Формирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Особенности формирования словесного творчества по н.О.Ветлугиной

Формирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Особенности формирования словесного творчества по н.О.Ветлугиной

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – уникальный период, когда закладываются основы всего будущего развития человека. Именно поэтому основной целью воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности.

Развитие личности самым тесным образом связано с формированием творчества, познанием окружающего мира и овладением родным языком.

Ребенок учится творчески мыслить, совершенствует свое мышление, учась творить.

В настоящее время общество постоянно испытывает потребность в людях, способных нестандартно мыслить, активно действовать, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Все перечисленные качества характерны творческим личностям.

Само творчество – это сложный вид деятельности и существуют разные тенденции к природе возникновения детского творчества.

В одних случаях творчество рассматривается, как результат внутренних зарождающихся сил ребенка. Становление творческих способностей сводится к спонтанному моменту. При таком взгляде нет необходимости учить детей рисовать, лепить, они сами стремятся к самовыражению, свободе, создавая композиции из мазков, пятен. Сторонники этого направления не вмешиваются в процесс формирования художественных способностей ребенка.

В других случаях – источник детского творчества ищут в самой жизни, в соответствующих педагогических условиях, которые являются гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Сторонники этого взгляда считают, что способности формируются постепенно, в процессе активной деятельности детей, учитывая индивидуальные особенности ребенка. связный речь словесный сказка творчество дошкольник

Словесное творчество – часть общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности:

  • – в основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы;
  • – ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, понимание которых усугубляется в изобразительной и театральной деятельности. Что способствует развитию творческого воображения.

В дошкольном возрасте творчество проявляется в различных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, двигательной, игровой и речевой).

Этому посвящено немало научно – обоснованных трудов и методик заслуженных педагогов и психологов: Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.С. Карпинской, Н.П. Сакулиной, С.Л. Рубинштейна и др. Проблеме развития художественного слова были посвящены работы педагогов – практиков О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина, О.М. Дьяченко и др.

Многие исследователи (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова, Л.Я. Панкратова, А.Е. Шибицкая) направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной деятельности, а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка. Эти исследования показали, что развитие художественных творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении творчества играет народная сказка, которая обогащает мир душевных переживаний ребенка, помогает ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Создание сказок – один из самых интересных для детей видов словесного творчества.

Развитие словесного творчества – процесс многокомплексный, многоплановый и зависит, прежде всего, от общего речевого развития детей; чем выше его уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинениях сказок и рассказов.

Объект исследования: процесс формирования творчества у детей 5-6 лет.

Предмет исследования: словесное творчество детей 5-6 лет на материале сказок.

Цель исследования: изучение развития словесного творчества детей 5-6 лет, формирование у детей устойчивого интереса к творчеству.

  • 1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества детей дошкольного возраста.
  • 2. Изучение особенностей содержания и художественной формы русских народных сказок и восприятия их детьми.
  • 3. Разработка рекомендаций по повышению уровня развития словесного творчества дошкольников.

Методологической основой исследования является теория развития воображения и детского словесного творчества, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко, Н.П. Сакулиной, а также труды психологов и педагогов по проблеме развития связной речи – О.С. Ушаковой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, А.В. Запорожца.

  • § анализ литературы в области психологии и педагогики,
  • § педагогический эксперимент,
  • § беседы, наблюдение за детьми,
  • § анализ продуктов детского творчества.

Теоретическая и практическая значимость работы

Проведенное исследование может быть использовано при работе над развитием связной речи у детей, а также в процессе формирования грамотной устной речи детей и воспитания интереса к самостоятельному словесному творчеству.

Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения, предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения.

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей. Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс. Другие считают источниками творчества окружающую жизнь, искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога.

Читать еще:  Почему раньше фотографировали мертвых людей как живых. Рисование неодушевлённых предметов

По определению, творчество — это деятельность, в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания.

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество.

Детское словесное творчество—это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы»условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества: умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение.

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества, непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, способствующие словесному творчеству.

Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, постоянное обогащение опыта впечатлениями из жизни. Этому способствуют прогулки, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, праздники, развлечения.

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить, оказывающего положительное влияние на творчество ребенка.

Развитие воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра).

Развитие словесного творчества возможно, если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания: уточнять понимание смысла образных слов и выражений; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Читать еще:  Главные герои жилин и костылин. Сочинение на тему "кавказский пленник" жилин и костылин

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Творчество в дошкольном возрасте Проблемой развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой, ведь речь идет о важнейшем условии.

Особенности развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте бурно развивается воображение ребенка, опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но

и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметы.

В процессе обучения связной речи дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Э.П.Короткова выделяет фактические, творческие, описательные и сюжетные рассказы [12; с.7-8]

Обучение родному языку, в частности обучение творческому рассказыванию – одна из главных задач подготовки к школе. Проведено много исследований, посвященных формированию связности, образности

и других качеств монологической речи – разных видов рассказывания, включая творческое. Данной проблеме посвящены исследования О.И.Соловьевой, Е.И.Радиной, В.А.Езикеевой, Е.Г.Батуриной, Ю.С.Ляховской, Г.А.Тумаковой, В.В.Гербовой и др. Благодаря этим исследованиям в дошкольной педагогике сложились общие представления

о направлениях работы по развитию творческого рассказывания

Творческие рассказы требуют от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые (для самого ребенка-рассказчика) образы и ситуации. Причем творческие рассказы могут также опираться или на наглядную основу (придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображенного; придумать сказку об игрушечных бельчонке и зайчонке, которых ребенок держит в руках), или на словесную (придумать рассказ на предложенную устно тему «Как Сережа помог Наташе»).

Как показывают исследования, дети проявляют большой интерес

к самостоятельному сочинению. При этом необходимо, чтобы воспитатель создал определенные условия для развития творческих речевых умений детей:

– предлагает разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе – придумывания продолжения и конца к рассказу, рассказы

по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы

по «кляксографии», по пословицам и т.д.);

– выявляет индивидуальные способности ребенка к творческой речевой деятельности, помогает их развитию.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку

с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если они соответствуют опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

Старшие дошкольники умеют внимательно выслушать рассказы сверстников, помочь им в случаях затруднений, заметить речевые

и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправить их, что делает возможным составление групповых творческих рассказов. Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, используемый

в основном на первых ступенях обучения творческому рассказыванию.

В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Старшие дошкольники обнаруживают способность

к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.

Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших школьников, отвечает их интересам. Предложение придумать рассказ, сказку дети обычно встречают радостно. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию

в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Методика занятий, проводимых в начальный период обучения, когда

у детей только еще начинает накапливаться опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых

в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки.

В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует использовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы

Читать еще:  Красная шапочка: история соблазнения серого волка коварной девочкой в красном головном уборе.

К приемам, активизирующим речевую деятельность дошкольников, относится совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают

и заканчивают. Прием совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания.

В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события

и действия, о которых им предстоит рассказать. Творческими речевыми заданиями, используемыми при подготовке к рассказыванию, наряду

с другими психическими процессами приводятся в действие и процессы воображения, что очень важно, так как, если ребенок не опирается

на конкретные образцы, созданные воображением, он рассказывает поверхностно и схематично.

На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. Конкретизирование отдельных вопросов плана обогащает рассказы детей жизненным материалом, побуждает их к поиску новых сюжетных линий.

На занятиях по рассказыванию большая роль отводится упражнениям. Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказывать однообразно, копируя друг друга. Кроме того, нередки затянутые вступления к рассказам, а это отвлекает мысль от главного, перегружает речь рассказчика малозначащими подробностями. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа.

Ценным речевым упражнением является построение рассказа с опорой на данный педагогом образец, при условии замены в нем описательных элементов в соответствии с творческим заданием. Например, в рассказе-образце описывается весна, перед детьми ставится задача представить

в рассказе действия героев в другое время года и соответственно дать описание.

В комплексе эффективных методических приемов на занятиях широко применяется и такой прием, как указания. Они бывают разного типа: рассказать подробно: обдумать весь рассказ; продумать начало рассказа; обязательно рассказать о том или ином; получше обдумать, как закончить рассказ и т.п.

Существенной частью занятия является анализ и оценка детских рассказов. Воспитателю необходимо избегать трафаретности оценок, их неконкретность, поверхности, снижающих эффективность этого методического приема. Лучше, если воспитатель сразу же оценивает рассказ ребенка, а не в конце занятия. Наиболее развернуто и обстоятельно следует анализировать первые ответы, так как очередные рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием. При оценке очередного рассказа нужно останавливаться на том новом, что можно отметить в нем по сравнению с предыдущем. В каждом рассказе воспитателю важно отметить положительные стороны. При сравнении двух выступлений рекомендуется подчеркнуть своеобразие каждого.

Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы

с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их

с целью сделать книжку.

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей, рассказы становятся яркими и содержательными.

Умение придумывать рассказы формируются у детей на специально организованных занятиях и закрепляются на занятиях с раздаточным материалом. В качестве последнего используются детские сюжетные рисунки, фотографии из жизни детей, открытки, мелкие картинки. Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком. Он рассказывает, кто написал письмо, чем занимались раньше дети, изображенные на фотографии (открытке) (развитие изображенного сюжета).

Детское словесное творчество не ограничивается теми видами рассказов, о которых говорилось выше. Дошкольники старшего возраста сочиняют сказки, стихотворения, загадки, небылицы, истории и т.д. Исследователи отмечают, что в сказках, которые сочиняют дети заметно влияние фольклора. В большей степени это относится к тематике, содержанию и образам героев детских произведений и в меньшей к композиции и стилю.

Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей. Эффективный путь для достижения хороших результатов – развитие поэтического слуха детей. Нужно по возможности создавать такие педагогические ситуации, которые побуждали бы детей к творчеству (ролевые игры, выступления на утренниках, вечера сказок и др.).

Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду – вот основа для формирования такого сложного умения, как творческое рассказывание.

Следует подчеркнуть – формирование словесного творчества ребенка – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Большие возможности для этого имеет составление творческих рассказов детей в процессе изучения

Источники:

http://studwood.ru/1068631/pedagogika/vvedenie
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-slovesnogo-tvorchestva-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://zdamsam.ru/b48664.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии