1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Есть ли чистые русские. Сохранились ли до нашего времени чистокровные славяне? Киевской руси не было

Чья кровь течёт в жилах славянских народов и существуют ли «чистые славяне»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Балтские и финно-угорские корни русского народа

До прихода славянских племен территории современной России была заселены преимущественно финно-уграми и балтами (в западной части Волго-Окского междуречья). Славянская колонизация этих земель началась в VI веке н.э. во время великого переселения народов и продлилась вплоть до позднего Средневековья.

Автохтонное население юго-западной части древнерусских земель составляли балтские племена земгалы, латгалы (Западно-Двинский бассейн) и голядь (берега средней Оки).

Археологические раскопки показывают, что балты, осевшие на землях древней Руси, были носителями культуры шнуровой керамики. На этот факт указывают медные колокольчики в местах балтских захоронений.

Мирное слияние балтов и пришлых славян обусловлено значительной языковой близостью и родственностью религиозных представлений. Кроме того, они стояли примерно на одном уровне материальной культуры, что существенно облегчало процесс ассимиляции двух этносов.

Другая группа коренных народов древней Руси — финно-угры, проживавшие на территории восточной Европы и севера. Финно-угорские племена не отличались враждебностью и добровольно «смешивались» со славянами, перенимая их культуру и обычаи.

По сути, славяне сыграли значительную лингвистическую роль в русском этногенезе, но антропология и генофонд жителей России формировались под сильным влиянием коренных славянизированных народов.

Балтский субстрат у славян (наряду с финно-угорским) был выявлен в трудах антропологов и ученых-генетиков.

Исследование генофонда балто-славянских популяций под руководством О. П. Балановского и при участии генетиков из разных стран подтвердило, что балты — это ближайшие родственники восточнославянских народов, в том числе и русских.

Почему чехи не совсем славяне

На территории южной Чехии — в городе Табор — ежегодно проходит фестиваль Лугнасад, название которого переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга». Этот языческий праздник символизирует начало осени и в очередной раз напоминает о кельтских корнях современных чехов. В свое время кельты заселяли практически всю территорию Европы, от Днепра до Ирландского моря, а их традиции и культуру переняли многие европейские народы.

Пребывание кельтов на территории Чешской Республики датируется с середины V века до конца I века до н.э. Именно от древнейшего кельтского народа Бойи страна получила свое историческое название — Богемия. Чешский писатель и историк Людек Фриборт писал в своих трудах, что многие чешские гидронимы имеют кельтскую природу. В частности, река Изера происходит от слова «исара», что в переводе с древнего языка кельтов означает «быстрая река». Из Богемии с середины I века до н.э. германские племена вытеснили кельтов и частично ассимилировались с ними.

Лучане, моравы, чехи, лютомеричи, гбаны и другие славянские племена пришли из Северного Закарпатья и осели в Богемии в IV-VII веках н.э. В то время чешские территории были заселены остатками германских племен — лангобардов и тюрингов, которых можно считать потомками ассимилированных кельтов.

Белорусы — славяне или балты?

Происхождение и становление белорусов как этноса — сложный и неоднозначный процесс, в изучении которого до сих пор нет единой точки зрения. Советский историк М. Довнар-Запольский утверждал, что белорусы — самый «чистые» из всех славян, а их этногенез определяется преимущественно как слияние древних славянских племен кривичей и радимичей. В конце XIX — начале XX веков появляется большое количество археологических, этнографических и лингвистических материалов, ставящих под сомнение «чистоту славянской крови» белорусов и свидетельствующих о том, что их этногенетика включает в себя значительный балтский субстрат.

Балты заняли территорию современной Белоруссии предположительно в конце III тысячелетия до н.э., в VI веке н.э. составляли основную часть населения этих земель. Об этом свидетельствуют многочисленные гидронимы балтского происхождения — Волча, Друть, Полота, Дрисвяты и др. В VI веке н.э. на территории, объединившие бассейны Вислы и Немана, Западной Двины и Верхнего Поднепровья, стали медленно и мирно переселяться славянские племена. В результате межэтнических контактов возникали смешанные балто-славянские группы. О причастности балтов к белорусскому этногенезу свидетельствуют различные археологические артефакты, например, погребальные курганы с восточной ориентацией умерших, то есть по балтской традиции.

Как скифы и сарматы повлияли на украинский этнос

Украинцы представляют собой смешанную этнолингвистическую группу, на формирование которой повлияли сарматы, греки, готы, фракийцы, тюрки и другие народы, когда-то проживавшие на украинских землях.

C середины II тыс. до н.э. территории от предгорий Карпат и низин Дуная до Кубани заселяли племена киммерийцев. Упоминания об этом народе зафиксированы в письменных источниках древнегреческих ученых Геродота, Евстатия и Скимпа, а также в «Одиссее» Гомера. В VIII веке до н.э. киммерийцев вытеснили воинствующие скифы и создали самую первую государственную формацию на территории Украины — Скифию.

В III в. до н.э. на юг Украины с Волги и Урала пришли ираноязычные племена сарматов, которые частично вытеснили, частично ассимилировали и поглотили сарматов.

С IV ст. н.э. начинается великое переселение народов, и почти все волны этой миграции проходили через Украину. Сначала через эти земли прошли гунны, далее степной полосой двинулись болгары, авары, угры (венгры), печенеги, половцы и монголо-татары. Одни из них полностью (печенеги, половцы), другие частично поселились на украинских территориях.

Большинство ученых-археологов считают, что существенный отпечаток на украинском этногенезе оставили скифы и сарматы, смешавшиеся с представителями племени антов — предками славян. Носителей черняховской культуры скифов антропологи называют прародителями древних полян, от которых и произошли современные украинцы.

Читать еще:  Пьяный посетитель попытался уничтожить картину ильи репина в третьяковской галерее. В третьяковской галерее рассказали о повреждениях картины репина

Народы, заселявшие Украину в течение многих веков, составляли огромный этнический котел. Они сменяли друг друга, ассимилировались с пришлыми племенами, создавали межэтнические группы и, безусловно, внесли свой вклад в развитие украинского этноса.

Неславянское происхождение болгар

Определить точное происхождение болгар достаточно сложно, поскольку этот народ формировался под влиянием трех этнических групп: древние булгары, славяне и фракийцы. Булгары, в свою очередь, — это кочевые племена тюркского происхождения, возможно, имевшие отношение к племенным союзам гуннов.
Согласно археологическим исследованиям и письменным свидетельствам, в 681 году кочующие племена протоболгар победили в битве византийское войско и поселились по нижнему течению Дуная, где в то время уже жили славяне. Вместе с местным населением потомки тюрков сформировали первое Болгарской Царство. Славянский базис в этой этнической общности оказался сильнее тюркского и помог кочевому народу создать свою государственность на территории Европы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Есть ли чистые русские. Сохранились ли до нашего времени чистокровные славяне? Киевской руси не было

Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна.

«Киевскую Русь» придумали историки

Название «Киевская Русь» появилось в XIX веке в трудах Михаила Максимовича и других историков в память о главенстве Киева. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо. При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей.

Князья были похожи на азиатских ханов

Внешность киевских князей была не всегда подлинно «славянской» как это принято представлять. Все дело в тонкой киевской дипломатии, сопровождавшейся династическими браками, как с европейскими династиями, так и с кочевниками – аланами, ясами, половцами. Известны половецкие жены русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. На некоторых реконструкциях русские князья имеют монголоидные черты.

Органы в древнерусских храмах

В Киевской Руси можно было увидеть органы и не увидеть колоколов в храмах. Хотя в крупных соборах колокола существовали, в мелких церквях их часто заменяли плоские «била». После монгольских завоеваний органы были утрачены и забыты, а первые колокольные мастера пришли заново из Западной Европы. Об органах в древнерусскую эпоху пишет исследователь музыкальной культуры Татьяна Владышевская. На одной из фресок Софийского собора в Киеве «Скоморохи» изображена сцена с игрой на органе.

Западное происхождение

Язык древнерусского населения считают восточнославянским. Однако археологи и лингвисты с этим не совсем согласны. Предки новгородских словен и части кривичей (полочане) прибыли отнюдь не с южных просторов от Карпат до правобережья Днепра, а с Запада. Исследователи видят западнославянский «след» в находках керамики и берестяных записях. К этой версии склоняется и крупный историк-исследователь Владимир Седов. Предметы быта и особенности обрядов схожи у ильменских и балтийских славян.

Как новгородцы понимали киевлян

Новгородские и псковские говоры отличались от других наречий Древней Руси. В них были черты, присущие языкам полабов и поляков, и даже совсем архаичные, праславянские. Известные параллели: кьркы- «церковь», хѣде — «седой». Остальные говоры были весьма схожи между собой, хотя и не были таким единым языком как современный русский. Несмотря на различия, простые новгородцы и киевляне могли неплохо понимать друг друга: слова отражали общий для всех славян быт.

«Белые пятна» на самом видном месте

Мы почти ничего не знаем о первых Рюриковичах. События, описываемые в «Повести временных лет» уже на момент написания были легендарны, а свидетельства археологов и поздних летописей скудны и неоднозначны. Письменные договоры упоминают неких Хельга, Ингера, Сфендослава, но даты событий в разных источниках расходятся. Не очень ясна и роль в складывании русской государственности киевского «варяга» Аскольда . И это не говоря уже о вечных спорах вокруг личности Рюрика.

«Столица» была пограничной крепостью

Киев находился далеко не в центре русских земель, а был южной пограничной крепостью Руси, при этом размещаясь на самом севере современной Украины. Города южнее Киева и его окрестностей как правило служили центрами кочевых племен: торков, аланов, половцев, либо носили преимущественно оборонительное значение (например, Переяславль).

Русь – государство работорговли

Важной статьей богатства Древней Руси была работорговля. Торговали не только пленными чужеземцами, но и славянами. Последние пользовались большим спросом на восточных рынках. Арабские источники X-XI веков в красках описывают путь невольников из Руси в страны Халифата и Средиземноморье. Торговля рабами была выгодна князьям, крупные города на Волге и Днепре были центрами работорговли. Огромное количество людей на Руси были несвободны, за долги их могли продать в рабство иностранным купцам. Одними из главных работорговцев были евреи-радониты.

В Киеве «наследили» хазары

Во времена власти хазар (IX-X вв.) помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники той эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами. Рускопись хранится в Кембриджской библиотеке. Одни из трех главных киевских ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость».

Киев – Третий Рим

Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке

Русские крепости старше Руси

Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной. Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном. Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным. Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.

Читать еще:  Борис Заходер: Серая Звёздочка. Серая Звездочка — сказка Бориса Заходера (Сказки для людей)

Кириллицу почти не использовали

Глаголица, первая письменная азбука славян, не прижилась на Руси, хотя её знали и могли переводить. Глаголические буквы использовались лишь в некоторых документах. Именно она в первые века Руси связывалась с проповедником Кириллом и называлась «кириллицей». Глаголица часто использовалась в качестве тайнописи. Первой надписью на собственно кириллице оказалась странная надпись «гороухща» или «горушна» на глинянном сосуде из гнёздовского кургана. Надпись появилась незадолго до крещения киевлян. Происхождение и точное толкование этого слова до сих пор вызывает споры.

Древнерусская вселенная

Ладожское озеро называлось «озеро великое Нево» по реке Неве. Окончание «-о» встречалось часто (например: Онего, Неро, Волго). Балтийское море называлось Варяжским, Черное море – Русским, Каспийское – Хвалисским, Азовское – Сурожским, а Белое – Студёным. Эгейское море балканские славяне наоборот называли Белым (Бяло море). Великим Доном назывался не Дон, а его правый приток Северский Донец. Уральские горы в старину называли Большой Камень.

Наследник Великой Моравии

С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.

Без алкоголя и сахара

Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.

Простые люди в Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай. Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.

Две «Болгарии» на службе у Руси

Эти два могущественнейших соседа Руси оказали на неё огромное влияние. После заката Моравии обе страны, возникшие на осколках Великой Болгарии, переживают расцвет. Первая страна попрощалась с «булгарским» прошлым, растворившись в славянском большинстве, перешла в православие и восприняла византийскую культуру. Вторая вслед за арабским миром стала исламской, но сохранила булгарский язык в качестве государственного.

В Болгарию переместился центр славянской книжности, на тот момент территория её расширилась настолько, что включала часть будущей Руси. Вариант староболгарского языка стал языком Церкви. Он использовался в многочисленных житиях и поучениях. Булгария в свою очередь стремилась навести порядок в торговле по Волге, пресекая атаки чужеземных бандитов и грабителей. Нормализация волжской торговли обеспечила княжеские владения изобилием восточных товаров. Болгария повлияла на Русь культурой и книжностью, а Булгария способствовала её богатству и процветанию.

Забытые «мегаполисы» Руси

Киев и Новгород были не единственными крупными городами Руси, не зря в Скандинавии её прозвали «Гардарикой» (страна городов). До возвышения Киева одним из самых крупных поселений во всей Восточной и Северной Европе было Гнёздово – город-предок Смоленска. Название условное, так как сам Смоленск находится в стороне. Но, возможно, мы знаем его имя по сагам – Сюрнес. Самыми населёнными также были Ладога, символически считающаяся «первой столицей», и Тимерёвское городище близ Ярославля, что был построен напротив пользующегося славой города-соседа.

Русь крестили к XII веку

Летописное крещение Руси в 988 году (а согласно данным некоторых историков в 990 году) затронуло лишь малую часть людей, в основном ограничившись киевлянами и населением самых крупных городов. Полоцк был крещен только в начале XI века, а в конце века — Ростов и Муром, где оставалось еще много финно-угров. Подтверждением того, что большáя часть простого населения оставалась язычниками, были регулярные восстания волхвов, поддерживаемые смердами (Суздальское в 1024 году, Ростовское и Новгородское в 1071). Двоеверие возникает позже, когда христианство становится истинно довлеющей религией.

Тюрки тоже имели города на Руси

В Киевской Руси были и совсем «неславянские» города. Таким был Торческ, куда князь Владимир разрешил поселиться кочевникам торкам, а также Саков, Берендичев (назван по берендеям), Белая Вежа, где проживали хазары и аланы, Тмутаракань, населенная греками, армянами, хазарами и черкесами. Печенеги к XI-XII векам уже не были типично кочевым и языческим народом, часть из них крестилась и поселилась в городах союза «черных клобуков», подчиненного Руси. В старых городах на месте или в окрестностях Ростова, Мурома, Белоозера, Ярославля жили в основном финно-угры. В Муроме – мурома, в Ростове и близ Ярославля — меря, в Белоозере – весь, в Юрьеве – чудь. Названия многих важных городов нам неизвестны – в IX–X веках в них почти не было славян.

«Русь», «Роксолания», «Гардарика» и не только

Балты называли страну «Кревия» по соседним кривичам, в Европе прижилось латинское «Рутения», реже «Роксолания», скандинавские саги называли Русь «Гардарика» (страна городов), чудь и финны «Венемаа» или «Венайа» (от венедов), арабы называли основное население страны «Ас-Сакалиба» (славяне, склавины)

Славяне вне границ

Следы славян можно было отыскать и за пределами государства Рюриковичей. Многие города по средней Волге и в Крыму были многонациональны и заселены в том числе и славянами. До половецкого нашествия много славянских городков существовало на Дону. Известны славянские названия многих Византийских черноморских городов – Корчев, Корсунь, Сурож, Гуслиев. Это говорит о постоянном присутствии русских торговцев. Чудские города Эстландии (совр. Эстонии) – Колывань, Юрьев, Медвежья голова, Клин – с переменным успехом переходили в руки то славян, то германцев, то местных племен. По Западной Двине вперемежку с балтами селились кривичи. В зоне влияния русских торговцев был Невгин (Даугавпилс), в Латгалии – Режица и Очела. Летописи постоянно упоминают походы русских князей на Дунай и взятие местных городов. Так, например, галицкий князь Ярослав Осмомысл «запер дверь Дуная на ключ».

Читать еще:  Антоновские яблоки в чем смысл рассказа. Анализ рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки"

И пираты, и кочевники

Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.

Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.

Правда о чистокровных русских

Существует расхожее мнение, что русских как народа просто нет и все они остались в преданиях старины глубокой, а в настоящее время страну населяют метисы тысячи и одной крови. И, естественно, ссылаются на то что Русь 250 лет пробыла под монголо-татарским игом. На самом деле это не совсем так.

За последние десять лет генетика русских от Смоленска до Владивостока исследовалась весьма подробно. «Русский генофонд на русской равнине» считается одним из фундаментальных трудов по данному вопросу.

Ученые отмечают, что в русском геноме, при исследовании наследуемой по женской линии митохондриальной ДНК обнаруживается 2% монгольских признаков. Для сравнения, у поляков и чехов этот показатель составляет 1,5%. Изучение наследственности по мужской линии (так называемой Y-ДНК) и вовсе показывает, что монголоидная примесь составляет порядка 0,2–0,5% русского генома.

Исследователи прямо утверждают, что татаро-монгольское нашествие не оставило в геноме русских заметных следов. Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и азиатским генофондом. Русский генофонд является самым восточным из типично европейских. Установлено, что в структурном отношении митохондриальные генофонды чехов и других славянских народов (русских, поляков, словенцев) практически не различаются.

Генетики обратили внимание, что частота монгольских маркеров в европейской части страны нарастает не с запада на восток, а с юга на север. Это натолкнуло их на предположение, что даже те восточные признаки, которые обнаруживаются в генах русских, связаны отнюдь не с нашествием XIII века, а с более ранними процессами смешения славян с финно-угорскими племенами, имевшими сходные с монголами признаки. В поддержку этого предположения говорит и сильная гетерогенность (разнородность) русского генетического кластера.

Реалии средневековой войны

Что же получается: никакого татаро-монгольского ига никогда не было? Неужели прав великий писатель-сказочник Лев Николаевич Гумилев, а его оппоненты, все эти скучные археологи и лишенные фантазии специалисты по летописям, облажались? Нет, увы. Иго, к сожалению, было, и Русь действительно долгое время находилась в зависимости от Орды.

Проблема в том, что рассуждающие о генетических последствиях этого завоевания переносят на средневековье представления о войнах современного типа. При этом под «перемешиванием» подразумеваются два процесса: массовые изнасилования женщин в захваченных городах и перекрестные браки между завоевателями и покоренным населением в последующие годы.

Современному человеку бывает сложно представить нравы того времени. Однако они очень хорошо видны при изучении санитарных захоронений времен нашествия хана Батыя. В 2004 – 2005 годах экспедиция Института археологии РАН под руководством исследовала массовые захоронения в историческом центре Ярославля.

Ученые обнаружили, что мужское население было перебито на оборонительных валах и окраинах города. А вот женские и детские скелеты были массово обнаружены в ямах в центре поселения. Криминалистическая экспертиза показала, что большинство мужчин погибли от рубящих и дробящих ран, нанесенных в лицо, а большинство женщины были убиты стрелами.

Многие горожанки были ранены в спину – это говорит о том, что они пытались спастись бегством. Большинство детей погибли от ударов по голове; многих застрелили из луков, некоторых поднимали на копья (на позвоночниках и ребрах нескольких детских скелетов остались характерные повреждения).

В 2011 году аналогичное открытие было сделано в городе Владимире. При раскопках в центре города перед археологами предстала такая же картина. Останки людей, беспорядочно сваленные в колодцы и хозяйственные ямы, мужские костяки со следами двух-трех тяжелых ранений – русские воины дрались до последнего, – женские и детские скелеты с пробитыми головами.

В могилах ученые нашли не только фрагменты зимней одежды, но и большое количество женских украшений: завоевателей интересовало не обогащение, и уже не тем более не сексуальные утехи. Верные заветам Чингисхана воины Батыя целенаправленно истребляли население непокорных городов.

Нетолерантная Московия

Что же касается смешанных браков, то и здесь у покорителей не получилось «наследить». Первые десятилетия после завоевания золотоордынские ханы пытались осуществлять прямой контроль над русскими городами.

Для этого в них поселялись сборщики налогов – баскаки, которых сопровождали небольшие отряды ордынцев. Однако эта практика оказалась неудачной. Русские Суздаля, Твери, Ярославля и Ростова систематически восставали, вырезая оккупационные отряды. Орда неизменно отвечала карательными походами, в ходе которых население восставших княжеств уничтожалось так же безжалостно, как и при Батые. В общем, не задалось на Руси с ассимиляцией по болгарскому сценарию.

Позже, когда маятник истории качнулся в противоположную сторону, и уже Московское царство начало поглощать распавшуюся на отдельные ханства Орду, отношение к татарам было весьма и весьма негативным. В отличие от Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (союзного польско-литовского государства), московские правители не разрешали вчерашним врагам селиться на своей территории компактными группами. От татарских перебежчиков требовали крещения и языковой ассимиляции.

Говорящий факт: первая мечеть в Минске, который тогда находился под контролем Речи Посполитой, появилась в 1599 году, а в Москве – лишь в 1744-м.

В целом, русские правители XV – XVI веков вели такую политику, которая делала Московию очень неприятным местом для переселения из Орды. Татарские кланы, не сумевшие удержаться в степи, предпочитали перебираться в более гостеприимное польско-литовское королевство. По некоторым оценкам, туда переселилось до 200 тысяч степняков.

К Московии же на службу переходили относительно немногочисленные представители татарской знати, которые, естественно не оставили заметного следа в русском генофонде.

После XVI века значительных перемещений крупных этнических групп не происходило. Русские и татары жили как соседи, не ассимилируя, но и не истребляя друг друга. Перекрестные браки, конечно, бывали и позднее, однако ни к Орде, ни к игу это уже отношения не имело. Да и большого влияния на генофонд русских не оказало.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/111019/44383/
http://russian7.ru/post/kievskoy-rusi-nikogda-ne-bylo-i-drug/
http://fishki.net/2337624-pravda-o-chistokrovnyh-russkih.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector