“дворянское гнездо”. История глубоко личная и трагическая, главные герои романа “дворянское гнездо” Дворянское гнездо главные герои список

“дворянское гнездо”. История глубоко личная и трагическая, главные герои романа “дворянское гнездо” Дворянское гнездо главные герои список

Сюжет и главные герои в романе И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”

В данной работе мы можем познакомиться с сюжетом и главными героями романа И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Дворянское гнездо» Сюжет и главные герои Выполнили : Хиневич Ольга и Ковалева Елена, ученицы 10 «б». МБОУ гимназия 1 г. Хабаровска

Действие романа происходит в 1842 г. Дворянская семья Калитиных живет в губернском городе О. Семья Калитиных состоит из матери семейства Марьи Дмитриевны, ее дочерей Лизы и Леночки. За 19-летней Лизой ухаживает успешный молодой чиновник Паншин. Однажды Калитины узнают о возвращении в Россию своего родственника, господина Лаврецкого. Несколько лет назад Лаврецкий расстался с женой Варварой, узнав о ее изменах. Разочарованный в женщинах Лаврецкий теряет надежду на счастье. Прожив несколько лет за границей, он наконец приезжает в свое имение в России и часто посещает Калитиных. Вскоре Лаврецкий влюбляется в Лизу. Калитину. Девушка отвечает ему взаимностью. Внезапно Лаврецкий узнает из журнала о смерти своей жены Варвары. Он понимает, что, став вдовцом, может жениться на Лизе. У него появляется надежда на счастье. Лиза отказывает Паншину, который сделал ей предложение, так как она любит Лаврецкого. Внезапно к Лаврецкому из-за границы возвращается его жена Варвара Павловна с дочерью. Варвара якобы глубоко раскаивается и надеется на прощение мужа. Лаврецкий и Лиза понимают, что не смогут пожениться и что их счастье разрушено. Лаврецкий вынужденно живет с женой и дочерью, создавая видимость семьи (разводы тогдп были почти невозможны). Вскоре ветреная Варвара Павловна снова уезжает в Париж, где ведет бурную светскую жизнь в кругу поклонников. На этот раз Лаврецкий откупается от нее деньгами так, чтобы та снова не появилась в его жизни. Потеряв надежду на счастье с Лаврецким, Лиза уходит в монастырь. Сам Лаврецкий живет в своем имении, где серьезно занимается хозяйством. Спустя 8 лет он посещает монастырь, где находится Лиза. Лаврецкий видит ее, но девушка делает вид, что не замечает его. Лаврецкий уезжает.

Тургенев знакомит читателя с основными действующими лицами “Дворянского гнезда” и подробно описывает обитателей и гостей дома Марьи Дмитриевны Калитиной, вдовы губернского прокурора, живущей в городе О. с двумя дочерьми, старшей из которых, Лизе, девятнадцать лет. Чаще других у Марьи Дмитриевны бывает петербургский чиновник Владимир Николаевич Паншин, попавший в провинциальный город по казённой надобности. Паншин молод, ловок, с невероятной быстротой движется по служебной лестнице, при этом он неплохо поёт, рисует и ухаживает за Лизой Калитиной

Главный герой романа Федор Иванович Лаврецкий имеет много сходных черт с самим Тургеневым. Он честен, искренне любит родину, ищет рациональное применение своим способностям. Воспитанный властолюбивой и жестокой теткой, а затем по своеобразной «спартанской системе» отца, он приобрел богатырское здоровье и суровый вид, но добрый и застенчивый характер. Лаврецкому сложно общаться. Пробелы в своем воспитании и образовании он чувствует и сам, поэтому стремится их исправить. Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупого увальня, богатством которого легко завладеть. Искренность и чистота первого настоящего чувства героя разбиваются о предательство жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.

Характер Лизы формировался под влиянием няни из староверов. Девушка с детских лет трепетно относилась к религии, «образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу». Однако Лиза ведет себя слишком независимо и открыто для своего времени. В девятнадцатом веке девицы, стремившиеся удачно выйти замуж, были гораздо покладистее тургеневской героини. Кульминацией романа является спор Лаврецкого с Паншиным о народе и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза понимает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.

В ряду «тургеневских девушек» образ Лизы Калитиной – один из самых ярких и поэтичных. Ее решение уйти в монахини основывается не только на религиозности. Лиза не может жить вразрез со своими нравственными принципами. В сложившейся ситуации для женщины ее круга и духовного развития просто не существовало другого выхода. Лиза жертвует личным счастьем и счастьем любимого человека, поскольку не может поступать «неправильно». За Лизой ухаживает молодой человек, столичный чиновник с прекрасным будущим. Мать Лизы была бы рада отдать ее замуж за него, она считает это прекрасной партией для Лизы. Но Лиза не может любить его, она чувствует фальшь в его отношении к ней, Паншин – человек поверхностный, он ценит в людях внешний блеск, а не глубину чувств.

Есть в романе и представители народа. В отличие от господ, крепостные и бедные люди изображены Тургеневым с сочувствием и симпатией. Загубленные судьбы Малаши и Агафьи, так и не раскрывшийся из-за бедности талант Лемма, множество других жертв барского произвола доказывают, что история «дворянских гнезд» далеко не идеальна. И главной причиной происходящего социального распада писатель считает крепостное право, которое развращает одних и низводит до уровня бессловесной твари других, но калечит всех.

Образ и характеристика Лаврецкого в романе “Дворянское гнездо” Тургенева: описание в цитатах

Господин Лаврецкий является одним из центральных персонажей романа “Дворянское гнездо” Тургенева.

Образ и характеристика Лаврецкого в романе “Дворянское гнездо” Тургенева: описание в цитатах

Полное имя героя – Федор Иванович Лаврецкий:
“. Лаврецкий Федор Иваныч приехал.” Лаврецкий – потомственный дворянин, богатый помещик:
“Федор Иванович Лаврецкий (мы должны попросить у читателя позволение перервать на время нить нашего рассказа) происходил от старинного дворянского племени.” “. Варваре Павловне хорошо было известно, что жених ее богат. “ “. помещику, богатому, в двадцать шесть лет брать уроки, как школьнику?” (о молодом Лаврецком) Лаврецкий является внучатым племянником другой героини романа – Марьи Дмитриевны Калитиной (матери Лизы):
“. проговорила Марья Дмитриевна. – По‑родственному, ведь он мне, Сергей Петрович, вы знаете, внучатный племянник.” Возраст Лаврецкого – 35 лет (когда он влюбляется в Лизу Калитину). Лаврецкий родился 20 августа 1807 года:
“Неужели, – подумал он, – мне в тридцать пять лет нечего другого делать, как опять отдать свою душу в руки женщины?” “Добрый помещик поздравлял Ивана Петровича с рождением сына, явившегося на свет в селе Покровском 20 августа 1807 года и нареченного Федором в честь святого мученика Феодора Стратилата.” Мать Лаврецкого, Маланья, была простой крестьянкой, а отец – потомственным дворянином:
“Случилось так, что в числе горничных Анны Павловны находилась одна очень хорошенькая девушка, с ясными кроткими глазками и тонкими чертами лица, по имени Маланья, умница и скромница. Она с первого разу приглянулась Ивану Петровичу; и он полюбил ее. ” (о родителях Лаврецкого) О внешности 35-летнего Лаврецкого известно следующее:
“. входил какой‑то незнакомый ему господин, в сером пальто и широкой соломенной шляпе.” “Лаврецкий действительно не походил на жертву рока. От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате, и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как‑то слишком ровно.” “. а ты, Федюша, дай мне руку. О! да какая же она у тебя толстая!” О внешности молодого Лаврецкого известно следующее:
“Здоровый, краснощекий, уже с заросшей бородой, молчаливый, он производил странное впечатление на своих товарищей; они не подозревали того, что в этом суровом муже, аккуратно приезжавшем на лекции в широких деревенских санях парой, таился чуть не ребенок.” (Лаврецкий в возрасте 23 лет) “Странно было видеть его могучую, широкоплечую фигуру, вечно согнутую над письменным столом, его полное, волосатое, румяное лицо, до половины закрытое листами словаря или тетради.” (Лаврецкий в возрасте около 26 лет)

Читать еще:  Кого из битвы экстрасенсов нет в живых. Как жила погибшая звезда "битвы экстрасенсов"

Лаврецкий – добрый человек:
“Вы такие добрые, – начала она и в то же время подумала: «Да, он, точно, добрый…». “ “. он очень постарел, но, мне кажется, он все такой же добрый.” “. я знаю, сердце у вас добрейшее.” (Марья Дмитриевна о Лаврецком) Лаврецкий – хороший человек, по мнению Марфы Тимофеевны:
“Ну, я не спорю, он хороший человек, не кусается; да ведь что ж такое?” Лаврецкий кажется немного грубым, но при этом у него мягкое сердце:
“Да, да, понимаю, – промолвила Марья Дмитриевна. – Он только с виду немного груб, а сердце у него мягкое.” Сам себя Лаврецкий называет “топорным человеком”, вероятно, имея в виду свою внешнюю грубость:
“. повторил Лаврецкий. – Я топорный человек, а чувствую, что все должны вас любить.” Лаврецкий – прекрасный и умный человек, по мнению Лизы Калитиной:
“. но Лиза, рассказывая Паншину свою вчерашнюю поездку, отозвалась о Лаврецком как о прекрасном и умном человеке. “ Лаврецкий – “байбак”, то есть неповоротливый, ленивый человек, по мнению его приятеля Михалевича:
“. ты не скептик, не разочарованный, не вольтериянец, ты – байбак, и ты злостный байбак, байбак с сознаньем, не наивный байбак. . а ты мыслящий человек – и лежишь; ты мог бы что‑нибудь делать – ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом кверху и говоришь: так оно и следует, лежать‑то, потому что все, что люди ни делают, – все вздор и ни к чему не ведущая чепуха.” (Михалевич о Лаврецком) “. при его наклонности к упрямству, созерцанию и лени…” По мнению Паншина, Лаврецкий – прекрасный человек, но несимпатичеый, озлобленный и несколько смешной:
“. решив про себя, что Лаврецкий, может быть, и прекрасный человек, но несимпатичный, «aigri»* и «en somme»** несколько смешной.”
(*озлобленный (фр.)), **в конце концов (фр.))
Лаврецкий – человек со здравым и ясным умом, хотя и несколько тяжелым:
“При его уме, ясном и здравом, но несколько тяжелом. “ Лаврецкий страстно любит музыку:
“Хотя, по милости отца, он ни на каком инструменте не играл, однако страстно любил музыку, музыку дельную, классическую.” Лаврецкий считает, что получил безобразное воспитание по вине отца, который пытался сделать из него спартанца:
“«Я из него хочу сделать человека прежде всего, un homme*,– сказал он Глафире Петровне, – и не только человека, но спартанца».” (*un homme – мужчину) “. музыку, как занятие недостойное мужчины, изгнали навсегда; естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло, по совету Жан‑Жака Руссо, и геральдика, для поддержания рыцарских чувств, – вот чем должен был заниматься будущий «человек»; его будили в четыре часа утра, тотчас окачивали холодной водой и заставляли бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по одному блюду; ездил верхом, стрелял из арбалета; при всяком удобном случае упражнялся, по примеру родителя, в твердости воли. “ (о воспитании Лаврецкого) “Вы и понять не можете всего того, что молодой, неискушенный, безобразно воспитанный мальчик может принять за любовь. ” (Лаврецкий о себе) В молодости Лаврецкий несколько лет учится в Университете на физико-математическом отделении, но бросает учебу из-за женитьбы:
“. он надел, не смущаясь, студентский мундир. Он поступил в физико‑математическое отделение.” В 26 лет Лаврецкий женится на юной красавице Варваре Павловне Коробьиной:
“Итак, предложение его было принято, но с некоторыми условиями. Во‑первых, Лаврецкий должен был немедленно оставить университет: кто же выходит за студента, да и что за странная мысль – помещику, богатому, в двадцать шесть лет брать уроки, как школьнику?” Жена Лаврецкого ведет бурную светскую жизнь и встречается с другими мужчинами за спиной у мужа. Узнав об изменах, Лаврецкий расстается с женой. Вскоре после этого у Варвары рождается дочь Ада:
“Она порадовала его рождением сына, но бедный мальчик жил недолго; он умер весной, а летом, по совету врачей, Лаврецкий повез жену за границу, на воды.” “. поехали в Париж. В Париже Варвара Павловна расцвела, как роза. “ “Потом он узнал, что у него родилась дочь. “ После разрыва с женой Лаврецкий больше не верит в счастье. Он разочарован в жизни и женщинах. Прожив несколько лет за границей, 35-летний Лаврецкий приезжает в Россию в свое имение. Он часто бывает у своих дальних родственников Калитиных. Здесь он влюбляется в юную красавицу Лизу Калитину. Девушка отвечает ему взаимностью:
“. он окончательно в тот же день убедился в том, что полюбил ее.” “Я… я… я люблю вас, – произнес он с невольным ужасом.” Однажды в журнале Лаврецкий видит объявление о смерти жены Варвары. Он понимает, что, будучи вдовцом, он может жениться на Лизе. Так у Лаврецкого появляется надежда на счастье, на возможный брак с Лизой. Однако планы влюбленных рушатся, когда внезапно из-за границы приезжает жена Лаврецкого, Варвара, вместе с дочерью (вести о ее смерти оказываются ложью).

Лаврецкий понимает, что его надежда на счастье с Лизой разрушена. Он не может жениться на ней, будучи женатым человеком (развод в то время был почти невозможен):
“Приехала. Она теперь у меня, а я… я несчастный человек.” “На второй день к вечеру прибыли они в Лаврики; неделю спустя Лаврецкий отправился в Москву, оставив жене тысяч пять на прожиток. “ Вскоре, заскучав в деревне, ветреная Варвара Павловна снова уезжает – сначала в Петербург, а затем в Париж. Там она ведет бурную светскую жизнь в обществе многочисленных поклонников. На этот раз Лаврецкий откупается от нее деньгами так, чтобы та снова не вернулась к нему:
“Что касается до нее, то она по прежнему постоянно живет в Париже: Федор Иваныч дал ей на себя вексель и откупился от нее, от возможности вторичного неожиданного наезда.” Тем временем Лиза, потеряв надежду на счастье с Лаврецким, уходит в монастырь. Так проходит 8 лет. В эти годы в душе несчастного Лаврецкого наступает перелом. Он перестает думать о собственном счастье, “утихает и стареет душой”. Он становится хорошим хозяином и занимается улучшением жизни крестьян. Вероятно, таким образом проходит вся дальнейшая жизнь Лаврецкого:
“В течение этих восьми лет совершился наконец перелом в его жизни, тот перелом, которого многие не испытывают, но без которого нельзя остаться порядочным человеком до конца; он действительно перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях. Он утих и – к чему таить правду? – постарел не одним лицом и телом, постарел душою. “ “Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян.” Спустя 8 лет разлуки Лаврецкий едет в монастырь, где живет Лиза. Он видит возлюбленную среди монахинь. Лиза тоже замечает Лаврецкого, но не подает виду. После этого герои, вероятно, больше не встречаются:
“Говорят, Лаврецкий посетил тот отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза, – увидел ее. Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо‑смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть‑чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу.”
Это был цитатный образ и характеристика Лаврецкого в романе “Дворянское гнездо” Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

Читать еще:  Кто сказал фразу лучше поздно чем никогда. Лучше поздно, чем никогда или раскрой себя и лучше пораньше

“Дворянское гнездо” – краткое содержание романа И.С. Тургенева

История создания

«Дворянское гнездо» задумывалось еще в начале 1856 года, но тяжелый этап в личной жизни и состояние здоровья помешали планам писателя. Летом этого же года И. Тургенев уехал из России и провел за границей около двух лет. Фактически именно тогда начался разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо, который вылился в чувство одиночества и неприкаянности. Писатель переживал возрастной перелом, ощущаемый им как приближение старости, и страдал от невозможности создать семью, что отразилось на его здоровье и творческом бессилии.

В этот период происходили значительные события в общественной жизни России, и хотя действие в «Дворянском гнезде» относится к 1842 году, т. е. к другой эпохе, обсуждения И. Тургеневым этих проблем в переписке и лично со своими друзьями и писателями отразились в событиях, описанных в романе. К ним относятся:

  1. Смерть Николая I.
  2. Потрясение от поражения в Крымской войне.
  3. Необходимость многих реформ и главное — отмены крепостного права.
  4. Возрастающая роль в общественной жизни дворянской интеллигенции.

Первые планы и заметки по роману не дошли до нашего времени и не известно, каким задумывалось произведение изначально.

Вплотную автор занялся написанием «Дворянского гнезда» только в июне 1858 года, по возвращении в Россию. Сначала были проведены чтения романа в узком кругу, а широкой публике он стал доступен после выхода в журнале «Современник» в 1859 году.

Пересказ сюжета

На титульном листе первого издания книги значилось слово «повесть», как сам автор обозначил жанр, но в этом произведении судьбы отдельных людей так тесно переплетены с социальной и национальной жизнью, что его относят к социально-философским романам.

Действующие лица

Главные герои «Дворянского гнезда» 35-летний богатый помещик Федор Иванович Лаврецкий и 19-летняя молодая дворянка Елизавета Михайловна Калитина. Лаврецкий честный и порядочный мужчина, который больше всего хотел личного счастью с любимой женщиной. Лиза — не очень образованная провинциалка, но ее чистая и добрая натура очень привлекательна для окружающих. Девушка ставит долг превыше любых чувств и устремлений. Другие персонажи:

  1. Варвара Павловна — жена Лаврецкого.
  2. Марья Дмитриевна Калитина — мать Лизы.
  3. Марфа Тимофеевна Пестова — двоюродная бабушка Лизы по матери.
  4. Сергей Петрович Гедеоновский — служит статским советником и часто бывает у Калитиных.
  5. Владимир Николаевич Паншин — перспективный чиновник, привлекательный внешне молодой человек, который оказывает знаки внимания Лизе.
  6. Христофор Федорович Лемм — старый немец, служит у Калитиных учителем музыки.

Большую роль в судьбе Лизы сыграла няня Агафья, привившая ей религиозность и веру в мистицизм. Паншин, при всей своей внешней привлекательности и талантах, человек эгоистичный и себе на уме. Получив отказ от Лизы, он тут же переключается на Варвару Павловну.

Интересен образ старого учителя музыки. У Лемма сложилась трудная судьба, он рано лишился родителей и долго скитался, а его талант композитора не получил признания. Но этот, внешне страшноватый человек, отличается добротой и тонко чувствует прекрасное.

Краткое содержание

События романа происходят в губернском городе О., где проживает семья Калитиных. Мать семейства — вдова дворянского происхождения, вместе с ней проживает ее тетка и дочери Лиза и Лена. В дом Калитиных вхож молодой чиновник Пашнин, который ухаживает за Лизой. Это блестящий молодой человек, прибывший в О. по службе. Он сам пишет и исполняет романсы, которые нравятся обществу, но не признаются старым учителем музыки Леммом. Тот находит его творчество странным и фальшивым.

Однажды друг семьи Гедеонский сообщает, что на родину из-за неприятностей с женой вернулся Федор Лаврецкий, дальний родственник Калитиных. Измены Варвары привели к тому, что мужчина чувствует себя несчастным и не доверяет женщинам. Как-то, провожая после урока Лемма, Лиза встречает у ворот статного мужчину, оказавшегося Лаврецким. Марья Дмитриевна рада его видеть и приглашает бывать у Калитиных чаще. Пашнин признается Лизе в любви и просит выйти за него замуж, она обещает подумать.

Федор обосновывается в своем поместье Васильевское, потому что в Лавриках он жил с Варварой и все там напоминает об утерянном счастье. Общаясь с Лизой, мужчина все больше впечатляется ее внутренней чистотой и влюбляется в девушку. Когда молодые люди объясняются, Лиза признается, что испытывает ответные чувства. Но Лаврецкий женат и она со своими убеждениями о долге не верит в счастливое будущее для них. Надежда появляется, когда Федору в журнале попалась заметка о смерти его жены, а Лиза не приняла предложение Паншина. Будучи вдовцом, мужчина мог бы жениться на возлюбленной.

Внезапно из-за границы возвращается Варвара с дочерью и убеждает Лаврецкого, что поняла свои ошибки и изменилась. Она надеется на прощение мужа. Влюбленные понимают, что теперь не будет у них совместной жизни. Лаврецкий обещает Варваре создавать видимость семьи, а жена за это должна жить безвыездно в Лавринках. Религиозная Лиза уверена, что наказана Богом за свои преступные надежды. Варвара не держит слова и вскоре уезжает в Петербург, а Лиза уходит в монастырь.

Читать еще:  Макс Брандт — биография и сколько зарабатывает. Макс и Костя: «Только хорошие видеоблоги

Спустя 8 лет у Пашнина успешная карьера, но он, как прежде, не женат, Варвара живет в Париже и увлечена театром. Лаврецкий больше не думает о личной жизни, а ведет хозяйство в родовом гнезде и пытается улучшить жизнь крестьян. Он навещал Лизу в монастыре, но девушка прошла мимо, сделав вид, что не узнала Федора.

Жизненная ситуация Лаврецкого

Федор Лаврецкий происходит из богатого дворянского рода, насчитывающего несколько веков. В романе несколько глав уделено описанию становления характера героя начиная с детства. Его прадед был жестоким и деспотичным барином, но умным человеком. Дед Петр — грубоватым, но не злым простаком, любителем охоты. Своим фамильным имением Лавринки занимался мало и оно стало приходить в упадок.

Его сын Иван — отец главного героя, а дочь Глафира воспитывала племянника до 12 лет. Матерью Федора была крепостная крестьянка, на которой Иван женился без разрешения отца, рассорился с ним из-за этого и уехал за границу. Иван Петрович вернулся домой англоманом, с мыслями о преобразованиях в России и начал со своего имения. Все, что он сделал:

  • разогнал приживал;
  • отказался от визитов прежних гостей, любивших подолгу задерживаться в Лавринке;
  • переодел слуг в ливреи;
  • ввел колокольчики и умывальные столики.

На этом переустройство и закончилось, зато оброк прибавился и барщина стала тяжелей. Кроме того, Иван Петрович решительно занялся воспитанием сына по своему разумению: нанял швейцарца-гувернера, который занимался физическим развитием Феди, а музыкой, как ненужным будущему мужчине предметом, заниматься запретил. Но мальчик изучал точные науки, право и даже столярное дело. В детстве у Феди не было товарищей, никто не относился к нему с лаской и добротой, а отец, пытаясь воспитать в нем волю и сильный характер, сделал его замкнутым и нелюдимым.

Вздохнуть свободные молодой Лаврецкий смог только после смерти родителя. Он поступил в московский университет, где в те времена было множество вольнодумных кружков. Федор же по причине нелюдимости игнорировал их и смог сойтись только с мечтателем Михалевичем. Малообщительный Лаврецкий под влиянием друга только начал задумываться, что бы он мог изменить в жизни, как его настигла первая любовь к красавице Варваре Коробьиной. Молодой дворянин делает ей предложение, а женившись — увозит в деревню.

Затем молодая пара переехала в Петербург, где вела светскую жизнь, а позже — за границу. Там главный герой случайно узнает об измене жены и не может простить такого предательства. Сначала он не знал, что делать и сильно грустил, но смог проявить характер и взять себя в руки.

Лаврецкий не бросает изменницу на произвол судьбы, но даже будущий ребенок не может удержать его рядом. Федор Иванович возвращается в родовое гнездо.

Образ Лизы Калитиной

Старшая дочь Марьи Дмитриевны была высокой и стройной темноволосой девушкой со строгим профилем и серьезными глазами. Отец Лизы занимался счетами, коммерческими делами и обращал мало внимания на дочь. Заботы недалекой маменьки хватало только на подбор нарядов. Девушка не привыкла в детстве к кому-то ласкаться, но не потому, что не хотела, а из-за врожденной застенчивости. Она выросла больше под влиянием прямой и правдолюбивой Марфы Тимофеевны и набожной няни Агафьи, чем родителей.

Ничто, чуждое ее натуре, не могло изменить Лизу, ни приторная сентиментальность матери, ни легкомысленность гувернантки-француженки. Большое значение в развитии религиозных чувств Лизы сыграли притчи о мучениках, которые рассказывала ей няня. Вера в Бога у девушки не связана с догмами, это признание божественной воли и справедливости. Лиза часто задумывается о смерти, но не боится ее, потому что видит в ней не конец жизни, а переход в лучший светлый мир.

Будучи короткой и покорной, девушка тем не менее имеет серьезные убеждения, которых придерживается во всем. Ей невозможно навязать чужую волю, если это не соответствует ее принципам. Главная героиня одинока, окружающее ее общество таково, что у нее не выработалась привычка к общению, девушка совсем не привыкла делиться своими мыслями. Жизненный опыт ей заменяет совесть и долг, которые ведут по жизни и не дают сбиться с пути истинного.

Лиза человек искренний и самоотверженный, она со всеми доброжелательна и с крепостными общается на равных. Ее добрая натура не понимает, как можно долго держать на кого-то зло. Она и Лаврецкого убеждает простить жену. Девушку настораживают взгляды Паншина, когда он рассказывает, чтобы он мог сделать с отсталой родиной, если бы власть была в его руках. Героиня поддерживает Лаврецкого, который считает, что если и вводить новшества, то нужно учитывать национальные особенности, а не копировать европейские преобразования.

Впервые влюбившись, Лиза очень переживает и не находит себе места из-за греховного чувства, отвлекающего от Бога. Для Лаврецкого очень важно личное счастье, он старается убедить и героиню не выходить замуж без любви, чтобы не утратить что-то очень ценное в жизни. Когда надежды на возможность быть вместе рушатся, Лиза выбирает долг и собирается замаливать не только свои грехи, но и грехи своих предков.

Смысл названия

Образ гнезда можно назвать лейтмотивом всего творчества И. Тургенева. Использовав в названии фразеологизм «дворянское гнездо», автор показывает Лаврецкого настолько ориентированнным на семейное счастье и любовь, что он не страшится сделать вторую попытку получить их. Лиза Калитина находит свое «гнездо» в монастыре, где она может укрыться от своих якобы незаконных влечений сердца и не быть игрушкой в чужих руках, а только выражать смирение и любовь к Богу.

Но мотив «гнезда» не останавливается на желаниях главных героев, а показывает дворянскую культуру в целом, которая в своих лучших проявлениях сливается с общенародной. В романе изображен живой мир настоящей дворянской усадьбы с привычными для нее занятиями, бытом и традициями. История русского дворянства прерывиста, каждому поколению нужно искать свою цель заново, но далеко не все сумели это сделать. Автор изображает картину, далекую от идиллии, и грустит о вырождении таких вот «гнезд», где нарушена связь поколений.

Найти и прочитать онлайн-аннотации на роман и цитаты из него можно на специализированных сайтах. Сюжет романа неоднократно ложился в основу сценариев для спектаклей, а также одноименного фильма, снятого Андреем Кончаловским в 1969 году.

Источники:

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/01/10/syuzhet-i-glavnye-geroi-v-romane-i-s-turgeneva
http://www.literaturus.ru/2017/05/lavreckij-dvorjanskoe-gnezdo-obraz-harakteristika.html
http://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/roman-dvoryanskoe-gnezdo.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии