Досуг и развлечения. Особенности досуга и развлечений в повседневной жизни советских людей (1920-е гг.) – Конкурс молодых историков “Наследие предков – молодым”

Досуг и развлечения. Особенности досуга и развлечений в повседневной жизни советских людей (1920-е гг.) – Конкурс молодых историков “Наследие предков – молодым”

Досуг и развлечения. Особенности досуга и развлечений в повседневной жизни советских людей (1920-е гг.) – Конкурс молодых историков “Наследие предков – молодым”

Особенности досуга и развлечений в повседневной жизни советских людей (1920-е гг.)

Кузнецова И.В.

Внерабочее время всегда ассоциируется со сферой приватности, с элементами свободы и неподконтрольности. Но нормализующее вмешательство власти прослеживается и здесь. Ведь объем, структура и содержание досуга являются показателями культурных ориентиров населения, во многом влияют на его ментальные представления и поведенческие реакции. Не случайно в обществах индустриального толка возник вопрос о регулировании досуга косвенным, но вполне цивилизованным путем — посредством законодательства о продолжительности рабочего дня. Такую же попытку предприняли и большевики.

В 1920-е годы общество, вышедшее из двух войн, испытывало острую необходимость в физическом и духовном отдыхе. Однако изменившиеся условия привели к существенной трансформации представлений об отдыхе и досуге. Одной из главных тенденций в изменении этих представлений стала коллективная форма отдыха и досуга. Ведь массовость мероприятий способствовала ритуализации общественного сознания.[1] Население могло посещать вечера вопросов и ответов, музыкальные концерты, выставки и спектакли, секции и кружки, провести вечер в парке отдыха. Широкое распространение получили публичные лекции на разные темы, посещение изб-читален и народных домов. При этом отдых и досуг различных социальных групп существенно отличались: «ресторанный» отдых для нэпманов, коммерческие кинотеатры с широким репертуаром зарубежных фильмов для обывателей, рабоче-крестьянские клубы для широких народных масс.[2]

Возродилась полузабытая, но все же не исчезнувшая в годы гражданской войны дореволюционная традиция художественных или научных «сред», «четвергов» и т.п. Доклады на них были самые разнообразные – на литературные, философские и богословские темы.[3]

Музыка и танцы были частыми элементами гостевого общения. Попытки внедрить новые политизированные танцы, например, танец «За власть Советов» под музыку песни «Смело, товарищи, в ногу», успеха не имели. В начале июля 1924 г. Главрепертком разослал секретный циркуляр, запрещавший исполнение на танцевальных вечерах и в качестве эстрадных номеров фокстрота, шимми, тустепа и прочих порождений «западноевропейского ресторана», представляющих «из себя салонную имитацию полового акта и всякого рода физиологических извращений».[4] К концу 1920-х гг. усилилось вторжение государства в сферу досуга. Сокращалось посещение литературных и других бесед, сокращалось и сугубо родственное общение. Ухудшение продовольственной ситуации, введение карточной системы не способствовали частым встречам за столом.

Характерной ячейкой общения для города был городской двор. Существовала автономность двора. Каждый двор принадлежал только тем, кто живет в данном доме. Дворник имел право прогнать со двора любого чужака, если тот покажется ему подозрительным. Здесь существовали свои законы, здесь играли в лапту и другие игры. Городские власти не одобряли деятельности бродячих музыкантов и певцов, цыган сучеными медведями, и пытались с ними бороться. Но, судя по мемуарам, песни и музыка под окнами продолжали звучать и позднее, до 1930-х гг.

В выходные дни тысячи и десятки тысяч горожан, не желающих сидеть дома, устремлялись в музеи, сады и парки. Большой популярностью пользовался зоосад. Интерес к музеям тоже был огромным. Впервые годы НЭПа их число стало стремительно возрастать. Преобладали коллективные экскурсии, что было удобно в организованном и техническом отношениях, а также с политико-просветительской точки зрения.

Загородные поездки и прогулки не всегда имели целью повышение своего культурного уровня. Уехать из города в выходные или праздники, чтобы просто отдохнуть на природе, искупаться и позагорать летом, покататься на лыжах зимой, становилось характерной чертой большинства горожан именно с 1920-х гг. С переходом к НЭПу стала постепенно возрождаться и дачная жизнь. В 1920-е гг. дачниками оставались преимущественно служащие и интеллигенция. Рабочих среди дачников практически не было.

Улицы, площади, скверы и сады города нередко превращались в площадки и сцены, на которых разворачивались увлекательные представления. В течение 1920-х гг. из календаря методично изымались религиозные праздники, которые официально именовались даже не праздниками, а днями отдыха. В 1930-м г. все религиозные праздники, включая Пасху, которая неизменно приходится на воскресенье, то есть официальный день отдыха, оказались исключенными из советского календаря. В 1930-м страна перешла на 5-дневную рабочую неделю, когда после 4-х рабочих дней наступал день отдыха. Направленность праздников стала односторонней:22 января – День Интернационала; 22 января – День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 года; 1 и 2 мая – Дни Интернационала; 7 и 8 ноября – Дни Октябрьской революции.[5]

Стремясь избавиться от религиозных праздников, власти пытались воскресить народные гуляния. «Балаганы, аттракционы, качели, хоры, гармонисты и гусляры, рожечники и скоморохи, петрушки и акробаты», – соблазняли прохожих надписи на многочисленных афишах, расклеенных по всему городу. Посетители могли полюбоваться обрядом русской народной свадьбы, послушать игру духового оркестра, поупражняться в стрельбе в цель и бросании колец, испытать свою силу на пружинном динамометре.

Различные формы уличных шествий – это тоже элемент проведения досуга, к тому же наполненный определенным содержанием. Все служащие и рабочие были принуждены участвовать в демонстрациях под страхом увольнения со службы. Причем, на службе были заведены листки, в которых все должны были расписаться лично. Чьей подписи не окажется, тот заранее был объявлен контрреволюционером.

Изобретение братьев Люмьер заметно изменило пропорции в распределении свободного времени всего человечества. Конечно, сначала кино входило в быт городских жителей, и прежде всего, в крупных городах. В начале НЭПа ещё слабому государственному кинематографу пришлось столкнуться в борьбе за зрителя с конкуренцией со стороны частного кинематографа, обладавшего значительным преимуществом – знанием специфики кино. В прокате преобладали пока ещё дореволюционные, как русские, так и иностранные фильмы. Большей частью это были картины приключенческого характера или мелодрамы, а также комедии. Из фильмов 1924 г. можно назвать следующие: «Талмуд и любовь», «Курьер Наполеона», «Случайный муж», «Черный конверт», «трагедия женщины», «Остап Бандура», «Красные партизаны», и многие другие.[6] Опрос ленинградских юношей и девушек, проведенный в1925 г., показал, что более 60% из посещающих кинотеатры оценивали кино лишь как развлечение.[7] Им было безразлично идейное содержание картин.

Читать еще:  Рисунок к рассказу аленушкины сказки. Аленушкины сказки с иллюстрациями татьяны васильевой

В жизни дореволюционного городского жителя театр занимал иное место, чем кинематограф. В силу устоявшихся традиций театр был менее демократичен, чем кино, и его посещали в основном «привилегированная публика», служащие, студенчество. Среди рабочих он не пользовался популярностью.

Анкетирование рабочих семей Петрограда в декабре 1922 г. показало, что кино и театр посещает 31% опрошенных[8]. Несомненно, что популярность кинематографа была все-таки выше. Расцвет частных театров приходится на 1923г., когда они составили почти треть всех театральных коллективов страны. Но уже тогда власть предпринимала первые меры по их уничтожению. Постановки подвергались критике в прессе, а репертуарный комитет получил право запрещать произведения, «явно направленные против советской власти и дискредитирующие советскую власть… следить за тем, чтобы репертуар не содержал в себе явной порнографии или ярко выраженных сексуальных моментов.

Билеты в театр стоили дорого. Но это была не единственная проблема. В крупных городах театры располагались в центре города, и окраинному населению, в основном рабочему, было трудно посещать их вечером. Поэтому театры стали организовывать утренние, а также выездные спектакли. Без государственной поддержки большинству театров было просто не выжить. Помощь им оказывалась разными способами: снижением налогов и введением льгот, единовременными пособиями и постоянными государственными субсидиями. В середине 1920-х гг. появились первые «социалистические пьесы»; некоторые из них – «Бронепоезд 14-69»В.В. Иванова, «Штиль» В.Н. Билль-Белоцерковского[9].

Среди разнообразных форм заполнения свободного времени чтение книг занимало не последнее место благодаря большой доступности. Количество массовых библиотек росло. Их фонды формировались разными способами, поэтому тематически они были довольно пестрыми, и нередко большую часть книг составляла литература, изданная ещё до революции. Сохранялись пока и частные библиотеки. Что же читали? Опросы и обследования давали разные ответы. Молодые комсомольские активисты и рядовые комсомольцы испытывали интерес к общественно-политической литературе. Работы Ленина, сокращенный вариант книги Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир», «Азбука революции» Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского, популярная атеистическая литература – эти и подобные им книги пользовались у них спросом. Работницы фабрик больше любили Потапенко, Достоевского, Горького чтоб с печальными концами. Петроградский губком комсомола в 1923 г. сообщал, что молодежь с удовольствием читает произведения Пушкина, Гоголя и Тургенева, Дж. Лондона и Э. Синклера. Девушки предпочитали читать сентиментальные повести, а юноши – старые авантюрные романы. Запрещалось к публикации по идеологическим соображениям, как правило, 1-3% книг и брошюр. Всеобщего контроля над выходящей и ввозимой в Россию литературой к середине 1920-х гг. добиться не удалось, поэтому попадались в продаже и не всегда удобные для властей книги. [10]

Таим образом, после гражданской войны, повседневный отдых жителей городов стал претерпевать изменения. Четко прослеживается тенденция к переходу от индивидуального отдыха к коллективному. На выбор граждан предоставлены прогулки в парках, посещение кружков и секций, выставок и спектаклей, а так же посещение публичных лекций. Интерес к ним был также обусловлен низкой стоимостью. Еще одним видом досуга было чтение книг, свою популярность книги заслужили постоянным ростом публичных библиотек по стране. Имелись и виды проведения свободного времени не доступные гражданам Советской России, например, театр. Это связано с высокой стоимостью билетов и расположением театров только в центре городов. Дабы предотвратить закрытие театров, государство было вынужденно постоянно субсидировать их работу.

Всё это не только помогало советскому человеку отдыхать и развиваться после ударного труда, но и способствовало формированию нового сознания.

[1] Булдаков В.П. Постреволюционный синдром и социокультурные противоречия нэпа // Нэп в контексте исторического развития России ХХ века. М., 2001. С. 210.

[2] Леонова Н.А. Отдых и досуг в условиях постреволюционной и послевоенной релаксации: трансформация представлений и основные тенденции развития в 1920-е годы // Курорт» в дискурсивных практиках социогуманитарного знания. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 27-29 апреля 2007 г.). Ставрополь; Пятигорск; Москва: ПЛГУ, 2007. С. 178-179.

[3] Уэллс Г. Россия во мгле. М., 1958. С. 37.

[4] Измозник В.С. В «зеркале» политконтроля: Политический контроль и российская повседневность в 1918-1928 годах // Нестор. СПб.; Кишинев, 2001.№1.

[5] Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. «Обыватель и реформы. картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия» Спб, 2003.

[6] Братолюбов С.К. На заре советской кинематографии. Л., 1976.; С. 92.

[7] Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии, 1920-1930 годы. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/302572/read

[8] Рабочая молодежь Ленинграда: труд и социальный облик, 1921-1925 годы. Л., 1982. С. 53.

[9] Братолюбов С.К. Русский советский театр, 1926-1932. Л., 1982. Ч.1.С. 72.

[10] Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. «Обыватель и реформы. картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия» .- Спб.-2003. С.36.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Досуг и развлечения. Особенности досуга и развлечений в повседневной жизни советских людей (1920-е гг.) – Конкурс молодых историков “Наследие предков – молодым”

Приглашаем посетить специальный курс лекций члена Императорского Русского исторического общества, профессора Тулаева Павла Владимировича. Он будет прочитан с 11 февраля по конец апреля 2019 года в Московском художественно-промышленном институте по адресу: 2-я Басманная улица, д.9/23, стр.3. Весь курс рассчитан на 30 академических часов. Занятия один раз в неделю по 3 академических (два астрономических) часа. Стоимость обучения для одного слушателя за все занятия – 4000 рублей.

Слушатели узнают много ярких и малоизвестных страниц истории отечественной культуры, освоят методы семиотики, разовьют навыки умозрительного, эстетического восприятия действительности, научатся моделировать многомерные образы, а в итоге подготовят свои новые произведения, дизайн-проекты, авторские презентации, видеоролики. Они будут оцениваться на конкурсной основе избранным жюри. Лучшие работы будут награждены и выставлены в интернете для всеобщего обозрения.

Цель курса лекций – создать творческую группу, где молодые специалисты: художники, дизайнеры, искусствоведы, музыканты, – могли бы работать в коллективе, дополняя друг друга, используя достижения современной техники. Желающие примут участие в аудиовизуальном сопровождении курса. По итогам работы планируется сделать документальный фильм.

Читать еще:  Сестру убитой оксаны аплекаевой преследует маньяк. Сестру убитой оксаны аплекаевой преследует маньяк российская фотомодель, киноактриса и телеведущая

Получить более подробную информацию о программе, цели и задачах курса, а также подать заявку можно до 5 февраля 2019 года по электронному адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вечер-встреча «Военная история глазами участников и очевидцев» в рамках Издательского клуба ГПИБ России

Двадцать девятого декабря в лекционном зале «Под сводами» состоится первое в новом году заседание «Издательского клуба ГПИБ России». Начало мероприятия в 17:30.

Ведущий — директор ГПИБ М.Д. Афанасьев

В программе:

  1. Презентация новых книг ГПИБ России:

Бачевский К. И. Воспоминания о походе 18-го Пехотного Вологодского полка в Турцию в 1877-1878 годах; Мазюкевич М. Н.. Воспоминания о 18761878 гг. (М., 2018).

Мусхелов Е. С. Воспоминания геллявердынца о войне 1877–1878 гг. (М., 2018).

Встреча с д.и.н. Л.В.Беловинским, автором предисловий и комментариев к изданиям.

Зензинов В. Из жизни революционера (М., 2018).

Представляет д.и.н. А.В.Сазанов, автор предисловия к изданию.

  1. Презентация издательства «Директ-Медиа». Военно-мемуарные проекты «Военная история России в памятниках исторической мысли и мемуарах».

Встреча с редактором издательства «Директ-Медиа» Л. М. Сурисом.

Место проведения: ГПИБ России, выставочно-лекционный зал «Под сводами»

Адрес: Старосадский переулок, дом 9, строение 1

Проезд от станции метро «Китай-город»

«Хранилище заветных книг: книжные редкости, автографы и уникальные документы из собрания купца А. П. Бахрушина»

С двадцать первого января по четвертое февраля в выставочно-лекционном зале «Под сводами» ГПИБ России проходит выставка «Хранилище заветных книг: книжные редкости, автографы и уникальные документы из собрания купца А. П. Бахрушина». Мероприятие приурочено к 165-летию со дня рождения А. П. Бахрушина. В числе экспонатов шедевры русского книгопечатания из собрания московского купца и библиофила А. П. Бахрушина, в том числе дебютные и прижизненные книги таких русских классиков как А. С. Пушкин, Ф. Н. Слепушкин, А. К. Толстой; запрещенные и уничтоженные царской цензурой издания; автографы писателей; редкие детские и иллюстрированные книги, а также знаковые библиофильские дезидераты XVIII—XIX веков. Особое место в экспозиции занимают уникальные артефакты, связанные с именем А. П. Бахрушина, — рукописные иллюстрированные альбомы автографов посетителей его библиотеки; коллекция экслибрисов, которую библиофил собирал на протяжении многих лет, будучи одним из пионеров этого вида коллекционирования в России; газетные вырезки по различным темам, любовно переплетенные владельцем. Представленные издания экспонируются впервые.

Презентация выставки состоится 28 января, в 18:00.

Место проведения: ГПИБ России, выставочно-лекционный зал «Под сводами»

Адрес: Старосадский переулок, дом 9, строение 1

Проезд от станции метро «Китай-город»

Итоги проекта «Живая история»

Сегодня, в последний день осени, завершается реализация проекта «Живая история». За год мы с вами успели многое – провели конкурс и фотовыставку лучших исторических фотографий, сняли с высоты птичьего полета жемчужины исторического наследия Ярославской области, разработали интерактивные туры по необычным и прекрасным историческим улочкам Москвы, провели круглые столы и мастер-классы, подготовили и разместили более 4000 публикаций в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках и Твиттере.
Будет ли жить проект «Живая история» после, зависит только от вас, ведь всё, что мы делаем без вас не имеет никакого смысла. Ну а со своей стороны, мы сделаем всё, чтобы проект жил!
Спасибо всем участникам мероприятий проекта «Живая история», спасибо Комитету общественных связей Москвы, спасибо нашим партнерам, спасибо всем неравнодушным, кто поддерживал нас лайками и репостами. Все вместе мы сделали историю России и историю Москвы чуть ближе.
Проект «Живая история» реализован при поддержке Комитета общественных связей Москвы.

Досуг и развлечения. Особенности досуга и развлечений в повседневной жизни советских людей (1920-е гг.) – Конкурс молодых историков “Наследие предков – молодым”

Двадцатого мая 2010 года в конференц-зале Московского дома национальностей состоялось торжественное подведение итогов V Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым. 2009». Конкурс проводила Общероссийская общественная организация «Союз маркшейдеров России» во взаимодействии с Федеральным агентством по образованию при информационной поддержке журнала «Русская история». С 2008 года конкурс включён в приоритетный национальный проект «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодёжи».

«История – замечательная наука. Однако бытует мнение, что профессия историка сегодня перестала быть перспективной, что молодёжь не идёт учиться этой профессии, что сокращается финансирование исторических научно-исследовательских проектов. Нынешний, уже пятый, конкурс показал, что это мнение глубоко ошибочно».

Заместитель министра культуры Российской Федерации А. Е. Бусыгин

«Хорошо известно, что народ без прошлого не имеет будущего, и поэтому любовь к родному краю, знание истории села, города, страны лежит в основе процветающего государства, заботящегося о будущих поколениях. Достигнутые вами успехи в изучении исторического прошлого нашего государства позволяют глубже оценивать прошедшие события, извлекать из них важные и полезные уроки».

Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации

С. М. Миронов

(Из приветствий, поступивших в адрес конкурса)

«Целью конкурса являются активизация исследований по истории России, содействие становлению и развитию молодых талантливых специалистов, популяризация исторических знаний».

Председатель экспертной комиссии Конкурса, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН

А. Н. Сахаров

Экспертную комиссию конкурса возглавляет член-корреспондент РАН, профессор, доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН А. Н. Сахаров. В этом году оценивались 120 работ молодых историков. Пятнадцать человек приняли участие в очном туре, по итогам которого были определены победители и призёры в каждой номинации для выдвижения на премии приоритетного национального проекта «Образование». Остальные участники очного тура получили премии от Союза маркшейдеров России.

В адрес победителей и участников конкурса обратились с приветствиями Председатель Совета Федерации России С. М. Миронов, мэр Москвы Ю. М. Лужков, руководитель Федерального агентства по делам молодёжи В. Г. Якеменко, руководитель Росохранкультуры А. В. Кибовский, заместитель министра культуры Российской Федерации А. Е. Бусыгин и другие официальные лица.

Читать еще:  Каков порядок размещения участников совещания. Служебное совещание: секреты эффективного проведения

Музыкальным сопровождением вечера стали русские народные песни и романсы в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Петровой.

Лауреаты V Всероссийского конкурса молодых историков «Наследие предков молодым. 2009»

Номинация «История Руси (допетровская эпоха)»:

I место – Кобринь Юлия Михайловна за работу «Золотоордынские дани и повинности в XIV– XVI вв.».

«Вопрос уплаты и взимания дани был ключевым во взаимоотношениях русских княжеств и Золотой Орды. Именно этот вопрос и определил дальнейшее развитие русского государства, помог спустя два века свергнуть монголо-татарское иго».

II место – Кузьмин Владимир Александрович за работу «Царь Фёдор Иванович в жизнеописании потомков и его роль в государственном управлении России конца XVI в.».

«Исторически сложившееся мнение о ,,недееспособности” и слабом участии царя Фёдора Ивановича в государственных делах не совсем объективно и несправедливо».

III место – Федотов Сергей Вячеславович за работу «Канонизация Пафнутия Боровского на церковном соборе 1531 г. (из истории формирования агиографического цикла о Пафнутии Боровском».

«В данной работе сделана попытка уточнить время канонизации Пафнутия Боровского как общерусского святого на основании анализа ряда источников, связанных с Собором 1531 года, и рассмотреть процесс формирования агиографического цикла об этом святом».

Премия Союза маркшейдеров России – Егоров Андрей Владимирович за работу «Заселение русскими людьми Южной Вятки».

«Целью работы является описание этапов и особенностей заселения русскими людьми Южной Вятки. Временные рамки исследования охватывают период XII–XVI веков. Вероятно, что первое проникновение русских людей на юг Вятки произошло в XII веке. Массированное же заселение этих мест русскими следует отнести к периоду XVI века».

Номинация «Переломные точки русской истории»:

I место – Гущин Андрей Васильевич за работу «Реконструкция обороны крепости Порт-Артур русскими войсками во время русско-японской войны в 1904–1905 гг. при помощи мемуаров защитников и материалов судебного процесса»

«Именно сейчас настала возможность освободить историю русско-японской войны от негативных стереотипов, искажающих героическое прошлое нашей Родины».

II место – Фёдоров Алексей Николаевич за работу «Проблемы социально-экономического развития российского города накануне революции 1917 г. (на материалах губернских городов Центрального промышленного района)».

«Дореволюционный город по своему составу был мещанско-крестьянским, это накладывало свой отпечаток на место городов в экономической жизни страны, а также на образ жизни людей. Накануне революции произошло углубление социокультурного противостояния города и деревни».

III место – Касанов Антон Сергеевич за работу «Научные общественные организации в России во второй половине XIX – начале XX вв.».

«Коренные преобразования Александра II привели к важным изменениям в жизни страны. Отдельные энтузиасты и группы инициативных граждан, объединённые общими интересами в свободные, не регламентированные сословными, имущественными, образовательными границами научные общественные организации, сыграли выдающуюся роль не только в научном и культурном, но также и в социальном развитии русского общества».

Премия Союза маркшейдеров России – Сорокин Александр Николаевич за работу «Сибирский физико-технический институт: история становления и деятельности первого на востоке страны научно-исследовательского института технического профиля (1920–1941 гг.)».

«Сибирский физико-технический институт (СФТИ), созданный в 1928 году, стал первым крупным на востоке стране научно-исследовательским центром, как фундаментальной науки, так и прикладных исследований в области физики».

Номинация «Доходчиво и интересно о нашем прошлом»:

I место – Белоусова Ольга Сергеевна за работу «Историографические образы советской повседневности 1917– начала 1950-х гг.».

«В советской историографии изучение повседневности ограничивалось работами о быте, семье, досуге, не выходившими за рамки марксистской методологии. Формирование нового общества представлялось как успешный поступательный процесс, где не осталось “пережитков прошлого”. Лишь в конце 1980-х годов исследователи попытались по-новому взглянуть на само советское общество и разобраться в специфике его каждодневного существования».

II место – Соколиков Антон Серафимович за работу «Капитан легенды».

«В 2010 году исполнится 105 лет со дня рождения в селе Двуречки нынешнего Грязинского района Липецкой области командира первой в Красной армии батареи реактивной артиллерии, Героя России Ивана Андреевича Флёрова. В этом исследовании рассказывается о героической судьбе нашего земляка».

III место – Луговенко Татьяна Сергеевна за работу «Женское лицо войны»

«Не только мужчины, сильные и смелые, встали, как один, на защиту любимой Родины. Рядом с ними были женщины, юные девушки и совсем девчонки. Они становились снайперами, медицинскими сёстрами и врачами в госпиталях, санинструкторами, выносившими раненых с передовой, радистками, лётчицами, зенитчицами, а были и такие, которые вели в бой танки наравне с мужчинами или сражались в рядах морской пехоты».

Номинация «Русское краеведение»:

I место – Дьякова Екатерина Михайловна за работу ”Медный всадник” А. С. Пушкина и скульптура “Медный всадник” Матео Фальконе (сравнительный анализ в историко-культурном аспекте)».

«Вовсе не случайно Пушкин избрал своим героем образ, созданный Фальконе. Это объясняется глубокой внутренней близостью замысла поэта тому содержанию, которое было вложено Фальконе в его гениальное произведение».

II место – Васильченко Анастасия Игоревна за работу «Храм – “покров и защита” Кузбасса и Киселёвска».

«Перемены в жизни общества коснулись изменений и в сознании людей. Все мы стали понимать, что «не хлебом единым жив человек»: в его жизни должны присутствовать вера, красота, стремление к совершенству. И появление новых храмов является подтверждением этому».

III место – Веселова Анна Дмитриевна за работу «Саратовский авиационный завод в годы Великой Отечественной войны».

«Существенный вклад в общенародное дело разгрома германского фашизма в годы Великой Отечественной войны внесли труженики Поволжья, значение которого как военно-промышленной базы и района формирования резервов возрастало с приближением линии фронта. Оно входило в первый эшелон стратегического тыла страны».

Премия Союза маркшейдеров России – Еркина Елена Александровна за работу «Мифологические рассказы Приаргунья».

«Эта работа посвящена удивительным рассказам Забайкальского края нашей страны. Русская земля богата сказками, легендами, поверьями, которые содержат в себе мудрость русского народа и создаются не просто на основе случайностей, а в результате осмысления человеком окружающего мира и, соответственно, вынесения им результатов его анализа в виде сказок и поучительных историй».

Источники:

http://ist-konkurs.ru/raboty/2013/1426-osobennosti-dosuga-i-razvlechenij-v-povsednevnoj-zhizni-sovetskikh-lyudej-1920-e-gg
http://moscowia.su/component/content/featured?id=featured&start=28
http://rus-istoria.ru/component/k2/item/955-itogi-konkursa-nasledie-predkov-%E2%80%93-molodym-2009

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии