Энциклопедия сказочных героев: “Дрозд Еремеевич”. Лиса и Котофей Иванович — русская народная сказка Курочка Ряба — русская народная сказка
СЛУШАНИЕ И РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «ЛИСА И КОТОФЕЙ ИВАНЫЧ», «ДРОЗД ЕРЕМЕЕВИЧ»
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 КЛАСС
СЛУШАНИЕ И РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ.
сКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «лИСА И КОТОФЕЙ ИВАНЫЧ», «дРОЗД ЕРЕМЕЕВИЧ»
Цели : ознакомление с русскими народными сказками «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»; понимание текста на уровне содержания, смысла, выражения своего отношения к героям сказки; способствовать воспитанию интереса к чтению книг.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий. Урок слушания.
Планируемые результаты (предметные): проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Работают с произведениями о животных; выражают свое отношение к героям произведений, пересказывают произведения. Работают со схемами. Владеют понятиями «предисловие», «послесловие».
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – анализируют текст сказки, составляют модельный или словесный план.
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты: понимают значение границ собственного знания и незнания, осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции; высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам.
Дети приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
В мире много сказок –
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
– О каком жанре литературы пойдет речь на уроке?
Проверка домашнего задания.
Пересказ РНС «Про Ленивую и Радивую».
Подготовка к восприятию.
3.1. Сообщение темы и цели урока.
– Как в старину называли тех, кто сказки сказывал? (Сказитель или сказительница.)
– Сейчас я наброшу цветной платок и превращусь в сказительницу, которая откроет вам дорогу в сказку. А какая сказка нас ждет – это мы сейчас узнаем.
Произнесем волшебные слова:
Сказка, к нам приди.
(Открываются створки нарисованного окна, и появляется запись.)
Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч»
Лиса и Котофей Иваныч
Русская народная сказка о том, как лиса и Котофей Иваныч обманули зверей в лесу и их стали бояться заяц, волк и даже медведь.
Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу – пускай пропадает.
Кот ходил, ходил и набрел на избушку. Залез на чердак и полеживает себе. А захочется есть – пойдет в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта – опять на чердак, и горя ему мало!
Вот пошел кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидала кота и дивится: “Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!”
Поклонилась лиса коту и спрашивает:
– Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашел и как тебя по имени величать? А кот вскинул шерсть и отвечает:
– Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.
– Ах, Котофей Иванович! – говорит лиса. – Не знала я про тебя, не ведала. Ну, пойдем же ко мне в гости.
Кот пошел к лисице. Она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама все спрашивает:
– Котофей Иванович, женат ты или холост?
– И я, лисица, – девица. Возьми меня замуж!
Кот согласился, и начался у них пир да веселье.
На другой день отправилась лиса добывать припасов, а кот остался дома.
Бегала, бегала лиса и поймала утку. Несет домой, а навстречу ей волк:
– Стой, лиса! Отдай утку!
– Ну, я сам отниму.
– А я скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!
– А кто такой Котофей Иванович?
– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.
– Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. А как бы мне на него посмотреть?
– У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не по нраву придется, сейчас съест! Ты приготовь барана да принеси ему на поклон: барана-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы кот тебя не увидал, а то, брат, тебе туго придется!
Волк побежал за бараном, а лиса – домой.
Идет лиса, и повстречался ей медведь:
– Стой, лиса, кому утку несешь? Отдай мне!
– Ступай-ка ты, медведь, подобру-поздорову, а то скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!
– А кто такой Котофей Иванович?
– А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою. Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы – Котофея Ивановича – жена.
– А нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?
– У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не приглянется, сейчас съест. Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то тебе туго придется!
Медведь пошел за быком, а лиса – домой.
Вот принес волк барана, ободрал шкуру и стоит раздумывает. Смотрит – и медведь лезет с быком.
– Здравствуй, Михайло Иванович!
– Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?
– Нет, Михайло Иванович, сам их дожидаю.
– А ты сходи-ка к ним, позови, – говорит медведь волку.
– Нет, не пойду, Михайло Иванович. Я неповоротлив, ты лучше иди.
– Нет, не пойду, брат Левон. Я мохнат, косолап, куда мне!
Вдруг – откуда ни возьмись – бежит заяц. Волк и медведь как закричат на него:
– Поди сюда, косой!
Заяц так и присел, уши поджал.
– Ты, заяц, поворотлив и на ногу скор: сбегай к лисе, скажи ей, что медведь Михайло Иванович с братом Левоном Ивановичем давно уже готовы, ждут тебя-де с мужем, с Котофеем Ивановичем, хотят поклониться бараном да быком.
Заяц пустился к лисе во всю прыть. А медведь и волк стали думать, где бы им спрятаться.
– Я полезу на сосну. А волк ему говорит:
– А я куда денусь? Ведь я на дерево не взберусь. Схорони меня куда-нибудь.
Медведь спрятал волка в кустах, завалил сухими листьями, а сам влез на сосну, на самую макушку, и поглядывает, не идет ли Котофей Иванович с лисой.
Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе:
– Медведь Михайло Иванович с волком Левоном Ивановичем прислали сказать, что они давно ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном.
– Ступай, косой, сейчас будем.
Вот и пошли кот с лисою. Медведь увидел их и говорит волку:
– Какой же воевода-то Котофей Иванович маленький!
Кот сейчас же кинулся на быка, шерсть взъерошил, начал рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится:
Медведь опять говорит волку:
– Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!
Захотелось и волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать. И начал волк потихоньку разгребать листья. Кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что это мышь, да как кинется – и прямо волку в морду вцепился когтями.
Волк перепугался, вскочил и давай утекать. А кот сам испугался и полез на дерево, где сидел медведь.
“Ну, – думает медведь, – увидел он меня!”
Слезать-то было некогда, вот медведь как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил, вскочил – да наутек.
А лисица вслед кричит:
– Бегите, бегите, как бы он вас не задрал.
С той поры все звери стали кота бояться. А кот с лисой запаслись на всю зиму мясом и стали жить да поживать. И теперь живут.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Лиса и Котофей Иваныч. Русская народная сказка. Дрозд Еремеевич. Русская народная сказка
Дополнительное чтение
Ответы к стр. 14 — 16
1. Поиск
Перечитайте сказку «Лиса и Котофей Иваныч». Даны три ответа. Один из них правильный. Выберите и отметьте правильный ответ. В этом вам поможет текст сказки.
Какая это сказка?
волшебная
√ о животных
бытовая
Почему кот оказался в лесу?
убежал из дома
√ его выбросил хозяин
прислан начальником
Почему волк и медведь не отняли у лисы уточку?
√ испугались Котофея Иваныча
были сыты
спешили по своим делам
Почему звери убежали далеко-далеко из леса?
√ испугались кота
кот был огромным и злым
звери были слабыми и маленькими
Когда было смешно?
когда кот встретился с лисой
когда лиса встретилась с волком
√ когда волк и медведь пришли на встречу
Какие слова встречаются и в других сказках?
пускай принесёт барана
√ пошёл несолоно хлебавши
какой начальник-то маленький
2. Эрудит
Перечитайте сказку «Дрозд Еремеевич». Какая это сказка? Отметьте √ ответ.
√ народная
3 ∗ . Соответствие
Какими были герои сказки «Дрозд Еремеевич»? Соедините ⇒ .
трусливый ⇐ Дрозд ⇒ плаксивый
хитрая ⇐ Лиса ⇒ умная
сообразительная ⇐ Сорока ⇒ мудрая
4. Поиск
Найдите в тексте сказки «Лиса и Котофей Иваныч» имена и отчества героев. Допишите.
Кот Котофей Иваныч
Медведь Михайло Иваныч
Волк Левон Иваныч
5 ∗ . Таблица
Сравните сказки «Про Ленивую и Радивую» и «Лиса и Котофей Иваныч». Заполните таблицу.
Источники:
http://infourok.ru/slushanie-i-rabota-s-detskoy-knigoy-skazki-o-zhivotnih-dopolnitelnoe-chtenie-lisa-i-kotofey-ivanich-drozd-eremeevich-2450325.html
http://maxiskazki.ru/lisa-i-kotofej-ivanych/
http://e-razumniki.ru/lisa-i-kotofej-ivanych-russkaya-narodnaya-skazka-drozd-eremeevich-russkaya-narodnaya-skazka/