Дополнительная программа “приобщение детей к истокам русской народной культуры”. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Дополнительная программа “приобщение детей к истокам русской народной культуры”. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Елена Лаптева
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

«Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В. Г. Белинский.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, художественное творчество, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России. В наше сложное время – время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Цель проекта:

Воспитание и формирование творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры, через художественную литературу и художественное творчество.

Задачи проекта:

• формировать представления детей о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях, праздниках;

• знакомить детей с произведениями народно – прикладного искусства;

• Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театральную деятельность, художественное творчество;

Приобщить детей к народным играм.

Планируемый образовательный результат:

-Пробуждение интереса к истокам русской народной культуры, через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, сказках и знакомство с народно-прикладным искусством.

– Расширение кругозора детей через посещение музея.

– Широкое использование всех видов фольклора.

– Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Основные формы работы с детьми:

I. Непосредственно-образовательная деятельность:

Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:

«Знакомство с родным краем».

«Еду-еду к бабе к деду на лошадке в красной шапке»

«В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей)

«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)

«Знакомство с декоративно – прикладным искусством».

Художественное творчество детей: знакомство с народно-прикладным творчеством «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» .

Рисование на темы:

«Русская матрёшка»

«Роспись дымковских игрушек»

III. Игровая деятельность:

Подвижные народные игры:

– по русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т. д.

IV. Знакомство с художественной литературой:

– знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками); собрали библиотеку сказок.

Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Гуси – лебеди» и т. д., стихов.

«Умелые руки не знают скуки». Поделки сделанные детьми совместно с родителями.

– в краеведческий музей, местного Дома культуры. Библиотекарь Вера Ивановна Мельникова познакомила ребят с историей родного края и быта. Провела экскурсию по музею.

Завершающим этапом проекта стало знакомство с обрядовым праздником «Широкая Масленица»

Система работы с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Я – семья – род – народ»

«Русская народная песня» (колыбельная, частушки)

Проведение совместной выставки «Умелые руки не знают скуки».

Проведение родительских собраний на тему:

– «Приобщение детей к русской культуре и декоративно – прикладному творчеству»;

Консультации для родителей:

«Народные игры»

– «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

«Русские народные праздники»

«Русская народная игрушка»

Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.

II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

III. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.

Реализация данного направления работы стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка, создания благоприятных условий приобщения к истокам русской народной культуры.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

2. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

3. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987-240с.

6. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во “Российское педагогическое детство”, 1999-208с.

Читать еще:  Экскурсия по пушкинскому музею. Я покажу тебе музей, или как попасть на бесплатную экскурсию в пушкинский

7. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков. ,1996.-127с.

8. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974-171с.

Книжки-самоделки в группе раннего возраста Книжки – самоделки в группе раннего возраста. Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется.

Консультация для воспитателей «Дети и поэзия» «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует.

Рабочая программа для детей младшей группы “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»

г. Ядрин Чувашской республики

Рабочая программа по кружковой работе

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Во второй младшей группе

на период с 1 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года

Выполнила: Гурьева Т.И.

воспитатель 1квалификационной категории

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Рабочая программа разработана для детей второй младшей группы. Занятия проводятся один раз в неделю, в вечернее время, продолжительностью 10 – 15 минут. В год 35 занятий. Закрепление материала проходит во время режимных моментов и в совместной деятельности педагога с детьми. Диагностика проводится два раза в год в ноябре и в апреле.

Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям русской народной культуры.

формировать у детей общее представление о культуре русского народа, её богатстве и разнообразии;

обогащать знания детей о предметах быта русского народа;

познакомить с декоративно-прикладным творчеством;

способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Познакомить детей с русской народной потешкой «Солнышко – ведрышко», помочь детям её запомнить. Учить рассказывать её четко с выражением. Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Во саду, ли в огороде»

Расширять представления детей об овощах и фруктах, используя малые формы фольклора. Учить детей внимательно слушать загадки и находить ответы к ним. Продолжать работу по формированию интереса к устному народному творчеству.

«Как у нашего кота»

Расширять представления детей о домашних животных, используя малые формы фольклора. Вызвать желание запомнить новую потешку, рассказывать ее с интонационной выразительностью. Воспитывать ласковые и заботливые чувства к домашним питомцам.

«Водичка, водичка, умой мое личико”

Продолжать формировать у детей культурно – гигиенические навыки, используя малые формы фольклора. Развивать память, выразительность речи.

Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Кот, петух и лиса»

Учить детей внимательно слушать сказки, участвовать в беседе по её содержанию. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о музыкальных инструментах русского народа (гусли). Формировать интерес к устному народному творчеству

«Милости просим, гости дорогие»

Познакомить детей с мини – музеем «Русская изба», с её хозяйкой (куклой Машей). Рассказать детям о том, чем мы будем здесь заниматься. Способствовать развитию любознательности. Развивать интерес к посещению «Русской избы».

«Приглашаем в гости к нам»

Познакомить детей с информацией о жизни и быте русского народа, о правилах приема гостей, о культуре общения. Способствовать развитию любознательности, воспитывать культуру поведения в гостях.

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки, развивать диалогическую речь.

Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.

«Сошью Маше сарафан»

Познакомить детей с женской одеждой русского народа. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества выделять элементы украшений. Способствовать развитию интереса и любознательности.

«Волк и семеро козлят»»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Предложить вниманию детей иллюстрации к сказке. Объяснять, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Формировать интерес к устному народному творчеству.

Расширять представления детей о домашних животных и их детенышах. Учить отгадывать загадки. Развивать логическое мышление.

Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Бычок- черный бочок»»

Продолжать приучат детей внимательно слушать сказки, участвовать в беседе по её содержанию. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки. Формировать интерес к устному народному творчеству.

Развивать у детей интерес к русской народной музыке, желание слушать ее. Развивать умение инсценировать песни, выполняя действия в соответствии с текстом. Воспитывать любовь и добрые чувства к самым старшим членам семьи.

Познакомить детей с народным – декоративным искусством, учить видеть красоту этих предметов. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества, обратить на элементы «Дымковской росписи» . Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

«Здравствуй зимушка – зима»

Расширять представления детей о природе, о природных явлениях используя малые формы фольклора. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение потешек. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

«Сундучок Деда Мороза»

Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа.

Вовлекать детей в процесс подготовки праздника. Создавать условия для получения новых положительных впечатлений.

«Снегурочка и лиса»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки.

Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.

«Самовар – чаем угощай»

Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода русского народа (самовар), с информацией о жизни и быте русского народа, о правилах приема гостей, о культуре общения. Способствовать развитию любознательности, воспитывать культуру поведения в гостях.

Читать еще:  Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду "жостовский букет". День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство

Учить детей внимательно слушать потешку, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях, вызвать желание запомнить ее наизусть. Предостеречь детей от игр с огнем.

Продолжать знакомить детей с народным – декоративным искусством (предметами домашнего обихода и музыкальным инструментом русского народа – деревянные ложки). Способствовать развитию любознательности.

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках. Развивать у детей интерес к русской народной музыке, желание слушать ее и исполнять.

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки, развивать диалогическую речь.

Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.

Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

«Кто же в гости к нам пришел?»

Продолжать знакомить детей с информацией о жизни и быте русского народа.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о предметах быта русского народа. Способствовать развитию любознательности.

Познакомить детей с музыкальным инструментом – балалайка.

Развивать у детей интерес к русской народной музыке, желание слушать ее и исполнять.

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать желание принимать участие в праздниках.

Развивать интерес к развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Вовлекать детей в процесс подготовки к празднику.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Учить детей поддерживать беседу о родном человеке. Развивать речь детей. Продолжать воспитывать любовь к родному и близкому человеку.

«Весна, весна, пойди сюда!»

Расширять представления детей о природе, о природных явлениях, о животном и растительном мире, используя малые формы фольклора. Продолжать работу по формированию интереса к устному народному творчеству.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Продолжать знакомить детей с малыми формами русского фольклора. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение потешек и небылиц. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию. Предложить детям рассмотреть иллюстрации к сказке. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Воспитывать смелость, отзывчивость, желание быть добрым и трудолюбивым.

Продолжать знакомить детей с народным – декоративным искусством. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества выделять элементы декоративных росписей. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода русского народа (коромысла и ведра). Способствовать развитию любознательности. Воспитывать положительное отношение к труду.

«У страха глаза велики»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Воспитывать желание быть справедливым, сильным и смелым с помощью обсуждения поступков героев народных сказок.

Формировать интерес к устному народному творчеству.

Продолжать знакомить детей с народным – декоративным искусством. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества выделять элементы декоративных росписей. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Развивать умение детей рассказывать по картине знакомые сказки, пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки.

Продолжать работу по формированию интереса к устному народному творчеству

«Прощанье с избой»

Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом русского народа

Способствовать развитию любознательности.

Расширять представления детей о природе, о природных явлениях, о животном и растительном мире, используя малые формы фольклора.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, к членам своей семьи.

Аникин В.П. Русский фольклор Издательство «Художественная литература Москва 1995. Редактор Ю. Розенблюм

Афанасьева А.Н. Русские сказки Издательство «Художественная литература» Москва 1987. Редактор С.Чулков

Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры Издательство «Учитель» Волгоград 2008. Редактор А.В. Перепелкина

Ветрова В.В. «Ладушки, ладушки…» (Игры для детей и родителей). – М.: Знание, Москва 1995. Редактор О.Г.Свердлова

Виноградова А.В. 1000 загадок для самых умных малышей Издательство «Сова» Санкт-Петербург 2007. Редактор М. Воронцова

Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома Издательство «Оникс» Москва 2011. Редактор Р.Е. Данкова

Капшук О.Н. Русски праздники и обряды ООО «Феникс» Ростов н/Д 2008. Редактор А.М. Спивак Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Издательство «Детство-Пресс» Санкт- Петербург 2006. Редактор С. Д. Ермолаев

Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. Серия: Азбука развлечений. «Издательство Союз», Санкт-Петербург 2000. Редактор И.Л. Климович

Мельников М.Н. Русский детский фольклор М.: Просвещение Москва 1987. Редактор Ю.Д. Тарасов

Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество «Издательство «Центрполиграф» Москва 2000.Редактор И.В. Тараканова

Науменко Г.М. Сказания, песни, пословицы, игры народов России М.: Астрель Москва 2007. Редактор Т.М. Тумурова

Дополнительная программа “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цели и задачи программы
  4. Принципы построения программы
  5. Направления работы
  6. Компоненты патриотического воспитания
  7. Методы
  8. Учебный план
  9. Основные тематические направления программы

13.Перспективный план работы с родителями

  1. Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы

16.ПРИЛОЖЕНИЕ. Методическое обеспечение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Читать еще:  Что обозначает жест одна рука закрывает. Почему не сгибается рука в локте? Особенности невербального общения

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения

о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность:

  • Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи программы: Воспитательные:

  • формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  • развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • воспитание коллективизма;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

  • расширение кругозора дошкольников;
  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

  • ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
  • ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
  • создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
  • ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам.

Принципы построения программы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
  • Принцип целостности – формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
  • Принцип доступности – предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  • “позитивный центризм”(отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подходк каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Принцип конструктивизма – особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
  • воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
  • ознакомление детей с народным искусством;
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Компоненты патриотического воспитания:

  • Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
  • О культуре народа, его традициях, творчестве
  • О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
  • Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
  • О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)
  • Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительныечувства ребенка к окружающемумиру)
  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
  • Интерес к жизни родного города и страны
  • Гордость за достижения своей страны
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
  • Восхищение народным творчеством
  • Любовь к родной природе, к родному языку
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
  • Деятельностный(отражение отношения к миру в деятельности)
  • Труд
  • Игра
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Познавательная деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
  • Расширение кругозора детей через музей тряпичной куклы и быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Методы:

  • словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
  • наглядный:показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
  • практический:создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
  • игровой:создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
  • исследовательский:выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.

Программа предусматривает проведение различных видов занятий – игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury.html
http://infourok.ru/rabochaya-programma-dlya-detey-mladshey-gruppi-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kulturi-1016219.html
http://ramdou31.edumsko.ru/activity/educational_program/post/157742

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии