Гигиена и туалетные принадлежности раннего средневековья. Санитарно-гигиенические сооружения в древней руси и их применение во врачебной практике

Гигиена и туалетные принадлежности раннего средневековья. Санитарно-гигиенические сооружения в древней руси и их применение во врачебной практике

1. Некоторые исторические данные о развитии гигиены и санитарии в Древней Руси

История гигиены – это история борьбы человека за выживание. Вопрос о том, как поддерживать свое здоровье, никогда не был праздным. Он появился в то время, когда человек начал сознавать свои действия и поступки. Перед людьми вставали многочисленные проблемы, от решения которых зависело не только здоровье, но и выживание: чем питаться, как хранить продукты, как узнать, пригодна ли вода для питья, как устроить жилище, как уберечься от болезней. Несмотря на то, что враг на этой войне настолько мал, что даже не видим глазу, не единожды человечество едва не было побеждено, и стояло на грани вымирания от страшных эпидемий. Главной причиной эпидемий служила антисанитария.

Эти вопросы решались практически. Люди накапливали опыт, который передавался из уст в уста в виде предписаний, запрещений, обрядов, народных обычаев. В них сочетались правильные наблюдения и нелепые предрассудки.

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, проводилась их регулярная очистка, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.

При раскопках, произведенных в Новгороде, обнаружены остатки водопровода. Сложная система деревянных трубопроводов, по заключению ученых, была сооружена в конце XI века. Там же обнаружены остатки системы канализации. Установлено, что деревянные мостовые, в Суздале возникли в начале XII века. Деревянные мостовые имелись и в Москве.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X–XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы — одни из древнейших в Северной Европе. В Новгороде обнаружены остатки городского водопровода XI века, построенного из деревянных труб. Водопроводы были в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевой Лавре (XVI в.), Киево-Печерской Лавре (XVII в.). В Москве самотёчный водопровод из свинцовых труб был построен в 1631 году. Между тем в Западной Европе мостовые появились лишь в 1369 г. в Нюрнберге и только в 1417 г. в Лондоне. Известно, что мостить мостовые на Руси начали на триста лет ранее, чем в Европе, а следить за качеством питьевой воды еще раньше. В древнерусских городах были широко распространены общественные бани.

С незапамятных времен на Руси устраивались шахтные колодцы, тайники, предназначенные для снабжения города водой во время осады. Иногда, они представляли собой скрытый подземный ход к ближайшему водоисточнику. Чаще же речная вода подводилась к колодцу по закрытому дубовому каналу. Подобного рода сооружения имелись в Воронеже, Ельце и других городах.

В XVI в. в Московском государстве появляются азбуковники, в которых приводятся сведения по личной гигиене учащихся, предписывающие выполнять ее важнейшие требования.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. “С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя” (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

Миф о неопрятности русского народа

История развития гигиены в Древней Руси опровергает попытки некоторых ученых представить её отсталой в отношении санитарной культуры. Более того, можно смело сказать, что в ряде случаев русский народ опережал другие народы в проведении важнейших профилактических мероприятий. Возникновение санитарной культуры в Древней Руси можно отнести к XI-XII вв., когда во время жестоких эпидемий чумы и оспы древние славяне, зная о заразности этих болезней, стремились защититься от них. Для этого ставили заставы и принимали меры, направленные на предупреждение распространения инфекционных заболеваний (сжигание одежды больных, окуривание полынью и пр.). Народам Древней Руси были известны важные правила строительства и благоустройства городов. Уже в самых древних памятниках русской письменности встречаются указания на то, что при строительстве городов и деревень необходимо избегать низких и болотистых участков как особенно опасных для здоровья: “и несть иные воды вредительнее неже болотная”.

В Древней Руси существовали представления о пищевой санитарии. Так, документ времен Ивана Грозного “Домострой” в котором наряду с другими поднимаются санитарно-гигиенические и педагогические вопросы указывал как поддерживать чистоту тела, в нем много внимания уделяется чистоте и опрятности, мытье посуды, стирке и смене белья. Говорилось о соблюдении режима питания, о хранении готовой пищи.

Например, после подробного описания молочных продуктов там отмечается, что при доении “. доиленка и всякие сосуды молочны теплой водой мыти, и вытирати, и высушити, и в чистом месте опрокинув держати, что ни кошка, ни собака, ни мышь, ни малые ребята не лазили и не напакостили. А коровы издоив молочко в ситецко процидити, да всякие молока укрыв в чистоте держати”.

Читать еще:  Бизнес план танцевальной студии пример. Разработка бизнес-плана для открытия школы танцев

Новгородцы в XI – XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легко мылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Мыло варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях. Для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались “поташным промыслом” – так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров-мыловаров.

Для царя и особ к нему приближённых Аптекарский приказ специально готовил “мыльный состав”. Кроме мыла для мытья тела, в бане применялся т.н. щёлок, получаемый из древесной золы. О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная. Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку.

Славяне знали основы личной гигиены. Первой в мире женщиной, обладавшей медицинскими знаниями, была дочь Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха – Евпраксия, которая после переезда в Константинополь взяла имя Зоя. В известной книге “Мази” (“Алимма”) Евпраксии-Зои, отражены принципы общей гигиены, гигиены женщины и ребенка, гигиены питания, лечения. “Трактат состоит из пяти частей, в которых помещены краткие сведения из микропедиатрии, дерматологии, внутренних болезней, часть работы отведено гигиене брака, беременности и гигиене новорожденного, гигиене питания. Есть здесь и рецепты диетического питания. Содержатся рекомендации по натиранию мазями при ” парши “, болезнях зубов, кожи, изложены некоторые приемы массажа при сердечных и желудочных болезнях.

В X в. переведён с греческого языка “Изборник Святослава”, предназначенного для сына Ярослава Мудрого – Святослава, в котором отмечалось, что для распознавания болезни и успешного ее лечения врачу необходимо знать условия жизни больного, его образ жизни, питания и т.п.. Здесь были помещены конкретные советы по питанию, распознаванию болезней и их лечению.

В ряде литературных произведений XII-XIV вв. также приведены различные советы гигиенического и лечебного значения. Большую библиотеку заложил князь Ярослав Мудрый при Святой Софии. В Киево-Печерской Лавре в то время было много высокообразованных врачей-монахов.

В Средневековье много внимания уделялось личной гигиене, вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках. Если говорить о личной гигиене, то неопровержимые сведения о том, что она поддерживалась на достаточно высоком уровне, мы находим уже у первого летописца Древней Руси – Нестора, в его знаменитом труде “Повесть временных лет”, датируемым началом XII века. Описывая странствия апостола Андрея, того самого, первого ученика Христа, соответственно, его современника, Нестор упоминает и о мытье в бане: “. И возмут на се прутье младое и бьются сами. И обдаются водой студеною. И то творят мовенье себе, а не мученье”.

Нестор Летописец, у которого впервые упоминается о бане

Очевидно, что описывается традиционная русская баня на дровах, которая и до сих пор пользуется большим спросом. В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа, русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей. Это были первые на Руси, своего рода лечебницы. Врачевательница Евпраксия – внучка Владимира Мономаха, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.

Термам и римским курортам в Западной Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства ознаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод, баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.

Читать еще:  Сочинение-Рассуждение на тему: "Подвиг". Способен ли обыкновенный человек на подвиг? Что такое подвиг? (6 фото)

Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира. Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке – все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, Древнее название столицы Франции Лютеция переводится с латинского как “грязь”. Чуть позже римляне назвали его “городом парисиев” и построили там термы, амфитеатр и акведук. “Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть”, — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV–ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII–ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. От подобной “чистоплотности” начались эпидемии.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Только в эпоху Возрождения, когда восстановилось развитие культуры, медицины и науки, водолечение опять обрело свою значимость. Крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.

Возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим – и к водным процедурам. Огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто, как общеукрепляющее средство. И только в XIX веке бани возрождаются вновь. Опять возрастает значение целебных свойств воды при использовании ванн, бань и различных водных процедур.

Как относились к гигиене в Древней Руси

Современное поколение часто во многих вопросах ставит в пример Европу и Америку. Чужие страны считаются более развитыми и более цивилизованными, не то что Россия. Вот только это представление не во всех аспектах оказывается верным. И как один из показателей – отношение к личной гигиене.

Принято считать, что западные страны во многом опережают Россию, в том числе и в вопросах гигиены. Это ведь они придумали биде (сидячую ванночку для водных процедур), дезодоранты, влажные салфетки и парфюмерию. Да, это так, но такая ли уж Россия «не мытая», как это желают представить себе наши западные соседи?

Предлагаю узнать, как относились к гигиене в Древней Руси. А история эта очень увлекательная.

Русская баня

Отношение к чистоте собственного тела всегда являлось показателем заботы о собственном здоровье. Для этих целей у русского народа было заведено посещать баню. Как правило, это происходило один раз в неделю. А при необходимости и ежедневно. Но данная процедура была обязательной и общедоступной. Баня вообще имела огромное значение. С её помощью не только смывали грязь с тела, но и очищали душу. Парились при помощи веников, предпочтение отдавалось берёзовым. В воду добавляли травяные отвары и считалось, что банька может излечить любую хворь. Здесь хозяйки стирали бельё, сюда приводили рожениц, здесь же правили женщин после того, как те переходили в статус матери.

В бане именно пропаривались, а после обливались холодной водой, наиболее смелые люди могли прыгнуть в ближайшую реку или водоём. А зимой поваляться в снегу.

Конечно, далеко не каждый иностранный гость мог понять такую традицию. Во-первых, температура в бане нагонялась довольно высокая, во-вторых, людей принято было хлестать вениками, а в третьих нагишом валяться в снегу. И самое главное, парились часто все вместе, ну какому гостю из-за границы понравится такое. И уж как можно не русскому человеку это понять? И, тем не менее, традиция сохранилась и до наших дней.

Читать еще:  Фамилии заканчивающиеся на ых происхождение. Происхождение русских фамилий: почему одни заканчиваются на -ин, а другие — на -ов? Установление национальности по суффиксам и корню слова

Интересно, что девушки, дети и старики, которые не могли дойти до бани, купались в печи. Да, русская печка была предусмотрена не только для того, чтобы кормить всю семью, но и для того, чтобы принимать гигиенические процедуры. Об этом вы можете тут Русские мылись в печи?

Канализационная система

Одним из самых прогрессивных городов Руси в плане гигиены был Новгород. Историки утверждают, что там были обнаружены останки городского водопровода и канализации. И существовала эта система примерно ещё в 11 веке. А к примеру, в это же время в Париже нечистоты выливались прямо из окон.

К слову сказать, традиция носить шляпы с широкими полями появилась именно по этой причине. Чтобы не быть испачканным содержанием ночного горшка приходилось быть всегда начеку.

Сюда же можно отнести и ещё одну модную традицию. Дело в том, что в Европе был большой дефицит дров, поэтому и горячая вода являлась большой роскошью. К тому же нечистоплотность оправдывала и религия. Католическая церковь считала, что вода должна касаться тела человека только два раза в жизни. Это во время крещения и перед свадьбой. Не удивительно, что даже привилегированные дамы чесались от блох и вшей. Спасение находили в шёлковом белье, поскольку насекомые не могли за него зацепиться. А вторым спасением от пьющих кровь насекомых являлись маленькие домашние животные, в основном собачки. Дело в том, что у питомцев температура тела выше, чем у человека и поэтому вши перекидывались в первую очередь на них. Тем самым давая возможность отдохнуть нечистоплотному человеку.

Кто на свете всех милее

Можно ошибочно подумать, что наши предки вовсе не пользовались косметикой. Это правда, но только косметикой, приготовленной на основе химии. Предпочтение по ряду причин отдавалось натуральным ингредиентам.

Для того, чтобы ухаживать за телом использовали специальные отвары, примочки и настои из трав и ягод. Примечательно то, что женщины очень старательно следили за собой, особое внимание уделялось волосам и лицу. Этот навык прививали с малых лет и «рецепты красоты» передавались от матери к дочери. Девицы знали, что осветлить волосы можно было отваром ромашки, добиться эффекта алых губ или румяных щёчек помогал сок свеклы, а лицо пудрили мукой.

В каждой деревне имелась своя знахарка, которой травы и растения открывали свои целебные свойства. Она ведала, где и в какое время их лучше собирать. Вообще русский народ всегда был близок к природе и пользовался её дарами.

К воде относились на Руси как к святыне. Предки всячески оберегали её источники, считая, что вода – это сила, это жизнь.

Перед сном было принято обязательно мыть ноги и лицо. Тем самым человек избавлялся не только от грязи, но и от повседневных проблем и забот. А за стол никогда не садились с грязными руками. Примечательно и то, что еда на ходу, то есть фаст фуд пришла к нам из соседних стран. А вот на Руси была гигиена питания. За стол садились причесанными, умытыми, с молитвой и благодарностью за пищу.

Кстати, христианская религия предусматривает вступление в пост. И помимо основных миссий такое воздержание благоприятно влияет на организм, он успевает очиститься и восстановится. О посте вы можете прочитать на дружественном канале «Мусагет».

Белоснежная улыбка

Ещё одним любопытным для меня моментом является то, что предки заботились о состоянии своих зубов. Правда, им ещё были неизвестны ни зубная щётка, ни зубная нить. Тогда что использовали для избавления от неприятного запаха изо рта? Оказывается, с этим явлением легко справлялась обычная соль. Её просто втирали в дёсны, делали своего рода массаж и не специальными приспособлениями, а пальцами.

По некоторым источникам для этих же целей народ мог жевать и пчелиный воск. Пётр Первый задался этим вопросом на государственном уровне и велел своим боярам жевать мел или древесный уголь, пользоваться влажной тряпочкой.

Даже иностранцы удивлялись белоснежным и крепким зубам наших предков.

И если с зубной пастой всё понятно, то чем мыли тело? Только не спешите удивляться – золой! А ещё овсяной мукой, при этом добавляли в неё отвары разных трав. Вот, оказывается, откуда пошли многие современные рецепты.

Вот такие сведения удалось узнать о гигиене на Руси и мне кажется, нам есть чем гордиться.

Источники:

http://med.bobrodobro.ru/25373
http://mobile.studbooks.net/2486201/meditsina/neopryatnosti_russkogo_naroda
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5cf624dc9bfcfa00b1cd7ca7

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии