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?

– Почему она плакала после театрального представления?

– Как Дагни оказалась на концерте?

– Что произошло на концерте? Прочитайте.

– Почему Дагни плакала?

– Что открыла для себя Дагни на концерте?

– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?

– О чем этот рассказ?

а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.

2 урок.

  • Организовать аналитическое восприятие частей рассказа.
  • Развивать творческое воображение учащихся через слово, музыку, живопись.
  • Формировать навык выразительного чтения и умение формулировать идею произведения.
  • Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.

    2. Проверка домашнего задания.

  • Какое произведение, какого автора вы читали дома?
  • Как бы вы назвали этот рассказ по-другому? Почему?
  • На сколько частей вы разделили рассказ?
  • б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.

    Выбор наиболее удачных названий частей.

    1. Встреча в осеннем лесу.
    2. В доме Эдварда Грига.
    3. В гостях.
    4. Долгожданный подарок.

    а). Беседа с элементами пересказа.

  • Что делал Григ в лесу?
  • Зачем он приходил в лес не однажды?
  • (Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)

    – Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.

    грибной воздух
    шум прибоя
    зеленые пряди мха
    веселое эхо
    золото листьев

    • Какими красками нарисован лес?
    • Какие звуки наполняют его? Какие запахи?

    б). Работа с выставкой рисунков.

  • Какой осенний пейзаж наиболее соответствует лесу, описанному К. Паустовским? Почему?
  • в). Чтение по ролям.

  • Кого встретил Эдвард Григ в лесу?
  • Зачем пришла в лес Дагни?
  • – Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.

    г). Беседа по иллюстрации учебника.

  • Какой эпизод изображен на иллюстрации учебника?
  • О чем говорили Григ и Дагни?
  • Что в их разговоре самое главное?
  • Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок?
  • д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.

    (Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.

    Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.

    Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.

    Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)

    е). Формулировка вывода.

    – Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

  • Почему Григ отсрочил вручение подарка, ведь подарок всегда ждешь с нетерпением?
  • Дополнение учителя к ответам учащихся:

    – Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.

    • Когда Григ обещает подарить его?
    • Сколько лет будет тогда Дагни?

    з). Беседа с элементами выборочного чтения.

  • В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?
  • Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
  • Чем это место в рассказе похоже на стихи?
  • (Писатель очеловечивает неживое.)

    – Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?

    (Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)

    и). Выборочный пересказ.

  • Опираясь на модель, опишите, как выглядел дом композитора.
  • жилище
    ковры
    мягкая мебель
    портьеры
    диван
    рояль

    к). Выборочное чтение.

  • Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
  • Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Прочитайте.
  • Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?
  • В чем Эдвард Григ видел свое счастье?
  • (Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)

    л). Работа с пословицей.

    “Не тот живет больше, кто живет дольше”.

    • Прочитайте пословицу.
    • Как вы понимаете ее смысл?
    • Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига?
  • Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене?
  • н). Беседа с элементами выборочного чтения.

  • Куда любила ходить Дагни в городе?
  • Почему она плакала после театральных спектаклей?
  • (Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)

    • Как Дагни оказалась на концерте?

    о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.

  • С каким настроением Дагни собиралась на концерт? Нарисуйте.
  • Какое чудо произошло во время концерта? Прочитайте.
  • Как изменилось настроение девушки? Нарисуйте.
  • Что услышала Дагни в посвященной ей музыке?
  • п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.

  • Какие чувства испытывала девушка, когда звучала музыка? Нарисуйте.
  • Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?
  • (Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)

    • Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
    • Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?

    (Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)

    а). Обобщающая беседа.

    • Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
    • Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

    (“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)

    • О чем же прочитанный рассказ?

    (О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)

    б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

    Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    Лидия Лемех
    Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

    Задачи урока: аналитическое восприятие частей рассказа, развитие творческого воображения через слово. Музыку, живопись.

    Оборудование: мультимедиа проектор.

    Ход урока:

    I. Вступительное слово учите ля.

    Музыка! Её торжественные звуки, разрывая тишину, откликаются в сердце каждого. Она волнует нас, мы переживаем и мечтаем вместе с ней, учимся видеть мир вокруг нас. Встреча с музыкой делает человека красивее, чище, добрее.

    Изучая рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы с вами, ребята, приоткрыли дверь в мир прекрасного, в мир прекрасных людей и прекрасной музыки. Так давайте войдем в этот волшебный мир прекрасного!

    II. Работа над текст ом.

    – Внимательно посмотрите на слайд и назовите главных героев произведения. (Главные герои этого произведения композитор Эдвард Григ и дочь лесника Дагни Педерсен).

    – А кто такие Магда и Нильс? (Это родственники Дагни Педерсен).

    – Ребята, а где происходит действие рассказа? (Действие происходит в Северной Норвегии в городе Берген).

    Норвегия – это страна, которая граничит с Россией. Море раскинулось вдали мягкое, голубое, блестящее. В горах снег лежит даже летом. Возле моря выступают красные гранитные скалы самых причудливых форм.

    Ученик 1: А разве есть еще где-нибудь такие бесстрашные рыбаки? Они суровы, молчаливы, но глаза их и редкая улыбка выдают их сердечную доброту. Такой видел свою страну Эдвард Григ.

    Ученик 2: Григ – это Норвегия в музыке: её природа, её простые люди, их дела и обычаи.

    Итак, произведение «Корзина с еловыми шишками».

    – Ребята, кто сможет кратко передать содержание этого рассказа? (Этот рассказ о том, как Эдвард Григ встретил в лесу маленькую девочку Дагни Педерсен. Он пообещал ей лет через подарить одну интересную вещь. «Я напишу музыку, – решил Григ, и подарю ей это произведение, когда девочке исполнится 18 лет». В 18 лет Дагни окончила школу. Отец отправил девушку погостить к Магде и Нильсу. Однажды Магда, Нильс и Дагни пошли на концерт симфонической музыки. Мужчина в черном фраке объявил, что сейчас будет исполнена знаменитая пьеса Эдварда Грига, посвященная Дагни Педерсен – дочери лесника. Дагни плакала от счастья, слушая эту музыку.)

    – Ребята, что больше всего вас удивило в этом рассказе? (То, что этот великий человек, имя которого знает уже весь мир, не забыл о маленькой простой девочке, которую однажды случайно встретил в лесу, и выполнил свое обещание.)

    – Давайте вспомним, где встретился Григ с маленькой 8-летней девочкой? (В осеннем лесу.)

    – Чем понравилась композитору эта славная девочка? (Она еще маленькая, но очень трудолюбива – тащит домой тяжелую корзину с шишками. Она доверчива.)

    – Из чего это видно? (Сразу рассказала незнакомцу о доме, о своих игрушках, пригласила в гости. Ей хотелось показать незнакомцу вышитую скатерть, рыжего кота и стеклянную лодку. Она очень мила и красива.)

    – Докажите. (У неё зеленые, большие, как у куклы, глаза, в которых поблескивает огоньками листва.)

    – А самое главное, что могло понравиться Григу, наверное, то, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.

    – А сейчас постараемся воссоздать в нашем воображении все события рассказа К. Паустовского.

    III. Работа над содержанием расска за.

    1. Работа над 1 част ью.

    – Прочитайте описание леса, в котором встретились старый композитор и девочка.

    – Чем вам понравился этот лес? (Грибной воздух, в лесу слышен шум прибоя, дрожат осиновые листочки, поют птицы, мох свешивается зелеными прядями до самой земли, в лесу живет веселое эхо.)

    – Какими красками нарисован лес? (Золотыми.)

    – Какие звуки наполняют лес? (Эхо, пение птиц, шелест листьев, шум прибоя.)

    – А запахи? (Запах цветов, ягод, грибов, моря.)

    – Почему приходил Григ в лес не однажды? (Любоваться красотой природы.)

    – Да, ребята, Григ всегда любовался очарованием природы, прислушивался к лесным звукам, и в нем просыпалась прекрасная музыка.

