5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федотов павел андреевич. Федотов павел андреевич – галерея произведений (71 изображение)

Федотов Павел Андреевич (1815 — 1852)

Федотов П. А. (реализм)

Половина короткой жизни Федотова оказалась затраченной на военную службу. Художественное образование получил на правах вольнослушателя, посещавшего вечерние классы Академии художеств. Только спустя два года после выхода в отставку Федотов смог исполнить свое первое, значительное произведение

Федотов оставил след в русской живописи как Гоголь и Салтыков-Щедрин в литературе. Его творчество явилось соединительным звеном между литературой и живописью 19-го века. Русская живопись середины 19-го века решительно встала на путь критического реализма — художники открыто обличали пороки русской действительности. Федотов стал одним из первых таких живописцев.

Анкор, еще анкор!


Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Рядом гитара. Офицер развлекается — заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. «Анкор, еще анкор!» — командует он, не подозревая, что по-французски «анкор» значит «еще». И такой «забавой» заняты длинные вечера офицеров. В этой небольшой по размеру картине Федотов показал бессмысленность жизни человека в условиях той России, его нравственную гибель. Все в картине мрачно, и вызывает она тягостное, гнетущее чувство, с которым, вероятно, писал ее и сам художник.

Свежий кавалер (1846) (или Утро чиновника, получившего первый крестик)

Первое серьезное произведение Федотова. Полотно изображает канцеляриста, отметившего накануне вечером бурной пирушкой награждение орденом Станислава III степени, самой низкой награды Российской империи.

Вот живописная картина. Утро. И комната, в которой кавардак:

Весь стол завален грязною посудой, объедками. Здесь все вперекосяк!

Перемешались сдвинутые стулья, гитара, карты, книга на полу,

Кувшин, бутылки, битая посуда, хвосты селедки с мусором в углу.

Хозяин комнаты, напыщенный чиновник, здесь, нкануне, бурною пирушкой

Отметил полученье ордена, награды, что не стоит и полушки.

Чиновник безудержно бахвалится перед своей сожительницей, развязной служанкой.

А утром, в папильотках, неумытый, перед служанкой гордо тычет в грудь:

» Смотри, чернавка, стал я знаменитым, широкий предо мной открылся путь!

Меня отметили, мне дали «Станислава»! А там, глядишь, до «Анны» дослужусь!

О, подожди, меня уже ждет слава! о, подожди, я многого добьюсь!»

Она же, в свою очередь, в ответ на браваду, тычет ему дырявый сапог со словами: «Уж не собирается ли барин свои стоптанные сапоги починить на серебро нацепленной побрякушки?» О многом говорит живописная обстановка комнаты: разбросанная одежда, пустые бутылки, остатки еды и т.п. Такое впечатление, что это не жилище, а временное пристанище, ночлег. Произведение захватывает зрителя остротой разоблачения ничтожности жизненных устремлений людей, неумения здраво оценивать свое реальное положение.

Портрет Н. П. Жданович за клавесином (1849).

Перед нами портрет юной Надежды Жданович, сестры товарища Павла Федотова по воинской службе П.П. Ждановича. Художнику позировали почти все члены семейства Ждановичей.

Девушка изображена за игрой на клавесине. Ее прелестное личико и стройная, девически хрупкая фигурка в простом голубом платье и белом переднике исполнены благородного достоинства, строгости и чистоты. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Плавные гибкие линии рук, шеи очень выразительны и подчеркивают нежность и женственность облика, а светлая цветовая гамма портрета, гармоничное соотношение тонов передают атмосферу ясного спокойствия и удивительной просветленности. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве.

Разборчивая невеста. (1847)

Это явно сюжет из крыловской басни о разборчивой невесте:
«Что б в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней посватался, пошла:
И рада,рада уж была, Что вышла за калеку.»

Сватовство майора (1848)

Главная федотовская картина, воссоздает эпизод из купеческой жизни. Осуществляется заветная мечта богатого купца — приобщиться к дворянскому сословию через брак дочери с дворянином, пусть и нищим. Фигура купца в длиннополом сюртуке очень значительна и колоритна. В дверях гостиной — будущий зять. Он за счет толстого кошелька будущего тестя поправит, наконец, свои денежные дела, которые он основательно подорвал, размотав состояние по кабакам. Стоя в дверях гостиной, гордясь военной выправкой и покручивая ус, майор размышляет о будущих своих перспективах:

«Конечно, был бы я сейчас богатым, не промотал когда б свой капитал,

Увидел вряд ли кто б меня женатым, но очень уж от бедности устал!

Зато сейчас опять пойдет веселье, приемы, скачки, карты и вино!

Люблю я это милое безделье. А как невеста? Да мне все равно!

Умна она или глупа, как пешка, красива иль страшна, как смертный грех!

Сегодня я -игрок! Орел иль решка! И думаю, что обыграю всех!»

В картине запечатлен момент сватовства. Здесь происходит купля-продажа: у купца -дочь, товар, у сорокалетнего, потертого жизнью, майора — дворянский титул. Очень довольным выглядит купец — расплываясь в угодливой улыбке он спешит навстречу долгожданному гостю, которого представляет сваха. Светлым пятном на общем фоне выглядит фигура дочери в белом платье. Поведение невесты с первого взгляда понятно, она убегает в смущении в другую комнату. Однако, приглядевшись к выражению лица девушки, видим на нем не столько смущение, сколько кокетство, жеманность, она играет в смущение и убегает не всерьез. Вот в центре комнаты румяная невеста кокетливо от матери бежит:

«Ах, маменька, мне, право, очень стыдно! Я так стесняюсь всяческих мужчин!»..

Купчихе же недоступны эти игры, она более прямолинейна — схватив дочь за юбку, грубо ей кричит: «Куда ты, дура!»-что видно по ее округлившимся губам.

Читать еще:  Итальянский словарь для начинающих. Путешествие в Италию без знания языка: итальянские слова для туристов

«Куда ты дура, где же это видно, от жениха чтоб бегать без причин!»

Невеста, ясно же, в смущение играет, и убегает тоже не всерьез.

Купчиха этих игр не понимает,отсюда этот маленький курьез.

С большим мастерством выписывает художник детали картины: обстановку комнаты, переливающуюся красками ткань платья невесты и даже кошку, как символ уюта и достатка.

Картина имела большой успех на выставке. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Однако, как ни странно, история картины имела неожиданное продолжение. Как-то после выставки в комнату Федотова вошел отставной седой майор в мундире и бросился к нему на шею. Федотов был изумлен, а незнакомец сказал, что приехал только за тем, чтобы выразить ему свой восторг. Он видел картину «Сватовство майора» и не понимает, как мог художник так правдиво описать его историю, потому что ведь это он, майор, для поправления своих обстоятельств женился на купчихе, и теперь доволен и счастлив. А вслед за майором в комнату втащили огромную корзину с шампанским и разными закусками, которыми он решил угостить своего знаменитого биографа. Этот счастливый майор, конечно. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.

Вдовушка. (1851)

Если во многих картинах Федотов выступает как баснописец, как обличитель, резкий критик, то в этой картине он не только резко критикует существующий порядок жизни, но и глубоко сочувствует героине, скорбит вместе с нею.

У молодой женщины, ожидающей ребенка, умирает муж. Сразу после похорон за долги у нее опечатали все вещи и квартиру. Ей остались только икона да портрет любимого мужа, а будущую мать ждет неизвестность: куда идти, к кому обратиться — никому она не нужна.

Поза и лицо молодой вдовы выражают бессилие перед судьбой. Ее глаза, кажется, выплакали все слезы. Голова покорно опущена, рука безвольно повисла . Вся ее фигура выражает безнадежность. Прежний уклад жизни катастрофически рухнул, ей угрожают нищета и голод, и она бессильна что-либо изменить.

Федотов глубоко возмущен подобной несправедливостью, тем, что такое возможно в цивилизованном обществе. Художник трижды писал эту картину, каждый раз обновляя и дополняя образ, пока не остановился на последнем варианте.

Завтрак аристократа (1849)

Утро. В богато убранной комнате сидит за завтраком молодой барин. На завтрак у него кусок черного хлеба, а рядом, на стуле, театральные афиши и объявление о продаже устриц. Конечно, барин предпочел бы кушать устриц, но они давно уже ему не по карману, и он набивает рот черным хлебом. Вдруг, почуяв гостя, залаял пудель, аристократическая собака, которую было принято держать в богатых домах. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он быстро прикрывает хлеб книгой, стыдясь своего безденежья.

Вот комната, в которой обстановка нам говорит о роскоши, достатке,

И даже модная собака, пудель, нам представляется аристократкой.

А сам хозяин в утренней одежде: халат атласный с бархатной отделкой,

Узорчатая шапочка. Невежда — и тот поймет, что все здесь — не подделка!

Но что он делает? Он завтракает хлебом взамен тех устриц, что ему пристало

Откушать. Залаяла собачка. Следом хозяин с кресла вдруг испуганно привстал,

На дверь со страхом быстро оглянулся и книжкой хлеб немедленно прикрыл.

С чего же вдруг герой наш встрепенулся? Да так, с набитым ртом-то и застыл?!

-«Кого несет там? Никого не жду я! Не дай бог, кто увидит, что я ем!

Да и поймет он, что терплю нужду я, что уж давно я не богат совсем!

Я не пойму, куда богатство делось? — Большие деньги папа завещал.

А как жилось привольно, сладко елось — и нищеты ничто не предвещало!

Какие вечера, балы давал я! Столы от яств ломились, от вина,

Каких людей вельможных принимал я. И все ушло. моя ли тут вина?

Конечно, грех мне тут скрывать, бывало, порою в карты так не повезет,

Что за ночь целое именье пролетало! — Люблю играть я ночи напролет!

Да, жизнь моя бурлила и кипела, любили женщины, вино лилось рекой,

Роскошные костюмы то и дело менял — один шикарный — на другой!

И вот, увы! Все кончилось внезапно! Друзья советуют — трудиться начинать.

Но это бред! Неужто непонятно, что труд не для меня? О, где мой меценат!

О, где мой спонсор? Кто меня спасет? Кто проиграет мне? Наследство вышлет.

Пока же я боюсь: вдруг кто поймет, что я беднее той церковной мыши!

Кто он, этот человек? — Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни — слыть богатым барином. Живет он в долг, т. к. ничего не делает, не работает и работать не собирается. Про таких в народе говорят: «На пузе шелк, а в пузе щелк».

Как художник-самоучка Павел Федотов стал академиком и из-за чего закончил жизнь в психиатрической лечебнице

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Павел Федотов родом из семьи титулярного советника служащего во времена Екатерины II. В отличие от множества талантливых детей, чьи способности развивались родителями с раннего детства маленьким Павлом никто не занимался. Он был предоставлен сам себе и время проводил в веселых играх и драках, бегая по сенниках и чердаках, а зимой носясь с горок на санках.

В 11-ти летнем возрасте подростка отдали учиться в Первый московский кадетский корпус, где его сразу же полюбили за веселый, общительный нрав, доброту и остроумие. И кроме того, обладая незаурядной зрительной памятью, позволяющей легко запоминать любой материал, Павел стал одним из лучших учеников.

Читать еще:  Выставка «Русское географическое общество и картографирование России. Экспедиция, фестиваль и выставка Русского географического общества: где проходят, как попасть и стоит ли участвовать

А что было совсем удивительным, так это то, что на уроках рисования мальчишка слыл беспросветным лентяем. Ему было не до геометрических моделей, которые нужно было изображать. Куда больше его привлекали история с географией. Ибо богатое воображение Павла само рисовало ему захватывающие картины исторических событий или кругосветных путешествий по далеким странам и континентам. Однако лучше всего у него получались карикатуры, которые он рисовал на преподавателей и своих товарищей на полях своих тетрадей. Его юмор был весьма тонким и точным, поэтому никто не был на него в обиде. К тому же юноша великолепно пел и аккомпанировал себе на гитаре, сочинял романсы, писал стихи и всегда был душой компании.

В 19-летнем возрасте, получив чин прапорщика, Федотов был направлен в Санкт-Петербург для службы в Финляндском полку. Столичная жизнь в корне перевернула судьбу и помогла раскрыться удивительному самобытному таланту — с одной стороны. А с другой, как считают некоторые биографы – погубила Федотова в расцвете сил. Однако тогда, в 1834 году, жизнь только начиналась.

Половину своего офицерского жалования он отправлял в Москву своему престарелому отцу и сестре, поэтому средств на светскую жизнь у юноши уже не оставалось. И от нечего делать он начал рисовать. Их полк был расквартирован невдалеке от Академии художеств и Федотову удалось получить билет на посещение вечерних рисовальных курсов при учебном заведении, где он осваивал академический рисунок.

Свободное же время Павел посвящал карикатурам и наброскам, рисуя забавные сценки полковой жизни. Однажды в 1837 году их полк посетил младший брат императора — князь Михаил Павлович. Под впечатлением Павел Федотов создает акварельную работу на картоне «Встреча великого князя», увидев которую, князь пожаловал офицеру-художнику бриллиантовый перстень. А император, которому доложили о талантливом военном дал тому разрешение покинуть службу и стать живописцем при ежемесячном содержании в 100 рублей.

Однако неожиданная милость царя смутила Федотова, он никак не мог решиться и попросил совета у Карла Брюллова, мнение которого уважал. На что тот резко ответил: «Надо начинать рисовать с младенчества, чтобы приучить руки передавать мысли и чувства…», намекая, что в возрасте Федотова уже поздно мечтать о карьере живописца. Да и сам Павел Андреевич не был уверен в своих силах.

Лишь спустя 7 лет, обретя бесценный опыт, Федотов решается уйти в отставку в чине штабс-капитана. Немалую роль в этом решении сыграл баснописец Иван Крылов, который, увидев карикатуры Федотова, пришел в неописуемый восторг. Крылов написал капитану письмо в котором говорилось, что «задача художника в современном обществе — обличать скверность русской жизни и тем самым способствовать её улучшению. Миссия трудная, но благородная». Таким образом Крылов благословил будущего художника на роль «народного нравописателя». Эти строки и подвигли Федотова оставить службу. Он уволился, забрав с собой своего денщика Аркадия Коршунова, который был ему и другом и братом, а главное тот свято верил в незаурядный талант Павла Андреевича.

В 1844, став «вольным художником», к началу 1850-х году он уже был заправским «человеком искусства». «Страшно, жутко было мне в то время: я все сомневался в своих силах; я все еще не верил себе; мне все еще чудилось, что я простой рисовальщик, а не художник», — вспоминал живописец.

В 28-летнем возрасте отставной капитан и начинающий художник поселился на Васильевском острове, где снимал небольшую квартирку на двоих. И начал дни напролет работать над своими полотнами. Вначале батальная живопись увлекла художника, за нее хорошо платили. Но со временем он понял, что влечет его совсем другая сторона жизни, другой контингент, а именно: ремесленники, мелкие чиновники, уличные шарманщики и нищие эмансипированные дамы и юные учащиеся пансионов, мелкие купцы и чиновники и конечно же холостые офицеры. Представители всех слоев общества и становились объектами его добродушной сатиры. Жанровая живопись — вот, что воистину стало его коньком.

С 1846 по 48-й год художником были написаны знаменитые полотна, принесшие ему все кроме богатства: признание коллег, звание академика, огромную популярность у зрителей. Первым был написан «Свежий кавалер», немного позже — «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа» — картины, названные шедеврами мирового искусства. На выставках к этим полотнам даже подойти было трудно.

Толпы зрителей окружали его творения с утра до вечера. Ну еще бы, в средине XIX века было «откровением увидеть на холсте не государей императоров, прославленных военачальников или, на худой конец, античных божеств, а собственных современников — заурядных, смешных и таких узнаваемых».

Невзирая на славу и почести, художник по-прежнему жил очень бедно, его угнетало безденежье, поэтому ему приходилось работать на пределе человеческих возможностей. Вставал очень рано, обливался холодной водой и, попив чаю, шел «толкаться между людьми». Часами ходил по городу в поиске «живых типажей», что было сродни охоте. Так однажды он несколько километров незаметно шел за мужичонкой «в зеленом картузе», дабы «подсмотреть» и запомнить все его движения и мельчайшие детали лица. Подбирая подходящий типаж, он иногда знакомился с представителями «городского дна» — портовыми девками и нищими.

Знакомые Павла Федотова, наблюдавшие за тем как он работает, отмечали, что он так фанатично погружался в работу, что даже страшно было на него смотреть. Напряженность в работе стала причиной того, что за художником со временем стали замечать странности в поведении: «Его начала мучить головная боль и бессонница. Его характер и поведение всегда отличались оригинальностью, а потому несколько новых странностей в его суждениях и поступках не могли внушить никому подозрения, что этот светлый ум готов помрачиться… Мало-помалу из общительного, разговорчивого человека Павел Андреевич превращался в молчаливого мрачного меланхолика. На него стала находить безотчётная томительная тоска, прежде совсем незнакомая этой бодрой натуре».

Читать еще:  М горький учился. Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) ()

Незадолго до этого Павел Андреевич вдруг начал «чудить». Как-то получив гонорар за картину, начал скупать драгоценности для какой-то воображаемой свадьбы и подарки несуществующей невесте, загадочно всем сообщая о каком-то «своём счастии». Затем неожиданно посватался сразу к нескольким известных ему дамам. В каждом доме, где сватался, получал какие-то деньги и пропадал. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Другие видели Федотова, бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Хотя в здравом уме художник всегда говорил, что не смог бы делить свою жизнь между двумя — живописью и женщиной.

Для тех кто знал Федотова, его душевная болезнь оказалась громом среди ясного неба. Во время одного из приступов буйного помешательства художника поместили в психиатрическую лечебницу. По свидетельствам врачей, мужчина, который не отличался в обычной жизни физической силой, во время болезни мог пальцами выдергивать из стен гвозди, а когда его связывали, то он проделывал этот трюк зубами.

Осенью 1852 года Федотов в 37-летнем возрасте умер от плеврита. Со слов свидетелей за несколько дней до кончины, художник пришел в себя. В этот момент рядом с ним был его верный денщик Коршунов, который был при хозяине даже во время страшных приступов душевной болезни. Федотов просил его передать друзьям, чтобы пришли проститься. Денщик, боясь оставить Павла Андреевича одного, перепоручил дело кому-то третьему, вестник по пути забежал в трактир, напился и завалился спать чуть ли не в канаву.

И когда весть о просьбе Федотова дошла до адресатов, прощаться было уже не с кем, хотя друзья уже давно мысленно похоронили его. На похоронах безутешно рыдал только верный денщик Коршунов. К основному горю примешивалось чувство вины, что не выполнил просьбу хозяина.

Работы Федотова можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и в петербургском Русском музее, где также хранятся рисунки, сделанные им в психиатрической больнице. Он по праву считается родоначальником такого направления в русском изобразительном искусстве, как критический реализм. Художник также создал серию характерных портретов своих современников.

ФЕДОТОВ Павел Андреевич – Галерея произведений (71 изображение).

П.А. ФЕДОТОВ

(1815 – 1852)

Творческая жизнь Павла Федотова была чрезвычайно непродолжительной. Как художник-профессионал он определился лишь в середине 1840-х годов, пройдя до этого ученический и дилетантский период, а в 1852 году его жизнь уже прервалась.

Между тем кратковременность жизни и художнической деятельности Федотова не помешала ему оставить ему в истории русской культуры след очень значительный, непреходящий.

Наделенный огромным талантом, чуткий к окружающему, Павел Федотов сумел претворить в высокую форму художественного образа обыденные ситуации человеческой жизни, состояния радости и отчаяния, прекрасные взлеты души и её падения.

Рожденный своим временем – 40-ми годами 19 века, — он воплотил его сущность, сумел подняться до выражения важных сторон человеческого бытия.

Именно это позволило ему стать родоначальником целого направления в русской живописи – критического реализма. Те творческие принципы, которые открыл Федотов, легли в основу искусства мастеров 60-х годов и передвижников.

Метод работы над постижением натуры, характер построения жанровой картины, широкий взгляд на явления действительности, за которыми всегда вырисовываются важные стороны современности – всё это было серьезной школы для реалистов второй половины 19 столетия.

Картины Павла Федотова – широко известны, их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Эти персонажи и коллизии отвечавшие злобе тогдашнего дня, оказались на все времена.

«Завтрак аристократа» — это о снобах, которые любят пускать пыль в глаза, строят из себя невесть что, когда у самих за душой (да и в кармане) пусто. «Свежий кавалер» — о тщеславии и тупости. «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» — о браках по расчету и продажности любви.

Художник всегда разрабатывал сюжет своих картин до малейших деталей и сочинял к ним обширные сопроводительные надписи. К «Сватовству майора», например, написал целую поэму.

Поздние произведения Павла Федотова («Анкор, еще анкор!», «Игроки») открывали новые пути и определили последние достижения его художественного мышления. Мастер полностью погрузился в царство живописной метафоры, которая позволила ему достичь необычайно широкого обобщения.

Стало огромным расхождение между частным явлением, представленным сюжетом, и смыслом образа, распространившего свою власть с малой интерьерной сцены на весь современный художнику мир. Этими последними достижениями, ставшими своего рода завещанием художника, закончился путь Павла Федотова, пройденный стремительно и целеустремленно.

Павел Андреевич Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в семье чиновника Московской управы, получившего за службу дворянское звание. В 1826 помещен в Первый Московский кадетский корпус.

В 1833 в чине прапорщика выпущен в лейб-гвардейский Финляндский полк. С 1834 Федотов служил в С.-Петербурге. Посещал рисовальные классы Академии Художеств. В первые годы службы много рисовал, делал карандашные и акварельные портреты однополчан, сцены из полковой жизни.

Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана.

В 1848 за картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) Павел Федотов был признан назначенным в академики. В том же году за картину «Сватовство майора» (ГТГ) удостоен звания академика «по живописи домашних сцен». Участвовал в академической выставке 1849 года, в Москве в 1850 году прошло две выставки его работ – в галерее графа А.Ф.Ростопчина и в Московском училище живописи и ваяния.

Был близок к литературным кругам Петербурга (журнал «Современник») и Москвы. Был известен как музыкант-любитель и поэт, после него остались дневники и значительное эпистолярное наследие.

В последние годы жизни, несмотря на ухудшающееся здоровье и тяжелое материальное положение, много работал. В 1852 заболел тяжелым расстройством психики. Скончался в казенной лечебнице Всех скорбящих.

Источники:

http://cvetamira.ru/fedotov-pavel-andreevich-1815-1852
http://kulturologia.ru/blogs/040718/39526/
http://cultobzor.ru/2014/12/pavel-fedotov-gallery/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×