Где проходит выставка пинакотека ватикана. Караваджо и злобные русалки: что привезли из Ватикана в Третьяковку? Что привезли из Ватикана

Где проходит выставка пинакотека ватикана. Караваджо и злобные русалки: что привезли из Ватикана в Третьяковку? Что привезли из Ватикана

Караваджо и злобные русалки: что привезли из Ватикана в Третьяковку?

В Третьяковской галерее открылась выставка, знаковая для современной истории музея: из пинакотеки Ватикана в Москву привезли работы Рафаэля, Караваджо, Беллини и других титанов мировой живописи. В таком составе и объеме искусство, методично собранное римскими папами, на гастроли не отправлялось никогда.

Самый древний экспонат

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».
Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 12, до 19 февраля 2017 года.

Выставка в Третьяковке: ватиканские шедевры и тройное чудо

“Пинакотека” — слово древнегреческое. Так называлось левое крыло афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесенных в дар богине Афине. Слово подхватили в Древнем Риме. И именно так – Пинакотека — называется один из ватиканских музеев.

С тех пор как в Ватикан были возвращены шедевры, похищенные Наполеоном, еще никогда такое их количество единовременно не отправлялось вновь в путь. Куда? В Россию, в Москву, на выставку в Третьяковскую галерею, которая открывается 25 ноября.

Читать еще:  Имена для мальчика в русско чеченской семье. Что означают Чеченские имена: толкование и история происхождения

В эксклюзивном интервью “Вестям в субботу” директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, чем любителям искусства запомнится эта грандиозная выставка.

– Зельфира Исмаиловна, показывайте, что у вас вечного? У меня немного колени дрожат даже при входе.

– Я до сих пор не могу поверить в то, что эти невероятные полотна находятся в Москве, в Третьяковской галерее.

– То есть этого не может быть, потому что этого не может быть?

– Да. До того момента как стали распаковывать ящики, я, честно говоря, так и не верила до конца, что это происходит.

– В России такого никогда не было?

– Не только в России — никогда за всю историю Пинакотеки Ватикана на одну выставку куда бы то ни было не выдавалось такое количество полотен самого первого порядка, полотен, которые являются вечным достоянием человечества.

– “Вечный Рим”, вечное достояние… Рафаэль, Караваджо…

– Джованни Беллини, Пуссен, Гвидо Рени, Гверчино, Карло Кривелли, Фра Беато Анджелико, Эрколи де Роберти, Мелоццо де Форли и многие-многие другие!

– Ничего крупно показывать нельзя, согласно правилам, но пока еще есть пустые места. Чем они заполнятся?

– Будут два придела из раннего алтаря Рафаэля, центральная часть которого — “Положение во гроб” — находится в галерее Боргезе.

– Можно я поэстетствую?

– Мне кажется, что незримо здесь присутствует еще один мастер. Мы с вами идем по овалу, который очень напоминает площадь Святого Петра в Ватикане. Я говорю о колоннаде Бернини.

– Вы абсолютно правы. Это было то решение, которое нам предложил известный архитектор Сергей Чобан, приглашенный нами оформить эти выставочные пространства.

– Люди смогут воспользоваться аудиогидом, который озвучил Вениамин Смехов?

– Текст написал Аркадий Ипполитов. Это очень умная и тонкая интерпретация того, что люди увидят на стенах.

– Несколько организационных вопросов. Надпись “Вечный Рим”. Некоторые наши соотечественники, чьи религиозные чувства периодически оскорбляются, могут вам сказать: какой такой “Вечный Рим”, у нас здесь “Третий Рим”, какое такое католическое искусство на православной почве?! А как вы относитесь ко всем этим оскорблениям чувств, атакам на выставки, которые были в последнее время?

– Думаю, что положительно к этому относиться невозможно, но я бы хотела сказать, что эта выставка начинается иконой XII века, которая была написана еще до схизмы, до разделения.

– На православие и католицизм?

– Да. Сама идея этого проекта, инициатива принадлежит президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину и Папе Франциску Первому. Кстати на выставке представлены иконы с изображением святого Франциска Ассизского, чье имя принял Папа Франциск Первый. И эта выставка задумывалась как часть обменного проекта. Выставка из Ватикана в Москве предшествует выставке русской живописи, которая состоится в Ватикане осенью следующего года.

– Это вы уже повезете из Третьяковки?

– Да. Мы представим ту версию интерпретации священных сюжетов, которая создавалась веками на Руси. Мы начинаем с древнерусских икон и показываем, как одни и те же священные сюжеты и темы интерпретировались в иконописи и светской живописи XIX века и начала ХХ века, когда они обретают характер вечных тем, где древнее и священное переплетается с тем, что волнует и волновало современников тех великих русских мастеров, которые создавали эти полотна. Это такие фигуры, как Александр Иванов, Иван Крамской, Николай Ге и многие другие художники. И мы тоже не поскупимся на шедевры. То, что мы отправляем в Ватикан, — вещи со стен Третьяковской галереи.

– Голова кругом идет от того, какое количество шедевров нас окружает. Пройдут считаные дни, здесь будут ходить люди. Как вы в этот раз, учитывая опыт выставок Серова, Айвазовского, построите режим посещения?

Читать еще:  Роман о лисе. Благоверные князья: Роман Рязанский, Роман Углицкий, Василий и Владимир Волынские, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и Анна Кашинская

– Мы его построим так же, как мы предложили на выставке Айвазовского, — по сеансам. Каждые полчаса будут запускаться где-то 90 человек. Это небольшие залы, и на стенах висят действительно очень важные, ценные для всего человечества произведения, которые требуют очень внимательного и вдумчивого всматривания и прочтения, так что мы хотим создать для наших посетителей ту атмосферу сосредоточенности, которая позволит им удивиться, восхититься, и наконец поверить в то, что сегодня в наши сложные и тяжелые времена возможен такой уровень доверия и такой уровень дружественности, который позволил этим вещам оказаться в Москве.

– Получилось своего рода тройное чудо. Сразу столько шедевров в Москве, основано все это на доброй политической воли, проявленной президентом России и Папой Римским. Но, ведь в определенный момент по финансовым соображениям выставка оказалась под вопросом?

– Да, вы абсолютно правы. Я бы еще хотела добавить, что здесь присутствовала невероятная добрая воля сотрудников музеев Ватикана, которые восприняли то, что мы предлагали, и которые ответили волшебным словом “Si” на наше пожелание. Был невероятно важный момент, когда мы приехали в Ватикан и наши коллеги зачитывали список и говорили “Si”. И когда “Si” прозвучало в отношении “Положения. ” Караваджо и картины Пуссена ” Мученичество святого Эразма”, я поняла, что можно дальше не слышать.

– Все! Выставка случилась!

– Потому что все, что уже могло произойти, произошло. Да, эта невероятная и уникальная возможность была поставлена под вопрос финансовый, возникли непредвиденные сложности.

– Кроме транспортных застрахованных рисков еще ведь есть всевозможные страховки?

– Страховка и вообще все, что необходимо предпринять для того, чтобы безопасно перевезти эти вещи. Я думаю, что мы все должны быть признательны Алишеру Бурхановичу Усманову за то, что он принял очень быстрое решение и сделал так, чтобы этот проект был реализован. Поэтому огромные слова благодарности ему не только от меня, от всех коллег, от всех, кто придет на эту выставку.

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

  • ISBN: 978-5-89580-152-9
  • Язык: Русский
  • Размер: 240 страниц

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо / Гос. Третьяковская галерея. — М., 2016. — 240 с. : ил.

Настоящее издание подготовлено к выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». В него вошли произведения из собрания Музеев Ватикана, так или иначе связанные с Римом и впервые экспонируемые в России, — сорок две работы выдающихся мастеров итальянской живописи второй половины XII – начала XVIII века.

Статьи каталога посвящены Музеям Ватикана: в них подробно рассказывается о формировании папских художественных коллекций, об истории создания современной Пинакотеки и о представленных на выставке картинах. В приложении приводится хроника Святого престола.

Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся зарубежным изобразительным искусством.

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди:

первое и второе воскресенье каждого месяца:

для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Читать еще:  Размеры куклы сьюзен вулкотт. Интерьерная кукла Элли с выкройкой (по мотивам иллюстраций Gorjuss Сьюзен Вулкотт)

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

В День народного единства — 4 ноября — Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

Расписание работы экспозиций и выставок 4 ноября:

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова — закрыты

Вход платный.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Источники:

http://www.timeout.ru/msk/feature/464862
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2823419&cid=7
http://www.tretyakovgallery.ru/issues/roma-aeterna/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии