Философия процесса визуального восприятия объектов дизайна. Доминирование визуальной составляющей в современном коммуникационном пространстве
Глава 1. Доминирование визуальной составляющей в современном коммуникационном пространстве
-
Навигация по данной странице:
- 1.2. Феномен визуальной коммуникации и визуальности
Глава 1. Доминирование визуальной составляющей в современном коммуникационном пространстве
1.1. Понятие визуального восприятия
В естественных науках принято выделять три основных разновидности восприятия:
- Аудиальное восприятие. Является способом восприятия информации посредством слуха и слуховых впечатлений (например, через общение, шум, музыку).
- Визуальное восприятие. Предполагает восприятие информации путем активизации зрительного канала и ее последующее откладывание в памяти в виде образов.
- Кинестетическое восприятие. Подразумевает восприятие информации благодаря созданию прямого физического контакта с объектом через тактильные (осязание), обонятельные (запах) и вкусовые ощущения.
Наиболее информативным каналом восприятия из вышеперечисленных является визуальный. По результатам научных исследований установлено, что через зрительные рецепторы человек получает около 80% поступающей извне информации. Посредством данного канала человек способен определять многие свойства наблюдаемого объекта: его тип, цвет, форму, размер, текстуру и т.п. Визуальный канал играет ключевую роль в познании человеком окружающей его реальности.
Визуальную перцепцию (зрительное восприятие) 19 определяют как:
– «совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы» 20 ;
– «систему последовательных перцептивных действий, направленных на отражение явлений окружающего мира в зрительных образах» 21 .
В рамках данного исследования в качестве рабочего будет принято второе определение, поскольку оно подчеркивает поэтапность фиксации образа окружающего мира в сознании человека. Так, сначала мы видим общую картину, а только после этого наше восприятие начинает фиксировать детали. В результате в сознании откладывается некий сложившийся зрительный образ окружающей действительности.
Визуальное восприятие является сложным многоуровневым процессом, состоящим из двух ключевых этапов:
1) получение информации на физиологическом уровне (по цепочке: световой раздражитель – сетчатка глаза – электрические импульсы в нейронах мозга);
2) дешифровка визуальных сигналов (анализ электрического сигнала и осознание наличия в поле зрения того или иного зрительного образа).
Однако в и́ дение не является сугубо автоматическим реагированием на внешние раздражители, а выступает важнейшим инструментом для познания окружающего мира. Визуальное восприятие привлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. Визуальное восприятие – это результат сложного взаимодействия визуального раздражителя с комплексом уже имеющихся в мозге знаний, ассоциаций, опыта и т.п. Получив информацию об увиденном объекте, наш мозг сопоставляет его с имеющимися образцами, шаблонами, ожиданиями с целью понять, что делать и как реагировать на данный объект. Поэтому зрительное восприятие – это комплексный двусторонний процесс. С одной стороны, видя детали окружающей среды, мы интерпретируем их в общее целое. С другой стороны, мы обращаемся к нашей памяти, где собраны все паттерны нашего представления о мире, и, в зависимости от текущих целей, трактуем увиденные данные.
Единого шаблона визуального восприятия того или иного объекта не существует – оценка увиденного всегда формируется исходя из персональных установок и принципов. Каждый человек обладает своим видением мира, которое в значительной степени зависит от окружающей его социокультурной среды. Система подсознательной дешифровки информации строится на жизненном опыте человека и его окружении, а значит, у людей различного происхождения, воспитания, образования она может быть различна. Иными словами, «внешняя социокультурная заданность преломляется в индивидуальном сознании» 22 .
Таким образом, визуальное восприятие – это один из важнейших инструментов человека по ориентации в реальности и получению информации об окружающих объектах. Этот комплексный многоуровневый процесс включает в себя не только цепочку нейронных реакций на раздражители, но и все многообразие уже имеющихся в мозге представлений, благодаря чему человек через зрение непрерывно пополняет свою библиотеку знаний о внешнем мире.
1.2. Феномен визуальной коммуникации и визуальности
В бытовом значении визуальная коммуникация может быть определена как то, что человек видит, наблюдает, созерцает. Однако, на сегодняшний день понятие визуальной коммуникации охватывает очень широкую область теоретической и практической активности, в связи с чем существует множество ее интерпретаций, каждая из которых учитывает специфику определенной сферы деятельности. Поэтому в наиболее обобщенном виде визуальную коммуникацию можно определить как процесс передачи некой информации аудитории посредством зрительно воспринимаемых образов. Как следствие, главной отличительной чертой данного вида коммуникации является образное наполнение сообщения и нацеленность, прежде всего, на зрительный канал передачи.
Процесс визуальной коммуникации, как и любой иной коммуникации, может быть схематически представлен в виде универсальной последовательности действий, предложенной американским политологом Гарольдом Лассуэллом 23 (см. Рис. 1). Данная модель объясняет коммуникацию как процесс, в котором некий источник сообщает получателю информацию, используя определенные средства связи и достигая при этом конкретного эффекта. В случае визуальной коммуникации в качестве средств выступают различные формы репрезентации действительности: фотография, кино, графика, рисунок, иллюстрация, анимация и т.п.
Рис. 1. Модель коммуникаций Гарольда Лассуэлла (предложено автором).
Благодаря широкому распространению цифровых технологий и компьютерных изображений визуальная коммуникация в ХХI веке осуществила активную экспансию в различные сферы человеческой деятельности. Человеческое восприятие нагружается яркими зрительными образами, исходящими из наружной рекламы, видео, фотографий и иных, в основном, цифровых источников. «Визуальная информация, появлявшаяся и бывшая актуальной в разные временные периоды, существует симультанно, будучи встроенной в единую коммуникационную сеть цивилизованного мира» 24 . Мир становится визуальным, зрительные образы включаются в повседневность и формируют человеческое постижение окружающей действительности.
Однако ситуация усугубляется тем фактом, что современная среда обрушивает на человека избыточные объемы информации, которые он не способен ни физиологически, ни психологически обработать. Некоторые эксперты называют данную тенденцию «насилием визуального образа», отражая тем самым иной взгляд на доминирование визуальных образов в общественной жизни. Согласно этой точке зрения, из-за чрезмерного насыщения жизни красками, картинами, сюжетами человек становится морально нечувствительным к окружающей действительности.
В подобных условиях преимущество получает простая и наглядная информация, поданная в легкой и доступной форме. В связи с этим, все большее значение приобретает такое явление, как визуальность. Несмотря на активное использование данного термина в различных академических и публицистических материалах, данный феномен до сих пор не получил четкого научного толкования. В рамках данного исследования визуальность определяется нами как изобразительная наглядность объектов, воплощающаяся в простоте их видения, созерцания, наблюдения и понимания. Чтобы эффективно коммуницировать с современной аудиторией, необходимо облекать сообщение в наиболее понятную и доступную визуальную форму, которая быстро считывается и легко распознаётся.
Особенное внимание феномену визуальности должно быть уделено со стороны специалистов в области коммуникаций, поскольку именно от них, во-многом, зависит формирование современных тенденций преподнесения информации. В профессиональном языке маркетинга, рекламы и дизайна даже укоренился термин «чрезмерная визуальность», под которым понимается «нарушение баланса между изобразительной и словесной частями рекламы в пользу изображения» 25 . Это нарушение зачастую является необходимым в силу того факта, что визуальность и визуальная коммуникация – это не просто новейший «довесок» к вербальным и иным формам репрезентации мира, не временный культурный тренд, а «базис существования современной культуры» 26 .
Подводя итог вышесказанному, подчеркнём, что в настоящее время визуальные аспекты социальной жизни приобретают особую важность. Современный человек окружен великим множеством визуальных элементов и зрительных образов, которые включаются в повседневность и формируют человеческое постижение окружающей действительности. В связи с этим, специалисты в области коммуникаций сталкиваются с необходимостью преобразования информации в лаконичную и понятную визуальную форму для скорейшей ее дешифровки аудиторией.
Визуальная коммуникация в рекламе
Доминирование визуальной составляющей в современном коммуникационном пространстве. Использование визуальной коммуникации в рекламе. Психологические, социокультурные, технологические причины доминирования визуальной коммуникации в современной рекламе.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
История развития визуальной коммуникации в рекламе. Составляющие бренда, продукт и услуга. Стратегия, название бренда, логотип и упаковка продукта. Цель визуальной коммуникации бренда. Формы размещения рекламы. Позиционирование и стратегия бренда.
курсовая работа [61,1 K], добавлен 23.04.2011
Сравнительный анализ печатных рекламных сообщений с визуальной метафорой и без нее на предмет их психологической эффективности. Результаты эмпирического исследования психологической эффективности использования визуальной метафоры в печатной рекламе.
курсовая работа [67,4 K], добавлен 25.01.2011
Рассмотрение функций и сущности метафоры как особого вида манипулирования человеческим сознанием. Характеристика основных приемов и методов, используемых в рекламе. Ознакомление с механизмом действия визуальной метафоры в печатной и телевизионной рекламе.
курсовая работа [7,3 M], добавлен 16.01.2012
Исследование и анализ визуальной культуры рекламы в современном обществе. Характеристика социального пространства современного общества в контексте визуализации. Обоснование значения и роли визуальной рекламы в конструировании социальных представлений.
дипломная работа [86,4 K], добавлен 06.06.2017
Реклама в социокультурном пространстве: история и современность. Особенности и типы печатной рекламы. Петербургский рынок печатной рекламы. Реклама как средство визуальной коммуникации. Условия эффективности печатной рекламы.
курсовая работа [132,5 K], добавлен 27.10.2006
Теория коммуникации как область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация. Сущность понятия “медиапланирование”. Рассмотрение основных особенностей использования теорий коммуникации в рекламе торгового предприятия ОДО “Виталюр”.
дипломная работа [260,2 K], добавлен 06.05.2014
Анализ художественного дизайна в рекламе с позиции эстетического и социокультурного феномена на рекламе известных торговых марок. Основополагающие эстетические качества в рекламном образе. Роль эстетических факторов рекламной коммуникации в сфере досуга.
курсовая работа [42,5 K], добавлен 24.02.2012
Становление инфографики в медиапространстве, ее сущность и содержание, этапы и направления эволюции, современное состояние и тенденции. Анализ применения инфографики в современной системе коммуникации, этапы создания и требования к проектированию.
курсовая работа [48,5 K], добавлен 26.05.2013
Невербальные средства коммуникации, их значение для убеждения в чем-либо собеседников, партнеров по бизнесу, потребителей; системы знаков, расположение, зоны и факторы, влияющие на их изменение. Невербальное поведение в рекламе, визуализация информации.
контрольная работа [48,3 K], добавлен 20.01.2011
Российский рынок рекламы. Маркетинговая ситуация в рекламе. Глобализация информационных процессов на современном этапе. Деятельность средств массовой коммуникации как реализация интересов разных социальных субъектов. СМИ как “четвертая власть” в обществе.
курс лекций [847,5 K], добавлен 17.01.2011
Доминирование визуальной составляющей в современном коммуникационном пространстве
Понятие визуального восприятия
Реклама как инструмент маркетинговых коммуникаций во многом опирается на особенности поведения и психологии потребителей. Поэтому анализ вопроса о роли коммуникации в рекламе целесообразно начать с выявления психофизиологических особенностей человеческого восприятия информации как таковой.
В естественных науках принято выделять три основных разновидности восприятия:
- 1. Аудиальное восприятие. Является способом восприятия информации посредством слуха и слуховых впечатлений (например, через общение, шум, музыку).
- 2. Визуальное восприятие. Предполагает восприятие информации путем активизации зрительного канала и ее последующее откладывание в памяти в виде образов.
- 3. Кинестетическое восприятие. Подразумевает восприятие информации благодаря созданию прямого физического контакта с объектом через тактильные (осязание), обонятельные (запах) и вкусовые ощущения.
Наиболее информативным каналом восприятия из вышеперечисленных является визуальный. По результатам научных исследований установлено, что через зрительные рецепторы человек получает около 80% поступающей извне информации. Посредством данного канала человек способен определять многие свойства наблюдаемого объекта: его тип, цвет, форму, размер, текстуру и т.п. Визуальный канал играет ключевую роль в познании человеком окружающей его реальности.
Визуальную перцепцию (зрительное восприятие) Понятия «визуальная перцепция» и «зрительное восприятие» эквивалентны (происходят от латинских слов «visualis» и «perceptio»), однако латинская транслитерация вошла в российский профессиональный обиход сравнительно недавно, а широко использоваться начала лишь в последние десятилетия существования СССР. определяют как:
- – «совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы» Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Олма-Пресс, 2004. – C. 124.;
- – «систему последовательных перцептивных действий, направленных на отражение явлений окружающего мира в зрительных образах» Хилько. Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь. – Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. – C. 20..
В рамках данного исследования в качестве рабочего будет принято второе определение, поскольку оно подчеркивает поэтапность фиксации образа окружающего мира в сознании человека. Так, сначала мы видим общую картину, а только после этого наше восприятие начинает фиксировать детали. В результате в сознании откладывается некий сложившийся зрительный образ окружающей действительности.
Визуальное восприятие является сложным многоуровневым процессом, состоящим из двух ключевых этапов:
- 1) получение информации на физиологическом уровне (по цепочке: световой раздражитель – сетчатка глаза – электрические импульсы в нейронах мозга);
- 2) дешифровка визуальных сигналов (анализ электрического сигнала и осознание наличия в поле зрения того или иного зрительного образа).
Однако вимдение не является сугубо автоматическим реагированием на внешние раздражители, а выступает важнейшим инструментом для познания окружающего мира. Визуальное восприятие привлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. Визуальное восприятие – это результат сложного взаимодействия визуального раздражителя с комплексом уже имеющихся в мозге знаний, ассоциаций, опыта и т.п. Получив информацию об увиденном объекте, наш мозг сопоставляет его с имеющимися образцами, шаблонами, ожиданиями с целью понять, что делать и как реагировать на данный объект. Поэтому зрительное восприятие – это комплексный двусторонний процесс. С одной стороны, видя детали окружающей среды, мы интерпретируем их в общее целое. С другой стороны, мы обращаемся к нашей памяти, где собраны все паттерны нашего представления о мире, и, в зависимости от текущих целей, трактуем увиденные данные.
Единого шаблона визуального восприятия того или иного объекта не существует – оценка увиденного всегда формируется исходя из персональных установок и принципов. Каждый человек обладает своим видением мира, которое в значительной степени зависит от окружающей его социокультурной среды. Система подсознательной дешифровки информации строится на жизненном опыте человека и его окружении, а значит, у людей различного происхождения, воспитания, образования она может быть различна. Иными словами, «внешняя социокультурная заданность преломляется в индивидуальном сознании» Дмитриева Л.М. и др. Философия рекламной деятельности: учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. – С. 44..
Таким образом, визуальное восприятие – это один из важнейших инструментов человека по ориентации в реальности и получению информации об окружающих объектах. Этот комплексный многоуровневый процесс включает в себя не только цепочку нейронных реакций на раздражители, но и все многообразие уже имеющихся в мозге представлений, благодаря чему человек через зрение непрерывно пополняет свою библиотеку знаний о внешнем мире.
Источники:
http://www.dogmon.org/dominirovanie-vizualenoj-kommunikacii-v-sovremennoj-reklame-pr.html?page=2
http://revolution.allbest.ru/marketing/00696033.html
http://studwood.ru/592122/marketing/dominirovanie_vizualnoy_sostavlyayuschey_sovremennom_kommunikatsionnom_prostranstve