Экскурсия в мини-музей «Русская изба. Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности)

Экскурсия в мини-музей «Русская изба. Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности)

Педагогический проект Русская изба

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
28575021780500Детский сад № 13
Педагогический проект
«Русская изба»
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры
Воспитатель: Антипина Анастасия Николаевна
г. Усть-Кут
2014г.
Введение:
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Познакомить детей с устройством русской избы;
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
Познакомить с традициями русского народа;
Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
Знакомство с русскими народными хороводными играми;
Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта: январь – март 2014г.
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Формы работы с детьми:Экскурсия в мини музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этап проекта Сроки Содержание работы
I Этап
Подготовительный 01 01. 2014г. – 14.01.2014г. Изучение литературы по данной теме;
Составление перспективно – тематического плана;
Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
Диагностика детей о русской культуре;
Обогащение развивающей среды:
Материальное:
создание в группе мини-музея «Русская изба»:
Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т.д. (посуда);
Коромысло, веретено, прялка, ухват и т.д. (предметы обихода);
Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;
Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).
оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).
Научно-методическое:
подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»
Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»
Изготовление лэпбука «Декоративно-прикладное искусство»
II Этап
Основной 15.01.2014г. – 31.03.2014г. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
Чтение русско-народных сказок;
заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
Проведение консультаций для родителей и педагогов;
Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;
Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»
III Этап
Заключительный 24.03.2014г. – 31.03.2014г. Диагностика полученных знаний детей;
Анализ полученных данных;
Презентация мини-музея «Русская изба»,
Итоговое мероприятие: развлечение «Масленица»
Выставка поделок «Ай, да умельцы!»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки Тема Форма работы Цель
Январь Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. Беседа «Русская изба»;
Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)
Первое посещение мини-музея «Русская изба»;
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать
сказки.
Музейное занятие «Русская печь»
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Музейное занятие «Посиделки у самовара»
Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Изучение малых фольклорных форм
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Аппликация «Русская изба» Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.
Занятие «Бабушкин сундучок»
Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»
Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами
Проведение русских народных игр.
Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.
Ознакомление с образцами вышивки и кружев. Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.
Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Февраль Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Беседа «В гости к мастерам» Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»
Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.
Рисование «Укрась хвост дымковского индюка»
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.
Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.
Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.
Рисование «Дымковская барыня»
Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.
Лепка «Филимоновская игрушка»
Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
Беседа «В гости к гжельским мастерам»
Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Рисование «Роспись гжельской посуды»
Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.
Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.
Обогащать словарь детей.
Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»
Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).
Роспись тарелок из папье-маше «Золотая веточка»
Расширять знания о народном промысле, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки
Роспись ложки Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи.
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.
Роспись жостовского подноса Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;
Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.
Дидактическая ига «Составь узор» Ознакомление с названиями городецкой росписи;
Составление композиции на досках различной формы.
Выставка детского творчества
«Чудо чудное – диво дивное»
Март Традиции и обычаи русского народа Беседа «Что такое обычай, обряд?» Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»
Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Развлечение «Деревенские посиделки» Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Чтение русских народных сказок Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.
Викторина «Народный фольклор» Закрепить знания детей о народном фольклоре.
Итоговое мероприятие
Развлечение «Масленица»
Выставка поделок
«Ай, да умельцы!»
(награждение всех участников по номинациям)

Читать еще:  Почему мы влюбляемся в киногероев. Почему мы «влюбляемся» в знаменитостей Люблю маленького актера что делать

  • WebUrokCom_4c3dc9a695d68e
    Размер файла: 114 kB Загрузок: 0

Доклад по МХК Русская изба

Слово “изба” (а также его синонимы “ызба”,”истьба”, “изъба”, “истобка”, “истопка”) употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами “топить”, “истопить”. В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Кроме того, у всех трех восточнославянских народов – белорусов, украинцев, русских – сохранялся термин “истопка” и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать “священные” деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, – от них у домашних будет “сухотка”. Большое несчастье случится, если в сруб попадет “буйное” дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома
Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Славяне, как и другие народы, “разворачивали” строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого “образца” бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. “Строительная жертва” как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное. “В идеале” строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях – например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что “коньки” на крышах русских изб отнюдь не “для красоты”. В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся “телом”, четыре угла – четырьмя “ногами”. Ученые пишут, что вместо деревянного “конька” некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Закопанные же черепа находят и под избами X века, и под выстроенными через пять столетий после крещения – в XIV-XV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом – как раз под иконами! – либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить “петушков” как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка. И все-таки древняя вера, что дом строится “на чью-нибудь голову”, бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу.

Читать еще:  Фоторедактор карандашный рисунок. Как сделать реалистичный эффект живописи в Photoshop

Символика русской избы.
Приглядимся внимательно к сложному переплетению деревянных кружев, опоясывающих окна, крышу, крыльцо. Вдумаемся в смысл узорчатых деталей наличников и причелин. Oрнамент – язык тысячелетий. Слово это в переводе с латинского означает “украшение”, “узор”. Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу, или просто вогнутую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. Холодная, снежная зима представлялась пращуру владычеством сил, враждебных людям. Весна, с её разливами, туманами, внезапными заморозками, потеплением, дождями – это схватка между зимой и летом, добром и злом. И после долгих ожиданий, как вестница победы на небе появлялась радуга. По мифам древних славян, она означала союз, мост между матерью-землёй и небом: от дружного согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад. Вырезая на доске радугу в виде дуги, или полотенца, древний славянин призывал себе на помощь добрые силы окружающего мира и отгонял злые.
Земледелец находился в зависимости от природы и прежде всего от неба, от солнца, от дождя. Урожай лишь от части зависел от усилий земледельца при пахоте и севе, а после этих операций пахарю оставалось ждать три месяца дождя, и если нарушен будет желательный для земледельца ритм полива посевов, то целые племена будут обречены на голод. Земледельцы выработали свою систему представлений, которая во многом передалась будущим поколениям. Земля, вспаханная и засеянная, уподоблялась женщине, “понёсшей во чреве своём”. Дождь олицетворялся грудью женщины или ужом, выползающим во время дождя.
На зданиях, на сосудах для семенного зерна, на женских украшениях, например, височное кольцо, художники рисовали картину своего понимания мира: внизу – земля, вспаханная и засеянная, выше – небо с солнцем, показанным в движении, в непрерывной смене восходов и закатов, и с полосами дождя. Над этим всем изображались запасы небесной воды, обеспечивающей выпадение дождей. Давний обычай украшать верха изб резными коньками (рис.1) полон символического смысла. Жильё, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу. У древних славян конь был одним из слуг солнца. Конёк-оберег. Он слился с божествами огня и воды, превзойдя в своём значении других животных.
Земля, в представлении народа, была плоской, неподвижной, омываемой океаном, а солнце, поднималось из океана, совершало свой путь по небу в течении дня и к ночи снова опускалось в океан, отсюда и изображение солнца в соединении с конём (рис.9)и водяной птицей, так как конь, проделав с солнцем путь по утреннему, дневному и вечернему небу, опускаясь в океан будто бы превращался в водяную птицу и с солнцем продолжал свой путь по океану к востоку. Зашифровав в символах тресветлое солнце и суточный ход солнца по небу, человек оберегал себя этими заклинательными символами, помещая их изображения на своём доме (рис.2).
Орнамент старше всех произведений искусства. Человек, вырезая знаки, олицетворяющие силы природы, надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай на ниве, здоровье членам семьи. В доисторическую пору орнамент был грамотой для всех.
Перунов знак.
Колесо Юпитера – это изображение шестилепестковой розетки или колеса с шестью спицами, рассматриваемое нами как один из вариантов солярного знака, известного в трех основных видах: колесо с четырьмя спицами (рис.1), колесо с шестью спицами (рис.2) и колесо с восемью спицами (рис.3-4). Смысл шестилучевого знака (рис.2) представляется наиболее обобщенным, связанным не только с солнцем, но и с небом, грозой, молнией и громом. Его солнечная природа явствует, например, из композиции в русской деревянной резьбе, где солнце изображается в трех основных фазах: восходящее (с множествам лучей), заходящее (такое же) и полуденное, находящееся в зените, изображаемое в виде колеса с шестью спицами, влекомое двумя конями.
O второй, небесно-грозовой сущности знака, говорит интереснейший древнеславянский календарь четвертого века до нашей эры, где символом колеса с шестью спицами обозначается день 20 июля, день языческого бога “громовика”. В русской и белорусской деревянной резьбе широко известен знак колеса с шестью спицами, называемый громовым знаком. Его помещают на причелинах изб от грома, чтобы молния не ударила в дом.

Читать еще:  Схему для шитья бохо из вискозы. Юбка бохо своими руками: выкройки и советы по пошиву. Блуза бохо стиль своими руками: выкройки.

Этнография дает нам множество примеров применения этого знака. Его помещают на солонках, на сундуках скрынях (для приданного), на детских колыбелях, ткацких станках, на ритуальных ковшах и кружках. В общем, на всех тех вещах, которые требуют особой защиты (рис. )

Из всего выше сказанного вытекает вполне обоснованный вывод: что шестилучевый знак был наиболее обобщенный, связанный не только с солнцем, но и с небом вообще и с повелителем неба, власть которого проявлялась в ударах молнии и сопровождалась громом. Следовательно, символическое изображение неба и небесного властителя в виде колеса с шестью спицами могло первоначально зародиться в южных районах, где произрастают гранаты и, где снег, прежде всего, ассоциируется с упирающимися в небо горами. В древнеславянской мифологии Юпитеру соответствовал Перун, но его по времени относят к более позднему периоду (ближе к крещению Руси). Предшествовал ему Род. Это всеобьемлюющее божество, творец вселенной, он вдувает жизнь в людей. Следовательно, символ колеса с шестью спицами можно с уверенностью назвать символом Рода
Женская символика.
Среди обилия декоративных деталей проглядывается древняя религиозная сущность. Нас заинтересовало часто встречающееся изображение в виде конуса с шариком сверху. Сопоставляя изображения на вышивках, на браслетах, височных кольцах, на предметах быта и в архитектурном декоре мы пришли к выводу, что это ничто иное, как стилизованное изображение женской фигуры, т.е. это Рожаница. Рожаницы – небесные хозяйки мира, рождающие для земли (для людей и зверей), источники благосостояния (рис.1).
Антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую, чтобы приблизить её к человеческому понятию, был издревле свойственен славянскому образному мышлению. Образ великой богини тому яркое свидетельство. Древние художники установили канон изображения великой богини. Её, богиню земли, плодородия, мать всего земного, изображали обычно женщиной в широкой юбке колоколом, иногда с поднятыми к небу (к солнцу, Роду) руками (рис.2), прообраз богородицы Оранты (Оранта – молящаяся). Это богиня называлась у древних Берегиней, житной Бабой, Рожаницей, Макошью (рис.3, рис.4)(Макошь – мать урожая, а слово “кош” означало повозку для снопов, корзину для зерна, плетённый амбар для соломы, загон для скота).Естественной функцией богинь было рождение полезной живности. Поэтому в представлении древних художников изображение древней богини неизменно сливалось с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами (рис.2). То голова её украшена венком из цветков, то в руках она держит солнечные диски, то вместо рук у неё ветви дерева. А по бокам её – два всадника, над которыми она властвует, держа за поводья их коней. Это жрецы богини (рис.5).

Эстетическое начало давно заслонило собой архаичный смысл, и только романтика древней старины и бережное отношение к родным традициям позволило русской пореформенной деревне сохранить языческие сюжеты в состоянии, пригодном для научной расшифровки.Применительно к дому нас заинтересовала архитектурная резьба, которая так щедро представлена в крестьянском искусстве: конек на крыше в качестве “кнеса”(рис 1.), разные причелины с громовыми знаками, наличники окон.
Идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. Внешняя форма сохранилась, а содержание выветрилось. Чем же были защищены хоромы от повсеместно разлитого ” на злых ветрах ” губительного начала? Это, прежде всего, доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора: изображения солнца, “громовые знаки”, подковы у дверей и т.п. В архитектуре и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента – орнаментировались все проемы и отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку.
В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как при ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась одежда и начиналось тело человека. То же самое мы видим и в народной архитектуре: декоративные магическо-заклинательные (по своему смыслу) элементы располагаются на воротах, застрехах, вокруг окон, дверей.
То или иное священное изображение (конь, оленья голова с рогами, богиня с птицами, конями или всадниками по сторонам, солнце) увенчивало наивысшую точку дома – щипец крыши (рис.2). Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на самых уязвимых участках дома, превращала каждую “хоромину” в недоступное для навий убежище.
Кто же эти навии, которых опасаются и от которых пытаются спастись люди? Навии – это невидимые души мертвецов, но не своих предков, не родные дружественные деды, обычно покровительствующие своим внукам и правнукам, а чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, “с дерева падших”, убитых молнией, сгоревших в лесном пожаре и т.д.). Они вампиры (упыри), чрезвычайно опысные для людей, они нападают на беременных женщин и детей и сосут их кровь.

  • WebUrokCom_2af88994627aeb
    Размер файла: 90 kB Загрузок: 0

Источники:

http://weburok.com/2364871
http://weburok.com/1590757

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии