79 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологическая тема в литературе произведения. Русские писатели об экологиипроизведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды

Экологическая тема в литературе произведения. Русские писатели об экологиипроизведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» — о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа — Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

Читать еще:  Энциклопедия сказочных существ. Горгоны, в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта

Русские писатели об экологии

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе:

«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне. Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» — о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа — Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе:

«Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно.

Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах:

«Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.
Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

Экологическая художественная литература

История России и литература. Иногда литература не просто отражала историю и предсказывала будущее, а даже меняла жизнь страны. Как, например, благодаря Чеховской книге «Остров Сахалин» поменялась судебная система России. И «Буревестник» Горького наполнил революционные массы страстным желанием бури. А какова сегодняшняя литература? Влияет ли она на развитие страны и мира в целом? В том числе, с точки зрения экологии? Автор попытается ответить на эти вопросы, проанализировав некоторые публичные материалы и свои наблюдения.
Ключевые слова и фразы: экология, экология сознания, экология души, экологическая катастрофа, экология быта, экологическое образование, игровая экология, цветовая экология, музыкальная экология, экологическая политика, экология жизни, экологическая литература, литературная экология.

Читать еще:  Сообщение о будущей профессии художник. Нужен ли художник на современном рынке? Как обычно строится карьера

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА –
ЭКОЛОГИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

«Экология души», «экология сознания»… Эти термины прочно и уже навсегда вошли в нашу жизнь. Вообще, без слова «экология» теперь немыслимы ни описание состояния окружающей среды, ни описание внутреннего мира человека. Насколько это действительно важно сейчас? Насколько это соответствует теперешней жизни? Как экологическая литература может влиять на развитие человечества? Много ли тех, кто пытается нравственность, духовность, культуру и охрану окружающей среды возвести в ранг высокой внутренней и международной политики?
Рассмотрим эти вопросы, полагаясь на самое доступное – средства массовой информации. Что они об этом пишут сегодня? Как определяют «экологию сознания», «экологию души», «экологическую литературу» и «литературную экологию»? Например, интернет? Введём в поисковую систему ключевые слова: «экологическая литература» и нам откроется очень интересная и разнообразная информация.
Оказывается, впервые понятие «литературная экология» появилось в печати в 1993 году. Это время характеризуется началом экологического движения и экологического образования в России. Именно в 1993 году широко известное определение «краеведение», заменяется новым и гораздо более ёмким определением — «экология».
В журнале «Общественные науки и современность» (1993. №2. С.140-146.) Ф. Розинер впервые даёт нужное нам определение: «Понятие литературная экология – направление литературоведения, рассматривающее проблемы взаимодействия литературного текста и его творца со средой обитания. Применительно к эпохе СССР схема этого взаимодействия выглядит так: советская среда – писатель – произведение – публикация – советская среда. Это означает, что литературное творчество страны Советов по его тесной, нерасторжимой и цикличной связи, своим цивилизационным типом, не имеет аналогов в мировой культуре. Вследствие чего, изучение советской литературы может быть плодотворным, только если ее специфическое свойство – сверхплотная связь с окружением – постоянно будет в центре внимания исследователя, каких бы конкретных проблем он не касался: язык, поэтика, стиль, форма, структура образов.» (1)
«Сверхплотная связь с окружением» — очень важное, одно из главных качеств советской и российской литературы. Обращаем на это внимание, продолжая наши исследования.
В материалах интернета от 17 марта 2012 года на тему «литературная экология» есть необычная информация. Опубликованы два видеоролика с выступлениями двух известных писателей. Первый — известный шведский писатель Магнус Флорин, как житель сельской местности, рассказывает об истории родной земли с точки зрения экологии и у него всё звучит очень убедительно. Второй – известный французский писатель Фредерик Бегбедер рассказывает о поисках смысла существования жителем мегаполиса. И у него, с точки зрения экологии, тоже получается очень убедительно. (2)
История и смысл жизни. Вот два из основных столпов экологической литературы зарубежья.
Очень интересен материал о работе российских библиотекарей «В судьбе природы — наша судьба». Приведём публикацию более подробно:
«Банальная истина – всё начинается с малого. И истоки сегодняшнего бедственного положения природы, грядущей над всем человечеством экологической катастрофы – следует искать в начале человеческой жизни – в детстве. Эти слова стали предисловием к литературно – экологической панораме «В судьбе природы наша судьба», которая была подготовлена работниками юношеской библиотеки и городской библиотеки №1. Гостями стали учащиеся 10 класса СОШ №3.
Вместе с библиотекарями ребята совершили экологическую экскурсию по местам чудовищных переплетений бед — экологических, хозяйственных, политических, экономических, когда мир словно бы сползает в бездну и, кажется, нет даже намёка на силу, которая бы удержала его на краю пропасти.
Безнравственность и равнодушие отдельного человека порождают безнравственную систему, которая способна только насиловать – человеческие судьбы, души, землю, природу. Интересно, какой видят нашу землю из бездонного мрака представители иных цивилизаций? Жалеют ли они нас или презирают — за то, что свою волшебную изумрудно голубую землю мы превратили в клоаку? Слышат ли они её крик?
И приходит беда. У неё много имён – судьба озера Иссык – Куль и предумышленная душегубка реликтового рыбного стада Волги, уроки Арала и радиационное сияние Беларуси.
26 апреля 1986 года произошла экологическая катастрофа, которая потрясла мир – это авария на Чернобыльской атомной станции.
11 марта 2011 года мир узнал о катастрофе в Японии. Были погибшие и раненые, были облучённые и обгоревшие, были без вести пропавшие и были потерявшие всё. Страшная трагедия – это роковая ошибка человеческого фактора. Так природа наносит страшный удар за недомыслие, за кавалерийские атаки на её гармонию и вековую мудрость.
Прислушались ли мы к голосу разума, стали ли мудрее, поняли ли, что все мы связаны в единое целое в великом круге жизни и если, его разорвать, то непременно грянет гром…..
Извлекли ли мы, люди планеты, уроки из сокрушительного поражения в нашем блицкриге против природы? Расхожая фраза – «Земля — наш общий дом», стала как никогда емкой и выразительной.
Пронзительно пророчески звучат слова Джона Дона в романе Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол».
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть суши; и если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». (3)
Это Хемингуэй. Ещё в 1940! году он взывал человечество к разуму. А человечество. Эх!
Центральное телевидение тоже не осталось в стороне, выпустив очень интересную программу «Экология литературы» из экологического цикла на телеканале «Культура» от 27 ноября 2012 года. (4)
Но это телеканал «Культура». Которого в провинции почти нет. Увы!
Вообще, интересно нынешнее, современное определение экологических тем в литературе, и к экологической литературе интернет относит также и медицинскую литературу. От фармацевтики и вредных привычек до секретов долголетия. (5)
Даже (оказывается!) в русских народных сказках — везде сплошная экология. (6)
И всё это на самом деле соответствует определению экологии:
«Слово «экология» образовано от греческого «ойкос» (дом) и «логос» (знание, наука). Термин «экология» ввёл в 19 веке, в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. По Геккелю, «ЭКОЛОГИЯ — это наука о динамической совокупности отношений растительных и животных организмов (их сообществ) между собой и окружающей их средой.»
В 20 веке, начиная с 1989 года, термин ЭКОЛОГИЯ ДУШИ ввела в нашу жизнь «Анастасия» в лице Гузь Ольги Анатольевны. Она определяет его так: Экология Души, есть ЧИСТОЕ ЗНАНИЕ ДУШИ! Более развёрнуто звучит так: Истинное Учение о Чистоте Духовного Мышления и Образа Жизни Человека. (7)
Экология сознания – это наука новой эпохи. Наука, посвященная тому, как мыслить так, чтобы формировать гармоничную, счастливую жизнь для себя и вокруг себя. Ибо наше мышление – основа нашей жизни, то, что мы думаем, материализуется. (8)
А христианские идеи спасения разве не экологичны? А что написано в дореволюционной литературе? У Достоевского, например? Исследователи творчества Ф.М. Достоевского находят его ценным именно с точки зрения экологии. Например, Тарасов Б.Н. очень убедительно доказывает, что творчество Фёдора Михайловича очень экологично:
«Роковой и вековечный вопрос о необходимости понятия бессмертия души для прогресса», — заключает Достоевский в результате раздумий о «тайне человека», как бы соединяя проблемы религии и высокой метафизики с ходом эмпирической истории и конкретной деятельностью человека, выделяя в многомерной реальности христианства одно из его, так сказать, практических приложений. «Представьте себе, — замечал он в одном из писем, — что нет Бога и бессмертия души (бессмертие души и Бог — это всё одно, одна и та же идея). Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь всё дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там хоть всё гори. А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне если уж не резать, так прямо не жить на счёт других, в одну свою утробу?»
Например, в статье Ю. Шрейдера «Экология, этика, цивилизация» («Новый мир», 1994, № 11) речь заходит о том, что в атеистическом и рационалистическом варианте развития истории, при восприятии природы не как храма, а как мастерской при господстве относительных, а не абсолютных ценностей невозможна плодотворная экологическая политика, поскольку ближайшая материальная выгода («жизнь в своё пузо») всегда перевесит чисто словесные призывы к жертвенному самоограничению и предотвращению безумного расточительства и порчи природы.
Автор статьи приходит к выводу, что повлиять на экологическое поведение человека способны только абсолютные материальные запреты, укоренённые в христианской идее спасения, когда становятся действенными различение добра и зла, и нравственные обязательства по отношению к природе, как к завещанному Творцом достоянию: «Понимание значимости экологических ценностей в контексте финального спасения мира может помочь найти практически эффективную стратегию экологического поведения. Следование этическим и, соответственно, религиозным ориентирам всегда в конечном итоге оказывается практичнее узкопрактического поведения». (9)
Есть ли кто-нибудь, более убедительно разъяснивший экологическую суть человека, как это сделал Достоевский?
А теперь взгляд автора на российскую литературу с точки зрения экологии:
«Со времён установления Советской Власти, в России огромную роль сыграла именно патриотическая и политическая художественная литература. Яркими представителями этой литературы являются Горький, Маяковский, Островский, Фадеев, Гайдар и многие другие. Их мастерству можно и нужно сейчас учиться, и эта литература, по современным понятиям, является экологической, так как именно она определила в то время коммунистическое развитие страны, идейно и духовно её укрепляла.
Занимаясь с конца 80-х экологическими проектами, автор принимал непосредственное участие в развитии экологической политики, которая с каждым годом всё больше и больше влияет на жизнь не только жителей России, но и, в итоге, жителей всех стран. Понятие «экология» уже давно утратило своё изначальное определение как «наука о состоянии окружающей среды». Теперь под словом «экология» все просто понимают состояние и окружающей среды, и внутреннего мира человека. Так же и в литературе: вся патриотическая и политическая художественная литература, определяющая развитие страны, укрепляющая её идейно и духовно, становится экологической литературой. То есть, вся высоконравственная, духовная, патриотическая литература — это просто литература экологическая. Это именно вся та литература, спасающая и развивающая нашу страну сегодня.
Автору приходилось слышать стихи Пушкина, Гумилёва, Есенина, Маяковского, Рубцова, Рождественского и даже Шекспира и Хайяма в самых далёких таёжных зимовьях от колоритных охотников и лесорубов. Совершенное чудо — слышать от таёжного люда лучшие образцы мировой поэзии. И это чудо лучшим образом показывает, что человек жив, что жива его человечья душа, несмотря на перестройки, реформы, катаклизмы, войны. Не таких ли «чудиков» искал Шукшин в качестве своих героев? Не от таких ли «чудиков» идёт самое мудрое, народное и правильное?
В нашей стране таких мудрецов всегда хватало, но кто их слушает? Вспомним того же Солженицина и его «Письмо вождям Советского Союза» за 1974 год. В котором он точно предсказывал развал СССР и пытался этого не допустить. Пытался спасти страну и систему, которые лично его жестоко наказывали!? Или его предсказание краха Украины ещё в 1995 году. А ведь это тоже экологическая литература. И лучшие образцы экологической литературы представляют все наши классики: и поэты, и писатели.
Экологическая литература подразумевает «экологию души», «экологию сознания», «экологию быта», «экологию политики», «экологию жизни». Занимаясь в «лихие 90-е» экологическим образованием и просвещением населения, экологи стали применять такие термины, как «игровая экология», «цветовая экология», «музыкальная экология», «литературная экология». Игровая экология – это обучение и воспитание с помощью игр. Цветовая экология – это обучение и воспитание с помощью изобразительного искусства. Музыкальная экология – это обучение и воспитание с помощью лучшей музыки и лучших песен. А литературная экология – это обучение и воспитание с помощью сказок, рассказов, повестей, стихотворений. И очень часто эти разные «экологии» соединялись и сочетались, были вместе на одной программе или на одном уроке.
Надеемся, никто не будет спорить, что пришло уже время экологической литературы и литературной экологии. 15 лет культурной вседозволенности чуть было не разрушили нашу страну. А ведь всё это мы уже проходили после 1917 года, когда страна погрузилась в разврат и культурный беспредел, и быстро наполнилась беспризорниками. Но Советская Власть спохватилась и объявила семью ячейкой социалистического общества, любовь – основой семьи, детей – своим коммунистическим будущим, а литературу – четвёртой властью.
Слава Богу, что Россия не развалилась и теперь. Всё-таки вовремя Путин сменил политический курс и страна стала крепнуть и развиваться. Но Украина заигралась в западную демократию и в итоге – крах и возрождение фашизма.
Сверхплотная связь русской литературы с окружением, всемирная история и смысл жизни человека, звон Колокола Хемингуэя, русские народные сказки, экология души и экология сознания, христианские идеи, экологичность творчества Достоевского, история России…
Пришло время вспомнить и возродить всё самое лучшее, всё самое ценное, всё самое красивое, всё самое здоровое и полезное. И именно экологическая литература этому способствует, этому помогает. А наша задача – помогать этой литературной экологии.
ЛИТЕРАТУРА

Читать еще:  Примерный анализ детских работ по рисованию методиста. Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности

Источники:

http://www.chaskor.ru/article/russkie_pisateli_ob_ekologii_34562
http://cyrillitsa.ru/art/6756-russkie-pisateli-ob-ekologii.html
http://www.proza.ru/2015/04/16/142

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector