Филип дик мечтают ли андроиды об электроовцах. В “Бегущем по лезвию” андроиды не мечтают об электроовцах

Филип дик мечтают ли андроиды об электроовцах. В “Бегущем по лезвию” андроиды не мечтают об электроовцах

Филип Дик. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «Бегущий по лезвию»

Подкаст «Книга лучше!» посвящен сложному вопросу взаимосвязи литературных произведений и их экранизаций. Во втором выпуске мы с Анастасией Абрасцовой решили обратиться к яркому, необычному и чрезвычайно популярному у читателя жанру на протяжении многих десятилетий — к научной фантастике.

И в этом контексте нам был особенно интересен период 60-70-х годов ХХ века, когда во всем мире произошел заметный всплеск общественно-социальной фантастики — многие авторы стали отдаляться от непосредственно научных вопросов и больше заниматься осмыслением окружавшего их общества.

Среди плеяды американских фантастов этого поколения особенно выделяется Филип Киндред Дик.

Все творчество Филипа Дика пронизано одной главной мыслью: идеей нереальности окружающего нас мира, распадающейся действительности, тотальной подмены. Романы этого фантаста оказали очень серьезное влияние на культуру второй половины ХХ и начала XXI века (мы уверены, что и «Матрица», и «Начало», и многие другие киноленты вдохновлялись материалом, который создал Филип Дик).

К тому же, он стал одним из наиболее экранизируемых фантастов: «Бегущий по лезвию», «Особое мнение», «Вспомнить всё», «Меняющие реальность», «Помутнение» — все это адаптации его романов и рассказов.

В новом эпизоде подкаста мы сосредоточились чуть ли не на самом известном произведении, которое написал Филип Дик — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и его экранизации, легендарном «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта.

Не вдаваясь в подробности сюжета, можно сказать, что перед нами любопытный случай: фильм и книга совершенно непохожи друг на друга, но при этом остаются полноценными произведениями искусства.

Какую историю рассказывает Филип Дик? Как Ридли Скотт вывернул философскую концепцию романа наизнанку? Чем отличается атмосфера фильма от стилистики книги? И причем здесь все-таки электроовцы?

Обо всем этом рассказывается в нашем подкасте.

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Различия между «Бегущим по лезвию» и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» считается одной из самых известных книг Филипа Дика. В ней автору удалось предвосхитить киберпанк и создать новаторскую, увлекательную и трогательную историю о будущем. Не менее знаменитой получилась и экранизация романа от Ридли Скотта, которая получила название «Бегущий по лезвию».

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить, какие ключевые отличия были между первоисточником и фильмом.

И в фильме, и в книге нам открывалось будущее: 21 век, в котором отгремела ядерная война. Из-за нее вымерло большинство животных, а человечество осталось жить лишь в крупных, но частично разрушенных городах. Однако в романе предыстория мира раскрывается более подробно. ООН начала активно пропагандировать переселение землян на Марс, и каждый эмигрант получал по личному андроиду — человекоподобному роботу, которых в «Бегущем по лезвию» прозвали репликантами. Они создавались, чтобы быть слугами, помощникам и «рабочими лошадками» человека, но срок их жизни составлял всего 4 года. Однако достаточно развитый интеллект наводил роботов на грустные мысли о том, как лучше провести остаток жизни. Некоторые убивали своих хозяев и сбегали, возвращаясь на Землю. В фильме их мотивация стала другой: репликанты были обижены на своего создателя за то, что он отмерил им так мало жизни.

На Земле за андроидами охотились специально обученные наемники. В фильме их прозвали бегущими по лезвию и сделали особым отделом внутри полиции. Там-то и работает главный герой Рик Декард.

По книге, Рик Декард был женат и обладал электроовцой, которую мечтал поменять на настоящее животное — они были редкими и очень дорогими, так что позволить их себе могли только состоятельные люди, питомцы которых показывали их высокий статус. Когда-то у Рика была настоящая овца, но она умерла от столбняка. Чтобы окружающие не заметили подмены, он приобрел электроовцу, как это часто делают. Поимка сбежавших андроидов — это возможность для Рика получить хорошие деньги и вновь приобрести себе настоящего питомца.

В «Бегущем по лезвию» такая биография героя остается за кадром. Рик просто делает свою работу, и сбежавшие репликанты — просто новое задания для бегущего по лезвию. Не вошел в фильм и тест Войт-Кампфа на эмпатию (который, впрочем, появился в сиквеле «Бегущий по лезвию 2049»).

Читать еще:  Привести примеры предсказаний будущего в произведениях искусства. – Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания

В книге Филипа Дика описывались специалы — люди с ограниченным интеллектом, пригодные только для самой простой работы. В «Бегущем по лезвию» кого-то похожего можно увидеть на улицах города, но никакого участия в сюжете они не принимают. Не нашлось места и эмпатоскопам — устройствам, позволяющим человеку испытать любые эмоции, а также подключаться к виртуальному миру, где можно было получить что-то вроде «контакта с богом». Такая религия называлась мерсеризмом. В книге также упоминался модулятор настроения Пенфилда (названный в честь невролога Уайлдера Пенфилда). С помощью модулятора пользователь может выбрать себе настроение, набрав числовой код на панели устройства.

В «Бегущем по лезвию» репликантам удается убить своего создателя. Однако для Филипа Дика важной темой была безнаказанность, и глава корпорации Элдон Роузен — циничный и лицемерный человек — не испытывает никаких страданий, в отличие от остальных персонажей книги.

Не вошел в фильм и важный диалог Декарда с Роузеном, в котором второй объясняет: если бы его корпорация не занималась совершенствованием андроидов, это сделал бы кто-то другой. Филип Дик невероятно убедительно показал, что андроиды похожи на людей больше, чем сами люди будущего. Машины эмоциональны, им интересен окружающий их мир, они задумываются над мирозданием и вынуждены страдать из-за своей природы. В то же время современные люди больше доверяют логике и разуму, вследствие чего сами напоминают машин.

Ридли Скотт честно признавался, что не читал роман Филипа Дика, когда брался за фильм. Сценаристы тоже обходились синопсисами или краткими содержаниями. Однако обе истории получились новаторскими и интересными. И вселенная «Бегущего по лезвию» хоть и не вобрала в себя многочисленные идеи Дика, но зато создала классический образ мрачного киберпанковского будущего, где высокие технологии соседствуют с «низким» уровнем развития общества.

Что важного в романе “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” и насколько точно его экранизировал Ридли Скотт?

50 лет назад вышла книга “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, её экранизация – “Бегущий по лезвию” Ридли Скотта – стала культовой. Книга лучше?

Задача настоящей фантастики – ставить вопросы. Хорошо, когда получилось заинтриговать, развлечь, пощекотать нервы, но это не главное. Если зритель или читатель (хотя важно, конечно, какой читатель) получил что-то вроде “убивать плохо” или “любовь победит зло” – автор не справился. Известный американский фантаст-визионер Филип Дик справлялся всегда. Его безумные фантазии способны заставить крепко задуматься о природе памяти, человеческих взаимоотношений или даже реальности.

Осенью 2017 года вышел “Бегущий по лезвию 2049” – сиквел легендарного фильма “Бегущий по лезвию”, экранизации одного из самых популярных романов Дика – “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, и все снова заговорили об этом произведении. Сейчас есть ещё более важный повод: роман вышел ровно 50 лет назад, в январе 1968 года (экранизировали его только 14 лет спустя).

Первый “Бегущий по лезвию” с треском провалился в прокате, но стал культовым. Это заслуга Скотта или Дика? Насколько фильм соответствует оригиналу? Попробуем разобраться, зачем вам читать “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, а потом смотреть “Бегущего”, какая между ними разница (Скотт вообще не читал роман) и как они друг друга дополняют?

The Daily Dick. Как знаменитому фантасту везло каждый день?

Филип Киндрет Дик – создатель футуристического нуара, параноик, шизофреник и наркоман. Чтобы лучше понимать его книги и фильмы по их мотивам, нужно больше узнать о нём самом. Его жизнь сама по себе – психоделический научно-фантастический фильм.

Он родился в декабре 1928 году в Чикаго. Он и его сестра-близнец Джейн появились на свет на полтора месяца раньше срока. Спустя ещё полтора месяца Джейн умерла от недоедания. Здесь начинается типичная история непризнанного гения: постоянное чувство вины, пять распавшихся браков, три страны проживания, сотни отказов от издательств, потом дешёвые книжки в мягких обложках и второсортные журналы, алкоголь, амфетамины и мания преследования. Так, писатель уверял, что Станислав Лем – это группа агентов ЦРУ, дестабилизирующая американское общество (Ленин. Энгельс. Маркс) и клялся, что голосом его мёртвой сестры при написании романа “ВАЛИС” с ним разговаривал Бог.

Читать еще:  Пошаговое рисование портрета для начинающих. Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема

Дик дебютировал в НФ в 24 года, начав с подражания Альфреду Ван-Вогту Альфред Элтон Ван Вогт – американский писатель-фантаст, знаковая фигура для фантастики Золотого века. Он стоял у истоков нескольких классических тем научной фантастики — к примеру, историй о противостоянии человечества и мутантов. , написал более 30 романов и 110 рассказов, почти сразу обрёл свой уникальный голос и стал одним из самых ярких представителей американской “Новой волны”. Среди его трудов несколько великих (ну, пусть будет “выдающихся”) книг вроде “Человека в высоком замке”, “Убика”, “Трёх стигматов Палмера Элдрича”, на которые обязательно стоит обратить внимание.

Писательством Дик занимался с самого детства. К примеру, в 1938 году он “издавал” собственную газету The Daily Dick, название которой со злой иронией иллюстрирует всю его жизнь. Он страдал астмой, тахикардией и агорафобией, в силу чего принимал кучу таблеток. К началу шестидесятых к этой куче добавились ещё и стимуляторы, и Дик стал выдавать по шестьдесят страниц рукописного текста в день, только в течение 1963 года написав целых 11 романов.

Массовую известность ему принес именно “Бегущий по лезвию”, лучший научно-фантастический фильм 20 века, по мнению как зрителей, так и критиков, но писатель не дождался славы и признания: умер за неделю до премьеры.

В “Бегущем по лезвию” андроиды не мечтают об электроовцах

Главный страх середины прошлого века – разрушительная ядерная война. Кто-то нажмет большую красную кнопку – и всему, что мы знаем, придёт конец. Некому и не с кем будет больше воевать. Дик использует этот страх, в мире “Мечтают ли андроиды. ” эта война называется Заключительной. После неё исчезли почти все виды животных (это важно), а Земля стала умирающей пустыней. Но человечество успело колонизировать Солнечную систему, и часть людей перебралась в колонии, а те, кто остался, влачат жалкое существование в приходящих в упадок городах.

Останки цивилизации доедает всепроникающая радиоактивная пыль и мусор. (Вместо “мусор” Дик говорит “хлам”, вкладывая в это слово описание некой жуткой хтонической стихии). Люди от радиации болеют и становятся “спец” – слабоумными, которым заказан путь в колонии.

Вопрос с терраформированием решило создание искусственных людей – репликантов. Они или выполняют тяжёлую работу, или используются как секс-игрушки. Несмотря на стигму второсортности, новейшие модели превосходят создателей физической силой и интеллектом. Чтобы контролировать репликантов, люди заложили в них специальную генетическую программу: живут биороботы всего четыре года. Но они противятся такому порядку вещей и регулярно устраивают бунты. Поэтому использовать их разрешено только во внеземных колониях. Некоторым удаётся сбежать, и, убив своего хозяина, они летят на Землю в поисках способа продлить себе жизнь или же просто не желая быть безмолвной собственностью (зачем им всё-таки убивать хозяина, Дик так и не уточняет).

Как раз за такими беглецами и охотятся “бегущие по лезвию” – специальные полицейские наёмники. Чтобы отличить репликанта от человека, они используют тест на эмпатию, то есть способность к сопереживанию. IQ-тесты “ненастоящие” проходят легко, а вот сопереживать неспособны. По крайней мере, именно так считает главный герой в самом начале, принимая своих жертв за вещи. Его зовут Рик Декарт (фамилия не случайно говорящая), и он один из “бегущих”.

Получив задание выследить и уничтожить нескольких беглых репликантов, Рик начинает охоту, в ходе которой у него возникают сомнения, правильно ли он понимает происходящее вокруг. Встреча с репликантом по имени Рейчел заставляет задуматься: а действительно ли анди не способны к эмпатии? Правда ли то, что они не чувствуют боли? Гуманно ли это вообще – уничтожать мыслящих существ? Отличаются ли они от нас, и если да, то чем именно?

Чем фильм отличается от книги?

“Бегущий по лезвию” поднимает сразу несколько важных вопросов. Что такое человек и что такое память? Если можно создать себе какие угодно искусственные воспоминания, то что такое правда? Как и зачем она модифицируется под чьи-либо нужды?

Читать еще:  Батрутдинов из камеди клаб биография. Тимур, расскажите, какие идеи проекта принадлежат вам? – У каких девушек больше шансов встречаться с вами

Это умное и атмосферное кино, однако к поставленным вопросам Скотт подходит более прямолинейно, избегая любимой Диком недосказанности и сомнений в реальности, и больше внимания уделяя нуарному миру будущего. Из философской притчи получается психологический триллер в фантастических декорациях.

Как уже было сказано выше, есть версия, что Скотт вовсе не читал роман, по которому делал фильм. В “Бегущем” исчезло несколько сюжетных линий, как минимум один важный персонаж (ещё несколько были видоизменены), а также: устройства для управления человеческими эмоциями, сюжетный акцент на эмпатии как главной отличительной черте homo sapiens и учение Мерсера – религия будущего. И это не говоря уже о самих электроовцах.

Герой в романе только и хочет, что заработать на покупку живой овцы вместо электрической, и ни в какой закат в обнимку с “девушкой в беде” в конце концов не уходит. Дик проще относится к смерти и не злоупотребляет религиозным символизмом, в то время как благодаря Скотту мир “Бегущего” можно рассмотреть в самых мельчайших подробностях (пересматривать фильм можно только ради того, чтобы находить новые детали). Это тема стоит отдельного смыслового акцента. Виды мрачного Лос-Анджелеса, которые могут служить пособием для начинающих режиссёров, невероятные декорации, одежда, даже причёски. Фильм практически безупречен визуально и смотрится впечатляюще даже спустя 35 лет.

Есть восемь разных версий “Бегущего по лезвию”, две из которых считаются каноническими. Продюсерская, которая была плохо принята зрителями и критиками и провалилась в прокате, и режиссёрская версия с открытым финалом, которая вышла спустя 10 лет и, согласно результатам опроса The Guardian, была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории. Дик, нужно сказать, не видел последней версии, так как умер в год премьеры, однако говорят, посмотрел и одобрил версию с хэппи-эндом.

Что роман “Мечтают ли андроиды. ” значит для культуры?

Нельзя сказать, что “Мечтают ли андроиды об электроовцах” и “Бегущий по лезвию” – это что-то принципиально новое для фантастики или кинематографа: те же самые вопросы и, надо заметить, куда более тонко, едва ли не первым поднимает Станислав Лем в романе Хари, копия погибшей жены главного героя, созданная разумным океаном, говорит, что если у неё есть воспоминания, то она – человек “Солярис”, но факт остаётся фактом: Дик заставлял людей сомневаться в реальности ещё до того, как появились слова “киберпанк” и “виртуальная реальность”.

“Мечтают ли андроиды. ” по сути создает новый жанр, задавая несколько магистральных для социальной фантастики тем и смыслов. Роман Дика – первый в мире киберпанк. Программный для “киберпанков” текст, “Нейромант” Уильяма Гибсона, вышел только в 1984 году . За тем лишь исключением, что герои книги “Мечтают ли андроиды. ” не в силах сражаться с системой, они лишь винтики в огромном (выдуманном) механизме, которые только думают, что внезапно поняли, как всё на самом деле устроено.

И если у Скотта вопрос “А что делает человека человеком?” хотя бы номинально разрешается тем, что андроид проявляет сугубо человеческое качество – сострадание к врагу, и поэтому “нечеловечность” машин оказывается под ударом, то в романе Дика (на самом деле, во всех его романах) просто-напросто не предусмотрены точки. Читатель сам решает, кто здесь машина, а кто человек, и по каким именно признакам их нужно различать.

“Бегущий по лезвию” Ридли Скотта (сегодня фильм уже можно назвать ретро-футуризмом) – это стильный и мрачный нуар, который задал принципиально новые стандарты для научно-фантастических фильмов, сформировал киберпанк в кино и серьёзно повлиял на все виды искусства: от кинематографа до моды. И пусть он во многом упрощает оригинал, делая историю более прямолинейной и понятной, но и дополняет его. А “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” – невероятный для своего места и времени психологический научно-фантастический роман, который открыл новую страницу американского scı-fi.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источники:

http://craftkino.ru/filip-dik-mechtayut-li-androidy-ob-elektroovcax-i-begushhij-po-lezviyu/
http://fanzon-portal.ru/press-center/redaction-material/razlichiya-mezhdu-begushchim-po-lezviyu-i-mechtayut-li-androidy-ob-elektroovtsakh-/
http://informburo.kz/stati/chto-vazhnogo-v-romane-mechtayut-li-androidy-ob-elektroovcah-i-naskolko-tochno-ego-ekraniziroval-ridli-skott-.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии