Герой нашего времени проблема которые поднимает роман. Сочинение на тему: Эгоизм и равнодушие Печорина, другие черты характера героя (по роману М.Ю
Сочинение: «Эгоист поневоле» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Каждая повесть романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» самостоятельна, опирается на определенную литературную традицию, однако, объединенные авторским замыслом, повести стали единым целым — исследованием духовного мира современного героя, личность и судьба которого цементирует все повествование.
Роман «Герой нашего времени» создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические 30-е годы XIX века — время жесточайшей реакции. Судьбу поколения 30-х годов и отразил Лермонтов в своем романе.
Реалистически изобразив своего героя со всеми его противоречиями и «пороками», писатель в то же время отметил в нем и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времен его романтической юности до конца жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил «теорию страстей» Фурье, согласно которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер. Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как «эгоист поневоле», «романтик поневоле».
[sms]
В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести «Бэла», «Максим Максимыч»). Но ни тот, ни другой не в состоянии понять Печорина. Поэтому характер его раскрывается полностью лишь в процессе самоанализа, в монологе-исповеди (повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»). Первой в «Журнале Печорина» является повесть «Тамань». Здесь уже намечены основные мотивы: стремление героя к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить «эксперименты» над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение.
Лермонтовский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести «Княжна Мери» автор представляет почти ежедневный отчет о жизни главного героя. Причем он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести герой показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают его насмешку, иронию, презрение.
Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие «водяного общества» и высшего света, он видит, что жизнь здесь — это или пошлая комедия, или дешевая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живет в душе его, видимо порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе.
Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин — натура активная, и он не может удовольствоваться этим. В стремлении к «бурям и битвам» чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошенность, эгоизм, равнодушие к людям — все эти черты несомненны в Печорине,
И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина — «не каменистая пустыня».) Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и «утратил навеки пыл благородных стремлений». «Силы необъятные» не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности.
В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть «где-нибудь по дороге».
Рассказывая «историю души человеческой», Лермонтов с исключительной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.[/sms]
Проблематика романа «Герой нашего времени»
Основные вопросы, поставленные автором в романе
Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».
Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.
Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».
Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих. » – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен. Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…
«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?
В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»
Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.
Проблема счастья в «Герое нашего времени»
Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.
Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.
Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.
Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.
В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».
Современность проблем романа
Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?
Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.
«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.
Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.
Сочинение: «Эгоист поневоле» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Каждая повесть романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» самостоятельна, опирается на определенную литературную традицию, однако, объединенные авторским замыслом, повести стали единым целым — исследованием духовного мира современного героя, личность и судьба которого цементирует все повествование.
Роман «Герой нашего времени» создавался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические 30-е годы XIX века — время жесточайшей реакции. Судьбу поколения 30-х годов и отразил Лермонтов в своем романе.
Реалистически изобразив своего героя со всеми его противоречиями и «пороками», писатель в то же время отметил в нем и те задатки подлинно героической личности, которые позволяют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времен его романтической юности до конца жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил «теорию страстей» Фурье, согласно которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу человека, его характер. Именно из понимания противоречий между потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как «эгоист поневоле», «романтик поневоле».
[sms]
В начале романа о Печорине рассказывают два героя: молодой офицер и Максим Максимыч (повести «Бэла», «Максим Максимыч»). Но ни тот, ни другой не в состоянии понять Печорина. Поэтому характер его раскрывается полностью лишь в процессе самоанализа, в монологе-исповеди (повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»). Первой в «Журнале Печорина» является повесть «Тамань». Здесь уже намечены основные мотивы: стремление героя к активным действиям, любопытство, толкающее его ставить «эксперименты» над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение.
Лермонтовский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повести «Княжна Мери» автор представляет почти ежедневный отчет о жизни главного героя. Причем он почти не пишет о событиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести герой показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают его насмешку, иронию, презрение.
Печорин превосходно понимает лживость и лицемерие «водяного общества» и высшего света, он видит, что жизнь здесь — это или пошлая комедия, или дешевая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живет в душе его, видимо порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе.
Спокойное созерцание красоты и гармонии природы приносит ему ощущение счастья, но Печорин — натура активная, и он не может удовольствоваться этим. В стремлении к «бурям и битвам» чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошенность, эгоизм, равнодушие к людям — все эти черты несомненны в Печорине,
И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина — «не каменистая пустыня».) Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и «утратил навеки пыл благородных стремлений». «Силы необъятные» не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности.
В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть «где-нибудь по дороге».
Рассказывая «историю души человеческой», Лермонтов с исключительной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.[/sms]
Источники:
http://www.kalitva.ru/99295-sochinenie-jegoist-ponevole-po-romanu.html
http://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/problematika-romana.html
http://www.kalitva.ru/99295-sochinenie-jegoist-ponevole-po-romanu.html