Фрагмент занятия по экспериментированию в старшей группе. «В воде не тонет, в огне не горит
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: Почему не тонет лед?
На столах стоят емкости со льдом, воспитатель предлагает детям потрогать лед, потом прокатить по нему другой кусочек (скользко). Далее посыпать песком и попробовать снова (кусочек льда не скользит, мешают песчинки).
Воспитатель: А как в городе борются с гололедом?
Ответы детей.
Воспитатель дополняет ответы детей, показывая слайды (1 блок):
1. Специальная техника, грузовые машины, посыпающие обледенелые дороги и тротуары солью, гранитной крошкой и машины, поливающие реагентами.
2. Дворник, посыпающий тротуары песком.
Воспитатель: Как вы думаете: все ли средства безопасны для здоровья человека и животных?
Дети – обсуждение разных высказываний
Воспитатель: Может быть, став взрослыми, вы придумаете безопасное для здоровья средство, предотвращающее скольжение льда.
Скажите, пожалуйста, где на земле больше всего льда? Каким цветом показан лед на картах и глобусе?
Дети: Больше всего льда в Антарктике, на глобусе он изображен белым цветом (дети рассматривают глобус)
Далее воспитатель приглашает детей к экрану для просмотра слайдов (2 блок):
1. айсберг
2. метеостанция
3. белые медведи на льдине
4. рыбаки, ловящие рыбу на льду
Воспитатель: Почему же льдина не тонет, высказывайте свои предположения.
Дети – ответы детей.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто точнее высказал предположение, проведем эксперимент.
По заданию воспитателя дети готовят оборудование самостоятельно:
надевают фартуки, наливают воду из ведра в мерные стаканчики, переливают воду в тазики, ложками берут приготовленные заранее кусочки льда и опускают их в воду.
Воспитатель: Что вы наблюдаете?
Дети: Лёд плавает на поверхности.
Воспитатель: А сейчас переложите льдинку на тарелочку и рассмотрите ее через увеличительное стекло. Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Что это за пузыри?
Дети – выдвигают версию, что это воздушные пузырьки…
Воспитатель: Правильно. А как воздух попал в льдинки?
Дети – делают предположения, но в основном затрудняются ответить на этот вопрос.
Воспитатель предлагает провести опыт, который поможет им найти правильный ответ на вопрос.
Воспитатель: Опустите губку на поверхность воды. Что происходит?
Дети-ответы детей.
Воспитатель: Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите губку, потом прижмите губку ко дну тазика
Дети делятся своими наблюдениями: в губке есть отверстия , при опускании губки появляются пузырьки, потом губка тонет
Воспитатель (обобщает и дополняет ответы детей) отверстия в губке – это пустоты, которые заполняет воздух. Помните, мы говорили о том, что воздух занимает свободное пространство и заполняет все пустоты.
Когда из губки вышел воздух, она утонула . Вот так воздух «попал в ловушку», когда замерзала вода. Поэтому огромная и тяжелая льдина, наполненная пузырьками воздуха, не тонет в океане.
У меня для вас есть сюрприз -домашнее задание. Это забавный опыт-фокус.
Мы возьмем самый обычный целлофановый пакет и хорошо заточенные карандаши.
Воспитатель дает детям возможность исследовать пакет и просит
помочь налить в него воды.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если пакет проколоть карандашом?
Дети: Польется вода.
Далее воспитатель карандашом проделывает сквозное отверстие в пакете (вода не льется) и предлагает детям последовать ее примеру.
Воспитатель: Что мы видим? Наш пакет стал похож на колючий кактус, а вода осталась на месте. Отгадать секрет фокуса я предлагаю вам дома с помощью родителей и завтра рассказать нам всем.
тонет не тонет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ
по опытно-экспериментальной деятельности
I категории Бочкарникова Е.Ф
Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
– образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы, научить отмечать опыт в карточке фиксации.
– развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов;
– воспитательные: воспитывать аккуратность, поддерживать позитивное настроение.
Оборудование и материалы: Демонстрационный материал: большая прозрачная емкость, камни, пластмассовая пробка, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, стеклянные предметы, деревянный конструктор.
Раздаточный материал: одноразовые прозрачные емкости,. все предметы по1 штуке, карточки фиксации с картинками на каждого ребенка.
1. Сюрпризный момент: бутылка с запиской внутри. Содержание записки:
«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»
Воспитатель: Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.
У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас специальный контейнер. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.
Воспитатель: Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке.
Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.
Воспитатель: Что произошло с шариком?
Воспитатель: попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе. Давайте отметим в нашей карточке фиксации, что произошло с предметом.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности средняя группа «Тонет-не тонет»
Воспитатель берет следующий предмет (деревянный предмет) опускает в воду.
Воспитатель: Что произошло? Предмет утонул или нет?
Дети: Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет.
Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие не тонут и отмечаем в карточках фиксации.
Вывод : какие предметы тонут, какие нет и почему?
Можно подвести итог: Тяжелые предметы тонут, легкие нет.
Воспитатель: Чтобы помочь капитану Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблик из деревянного конструктора. Дети выполняют и придумывают название (воспитатель делает снимок, и отправляет капитану Врунгелю).
Фрагмент занятия по экспериментированию в старшей группе. «В воде не тонет, в огне не горит»
Наталья Белобородова
Фрагмент занятия по экспериментированию в старшей группе. «В воде не тонет, в огне не горит»
Фрагмент занятия по ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ в старшей группе.
«В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ, В ОГНЕ НЕ ГОРИТ»
Ст. воспитатель Белобородова Н. А.
МОУ начальная школа – детский сад «Ломоносов».
Поддерживать у детей желание к занятиям по экспериментированию.
Активизировать познавательную деятельность детей.
Учить делать простые умозаключения.
Показать одно из разнообразных состояний воды – лед.
Познакомить детей с некоторыми свойствами льда: в воде не тонет, потому что легче воды, охлаждать воду.
Учить детей бережному отношению к богатствам природы, развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь.
Оборудование: игрушки – смешарики, по 2 пластиковых прозрачных стаканчика с водой на каждого ребенка, кусочки льда, грамзапись, лоточки для льда, подносы, спиртовка, пинцет.
Словарная работа: опыты, спиртовка, пинцет, охлаждает воду, отгадку – доказать.
Опыты: «Вода бывает пресной и соленой», «Узнаем какая бывает вода» (прозрачная, жидкая, без запаха).
Беседа «Вода – волшебница» (дождь, снег, роса, град).
Загадывание загадок, чтение К. Ушинского «Спор воды с огнем», «Спор деревьев», «Ветер и солнце».
Ход фрагмента.
– Дети! К нам снова пришли наши друзья – смешарики: Нюша и Крош. В своем игрушечном городке они играли в зимние загадки: кто больше знает и кто быстрее отгадает. Смешарики отгадали загадки и про снег, и про метель, и даже про Деда Мороза. Но тут Лосята загадали трудную загадку и они никак не отгадают, Хотите помочь Нюше и Крошу? (ответы детей) Тогда слушайте загадку:
В воде не тонет,
И в огне не горит.
Как вы думаете, что это? (ответы детей).
– У нас есть подсказка. Это зимняя загадка. Кто догадался? (ответы детей)
А я, кажется уже догадалась. Ну, что же это такое?
«В воде не тонет, и в огне не горит», (ответы детей)
– А ведь можно проверить отгадку. Верно? Проверим? Хотите?
Дети! Как вы думаете, что будет с кусочком льда, если его поместить в стаканчик с водой? (только отвечайте полными ответами)
А теперь давайте опустим кусочек льда в стаканчик с водой и посмотрим, что произойдет? (во время ответов звучит тихая музыка).
Дети, что мы видим? Ответы детей: лёд плавает в воде.
А у тебя? А у тебя, Дима?
Дети! А почему плавает, а не тонет? Правильно. Лед легче воды, поэтому и не тонет. Первую часть загадки мы доказали. Как она звучит? (В воде не тонет). А у нас лед тонет? Нет. А раз в воде не тонет, значит, лед легче воды. А как вы думаете, лед в огне горит? (ответы детей).
Стойте спокойно за столами, а я зажгу спиртовку и над спиртовкой подержу кусочек льда. Что вы видите? (ответы детей). Так горит лед? А что с ним происходит? Верно, он просто тает, а не горит.
– Вот мы с вами доказали и вторую часть загадки. Как там говорится?
«И в огне не горит». Да и в огне не горит.
– А теперь давайте вспомним всю загадку:
В воде не тонет,
И в огне не горит.
– Ну, конечно же лед. Ребята! Вот мы с вами и помогли смешарикам отгадать загадку. И смешарики очень довольны.
Дети, а как вы думаете, вода в стаканчиках после того как мы опустили
лед осталась прежней температуры? (ответы детей).
– А давайте опустим указательный палец сначала в стакан безо льда, а
теперь в стакан со льдом. Что мы почувствуем? (ответы детей). А какой можно сделать вывод? (ответы детей). Значит вода в стаканчике со льдом стала холоднее.
Дети! А ведь это свойство льда – охлаждать жидкость используют люди в быту. Как вы думаете, что можно охладить кусочком льда? (напитки: сок, квас, коктейль, чай, кофе и т. д.) Вот видите, как много узнали смешарики сегодня, И загадку мы помогли отгадать, и даже эту загадку доказали с помощью опытов. А еще мы научили Кроша и Нюшу охлаждать напитки. Наступит лето и смешарики воспользуются нашими советами.
Смешарикам пора возвращаться в свой городок. До свидания! До скорой встречи.
Дидактические игры АВТОРСКИЕ ИГРЫ, КОТОРЫЕ ПРИДУМАЛА, РАЗРАБОТАЛА И ПОДОБРАЛА КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К НИМ САМА. [hide]распечатать[/hide] ИГРА «ГОРИТ – НЕ ГОРИТ»,.
Экспериментирование с детьми среднего возраста. Когда я работала с детьми среднего возраста, я заметила что им все вокруг интересно. И что бы сформировать больший интерес к окружающему.
Источники:
http://ped-kopilka.ru/blogs/valentina-nikolaevna-videneva/konspekt-master-klasa-dlja-pedagogov-po-opytno-isledovatelskoi-dejatelnosti-doshkolnikov-pochemu-ne-tonet-led.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/02/06/tonet-ne-tonet
http://www.maam.ru/detskijsad/fragment-zanjatija-po-yeksperimentirovaniyu-v-starshei-grupe-v-vode-ne-tonet-v-ogne-ne-gorit.html