Феномен фольклора и его воспитательное значение. Современное состояние фольклора Какое значение имеет фольклор в жизни людей

Феномен фольклора и его воспитательное значение. Современное состояние фольклора Какое значение имеет фольклор в жизни людей

Роль фольклора в жизни человека

В 5-м классе мы изучали детский фольклор. Я заинтересовалась колыбельными песнями и написала о них научную работу. Другой жанр фольклора, привлекший моё внимание, – считалки. В современном мире дети знают мало считалок, происходит обеднение детской субкультуры. Именно поэтому мне захотелось узнать историю считалок, их развитие и причины, по которым считалки постепенно отходят на второй план в детском фольклоре.

Моей главной целью являлось сопоставление роли считалок в разные времена и в наши дни. Свои задачи я видела в следующем:

1. изучить научную литературу по данной теме;

2. собрать считалки (в научной литературе, в игровой деятельности современных школьников);

3. провести анализ собранного материала;

4. сделать выводы.

Первоначальная гипотеза была такой: в наши дни дети знают мало считалок, причем большинство из них бессмысленные. В научной литературе я смогла найти этому объяснение. Во время проведения работы я убедилась в верности гипотезы и в том, что созданное детскими авторами большое количество развивающих, воспитывающих считалок не знают дети и не используют в играх.

В своей работе я использовала следующие методы:

1. анализ, синтез собранного материала;

2. наблюдение за играми учащихся младших классов;

3. опрос респондентов.

Всего опрошено 118 человек, из них дети младшего возраста – 20 человек, в возрасте 7-8 лет – 58 человек, в возрасте 9-10 лет – 25 человек, 13-15 лет – 10 человек, люди старшего возраста – 5 человек.

Помнят 3 и более считалок 19 человек, 2 считалки – 27 человек, 1 считалку – 72 человека.

Выяснилось, что больше всего считалок помнят люди более старшего поколения (они больше играли), а также школьники младшего возраста, т. к. для них это живой жанр.

Но, к сожалению, подавляющее большинство (67% опрошенных) называют в первую очередь считалку далеко не самого нравственного характера ( „. вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить. “). Авторские считалки дети слышали, читали, но в игре почти не используют, т. к. не помнят наизусть (их назвали только 0,8% опрошенных). Интересные в познавательном или нравственном смысле считалки знают 20% опрошенных, бессмысленные или нравственно не интересные – 74%. С юмором считалки только у 19 человек. рактера (. лению, подавляющее большинство (67% опрошенных) называют в первую очередь считалку далеко не самого нравственног

2. Роль фольклора в жизни человека.

Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. В устной народной поэзии (или фольклоре, как называет эту поэзию международная наука) очень много разновидностей. В переводе на русский язык английское слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное творчество» – всё то, что создала духовная культура трудового народа за века своей исторической жизни. Если мы вчитаемся, вдумаемся в наш русский фольклор, мы увидим, что он действительно отразил в себе многое: и родную историю, и игру народной фантазии, и весёлый смех, и глубокие народные думы о человеческой жизни. Люди размышляли о том, как улучшить свою жизнь, как бороться за счастливую долю, каким должен быть хороший человек, а какие черты характера нужно порицать и высмеивать.

Многочисленные разновидности русского фольклора – былины, сказки, пословицы, календарные припевки, загадки – всё это возникало, повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушек к внучкам. Нередко исполнители вносили в полюбившийся текст что-то своё, слегка меняя отдельные образы, подробности и выражения, незаметно оттачивая и совершенствуя песню или сказку, созданную до них.

3. Детский фольклор. Его жанры, нравственное влияние.

Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Дети с интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но перекрашивают приобретённое. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.

Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

И детям, и взрослым также хорошо известны считалки, дразнилки, скороговорки и прочие жанры детского фольклора, которые принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства и переживания.

Считалки, жеребьёвки, песенки и приговоры, входящие в игры, вместе составляют игровой фольклор.

Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре, – самый распространённый жанр детского фольклора.

Рассказывание или слушание считалок доставляет детям огромное удовольствие. Далеко не каждый ребёнок может стать хорошим «считалочником». Во-первых, он должен обладать цепкой памятью, артистизмом, а во-вторых, непременно быть честным.

Дело в том, что считалки – это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы-ребёнка) распоряжается распределением ролей. А коли это так, то выигрыш в игре со счастьем и удачей зависит от самого играющего. Ребёнок в игре должен быть находчивым, сообразительным, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.

4. Основные художественные особенности считалок.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Зачем же была нужна людям искажённая форма слов и что скрывалось под обыкновением пользоваться загадочным счётом?

Со счётом у людей связана целая группа древних понятий и представлений. Можно предположить, что в старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Счастливым или несчастливым окажется человек, выполняющий поручение? Перед охотой или другим промыслом счёт решал многое. Человек с несчастливым числом мог погубить, по представлениям людей, всё дело. Таково назначение древнего пересчёта. Эта его функция сохранилась в остаточной форме и в детских играх.

Читать еще:  Молокане: пришельцы в армянских горах. Молокане из Фиолетова: как живут русские протестанты в Армении

Простейшей формой считалок и, по-видимому, исконно древней, можно признать «голый» счёт. Из-за запрета считать людям приходилось пользоваться при пересчёте условными формами. Так, у жителей Иркутской губернии запрещалось считать убитую дичь, иначе впредь не будет удачи; у живших в Забайкалье русских было запрещено считать гусей во время перелёта. Запрет считать представлял большие неудобства, и люди придумали так называемый «отрицательный» счёт: к каждому числительному прибавлялась отрицательная частица: не раз, не два и т. д. Получалось, будто и счёта нет. Таково назначение искажённой формы счёта. Люди скрывали и жеребьёвку – пересчёт, необходимый при распределении ролей участников промысла. Пересчёту – прототипу новейших форм считалок – придавалась условная словесная форма, которая была понятна людям данной группы. Таково происхождение «заумного» счёта, примером которому может послужить детская считалка.

Со временем, оторвавшись от запретов и веры в числа, считалка-пересчёт стала развиваться своим особым путём. В неё были внесены новые, чисто художественные элементы. Искажённые слова стали придумываться по созвучию со старыми, без всякой связи с условной иносказательной речью древности. Образование новых слов в считалках потеряло прежний смысл и нередко приобретало форму чистой бессмыслицы.

Бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные разрозненные фразы, отдельные слова. Из слов сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения.

Одна из главных особенностей считалок – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Детям в возрасте 5-6 лет это доставляет особое удовольствие в связи с постоянным требованием взрослых «не шуметь». Услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему – умение не из лёгких. Оно приобретается детьми только в игре. Чем азартнее игра, тем желаннее для ребёнка быть избранным, тем острее дети вслушиваются в ритм считалки.

Весь этот весёлый стишок построен на звукоподражаниях – ещё одной особенности считалок. Вспомните считалку «Аты-баты, шли солдаты». Её чёткий ритм напоминает шаг солдатской роты.

5. Классификация по содержанию, художественным особенностям, нравственному смыслу.

Самый распространённый вид народной считалки предназначен непосредственно для расчёта играющих. Если нужно определить, кто водит при игре в прятки или в салочки, то считают так.

Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры. Последний, оставшийся после расчёта, водит.

К этому же виду считалок относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или выход из расчёта. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой группе особо выделяются бессмысленные считалки, с абсурдным сюжетом и звукосочетанием.

Следующая группа считалок – игровая – предназначена одновременно и для расчёта, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и прочими требованиями.

Требования считалки разнообразны и редко повторяются. Например, в считалке “На златом крыльце сидели. ” нужно правильно ответить на вопрос “Кто ты такой?”

Чтобы выиграть, нужно точно запомнить, с какого места начинался расчёт, быстро отсчитать своё место в круге и выкрикнуть нужное слово или число. Тогда повторный расчёт придётся на тебя, а не на другого.

Есть считалки, где выигравший по расчёту отдаёт свое право покинуть круг товарищу, а сам остаётся для новых испытаний.

Хочется обратить особое внимание на литературные авторские считалки. Они предназначены большей частью для чтения, а не для расчёта. Они предлагают и ребёнку, и взрослому интеллектуальную игру – узнать в считалке её народный прообраз, уловить черты сходства и различия, иронию автора в моменты притяжения и отталкивания от фольклорного образца.

Авторская считалка всегда остросюжетна, динамична, полна сменяющих друг друга ярких картинок и этим напоминает потешку. Задача поэта – увлечь ребёнка действием настолько, чтобы ему захотелось самому “дописывать” строчку, предугадывать, что будет дальше. А талант мастера в том, чтобы ребёнок ошибался и радовался своей ошибке, ибо поэт придумал интереснее, остроумнее, веселее.

На какие же группы делятся считалки в научной литературе?

В монографии Г. С. Виноградова «Русский детский фольклор. Игровые прелюдии» предпринята классификация детского фольклора, в частности считалок, в основу которых положен словарный состав. Виноградов отнёс к считалкам-числовкам стихи, содержащие счётные слова («раз, два, три, четыре, мы стояли на квартире»), «заумные», искажённые счётные слова («первинчики-другинчики, летели голубинчики») и эквиваленты числительных («анзы, дванзы, три, калынзы»). К заумным Виноградов отнёс считалки, целиком или частично состоящие из бессмысленных слов; к считалкам-заменкам – стихи, не содержащие ни заумных, ни счётных слов.

Эта классификация остаётся актуальной по сей день.

Собранный нами материал позволяет к данной классификации сделать добавления.

С точки зрения содержания мы обнаружили следующие группы:

1. Считалки с нравственным смыслом, воспитывающие. Они учат правдивости, доброте, осторожности и послушанию.

Это чаще всего уже не фольклорные, а авторские считалки.

2. Познавательные считалки, расширяющие кругозор. Из них ребёнок получает знания об окружающем его мире, о его обитателях, природе, явлениях.

3. К сожалению, нам пришлось столкнуться и со считалками, где встречается неприличная лексика.

Всего мы собрали 72 считалки, из них 9% – считалки с нравственным смыслом, 26,5% – познавательные считалки, 19% – бессмысленные, 1,5% – безнравственные, 31% – считалки со смыслом, но ничему не обучающие, 7% – считалки с юмористической формой, 6% – с поэтичной формой.

6. Выводы по теме.

Приступая к работе, мы предполагали, что современный типичный ребёнок знает меньше считалок, чем люди старшего поколения, так как дети меньше играют группами без присмотра взрослых. Учёные говорят, что на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что происходит обеднение детской субкультуры.

Читать еще:  Лев Федотов — московский Нострадамус или красивая легенда? Дневник Левы Федотова. Дневник пророка

Но полученные данные нас буквально удивили. Всего опрошено 118 человек, из них дети младшего возраста – 20 человек, в возрасте 7-8 лет – 58 человек, в возрасте 9-10 лет – 25 человек, 13-15 лет – 10 человек, люди старшего возраста – 5 человек.

Из 98 человек помнят по 3 и более считалок 19 человек, по 2 считалки – 27 человек, по 1 – 69 человек, и не помнят ни одной 3 человека.

Выяснилось, что больше всего считалок помнят люди более старшего поколения (они больше играли), а также школьники младшего возраста, т. к. для них это живой жанр.

Но, к сожалению, подавляющее большинство (67% опрошенных) называют в первую очередь считалку далеко не самого нравственного характера ( „. вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить. “). Авторские считалки дети слышали, читали, но в игре почти не используют, т. к. не помнят наизусть (их назвали только 0,8% опрошенных). Интересные в познавательном или нравственном смысле считалки знают 20% опрошенных, бессмысленные или нравственно не интересные – 74%. С юмором считалки только у 19 человек.

Мы считаем, что наше исследование позволяет сделать выводы о недостаточном внимании воспитателей к совместным детским играм, к пропаганде лучших фольклорных и авторских считалок среди детей младшего возраста.

Народный фольклор и его значение в жизни ребенка – Войченко А.А.

Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым.

В современном мире, где все расписано по часам, а для детей предлагается большое количество разнообразных игр и игрушек, мамы зачастую не придают особого значения такому понятию, как колыбельные песенки для малышей, ладушки , пестушки («пестовать», т.е. нянчить, носить на руках, заботливо растить, лелеять), заменяя их, в лучшем случае, на спокойную музыку, а то и на звук, раздающийся с экрана телевизора.

При этом они забывают, а зачастую и не знают, что один из способов общения с ребенком, который имеет большое влияние на его развитие и дальнейшее формирование, как личности – это народный фольклор.

Искусство народа или фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость, знание») глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Первыми приходят колыбельные песни, наполненные материнской заботой и любовью, они влияют на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, текст, построенный на образах, уже хорошо знакомых ребенку, успокаивают и усыпляют его. Колыбельные сулят малышу грядущие удачи и благополучие.

Слушая мамины колыбельные песни, ладушки малыш получает не только свои первые познания в музыке, первые уроки развития речи. В ответ на мамино пение он начинает по-своему гулить, что приводит в действие и развивает гортань – основной инструмент речевой деятельности. Под воздействием колыбельных песен развивается память ребенка, которая запоминает повторяющиеся интонации, в результате чего малыш раньше начинает различать интервалы между отдельными словами. Это способствует тому, что ребенок лучше воспринимает содержание, и оно для него становится более понятным, а значит, и речевые навыки проявятся быстрее.

Через народный фольклор ребенок познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх, знакомился с окружающим миром. В его памяти откладывалось все самое поэтичное и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек. Детские песни и игры являлись теми семенами, из которых впоследствии и вырастал подлинный народный исполнитель-творец.

«Человеческая память коротка. Но есть еще другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, передает информацию пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна.… Почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины; почему на елку вешают золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски? Перед нами некое ответственное действо, которое совершают во имя высокой цели – ради людей, ради самой жизни…» (И.Уварова)

Растет ребенок, приходит черед пестушкам и потешкам.

Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье, гуление, потягивание, первые шаги и т.д. Для того чтобы вызвать у ребенка радость, улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек.

Какова судьба народного фольклора сегодня? Наблюдения фольклористов доказывают, что они, как и другие жанры традиционного фольклора, уходят из современного повседневного быта. Их исполнители за редким исключением люди весьма преклонного возраста. Молодые мамы в преобладающем большинстве подлинных народных колыбельных песен не знают и не поют, ссылаясь на неумение петь. Отсутствие музыкальных способностей — не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях, подчеркивают специалисты: «Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют».

Народный фольклор играет огромную роль в духовном развитии маленького человека, его нравственно-эстетическом воспитании. Колбельные песни трогают сердце, учат любви к своей земле и своему народу. Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.

Для ребенка Родина – это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что слышит и видит ребенок в детстве, зависят формирование его сознания и отношение к окружающему миру.

Читать еще:  Экскурсионное бюро пушкинского музея. Индивидуальные экскурсии в музей изобразительных искусств имени пушкина

Фольклор в жизни дошкольника

Людмила Морозова
Фольклор в жизни дошкольника

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков у детей.

Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.

Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений.

Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешка «Сорока-сорока» доставляет радость и помогает детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Малые формы фольклора должны войти в быт ребенка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру и др.

Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной? Это – фольклор взрослых, адресованный детям (потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши, загадки, колыбельные, и детский фольклор (считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, колядки).

Рассмотрим некоторые виды фольклора.

Так, содержание и форма потешек и прибауток свидетельствуют о том, что они предназначены детям. Во многих потешках, прибаутках присутствует игровое начало, например, ««Сорока-сорока», «Пальчик-пальчик» и много других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребенка. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и в связи с этим вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетаний разных звуков, например, «Чики-чики-чикалочки….». Повторение звуков предают тексту звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми.

Детскую активность вызывают потешки, составленные в диалогической форме, например:

– Ваня, Ванечка, куда ходил?

– Под пенечком что?

– Хвать, да в кузовок!

При слушании, у детей возникает желание самим включится в разговор.

Благодаря ритмичности, музыкальности некоторые потешки превратились в игры со словом, которые помогают работать над согласованием движения со словам и способствует развитию слухового внимания.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутники детства». Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающим мире, прежде всего о тех предметах, которые близку опыту людей, например: «Заинька».

В народном творчестве сказка, вероятно самое большое чудо. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею: добро и зло ведут постоянную борьбу.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, например:

Во дворце певец. (Скворец)

Своей кружусь. (Колесо)

Заклички – это обращения к явлениям природы (к солнцу, дождю и др.). Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Чтобы использовать простейшие заклички, например:

Дождик, дождик, пуще,

Выйду на крылечко,

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

Дождик, дождик, пуще!

ребенок должен быстро оценить ситуацию (к каким явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру и прежде всего выбрать водящего, например:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы –

Ты пойди-ка, поводи!

Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове, например:

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И уже не возвратился,

Закатился в огород,

Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и все.

Также к фольклору относятся литературные стихотворения-шутки, например:

Вдоль реки бежал Аким.

Был Аким совсем сухим.

Побежал он поперёк –

Весь до ниточки промок.

Скороговорки и частоговорки – это веселая и безобидная игра и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз; стихи, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи, например:

На дворе растет трава

На траве стоят дрова

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребьенка, в особенности его поведения, например:

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Детям очень нравятся перевертыши, шутки, прибаутки – этозабавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Источники:

http://www.hintfox.com/article/rol-folklora-v-zhizni-cheloveka.html
http://vaa-ozerck.jimdofree.com/2014/04/26/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80-%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/
http://www.maam.ru/detskijsad/folklor-v-zhizni-doshkolnika-349503.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии