Французский художник которого гуно учил пению. Взгляд на жизнь и произведения шарля гуно

Французский художник которого гуно учил пению. Взгляд на жизнь и произведения шарля гуно

Французский художник которого гуно учил пению. Взгляд на жизнь и произведения шарля гуно

«Искусство есть одно из трех основных перевоплощений, которым подвергается действительность под воздействием ума человека, в зависимости от того, рассматривает ли человек эту действительность в идеальном и совершенном свете Добра, Истины или Красоты».
Шарль Гуно. «Воспоминания артиста» 1892 г.

Шарль Франсуа Гуно родился в Париже 17 июня 1818 года. Его отец Франсуа Луи Гуно был видным французским художником. Мать будущего композитора, в силу сложившихся обстоятельств, уже с одиннадцати лет вынуждена была преподавать музыку. Ее дальнейшее совершенствование в этой области прошло под руководством профессора парижской консерватории Луи Адана, и она получила вполне заслуженное признание как хороший педагог.

Первое представление о музыке Шарль, по его собственному признанию, получил, будучи еще совсем маленьким ребенком, когда любимая мать кормила его грудью, всегда при этом что – то напевая. И вот ребенок бессознательно, прежде чем научился говорить, получил ясное и точное представление об интонациях и интервалах, об основах модуляций и о различии между мажором и минором.

Мать мальчика, несмотря на его очевидный музыкальный талант, была категорически против музыкальной карьеры сына. Полагаясь на свой опыт, она считала, что эта профессия не может дать положения в обществе. Мать обратилась за помощью к директору лицея, где учился мальчик, чтобы он сумел разубедить сына в его выборе. Однако музыкальный талант ученика просто потряс директора, и он вынужден был сказать: «Дитя мое, будь музыкантом!». Сопротивление матери, продиктованное заботой о сыне, было отчасти преодолено, и Шарль стал брать частные уроки у профессора консерватории Антона Рейхи. Через некоторое время он поступил в Парижскую консерваторию и стал учиться контрапункту у Галеви и композиции у Лесюэра. Заветной мечтой Гуно была Римская премия, которую он решил получить, во что бы то ни стало. Большая Римская премия, это национальная государственная премия Франции, которая ежегодно по конкурсу присуждается Академией искусств студентам, оканчивающим курс Парижской консерватории. Лауреаты получают стипендию для четырехлетнего художественного совершенствования в Риме. Три раза пришлось Шарлю Гуно участвовать в таких конкурсах. В 1839 году мечта, наконец, осуществилась. За кантату «Фернан», представленную на конкурс, молодой композитор был удостоен, наконец, Римской премии и вскоре уезжает в Италию.

Жизнь в Риме была интересной и насыщенной. Здесь Гуно написал много музыки для органа и в частности мессу для церкви Сен-Луи де-Франсе. Исполненная под его управлением ко дню рождения короля Луи-Филиппа, месса была восторженно принята, а молодой автор был назначен «Пожизненным почетным регентом» церкви Сен-Луи де-Франсе.

Зимой 1840 года Гуно впервые услышал и увидел восемнадцатилетнюю Полину Гарсиа, жену директора Итальянской оперы в Париже Луи Виардо. Супруги совершали свадебное путешествие, и Полина пела в салонах Академии знаменитую арию из оперы «Робин Гуд». Гуно аккомпанировал ей тогда, и был поражен талантом и красотой этой совсем юной девушки. Через десять лет он напишет специально для Полины Виардо оперу «Сафо». Роль Сафо певица с блеском исполнила на сцене Парижской оперы 16 апреля 1851 года. Присутствующий тогда на премьере Берлиоз прослезится и скажет: «Я уже лет двадцать не испытывал такого волнения, как сегодня».

Римский период жизни композитора был связан и с глубоким влиянием на него полифонической музыки XVI века. Он тщательно изучает сочинения Палестрины и пишет много духовной музыки. Да и сам город и его окрестности, вызывают восторг молодого человека. А бессмертные творения Рафаэля и Микеланджело навсегда завораживают его своим ослепительным великолепием.

После возвращения в Париж Гуно становится церковным органистом и даже намеревается принять духовный сан. Он занимается философией и богословием, ходит в одежде аббата, и в течение зимы посещает курсы теологии в семинарии Сен-Сюльпис. К этому времени относится создание композитором его монументальной Торжественной мессы св. Цецилии, – произведения огромной и грандиозной силы.

Однако вскоре композитор почувствовал, что не может жить без искусства и, поняв это, вернулся в мирскую жизнь.

Далее следует период активной творческой работы и Шарль Гуно пишет несколько опер, среди которых особо выделяется «Фауст». Давно задуманное композитором, это сочинение становится образцом французской лирической оперы. Зрители, однако, не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но совсем скоро она получила признание во всех странах Европы. Через тридцать лет после ее написания торжественно состоялось пятисотое исполнение оперы «Фауст» в театре «Гранд-Опера» в Париже. Дирижировал этим спектаклем сам автор.

К концу 79-х годов усилилась религиозность Гуно, и, написав ряд неудачных опер, он теперь навсегда, отошел от музыкального театра и вновь стал сочинять духовную музыку. К концу своей творческой жизни композитор создает два крупных произведения в этом жанре – оратории «Искупление» и «Смерть и жизнь». По поводу последней оратории Гуно писал своему другу:
« … Ее сюжет: смерть и жизнь. Об этом сюжете я долго размышлял, он интересует меня с каждым днем все больше и больше. По – моему, в религиозных идеях и чувствах музыка находит наиболее благородные и возвышенные формы».

Теперь большую часть времени композитор жил под Парижем, в Сен-Клу. Здесь он занимался с молодым композитором А.Бюссе.

Здесь же, в Сен-Клу Шарль Гуно и ушел из жизни осенью 1893 года, когда писал Реквием памяти своего умершего внука. К моменту этого печального события ему было 75 лет.

Гуно (Gounod) Шарль (1818-1893) – французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840-1843 провёл в Италии, частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843-1848 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852-1860 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870-1875 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.

Гуно – один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве – лирической оперы. Его лучшее творение – опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте): вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.

Шарль Франсуа Гуно

Шарль Франсуа Гуно появился на свет в 1818 году в Париже. Он рано лишился отца, и его мать, чтобы прокормить семью, давала уроки музыки. Она надеялась, что сын станет юристом, но, видя, как сильно тот увлечен музыкой, отдала его в Парижскую консерваторию, где учителями Шарля стали Паэр, Галеви и Лесюер.

Молодой человек полностью посвятил себя искусству и вскоре получил награду по заслугам: в 1839 году одна из его кантат была удостоена первой Римской премии, в результате чего у Гуно появилась возможность отправиться в путешествие за границу. Не теряя времени даром, он поехал в Италию и в Риме прилежно изучал сочинения мастеров-контрапунктистов, при этом его особенно восхитила музыка Палестрины. Затем Гуно побывал в Берлине, Лейпциге и Вене.

По возвращении в Париж он зарабатывал на жизнь уроками музыки до тех пор, пока не устроился на работу в качестве органиста, дирижера и кантора при церкви иностранных миссий. В свободное от исполнения своих должностных обязанностей время Гуно посещал лекции по богословию, проходившие в духовной семинарии, и настолько увлекся теологией, что чуть не принял сан. Передумать его заставила все та же любовь к музыке: поближе познакомившись с музыкой Шумана и Берлиоза, Гуно окончательно решил следовать своему призванию музыканта.

Читать еще:  Конспект занятий в доу по рисованию. Конспект занятия по рисованию "наш любимый детский сад"

В 1851 году состоялось исполнение первого крупного произведения Гуно – Торжественной мессы. Это событие явилось прологом славного пути Гуно как композитора. В том же году он попробовал свои силы в области оперной музыки, но постановка его оперы «Сафо» не стала крупным успехом музыканта (впрочем, как и постановка более позднего произведения «Окровавленная монахиня»).

Заняв в 1852 году должность директора парижского хорового общества «Орфеон», Гуно сочинил две мессы и несколько хоров, а также две симфонии. Но композитора не отпускает желание создать что-то значительное и в драматической музыке, а потому он вновь обращается к опере. В результате в 1858 году на сцене «Опера комик» появляется его опера «Лекарь поневоле», а через год – знаменитый «Фауст», поставленный в первый раз в Лирическом театре 19 марта 1859 года. Последняя опера до сих пор пользуется огромной популярностью в кругах любителей музыки.

Следующие затем оперы – «Филемон и Бавкида», «Царица Савская», «Мирейль» и «Голубка» – уже значительно слабее, и только «Ромео и Джульетта», поставленная в Париже в 1867 году, вызвала вновь восторги публики. Позднее появились опять не слишком удачные: «Сен-Мар», «Полевкт» и «Дань Заморы».

Во время Франко-прусской войны Гуно покинул Францию и перебрался в Лондон, где создал хоровое общество и дал с ним несколько больших концертов. По случаю открытия Всемирной выставки в 1871 году Гуно написал драматическую кантату «Галлия» на слова «Плача Иеремии».

В 1875 году композитор возвращается в Париж. В этом городе в 1893 году и оканчивается его жизненный и творческий путь.

Необходимо заметить, что, кроме названных произведений Гуно, широко известны также «Семь слов Христа», «Te Deum», «Stabat Mater» с оркестром, оратория «Товий», две симфонии, кантаты, французские и английские песни и др.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гуно Гуно (Charles Gounod) – самый видный представитель современной французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность в 1839 г., кантатою «Fernand». В его 14 операх, 19 духовных сочинениях, в

Французский художник которого гуно учил пению. Взгляд на жизнь и произведения шарля гуно

Шарль Гуно

Среди многих известных композиторов, чьи имена увековечили их бессмертные произведения, есть те, что стали ассоциироваться с целой эпохой или конкретным направлением в искусстве. Однако существует и отдельная категория наделенных особым даром личностей, которые со временем будто бы спрятались в тени выдающихся современников и последователей. Музыка таких авторов задаёт тон, создаёт первостепенный контекст, укрепляет связи между новаторством и классикой. Таковым был Шарль Франсуа Гуно. Камиль Сен-Санс сравнил его творения с рассветом, который озаряет людские души божественным внутренним светом, ослепляет, очаровывает и, в конечном счёте, покоряет.

Краткую биографию Шарля Гуно и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гуно

Шарль Гуно родился в июне 1818 года в семье, где и отец, и мать обладали творческими способностями. Они реализовывали их в различных сферах. Глава семейства занимался живописью, его супруга играла на пианино. Именно она была изначальным «проводником» для своего сына в мир классической музыки, первой учительницей и наставницей. Навыки публичных выступлений и исполнения инструментальной музыки оказались определяющими в выборе будущей профессии.

Дальнейшее обучение Шарль проходил в Парижской консерватории под руководством знаменитых педагогов. Одним из них был Пьер Циммерман. Знакомство состоялось в 1836 году и во многом повлияло на формирование уникального выразительного «почерка» композитора. Впоследствии дочь Пьера Анна стала законной супругой Гуно и родила ему двух детей, сына и дочку.

В 1839 году Гуно удостоился выдающейся награды в сфере искусства за свою кантату «Фернан». Римская премия дала возможность выехать за рубеж и продолжить учёбу в наиболее привлекательном направлении.

Талантливый музыкант покидает Францию и устремляется в Италию. Переезд, а также путешествия в Австрию и Германию были связаны с горячим желанием Гуно глубинно изучить историю католической церковной музыки на основе работ итальянских композиторов XVI столетия. Именно в поездках по европейским странам, на берегах живописных озёр, Гуно озаботился мыслью посвятить дальнейшую жизнь органной, духовной музыке и служить церкви. Однако этот замысел не воплотился: интуитивно композитор чувствовал, что его творческий потенциал гораздо шире, он может быть воплощён в произведениях «светского» характера, предназначенных для благодарных слушателей не только в пределах католических приходов.

Некоторое время после возвращения на родину Гуно удавалось совмещать интерес к религии и страсть к музыке. Он занял должность органиста в одном из соборов. Начало 40-х годов — период, когда Шарль вплотную занялся созданием собственной музыки и углубился в преподавание. В это время из-под его пера появляются мессы, песнопения, оперы, оратории, вокальные и инструментальные произведения. В 50-х годах Шарль Гуно уже полностью утвердился в статусе талантливого композитора, основоположника лирического направления во французской опере. В этом жанре наибольшую популярность обрели его творения «Сафо», « Фауст » и «Ромео и Джульетта».

На закате жизненного пути Гуно посетил Англию. Покинуть французские земли его подвигло печальное событие, начавшаяся Франко-Прусская война. Там, на землях Туманного Альбиона, он продолжал писать музыку, уделяя практически равное внимание и светской, и духовной форме. Дом, в котором жил композитор, сейчас отмечен памятной табличкой. Деятельность в Королевском Хоровом обществе в качестве дирижёра оказала влияние на специфику сочинений того периода. Гуно увлёкся созданием вокальных произведений. В общей сложности в Британии Шарль прожил около 4 лет и в 1874 году покинул острова.

Последние годы творческого пути были отмечены появлением двух грандиозных ораторий «La redemption» и «Mors et Vita», а также многочисленными литературными трудами, в которых Гуно проявил себя как обстоятельный и компетентный критик в мире искусства. «Смерть и жизнь» исполнялась в концертном зале Лондона в 1886 г. Альберт-Холл явился площадкой для воспроизведения оратории по желанию самой королевы Виктории, проникнувшейся её завораживающим звучанием.

Шарль Гуно умер в 1893 году в западном пригороде французской столицы Сен-Клу. Последней его работой стал реквием для фортепьяно (Le Grand Requiem), хора и солирующего голоса. На похоронах почтенного композитора в церкви Святой Марии Магдалины на органе играл Сен-Санс , а дирижером выступил Габриель Форе. Согласно последней воле усопшего, во время скорбной церемонии звучали исключительно вокальные произведения. Последний приют Гуно обрёл в границах небольшого, но знаменитого некрополя Отой во Франции.

Интересные факты

  • Отец Шарля так же, как и его сын, был лауреатом Римской премии. Он получил награду в 1783 году за свои художественные работы. Возможно, его влияние на наследника оказалось бы гораздо масштабнее, если бы родитель не умер, когда мальчику исполнилось 4 года. Художественный талант юноши всё же был замечен во время его обучения в Риме.
  • Гуно питал особое пристрастие к старинной музыке, это увлечение он пронёс сквозь годы. Композитор эпохи Возрождения Джованни Палестрина оказал значительное влияние на творческие предпочтения Гуно.
  • Музой для работы над оперой «Сафо» явилась Полина Виардо, та самая, что стала смыслом жизни и объектом преклонения для выдающегося русского писателя И. Тургенева. Певица была верной подругой Шарля, соединяли их крепкие узы взаимной симпатии и музыка, в которой оба нашли предназначение.
  • Динамичный «Похоронный марш марионетки» Гуно был выбран в качестве музыкальной заставки для телевизионного проекта Альфреда Хичкока. Мастеру кинематографического триллера подобное сопровождение было порекомендовано сотрудником его творческого объединения Бернардом Херманном. Изначально марш был частью сюиты, однако композитор так и не закончил эту работу.
  • Одним из самых преданных поклонников Гуно был его подопечный Жорж Бизе. Ученик поистине обожал своего преподавателя и считал проявлением гениальности любое его сочинение. Когда Гуно поручили создать оперу по пьесе Ж. Мольера «Лекарь поневоле», и автор завершил работу, Бизе не помедлил написать письмо матери, исполненное невообразимого восторга и восхищения. «Если мир не воспримет музыку, подобную этой, к чёрту такой мир!» — такие строчки присутствовали в послании. Комедийное действо пришлось по нраву слушателям, однако большого успеха не возымело. Как покажет будущее, это был лишь «трамплин» к высочайшему прыжку сквозь поколения и времена, которым предстала написанная через год опера «Фауст». Бизе смог усмотреть новизну и нетривиальность в партитурах учителя за год до его всеобъемлющего триумфа и ни разу не усомнился в успехе комической музыкальной зарисовки. Впоследствии, Гуно, кстати, стал одним их немногих почтенных гостей, которому досталось авторское приглашение на оперу «Кармен», созданную его талантливым протеже.
  • Однажды, вынашивая задумку о написании «Мессы в память о Жанне Д’Арк», Гуно поделился соображением о том, чтобы написать произведение, стоя на коленях на камне, у которого ярая католичка склоняла голову во время церемонии восхождения на французский престол короля Карла VII. Композитор бережно хранил свою веру и почитал традиции, необходимость чувствовать божественное присутствие и поддержку высших сил появлялась даже в процессе работы. Инструмент Шарля был декорирован выгравированным изображением лика Иисуса Христа.
Читать еще:  Максим матвеев рассказал о причинах своего резкого похудения. Максим Матвеев в фильме "С Новым годом, мамы"

  • Джорджина Уэлдон появилась в жизни композитора, когда тот поселился в Лондоне. Она занималась финансовыми вопросами, связанными с выплатой гонораров и соблюдением обязательств в отношении многочисленных издательств. По некоторым источникам, с этой замужней дамой Шарля связывали платонические отношения, альтернативная версия повествует о серьёзном романе. Пикантность такой связи заключалась не в её сути, в том, как она прервалась. Гуно собрался обратно в Париж к любимой жене, когда ощутил физическое недомогание и сильную тоску по друзьям из некогда близкого круга. Он известил любовницу о прекращении взаимоотношений и попросил её вернуть ему его вещи и рабочие бумаги. Раздосадованная Джорджина отказалась и отослала лишь партитуру оперы «Полиевкт» с внесёнными «корректировками»: на каждом листе она размашисто начертала карандашом собственное имя.
  • Личность композитора фигурировала и в громком судебном процессе. Миссис Уэлдон подала иск на Гуно, обвинив его в клевете. Будучи несколько стеснённым в средствах, Шарль принял решение не затягивать разбирательство (тяжба могла обернуться серьёзной статьёй расходов) и признал свою вину. Джорджина добилась того, что Шарлю был запрещен въезд на территорию Соединенного Королевства. Обиженная особа была бы несказанно рада, узнав, что Гуно арестовали на границе, однако тот не думал нарушать предписание даже ради возможности попасть на премьеру собственной оратории.
  • Жизненный путь Гуно совпал с непростым историческим периодом Франции. Государство пережило несколько смен правителей, революцию, изменения режимов (от монархии до республики и империи). Шарль, будучи патриотом, не мог игнорировать перемены, хотя и довольно болезненно к ним относился. В 1852 году, на заре провозглашения Второй Империи, Гуно написал гимн «Vive l’Empereur!», который был признан составляющей официальной символики страны. Патриотические настроения, связанные с блокадой Парижа, выразились и в мотете «Галлия», который обрёл широкую известность.

Творчество Шарля Гуно

«Messe Solennelle» была написана в 1854 г. Именно после издания этого произведения Гуно оказался под пристальным вниманием критиков и обзавёлся поклонниками, учениками. «Месса Святой Цецилии» обусловила рост популярности, известности французского творца. Он сполна получил свою заслуженную «порцию» славы и общественного признания. На волне успеха практически сразу были изданы 2 симфонии. Одна из них (D-dur) вдохновила ученика Гуно Жоржа Бизе, которому на тот момент было всего 17 лет, на создание своего произведения для симфонического оркестра (Symphony in C).

В 1859 году Гуно написал мотет «Ave Maria», основой для которого послужила прелюдия И.С. Баха . Гуно невероятно почтительно относился к творчеству немецкого органиста и композитора, считал его работы для клавира истинным учебным пособием, неким незыблемым каноном, образцом, бесспорным ориентиром в процессе сочинительства музыкальных произведений для клавишных инструментов. В работе над «Ave Maria» Шарль использовал в качестве канвы прелюдию в тональности До-мажор из сборника « Хорошо темперированный клавир ». Мотет, когда был окончательно оформлен в завершенное произведение для сопрано, оркестра, органа и клавира, имел невероятный успех. Он вызывал благоговение и трепет. Это несомненно подтверждало мастерство и новаторский талант французского композитора, сумевшего виртуозно соединить собственные наработки и безупречную классику, наследие непревзойдённого мастера.

Авторству Гуно принадлежат 12 завершённых опер. Композитор любил этот жанр, считал его наиболее подходящим для создания выразительной, лирической, вдохновенной музыки. «Сафо» была представлена в 1851 году и стала дебютом Гуно в этом направлении. Однако постановка фурора не произвела, была встречена довольно прохладно, если не сказать — равнодушно.

Успех на оперной сцене настиг композитора лишь спустя 8 лет, когда слушатели получили возможность оценить «Фауста», созданного по сюжету инфернального литературного творения Гёте с аналогичным названием. Премьера оперы не была отмечена ажиотажем, ценителям жанра потребовалось немного времени, чтобы рассмотреть и осознать, насколько гениальной оказалась интерпретация автора. «Фауст» и сейчас является знаковой оперой Гуно, постановки проходят во многих именитых театрах. К 1975 году на сцене Парижской Оперы произведение было воссоздано более 2000 раз.

Опера «Мирей» впервые была исполнена в 1864 г. Её высоко оценили критики, однако широкой аудитории произведение не пришлось по душе. Успешной оказалась опера по мотивам трагедии английского классика. «Ромео и Джульетта» была завершена в 1867 году. Постановка была восторженно встречена публикой, но превзойти «Фауста» в коммерческом успехе не смогла.

«Marche Pontificale» был создан в 1869 году и знаменовал возвращение автора к истокам, то есть, некое отстранение от светскости и очередное обращение к духовной музыке. Через 80 лет католическая цитадель Ватикан в лице Папы Пия XII выбрала этот марш в качестве своего официального государственного гимна.

Шарль Гуно на протяжении всей жизни, как истинный пылкий католик, стремился к смирению и строгому исполнению долга, который уготовило для него Провидение. Однако, как и любой человек, живущий в обществе, он не был избавлен от искушения, однако сумел усмирить страсти и направить их в созидательное русло. Мессы, оратории, мотеты — в них угадывается не только влияние бескомпромиссного И.С. Баха. В этих произведениях обрели отражения личные переживания Гуно, чутко реагирующего на окружающий мир, ищущего благословения и обретающего его в каждом звуке, закованном в нотном стане рабочей партитуры.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Взгляд на жизнь и произведения Шарля Гуно

Шарль Франсуа Гуно (Charles Gounod) родился в Париже 17 июня 1818 года в творческой семье. Замечательный художник, талантливый живописец, его отец занимал должность профессора Политехнической школы и учителя рисования для слуг Людовика XVIII.

Его мать, отличный музыкант, обучала игре на пианино Луи Адана и Хуллменделя. После того, как она овдовела, в 1823 году, ей пришлось давать уроки фортепиано, чтобы обеспечивать детей. Она преподала Шарлю основы музыки, и он рано продемонстрировал свои способности.

Яркие впечатления молодости Шарля Гуно

За годы обучения в средней школе Сент-Луиса Шарль Гуно познакомился с постановками “Отелло” Россини и “Дон-Жуана” Моцарта. Эти два шедевра явились основными музыкальными откровениями молодости композитора. Восхищение Моцартом останется с Гуно на всю жизнь, и он никогда не перестанет горячо прославлять его гениальность. Открытие “Пасторальной симфонии” и “9 хоров” Бетховена усиливает его музыкальный энтузиазм.

Наполненный высокими художественными идеалами, молодой Шарль проявляет амбиции и решимость стать великим композитором. Он обучается в консерватории фуге и контрапункту у Галеви, а композиции у Лесюёра. В конкурсе за Римский приз он занял второе место в 1837 году, а через два года, как высшее благословение, получил первую премию с кантатой “Фернанд”. Перед отъездом на виллу Медичи в Риме, где он должен был проживать два года в качестве призера, Гуно пишет к юбилею своего наставника Лесюёра “Agnus Dei” для трех голосов и хора, о котором Берлиоз написал пророческие строки:

“Тут есть всё новое и выдающееся: пение, модуляции, гармония. Ш. Гуно здесь доказывает, что от него можно всего ожидать”.

Читать еще:  Максим горький - автобиография. Биография максима горького кратко самое главное для детей

Римский период творчества

Отъезд в Рим дался молодому человеку тяжело, потому что он впервые оставил свою любимую мать. Вновь прибывшего тепло приветствовал Жан Энгр, на тот момент – директор Французской академии. Они стали друзьями, художник разделил страсть к музыке. Гуно аккомпанировал ему в сонатах Моцарта или Гайдна для фортепиано и скрипки, познакомил его с “Альцестом” Люлли, и пел удивительно выразительным голосом свои любимые мелодии.

По просьбе Энгра, Гуно развивает свой дар рисования, выполняя более сотни набросков простейших фигур. Портрет молодого Гуно, нарисованный художником, относится к этому периоду. В этот период композитора часто видят в Сикстинской капелле, где он погружается в искусство Палестрины. Духовная музыка захватывает его.

На вилле Медичи Гуно встречает Полину Виардо, которая вводит его в мир театра, а так же знакомит с Фанни Гензель, сестрой Феликса Мендельсона. Выдающаяся пианистка приобщает его к немецкой музыке, “которая волнует и восхищает его”. Гуно начинает думать о принятии церковного сана

Впечатлительный от природы, он попадает под влияние отца Лакордера – блестящего проповедника, который прибыл в Рим, чтобы восстановить орден доминиканцев.

Под его влиянием Гуно эволюционирует к социальному христианству и начинает думать о принятии церковного сана. Этот мистический кризис усиливается его дружбой с Чарльзом Гаем, будущим епископом Пуатье, который прибыл в конце 1839 для подготовки к своему посвящению.

С тех пор Гуно посвящает себя религиозной музыке. Он уходит в монастырь Сан-Бенедетто в Субьяко, чтобы написать торжественную мессу, которая была исполнена в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези 1 мая 1841 года, в день рождения Луи-Филиппа. Этот успех принес ему пожизненный титул хормейстера.

Путь к успеху через театр

После этого он покидает “спокойный, в умиротворении” Рим и держит путь в Вену, где процветает музыкальная жизнь. Там Гуно впервые побывал на постановке “Волшебной Флейты”, и начал строить взаимоотношения с влиятельными артистами. Во время зимы 1842-43 гг. Шарль представил две свои работы: “Мессу” и “Реквием” в Карлскирхе.

Вернувшись в Париж в мае 1843 года, Гуно принимает должность музыкального руководителя в церкви Иностранных миссий. Там он навязывает приходу, с некоторыми затруднениями, музыку Баха и Палестрины. В течение пяти лет он пишет исключительно религиозную музыку. С октября 1847 года по февраль 1848, он носит церковное платье и подписывает свои письма “Аббат Гуно”. В это время, работая над изучением сравнительной истории религий, Гуно присутствует на конференциях Лакордера в Нотр-Дам, а также богословских лекциях в Сен-Сюльпис. Гуно связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность

Между тем музыкант, в свои 30 лет, вдруг осознает, что «есть только один путь, чтобы получить имя – это театр». Благодаря посредничеству скрипача Зегерса, он связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность с ролью в “Пророке” Мейербера. Она подталкивает композитора написать оперу, и берет на себя инициативу, навязывая свой выбор, – “Сафо”, на либретто Эмиля Ожье.

Даже получив незначительный успех, опера привлекает внимание общественности и критиков, которые понимают, что это не событие, а пришествие. Для Комеди Франсэз Гуно пишет несколько концертов, в том числе “Мещанин во дворянстве”, а также трагедию с хорами “Улисс”, поставленную Жаком Оффенбахом в 1852 году.

Вскоре после брака с Анной, дочерью Иосифа Циммермана, композитора и преподавателя фортепиано из консерватории, Гуно был назначен директором духового оркестра Парижа, хорового учреждения, комплектуемого из рабочего класса. А год спустя, в 1853 году, директором вокального образования в муниципальных школах Парижа. Эти функции, которые он самоотверженно принимал на себя, дали ему возможность писать многочисленные хоровые и религиозные произведения, среди которых “Месса для хористов”, исполненная в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа в июне 1853, под его руководством.

Новые вершины творчества после возвращения на родину

После смерти тестя он переезжает в их семейное имение в Сен-Клу, где Шарль Гуно провел большую часть своей жизни. В том же году знаменитая “Ave Maria” получила огромный успех в своей оркестровой версии.

Гуно сочиняет новый гимн “Да здравствует Император” в честь Наполеона III, прозвучавший в исполнении 1500 голосов на Всемирной выставке 1855 года. После провала своего второго лирического произведения “Кровавая монахиня”, он возобновляет работу над «Фаустом», изначально задуманным еще в Риме. Переутомившись, став жертвой тяжелого случая нервного расстройства, к которому он имел склонность, композитор был помещен в знаменитый госпиталь доктора Бланш.

После периода принудительного отдыха «Фауст» был закончен, но из-за конкуренции с театром Порт Сен-Мартен, показывающим драму на ту же тему, его поставили только в 1859 году в Театре Лирик. Взвешенный, более торжественный нежели вдохновляющий, более симфонический нежели мелодичный, «Фауст» не получает непосредственного успеха. Только через 10 лет она ставится на сцене «Гранд опера», где получает настоящий успех. На самом деле, виртуозность вокальных партий персонажей открывает путь горящему мелодичному лиризму, порывает с красивой итальянской песней и приемами Мейербера. Он возвеличивает образ Маргариты, изображая глубокие чувства её души.

“Когда я сочиняю, – говорит Гуно, – я проникаюсь чувствами, словами, характером человека, и я позволяю своему сердцу говорить” Только через 10 лет после сочинения опера “Фауст” нашла настоящий успех на сцене «Гранд опера»

Гуно, уйдя в отставку с поста в духовом оркестре, пишет две легкие оперы – “Филемон и Бавкида” и “Голубка”, на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карра. Оцененные, как образцы вкуса и остроты, эти два произведения были менее успешны, по сравнению с его оперой “Царица Савская”, поставленной в 1862 году. В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, лучше приспособленной для отражения его лирического стиля. Результатом стали оперы “Мирей”, и “Ромео и Джульетта”. В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, результатом стали оперы “Мирей” и “Ромео и Джульетта”

Получив счастливую возможность покинуть Париж, который “подавляет и душит его”, он сочиняет на юге Франции, для того, чтобы купаться в атмосфере, в которой эволюционируют его герои.

Последние годы жизни Шарля Гуно

Истощенный периодом интенсивного творчества, Гуно ищет мир и покой в Риме, предпочитая уединиться там, где он всегда хотел жить. Он позволяет своему религиозному пылу действовать свободно, делая наброски “Полиевкта”, своей христианской оперы.

Но Франко-прусская война 1870 года останавливает сочинение этого произведения. Будучи поражённым положением Франции, и неспособный “жить под знаменем врага”, Гуно со своей семьей находит убежище в Англии, где он встречает певицу Джорджину Уэлдон. Она убеждает композитора действовать в полной противоположности своей природе. Таким образом, он становится ее протеже.

Около трех лет работая на “Tavistock House” он судится со своими издателями, и отказывается от должности директора Парижской консерватории. Утомленный и больной, Гуно, оставляет Лондон при помощи доктора Бланша и друзей. Он оставляет там несколько рукописей, в том числе “Полиевкта”, конфискованного из мести Джорджиной Уэлдон. Вернувшись во Францию, он восстанавливает всю оперу по памяти с большой точностью. Будучи угнетённым неудачей этой оперы, которая более чем любая другая является отражением его внутренних убеждённостей, Гуно сказал:

“Пусть все мои работы погибнут, пусть мой Фауст погибнет, Полиевкт должен быть возрожден и должен жить”

В последние годы своей жизни, он развивает богатую и разнообразную литературную деятельность, становится музыкальным критиком. С неутомимой жизненной силой, контролирует последние репетиции своих произведений, которым он отводит большую часть времени. Полный наград и орденов, Гуно до конца сохранял спокойный темперамент, всегда располагающий к себе. Под влиянием доброты, посвящая себя тем, кто приближался к нему, он инстинктивно создавал вокруг себя ауру симпатии и привязанности, которые были необходимы ему.

Последнее произведение Гуно, написанное в состоянии шока – Реквием в память внука так и осталось незаконченным. Гуно умер в Сен-Клу 17 октября 1893 года. Национальные похороны прошли в Мадлене, на них, в соответствии с его желанием, пели григорианскую мессу.

Источники:

http://dvoris.ru/tablicy-razmerov/francuzskii-hudozhnik-kotorogo-guno-uchil-peniyu-vzglyad-na-zhizn-i-proizvedeniya-sharlya-guno/
http://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/sharl-guno
http://propianino.ru/sharl-guno

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии