Формирование характера петра гринева. Конспект урока литературы на тему “Формирование характера и взглядов Петра Гринева” (8 класс)

Формирование характера петра гринева. Конспект урока литературы на тему “Формирование характера и взглядов Петра Гринева” (8 класс)

Конспект урока литературы на тему Формирование характера и взглядов Петра Гринева (8 класс)

Урок литературы
8 класс
Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».
Цели: – привить навык аналитического чтения произведения;
– раскрыть образ главного героя романа;
– последить за этапами формирования характера П.Гринева;
– формировать представление обучающихся о нравственных ценностях.Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя
Тип урока: урок формирования знаний
Вид: урок-исследованияХод урока.
1. Вступительное слово учителя.
Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».
Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему равнодушным.
2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.
Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев – Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.
При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова.
Назовите мне одно, как вам кажется, основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? ( это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)
В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)
– В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.
III. Анализ произведения.
1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.
– Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)
– Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)
– Какое влияние они оказали на формирование характера героя.
Что главным в воспитании было для Савельича? (умыт, причесан, накормлен)
– Как повлиял на воспитание мосье Бопре? (каждый занимался своим делом).
– Что можете сказать о матери? (добрая, но слабохарактерная)
– Что перенял Петруша от отца? (+ прямота, честность, – крепостнические замашки)
– Сделаем вывод: каким же в результате такого окружения, воспитания вырос Петруша? (легкомыслие, неопытность, ветреность, беспечность)
– Процитируйте, как сам герой оценивает свои познания.
– Каковы были его нравственные понятия (цитата из произведения)
2. Анализ второго этапа формирования характера героя.
– Когда же начинается следующий этап формирования характера Гринева?
( с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)
– Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.
( На магнитной доске вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя заранее заготовлены правильные ответы, к которым он должен привести учеников)
– Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу? (проигрыш)
– Какая мечта героя здесь разрушилась? (надежда на веселую, беззаботную жизнь)
– Какие чувства испытывал герой после этих событий? (стыд, раскаяние)
– Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?
– Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим?
– Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя?
Образец таблицы.
Самостоятельная жизнь.
Эпизод Путь утраты иллюзий
Мечта Обогащение внутреннего мира
Реальность
Встреча с Зуриным Веселая, беззаботная жизнь
Унизительный проигрыш
Стыд, раскаяние
Белогорская крепость
1.Грозные бастионы
2. Строгий начальник
3. Смертоносное оружие
4. Военная служба, смотры, парады

1. Деревушка, окруженная забором
2. Комендант в колпаке
3. Забитая мусором пушка.
4.Беседы с простыми людьми. Занятия литературой, любовь
Разочарование, формирование трезвого взгляда на жизнь.
Радость от общения с простыми людьми
Дуэль
Героический ореол «дурь», «тыканье железными вертелами»
Пересмотр понятия истинной чести дворянина
3. Анализ участия Гринева в военных действиях.
– Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».
– На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева?
– Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? ( нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)
– Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? ( Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.) – Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)
– Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)
4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.
– С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)- О чем идет между ними разговор?
– Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?
– Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)
По мере анализа эпизодов учащиеся могут оформить таблицу следующего содержания:
эпизод Диалог между героями. Жизненная позиция Гринева. Сильное и благое потрясение.
Пирушка у Пугачева. Отказывается служить Пугачеву, не обещает служить против него. Сохраняет честь, достоинство: прямота, откровенность, мужество. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни.
Гринев у Пугачева, чтобы освободить Машу. Надеется на помощь Пугачева, рассказывает правду о Маше, просит покаяться перед императрицей. Отсутствие дворянской спеси, юношеская незащищенность перед жизнью, сострадание, жалость.
5. Анализ любовного треугольника: Гринев – Маша – Швабрин (познаем характер в сравнении)
– Мы рассмотрели, как формировался характер Гринева под влиянием встреч с Пугачевым, проанализируем, какое влияние на него оказала борьба за любимую девушку. Посмотрим, как ведут себя герои в этом любовном треугольнике.
( рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)
– С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)- Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли? (великодушное прощение)
– Как дальше усугубляется конфликт между ними? (донос отцу)
– Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)
– Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)
– Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)
– Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)
– Как ведет себя Гринев перед судом? (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов, боится втянуть Машу)- А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?
6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)
– Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)
– В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?( Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)
– А куда же мы могли бы отнести Гринева?
(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)- В чем причина такого положения Гринева? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)Образец заполнения схемы:
Художественная ткань произведения.
Дворянский пласт Крестьянский пласт
Швабрин Швабрин
Гринев
Он (Гринев) слишком человечен
– Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой?
(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)
Законность Человечность
Правосудие Милость
– Что спасает наших героев? ( Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)
IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
– Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?
V Заключительное слово учителя.
Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.
Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.
Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» – это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.
VI Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)»

Читать еще:  Неаполь достопримечательности что смотреть за 1 день. Достопримечательности Неаполя — что посмотреть туристам

  • WebUrokCom_5a2969eeaf76cb
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 5

Капитанская дочка формирование характера гринева. Конспект урока литературы на тему “Формирование характера и взглядов Петра Гринева” (8 класс)

1. Воспитание Петруши.

2. Наставления отца. Служба.

3. Отношения с Савельичем.

4. Любовь к Маше и вражда со Швабриным.

5. Пугачев в судьбе Петра Гринева. Выбор между жизнью и смертью, верностью слову.

Только в богатстве души настоящее наше богатство;

Все остальное таит больше печалей в себе.

Главным героем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Петр Гринев, вымышленный автором персонаж, образ которого, однако воплощает в себе многие положительные черты, присущие человеку и дворянину.

Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя. Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом». Понятно, что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Поскольку один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына – пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает, что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон».

Итак, все блестящие надежды молодого человека рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши: «. к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей. »

Однако воля отца для Петра, как и для большинства молодых людей того времени – закон; с ней нельзя спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его заветам:

«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Повсюду Петра сопровождает верный Савельич, который заботится о нем, как о своем родном сыне. Странные, немного забавные и трогательные отношения связывают этих двух людей: молодого дворянина и его крепостного, который и вырастил его. Савельич – вовсе не покорный раб своего господина; всякий раз, когда распоряжения молодого барина кажутся ему неразумными, он прямо заявляет об этом и отказывается выполнять его требования. Его опека порой тяготит Петра: «. я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок». Проиграв деньги Зурину, он требует, чтобы Савельич уплатил его долг. При этом он напоминает старику: «Я твой господин, а ты мой слуга». Но Петру самому становится стыдно, что он так грубо обошелся со стариком, искренне к нему привязанным, неустанно пекущемся о нем. В том, что он сам просит прощения у своего слуги, раскрывается его настоящая сущность: умение признать свою вину, его искренность и доброе отношение к Савельичу. Петр Гринев честен и с самим собой, и с другими: «Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Я непременно хотел с ним помириться. ».

Но характер Петра Гринева раскрывается не только через взаимоотношения с верным Савельичем. Его любовь к Маше оказывается настоящим, прочным чувством, готовым на любые испытания. Защищая ее честь от недостойных намеков Швабрина, он, не колеблясь, бросает вызов опытному дуэлянту. Чтобы вырвать девушку из рук того же Швабрина, перешедшего на сторону Пугачева, Гринев, рис- куя жизнью и нарушив дисциплину, отправляется во вражеский лагерь.

Но подлинное испытание твердости характера и верности своей клятве Гринев переживает, когда войска Пугачева захватывают Белогорскую крепость. В разговоре с Пугачевым проявляется и осторожность, и рассудительность молодого человека, но вместе с тем и непоколебимая решимость быть верным своему слову, своей присяге: «. признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя гибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью».

Читать еще:  Умерла мама надежды бабкиной. Музыкант надежды бабкиной был жестоко убит недалеко от театра, где работал Причины частого чиханья у детей и взрослых

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу», – честно признается он, несмотря на то, что судьба его в этот момент висит на волоске. Но именно в таких ситуациях – перед лицом неизбежного выбора, перед лицом смерти – и происходит становление человеческой личности, ее нравственное развитие и – рост. Герой Пушкина с честью проходит это испытание, и сам грозный Пугачев поражен его смелостью и прямотой: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Наконец, последним испытанием Гринева стал суд и ложное обвинение в измене. Ему угрожает казнь, если он не оправдается; но он не рассказывает всего, чтобы не впутывать любимую девушку в судебное разбирательство. Снова перед лицом смерти он совершает свой выбор: и продиктован он не эгоистической заботой о себе, но любовью к другому человеку.

В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.

краткое содержание других презентаций

«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» – Подумай и ответь. Проверь себя. Сопоставь. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Сходство с женами декабристов. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Загадки романа – это загадки жизни.

«Книга «Капитанская дочка»» – Что дает такое сопоставление для понимания характера Пугачева? Как показана императрица в повести? Милосердны ли вы? Таким человеком был Емельян Пугачёв, за которым пошёл народ. Марья Ивановна – любимый женский образ А.С. Пушкина. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. : «Спасибо ваше благородие! Что такое милосердие? Формирование характера петра Гринёва. Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни?

«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» – Идейно-художественная позиция. Фигура мятежного Пугачева. Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Реализм. История Пугачева. Запись в тетрадь. «Капитанская дочка». Роман. Значение исторического труда А.С.Пушкина. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Как Пушкин своего Пугачева написал.

«Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» – Сказки. Мотив. Русская литература. Капитанская дочка. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Пословицы. Сказка о царе салтане. Береги платье снову, а честь смолоду. Литературоведение. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Навыки анализа эпизода художественного текста.

«Рассказ «Капитанская дочка»» – Петр. Деталь. Облачение в «ризу светлу» после Крещения. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Платать, или платить одежду – чинить, латать, класть, или нашивать. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Погребец. Штоф – графинчик вина. Армяк. События повести. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета.

«Историческая основа «Капитанской дочки»» – Работа над литературным произведением. Художник С.Герасимов. Художники – иллюстраторы. Маршрут поездки А.С. Пушкина. Имя страшного бунтовщика. Исследования «пушкинистов». Суд Пугачёва. Крестьянская война. Роман «Капитанская дочка». Историки о Емельяне Пугачеве. Пугачева и его соратников казнили. Пугачёв, закованный в цепи. Рисунки П.Соколова. Пугачев Е. И. Восстание. Эпоха царствования Екатерины II.

Урок литературы «Формирование характера Петра Гринева, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока : урок построения системы знаний

Образовательная цель : расширение понятийной базы (честь, достоинство, долг, чувство долга)

Деятельностная ц ель: формирование способности учащихся к новому способу действия (договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь, анализировать и обобщать)

1.Организационный этап (заполнение листа наблюдений, запись фамилии, имени) Оставьте строчки для темы урока.

2.Проверка домашнего задания , воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся

Представьте себе, что вы находитесь на уроке математики. Вам предстоит составить таблицу, состоящую из двух колонок. В первую вы запишете имя героя повести, во вторую – количество глав, посвященных этому герою в процентном отношении. Можете советоваться с соседями по парте.

Конспект урока литературы на тему “Формирование характера и взглядов Петра Гринева” (8 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».

Цели: – привить навык аналитического чтения произведения;

– раскрыть образ главного героя романа;

– последить за этапами формирования характера П.Гринева;

– формировать представление обучающихся о нравственных ценностях.

Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя

Тип урока: урок формирования знаний

1. Вступительное слово учителя.

Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».

Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему равнодушным.

2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.

Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев – Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.

При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова.

Назовите мне одно, как вам кажется , основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? ( это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)

В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)

– В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.

III. Анализ произведения.

1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.

– Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

Читать еще:  Высказывания критиков о произведении герой нашего времени. Критика «Герой нашего времени» Лермонтов

– Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)

– Какое влияние они оказали на формирование характера героя.

Что главным в воспитании было для Савельича? (умыт, причесан, накормлен)

– Как повлиял на воспитание мосье Бопре? (каждый занимался своим делом).

– Что можете сказать о матери? (добрая, но слабохарактерная)

– Что перенял Петруша от отца? (+ прямота, честность, – крепостнические замашки)

– Сделаем вывод: каким же в результате такого окружения, воспитания вырос Петруша? (легкомыслие, неопытность, ветреность, беспечность)

– Процитируйте, как сам герой оценивает свои познания.

– Каковы были его нравственные понятия (цитата из произведения)

2. Анализ второго этапа формирования характера героя.

– Когда же начинается следующий этап формирования характера Гринева?

( с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)

– Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.

( На магнитной доске вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя заранее заготовлены правильные ответы, к которым он должен привести учеников)

– Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу? (проигрыш)

– Какая мечта героя здесь разрушилась? (надежда на веселую, беззаботную жизнь)

– Какие чувства испытывал герой после этих событий? (стыд, раскаяние)

– Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?

– Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим?

– Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя?

Путь утраты иллюзий

Обогащение внутреннего мира

Встреча с Зуриным

Веселая, беззаботная жизнь

2. Строгий начальник

3. Смертоносное оружие

4. Военная служба, смотры, парады

1. Деревушка, окруженная забором

2. Комендант в колпаке

3. Забитая мусором пушка.

4.Беседы с простыми людьми. Занятия литературой, любовь

Разочарование, формирование трезвого взгляда на жизнь.

Радость от общения с простыми людьми

«дурь», «тыканье железными вертелами»

Пересмотр понятия истинной чести дворянина

3. Анализ участия Гринева в военных действиях.

– Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

– На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева?

– Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? ( нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)

– Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? ( Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.)

– Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)

– Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)

4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.

– С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)

– О чем идет между ними разговор?

– Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?

– Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)

По мере анализа эпизодов учащиеся могут оформить таблицу следующего содержания:

Сильное и благое потрясение.

Пирушка у Пугачева.

Отказывается служить Пугачеву, не обещает служить против него.

Сохраняет честь, достоинство: прямота, откровенность, мужество. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни.

Гринев у Пугачева, чтобы освободить Машу.

Надеется на помощь Пугачева, рассказывает правду о Маше, просит покаяться перед императрицей.

Отсутствие дворянской спеси, юношеская незащищенность перед жизнью, сострадание, жалость.

5. Анализ любовного треугольника: Гринев – Маша – Швабрин (познаем характер в сравнении)

– Мы рассмотрели, как формировался характер Гринева под влиянием встреч с Пугачевым, проанализируем, какое влияние на него оказала борьба за любимую девушку. Посмотрим, как ведут себя герои в этом любовном треугольнике.

( рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)

– С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)

– Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли? (великодушное прощение)

– Как дальше усугубляется конфликт между ними? (донос отцу)

– Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)

– Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)

– Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)

– Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)

– Как ведет себя Гринев перед судом? (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов, боится втянуть Машу)

– А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?

6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)

– Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)

– В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?( Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)

– А куда же мы могли бы отнести Гринева?

(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)

– В чем причина такого положения Гринева? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)

Образец заполнения схемы:

Художественная ткань произведения.

Дворянский пласт Крестьянский пласт

Он (Гринев) слишком человечен

– Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой?

(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)

– Что спасает наших героев? ( Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)

IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

– Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?

V Заключительное слово учителя.

Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.

Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» – это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.

VI Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытани ях)»

Источники:

http://weburok.com/2619949
http://cifra05.ru/development-of-the-child/kapitanskaya-dochka-formirovanie-haraktera-grineva-konspekt.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-na-temu-formirovanie-haraktera-i-vzglyadov-petra-grineva-klass-1369559.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии