Главная мысль паустовского корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К
Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”
1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую
музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете её смысл?
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
жилище
ковры
портьеры
мягкая мебель
диван
рояль
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.
К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.
2 урок.
Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.
Выбор наиболее удачных названий частей.
- Встреча в осеннем лесу.
- В доме Эдварда Грига.
- В гостях.
- Долгожданный подарок.
а). Беседа с элементами пересказа.
(Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)
– Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
- Какими красками нарисован лес?
- Какие звуки наполняют его? Какие запахи?
б). Работа с выставкой рисунков.
в). Чтение по ролям.
– Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.
г). Беседа по иллюстрации учебника.
д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.
(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.
Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.
Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)
е). Формулировка вывода.
– Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
Дополнение учителя к ответам учащихся:
– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.
- Когда Григ обещает подарить его?
- Сколько лет будет тогда Дагни?
з). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Писатель очеловечивает неживое.)
– Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?
(Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)
и). Выборочный пересказ.
жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль
к). Выборочное чтение.
(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)
л). Работа с пословицей.
“Не тот живет больше, кто живет дольше”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
- Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига?
н). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)
- Как Дагни оказалась на концерте?
о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.
п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)
- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
- Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)
а). Обобщающая беседа.
- Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)
- О чем же прочитанный рассказ?
(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)
б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Лидия Лемех
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Задачи урока: аналитическое восприятие частей рассказа, развитие творческого воображения через слово. Музыку, живопись.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход урока:
I. Вступительное слово учите ля.
Музыка! Её торжественные звуки, разрывая тишину, откликаются в сердце каждого. Она волнует нас, мы переживаем и мечтаем вместе с ней, учимся видеть мир вокруг нас. Встреча с музыкой делает человека красивее, чище, добрее.
Изучая рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы с вами, ребята, приоткрыли дверь в мир прекрасного, в мир прекрасных людей и прекрасной музыки. Так давайте войдем в этот волшебный мир прекрасного!
II. Работа над текст ом.
– Внимательно посмотрите на слайд и назовите главных героев произведения. (Главные герои этого произведения композитор Эдвард Григ и дочь лесника Дагни Педерсен).
– А кто такие Магда и Нильс? (Это родственники Дагни Педерсен).
– Ребята, а где происходит действие рассказа? (Действие происходит в Северной Норвегии в городе Берген).
Норвегия – это страна, которая граничит с Россией. Море раскинулось вдали мягкое, голубое, блестящее. В горах снег лежит даже летом. Возле моря выступают красные гранитные скалы самых причудливых форм.
Ученик 1: А разве есть еще где-нибудь такие бесстрашные рыбаки? Они суровы, молчаливы, но глаза их и редкая улыбка выдают их сердечную доброту. Такой видел свою страну Эдвард Григ.
Ученик 2: Григ – это Норвегия в музыке: её природа, её простые люди, их дела и обычаи.
Итак, произведение «Корзина с еловыми шишками».
– Ребята, кто сможет кратко передать содержание этого рассказа? (Этот рассказ о том, как Эдвард Григ встретил в лесу маленькую девочку Дагни Педерсен. Он пообещал ей лет через подарить одну интересную вещь. «Я напишу музыку, – решил Григ, и подарю ей это произведение, когда девочке исполнится 18 лет». В 18 лет Дагни окончила школу. Отец отправил девушку погостить к Магде и Нильсу. Однажды Магда, Нильс и Дагни пошли на концерт симфонической музыки. Мужчина в черном фраке объявил, что сейчас будет исполнена знаменитая пьеса Эдварда Грига, посвященная Дагни Педерсен – дочери лесника. Дагни плакала от счастья, слушая эту музыку.)
– Ребята, что больше всего вас удивило в этом рассказе? (То, что этот великий человек, имя которого знает уже весь мир, не забыл о маленькой простой девочке, которую однажды случайно встретил в лесу, и выполнил свое обещание.)
– Давайте вспомним, где встретился Григ с маленькой 8-летней девочкой? (В осеннем лесу.)
– Чем понравилась композитору эта славная девочка? (Она еще маленькая, но очень трудолюбива – тащит домой тяжелую корзину с шишками. Она доверчива.)
– Из чего это видно? (Сразу рассказала незнакомцу о доме, о своих игрушках, пригласила в гости. Ей хотелось показать незнакомцу вышитую скатерть, рыжего кота и стеклянную лодку. Она очень мила и красива.)
– Докажите. (У неё зеленые, большие, как у куклы, глаза, в которых поблескивает огоньками листва.)
– А самое главное, что могло понравиться Григу, наверное, то, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.
– А сейчас постараемся воссоздать в нашем воображении все события рассказа К. Паустовского.
III. Работа над содержанием расска за.
1. Работа над 1 част ью.
– Прочитайте описание леса, в котором встретились старый композитор и девочка.
– Чем вам понравился этот лес? (Грибной воздух, в лесу слышен шум прибоя, дрожат осиновые листочки, поют птицы, мох свешивается зелеными прядями до самой земли, в лесу живет веселое эхо.)
– Какими красками нарисован лес? (Золотыми.)
– Какие звуки наполняют лес? (Эхо, пение птиц, шелест листьев, шум прибоя.)
– А запахи? (Запах цветов, ягод, грибов, моря.)
– Почему приходил Григ в лес не однажды? (Любоваться красотой природы.)
– Да, ребята, Григ всегда любовался очарованием природы, прислушивался к лесным звукам, и в нем просыпалась прекрасная музыка.
– Скажите, а что надеялась получить в подарок Дагни? (Игрушку.)
– А почему Эдвард Григ отсрочил подарок на 10 лет? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Такие подарки, как игрушки, легче дарить. Григ же задумал очень сложный подарок – музыку. Дети еще не понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает подарить свой подарок через 10 лет.)
– Какой совет дал Григ девочке? (Учись терпению.)
– Как мы озаглавим 1 часть? (Встреча в лесу.)
2. Работа над 2 част ью.
– Переходим к работе над 2 частью рассказа.
(Чтение учителем начала 2 части рассказа, 3 абзаца.)
– О чем рассказывает внимательному читателю описание дома композитора? (Влюбленный в музыку человек – вынес из комнаты все, что могло приглушить звуки музыки, гостеприимный – оставил старый диван для гостей.)
– Что было главным украшением дома? (Рояль.)
– А почему? (Самым главным в жизни композитора была музыка. Рояль мог петь обо всем, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».)
– Скажите, какие выражения помогают нам представить зимний город как живое существо? (Туман закутал город по горло, пароходы дремали, посапывая, снег косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.)
– Ребята, Паустовский не случайно включил красивое описание зимнего города в это место рассказа. Композитору очень важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке.
– Долгий зимний месяц писал Эдвард Григ музыку для Дагни. Сочиняя музыку, композитор так ясно видел перед собой юную девушку, будто бы рисовал её портрет с помощью музыки.
– Назовите первых слушателей музыки Грига. (Синицы на дереве, загулявшие матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка.)
– Слушатели были разные и каждый воспринимал музыку по-своему. Прочитайте, как слушали новое произведение синицы?
– Как действовала музыка на матросов?
– А какое чувство вызывала музыка у прачки?
– А почему эта женщина, слушая музыку, покачивала головой? (Восхищалась красотой звуков.)
– Даже падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звуки, льющиеся из дома композитора. Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных посетителей концертов. Они не могли понять чувства композитора, что его радовало, о чем он грустил.
– Как озаглавим эту часть? (Григ пишет музыку для Дагни.)
3. Работа над 3 частью произведен ия.
– Переходим к 3 части рассказа.
– Что изменилось в жизни Дагни через 10 лет? (Она окончила школу, ей исполнилось 18 лет.)
– Какой Дагни стала? (Это была стройная, красивая девушка с тяжелыми русыми косами.)
– Кем работали родственники девушки? (Тётя – театральная портниха, дядя – театральный парикмахер.)
– Вся их жизнь была связана с театром, они жили под крышей театра в маленькой комнатке.
– Озаглавьте эту часть. (В гостях у родственников.)
4. Работа над 4 частью расска за.
– В городе Дагни любила ходить в театр. После всех театральных спектаклей она плакала.
– А как вы думаете, почему? (Девушка была очень впечатлительной, эмоциональной, её очень волновали событии, которые происходили на театральной сцене.)
– И вот, Дагни собирается на концерт симфонической музыки вместе с дядей и тетей. Симфония – это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.
– Давайте представим себе Дагни в тот незабываемый для неё июньский вечер. Это была взрослая, красивая девушка, одетая в длинное черное театральное платье из таинственного бархата, с сияющими большими зелеными глазами.
– Какой секрет девичьей красоты подсказал Дагни добрый дядюшка Нильс? (В белые ночи надо обязательно быть в черном, а в темные – сверкать белизной платья.)
– Кто знает, что такое белые ночи? (Ночью светло, стоят легкие сумерки.)
– А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах города Петербурга «Одна заря спешит сменить другую, дав ночи полчаса».
– Итак, девушка красива, концерт проходил в парке на вечерней заре, стояли белые ночи. Всё так необычно и чудесно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. Так умело писатель построил свой рассказ. И чудо действительно произошло.
– Какое чудо произошло? (Дагни получила долгожданный подарок.)
– Какие были впечатления у Дагни от симфонической музыки, которую она услышала впервые? (Восхищение.)
– А что удивило девушку? (Что композитор не забыл её и выполнил свое обещание.)
– О чем жалела Дагни, слушая эту музыку? (Она жалела лишь о том, что композитор умер, и она не может его отблагодарить за такой прекрасный подарок)
– А теперь послушайте, что же услышала Дагни в посвященной ей музыке?
– Почему Дагни плакала, слушая музыку Эдварда Грига? (Это были слезы восхищения и благодарности.)
– Как вы думаете, встретилась ли девушка с великим композитором, слушая эти чарующие звуки, которые наполняли все вокруг? (Да, это была их духовная встреча. Слушая эту музыку, Дагни сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда то в лесу и помог донести корзину с еловыми шишками.)
– Встреча девушки и композитора не совпала по времени. Она состоялась лишь в душах этих людей. Это еще раз подчеркивает то, что Григ был не только великим музыкантом, но и человеком с широкой, красивой и открытой душой.
– Ребята, послушайте, о чем думала Дагни, покидая осенний парк, в котором проходил концерт. (Чтение учителем последних абзацев.)
– Как вы поняли, счастливый или нет конец у этого рассказа? (Счастливый. Дагни получила обещанный подарок. «Слушай, жизнь! Я люблю тебя!»)
– Озаглавим последнюю часть. (Встреча с музыкой.)
IV. Итог уро ка.
– Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Сумели понять основную мысль писателя о внутренней и внешней красоте человека.
– И в заключении нашего урока хочу рассказать о том, что великий норвежский композитор Эдвард Григ всю свою жизнь с огромным уважением относился к России. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе. Там Эдвард Григ мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зеленых лесах Норвегии.
Домашнее задан ие: Самостоятельно прочитать следующее произведение о П. И. Чайковском.
Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”
1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую
музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете её смысл?
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
жилище
ковры
портьеры
мягкая мебель
диван
рояль
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.
К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.
2 урок.
Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.
Выбор наиболее удачных названий частей.
- Встреча в осеннем лесу.
- В доме Эдварда Грига.
- В гостях.
- Долгожданный подарок.
а). Беседа с элементами пересказа.
(Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)
– Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.
грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев
- Какими красками нарисован лес?
- Какие звуки наполняют его? Какие запахи?
б). Работа с выставкой рисунков.
в). Чтение по ролям.
– Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.
г). Беседа по иллюстрации учебника.
д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.
(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.
Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.
Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.
Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)
е). Формулировка вывода.
– Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.
Дополнение учителя к ответам учащихся:
– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.
- Когда Григ обещает подарить его?
- Сколько лет будет тогда Дагни?
з). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Писатель очеловечивает неживое.)
– Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?
(Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)
и). Выборочный пересказ.
жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль
к). Выборочное чтение.
(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)
л). Работа с пословицей.
“Не тот живет больше, кто живет дольше”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
- Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига?
н). Беседа с элементами выборочного чтения.
(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)
- Как Дагни оказалась на концерте?
о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.
п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)
- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
- Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?
(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)
а). Обобщающая беседа.
- Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?
(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)
- О чем же прочитанный рассказ?
(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)
б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561604/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-k-paustovskii-korzina-s-elovymi-shishkami.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561604/