    – Скажите, а что надеялась получить в подарок Дагни? (Игрушку.)

    – А почему Эдвард Григ отсрочил подарок на 10 лет? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Такие подарки, как игрушки, легче дарить. Григ же задумал очень сложный подарок – музыку. Дети еще не понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает подарить свой подарок через 10 лет.)

    – Какой совет дал Григ девочке? (Учись терпению.)

    – Как мы озаглавим 1 часть? (Встреча в лесу.)

    2. Работа над 2 част ью.

    – Переходим к работе над 2 частью рассказа.

    (Чтение учителем начала 2 части рассказа, 3 абзаца.)

    – О чем рассказывает внимательному читателю описание дома композитора? (Влюбленный в музыку человек – вынес из комнаты все, что могло приглушить звуки музыки, гостеприимный – оставил старый диван для гостей.)

    – Что было главным украшением дома? (Рояль.)

    – А почему? (Самым главным в жизни композитора была музыка. Рояль мог петь обо всем, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».)

    – Скажите, какие выражения помогают нам представить зимний город как живое существо? (Туман закутал город по горло, пароходы дремали, посапывая, снег косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.)

    – Ребята, Паустовский не случайно включил красивое описание зимнего города в это место рассказа. Композитору очень важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке.

    – Долгий зимний месяц писал Эдвард Григ музыку для Дагни. Сочиняя музыку, композитор так ясно видел перед собой юную девушку, будто бы рисовал её портрет с помощью музыки.

    – Назовите первых слушателей музыки Грига. (Синицы на дереве, загулявшие матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка.)

    – Слушатели были разные и каждый воспринимал музыку по-своему. Прочитайте, как слушали новое произведение синицы?

    – Как действовала музыка на матросов?

    – А какое чувство вызывала музыка у прачки?

    – А почему эта женщина, слушая музыку, покачивала головой? (Восхищалась красотой звуков.)

    – Даже падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звуки, льющиеся из дома композитора. Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных посетителей концертов. Они не могли понять чувства композитора, что его радовало, о чем он грустил.

    – Как озаглавим эту часть? (Григ пишет музыку для Дагни.)

    3. Работа над 3 частью произведен ия.

    – Переходим к 3 части рассказа.

    – Что изменилось в жизни Дагни через 10 лет? (Она окончила школу, ей исполнилось 18 лет.)

    – Какой Дагни стала? (Это была стройная, красивая девушка с тяжелыми русыми косами.)

    – Кем работали родственники девушки? (Тётя – театральная портниха, дядя – театральный парикмахер.)

    – Вся их жизнь была связана с театром, они жили под крышей театра в маленькой комнатке.

    – Озаглавьте эту часть. (В гостях у родственников.)

    4. Работа над 4 частью расска за.

    – В городе Дагни любила ходить в театр. После всех театральных спектаклей она плакала.

    – А как вы думаете, почему? (Девушка была очень впечатлительной, эмоциональной, её очень волновали событии, которые происходили на театральной сцене.)

    – И вот, Дагни собирается на концерт симфонической музыки вместе с дядей и тетей. Симфония – это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.

    – Давайте представим себе Дагни в тот незабываемый для неё июньский вечер. Это была взрослая, красивая девушка, одетая в длинное черное театральное платье из таинственного бархата, с сияющими большими зелеными глазами.

    – Какой секрет девичьей красоты подсказал Дагни добрый дядюшка Нильс? (В белые ночи надо обязательно быть в черном, а в темные – сверкать белизной платья.)

    – Кто знает, что такое белые ночи? (Ночью светло, стоят легкие сумерки.)

    – А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах города Петербурга «Одна заря спешит сменить другую, дав ночи полчаса».

    – Итак, девушка красива, концерт проходил в парке на вечерней заре, стояли белые ночи. Всё так необычно и чудесно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. Так умело писатель построил свой рассказ. И чудо действительно произошло.

    – Какое чудо произошло? (Дагни получила долгожданный подарок.)

    – Какие были впечатления у Дагни от симфонической музыки, которую она услышала впервые? (Восхищение.)

    – А что удивило девушку? (Что композитор не забыл её и выполнил свое обещание.)

    – О чем жалела Дагни, слушая эту музыку? (Она жалела лишь о том, что композитор умер, и она не может его отблагодарить за такой прекрасный подарок)

    – А теперь послушайте, что же услышала Дагни в посвященной ей музыке?

    – Почему Дагни плакала, слушая музыку Эдварда Грига? (Это были слезы восхищения и благодарности.)

    – Как вы думаете, встретилась ли девушка с великим композитором, слушая эти чарующие звуки, которые наполняли все вокруг? (Да, это была их духовная встреча. Слушая эту музыку, Дагни сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда то в лесу и помог донести корзину с еловыми шишками.)

    – Встреча девушки и композитора не совпала по времени. Она состоялась лишь в душах этих людей. Это еще раз подчеркивает то, что Григ был не только великим музыкантом, но и человеком с широкой, красивой и открытой душой.

    – Ребята, послушайте, о чем думала Дагни, покидая осенний парк, в котором проходил концерт. (Чтение учителем последних абзацев.)

    – Как вы поняли, счастливый или нет конец у этого рассказа? (Счастливый. Дагни получила обещанный подарок. «Слушай, жизнь! Я люблю тебя!»)

    – Озаглавим последнюю часть. (Встреча с музыкой.)

    IV. Итог уро ка.

    – Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Сумели понять основную мысль писателя о внутренней и внешней красоте человека.

    – И в заключении нашего урока хочу рассказать о том, что великий норвежский композитор Эдвард Григ всю свою жизнь с огромным уважением относился к России. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе. Там Эдвард Григ мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зеленых лесах Норвегии.

    Домашнее задан ие: Самостоятельно прочитать следующее произведение о П. И. Чайковском.

    Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”

    1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
    2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.

    Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка к восприятию.

    а). Прослушивание музыки.

    Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).

    б). Вступительная беседа.

    – Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?

    в). Рассказ учителя о композиторе.

    Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.

    г). Сообщение темы урока.

    – Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

    д). Словарная работа.

    Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.

    Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.

    е). Комментарий учителя к словарю.

    Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.

    Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.

    Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.

    Они живут в городе Бергене.

    Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.

    а). Комбинированное чтение.

    1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую

    музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.

    2-ую часть читают ученики.

    2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.

    4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.

    б). Беседа по прочитанному.

    (Проверка первичного восприятия произведения.)

    – Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?

    – Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?

    – В чем ценность этого подарка?

    а). Беседа с элементами выборочного чтения.

    – Что делал Григ в лесу?

    – Зачем он так часто приходил в лес?

    – Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.

    Отметьте в тексте опорные слова.

    б) Построение словесной модели.

    грибной воздух
    шум прибоя
    зеленые пряди мха
    веселое эхо
    золото листьев

    – Почему Паустовский так красиво описывает этот край.

    в). Работа с пословицей.

    “Каждому свой край сладок”.

    • Прочитайте пословицу.
    • Как вы понимаете её смысл?

    – С кем встретился в лесу Григ?

    – Что делала в лесу Дагни?

    – Что пообещал Григ девочке?

    – Почему он решил сделать ей подарок?

    – Почему не захотел сделать его сразу?

    – Когда же Дагни должна получить подарок?

    – В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

    – Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?

    – Зачем в рассказ включено это красивое описание?

    д). Выборочное чтение.

    – Прочитайте, как выглядел дом композитора.

    Отметьте в тексте опорные слова.

    е). Составление словесной модели.

    жилище
    ковры
    портьеры
    мягкая мебель
    диван
    рояль

    ж). Беседа с элементами выборочного чтения.

    – Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?

    – Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?

    – Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?

    з). Пересказ 3– ей части.

    Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?

    и). Беседа с элементами выборочного чтения.

    – Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?

    – Почему она плакала после театрального представления?

    – Как Дагни оказалась на концерте?

    – Что произошло на концерте? Прочитайте.

    – Почему Дагни плакала?

    – Что открыла для себя Дагни на концерте?

    – Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?

    – О чем этот рассказ?

    а). Придумать другое название для этого рассказа.
    б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
    в). Нарисовать осенний лес.
    г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
    д). Подготовить пересказ текста.

    К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.

    2 урок.

  • Организовать аналитическое восприятие частей рассказа.
  • Развивать творческое воображение учащихся через слово, музыку, живопись.
  • Формировать навык выразительного чтения и умение формулировать идею произведения.
  • Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.

    2. Проверка домашнего задания.

  • Какое произведение, какого автора вы читали дома?
  • Как бы вы назвали этот рассказ по-другому? Почему?
  • На сколько частей вы разделили рассказ?
  • б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.

    Выбор наиболее удачных названий частей.

    1. Встреча в осеннем лесу.
    2. В доме Эдварда Грига.
    3. В гостях.
    4. Долгожданный подарок.

    а). Беседа с элементами пересказа.

  • Что делал Григ в лесу?
  • Зачем он приходил в лес не однажды?
  • (Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)

    – Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.

    грибной воздух
    шум прибоя
    зеленые пряди мха
    веселое эхо
    золото листьев

    • Какими красками нарисован лес?
    • Какие звуки наполняют его? Какие запахи?

    б). Работа с выставкой рисунков.

  • Какой осенний пейзаж наиболее соответствует лесу, описанному К. Паустовским? Почему?
  • в). Чтение по ролям.

  • Кого встретил Эдвард Григ в лесу?
  • Зачем пришла в лес Дагни?
  • – Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.

    г). Беседа по иллюстрации учебника.

  • Какой эпизод изображен на иллюстрации учебника?
  • О чем говорили Григ и Дагни?
  • Что в их разговоре самое главное?
  • Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок?
  • д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.

    (Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.

    Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.

    Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.

    Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)

    е). Формулировка вывода.

    – Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

  • Почему Григ отсрочил вручение подарка, ведь подарок всегда ждешь с нетерпением?
  • Дополнение учителя к ответам учащихся:

    – Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.

    • Когда Григ обещает подарить его?
    • Сколько лет будет тогда Дагни?

    з). Беседа с элементами выборочного чтения.

  • В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?
  • Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
  • Чем это место в рассказе похоже на стихи?
  • (Писатель очеловечивает неживое.)

    – Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?

    (Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)

    и). Выборочный пересказ.

  • Опираясь на модель, опишите, как выглядел дом композитора.
  • жилище
    ковры
    мягкая мебель
    портьеры
    диван
    рояль

    к). Выборочное чтение.

  • Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
  • Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Прочитайте.
  • Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?
  • В чем Эдвард Григ видел свое счастье?
  • (Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)

    л). Работа с пословицей.

    “Не тот живет больше, кто живет дольше”.

    • Прочитайте пословицу.
    • Как вы понимаете ее смысл?
    • Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига?
  • Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене?
  • н). Беседа с элементами выборочного чтения.

  • Куда любила ходить Дагни в городе?
  • Почему она плакала после театральных спектаклей?
  • (Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)

    • Как Дагни оказалась на концерте?

    о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.

  • С каким настроением Дагни собиралась на концерт? Нарисуйте.
  • Какое чудо произошло во время концерта? Прочитайте.
  • Как изменилось настроение девушки? Нарисуйте.
  • Что услышала Дагни в посвященной ей музыке?
  • п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.

  • Какие чувства испытывала девушка, когда звучала музыка? Нарисуйте.
  • Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?
  • (Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)

    • Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
    • Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?

    (Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)

    а). Обобщающая беседа.

    • Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
    • Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

    (“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)

    • О чем же прочитанный рассказ?

    (О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)

    б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561604/
    http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-k-paustovskii-korzina-s-elovymi-shishkami.html
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561604/

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Как сделать денежный талисман, чтобы привлечь богатство и удачу? Талисман для привлечения денег своими руками (фото). Амулеты и талисманы для привлечения денег и удачи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии