Гимназия в крылатском – изобразительное искусство – перспектива. Мона лиза леонардо да винчи

Гимназия в крылатском – изобразительное искусство – перспектива. Мона лиза леонардо да винчи

Гимназия в крылатском – изобразительное искусство – перспектива. Мона лиза леонардо да винчи

Джоконда Леонардо да Винчи

Cудьба портрета Монны Лизы (Джоконды) — прославленного шедевра Леонардо да Винчи — исключительна во всей истории мирового искусства. Картина, изображающая молодую женщину из Флоренции и написанная в XVI столетии, сегодня, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на Земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукций. А в крупнейшем музее мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже пятый век, в каждом зале помещен указатель с краткой надписью: «К «Джоконде», к главному сокровищу музея.
В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Ведь нельзя объяснить ее популярность лишь данью моде или гипнозом сенсации. Почему во время демонстрации «Джоконды» в музеях самых разных стран мира многочисленные толпы зрителей шли к ней непрерывным потоком? И что видели в этом портрете многие поколения людей, пристально вглядывавшихся в лицо молодой женщины?
Каждый шедевр обязан своим рождением не только гению создавшего его мастера — он несет в себе отзвук определенного времени, судьбы целой страны, духовного творчества тысяч ее безымянных тружеников. Ибо идеалы народа, его мечты, исторические потрясения словно в зеркале отражаются в созданиях великих художников.

Портрет Монны Лизы связан с замечательной порой в истории человечества — эпохой Возрождения. В Италии и в других странах Европы в это время происходили важнейшие изменения в общественной жизни, национальной культуре и мировоззрении человеческой личности. Открытие Колумбом Америки как бы раздвинуло горизонты, впервые показало
истинные масштабы нашей планеты; предложенная Коперником гелиоцентрическая система вселенной не только совершила переворот в развитии астрономии, но и нанесла удар незыблемости религиозных представлений; изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в Германии стало могучим средством распространения научных и философских знаний.
Высочайшего расцвета в эту эпоху достигла литература. Данте, Петрарка и Боккаччо в блестящей плеяде писателей и философов-гуманистов открыли новые пути развития светской литературы, создали итальянский литературный язык. Шекспировские трагедии, комедии и сонеты раскрыли величие, разнообразие человеческих характеров и страстей. В Испании Сервантес создал роман о Дон-Кихоте, образ которого стал для последующих поколений воплощением благородства, бескомпромиссности и честного служения долгу. А рожденные фантазией великого французского писателя Франсуа Рабле образы Гаргантюа и Пантагрюэля воплотили идею жизнелюбия, ниспровергнув мрачную доктрину средневекового аскетизма и ложную мудрость богословия.

Но, может быть, самые удивительные свершения эпохи Ренессанса относятся к области изобразительных искусств. Это было время великих живописцев, скульпторов . и архитекторов. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан в Италии, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн в Германии, Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель в Нидерландах вот лишь несколько величайших гениев из сотен замечательных и по сей день широко известных художников.
Рядом с этими сыновьями эпохи Возрождения жили безымянные герои Великой крестьянской войны в Германии, Гуситского движения в Чехии, Столетней и религиозных войн во Франции крестьяне и горожане, боровшиеся за национальную независимость, против диктатуры церкви, за свободу человеческой личности. Люди этой эпохи смело ломали закосневшие представления, отправлялись в опасные путешествия, совершали героические подвиги, утверждая тем самым право человека творить свою судьбу, познавать и преобразовывать мир, подчинять стихийные силы природы. Они гордо называли себя устами великого Данте поколением новых людей.
Сформировавшийся в эту эпоху гордый идеал гармонической и разносторонней личности вдохновлял и манил к себе все последующие поколения. Он и сегодня остается живым, непосредственно связанным с нашим временем.
Нравственный и художественный идеал эпохи Возрождения в наивысшей степени воплощен в портрете Джоконды. В облике прекрасной женщины, одухотворенном и возвышенном гением Леонардо, перед нами словно предстает «лицо» эпохи, озаренное чувством собственного достоинства, богатством и сложностью интеллекта, спокойной уравновешенностью.
В истории портрета много неясного и даже таинственного. Огромная научная литература посвящена исследованию картины, но ученые не пришли к единому мнению по многим вопросам. Среди исследователей творчества Леонардо да Винчи до сих пор ведутся споры: была ли Монна Лиза ди Антонио ди Нольди Герардини — жена богатого флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо — действительно моделью художника, или этот портрет изображает знатную неаполитанку Констанцию д’Авалос, маркизу Франкавиллу? Непонятно также, почему картина до конца жизни Леонардо находилась у художника, а не была передана заказчику. Наконец, который из шестидесяти вариантов картины, находящихся во многих музеях мира и в частных коллекциях, является оригиналом? И хотя никто из специалистов не сомневается в подлинности луврской «Джоконды», само обилие копий и вариантов, созданных за четыре столетия, остается загадкой.
О фактах жизни Леонардо да Винчи мы знаем прежде всего от его современника — художника и историка искусства итальянского Возрождения Д. Вазари. Леонардо писал портрет около трех лет и, видимо, закончил его около
1503 года, сообщает Вазари. Он же называет Монну Лизу моделью художника и приводит подробности работы мастера над портретом. По словам биографа, Леонардо «. приглашал во время позирования Монны Лизы людей, игравших на лирах и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, с тем чтобы этим способом устранять меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам».
В «Жизнеописаниях» Вазари мы находим и первую оценку произведения. Современники видели в нем чудо живописи, где мастерство художника достигает таких высот, «что и сама жизнь не могла бы быть иной».
И действительно, живопись этой картины кажется нерукотворной. Взгляд улавливает легкую дымку теней, окутывающих лицо, замечает влажный блеск глаз и прозрачность темной вуали, ниспадающей на плечи молодой женщины, уходит в бездонную глубину неба, но при этом нигде не выделяет мазка кисти художника. Изображение кажется созданным не кистью на деревянной доске, а порождением самой реальности. Еще Вазари писал о Джоконде, что ее рот «казался не красками, а живой плотью».
Невольно поддаешься чудесному обаянию жизненности этого произведения. Вглядитесь в лицо Монны Лизы, и вы заметите не только необычайное правдоподобие изображения, его живую одухотворенность, но и тот трепет
Леонардо да Винчи. Джоконда. 4 Масло. Около 1503. Париж. Лувр.
жизни, о котором Вазари говорил, что «всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса». Эта кажущаяся пульсация жизни проявляется прежде всего в мимике лица. Улыбка буквально на наших глазах сменяется задумчивостью, взгляд кажется то напряженным и сосредоточенным, то рассеянным и ушедшим в себя, на смену иронии приходит открытая доброжелательность. Подобно чуткому собеседнику, Джоконда словно откликается на ваше настроение, на ваши мысли.
Портрет поражает удивительным сочетанием внешней простоты и внутренней сложности замысла. Выбор формата картины, поза модели — все кажется абсолютно естественным.
Молодая дама, одетая по моде XVI века, сидит в спокойной, непринужденной позе — руки покоятся на подлокотнике кресла, лицо задумчиво обращено к собеседнику, которым и чувствует себя зритель. Ни ее поза, сложно сочетающая в себе профиль и фас, ни окружение не являются случайными, они продуманы до мельчайших деталей. Постепенный разворот фигуры на зрителя усиливает то ощущение внутреннего движения жизни, что так. захватывает нас в изменчивости выражения лица. А удивительный «космический» пейзаж за спиной Монны Лизы вызывает размышления о беспредельности вселенной.
Художник сознательно отказался от изображения будничной среды города или привычного уголка итальянской природы. Пейзаж безлюден и пустынен, в красках и рисунке нет конкретных примет времени года — ни солнечного летнего дня, ни суровой зимы. В нем представлены лишь самые общие стихии, неподвластные изменениям, — бездонность купола неба, зеркальность глади вод, скалистые силуэты гор, красно-коричневые первозданные краски земли, вибрация потоков воздуха, то сгущающегося в клубы тумана, то обреающего в далях хрустальную голубизну.
На фоне такого изображения вечного и бесконечного мира и самый образ человека обретает черты философской возвышенности, словно освобождаясь от повседневности. А контраст крупного масштаба фигуры и отдаленного пейзажа наглядно символизирует идею господства человека в мире. Величественный силуэт как бы заслоняет от зрителя небеса, землю, моря и горы. Образ Джоконды приобретает особую торжественность, общечеловеческое звучание. Не случайно английский историк искусства прошлого века Уолтер Патер писал об этом портрете: «Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты. она древнее скал, ее окружающих. » А его современник, французский поэт-романтик Теофиль Готье уподобляет Джоконду древнему загадочному сфинксу, «. который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили. ».
В чем же «загадка» Джоконды?

Читать еще:  Ложный вывод монте - карло или ошибка игрока. Парадоксы формальной логики и логические ошибки

Портрет Джоконды, конечно, чудо, но чудо искусства, мудрости и мастерства художника, сумевшего не только увидеть и постичь всю сложность человеческой души, но и передать ее такими художественными средствами, которые победили бы неподвижность и неизменность живописного изображения, ограниченного одним моментом. Вглядываясь в игру света и теней, тончайшие переходы цвета, мы поражаемся воздушности колорита, легкости движения кисти. Нигде наш взгляд не находит резких контуров или жестких границ формы. В этой тонкости живописной фактуры, прозрачности светотени — знаменитого леонардовского «сфумато» — бесконечная неуловимость нюансов настроения. Выражение лица ускользает в своей неопределенности, так же как скользит по нему свет и тают прозрачные тени. Лицо становится «зеркалом души», изображение насыщается мыслью, оживает во времени.
В высказываниях Леонардо да Винчи не раз повторяется мысль, чтр искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творении он достиг этого. Портрет Джоконды стал вершиной творчества великого художника и философа, итогом жизни и размышлений о человеке, смысле его существования и месте в мире.
Т. ПРИЛУЦКАЯ

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Книги

Login Form

«Джоконда» Леонардо да Винчи

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 02.11.2016 16:14 Просмотров: 3875

«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи до настоящего времени является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.

Её громкая известность связана как с высокими художественными достоинствами, так и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Эту загадочность стали приписывать картине не во время жизни художника, а в последующие века, распаляя интерес к ней сенсационными сообщениями и результатами исследований картины.
Мы считаем правильным – спокойный и взвешенный анализ достоинств этой картины и истории её создания.
Сначала о самой картине.

Описание картины

Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза» (1503-1519). Доска (тополь), масло. 76х53 см. Лувр (Париж)
На картине изображена женщина (поясной портрет). Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю.
Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.
Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Возможно, её сузил сам автор.
За спиной у Моны Лизы – пустынная местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами; местность простирается к высоко поднятой линии горизонта. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость.
В. Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. «Джоконда» – не портрет. Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

Знаменитая улыбка Джоконды

Улыбку Моны Лизы считают одной из самых главных загадок картины. Но так ли это на самом деле?

Улыбка Моны Лизы (деталь картины) Леонардо да Винчи
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях самого мастера и у леонардесков (художников, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо миланского периода, которые входили в число его учеников или просто восприняли его стиль). Конечно, в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Давайте рассмотрим некоторые картины.

Ф. Мельци (ученик Леонардо да Винчи) «Флора»
Та же лёгкая блуждающая улыбка.

Картина «Святое семейство». Раньше её приписывали Леонардо, теперь же даже Эрмитаж признал, что это работа его ученика Чезаре да Сесто
Та же лёгкая блуждающая улыбка на лице Девы Марии.

Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1513-1516). Лувр (Париж)

Улыбку Иоанна Крестителя тоже считают загадочной: почему этот суровый Предтеча улыбается и указывает вверх?

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка.
Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. придумал загадочную улыбку Джоконды. До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»).
Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).

Читать еще:  Результаты лото тип топ за сегодня. Новые лотереи «ТИП» и «ТОП» бьют рекорды выигрышности украинских лотерей

Кто был прототипом «Джоконды»?

Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Именно этот анонимный автор и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
Но каких только мнений не существовало по поводу идентификации модели! Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника.
Но в 2005 г. учёные из Гейдельбергского университета, изучая заметки на полях фолианта флорентийского чиновника, нашли запись: «. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Картина была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына. Эта загадка практически решена.

История картины и её приключения

Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал.) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona.
Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г.
Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи.

Салаи на рисунке Леонардо
Салаи (умер в 1525 г.) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей.
Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место.
В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Эти поездки усилили её успех и славу.
С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре
21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра, итальянцем Винченцо Перуджей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж.
Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974).
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Но это уже совсем другая история.
«Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

10 загадок «Мона Лизы» великого Леонардо, над которыми и сегодня бьются учёные

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Кто она?

Истинная личность изображенной на портрете женщины остается загадкой. Большинство ученых считают, что этой женщиной является 24-летняя Лиза Мария де Герардини (она же Лиза дель Джокондо), итальянская дворянка, родившаяся во Флоренции в 1479 году. Портрет был заказан мужем Лизы, Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, торговцем шелком и тканью. Она родила пятерых детей: Пьеро, Андреа, Камиллу, Джокондо и Мариетту.

По другим гипотезам, на картине запечатлена Катерина Сфорца, графиня Форли, которая прославилась своим военным конфликтом с Чезаре Борджиа. Еще одна теория предполагает, что юная леди была любовницей Джулиано Медичи, правителя Флоренции, или Изабеллой д’Эсте, маркизой Мантуи. Есть версия, что женщина на портрете – мать да Винчи, а то и сам великий художник.

2. Улыбка Джоконды

Интригующая и таинственная улыбка Моны Лизы является, возможно, одним из самых загадочных элементов живописи да Винчи. В течение пяти веков спорили, улыбается ли вообще девушка на портрете, счастлива она или грустна. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что улыбка видна благодаря специфике написания картины только, когда зрители смотрят Моне Лизе в глаза.

После разработки компьютерных программ «распознавания эмоций» в 2005 году голландскими исследователями было обнаружено, что картина выражает счастье на 83 процента, отвращение на 9 процентов, страх на 6 процентов, злость на 2 процента, нейтральность на уровне менее 1 процента и удивление на 0 процентов. Однако многие утверждают, что улыбка Джоконды меняется в зависимости от того, куда смотреть на картину, под каким углом и с какого расстояния. При просмотре крупным планом мелкие детали создают впечатление, что лицо имеет скромное выражение. Но издалека кажется, что Джоконда весело улыбается.

3. Секретные коды

Итальянские специалисты из Национального комитета по культурному наследию Италии благодаря микроскопическому увеличению картины обнаружили наличие серии букв и цифр, нанесенных на многочисленные элементы холста картины. Историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что в правом глазу Моны Лизы есть буквы «LV», которые теоретически обозначают собственное имя художника, Леонардо да Винчи. В левом глазу можно увидеть нечеткие очертания букв «СЕ» или, возможно, «В». На мосту на заднем плане удалось разглядеть число «72» или букву «L», за которыми следует «2», нарисованная на арке моста. Можно только догадываться, что имел в виду художник, когда он столь загадочным образом нарисовал эти буквы и цифры, причем невидимые невооруженным глазом.

4. Неизвестный мост

За очарование лица Моны Лизы часто не замечают загадочный вид на заднем плане. Сегодня многие задаются вопросом — что это за загадочный трехарочный мост на заднем плане, да и в общем — какое точное местонахождение туманного, таинственного ландшафта, на фоне которого написана Мона Лиза.

Читать еще:  Романы ф достоевского. Что написал Достоевский? Произведения Федора Михайловича Достоевского - краткий обзор

Итальянский историк Карла Глори предполагает, что мост за левым плечом женщины известен как Понте Гоббо или Понте Веккио («Старый мост»). Он расположен в Боббио, небольшой деревне в холмистой местности к югу от Пьяченцы на севере Италии. Теория Глори была основана на находке числа «72», тайно спрятанного в изображении каменного моста. Она предполагает, что это число относится к 1472 году. В 1472 году произошло катастрофическое наводнение. Река Треббия вышла из берегов и разрушила мост Боббио. В своей книге «Загадка Леонардо» Глори утверждает, что «Леонардо добавил число 72 под мостом, чтобы запечатлеть память о разрушительном наводнении реки Треббия».

5. Тревожный взгляд

Наверняка, некоторые задавались вопросом, как это возможно, что взгляд Джоконды будто простирается куда-то за пределы картины, но в то же время он направлен прямо на зрителя. Неважно, с какой стороны смотреть на картину, Джоконда продолжает «смотреть прямо на зрителя». Казалось бы, в нашем трехмерном мире тени и свет на поверхностях должны «смещаться» в зависимости от ракурса зрения, но это не относится с двумерным поверхностям. Подобное оптическое явление можно объяснить научной теорией, описанной специалистами из Университета Огайо, в которой доказано, что что изображение может выглядеть одинаково, независимо от угла, под которым оно рассматривается.

Мастерская манипуляция Леонардо да Винчи с красками на холсте создает чрезвычайно реалистичное ощущение глубины во взаимодействии тени и света. Именно это явление создает перспективу и придает Моне Лизе ее тревожный взгляд.

6. Скрытая картина за портретом

Используя технологии инфракрасной и лазерной визуализации на «Моне Лизе», канадские ученые в 2006 году обнаружили на холсте черновые наброски да Винчи, в том числе изменение положения указательного и среднего пальцев левой руки. Это были далеко не единственные открытия на картине – также нашлись кружево на платье Моны Лизы и покрывало на ее коленях.

В 2015 году французский инженер Паскаль Котт использовал похожие методы проецирования световых лучей с различными длинами волн на полотно, после чего измерял количество отраженного света. Любопытно, что его открытие позволило увидеть секретный портрет, закрашенный современной картиной. Котт обнаружил четыре изображения под современным изображением, в том числе портрет молодой женщины с миниатюрными чертами лица и без улыбки. Появились разные теории о реальной личности женщины на картине, но, возможно, ее истинная личность навсегда останется загадкой.

7. Беременная Мона Лиза

Некоторые художественные историки считают, что женщиной на картине является Лиза дель Джокондо, и она была беременной в то время, когда да Винчи писал ее портрет. Ее руки скрещены на округлом животе, а также есть исторические свидетельства того, что дель Джокондо была беременной во второй раз на момент написания картины, и что портрет был написан как раз в честь этого. Кроме того, инфракрасные снимки указывают на то, что на ее плечах лежит драпировка (вуаль) из льна, которую в то время обычно носили беременные женщины. Было высказано предположение, что эта вуаль могла быть просто шарфом или куском ткани, наброшенным на ее плечи.

Однако, руки Моны Лизы, скрещенные над ее животом, исторически точные сроки ее беременности и использование подобной вуали на портрете беременной Эсмеральды Брандини, написанном Сандро Боттичелли, позволяют предположить, что Мона Лиза таинственно улыбается, скрывая небольшой животик.

8. Почему ее считают красивой

На протяжении всей истории портрет Моны Лизы приводился в качестве примера вечной красоты. Было бы очень наивно предполагать, что красота и интрига Моны Лизы ограничены только ее взглядом и ее улыбкой, поскольку она, кажется, является олицетворением так называемого золотого сечения (определенное соотношение длины и ширины предположительно является наиболее эстетически привлекательной пропорцией для человеческого глаза). Присутствующее в естественных структурах, таких как спиральный центр подсолнуха, и искусственных, таких как колонны Парфенона, золотое сечение было названо «божественной пропорцией» самим Леонардо да Винчи.

Если вокруг лица Моны Лизы нарисовать прямоугольник в соответствии с этим соотношением, ее подбородок, макушка и нос получаются идеально выровнены. Преобладание этого золотого сечения в произведениях искусства, возможно, объясняет таинственную интригу, ощущаемую теми, кто видит портрет. Пропорции Джоконды считаются наиболее приятными для глаз, создавая ощущение естественного равновесия и красоты. Кто знал, что математика может объяснить это чувство очарования

9. Кража

«Мона Лиза» была украдена в 1911 году итальянским сотрудником Лувра по имени Винченцо Перуджа. Он считал, что картина была украдена в Флоренции Наполеоном Бонапартом, и хотел, чтобы полотно «вернулось в свой настоящий дом». В течение двух лет местоположение картины оставалось полной загадкой, а СМИ во всем мире размышляли о возможных причинах отсутствия картины в музее и ее местонахождении. В 1913 году Перуджа связался с итальянским арт-дилером Альфредо Джери и попросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку «Моны Лизы» обратно во Флоренцию.

Учитывая, что Перуджа запросил за возврат картины в Италию сущие гроши (при этом 2 года хранил ее под матрасом в своей квартире), люди заподозрили, что инцидент с украденной картиной был попросту уловкой, созданной для повышения интереса к картине и галерее. Когда выяснилось, что вор, который сотрудничал с Перуджей, был не кто иной, как известный фальсификатор искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что «Мона Лиза» была украдена, чтобы сделать копию картины и продавать поддельные копии неосведомленным коллекционерам за огромные деньги.

10. Здорова ли Мона Лиза?

Загадка таинственной Моны Лизы, возможно, была, наконец, раскрыта бостонским врачом. Доктор Мандип Р. Мехра диагностировал у Моны Лизы гормональные нарушения, когда он заметил странные детали ее внешности – бледный цвет лица, редеющие волосы и слегка перекошенную улыбку. Мехра работает директором сердечно-сосудистого центра в Женской больнице Бригхэма. Врач заявил, что ему трудно не обращать внимание на клинические диагнозы. Мехра заметил наличие небольшой мясистой выпуклости во внутреннем углу левого глаза, ее редкие волосы и залысины, отсутствие волос на бровях и выпуклость рядом с указательным пальцем. В сочетании с ее желтой кожей и выпуклостью на шее (т. е. увеличенной щитовидной железой) это заставило его предположить, что странная улыбка Джоконды может быть вызвана мышечной слабостью.

Таким образом, он пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от состояния, называемого гипотиреозом. Мехра продолжил свое исследование исторических условий, связанных с рационом женщины, и обнаружил, что пища с дефицитом йода обычно была характерна для начала XVI века. Поскольку йод является важным питательным веществом, который играет важную роль в поддержании здоровья щитовидной железы, загадка любопытной улыбки Моны Лизы, наконец, может быть раскрыта.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://s1128.ru/predmet/mona-liza.html
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/630-dzhokonda-leonardo-da-vinchi
http://kulturologia.ru/blogs/271218/41786/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии