Дубровский анализ произведения. Анализ произведения “дубровский” пушкина, образы героев

Дубровский анализ произведения. Анализ произведения “дубровский” пушкина, образы героев

Анализ произведения Дубровский Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич – величайший поэт и писатель, он считается светилом русской литературы. Он жил в 19 веке, но до сих пор люди любят его, а произведения, написанные этим автором, постоянно цитируют все: от детей до стариков. Одним из самых известных произведений Александра Сергеевича принято считать «Дубровского».

История создания

История, заложенная в этом романе, не является вымышленной, она основана на реальных событиях. Однажды один меценат и по совместительству друг Пушкина рассказал ему историю о дворянине с фамилией Островский, который остался без имения из-за каких-то разбирательств в суде, и после этого стал преступником. Этот рассказ и вдохновил писателя на создание «Дубровского».

Направление и жанр

Что касается жанра, то это произведение можно отнести к социально-бытовому роману, потому что в нём рассказывается о простых людях, о их поступках, мыслях и жизни. Однако, помимо этого, в романе присутствуют мотивы жизненных событий и происшествий начала 19 века, что является частью исторического романа и позволяет отнести «Дубровского» именно к этому жанру.

Пушкин никогда не наделял своих героев каким-то одним характером. В этом произведении главный персонаж является как реалистом, так и романтиком.

Суть

В начале произведения читатель знакомится с двумя дворянами, которым одинаково лет, и которые находятся в дружеских отношениях. Однажды Дубровский, увидев жизнь крестьян Троекурова, высказывается об их отношениях грубо, говорит, что они живут чуть ли не хуже собак. Псарь Троекурова в ответ говорит Дубровскому не менее неприятные вещи, и тот обижается. Троекуров пытается помириться с другом, однако тот просит прислать ему псаря, чтобы тот извинился перед ним сам. Это событие навсегда рассорило товарищей. Троекуров отсудил поместье у своего друга, а когда одумался, что, мол, не по-человечески, было уже поздно – Дубровский умер.

После этого на страницах романа появляется сын Дубровского – Владимир. Он стремится отомстить врагу своего отца и становится разбойником. Он меняет имя на Дефорж и начинает учить в доме Троекурова Сашу, а затем влюбляется в Машу и признаётся ей в любви. К сожалению, к ней сватается другой человек – Верейский, но она не хочет выходить за него, и говорит об этом Владимиру, прося помощи. Он хотел помочь, но было уже поздно, Верейский и Маша были обвенчаны. Дубровский уезжает в другую страну.

Характеристика главных героев

Троекуров. Весёлый генерал, вышедший в отставку. Он часто был пьян, всегда веселился и любил гостей. Он любил охотиться, а образованным не был. В Троекурове были человеческие чувства, он не был корыстолюбивым.

Андрей Дубровский. Вместе с Троекуровым ходил охотиться. Не боялся высказывать свои мысли и мнения, один воспитывал сына и считал его своей поддержкой в старости.

Владимир Дубровский. Он был очень чутким, но своя жизнь не заботила молодого человека, он рассчитывал на то, что найдёт богатую невесту. Он очень сильно полюбил Машу, из-за чего не стал разграблять дом Троекурова и сильно вредить ему, а вместо этого научился прощать.

Маша. Чуткая. Талантливая девушка, начитавшаяся романов о любви. Она мечтала о прекрасном и благородном человеке, и нашла его в Дубровском.

Темы и проблемы

Основные темы: темы народа, противоречия власти. Проблемы: отцов и детей, жестокости и социального мира.

Главная мысль и чему учит

Автор порицает главенствующие жизненные порядки в обществе дворян. Главная мысль произведения: власть поддерживает не честных и ратующих за справедливость, а богатых людей. Пушкин учит гуманности и вере в свои силы. Он призывает читателей начать уважать, понимать и любить друг друга.

Критика

Мнения критиков по поводу романа разделились. Некоторые считали, что Пушкин копирует знаменитые зарубежные авантюрные романы, некоторые, что он одобряет разбой, но многим это произведение понравилось. Например, Тургенев был поражён образом Троекурова, а Белинский и вовсе назвал роман одним из величайших произведений автора.

Вариант 2

Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.

Писатель отражает в романе основные проблемы существующего современного общества в виде своеволия помещиков, бесправного положения крепостного народа, произвол царских судебных органов и, как результат в форме стихийного протеста, разбойничества.

В основе произведения лежат реально произошедшие в России события, которые писатель использует в создании романа, демонстрируя в нем характерные для разбойничьих сказаний традиции в виде проникновения разбойника в дом злодея, любовные отношения романтичного героя-разбойника с дочерью своего обидчика.

Задачей писателя становится достоверное и психологичное описание жизненности происходящих в романе событий и реалистичности изображенных героев.

В образе главного героя романа автор представляет Владимира Дубровского, описанного в качестве бедного молодого дворянина величественного вида с зычным голосом. Основной персонаж произведения участвует в двух конфликтах, рассматриваемых писателем, первый из которых отражает социальное сословное неравенство, неограниченную власть имущего класса в виде взаимоотношений Дубровского и Кирилы Троекурова. Результатом кульминации данной конфликтной линии становится бунт Дубровского, нежелающего терпеть произвол помещика. Второй конфликт произведения связан с развитием любовных отношений главного героя, выраженный в форме семейно-бытовых зарисовок, раскрывающий проблему бесправного положения женщин в обществе.

Обе конфликтные сюжетные композиции писатель объединяет образом Кирилы Троекурова, ставшего причиной разбойничьего поведения главного героя Дубровского и возможного инициатора несчастной жизни собственной дочери Маши. Автор делает акцент на беспринципности, невежественности, порочности и низости Троекурова, не имеющего в душе истинных человеческих чувств, легко уничтожая собственных крепостных и не жалея ради наживы родную дочь, воплощая в образе Кирилы типичного представителя уездного помещичьего общества. При этом Троекуров не лишен человеческих порывов в виде мук совести, любви к Маше, однако обладание безграничной властью придает данным проявлениям уродливые черты, превращая некогда неплохого человека в деспотичного самодура.

Раскрытие народного стихийного бунта в форме разбойничества передается писателем как проявление единственно возможного способа для простого люда высказать собственное мнение в виде протеста и гнева.

Произведение является незаконченным, оставив развязку финала на усмотрение читателей, при этом в планах писателя согласно его заметках в черновиках окончание сюжетной линии романа должно было стать положительным в виде воссоединения влюбленных Дубровского и Маши Троекуровой, которые обретают долгожданное семейное счастье.

Образец 3

Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Роман написан в 1833 году, но Пушкин не решался его публиковать, и только после трагической гибели поэта «Дубровский» был напечатан. Пушкин давно хотел написать роман, о благородном разбойнике, он был вдохновлен произведениями В. Скотта. Многие критики ругали «Дубровского» считая его одним из неудачнейших произведений поэта.

Герой Дубровского, это дворянин, который мстит за поруганное имя, помещику Троекурову (косвенно виновному в смерти его отца) и обществу которое это поощрило. Это байроновский герой, привлекательный и в то же время демонический. Произведение повлияло на творчество Лермонтова, на такие его произведения как «Герой нашего времени» и «Вадим». Пушкин отобразил в произведение николаевскую эпоху, – беззаконие творимое помещиками и продажную бюрократию, которая им помогает это делать. А так же поднял тему «русского бунта, жестокого и беспощадного». Писатель показал и истоки (причины) народного бунта, показал, что так продолжаться не может. В романе поднимается так же проблема крепостного крестьянства, его бесправия и несправедливости вообще, когда дворянин при деньгах и связях может погубить другого дворянина, не богатого и без связей.

Читать еще:  Инстаграм Глюкозы (Натальи Ионовой). Глюкоза (Наталья Чистякова-Ионова) - биография, информация, личная жизнь

Внимание Пушкина к разбойничеству можно объяснить не только литературными источниками. В течение долгого времени России разбой на «больших дорогах» был распространённой проблемой. Беглые крепостные и рекруты, разоренные мелкие дворяне, бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, нападали и жгли поместья. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение в народном творчестве.

В романе присутствует и любовная линия, Дубровский влюбляется в дочку своего врага. Но, у их отношений нет будущего, они обречены как и сам Дубровский. Здесь выступает фатум героя, его выбор сделан, по сути он прав, но он не уживается с обществом и становится разбойником. В личности Дубровского отображена суть человека не понятого и отвергнутого обществом и он в свою очередь ведёт свою «войну» против них. Самым главным врагом Дубровского выступает помещик Троекуров.

Троекуров из-за прихоти и самолюбия решил погубить отца Дубровского, используя земельную тяжбу. Дубровский отец умирает, не выдержав моральных переживаний. Это и становится отправной точкой для дальнейших действий для Дубровского сына.

Анализ по роману Дубровский

Главная идейная мысль в произведении “Дубровский” предстает в авторских раздумьях о том, что же способствует зарождению преступного настроенческого поведения в народных массах.

Автор поднимает в своём произведении важные общественные проблемы, социального и политического характера, которые заключались в своевольном поведении помещиков, отсутствии прав и свобод у крестьянства, полный произвол со стороны судей – это все способствовало зарождению протеста со стороны страдающего народа.

Основу романа наполнили реальные события, которые происходили в России. Писатель повествует о проникновении представителя из народа в дом знатного обидчика, а также описывает завязку отношений с родной дочерью богатого человека.

Писатель ставит перед собой задачи с полной достоверностью происходящего суметь изложить в романе те события, свидетелями которых он отчасти являлся.

Главным героем романа автор делает небогатого представителя дворянства, молодого человека Владимира Дубровского. Он является защитником интересов народа и принимает участие в разных конфликтах. Дубровский, вступая в конфликт с Троекуровым, делает попытки пресечь неравенство и вседозволенность богатого класса, тем самым выражая свое нежелание терпеть подобный произвол. Далее автор вовлекает своего героя в развитие любовных отношений, с помощью которых поднимается вопрос бесправия женщин.

Все конфликтные ситуации в произведении автор соединяет образом Троекурова, поведение которого стало главной причиной восстания Дубровского. Писатель подчеркивает все самые низменные черты Троекурова, у которого не осталось в душе подлинных человеческих качеств. Он не только не жалеет своих крепостных, но и абсолютно холоден по отношению к родной дочери.

У Троекурова иногда возникают тревожные отголоски совести, всплески любви к дочери, но все же жажда власти берет свое и будучи когда-то хорошим человеком он снова превращается в тирана и деспота.

Писатель преподносит народный бунт, который достигает стихийного проявления, как единственный шанс и возможность дать народу высказаться и быть услышанными.

Роман носит незавершенный характер. Автор даёт возможность читателю размышлять, предполагая то, что могло бы послужить для достойного завершения.

По плану автора, который был найден в черновике, финал сюжета романа представлялся ему полностью положительным. Он хотел, чтобы Дубровский и Маша обрели счастливую семейную жизнь без участия вольнодумцев.

Суть, смысл, идея, темы и проблемы

Анализ произведения Дубровский

Несколько интересных сочинений

Литературный критик, революционер и журналист вовремя своего заточения в Петропавловскую крепость написал роман «Что делать?». На создание произведения ушло месяца три

В сказке «Медной горы Хозяйка» Павла Петровичи Бажова Степан – крепостной крестьянин, работающий на одном из местных горных заводов. Перед читателем он постает как один из центральных персонажей.

Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально

Русский характер. Сколько же легенд и рассказов ходят о нем. Много ли таких людей, русские они или же нет? Я думаю, что таких людей не очень много и что даже людей других национальностей могут назвать человеком с русским характером

Характер Владимира Дубровского: описание героя и анализ повести

Владимир Дубровский – главный герой знаменитой повести Пушкина. Его образ обладает революционными чертами. Эдакий русский Робин Гуд девятнадцатого века, сделавший целью своей жизни месть за горячо любимого отца. Однако в душе благородного разбойника есть место и для романтических мечтаний. Герой пушкинской повести довольно противоречив. Характер Владимира Дубровского вызывает споры. Кто он, сын обедневшего дворянина? Лесной разбойник или лирический герой?

Андрей Гаврилович

Характер Владимира Дубровского, как и любого другого человека, формировался под влиянием воспитания, окружения. Но главными фактором, который повлиял на его судьбу, является, бесспорно, трагедия, произошедшая в его семье. Ведь характер Владимира Дубровского в ту пору, когда жив был его отец, существенно отличается от нрава разбойника, державшего в страхе помещиков из близлежащих деревень после смерти Андрея Гавриловича. Но все же, какими были детство и юность главного героя? Что представлял собой отец Дубровского?

Кирила Петрович Троекуров был человеком злым и чрезвычайно порочным. Жестоко он обращался не только со своими дворовыми, но и с другими менее состоятельными помещиками. Троекуров не уважал и не боялся никого. Лишь друга своего старинного – Андрея Гавриловича Дубровского. Их теплые отношения удивляли всех: грубый самодур прислушивался к каждому слову своего небогатого соседа и никогда не позволял себе в его адрес даже колкого замечания.

Андрей Гаврилович отличался нравом гордым и независимым. Однажды Троекуров заговорил с ним о возможности породниться. Гаврила Петрович хотел выдать Машу за сына своего друга, несмотря на то, что тот был «гол как сокол». Однако сосед Троекурова даже не допускал мысли о женитьбе сына – бедного дворянина – на «избалованной бабенке». Черты характера Владимира Дубровского – гордость, бескомпромиссность, независимость. Передались они молодому дворянину от отца.

Раздор между помещиками

Но однажды произошло событие, после которого друзья навеки стали врагами. Все началось с грубой шутки троекуровского псаря. Холоп Гаврилы Петровича осмелился заявить, что собаки барина живут лучше, нежели некоторые помещики. Подразумевал он, безусловно, Андрея Гавриловича. Старый дворянин холопской шутки не забыл. Но кто ответит за слова холопа? Безусловно, его хозяин.

Война сперва была «холодной», затем переросла в открытую вражду. Троекуров с помощью некоторых махинаций лишил своего бывшего приятеля родового имения. Андрей Гаврилович с тех пор тяжело захворал, о чем сообщили незамедлительно сыну, служившему в пехотной гвардии.

Качества характера Владимира Дубровского описаны автором довольно подробно. Человек, которому суждено было стать предводителем крестьян-бандитов, в юности имел нрав мягкий и беззаботный. Не случись роковой ссоры между его отцом и соседским помещиком, он, быть может, стал бы обычным представителем своего сословия, то есть – праздным человеком, прожигающим жизнь и остатки родительского состояния. Каким был характер Владимира Дубровского до того, как он получил известие о болезни отца и разорении родового имения?

Читать еще:  Простые танцевальные движения. Уроки современных танцев на видео: Красотки учат красиво танцевать! Современные танцы для детей и подростков

Отрочество и юность

Главный герой повести Пушкина, несмотря на пошатнувшееся благосостояние родителя, жил беззаботно. Отец для него ничего не жалел. Лишившись матери в детстве, он был привезен в столицу в восьмилетнем возрасте. Отца видел редко. Характер героя Владимира Дубровского претерпевает значительные изменения. Перемены в его душе начинаются с того момента, когда он получает письмо от своей старой няни. В послании говорится о том, что отец болен, забывается, иногда подолгу пребывает в своих мыслях.

Возвращение домой

Владимир во время службы был расточителен, немало проигрывал в карты. Но по возвращении домой, увидев отца, впавшего в совершенное детство, внезапно переменился. Он вдруг осознал, что несет ответственность за старого и больного родителя, за крестьян, дворовых. Дела Андрея Гавриловича находились в абсолютном беспорядке, он не мог дать должного объяснения своему сыну. Владимиру пришлось самостоятельно разбирать бумаги.

Владимиру Дубровскому шел двадцать третий год, когда он вернулся в родную Кистеневку. За долгие годы отсутствия он едва ли скучал по родовому поместью. Когда же вернулся домой, тоска овладела им. Кистеневка отныне принадлежала Троекурову. Дубровские в деревне, которая принадлежала им по праву, проживали последние дни. Андрей Гаврилович скончался спустя несколько дней после возвращения сына.

Пожар

После похорон прежнего хозяина Кистеневки прибыли чиновники, прихвостни Троекурова, дабы объявить о том, что деревня переходит во владения грозного помещика. В этот день Владимир совершил свое первое благородное преступление. В ночь, когда он приказал своим крестьянам сжечь дом, в котором родился и прожил первые годы жизни, умер его отец, а нынче спали приказчики, не стало дворянина, сына помещика Андрея Гавриловича. Но родился новый человек – отчаянный разбойник Дубровский.

Француз

А спустя несколько месяцев после пожара в имении Троекурова появился гувернер. Молодой француз предоставил документы, а после преступил к своим обязанностям, то есть обучению сына Троекурова грамоте и географии. Дефорж, а именно так звали вновь прибывшего гувернера, проявил в первые же дни пребывания в имении богатого и развратного помещика небывалую отвагу. Он, став жертвой жестоких троекуровских увеселений, оказался в клетке с медведем. Однако Дефорж, в отличие от своих предшественников, не струсил, а хладнокровно застрелил зверя.

Этим французом был русский дворянин Дубровский. Он долго вынашивал план отмщения Троекурову. И когда ему в один прекрасный день встретился француз, направляющийся в поместье недруга, он подкупил того и, получив документы, занял место учителя.

Владимир несколько месяцев изображал из себя иноземца. В нем ничего не выдавало русского офицера, если не считать случая с медведем. То, что ему удалось выдать себя за Дефоржа и обмануть Троекурова, говорит о его целеустремленности, хладнокровии. Однако план свой Дубровский не смог осуществить. Почему он и не отомстил Троекурову?

Характер Владимира Дубровского, кратко описанный в статье, включает такие качества, как честность, бесстрашие. Он способен был дойти до конца для осуществления своего плана. Но проживая в доме Троекурова под видом учителя, Дубровский полюбил Машу. Владимир совершил немало хотя и благородных, но все же преступлений. Бывшие крестьяне из банды Дубровского грабили богатых помещиков и творили бесчинства. Однако же расквитаться с отцом любимой девушки (даже учитывая, что им был ненавистный Троекуров), Владимир не смог. Дубровский – герой, ставший символом благородства, чести и верности своему слову.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Автор: Guru · 05.08.2018

Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности.

История создания

В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.

Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.

Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.

Жанр, направление

По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.

Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.

Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.

Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.

Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.

Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.

С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.

Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.

Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.

Богач Верейский сватается к Маше.

Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.

Читать еще:  Доктор кто и клара. Почему сериал "Доктор Кто" так испортился с приходом Двенадцатого Доктора

Главные герои и их характеристика

  1. Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.

Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.

Темы и проблемы

Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.

  1. Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
  2. Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
  3. Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
  4. Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
  5. Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
  6. Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
  7. Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
  8. Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
  9. Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?

Главная мысль

Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.

Также основная идея романа заключается в необходимости компромисса во всех сферах жизни. Эпохе Пушкина явно не хватает терпимости. Отец насильно выдает дочь за старика, товарищ не может простить товарища, обманутый человек не может добиться правды в суде, а работодатель пытается зверски убить работника, натравив на него медведя. Люди не умеют цивилизованно общаться и достигать взаимопонимания, из-за этого происходят все конфликты в книге. Автор пытался заняться просвещением

Чему учит?

Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.

Вывод автора прост и логичен: нужно научиться понимать и уважать нужды друг друга, жить по-христиански, а не только соблюдать внешние обряды.

Критика

Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».

И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.

В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».

Источники:

http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-dubrovskij
http://www.syl.ru/article/286915/new_harakter-vladimira-dubrovskogo-opisanie-geroya-i-analiz-povesti
http://literaguru.ru/analiz-romana-a-s-pushkina-dubrovskij/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии