Экологическая культура человека: характерные признаки и воспитание. Экологическая культура – что это
Экологическая культура личности: сущность, структура. Пути формирования экологической культуры личности обучающихся.
Экология — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.
Воспитание экологической культуры — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.
Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся.
Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы.
Экологическая культура в себя включает:
– систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;
– экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность и т. д.);
– экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).
Экологические знания формируют следующие ключевые идеи:
– биосфера — это целостное явление, в котором компоненты взаимосвязаны;
– в природе присутствует многообразие видов и существует необходимость их охраны;
– зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды;
– природа — фактор нравственно-эстетического развития личности.
Критерии сформированности экологической культуры:
– наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», а также наличие знаний о региональных и глобальных экологических проблемах;
– проявление ответственности за сохранение природного окружения;
– участие в видах деятельности по охране окружающей среды.
Условия воспитания экологической культуры:
– сочетание различных форм, методов и средств;
– повышение экологической культуры самих педагогов и родителей;
– организация практической деятельности по охране природы;
– взаимодействие учреждений образования с субъектами природоохранной деятельности;
– непрерывность экологического образования.
Формы экологического воспитания:
– эколого-ориентированные (эколого-психологические тренинги, экологические праздники, дискуссии, игры, тематические недели);
– природоохранные формы (субботники, экологические акции, работа «зеленого» и «голубого» патрулей, школьное лесничество, посадки и насаждения, работа над зверинцами);
– проектно-исследовательские формы (экологические олимпиады, летние практикумы, создание экопроектов, составление «красной» тетради своей местности);
– просветительские формы (информационные часы, слеты, выпуск экологического листка, театрализованные мероприятия);
– эколого-краеведческие формы (экскурсии, путешествия, школьный экологический музей, живой уголок).
109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА: ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ВОСПИТАНИЕ
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.
Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов.
Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.
Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер или уровней.
Первая сфера – одежда – первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.
Вторая сфера – дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера и размера.
Третья сфера – окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.
Четвертая сфера – производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.
Пятая сфера – город, поселение. В отношении к городу как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом: не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.
Шестая сфера – страна. Это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.
Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.
1
Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.
Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые, соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную» среду. На протяжении всей истории он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.
Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества в целом и человека в частности следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.
1
Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная –– одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».
Экологический подход привел к вычислению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной, среды, созданной человечеством на протяжении его истории.
Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Вера Солдаткина
Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»
Понятие экологической культуры детей дошкольного возраста
Актуальность: Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).
Словарная работа: Экология, природа, дети, окружающий мир, взаимоотношения.
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В детском саду закладываются основы экологической культуры в совместной деятельности педагога и ребенка.
У детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-ные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.
Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:
– потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;
– эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков
способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.
В процессе развития основ экологической культуры у дошкольников можно условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности: к себе; к другому; к природе.
Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются:
* интерес к природе и проблемам ее охраны;
* знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
* нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
* экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
* мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности):
– усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
– наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;
– проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.
Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели сформированности основ экологической культуры:
* проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни
людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
* с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
* эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. д.);
* старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др. ;
* проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
* пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Таким образом, изучив понятие экологической культуры определено, что экологическая культура это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.). Экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека.
Таким образом, у детей дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
1. Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева// Юный натуралист. – 2012. – №1. – С. 30-32.
2. Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие/ Т. Л. Богина – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина – М.: Культура: Акад. проект, 2014.- 238 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2013.- 426 с.
5. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения: метод. пособие / В. П. Вавилова. – Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014. – 131 с.
6. Вербицкий, А. А. Принципы и цели непрерывного экологического образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2014. -№1.- С. 207-210.
Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с.
Фотоотчет об участии в республиканской конференции для детей дошкольного возраста «Экологическая азбука» В июне на электронную почту детского сада пришло письмо с РУО Кабанского района с предложением принять участие в республиканской конференции.
Музыкально-экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Одуванчику» Цель: формирование экологической культуры дошкольников. Задачи: Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать.
Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Презентация «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным.
Физическая культура как средство формирования жизнестойкости у детей дошкольного возраста Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие человека. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению.
Экологическая игра «Дорожка к лесному порожку» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель: формирование начальных экологических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи общие: Образовательная: знакомить детей с.
Экологическая квест-игра для детей среднего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Экологическая квест – игра для детей среднего возраста «Зимушка-зима» Подготовила: воспитатель МБДОУ №41 г. Мурманск Аливердиева Р. Т..
Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста по произведениям А. С. Пушкина Пушкин -Эх, славно нынче покатался Морозец дивный и снежок Писать вечор я собирался, Коль, муза залетит на огонек. Надеюсь что мой труд.
Экологическая викторина с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы» Цель: формирование экологических знаний, нравственно.
Источники:
http://studopedia.ru/14_54587_ekologicheskaya-kultura-lichnosti-sushchnost-struktura-puti-formirovaniya-ekologicheskoy-kulturi-lichnosti-obuchayushchihsya.html
http://bukvi.ru/pravo/ekologia/ekologicheskaya-kultura-cheloveka-xarakternye-priznaki-i-vospitanie.html
http://www.maam.ru/detskijsad/ponjatie-yekologicheskoi-kultury-detei-doshkolnogo-vozrasta.html