Экономическая эффективности мероприятия в музее. Средства и формы музейной деятельности: эффективность

Экономическая эффективности мероприятия в музее. Средства и формы музейной деятельности: эффективность

Эффективные средства и формы музейной деятельности

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Остановимся подробнее на каждой из них и проиллюстрируем эти формы и средства на примере деятельности музея «Истории Пролетарского района города Тулы» в МБОДО «Дом детского творчества» Пролетарского района города Тулы (см. Приложение 1).

Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением [4, с. 118].

Например: в музее «ДДТ» проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, по афганской и чеченской войнам. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная группа, которая выступают перед учащимися и гостями и проводят экскурсии по экспозициям музея (см. Приложение 2).

Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашей страны. На мероприятия приглашаются ветераны войны и труда, участники локальных войн (Афганистан, Чеченская республика, Югославия) (см. Приложение 3).

В ходе поисковой работы членами музея пополняют музейный фонд, собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, по истории города Тулы и Пролетарского района, проводят экскурсии следующим темам «Героическая оборона Тулы в октябре – декабре 1941 года», «Не сразу Тула строилась», «История Пролетарского района города Тулы», «Герои наших дней», «Богородичный Щегловский мужской монастырь», «Поселок Новая Тула». В музее проводятся интерактивные экскурсии, где любой посетитель может взять в руки макет оружия или примерить военную форму, что повышает интерес для гостей музея (см. Приложение 4).

Важным аспектом в воспитательной работе являются мероприятия, тематически связанных с государственными символами России: «Главная песня нашей страны», «Почести государственным Флагу и Гимну» и др., используя при этом наглядный материал, видео – и аудиозаписи [15].

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

  • – интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
  • – комплексность: включение всех типов восприятия;

– программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

– проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Например: в «ДДТ» проводятся различные по форме и содержанию конкурсы и мероприятия, которые очень нравятся ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивных играх, которые помогают детям осознать свою причастность к судьбе Родины (см. Приложение 5).

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: [8, с. 2]

  • – каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
  • – учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
  • – посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
  • – следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
  • – отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
  • – итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).

Формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые и индивидуальные.

К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д. [9, с. 7].

Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов [10, с. 89]. патриотический воспитание музейный педагогика

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

  • – научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
  • – формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
  • – формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
  • – развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
  • – формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Читать еще:  Средства музыкальной выразительности для детей. Реферат: Средства музыкальной выразительности

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

  • – интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
  • – уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
  • – уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
  • – уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
  • – уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
  • – уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

Таким образом, эффективное применение всех средств и методов музейной деятельности способствуют повышению эффективности деятельности музея в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев)

Оценка эффективности коммерческой деятельности учреждений культуры – важный и сложный этап процесса маркетинга в сфере культуры. В силу того, что целью работы организаций культуры является не получение прибыли, а достижение социальных результатов, коммерческая деятельность в учреждениях культуры носит подчиненный характер и тесно связана с основными направлениями их работы. Человек обращается к учреждениям культуры, прежде всего, для удовлетворения своих нематериальных потребностей, удовлетворению же материальных нужд клиента придается второстепенное значение. Как следствие, оценка коммерческой деятельности в организациях культуры носит ярко выраженную специфику.

Анализ прибыльной деятельности учреждений культуры делает необходимым совместное использование показателей оценки основной некоммерческой деятельности и прибыльных направлений работы. Так, одной из стратегий развития коммерческой деятельности в организациях культуры является обеспечение максимального процента превращения посетителей, зрителей в покупателей коммерческой продукции. Это позволяет сделать вывод, что одним из показателей оценки прибыльной деятельности в учреждениях культуры можно считать коэффициент конвертации клиентов в покупателей. Рассмотрим, насколько полно данный коэффициент дает оценку уровня развития коммерческой деятельности в организации культуры.

В ходе работы на основе статистических данных 1999 г. (см. таблицу 1) были рассчитаны коэффициенты конвертации для крупных музеев мира (см. рис. 1) .

Таблица 1. Основные характеристики музеев.

Торговые площади, кв. м.

Коммерческие доходы, тыс. амер. долл.

2. Гос. Русский Музей

3. Гос. Третьяковская Галерея

4. Гос. Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина

5. Гос. Исторический Музей

6. Британский Музей

7. Метрополитен Музей

9. Музей Виктории и Альберта

10. Лондонская Национальная Галерея

11. Музей Современного Искусства в Сан-Франциско

Рис. 1. Коэффициент конвертации посетителей в покупателей

Из рисунка 1 видно, что максимальное значение коэффициента (33%) принадлежит Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Высокий уровень показателя подтверждается на практике инновационными разработками музея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффициента конвертации посетителей в покупателей характерны для российских музеев. Так, по сравнению с Метрополитен (25%) и Британским Музеем (26%) Государственный Эрмитаж (12%) уступает им по данному коэффициенту более чем в два раза.

Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственной Третьяковской Галереи с самым высоким уровнем конвертации посетителей в покупателей (13%). Для сравнения самые низкие значения данного показателя составляют 1,2% и 1,1% и принадлежат Государственному Музею Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина и Государственному Русскому Музею. Высокие значения коэффициента в Третьяковской Галерее действительно соответствуют эффективной организации на территории музея сети кафе и ресторанов, рассчитанных на среднего российского покупателя. Вместе с тем в целом низкие значения коэффициента конвертации в российских музеях подтверждают невысокий уровень развития их коммерческой деятельности.

Коэффициент конвертации посетителей в покупателей достаточно точно отражает общий уровень развития коммерческой деятельности в учреждениях культуры. Однако данный коэффициент не анализирует факторы, влияющие на формирование того или иного уровня развития коммерческой деятельности. Например, не ясно с чем именно связан низкий уровень развития прибыльной деятельности в российских музеях.

Исследование автором особенностей организации коммерческой работы в российских музеях показало, что невысокий уровень развития данной деятельности обусловлен, прежде всего, недостатком торговых площадей при высокой посещаемости музеев (см. рис. 2).

Рис. 2. Посещаемость и торговые площади

Так, в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. Пушкина и Государственном Историческом Музее в Москве торговые площади практически отсутствуют (110 кв. м. и 250 кв. м.) (см. табл. 1). Лидером по объему торговых площадей среди российских музеев является Эрмитаж, на чьей территории действует целая серия сувенирных магазинов, киосков, кафе. Используя под торговые площади 1500 кв. м., Эрмитаж все же значительно отстает от своих зарубежных партнеров. Для сравнения Национальная Галерея в Лондоне, с той же численностью посетителей 5 млн. в год, имеет торговую площадь в пять раз больше (7500 кв. м.), чем Эрмитаж, а Метрополитен музей, с самым большим среди музеев объемом торговых площадей (22500 кв. м.), превосходит Эрмитаж в 15 раз.

Рис. 3. Число посетителей на 1 кв. м торговой площади, чел.

Таким образом, для оценки факторов, влияющих на уровень развития коммерческой деятельности в музее, можно ввести относительный показатель – коэффициент численности посетителей на единицу торговой площади. Из рисунка 3 видно, что максимальные значения показателя имеют российские музеи, что еще раз свидетельствует о наличии у них дефицита торговых площадей. Так, Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина, с самым низким объемом

торговых площадей, выделяется наибольшим уровнем показателя численности посетителей на единицу торговой площади (18181 чел. на кв. м.). Государственный Эрмитаж, несмотря на самый большой размер торговой сети среди российских музеев, отличается высоким уровнем показателя численности посетителей на единицу торговой площади (3333 чел. на кв. м.), т.е. налицо дефицит коммерческой площади при большой посещаемости.

Интересно отметить, что Третьяковская Галерея с самым высоким значением коэффициента конвертации (13%) среди российских музеев, уступает по эффективности второго показателя (3061 чел. на кв.м.) Русскому Музею (2500 чел. на кв. м.) с самым низким уровнем конвертации посетителей в покупателей (1,1%). Следовательно, показатель относительной численности выявляет скрытый недостаток торговых площадей в Третьяковской Галерее, несмотря на ее эффективную организацию коммерческой деятельности.

Читать еще:  Как цыпленок впервые сочинил сказку. Про цыплёнка, солнце и медвежонка: Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Итак, показатель относительной численности так же, как и коэффициент конвертации, свидетельствует о низком уровне организации коммерческой деятельности в российских музеях по сравнению с зарубежными партнерами. Так, Метрополитен и Музей Современного Искусства в Сан-Франциско обладают высокоэффективной торговой сетью – 250 чел. и 232 чел. на 1 кв. м. торг. пл., тогда как в российских музеях самые эффективные показатели относительной численности варьируют между 2500 – 3061 чел. на 1 кв. м. торг. пл.

Таким образом, коэффициент численности посетителей на единицу торговой площади позволяет выявить дополнительные факторы, влияющие на уровень развития коммерческой деятельности в музеях. Однако данный показатель не учитывает стоимостные факторы при оценке прибыльной деятельности в музеях, в частности, объемы выручки от коммерческой реализации товаров и услуг. Для анализа коммерческой деятельности в музее целесообразно использовать другой относительный показатель – коэффициент коммерческих доходов на одного посетителя.

Как видно из рисунка 4, российские музеи отличаются низкими значениями данного показателя. Наименьшие значения коэффициента принадлежат Русскому Музею и Музею Изобразительных Искусств им. Пушкина (0,02 долл. на 1 чел.). Действительно, в структуре доходов этих музеев размеры выручки от коммерческой реализации составляют соответственно 20,5 тыс. амер. долл. и 41,6 тыс. амер. долл., что существенно

ниже аналогичных показателей других российских музеев (см. табл. 1). Так, по сравнению с Эрмитажем выручка от коммерческой реализации Русского Музея в 391 раз меньше коммерческих доходов Эрмитажа (8 млн. амер. долл.). Сложившуюся ситуацию в Русском Музее можно объяснить низкой рентабельностью сувенирных магазинов, отсутствием постоянного кафе на территории музея и т.д.

Рис. 4. Коммерческие доходы на 1 посетителя, долл. США

Среди российских музеев наибольшие значения коэффициента коммерческих доходов на одного посетителя принадлежат Третьяковской Галерее и Государственному Эрмитажу (1,5 и 1,6 амер. долл. на 1 чел.), что связано со значительными объемами коммерческих поступлений в их бюджетах – 2,2 млн. амер. долл. и 8 млн. амер. долл. (см. табл. 1). Однако несмотря на достаточно высокую абсолютную величину коммерческих доходов в некоторых российских музеях, их относительные показатели коммерческих доходов отстают от зарубежного уровня в 2-4 раза. Так, Метрополитен имеет выручку от коммерческой реализации в 5,18 амер. долл. на 1 чел., тогда как Эрмитаж – 1,6 амер. долл. на 1 чел.

Общий низкий уровень коэффициента коммерческих доходов в российских музеях можно объяснить меньшими по сравнению с зарубежными музеями абсолютными показателями выручки от реализации коммерческой продукции, а также сложившейся структурой покупателей. Так, коммерческие доходы Метрополитен в 1999 г. составили 36,3 млн. амер. долл., что в 4,5 раз выше подобных поступлений Эрмитажа, достигших в 1999 г. 8 млн. амер. долл. (см. табл. 1). Кроме того, в большинстве случаев покупателями сувенирной, печатной и прочей продукции в российских музеях выступают иностранные посетители, численность которых составляет не более 15% от общей посещаемости музея. Остальные 85% покупателей – российские граждане с низким уровнем покупательной способности.

Таким образом, относительный показатель коммерческих доходов позволяет провести общую стоимостную оценку коммерческой деятельности в музее. Тем не менее расчет данного коэффициента следует дополнить факторным анализом. Так, высокий показатель коммерческих доходов Метрополитен музея обусловлен экстенсивным фактором – большим объемом торговых площадей, а не интенсивным фактором – процессом конвертации посетителей в покупателей, что свидетельствует об относительно низкой эффективности организации коммерческой деятельности музея. Напротив, Музей Современного Искусства, обладая торговой площадью в 7,5 раза меньше, чем Метрополитен, выигрывает за счет высокой эффективности процесса конвертации посетителей в покупателей. Следовательно, коэффициент коммерческих доходов на одного посетителя следует применять совместно с показателями конвертации и относительной численности посетителей.

Автором предложен подход к оценке прибыльной деятельности музеев, основанный на трех показателях – коэффициентов конвертации посетителей в покупателей, численности посетителей на единицу торговой площади и показателя коммерческих доходов на одного посетителя. Разработанная система оценки коммерческой деятельности музеев вправе быть использованной в качестве одного из инструментов маркетингового анализа как зарубежных, так и российских организаций культуры. Несомненно, для различных учреждений культуры (театров, библиотек и др.) должны быть разработаны собственные инструментарии анализа коммерческой деятельности, однако в основе их лежат общие принципы оценки прибыльной деятельности.

Литература

  1. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред. И.М. Шеймана и др. — М.: Наука, 1995.
  2. Museum management / Ed. by Kevin Moore. — London and New York: Routledge, 1997.
  3. Museum Strategy and Marketing: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources / Ed. by N. Kotler and P. Kotler. — San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1998.
  4. Museums and Money: The Impact of Funding on Exhibitions, Scholarship, and Management / By Victoria D. Alexander. — Bloomington and Indianapolis: Indiana Univ. Press, 1996 // Museum News. — May/June 1997.

1 Исследование проводилось на основе данных годовых отчетов за 1999 г. Государственной Третьяковской Галереи (ГТГ), Государственного Исторического Музея (ГИМ), Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственного Русского Музея (ГРМ), Государственного Эрмитажа (ГЭ), Метрополитен Музея в Нью-Йорке (Мет), Музея Современного Искусства в Сан-Франциско (СФ Мома), Музея Виктории и Альберта в Лондоне (ВиА), Лондонской Национальной Галереи (НГ), Британского Музея (БМ), Тейт Галереи в Лондоне (Тейт).

Экономическая эффективности мероприятия в музее. Средства и формы музейной деятельности: эффективность

Критерии эффективности (успешности) музея ? совокупность признаков, позволяющих оценить популярность музея и степень его задействования в процессах социально-экономического и культурного развития общества и государства [7]. Понятие эффективность (или успешность) выражает не только прибыльность, но и некоммерческую значимость музея как производителя общественных благ, которые имеют цену производства, но по разным причинам не имеют адекватной цены продажи. Создание этих благ является результатом государственной поддержки, а также участия в этом процессе различных профессиональных групп. В итоге создания музейного продукта формируется специфическое музейное пространство, которое, в роли сферы привлечения разнообразных интересов, косвенно или прямо оказывает влияние на окружающую территорию, повышение ее экономической эффективности [6]. Основные критерии эффективности музея связаны со специфическим музейным пространством, которое формируется с помощью четырех креативных групп: 1. Музейные специалисты (проектировщики, менеджеры, экспозиционеры, экскурсоводы, хранители, музейные педагоги) 2. Представители творческих профессий и профильной науки (художники, архитекторы, писатели, поэты, драматурги, актеры, режиссеры, музыканты, археологи, реставраторы, краеведы) 3. Местное население 4. Туристы С целью обозначения граней эффективности деятельности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии для последующей детализации общей оценки. К базовым критериям относятся: востребованность, доступность и влиятельность услуг, экономическая устойчивость. Применимость этих критериев обусловлена территориальным положением музея и приоритетами его деятельности. По территориальному принципу музеи можно разделить на три группы: 1) столичные музеи и музеи крупных региональных центров; 2) региональные и муниципальные музеи, находящиеся на популярных туристских маршрутах; 3) муниципальные и сельские музеи, находящиеся отдаленно от популярных туристских маршрутов; В каждой территориальной группе можно выделить четыре основных типа музеев по характеристике профильных приоритетов и специфике деятельности: 1. Тип «A»: музеи, основная деятельность которых определяется объемом музейной коллекции, требующей как традиционных, так и инновационных форм экспозиционно-выставочного показа и публикаций; 2. Тип «B»: музеи, приоритетная деятельность которых связана с образовательными проектами и программами; их основная аудитория ? школьники младших и старших классов, студенты колледжей и ВУЗов; 3. Тип «C»: музеи, главная деятельность которых нацелена на развлекательные проекты и программы, что обусловлено, прежде всего, наличием парковой зоны, позволяющей привлекать самую широкую аудиторию; как правило, это парковые музеи-заповедники по типу «Царицыно» 4. Тип «D»: это музеи, которые объединяют в своей деятельности приоритетные направления всех вышеуказанных типов; то есть – крупные музеи-заповедники с уникальными мемориальными и историко-архитектурными объектами для показа, достаточным объемом коллекций и территории, стремящиеся к разнообразию образовательных и развлекательных программ; яркие примеры таких музеев ? музей-заповедник «Ясная Поляна», «Петергоф». Аудитория подобных музеев универсальна. Актуальность темы: критерии эффективности (успешности) деятельности музея определяют существование музея в целом, как доходной экономической единицы, поэтому изучение данной темы позволит не только систематизировать приведенные критерии эффективности, но и понять степень их влияния на общие показатели окупаемости государственных музеев. Цель данной работы: проанализировать систему критериев оценки эффективности государственных музеев, их объективность и возможность внедрения в общую систему функционирования музеев. Задача реферата: рассмотреть критерии эффективности деятельности музея, выделить основные методы ее повышения, привести конкретные примеры. Предмет исследования: критерии эффективности деятельности музеев на территории Российской Федерации. Объест исследования: государственные музеи Российской Федерации Структура работы: реферат состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы.

Читать еще:  «Три мистические обезьяны» — что означает этот символ мудрости. Три обезьяны — не вижу, не слышу, не скажу — что означает символ

Необходимость разработки критериев эффективности продиктована изменившимися условиями музейной деятельности, прежде всего, вхождением музеев на национальный и международный рынок. Не менее важным является создание механизма для адекватной самооценки, оценки деятельности музея руководящими органами и спонсорами, поддержки музейной деятельности органами власти в виде премий, грантов, дополнительного финансирования и разработки в будущем рейтингов музеев РФ. Для определения эффективности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии. К базовым критериям относятся: Востребованность, Влиятельность, Доступность услуг и Экономическая устойчивость. Производные критерии позволяют конкретизировать процесс оценки базовых критериев по отдельным сферам и потребителям. Соответственно критерий «востребованность» подразделяется на востребованность публикой, системой образования и научной сферой. Базовый критерий «влиятельность», характеризующий воздействие результатов работы музея на внешнее окружение включает: признание музея, его влияние на досуговые предпочтения населения, развитие территории и самой музейной отрасли. Критерий «доступность услуг» складывается из доступности информации и доступности музейных сервисов. Наконец, такой критерий как «экономическая устойчивость музея» предполагает анализ и оценку по трем производным критериям: эффективность менеджмента музея, доходность и развитие партнерства [5]. На следующем уровне «востребованность публикой» детализируется то, как влияет рост индивидуальной и коллективной посещаемости; расширение аудитории за счет новых форм презентации коллекций и актуализации экспозиционно-выставочного предложения; уровень спроса на образовательные программы и прочие услуги, и продукты музея, развитие волонтерского движения. Критерий «востребованность системой образования» раскрывается через развитие партнерства с образовательными учреждениями, осуществление совместных образовательных программ, востребованность музейных образовательных internet-ресурсов. «Востребованность в научной сфере» оценивается на основании степени вовлеченности сотрудников музея в работу с посетителями-специалистами, организации научных форумов, выпуска периодических научных изданий по профилю музея, развития научного сотрудничества и научных достижений хранителей музея. Общественное «признание» музея определяется поддержкой со стороны населения его социокультурных проектов, устойчивыми связями со средствами массовой информации, привлекательностью музея для проката выставок и привлечения его к участию в совместных выставочных проектах. «Влияние на развитие территории» оценивается через влияние музея на формирование региональных брендов и влияние его экспозиционно-выставочных проектов на культурную, социальную и экономическую жизнь региона. «Влияние на развитие музейной отрасли» раскрывается через лидерство музея в области экспозиционных методов и технологий, влияние его экспозиции на методы и технологии создания экспозиций в других музеях и влияние выставочной политики музея на развитие экспозиционно-выставочной практики в целом. «Информационная доступность» определяется тематическим разнообразием виртуальных музеев и выставок, востребованностью музейного информационного центра, посещаемостью музейного сайта и музейных страниц в социальных сетях, представленных музейных интерактивных экспозиций. Этот критерий особенно важен для привлечения молодой аудитории, привыкшей к восприятию информации и ее доступности круглосуточно в режиме on-line. «Доступность сервисов» определяется созданием специальных условий для посещения музея людьми с ограниченными возможностями, востребованностью музейного кафе, электронной системы бронирования и предварительной продажи билетов. Посетители, как правило, высоко ценят уровень предоставляемого сервиса и дополнительных услуг и готовы его оплачивать. Оценка «эффективности управления» строится на таких критериях как способность менеджмента музея оптимизировать расходование ресурсов и умение аккумулировать максимум ресурсов из внешней среды. Критерий «доходность» раскрывается через увеличение объема и изменение структуры доходов музея, развитие музейной торговли и электронной коммерции, рост доходов музея от предпринимательской и другой дополнительной деятельности. Наконец, такой важнейший критерий эффективности как «развитие партнерства» раскрывается через партнерские отношения музея и предприятий местной промышленности [5]. Отечественные музеи, со своими значительными предметными и интеллектуальными ресурсами, могут повысить свою эффективность, если не будут отставать от современных тенденций и технологий. Следует грамотно и с учетом местного колорита применять каждый из приведенных критериев эффективности деятельности музея, с максимальной концентрацией ресурсов из внешней среды и их рациональным использованием. Таким образом, в реферативной работе были раскрыты и кратко описаны основные критерии эффективности деятельности государственных музеев, приведены наиболее яркие примеры показательных музеев, прописаны рекомендации по улучшению эффективности упомянутых критериев. Поставленные цели и задачи работы полноценно достигнуты.

1. Устав Международного совета музеев (ИКОМ). В редакции, принятой на 20-й Генеральной Ассамблее ИКОМ (Барселона, Испания, 6 июля 2001 г.) 2. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г. и 23 февраля 2011 г.) 3. Федеральный закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 5. Калякина, А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики /А.В. Калякина //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 2. 6. Лорд Барри, Лорд Гэйл Д. Менеджмент в музейном деле. – Москва: Экономика, 2002 .- 390с 7. Хлевнюк Д.О., Самодин А.А. Исследование «Мониторинг культурной жизни города Москвы и оценка эффективности деятельности учреждений культуры Департамента культуры города Москвы: статистико-социологический анализ: московские музеи» // Справочник руководителя учреждения культуры, 2013, № 3. С.5-25.

Источники:

http://m.studwood.ru/541964/pedagogika/effektivnye_sredstva_formy_muzeynoy_deyatelnosti
http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-2/08.shtml
http://www.work5.ru/gotovye-raboty/124229

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии