Генри дэвид торо биография. Генри Дэвид Торо: биография, высказывания и интересные факты

Генри дэвид торо биография. Генри Дэвид Торо: биография, высказывания и интересные факты

Генри дэвид торо биография. Генри Дэвид Торо: биография, высказывания и интересные факты

Краткая биография Генри Д. Торо (12 июля 1817 – 6 мая 1862).

Генри Дэвид Торо – американский писатель, философ-натуралист, общественный деятель – появился на свет 12 июля 1817 г. в г. Конкорд (штат Массачусетс). Его отец был ремесленником, изготавливал карандашные грифели; мать Торо выросла в семье священнослужителя. Образование он получал в Гарвардском университете (1833-1837). Юноша занимался древними и современными языками, изучал историю, много времени уделял самообразованию.

Высшее образование не вызывало в его душе никакого трепета, он отзывался о нем неуважительно. Защитив диплом в 1837 г., Генри Дэвид отказался его получать, не желая платить за это пошлину в размере 5 долларов. Отсутствие диплома не помешало ему по возвращении в родной город устроиться учителем в местную школу. Спустя год его уволили, поскольку он слишком принципиально осудил телесные наказания. После этого он работал поденщиком, землекопом, инженером, столяром.

Немаловажную роль в его биографии сыграло знакомство с Эмерсононом, который был одним из влиятельных членов «Бостонского клуба трансценденталистов». Под влиянием этого человека Торо и сам проникся идеями трансцендентализма, подразумевавшими возврат к «естественному» природному состоянию и осуждавшими цивилизацию. Эмерсон не только поощрял его духовные искания, но и оказал практическую помощь: именно в журнале трансценденталистов «Циферблат» были впервые опубликованы работы Генри Дэвида Торо – «Законы Ману», «Высказывания Конфуция», «Молитва Будды», затрагивающие темы литературы, природы, восточной философии. Он же поддержал его материально, предложив нуждающемуся Торо кров и работу. Протеже работал у него садовником, дворником, домашним плотником, жил в отдельной комнате.

Позднее Торо работает у родственников Эмерсона в Нью-Йорке домашним учителем, а в местных журналах выходит довольно много его работ. По возвращении в Конкорд помогает отцу, занимается строительством нового дома. В 1845 г. Торо решается на эксперимент, который в конечном итоге принес ему известность. Построив собственными руками на берегу Уолденского озера небольшую хижину, он на два года поселяется в ней, воплощая на практике теоретические постулаты. Там он старался, много физически работая, сам обеспечивать себя всем необходимым, живя независимо и просто. Параллельно он сочинял произведения литературно-философского характера, противопоставляющие жизнь на лоне природы бездуховной, не содержащей в себе жизни цивилизации.

Затворнический образ жизни продолжался два с небольшим года. Накопленный опыт и впечатления стали материалом для его главного сочинения – «Уолден, или Жизнь в лесу», которое будет опубликовано только в 1854 г. и станет одним из самых читаемых в американской классике. По возвращении из приозерной хижины Торо снова жил у Эмерсона. В 1846 г. возник замысел произведения, которое наряду с «Уолденом» принесло ему мировую известность – эссе «О долге гражданского неповиновения».

Однажды, на один день приехав в город в сапожную мастерскую, Торо был пойман полицией, поскольку не уплатил подушный налог. Оказавшись перед выбором, сесть в тюрьму или заплатить, отшельник предпочел первое, тем самым выражая протест по отношению к военным действиям США в Мексике, после чего провел в камере сутки, где у него и созрела мысль написать эссе. Опубликованное в 1849 г., оно произвело большое впечатление на Ганди и Л.Н. Толстого, Л. М. Кинга. Торо являлся аболиционистом, защищал права негритянского населения, проповедуя ненасильственное сопротивление злу как метод борьбы с неравноправием. ОН входил в бостонский «Кружок Паркера», который существовал в 50-ых гг. и объединял под своей эгидой всех, кто ратовал за необходимость освобождения негров. Одним из направлений деятельности Торо была также защита охраны окружающей среды; будучи натуралистом, он входил в число первых, кто в его стране поддержал дарвинскую теорию эволюции.

Перед смертью Торо испытывал тяжелые страдания, вызванные туберкулезом, но продолжал работать над сочинениями, подготавливая их к публикации. Скончался он в родном городе 6 мая 1862 г.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau) (цитаты)

(12 июля 1817, Конкорд, штат Массачусетс, США — 6 мая 1862, Конкорд, штат Массачусетс, США)

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Генри Торо родился в Конкорде, штат Массачусетс. В 1837 году окончил Гарвардский университет. Под влиянием Р. У. Эмерсона он воспринял идеи трансцендентализма, заключавшиеся в критике современной цивилизации и возврат к природе в духе Ж.-Ж. Руссо.

В 1845—1847 годах Торо жил в построенной им самим хижине на берегу Уолденского пруда (недалеко от Конкорда), самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни. Этот эксперимент по уединению от общества он описал в книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).

Г. Д. Торо активно участвовал в общественной жизни. Так, в 1846 году в знак протеста по отношению к войне США против Мексики он демонстративно отказался платить налоги, за что был на короткое время заключён в тюрьму. Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров. В качестве средства борьбы он предлагал индивидуальное ненасильственное сопротивление общественному злу. Его эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849) оказало влияние на Л. Н. Толстого, М. Ганди и М. Л. Кинга. В Бостоне в 1850-е годы существовал «Кружок Паркера», объединявший решительных сторонников освобождения негров. В него, помимо Теодора Паркера, входили Торо и многие друзья последнего — Р. У. Эмерсон, А. Б. Олкотт, У. Чаннинг.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Кроме того, Торо был натуралистом и выступал за охрану природы. Он стал одним из первых в США приверженцев теории эволюции Ч. Р. Дарвина.

Генри Дэвид Торо скончался в Конкорде от туберкулёза.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

* Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. — Пер. З. Александрова. М., «Наука», 1979.
* Торо Г. Д. Высшие законы. Сборник. Пер. с англ./Общ. ред., предисл., сост. Н. Е. Покровского. — М.: Республика, 2001.
* Торо Г. Д. Дневники. Прогулки.
* Торо Г. Д. Стихотворения.
* Торо, Генри Дэвид в библиотеке Максима Мошкова
* Произведения Г. Д. Торо в проекте «Вне насилия».
* Генри Торо «О гражданском неповиновении»

* Старцев А. И. Генри Торо и его Уолден.
* Покровский Н. Е. Генри Торо. — М.: Мысль, 1983
* Ханс-Дитер и Хельмут Клумпьян. Генри Дэвид Торо. Перевод с немецкого Александра Берникова. — Челябинск, Издательство «Урал LTD», 1999.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Дэвид Генри Торо (порядок имён поменял, будучи взрослым, по соображениям благозвучия) родился в 1817 году в городе Конкорд, штат Массачусетс. Его дед, француз с острова Джерсей, эмигрант, после Войны за независимость сколотил небольшое состояние. Отец будущего философа Джон был менее удачлив и, растратив это состояние, занялся кустарным производством карандашных грифелей. Он вступил в брак с дочерью священника Синтией, человеком энергичным и решительным, стал отцом четверых детей: Джона, Хелен, Генри и Софии. Джон и Хелен не получили систематического образования, но по стандартам того времени и места считались образованными людьми, преподавали в конкордской средней школе.

Читать еще:  Отцы и дети павел петрович. Характеристика Павла Петровича Кирсанова: утонченный аристократ

Генри в 15 лет поступил в Гарвардский университет, где изучал древние и современные языки, историю. Много пришлось постигать посредством образования. О высшем образовании он высказывался безо всякого уважения:
В нашем университете представлены все отрасли знания. Отростков много, корней нет.
Студент изучает химию, не зная, как пекут хлеб, и механику, не зная, как этот хлеб достаётся.

В 1837 году Торо защитил дипломную работу по теме “Коммерческий дух”, но диплом получать отказался, так как за его оформление требовалось заплатить 5 долларов пошлины. Несмотря на отсутствие этого важного документа, он вернулся в Конкорд и стал учителем в городской школе. Через год молодой учёный лишился работы, резко выступив против телесных наказаний. В Соединённых Штатах был экономический кризис, другого места работы оказалось не найти, и Генри с братом Джоном открыли частную школу с углублённым изучением естествознания. Телесные наказания были там запрещены, что обусловило хорошую посещаемость. В тот же период произошёл инцидент, связанный с религией. Торо получил налоговый лист унитарианской церкви, вновь отказался платить и тем самым вышел из общины унитариев, не присоединяясь ни к какой другой. В те времена атеизм в США приравнивался к государственной измене.

В октябре 1837 года философ начал вести дневник и вёл записи до конца жизни. Дневники Торо изданы, в них 14 томов. Тогда же он познакомился с Элен Сьюэл, дочерью священника. В 1839 году сделал ей предложение, но получил отказ, продиктованный несомненно родителями девушки. До конца жизни Торо оставался холостяком.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Генри Дэвид Торо с публикаций в журнале трансцендентального общества Dial (Циферблат). Статьи его посвящались природе, литературе, а также восточной философии: “Высказывания Конфуция”, “Законы Ману”, “Китайское четырёхкнижье”, “Молитвы Будды”. Вновь оказавшись в затруднительном финансовом положении, учёный поселился в доме Ральфа Эмерсона, председателя трансцендентального клуба, в качестве домашнего плотника, садовника и дворника, с правом жить в отдельной комнате и есть за общим столом.

Натаниэль Готорн, близкий в те годы к трансценденталистам, так описывает будущее светило науки: “Мистер Торо – человек исключительный: он молод, в нём осталось ещё много от первозданной природы, и вся эта дикость сознательно культивируется им. Он некрасив, как смертный грех, но его внешность благородна и служит ему лучше любой красивости. Он отверг все общепринятые способы заработка и склонен вести существование наподобие индейского. Он любознательный и чуткий наблюдатель природы. И природа В ответ на его любовь, кажется, приняла его как свое особо любимое дитя, она раскрывает ему секреты, о существовании которых догадываются лишь немногие. Он – хороший писатель. “

Затем Торо едет в Нью-Йорк, где занимает место домашнего учителя у родных Эмерсона. Много печатается в нью-йоркских журналах. Потом, вернувшись в Конкорд, работает вместе с отцом и строит семье новый дом.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Весной, одолжив в городе топор и сказав по этому поводу: “Трудно начать какое-либо дело, ничего не заняв, но зато это прекрасный способ вовлечь ближнего в благое начинание”, философ строит хижину на берегу Уолденского пруда. 4 июля 1845 года, в День Независимости Америки, он поселяется в хижине, чтобы зажить правильной жизнью, осуществить принципы упрощения и независимости на практике. Полной автономности, однако, не получилось: мать Генри регулярно приходила забирать бельё в стирку. Уолденское затворничество длилось два года и два месяца, его итогом стал главный труд Торо “Уолден, или жизнь в лесу”.

Летом 1846 года отшельник отправился в город, чтобы забрать из починки сапоги. Его поймала полиция, обвинила в неуплате подушного налога, поставила выбор: плати или садись в тюрьму. Торо сел в тюрьму. Он находился за решёткой одни сутки и замыслил там эссе “О долге гражданского неповиновения”. Рассказывают, что Ральф Эмерсон, узрев своего друга в камере, изумлённо воскликнул: “Почему вы здесь, Генри?” На это учёный ответил: “А вы почему не здесь?”

6 сентября 1847 года Торо возвратился из хижины и вновь поселился у Эмерсона. В 1849-ом вышла его первая книга “Неделя на Конкорде и Мерримаке”, затем – статья “О долге гражданского неповиновения”. Впоследствии философ много путешествовал по США и Канаде, часто в сопровождении индейцев.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

В 1854 году вышел в свет “Уолден”, и Генри Торо получил известность как серьёзный учёный.

Именно он выступил в защиту Джона Брауна, великого аболициониста, а после казни Брауна писал: “Весь последний месяц я жил, охваченный чувством неизмеримой утраты. Я сперва не мог понять, что со мной. Наконец понял: я потерял свою страну. “

Тогда Торо был уже тяжело болен туберкулёзом. В последние месяцы он готовил к печати свои произведения. Младшая сестра София и друзья преданно ухаживали за ним. Умиравшего философа спросили: “Готовы ли вы к переходу в мир иной?” Он ответил так: “Невозможно одновременно думать о двух мирах.”

6 мая 1862 года Генри Дэвид Торо ушёл из жизни.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Генри Дэвид Торо (Henry David Thoreau) (1817-1862), американский писатель и философ. Родился 12 июля 1817 году в Конкорде (штат Массачусетс). За исключением четырех лет в Гарвардском университете (1833-1837) и шести месяцев на Стейтен-Айленд в 1843 году, всю жизнь провел в Конкорде, предпочитая, по его собственному признанию, изучать этот городок и неизведанные уголки внутреннего мира человека, а не дальние края. Конкорд прославился еще во время Войны за независимость, но известности ему добавило то, что там жили и работали такие люди, как Р. У. Эмерсон, Б. Олкотт, Н. Готорн и Торо.

Окончив Гарвардский университет, Торо недолго преподавал в школе, а после брался за случайную работу, не желая делать карьеру подобно другим выпускникам университета. Стал другом и протеже Эмерсона, одобрявшего его занятия и духовные устремления, его первая публикация состоялась в журнале трансценденталистов “Дайел” (“Dial”). Единственное, чего ему хотелось, – это творить, но к 28 годам у него не было ни положения, ни денег, и Торо пустился в свое знаменитое предприятие. На берегу Уолденского озера неподалеку от Конкорда он более двух лет (с 4 июля 1845 по 6 сентября 1847 год) прожил в полном одиночестве в построенной собственными руками бревенчатой хижине.

Читать еще:  1 международный конкурс молодых пианистов гранд пиано. II Международный конкурсмолодых пианистовGrand Piano Competition.Церемония награжденияи концерт-закрытие конкурса

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Этот эксперимент привел к созданию великой книги – “Уолден, или Жизнь в лесу” (“Walden, or Life in the Woods”, 1854). В Уолдене отвергаются и осмеиваются ценности общества, а скуке и бессмысленному существованию противопоставлены простые радости. Подробный отчет о постройке хижины и устройстве очага, затратах на еду и выгоде от собственных бобов и картофеля вызывает в памяти Робинзона Крузо. Исполнены глубокой радости и смысла картины каждодневных сезонных работ. Книга стала самым читаемым произведением американской классической литературы и оказала влияние на таких разных писателей, как Лев Толстой, У. Йейтс и Хемингуэй.

Торо покинул озеро, осознав, что в силах жить так, как ему хочется. Принадлежащему семье магазину и обязанностям землемера он уделял ровно столько времени, сколько требовалось, чтобы материально поддержать родителей и сестру (сам Торо так никогда и не женился) и обеспечить себе самую скромную жизнь. Торо не хотел расходовать жизнь на приобретение вещей и старался свести к минимуму “стяжательские” траты.

Первой опубликованной книгой Торо стала “Неделя на реках Конкорда и Мерримака” (“A Week on the Concord and Merrimack Rivers”, 1849) – живой рассказ о двухнедельной поездке, предпринятой в 1839 году вместе с братом Джоном, перемежаемый эссе, стихотворениями и почти 300 цитатами из прочитанных книг. Его другая книга, “Леса Мэна” (“The Maine Woods”, 1864), основана на трех путешествиях (пешком и на каноэ) по горам, озерам и рекам штата Мэн, а “Кейп-Код” (“Cape Cod”, 1865) описывает три пешие прогулки по полуострову Кейп-Код. Обе книги были опубликованы посмертно, хотя при жизни Торо отдельные части печатались в журналах. Перу Торо принадлежит памфлет “Гражданское неповиновение” (“Civil Disobedience”, 1849), где он высказал убеждения, за которые в июле 1846 года ему пришлось провести ночь в тюрьме, т.к. он отказался заплатить налоги правительству, действий которого не одобрял. Много лет спустя это эссе оказало большое влияние на Ганди в его выступлении против британского владычества в Индии. “Рабство в Массачусетсе” (“Slavery in Massachusetts”, 1854), “В защиту Джона Брауна” (“A Plea for John Brown”, 1860), “Жизнь без принципов” (“Life without Principle”, 1863) также выражают бескомпромиссность позиции Торо и его неприятие вмешательства правительства в жизнь людей. Генри Дэвид Торо умер в Конкорде 6 мая 1862 года.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Американский писатель и философ. Родился в Конкорде (штат Массачусетс). За исключением четырех лет в Гарвардском университете (1833—1837 гг.) и шести месяцев на Стейтен-Лйленде в 1843 г., всю жизнь провел в Конкорде. Окончив Гарвардский университет, Торо недолго преподавал в школе, а после орался за случайную работу, не желая делать карьеру подобно другим выпускникам университета. Его первая публикация состоялась в журнале «Дайел». Единственное, чего ему хотелось, — это творить, но к 28 годам у него не было ни положения, ни денег, и Торо пустился в свое знаменитое предприятие: на берегу Уолденского озера неподалеку от Конкорда он более двух лет прожил в полном одиночестве в построенной собственными руками бревенчатой хижине. Этот эксперимент привел к созданию замечательной книги — «Уолден, или Жизнь в лесу». Первой опубликованной книгой Торо стала «Неделя на реках Конкорда и Мерримака». Его другая книга «Леса Мэна» описывает три пешие прогулки по полуострову Кейп-Код. Обе книги были опубликованы посмертно, хотя при жизни Торо отдельные части печатались в журналах. Перу Торо принадлежит памфлет «Гражданское неповиновение», где он высказал убеждения, за которые в июле 1846 г. ему пришлось провести ночь в тюрьме: он отказался заплатить налоги правительству, действий которого не одобрял. Много лет спустя это эссе оказало большое влияние на Ганди в его борьбе против британского владычества в Индии. «Рабство в Массачусетсе», «В защиту Джона Брауна», «Жизнь без принципов» также выражают бескомпромиссность позиции Торо и его неприятие вмешательства правительства в жизнь людей. Умер писатель в Конкорде 6 мая 1862 г.

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Генри Дэвид Торо (англ. Henry David Thoreau)

Дата публикации на сайте 23 марта 2011.

Дачное чтиво: величайший дауншифтер XIX века

А не возникало ли у вас в своей жизни желание сбросить с себя всю бытовую шелуху, уволится с работы и уехать жить на несколько лет (а может и навсегда) в сельскую глубинку, подальше от назойливого влияния цивилизации? Была бы такая жизнь лучше или хуже прозябания в индустриальном городе? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться, а поможет в наших начинаниях американский философ, писатель и натуралист — Генри Дэвид Торо, автор выдающегося произведения «Уолден, или жизнь в лесу».

Творческий путь писателя

Генри Дэвид Торо

Генри Дэвид Торо родился 12 июля 1817 года в Конкорде (штат Массачусетс) в семье ремесленника. Мать Торо имела шотландское происхождение, а отец — французское (дед Торо со стороны отца переселился в Америку с острова Джерси во время Войны за независимость). Генри фактически всю свою жизнь провел в Конкорде, за исключением четырех лет, затраченных на обучение в Гарвардском университете, и шести месяцев, проведенных в Стейтен-Айленд (округ Нью-Йорка).

В Гарвардском университете Торо изучал древние языки, а также немецкий, французский, итальянский и испанский. Античное мировоззрение философов занимало важное место в духовном мире Генри (он даже перевел на английский «Семеро против Фив» Эсхила).

Эмерсон Ральф Уолдо

После обучения Торо возвращается в Конкорд, где знакомится с Эмерсоном Ральфом Уолдо и становится младшим сочленом в кружке трансценденталистов (трансцендентализм — философское течение, основными идеями которого служат социальное равенство, духовное самосовершенствование, близость к природе). В 1841 году Торо переехал к Эмерсону и жил у него в течение двух лет помогая по дому, и пребывая в качестве ученика. В то же время Торо начинает заниматься публицистикой, и печатает свои первые очерки и стихи в главном журнале трансценденталистов — «The Dial».

В истории американской философии Торо, в первую очередь, знаменит своим необычным поступком — писатель два года прожил в лесу на окраине Конкорда, и позже написал свое знаменитое произведение «Уолден, или жизнь в лесу», в котором подвел итоги своего двухлетнего трансцендентного бытия. С 4 июля 1845 года о 6 сентября 1847 года Генри Торо проживал в полном одиночестве в самостоятельно построенном доме на берегу озера Уолден. Все свои размышления и наблюдение за природой Торо записывал в дневник — записи из него в дальнейшем использовались для написания книг и чтения лекций. Кстати, с привычкой «философских» прогулок писатель не расставался до конца своих дней.

Читать еще:  Савелий как на руси жить хорошо. Образ савелия богатыря святорусского в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

Примерно в середине своего пребывания на Уолдене Генри ночь провел в тюрьме. В июле 1846 года он встретил сборщика налогов, который, вы не поверите, попросил Торо заплатить подоходный налог, который Торо не желал платить на протяжении нескольких лет. Генри отказался, и за столь дерзкое неповиновение его заперли в местной тюрьме. На следующий день его выпустили — какой-то доброжелатель оплатил всю задолженность Торо.

После завершения двухгодичного «эксперимента» Торо возвращается в Конкорд, где зарабатывает на жизнь работая в мастерской отца или занимаясь физическим трудом по найму. Принадлежавшему семье магазину Генри уделял ровно столько времени, чтобы поддержать финансово свою семью и обеспечить себе скромную жизнь. Все свободное время писатель тратил на литературные занятия и наблюдения за природой. Генри Торо все больше чувствовал свою отчужденность от граждан Конкорда, в то время как некоторые сограждане откровенно считали его бездельником и маргиналом.

Памятник писателю неподалеку от его места жительства

Первая его книга, опубликованная в 1849 году, имеет название «Неделя на реках Конкорда и Мерримака» — небольшой рассказ о двухнедельном путешествии со своим братом Джоном. С 25 сентября по 2 октября 1850 года Генри Торо совершил путешествие в Канаду, о чем написал заметки «Янки в Канаде». Две других книги — «Леса Мэна» и «Кейп-Код» — были опубликованы посмертно, хотя некоторые части публиковались в журналах.

Одним из наиболее известных произведений, помимо «Уолдена», и наиболее почитаемым сегодня остается эссе — «О долге гражданского неповиновения». Являясь сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права чернокожих рабов. Он предлагал в своем труде философию ненасильственного сопротивления общественному порядку.

Генри Дэвид Торо скончался в Конкорде от чахотки в мае 1862 года.

«Уолден, или жизнь в лесу»

Главный труд Торо посвящен анализу ценностей общества, в котором находился писатель. Однако в этой книге есть и множество изящных поэтичных описаний флоры и фауны Уолдена, подробный отчет о постройке хижины и устройстве очага. Имеется даже расчет прибылей и расходов от выращивания бобов и картофеля. Так что любой начинающий «дауншифтер» может прочесть этот труд, и воспользоваться знаниями, почерпнутыми из него на практике.

В 1845 году уровень промышленности в Америке не отставал от развитых стран Европы. Местная общественность осознает, что нечто происходит с общественным порядком, и начинает горячо дискутировать на темы «переустройства» мира, справедливого миропорядка, создавая социальные теории. Что такое «личная свобода»? Как ее достичь? В своем труде Торо считает первоочередным требованием для обретения личной свободы человеку крайне важно осознать, что люди сами строят вокруг себя «клетки», из-за неумения регулировать внутренние мотиваторы:

«…Человек раб и пленник собственного мнения о себе. Судьба человека определяется тем что он о себе думает. Накопление собственности и заботы по приумножению ее изнуряют человека, который едва успевает опомниться перед смертью и признать, что жизнь его пролетела впустую».

Так как человек сам сажает себя в «тюрьму», то и освобождаться от этого воздействия должен сам. Торо считает, что у каждого человека в современном (для него) обществе, имеется тот уровень личной свободы, которую он заслуживает. Умение отличить зерна от плевел — это одна из задач, стоящих перед человеком, чтобы не тратить свою жизнь в погоне за «псевдопотребностями» (стоит напомнить, что сам Торо жил не в эпоху «общества потребления», а лишь застал начало тотальной индустриализации и победы буржуазии).

Проблема несвободы, по мнению Генри Торо, заключается в том, что люди решают не те проблемы. Прежде чем снять с себя кандалы, Торо предлагает сначала определится со своими целями. Своим поступком, поселившись в лесу, Торо продемонстрировал, что у человека есть возможность существовать без отчуждения от труда и быть независимым (от многих лишних внешних факторов).

Торо, убедившись на своем примере, заявляет, что абсолютно и достаточно удовлетворять лишь «жизненные потребности». Для человека в его климате этот список составляют: пища, кров, одежда и топливо. Не обладая этим базисом, человек неспособен свободно и успешно решать проблемы, возникающие на жизненном пути.

Если потребности сведены к естественным, пропадает сразу целый спектр проблем, связанный с общественным регулированием: например, Торо рассуждает, что стоимость съема комнаты в Конкорде составляет 30 долларов в год, в то время как его собственноручно построенный дом обошелся ему всего в 28 долларов; добывает писатель пищу своим трудом, и, при всей занятости, он успевает уделять много времени на занятия, которые ему по душе — книги, общение с редкими гостями, размышления. Ведь если утверждать, что цивилизация действительно олицетворяет благо, улучшая условия жизни, нельзя забывать и о другой стороне медали — количестве жизненных сил, которые будут затрачены на получение этого блага.

К тому же Торо обращает внимание на тот факт, что зачастую причина «потребительства» связана со стадным инстинктом и желанием быть «дороже» чем кажешься окружающим. Этому существует логичное объяснение — большинство людей ленятся иметь свои собственные мысли:

«Большинство людей, видимо, никогда не задумываются над тем, что такое дом, и всю жизнь терпят ненужные лишения потому, что считают обязательным иметь такой же дом, как у соседа. Так же и с одеждой. Моды создаются праздными богачами, а толпа прилежно им следует».

В завершение, хочется добавить про отношение Торо к людям, на костях которых строится цивилизация:

«Ну, а как обстоит с несчастным меньшинством (прим. Торо по непонятной мне причине употребляет слово меньшинство, хотя тут можно поспорить; а большинство для него — более успешные люди)? Оказывается, что чем больше некоторые возвысились над дикарями в отношении внешних условий жизни, тем больше принижены другие по сравнению с ними. Ошибочно думать, что если в стране существуют обычные признаки цивилизации, то в ней не может быть огромных масс людей, низведенных до уровня дикарей. Да, не мешает приглядеться к жизни того класса, чьим трудом осуществляются все достижения нашего века».

Отвратительные мужики желают вам провести последний летний месяц на даче, отдохнуть от городской суеты и захватить с собой небольшую книжку «Уолден, или жизнь в лесу», чтение которой займет пару жарких летних вечеров.

Источники:

http://www.wisdoms.one/biografiya_genri_toro.html
http://www.epwr.ru/quotauthor/523/
http://disgustingmen.com/lichnosti/henry-david-thoreau

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии