Дошкольникам о дне славянской письменности и культуры. Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященный дню славянской письменности

Дошкольникам о дне славянской письменности и культуры. Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященный дню славянской письменности

День славянской письменности и культуры в детском саду с презентацией. Старшая группа

• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.(Слайд 2)

По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?

Слайд 6. Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 – Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.) на 2х мольбертах 2 команды , отправить команде послание в виде наскальных надписей, к примеру идём на охоту, или убили мамонта.
Дети садятся в поезд и едут дальше. (Слайд 8)
Слайд 9. 2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.(Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу — славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.(Слайд 13)
Предложить детям вырезать заглавные резные буквы.
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)

Читать еще:  Оля мещерская разум или чувства. Сочинение на тему «Разум и чувства в произведениях Бунина и Куприна

3 станция. «Музыкально – игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (Слайд 16)

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности. « О России петь- что весну встречать»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живем, уважение к народным традициям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности.

« О России петь- что весну встречать»

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в

которой мы живем, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный перезвон.

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

2-ведущий : Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и

культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия- создателей

славянской азбуки. Они решили собрать все буквы, расположить

их в определенном порядке и записать в своей книге.

Книгу решили назвать « Азбука» по названию первых двух букв

«Аз» и « Буки». Так родилась азбука. , а порядок расположения

Букв стал называться алфавитом.

В России праздник был возрожден в1985

году и отмечается ежегодно до 24 мая. Этому празднику был

присвоен статус государственного . Было время, когда люди не

умели читать и писать.

1-ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные

сообщения, когда не было букв? ( ребята отвечают)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось,

как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень

давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще

не было .А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды

люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам

и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.

Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили

когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно

нацарапать изображение . Так возникла дорога к письменности.

Но дорога оказалась долгой.

2-ведущий : 10 лет назад в Москве в честь создателей Азбуки был открыт

памятник Кириллу и Мефодию , а сами они стали считаться

Звучит веселая музыка. Появляется Буквовешка .

Ведущий : Здравствуйте, вы кто?

Буквовешка: Здравствуйте, я Буквовешка! Я знаю все про буквы и пришел

к вам на праздник Дня славянской письменности, чтобы

поиграть с вами, познакомить вас с буквами.

Ведущий: Спасибо, Буквовешка, мы с удовольствием с тобой поиграем., ну

а буквы наши дети уже знают.

Буквовешка: Интересно! Я хочу проверить!

Проводится игра « Буква и слово»

Буквовешка показывает букву, дети называют ее и придумывают на эту букву слово.

Буквовешка : Надо же. И вправду знают буквы. Но у меня есть задание

потрудней. Угадайте, какую букву я не дописал?

Проводится игра «Недописанная буква»

Буквовешка показывает букву, у которой не хватает одного или несколько

Элементов. Дети называют варианты названия букв. Буквовешка хвалит детей.

Ведущий : Ну теперь ты убедился, что наши дети знают все буквы в

алфавите? И я предлагаю спеть всем вместе песню про

Исполняется песня « Алфавит» муз. Р.Паулса.

Буквовешка показывает буквы по порядку, дети называют, взрослые поют.

Буквовешка: Вы правильно назвали все 33 буквы. Но в древнем алфавите ,

его называли кириллицей, буквы имели другие названия.

Читать еще:  Карамзин бедная лиза анализ произведения, план пересказа. Литературно-исторические заметки юного техника

1-ребенок : Помним мы с детства знакомые звуки,

Вот это вот Аз, а это вот Буки,

Кириллу с Мефодием слава и честь,

За то, что славянская письменность есть.

2-ребенок : И ценит весь мир нашу культуру,

Читает взахлеб нашу литературу,

Пусть годы проходят, проходят века,

Культура славянская будет всегда!

Буквовешка : Правильно, ребята ! Мы очень гордимся нашей письменностью.

Каждая буква неповторима и имеет свое имя : веди, люди,

буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать

людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»,

« живете», « люди», «покой».

Слушайте и запоминайте названия некоторых букв:

А- «аз» , Б- «буки», В- «веди», Г- «глаголь» , Д- «добро». А

Проводится игра «Назови буквы кириллицы»

Буквовешка называет букву современного алфавита , дети дают ее старое название.

1- ведущий : Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать

стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных

пещерах можно было увидеть множество изображений птиц,

зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией ,

или рисуночным письмом.

2-ведущий: Ребята, а сейчас, в современной жизни , используются где-

либо пиктограммы , то есть рисунок- письмо?

( Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы городов, государств)

Конкурс « Нарисуй пословицу»

(Ребятам раздаются карточки с пословицами. Нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать ее)

-Учился читать и писать, а выучился петь да плясать.

– Аз, буки и веди, страшат, как медведи.

-Что написано пером, то не вырубишь топором.

-Азбука- к мудрости ступенька.

Буквовешка : Ох и устал я что-то.

1-ведущий: А ты сядь, отдохни. А наши девочки- красавицы тебе

исполнят танец. Да не какой-нибудь, а славянский !

Исполняется хоровод под звуки славянской музыки.

Буквовешка: Да, славно девочки танцуют! Вижу вы не только буквы

Знаете, но еще и танцуете! А в школу вы идете? Тогда

Специально для вас я приготовил школьный кроссворд.

Отгадайте загадки, впишите ответы в горизонтальные клеточки,

И узнаете название самой первой школьной книги.

Вносится мольберт с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.

Буквовешка : Итак, первый вопрос.

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она,

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я .

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква З.

С виду черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква Б.

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква У.

Я люблю прямоту,

Сделать ровную черту

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква К.

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет!

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

1-ведущий : Вот спасибо тебе , Буквоведушка! Многому ты научил наших

ребят! Очень интересно с тобой, но наш праздник подходит

2-ведущий: Братья Кирилл и Мефодий –гордость всего славянского

Мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце,

Разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит

Земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед

Господом, и всем нужна грамота. Россия гордилась и будет

Гордится своей письменностью!

1-ребенок: О России петь- что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

2-ребенок: О России петь- что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать..

3-ребенок : О России петь- что тоску забыть.

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1-ведущий: На Руси всегда была традиция отмечать праздники

танцами и песнями. Громче музыка играй, громче песню

Исполняется русская народная песня « Земелюшка- чернозем»

2-ведущий: На этом наш праздник , посвященный Дню письменности,

Развлечение для детей подготовительной группы “День рождения азбуки”, посвященное Дню славянской письменности”

Звучит запись русских народных песен. Дети строятся на площадке.

Ведущий. Здравствуйте, ребята и взрослые! Скажите, какого человека можно назвать грамотным? (Который умеет читать и писать.) С чего начинается изучение грамоты? (С изучения букв). Как называется книга, по которой изучают буквы? (Азбука, букварь). Сейчас вы узнаете, как появилась эта книга. Много лет назад жили два брата Кирилл и Мефодий. Они решили собрать все буквы, расположить их в определённом порядке и записать в своей книге. Книгу решили назвать «Азбука» по названию первых двух букв «Аз» и «Буки». Так родилась книга азбука, а порядок расположения букв стал называться алфавитом. И сегодня 24 мая весь славянский мир празднует День рождения Азбуки. 10 лет назад в Москве в честь создателей Азбуки был открыт памятник братьям Кириллу и Мефодию, а сами они стали считаться святыми. Памятник Кириллу и Мефодию воздвигли и в Коломне на Соборной площади Коломенского кремля.

Читать еще:  Мультипликатор автор мультфильмов из серии простоквашино. Секреты мультфильма «Трое из Простоквашино»: Кто стал прототипом кота Матроскина, и почему дядя Федор менялся до неузнаваемости

Звучит весёлая музыка. Появляется дед Буквовед.

Ведущий. Здравствуйте, вы кто?

Дед Буквовед. Здравствуйте, я Дед Буквовед! Я знаю всё про буквы и пришёл к вам на праздник Дня рождения Азбуки, чтобы поиграть с вами, познакомить вас с буквами!

Ведущий. Спасибо, дедушка, мы с удовольствием поиграем с тобой, ну а буквы наши дети уже знают.

Дед Буквовед. Интересно! Я хочу проверить!

Проводится игра «Буква и слово»

Дед Буквовед показывает букву, дети называют её и придумают на эту букву слово.

Дед Буквовед хвалит детей.

Дед Буквовед. У меня есть задание потруднее. Угадайте, какую букву я не дописал?

Проводится игра «Недописанная буква»

Дед Буквоед показывает букву, у которой не хватает одного или нескольких элементов, дети называют варианты названия букв. Дед Буквовед хвалит детей.

Ведущий. Дедушка, теперь ты убедился, что наши дети знают все буквы в алфавите! И я предлагаю всем вместе спеть песню про алфавит.

Исполняется песня «Алфавит» муз. Р. Паулса

Дед Буквовед показывает буквы по порядку, дети называют, взрослые поют.

Дед Буквовед. Вы правильно назвали все 33 буквы. Но в древнем алфавите, его называли кириллицей, буквы имели другие названия. Слушайте и запоминайте: А – «аз», Б – «буки», В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро». А теперь повторите.

Проводится игра «Назови буквы кириллицы»

Дед Буквовед называет букву современного алфавита, дети дают её старое название.

Дед Буквовед (показывает две буквы «ять» и «фета»). Кто знает, что это за буквы? (дети дают варианты ответов).

– Это буквы кириллицы, в современном алфавите их нет. Да, буквы вы знаете, а умеете ли вы писать слова? Я очень люблю добрые слова. Придумайте по одному доброму слову и запишите его мелком на асфальте.

Проводится конкурс «Добрые слова»

Дед Буквовед. Молодцы, я вижу, вы знаете не только буквы, но и умеете писать слова. В школе вы будете хорошо учиться. Специально для вас я приготовил школьный кроссворд. Отгадайте загадки, впишите ответы в горизонтальные клеточки и узнаете название самой первой школьной книги.

Вносится мольберт с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.

Дед Буквовед. Итак, первый вопрос.

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки.

Дети (хором). Ручка!

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква а.

Дед Буквовед.

Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.

Дети (хором). Резинка!

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква з.

Дед Буквовед.

С виду чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.

Дети (хором). Буквы!

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква б.

Дед Буквовед.

Заливается звонок,
Начинается …

Дети (хором). Урок!

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква у.

Дед Буквовед.

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.

Дети (хором). Линейка!

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква к.

Дед Буквовед. Стоит дом. кто в него войдёт, тот ум приобретёт.

Дети. Школа!

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква а.

Дед Буквовед. А теперь прочитаем, какое слово получилось.

Дети (хором). Азбука!

Кроссворд.

Ведущий. Спасибо тебе, дедушка. Наш праздник «День рождения Азбуки» подходит к концу. На Руси всегда была традиция отмечать праздники танцами.
Громче музыка играй, пляску русскую начинай!

Звучит запись русских народных песен и мелодий. Дети свободно танцуют.

Источники:

http://kladraz.ru/blogs/jana-viktorovna-skulkina/kvest-kirilo-mefodievskie-chtenija.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/04/30/stsenariy-razvlecheniya-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625838/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии