Дополнительная программа “приобщение детей к истокам русской народной культуры”. Основные тематические направления программы
Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»
Галина Александрова
Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Пояснительная записка.
Основными источниками при разработке рабочей программы стали следующие материалы:
Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998;
И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013;
А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015;
Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова «Календарные обрядовые праздники», Центр педагогического образования, 2007;
Методическое пособие Г. Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», Москва, Издательство «Аркти», 2002;
Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Центр педагогического образования, 2008.
Актуальность программы.
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую нравственную культуру.
Цель программы.
Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи программы:
формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
развивать способность анализировать, воспринимать произведения русского фольклора. Учить выражать, обогащать словарный запас.
прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые приручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
создавать условия для восприятия целостной картины мира, осознание своей этнической принадлежности, воспитание толерантности;
В основы программы положены следующие принципы:
учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;
принцип комфортности образовательной среды;
уважение личности каждого ребенка;
принцип отбора содержания учебного материала.
Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей:
желание ребенка посещать занятия кружка;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
наглядность, доступность и мера;
систематичности и последовательности.
Сроки реализации программы:
Изложение материала рассчитано на 3 года.
Работа рассчитана на три возрастные группы:
В 1-й год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете.
2-й год проводится работа по закреплению имеющихся знаний.
3-й год – обобщение и систематизация полученной информации.
Приоритеты данной программы:
Создание атмосферы национального быта
: окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они часть великого народа;
Широкое использование фольклора
(сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.);
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
, приобщение детей к народной культуре через народные праздник и традиции;
Знакомство с народным искусством
. Важно познакомить детей с народным прикладным искусством, зодчеством и архитектурой. Особое внимание уделить знакомству с декоративной народной росписью, т. к роспись способна увлечь ребенка своей гармонией, ритмом, наивностью, что так близко к детскому мироощущению.
Знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемые результ
Воспитанники детского сада:
Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Фотоотчет по приобщению дошкольников к истокам народной культуры в рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» В рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры было проведено много ярких, самобытных,.
Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.
Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Почему я решила работать над этой проблемой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории.
Приобщение детей к истокам народной культуры. Конспект занятия «Русская матрешка» Народная культура и традиции. «Русская матрешка» Программные задачи: познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой; формировать понятие,.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.
Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработали статью в соавторстве Колесникова Марина Викторовна, Каньшина Ольга Ивановна, Молодых Евгения Викторовна. Проблема освоения.
Презентация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста» В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем.
Проект «Бабушкин сундук» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим.
Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБОУ «Георгиевская СОШ» Группы дошкольного образования Программа профессионального развития Тема самообразования: «Приобщение детей.
Заметка «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Заметка”Приобщение детей к истокам русской,народной культуры” Воспитание у детей любви к своей родине,приобщение детей к истокам русской.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Данная программа (авторы О.Л. Князева и М.Д. Маханева) предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух русской национальной культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.
Исходя из данных теоретических оснований, авторы рекомендуют следующее.
- Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
- Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.
Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным условием и участником педагогического процесса авторы программы считают специальное помещение – избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т.д. Такое убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. В избе детей приветствует хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей всех народных традиций (ее роль может исполнять одна из воспитательниц). Кроме того, в избе живет еще один персонаж (это авторская находка) – домовенок Кузя (образная кукла) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.
Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.
Конечно, реализовать такую программу могут лишь педагоги, хорошо знакомые с русским фольклором и национальной культурой. Для того чтобы педагогический коллектив любого детского образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде приложения даются специальные материалы: сказки, былины, литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословицах, и т.д.
Программа “Приобщение к истокам русской народной культуры”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 станицы Темижбекская муниципального образования Кавказский район
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
(для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп).
пед. коллектив МБДОУ д/с №28
I . Пояснительная записка.
3. Задачи и принципы построения программы…………………………………….…………………………………..5
II . Организационно-методическое обеспечение…………………………… 7
1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп………………..….7
2. Методы, используемые в работе………….…………………………………..7
3. Форма проведения «Ловкие пальчики»…………………………. 8
4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)…………………. ….9
III . Учебно-тематическое планирование.
Тематический перспективный план работы …………………. …. 11
I V Перспективный план работы с родителями……………………….
V Список использованных источников……………………………..…
I . Пояснительная записка.
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.
1.Актуальность разработки программы.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Темы занятий программы дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми.
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.
2. Цель программы:
Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа , формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
Освоение историко –культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
Обогащать словарный запас детей;
Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д
Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играм.
познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа,с предметами русского быта и их назначением;
пробудить интерес к русской народной культуре;
дать представления о разнообразных древних ремеслах;
познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно – прикладному искусству;
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.
прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь, сохранение духовной культуры;
сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
воспитыватьу детей патриотические чувства и духовность;
содействовать сближению поколений.
Принципы построения программы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
Принцип целостности – формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
Принцип доступности – предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Принцип конструктивизма – особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная информация.
II . Организационно-методическое обеспечение.
1.Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.
Формы и количество занятий: Занятия проходят 2 раз в месяц во второй половине дня в течение образовательного периода
Занятия проводятся по подгруппам по 10-12 человек, посещают дети 3-7 лет: второй младшей группы- два раза в месяц во вторую половину дня, средней группы – два раза в месяц во вторую половину дня; старшей группы – два раза в месяц во вторую половину дня; подготовительной группы – во вторую половину дня.
во второй младшей группе – 15 минут
в средней группе – 20 минут
в старшей группе – 25 минут
в подготовительной группе – 30 минут
Занятия проходят в комнате казачьего быта
2. Формы и методы, используемые в работе по программе.
Методыработы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
интеллектуальные и дидактические игры.
2. Наглядные методы:
использование экспонатов, подлинных вещей;
просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
использование русских народных песен и танцев;
проведение русских народных игр;
использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
применение игрушек и изделий народных промыслов;
представление кукольного театра;
разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения.
Формы работы с детьми:
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Работа с различными художественными материалами;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. Художественно – эстетическое развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов, аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок)
2. Физическое развитие (комплекс активных игр)
3. Речевое развитие (чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений художественной литературы).
Старшая и подготовительная группы
Использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
Знание и умение называть народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек
Средняя и младшая группы
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:
1. Устный фольклор
Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
2. Этнографические сведения
Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.
4. Фольклорный театр
Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.
4.Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
5. Творческая мастерская «Виды декоративной росписи в технике Папье -маше»
На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи.
В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.
III . Учебно-тематическое планирование.
Тематический годовой план занятий
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-po-priobscheniyu-detei-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kulture-ruskaja-izba.html
http://psylist.net/pedagogika/00256.htm
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/planirovanie/293843-programma-priobschenie-k-istokam-russkoj-naro