1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эволюция Дорна: от «Пары нормальных» до Open the Dorn . Редакция слушает новый альбом Ивана Дорна «Open the Dorn

Превосходство Дорна: Как русскоязычный поп-певец замахнулся на «Грэмми»

Текст: Дмитрий Куркин

Сегодня в сети наконец стал доступен третий студийный альбом Ивана Дорна «Open the Dorn», который задолго до премьеры возглавил топ предзаказов российского iTunes. По итогам года пластинка, скорее всего, окажется среди лидеров, даром что предыдущий релиз артиста, концертник «Jazzy Funky Dorn», увидел свет всего пару месяцев назад. В минувшие выходные особо преданные фанаты могли оценить все одиннадцать песен с альбома, обойдя ровно столько же точек прослушивания в Москве или Киеве. Всё это, как и новый клип «Collaba», где Дорн изображает секс-работницу, говорит о том, что в успехе своего детища Невоспитанный более чем уверен. Разбираемся, из чего состоит философия Дорна, откуда взялась эта уверенность в себе и как кандидат в мастера спорта по гребле и балетный танцор превратился в одну из главных звёзд новой постсоветской музыки.

Контроль

«Ты продюсер, от тебя зажигаются звёзды. Ты хотел бы сам, но тебе уже поздно». Возможно, сам Дорн и не признаётся в этом, но откровенно ёрнический тон в песне «Ты всегда в плюсе» почти наверняка навеян его собственным опытом. Продюсерской марионеткой Иван побыл в группе «Пара нормальных», где по сути дебютировал после того, как засветился на украинских шоу талантов. Проект едва ли можно назвать провалом по меркам постсоветского шоубиза, однако время, проведенное в нём, Дорн вспоминает без удовольствия: причиной тому и мизерные гонорары (свыше 90% которых, если верить Ивану, утекали в карман директора группы), и необходимость участвовать в предвыборной кампании Виктора Януковича. Отработав контракт, Дорн в 2010 году ушёл из группы и с тех пор контроль над собственной карьерой уже не отдавал никому.

Дорнобанда

«Started from the bottom, now we’re here» — будь у Дорна герб, он вполне мог бы выбить на нём цитату из Дрейка. Как и канадский рэпер, Иван знает цену отлаженной командной работе и едва ли не в каждом интервью подчёркивает значимость собранной им «дорнобанды». Далеко не все из её участников известны публике, но как минимум трёх ключевых игроков выделить можно: Роман Bestseller, DJ Pahatam и Лимонадный Джо.

Ответственный за звук альбомов «Co’N’Dorn» и «Randorn» Роман Bestseller — один из самых занятых украинских продюсеров (Quest Pistols, Светлана Лобода, Джиган, наконец, Джамала). В 2015 году выпустил сольный EP «Modno», звучащий абсолютно в дорновском стиле.

Битмейкер Юрий Грицак, он же Лимонадный Джо, по-прежнему орудует за диджейским пультом (отсюда интро «Лимонадный» на недавнем концертнике «Jazzy Funky Dorn»).

Евгений Яременко, он же DJ Pahatam, начинавший как хип-хоп-диджей, стал своего рода идеологом дорновского стиля — могучего котла, в котором варится множество поджанров клубной музыки от jackin house до чикагского джука. Прошлой весной Pahatam выпустил EP «God’s Son».

Костяк «дорнобанды», куда сперва вошли Бестселлер и Pahatam, собрался почти случайно: сразу после ухода из «Пары нормальных» Дорну пришло предложение выступить на корпоративе. Он согласился и за десять дней почти с нуля собрал программу: «Именинника, который стал невольным виновником рождения «дорнобанды», я даже не видел. Не помню, как он выглядит, потому что видел только его торчащие кроссовки из-под стола — он набухался ещё до нашего выступления. И ему понравилось».

Open the Dorn

Первый англоязычный альбом Дорна по инерции окрестили попыткой «покорения Запада». И сам Дорн признавался, что «Open the Dorn» появился из-за его желания получить «Грэмми». Но если за альбомом действительно стоит долгоиграющий стратегический план по завоеванию нового рынка, то сейчас его, во всяком случае, не видно. Англоязычные музблоги Дорна пока знают слабо, и чтобы расшевелить их, нужно нечто большее, чем одно видео и пара месяцев неагрессивного промо. Это наверняка понимают артист и его команда. Как понимают они и то, где по-прежнему обитает дорновская фанбаза — премьера альбома устроена в Киеве и Москве, а не в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. «Open the Dorn» — это скорее пробный шар, испытание для самого себя и выход из зоны комфорта (об этом говорит и сам Иван). Таким же пробником, нужным прежде всего самому артисту, была программа «Jazzy Funky Dorn». Хоть грайндкор играй — главное, чтобы фантазия не простаивала.

Стыцамэн

С чего началось признание

Иван Дорн — Стыцамен →

Таких удачных попаданий у Дорна будет ещё немало. Манерный вокал, который во времена выхода первого альбома многие приняли за исполнительскую «фишку», появился от того, что Иван попросту стеснялся петь на русском. Название хита «Стыцамэн» тоже свалилось с потолка — в сети есть разные варианты того, что означает слово, но на самом деле, это не более чем набор вставших рядом букв (супергероя, который «спасает людей от плохой музыки» Дорн придумал уже потом). То, что эти случайности в итоге приживаются и становятся основой стиля, говорит о почти слепой вере Дорна и его бригады в собственную интуицию. Когда же к интуиции прилагаются самоирония и радар, направленный на передний край клубной музыки, получается поистине мощное комбо.

Пожалуй, в постсоветской попсе найдётся совсем немного смельчаков, которые могут упаковать две-три песни в одну, как это делает Дорн в «Мишка виновен» или «Ты всегда в плюсе». Отвечая на вопрос, почему другие не следуют примеру Дорна, Бестселлер, кажется, выдвинул наиболее достоверную версию: «А тяжело быть первым просто, понимаешь? Даже вот после Вани тяжело быть вторым. Дело ведь не только в мейнстримовых аранжировках, но и в русской фонетике. Наши слова длиннее раза в два, чем английские. На русском сложнее петь так же круто, складно и фирменно, как чернокожие… Нужно в верном направлении думать и рассчитывать тенденции музыкальных направлений. Это как мода на одежду».

Читать еще:  Гоголь на дне характеристика героев. Герои пьесы «На дне» Горького: характеристика, образы и судьбы

Экран

То, что Дорн — работяга, а не просто везунчик, доказывает и его актёрская карьера, но на этом поле Иван проиграл с разгромным счётом. На экране он дебютировал ещё будучи в составе «Пары нормальных» в 2008 году, но выделить его главный успех в кино куда сложнее, чем главный провал. Когда Иван согласился не только записать песни, но и сыграть главную роль в комедии 2014 года «Весёлые ребята;)», ничто не предвещало катастрофы. Но развеселить фильм Валерия Тодоровского смог разве что тех, кто прикрутил смайлик к названию ленты. Оценивая результат, Дорн не стесняется: «Говно».

Нейтралитет

Интервью Ивана Дорна об оттепели, Версусе и Егоре Криде →

До недавнего времени Дорну удавалось избегать неудобных политических вопросов о конфликте России и Украины. Умению артиста держать нейтралитет могла бы позавидовать Швейцария. Он приезжал в Юрмалу на фестиваль Игоря Крутого «Новая волна», но выступал там в футболке с трезубцем и песней знаковой для Украины группы «Скрябiн». На концерте в Москве просил зрителей передать привет в Киев. Соотечественники, конечно, косо посматривали на его гастроли по России, но он и близко не подвергался тому остракизму, который накрыл, скажем, группу 5’nizza. С подачи украинского телеведущего Сергея Притулы, заявившего, что Дорн спонсирует бойцов АТО, музыкант получил от земляков что-то вроде неофициального удостоверения Робина Гуда.

Так продолжалось до этой недели, когда на YouTube появилось длинное интервью Дорна Юрию Дудю. В нём Иван пояснил, что деньги жертвовал не АТО, а жертвам обстрела в Мариуполе, и охарактеризовал противостояние двух стран как «ссору младших братьев (украинцев) со старшими (россиянами)». Среди украинцев такой выбор лексики восторга не вызвал: глава минкульта Евгений Нищук назвал слова Дорна оскорбительными и недопустимыми, сетевые комментаторы и вовсе трубят о госизмене.

Сам Иван не торопится с объяснительной, но похоже, что в беседе с Дудём слова он выбирал если не умом, то сердцем. Человек, родившийся в России, выросший в Украине и с тех пор регулярно мотающийся из одной страны в другую, он, скорее всего, и правда считает междоусобицу досадным недоразумением, искренне убеждён, что на мировую стороны пойдут очень скоро, и, как может, старается приблизить этот момент.

Эволюция Дорна: от «Пары нормальных» до Open the Dorn

Сайт SNCMedia проследил эволюцию Ивана Дорна от «Пары нормальных» до получения Премии Радио JAZZ 89.1 FM.

Что вы знаете об Иване Дорне, кроме того, что он советовал не стесняться и что-то там говорил про бигуди? А он, оказывается, КМС по гребле и танцор балета. Иван Дорн – человек интересный и многогранный. Начиная с далекого 2007 года, мы имеем удовольствие наслаждаться знакомым хрипловатым вокалом певца, ведь именно тогда к нам с Украины пришел хит Happy End от группы «Пара Нормальных». Ну а дальше – как по нотам. Чарты и клубы взрывает песня с загадочным названием «Стыцамэн», и вот Иван уже становится любимцем избалованной московской публики, и не только благодаря клубному звучанию песен, но и эпатажной манере поведения.

Все эти выступления в юбке в Лужниках, на каблуках – в Юрмале на «Новой волне», исполнение тверка (при написании даже стало как-то не по себе) не могут не эпатировать, а иногда и просто обескураживать! А потом, внезапно, Америка, кудрявая борода и крышесносное звучание нового альбома, презентованного клипом Collaba.

Если кто не видел – там Иван сначала исполняет фирменные замысловатые па, а потом и вовсе предстает в образе трансвестита в леопардовой юбке, кожаном топе и фиолетовом парике, но все с той же бородой. Не успели мы выдохнуть и послушать, собственно, весь альбом спокойно – и тут снова неожиданность: в сентябре 2017 года Иван Дорн получает престижную джазовую награду «Все цвета джаза» в номинации «Релиз года» по версии Радио JAZZ 89.1 FM.

Многие были не просто удивлены, а шокированы и возмущены тем, что поп-певец награжден наравне с такими корифеями джазового мира, как Нино Катамадзе, Лариса Долина, Игорь Бутман и прочие российские джазмены, однако, стоило вспомнить одну из пластинок артиста, и всё сразу встаёт на свои места.

Конечно, несмотря на заголовок, в этом материале мы поговорим не об эволюции известного певца, скажем, в мутанта или в супер-шпиона из созвучной тетралогии (хотя иногда кажется, что доля правды в этом есть). Просто нам стало интересно проследить, как КМС по гребле и одновременно балетный танцор, одетый футболку с вырезом до середины живота и куртку в значках, который так усердно призывал нас к фривольному тезису «не надо стесняться», стал открытием и прорывом в закрытом и элитарном музыкальном жанре джаза. Готовы поделиться с вами нашими изысканиями!

Итак, 25 мая 2012 года свет увидел дебютный студийный альбом COR’N’DORN. Записанная в причудливом фьюжене поп-музыки, соула и фанка, пластинка также включала в себя элементы неосоула, хип-хопа, электропопа, постдабстепа. Фух, пожалуй, пора остановиться на этом, поверьте, критики найдут отсылки к еще нескольким поджанрам современной музыки и звучанию работ многих западных музыкантов.

Как бы там ни было, CON’N’DORN моментально признается одним из самых оригинальных и самодостаточных релизов 2012 года, а Ивана Дорна называют «хэдлайнером новой волны русскоязычной поп-музыки», еще бы – альбом получился настолько «западным», что не все сразу поняли, что певец-то наш. Ну, почти наш. Названия треков тоже интриговали: «Стыцамэн», «Оуе пахатам», «Бигуди», «Идолом», да и просто «. » – названия были понятны, вероятно, одному Ивану.

Читать еще:  Тема верности в произведении куприна гранатовый браслет. "Гранатовый браслет": тема любви в произведении Куприна

В итоге, вся эта замысловатая компиляция интриги, качественной музыки, подхриповатого речитатива и коверканных англицизмов «лова-лова» и «бэйба» приводят к тому, что певец на премии «Муз-ТВ» попал в номинацию «Прорыв года», а журнал Billboard Russia поместил фото Ивана Дорна на обложку, назвав «главным героем молодых музыкантов».

В ноябре 2014 года, после 669 дней работы, выходит второй альбом Ивана с названием Randorn. Как мы можем наблюдать, здесь сохраняется тенденция вставлять свою фамилию в название релиза, что, в принципе, сохранится и в дальнейших пластинках. Ну, оставим в покое эту маленькую причуду артиста, с кем не бывает!

Еще до выхода Randorn называли «самым ожидаемым альбомом года», так что релиз был обречен на успех. Конечно, сразу после выхода, музыкальные критики взорвались от восторга: пластинка вышла легкой, в ней вновь красиво обыграны главные поп-жанры современности – от r’n’b до дип-хауса.

«Вот так, лёгкой джазовой походкой я иду» – спел Иван на своей второй пластинке, как бы намекая, откуда все это взялось и к чему, собственно, ведет. Простые и всегда злободневные темы песен добавляют симпатий публики: в свойственной дурашливой манере Дорн поёт о спорте («Номер 23», «Спортивная»), влюбленности («Весна», «Гребля»), шоу-бизнесе, в конце концов («Актриса» и «Ты всегда в плюсе»). В итоге пластинка признается мощным насыщенным релизом – легенда is making, а выражение «нестыдная попса» навсегда превращена Дорном из небылицы в научный факт.

Третий студийный альбом Ивана Дорна OPEN THE DORN задолго до своей премьеры в апреле 2017 года возглавил топ предзаказов российского iTunes. Еще бы! На время написания пластинки певец со своей «Дорнобандой» (да-да, это официальное название!) переехал в Лос-Анджелес, а прошедшее с начала записи время музыканты фиксировали по росту волос: перед началом сессий все побрились налысо.

Иван Дорн с командой

Первая «ласточка» релиза, трек Collaba шокировал публику не только видеорядом (см.выше), но и экспериментами Дорна с ритмом и звуком: в песне смешалась модная электроника, ломаная «бочка» и обрезанные по частотам барабаны, все вместе называемое загадочным словом «тустеп». Плюс, все готовые треки альбома прогонялись через студийное оборудование для более объёмного звучания, что не может не говорить о профессиональных метаморфозах артиста.

Если уже в RA’N’DORN было обозначено стремление Ивана не зацикливаться в одних и тех же рамках жанра, то в OPEN THE DORN это стремление вырастает в полный рост: модная электроника, фанк, соул, синтезаторные завывания, какая-то африканская перкуссия – в общем, на любой вкус и предпочтения меломанов. Ну и, конечно, ломаный английский с сильным славянским акцентом и эвфемизмами из разряда night butterfly. Меж тем, Дорн неоднократно заявлял, что считает этот альбом полноценной заявкой на получение престижной премии «Грэмми»!

Между всей этой вакханалией жанров и звуков, в феврале того же 2017 продуктивный Иван выпускает первый концертный альбом с конкретным на этот раз названием JAZZY FUNKY DORN и смелым слоганом: «Самому выпендрёжному проекту – самый выпендрёжный концертный альбом».

По сути, это записанный на пластинку концерт в престижном «Крокусе», в программу которого вошли все старые хиты певца – от «Стыцамэна» до «Бигуди» – обработанные на новый лад. После достаточно экспериментального по звучанию альбома RA’N’DORN, певец даже и не думает делать никаких шагов в сторону массовых зрителей и отправляется в тур уже не просто с «Дорнобандой», но и с целым оркестром скрипачей и трубачей, при этом альбом воспринимается как одна большая импровизация, джазово-фанковый джем-сейшн. Поп-музыка, джаз, фанк, хип-хоп, – в релизе всё смешалось в один крутой микс. Казалось бы, Дорн вконец попрал все законы успешного релиза: тексты абстрактны и непонятны – подпеть тут вряд ли получится, отличить конец одной песни от начала другой непросто и вместо упрощения продукта идёт уже сплошная импровизация, однако именно эти маячки и взорвали публику, изрядно уставшую от словечка «качает» применительно к музыке. Здесь Иван Дорн со своей «Дорнобандой» прокачали так, что мало не показалось никому!

Разумеется, отвечая на возмущения ценителей «классической школы джаза», никто не утверждает, что музыка Ивана Дорна – это чистый джаз. Но современная музыка объединяет в себе кучу жанров, а хейтерам пора бы вспомнить, что среди музыкальных критиков считается моветоном ставить жанровые ярлыки типа «рок», «хип-хоп», «поп».

Ведь, пожалуй, только эстрадная музыка может похвастаться кристальной чистотой на протяжении десятилетий, достаточно проиграть в голове и попытаться посчитать пять отличий песен Филиппа Киркорова 20-летней давности и сегодняшнего времени. Поэтому мы уже можем с уверенностью заявлять, что Иван сделал многое для популяризации джаза.

А послушать песни с JAZZY FUNKY DORN и удостовериться в этом всегда можно на радиостанции Радио JAZZ 89.1 FM. В конце концов, какую еще пластинку из 2017-го вы помните со словом «джаз» на обложке? Вот именно. Ну а стать еще более джазовым никогда не поздно: такой путь прошел и Пол Маккартни, и Джордж Майкл, и Род Стюарт, и много кто еще. Делали они это ближе к пятидесяти, так что у Ивана, которому в октябре только исполнится тридцать, полно времени. Мы подождём.

Рецензия на альбом Ивана Дорна «Co’N’Dorn» (2012)

Иван Дорн не качает бицепсы, Иван Дорн качает танцпол. Если бы полгода-год назад у меня спросили, кто такой Ваня Дорн, я бы как и большинство людей ответил : «Ммм, тот парень из «Пары Нормальных»?». Но, теперь-то все перевернулось с ног на голову. «Пара Нормальных» уходит в небытие, а Иван Дорн, решив начать сольную карьеру, поднялся вверх. Вверх, особенно благодаря альбому «Co’N’Dorn», выпущенному в Украине с помощью лейбла Moon Records, и отдельным тиражом в России, с помощью IKON.

Читать еще:  Родные, древние славянские имена. Старорусские имена для мальчиков — откуда возникали имена и что они означали

Новый альбом действительно произвел фурор в узких, и не только, кругах. Билеты на презентации в Киеве и Москве были раскуплены за недели до выступлений, песни все чаще звучат на телевидении, радио и в наушниках у меломанов. И этому есть причина. В последнее время я не припомню настолько качественного альбома в тенденциях мировой музыки. Тут есть все. И танцы до упаду, и соул, и фанк, намеки на r’n’b, и просто поп. В немногих альбомах можно услышать предпосылки к таким исполнителям как Крейг Дэвид, Фаррелл Уильямс, Krec, Royksopp, Vitalic. Об этом теперь поподробнее.

Первая песня альбома, Оуе пахатам получилась спокойной и уравновешенной. Хорошо подойдет для любого лаундж-бара в пятничный вечер. Песня без слов, только в середине мы можем услышать некие завывания Вани. Кстати, Pahatam – имя диджея, который работал над альбомом. Для разнообразия пойдет.

Дальше начинается разрыв. Песня, посвященная каждой красивой девушке (а таких у нас огромное количество), — Бигуди. Уже можно нормально послушать и голос, и музыку. А фраза «каждый мечтает с тобой лова лова» вбилась в ум молодежи по самое горло. После откровенно танцевального мотива мы резко переключаемся на гитарный трек.

Тем более, по словам самого исполнителя, рассказывает об одном из прожитых дней его лирического героя. После диких танцев, умеренная, если можно так выразиться, песня действительно кажется небольшой передышкой.

После передышки идет полутанцевальный, полуфанковый трек Ненавижу. Не стоит ждать слов, 8 минут чистой музыки.

Школьное окно была написана еще в школьные времена в городе Славутиче, на пару с одним из друзей. Конечно, она пережила реинкарнацию и видоизменилась. Песню о школьной любви мы теперь можем услышать в джазовом варианте, с участием струнных и клавишных партий. Легкая песня для медленного танца, что и требуется от песен такого рода.

Северное сияние. Одна из главных песен , которая лучше всего отображает всю сущность как Ивана, так и самого альбома. Песня в стиле даунтэмпо, с приветом «Бумбоксу». Неразделенная любовь некоторых выводит из колеи, некоторых заставляет писать хорошие, удачные песни. Наш случай, конечно же, второй. На эту песню был снят симпатичный клип, для разнообразия ознакомиться можно.

В песне Так сильно мы уже можем видеть предпосылки к r’n’b. После прослушивания задаешься вопросом, насколько же разносторонним может быть артист.

Кричу опять предлагает нам потанцевать. Что, собственно, все с удовольствием делали на презентации альбома в Киеве. Эта песня может запомниться простотой музыкального семпла, но глубина и тонкость нам здесь и не нужна.

За криками идет главный хит альбома, да и главный хит всей сольной карьеры Ивана Дорна. Песня, которая получила большинство главных поп-наград в России, песня, которая представляет нам героя по имени Стыцамен. Танцевальный электро-поп с элементами фанка и отличным текстом, полным сарказма – именно то, что нужно для разрыва танцпола. Зачем нам Кельвин Харрис, когда и в Украине есть что послушать?

Затем – Синими, желтыми, красными. Песня-передышка после героя нашего времени. Легкая, печальная, полная меланхолии песня, и опять о любви. Ну уж слишком расслабляет, и, лично мое мнение, не в очень хорошем смысле.

Не знаю, была ли это специальная задумка исполнителя, но за меланхолией опять идут танцы. Идолом. «Мне уже многие высосали соки, я лучше буду сам одинокий»,- гласит одна из фраз песни. И дейстивительно, альбом выжал соки неплохо.

По идее, дальше должна быть спокойная песня, но не тут-то было. Полный, либо, как во многих местах «. » (ака скрытый трэк) место, где диджеи, которые работали с пластинкой (а их было двое: кроме вышеупомянутого Pahatam, в записи альбома принимал участие Роман Bestseller), разыгрались по полной. Микс из всего, что «было в доме». Опять пятница, опять лаунж-зона.

Город чистый, почти классический r’n’b. Песня о любви к лету, городу N и, конечно же, с намеком на любовь. За ней идет последний по значимости трек – Стайлоо. Последний, потому что за ним идут ремиксы на Стыцамена. Демо-запись о том, как ребята в студии мучались с записью альбома. Монологи, наложенные на фанк мотив, заставляет улыбаться. Детям лучше не слушать, иногда проскальзывают «зацензуренные» словечки.

Вывод: «В танце все едины, пока на сцене хохлы из Украины». Однозначно удачный дебют. Альбом «то, что нужно». Качественно, красиво. При большом нагромождении музыкальных стилей в итоге получилась изюминка. Именно та изюминка, которой не хватает на нашей поп-сцене. Сейчас главное не останавливаться на достигнутом (и, при всем уважении к нашим географическим соседям, не уезжать в Россию), потому как такие ценные кадры нам нужны всегда. Лично от меня, любителя Muse, Placebo etc хочу добавить, что альбом мне понравился. Как и многим моим друзьям, таким же, как и я. Герой-Стыцамен призывает: не нужно стесняться. И это правильно.

P.S. Один из небольших фактов. «Co’N’Dorn» попал в список лучших альбомов первого полугодия 2012 года (по итогам голосования читателей журнала «Афиша»). Пластинка разделила 16-е—17-е места с альбомом «Valtari» исландской группы Sigur Ros. Не знаю почему, но именно этот факт мне понравился больше всего. Наверное потому, что я уж очень люблю Sigur Ros.

Оценка: 9/10

Andy Xx

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:

http://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/music/225720-open-the-dorn
http://www.sncmedia.ru/stars/evolyutsiya-dorna/
http://liroom.com.ua/reviews/recenziya-na-albom-ivana-dorna-condorn-2012/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector