Экологическая культура структура и содержание. Экологическая культура История развития экологической культуры

Экологическая культура структура и содержание. Экологическая культура История развития экологической культуры

Экологическая культура личности: сущность, структура. Пути формирования экологической культуры личности обучающихся.

Экология — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

Воспитание экологической культуры — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся.

Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы.

Экологическая культура в себя включает:

– систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;

– экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность и т. д.);

– экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).

Экологические знания формируют следующие ключевые идеи:

– биосфера — это целостное явление, в котором компоненты взаимосвязаны;

– в природе присутствует многообразие видов и существует необходимость их охраны;

– зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды;

– природа — фактор нравственно-эстетического развития личности.

Критерии сформированности экологической культуры:

– наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», а также наличие знаний о региональных и глобальных экологических проблемах;

– проявление ответственности за сохранение природного окружения;

– участие в видах деятельности по охране окружающей среды.

Условия воспитания экологической культуры:

– сочетание различных форм, методов и средств;

– повышение экологической культуры самих педагогов и родителей;

– организация практической деятельности по охране природы;

– взаимодействие учреждений образования с субъектами природоохранной деятельности;

– непрерывность экологического образования.

Формы экологического воспитания:

эколого-ориентированные (эколого-психологические тренинги, экологические праздники, дискуссии, игры, тематические недели);

природоохранные формы (субботники, экологические акции, работа «зеленого» и «голубого» патрулей, школьное лесничество, посадки и насаждения, работа над зверинцами);

проектно-исследовательские формы (экологические олимпиады, летние практикумы, создание экопроектов, составление «красной» тетради своей местности);

просветительские формы (информационные часы, слеты, выпуск экологического листка, театрализованные мероприятия);

эколого-краеведческие формы (экскурсии, путешествия, школьный экологический музей, живой уголок).

109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Структура экологической культуры

Лекция 4. Методика формирования экологической культуры у младших школьников.

1. Понятие «экологическая культура», ее структура и уровни развития.

2. Методика ознакомления младших школьников с законодательством РФ об охране природы.

3. Требования к экологической подготовке младших школьников.

4. Критерии, методы и методика изучения сформированности отношений младших школьников к природе.

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 240с.

2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Педагогика и методика начального образования»/ Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.

3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2006. – 496 с.

4. Лободина Н. Экологическое воспитание в начальной школе. М.: Учитель, 2007. – 272с.

1. Одна из важ­нейших задач современной школы — повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. вос­питание у школьников экологической культуры.

С позиции культурологии экологическая культура(возделывание, воспитание, развитие, почитание) — такое «осоз­нанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благопри­ятные условия для жизни и совершенствования человека». Действительно, знания о природе, ее взаимосвязях с обществом, способах сохранения, интерес к ее компонентам, нравственно-эстетические чувства по отношению к ней, позитивная разнообразная деятельность по ее охране (в том числе достойное поведение, ее познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические мотивы) — все это в разной степе­ни присуще всем человеческим поколениям.

Экологическая культура рассматривается некоторыми учены­ми как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Л. П. Симонова-Салеева ха­рактеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как подчиняющего все силы своей деятельности требованиям рацио­нального природопользования, заботящегося об улучшении ок­ружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому в процессе обучения учащиеся долджны овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды.

Являясь неотъемлемым компонентом мировоззрения человека, экологическая культура по своей структуре представля­ет сложное синтетическое образование, все составляющие кото­рого находят отражение в современном образовательном процес­се начальной школы. До сих пор не существует единой точки зрения на многообразие струк­турных компонентов экологической культуры. В частности, Б.Т. Ли­хачев, рассматривает сущность экологической культуры как «орга­ническое единство экологически развитых сознания, эмоциональ­но-практических состояний и научно обоснованной волевой ути­литарно-практической деятельности».

Структура экологической культуры

Экологические знания и умения формируют экологическое сознание.

Экологические убеждения и мировоззрение нередко рассматриваются как
фундаментальная основа экологической культуры.

Система экологических ценностей: человек — органическая часть природы;
уникальность жизни; универсальная ценность природы; согласование потребно­стей человека с экологическими требованиями. Ценностные ориентации эпохи
глобальной экологической опасности формируют экологические запреты: вой­ны, исключение силовых приемов разрешения противоречий; разрушения обме­на между океаном — атмосферой и условий жизни в любом обитаемом участке
биосферы.

Экологическая культура выступает в качестве орга­нической части мировоззрения, которая объединяет духовные основания отношения человека к миру (цели его устремлений, представления о смысле своего существования, принципы деятельности), предполагающие наличие экологического сознания. В работах Г. В. Шейнис, И. В. Кряж и др. эко­логическое сознание — единство знаний о природе и отношения к ней как к ценности (Н.Н.Вересов). Такой подход позволяет выделить реальность не только знания, но и смыслов — ценност­но-смысловой уровень: для того чтобы формируемая у ребенка система понятий стала фактором становления его личностного отношения, она должна включать ценностное содержание пред­мета. В целом же экологические знания детей формируют осоз­нанный характер отношения к живым существам и дают начало экологическому сознанию.

Читать еще:  Мужик шляпу а она ему как раз. «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах

Экологическую культуру можно рассматривать как показатель уровня экологического сознания человека, новый способ соеди­нения его с природой, примирения с ней на основе более глу­бокого ее познания. Происходит осознание человеком своего от­ношения к миру, себя как личности, неотъемлемой части при­роды, своих поступков, желаний, интересов, направлений са­мосовершенствования, что составляет суть экологического само­сознания, аспекта сознания, входящего в экологическую культу­ру личности.

Вместе с тем экологическое сознание отражает взаимоотно­шения человека с действительностью и складывается под влия­нием общественного экологического сознания — духовно-прак­тического компонента общественной экологической культуры, имеющего свои особенности для каждой исторической эпохи.

Внешним выражением экологического сознания являются: 1) эко­логические взгляды — суждения человека, касающиеся отноше­ний с природой, его понимание экологических связей человече­ства и среды, определенная точка зрения на сущность важней­ших явлений действительности;

2) экологические потребности, являющиеся фундаментом для построения системы требований к окружающему;

3) экологические ориентации — направленность че­ловека на определенные ценности, определяющие мотивацию его поведения;

4) их действенное выражение — целеполагание в дея­тельности.

По мнению Н. М. Мамедова, могут быть обозначены основные группы ценностных установок человека по отношению к природе,которые в отдельные периоды истории человечества доминирова­ли в общественном сознании, но полностью не исключали друг друга:

1) прагматическая, противопоставляющая человека при­роде, присутствовала в общественном сознании со времен поздней Античности, хотя стала ведущей с Нового времени благодаря идео­логии христианства и становлению капиталистической формации. Ее основной постулат: природа — средство для достижения соци­ального благополучия. Преобладание утилитарного отношения к природе до сих пор фиксируется у 43 % дошкольников, у 48 % второклассников, у 62 % учащихся четвертых классов;

2) более древняя — романтизация, анимизация природы. Обе группы ха­рактеризуются внешней позицией человека по отношению к при­роде, обусловливающей преобладание у большинства в отноше­нии с ней антропоцентричности — антропоцентрического эколо­гического сознания,характеризующегося тем, что: а) в системе «природа — человек» последний представляет наивысшую цен­ность, поэтому все остальное играет вторичную роль, напрямую связанную со значимостью для его жизнедеятельности; б) карти­на мира иерархична: верхнюю позицию в пирамиде занимает че­ловек, ниже в порядке убывания располагаются вещи, созданные им и для него, объекты природы, место которых в данной иерар­хии определяется пользой для человека; в) «прагматический им­ператив» выступает как мерило взаимодействия человека с при­родой, т.е. правильным и допустимым является то, что полезно именно ему или обществу в целом; г) природоохранная деятель­ность продиктована дальнейшим прагматизмом — необходимо­стью сохранять природную среду для пользования будущих поко­лений (С.Д. Дерябо, в.а. ясвин).

Современное же стремление видеть в окружающем ценность культуры, связанное с пониманием коэволюции природы и об­щества, привело к изменению позиции — снятию противопос­тавления двух полноправных субъектов — природы и общества, включению человека в сферу ее взаимодействий, рассмотрению природной среды как продолжения культуры. Это и обусловило постепенное изменение антропоцентрического сознания в отно­шениях «человек — природа» в сторону их экологизации в ис­конном смысле данного слова — становления эксцентрического экологического сознания:1) гармоничное развитие человека и при­роды как высшая ценность в системе их отношений: природа изначально рассматривается как самоценность, имеющая право на существование вне зависимости от оценки со стороны при­носимой ею пользы (вреда, бесполезности); люди — как члены природного сообщества; 2) отказ от иерархичной картины мира: человек не признается царем природы с правом привилегий толь­ко из-за наличия разума; напротив, разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей сре­де, т.е. исчезает противопоставление природного и социального миров; 3) «экологический императив» — своего рода определи­тель характера взаимоотношений человека с природой: правиль­ным и разрешаемым считается все, что не нарушает существую­щего в мире экологического равновесия; 4) природоохранная деятельность вызвана необходимостью сохранения природы ради ее самой. Именно отказ от непосредственного наивного антро­поцентризма и переход к биосфероцентрической системе взгля­дов являются одним из ключевых признаков экологической куль­туры..

С психолого-педагогической точки зрения важнейшее значе­ние имеет определение типа отношений ребенка к природе, по­скольку в нем зафиксированы главные характеристики такого рода отношений, дающие ключ к построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности. В последние годы прове­дены исследования, в которых рассматриваются определенные ас­пекты формирования у детей отношения к природе:

1) характер восприятия школьниками природных объектов, воз­можность их влияния на личность при восприятии как субъектов, динамика субъективного отношения к природе в онтогенезе;

2) формирование ответственного отношения к среде, носящего социальный и одновременно индивидуальный характер (И.Д.Зве­рев); форма принятия системы ответственной зависимости человека и природы — связывается с
такими качествами школьника, как целеустремленность, собран­ность, умение мобилизовывать свои возможности, самоконтроль, предвидение ближайших и отдаленных последствий своих действий в природе, критическое отношение к себе и другим;

3) переориентировка процесса экологического образования с начальной негативной позиции на деятельностный (уметь найти способ устранения причины): при построении системы на ознакомлении детей с отрицательным опытом не учитываются эмоциональная восприимчивость, подражательность, непосредственность пове­дения младших школьников; данная модель не определяет реали­зацию нравственной нормы (знать — еще не иметь представление о правильных нормах), поэтому многие выпускники начальной школы теряются при просьбе оказать помощь, проявить заботу, внимание к природному объекту, т.е. не совершают негативных поступков, но и не видят необходимости помочь (Н. Ф. Виноградова);

развитие представлений о живой природе у дошкольников в основном в процессе их непосредственного контакта с объекта­ми, через «живое» общение (М.Ю.Попова): формирование гуманно-ценностного отношения к объектам природы как к живым существам, развитию познава­тельного, эмоционально-действенного компонентов, составляю­щих основу экологического образования.

Читать еще:  Кому на руси жить хорошо анализ савелия. Образ и характеристика савелия в поэме кому на руси жить хорошо

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

В настоящее время, когда так остро стоит вопрос о защите окружающей среды, связанный с экологическими проблемами, все чаще встречаются идеи об изменении экологической культуры современного общества и его членов.

Экокультура, или экологическая культура, — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая в себя систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Следовательно, можно сказать, что экологическая культура есть процесс жизнедеятельности, нормы и ценности общества, связанные с отношением к окружающей среде. В связи с этим становится ясно, почему экологической культуре сегодня уделяется особое внимание. Действительно, изменить отношение к окружающей среде можно, лишь изменив мировоззрение, ценности человека, его отношение, казалось бы, к простым повседневным вещам.

Экологическая культура общества представляет собой систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности.

В содержании экологических отношений выделяют два структурных элемента:

  • ? социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и
  • ? реально-практические отношения, которые включают, во- первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, во-вторых, отношения в материально-нроизводственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества и, в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа.

Экологическое сознание — сознание в отношении окружающей среды — охватывает наши представления, способы поведения, сферу деятельности, желания и ожидания, которые касаются окружающей природной среды. Иметь экологическое сознание — значит осознавать ограниченность природы, интегральной частью которой является человек; необходимость отказа от доминирования человека над природой и необходимость установления динамического равновесия между природными системами и обществом; глобальный характер экологического кризиса и необходимость его решения; необходимость глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни. Следовательно, для того чтобы справиться с экологическими проблемами, общество должно решить важную задачу — сформировать экологическое сознание у населения. Она включает в себя целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологическая этика, психология, правосознание.

Экологическое научное сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигается системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а также такие современные концепции и теории, как синергетика, теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского, учение о феномене человека Т. де Шардена. Именно экологическое научное сознание необходимо сделать базой для проведения экологической политики и практики.

Большое значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики, основанной на экологическом гуманизме, чувстве личной ответственности за состояние природной среды, которое возникает только при возрастании нравственного уровня человека.

Важным компонентом экологического сознания является и экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить таким образом: любовь к природе, ко всему живому как черта характера или, как говорил Э. Фромм, суть экологической психологии — биофилия, под которой он подразумевал «стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или с о ц и а л ь и о й гру 11 и ы ».

В экологическое сознание следует включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подтверждаться действенными юридическими мерами.

Основными свойствами или признаками экологического сознания являются: социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями; оносредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы; саморефлексивность; внутренний диалогизм и др.

Выделяют такие типы экологического сознания, как антропоцентрическое и экоцентрическое.

Признаки антропоцентрического экологического сознания-.

  • ? высшую ценность представляет человек;
  • ? иерархическая картина мира;
  • ? целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей;
  • ? прагматический императив: правильно то, что полезно человеку;
  • ? природа воспринимается как объект человеческой деятельности;
  • ? этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы;
  • ? развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека;
  • ? деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Экоцентрическое экологическое сознание это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеиолагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования неирагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил. Признаки экоцентрического экологического сознания:

  • ? высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы;
  • ? отказ от иерархической картины мира;
  • ? целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества;
  • ? экологический императив: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие;
  • ? природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком;
  • ? этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой;
  • ? развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства;
  • ? деятельность но охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей.

Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды. Понятием «экологическая деятельность» охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практической и теоретической сферах, в той или иной степени относящиеся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды.

Читать еще:  Робин гуд и его помощник. Откуда же происходит романтическая версия легенды? Исторический прототип Робин Гуда

Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная область человеческой деятельности, а с другой — та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения человека. Совершенно ясно, что человек занимался экологической деятельностью с самого своего возникновения на Земле. Она последовательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому тину экологической культуры и всем ее подсистемам, и прежде всего современному уровню экологического мышления.

В практическом плане экологическая деятельность — это производственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, г.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять па производственную деятельность, предвидя ее возможные негативные последствия.

С защитными нормами экологической деятельности тесно связаны более общие правила экологического поведения, которые согласно новому типу экологической культуры должны пунктуально соответствовать гуманиетической этике.

Все большее значение в последнее время в области экологической деятельности приобретает разработка ее теоретических основ. В сфере этой теоретической экологической деятельности в современных условиях одинаково высокие требования предъявляются как к общей концепции природопользования, так и к системе знаний но прикладным его дисциплинам, а также к их внедрению в практику. В социальном отношении неоценима значимость массовой общественной деятельности, направленной на защиту и воспроизводство природных ресурсов.

Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса воспитания и образования экологической культуры личности. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные составляющие образуют единое содержание процесса становления нового экологического мышления. В настоящее время уровень экологического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков. Однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в массовом сознании экологический стиль мышления уверенно закрепился и уже сегодня стал его органичной составляющей. Кризисное состояние среды, нередкие экологические катастрофы многому научили людей. Сейчас уже трудно встретить человека, придерживающегося принципа «покорения» природы, гораздо чаще можно слышать убежденность: «Природа знает лучше».

Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфера истощена многовековой эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно так же, как и за самого себя.

Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поколений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократичным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентированных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес.

Важной составляющей нового типа мышления является его обращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижений научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.

В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельства, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного восприятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Мы еще слишком часто ограничиваемся локальными успехами природоохранной практики, бываем удовлетворены не более чем сносным экологическим благополучием.

Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема «человек — общество — природа» уже но самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но даже исходная постановка невозможны без развитого и зрелого мировоззрения.

Без высокого уровня мировоззрения нельзя прийти и к столь важному для экологии эмоциональному восприятию окружающего мира — мироощущению, ядром которого было бы чувственное ощущение единства Универсума и исходящего отсюда единства человека и природы.

Основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются:

  • ? системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения;
  • ? обязательность необходимой экологической подготовки руководящих и научных работников, специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов, ведущих эколого-просветительскую деятельность; включение в перечень обязательных требований экологической аттестации руководителей и специалистов лицензируемых видов деятельности, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье людей;
  • ? согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;
  • ? государственная поддержка, экономическое стимулирование конкретной деятельности но развитию экологической культуры в Российской Федерации, направленная на решение задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию;
  • ? международное сотрудничество в сфере экологической культуры.

Для поддержания нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах в широком понимании данного научного термина. Прежде всего это научные и управленческие учреждения и предприятия экологического профиля. Далее, эго социальные институты, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, которые тем не менее оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых — средства массовой информации, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания, исполнение просветительной функции, являющейся важнейшим фактором формирования экологической культуры в целом. Социальные институты, в той или иной мере занятые проблемой взаимодействия общества и природы, — тот механизм, который поддерживает и развивает экологическую культуру общества.

Источники:

http://studopedia.ru/14_54587_ekologicheskaya-kultura-lichnosti-sushchnost-struktura-puti-formirovaniya-ekologicheskoy-kulturi-lichnosti-obuchayushchihsya.html
http://lektsii.org/12-87904.html
http://bstudy.net/657553/estestvoznanie/formirovanie_ekologicheskoy_kultury

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии