Дом музей марины цветаевой в борисоглебском. когда началась Великая Отечественная война, Марину Цветаеву эвакуировали в город Елабугу в Татарстане

Дом музей марины цветаевой в борисоглебском. когда началась Великая Отечественная война, Марину Цветаеву эвакуировали в город Елабугу в Татарстане

ДОМ ПАМЯТИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Дом памяти М.И. Цветаевой Елабужского государственного музея-заповедника

Ул. Малая Покровская, 20. Открыт 4 июня 2005 года

В 2005 году при поддержке Министерства культуры и по распоряжению Кабинета министров и лично премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова был выкуплен из частной собственности и музеефицирован жилой дом постройки 1925 года — бывший дом семьи Бродельщиковых, в котором прошли последние 10 дней жизни эвакуированной из Москвы Марины Цветаевой.

Мемориальная экспозиция Дома памяти М.И. Цветаевой воспроизводит обстановку дома елабужской семьи начала 1940-х гг. Представлены предметы быта семьи Бродельщиковых: сундук, швейная машинка, настенное зеркало, посуда.

Документальная экспозиция рассказывает о пребывании в Елабуге Марины Цветаевой: списки эвакуированных литераторов, фрагмент домовой книги Бродельщиковых, тексты предсмертных записок, запись акта о смерти Цветаевой, отрывки из дневников и писем Георгия Эфрона, письма Анастасии Цветаевой и Ариадны Эфрон, первый посмертный сборник стихов Марины Цветаевой (1961).

Главная ценность — записная книжка, принадлежавшая Цветаевой.

Сотрудники Дома памяти М.И. Цветаевой Елабужского государственного музея-заповедника

Сагирова Лилия Ильдусовна Заведующая Домом памяти М.И. Цветаевой

Потапова Наталья Леонидовна Старший научный сотрудник

Наш адрес: г. Елабуга, ул. Малая Покровская, д. 20 Телефон: 8 (85557) 7-05-11 E-mail: egmzliteratyra61@mail.ru

Часы работы: с 9.00 до 18.00 Выходной день — понедельник

Кроме Дома памяти М.И. Цветаевой все, кому интересны жизнь и творчество Поэта, могут посетить другие объекты, связанные с именем М.И. Цветаевой в Елабуге:

Литературный музей М.И. Цветаевой Библиотеку Серебряного века Музей «Портомойню» Могилу М.И. Цветаевой на Петропавловском кладбище Мемориальную площадь М.И. Цветаевой Церковь Покрова Божией Матери Кафе «Серебряный век»

Литературный музей М.И. Цветаевой

Ул. Казанская, д. 61. Открыт 29 декабря 2003 года

Экспозиция музея рассказывает о литературном творчестве Марины Цветаевой, её творческих и дружеских связях с литературными деятелями эпохи: М. Волошиным, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, В. Маяковским, А. Белым, В. Ходасевичем и др., отношении современников к личности и творчеству поэта и о знаковых событиях в жизни Марины Цветаевой.

Это — встреча с Сергеем Эфроном и счастливые годы в «волшебном доме» Борисоглебского переулка, рождение детей, революция, смерть дочери Ирины, эмиграция, возвращение на родину, отъезд в Елабугу в эвакуацию в августе 1941 года.

Библиотека Серебряного века

Ул. Казанская, д. 59

Библиотека Серебряного века была создана в 2005 году. Она располагается в одном из исторических зданий города и входит в Мемориальный комплекс М.И. Цветаевой Елабужского государственного музея-заповедника. Основу её книжных фондов составляют произведения современников М.И. Цветаевой: Б. Пастернака, О. Мандельштама, Н. Гумилева, А. Ахматовой и других, литературные и биографические исследования.

За годы своего существования и плодотворной работы Библиотека Серебряного века стала средоточием культурной жизни не только для Елабуги, но и для ценителей литературного слова Нижнего Прикамья в целом.

Музей «Портомойня»

Ул. Малая Покровская, 9. Открыт 29 октября 2009 года

В 2009 году строительство Мемориального комплекса М.И. Цветаевой завершилось открытием музея «Портомойня», созданного по инициативе генерального директора ЕГМЗ Г.Р. Руденко при поддержке Министерства культуры РФ.

В старинном здании из природного бутового камня располагалась общественная прачечная. Здесь брали воду жители ближайшей округи.

В августе 1941 г. М.И. Цветаева, живя неподалёку в доме Бродельщиковых, приходила в портомойню за водой.

В музеях предлагается экскурсионное сопровождение на четырех языках: русском, татарском, английском, немецком.

Есть возможность использования аудиогида в программе izi.TRAVEL

Посетители с ограниченными физическими возможностями, пользующиеся инвалидными колясками, могут беспрепятственно посетить Дом памяти М.И. Цветаевой.

Во всех музеях используются громкоговорители.

Могила М.И. Цветаевой на Петропавловском кладбище

2 сентября 1941 г. М.И. Цветаеву похоронили на Елабужском Петропавловском кладбище. Могила со временем затерялась.

В 1960 г. Анастасия Цветаева на предполагаемом месте захоронения Марины Цветаевой установила металлический крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

В 1970 году по решению Cоюза писателей Татарии крест был заменён памятным камнем.

В 2004 году вокруг захоронения Марины Цветаевой на Петропавловском кладбище утверждена охранная зона, где запрещены новые захоронения. Территория благоустроена брусчаткой, установлена скамья с элементами ажурной ковки, изображающей гроздья рябины, и стела, на которой высечены строчки цветаевских стихов «Идёшь на меня похожий…»

Могила Марины Цветаевой на Петропавловском кладбище является местом паломничества многочисленных почитателей цветаевской поэзии и проведения традиционного ежегодного Дня памяти Марины Цветаевой.

Мемориальная площадь М.И. Цветаевой

Открыта 31 августа 2002 года

Мемориальная площадь М.И. Цветаевой с памятником-бюстом поэта (авторы А.И. Головачёв, В.А. Демченко) на гранитном постаменте с надписью, повторяющей автограф поэта «Марина Цветаева», в окружении ротонды белого цвета. Открыта в 2002 г. к 110-летию Марины Цветаевой в дни проведения в Елабуге первых Международных Цветаевских чтений.

Площадь является излюбленным местом отдыха елабужан и гостей города.

Церковь Покрова Божьей Матери

Старейший храм Елабуги, первое известное упоминание о котором относится к 1617 году, первоначально был деревянным. Каменная церковь была построена в первой половине XIX века.

31 августа 1990 года с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Церкви Покрова Божией Матери епископ Казанский и Татарстанский Анастасий отпел рабу Божию Марину. При отпевании он назвал самоубийство Марины Цветаевой «убийством от режима».

Каждый год 31 августа, в День памяти Поэта, священники церкви служат панихиду по Марине Цветаевой и членам её семьи.

Кафе «Серебряный век»

Ул. Казанская, 68 Б. Открыто 29 августа 2003 года

Открытие кафе состоялось в 2003 году накануне Дня памяти Марины Цветаевой.

В интерьер кафе органично включены фотографии Елабуги XIX – начала XX века.

В настоящее время является одним из любимых мест отдыха жителей и гостей города.

Традиционно проводимые мероприятия

– Международные Цветаевские чтения проходят в Елабуге с 2002 года (один раз в два года). По традиции они проводятся совместно с Елабужским институтом Казанского Федерального университета, преподаватели которого стояли у истоков елабужского цветаеведения. Научную конференцию Цветаевских чтений дополняет обширная культурная программа.

– Вручение Литературной премии имени М.И. Цветаевой. Эта общероссийская премия была учреждена в 2006 году по инициативе главы Елабужского муниципального района И.Р. Гафурова и члена Союза российских писателей, поэта Н.П. Алешкова в целях развития лучших культурных традиций России и увековечивания имени поэта Марины Цветаевой.

В 2007 году премия нашла своих первых лауреатов и с тех пор вручается, как правило, в дни проведения Международных Цветаевских чтений. Премируются поэты, прозаики, исследователи, представители сферы музейного и театрального дела, музыканты — все те, чьё творчество обладает высокими художественными и исследовательскими достоинствами и вносит вклад в современное цветаеведение.

– Цветаевский костёр, посвящённый дню рождения поэта, с 2003 года традиционно зажигается в первую субботу октября в Поэтической беседке Литературного музея М.И. Цветаевой, собирая поклонников поэта из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

– Республиканский открытый конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвящённый Марине Цветаевой, ежегодно (с 2008 года) проводится в Библиотеке Серебряного века. Подведение итогов и награждение победителей проходит на Цветаевском костре.

– С 1991 года Елабужский государственный музей-заповедник ежегодно 31 августа проводит День памяти поэта (панихида в Покровском соборе, возложение цветов к памятнику, посещение кладбища).

– С 2012 года в Елабуге проводится ежегодная Республиканская научно-практическая конференция для учащихся средних общеобразовательных школ «Их имена составили славу России». В течение двух дней в Библиотеке Серебряного века работает секция «Серебряный век Марины Цветаевой».

– В рамках музейно-образовательной программы «Музей и школа» проводятся музейные занятия: «Поэтический конструктор. Как делать стихи», «Поэтический паровозик», «Жил в Чернильнице волшебник», «В гостях у Банника», «Я веду жизнь простого солдата. Георгий Эфрон».

Тайна гибели Марины Цветаевой

В самый канун нового, 2008 года в Москве, к 115-летию со дня рождения Марины Цветаевой был установлен памятник поэтессе. Его место – Борисоглебский переулок, напротив её дома-музея. Кстати, памятник был отлит в бронзе на средства столичного департамента культуры, а также спонсоров. Сам собою повис вопрос: запоздалое признание, дань уважения или реабилитация патриотов- диссидентов?

Читать еще:  Любимые сериалы могут внезапно закончиться? Гильдия сценаристов Голливуда готовит забастовку. Почему новая забастовка голливудских сценаристов увенчалась успехом, не успев начаться

Так кем же была «самый чрезвычайный поэт ХХ века» для россиян? «Что вам прочитала Цветаева, придя со своих похорон?»

…Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. В Борисоглебском переулке прошла ее молодость. Как поэт, прозаик и драматург она состоялась именно в Москве. А свела она счеты с собой в Елабуге (ныне Татарстан) 31 августа в тяжелом 1941 году. Её могила в Елабуге затерялась. Памятником ей остались лишь книги тех людей, которые ее знали, любили, изучали.

Поэтесса ушла из жизни неотпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексий II дал благословение на ее отпевание, тогда как отпевать самоубийц в РПЦ категорически запрещено. Что же позволило сделать для нее исключение? «Любовь народная», – ответил патриарх.

Цветаева родилась не «простой русской» девочкой: её отец был профессором-искусствоведом, создателем музея изобразительных искусств, мать – пианисткой, ученицей знаменитого А. Рубинштейна, дед – известнейшим историком. Из-за чахотки матери Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; получила прекрасное образование в пансионах Лозанны и Фрейбурга. Юная Марина свободно владела французским и немецким языками, прошла курс французской литературы в Сорбонне. Оттого-то и стихи девочка начала писать в 6 лет одновременно по-русски, по-немецки и по-французски.

Она оставила три посмертные записки: официальную, со словами “дорогие товарищи”, вторую – поэту Асееву, где умоляла усыновить 16-летнего сына и выучить его (чего Асеев не сделал!) и самому сыну-подростку – о том, что попала в тупик и выхода, увы, не видит…

За неделю до самоубийства Цветаева написала заявление с просьбой принять её на работу посудомойкой в открывающемся предприятии, но столовую открыли аж зимой 43-го, когда Цветаевой в живых не было. Сына ее сперва переэвакуировали в Ташкент, потом призвали на фронт, где он, крупный и неспортивный, был убит в бою в конце войны.

…Семья эмигрантки Цветаевой воссоединилась в России в канун Великой Отечественной войны, в июне 1939-го. Муж, Сергей Эфрон с дочерью Алей вернулся на родину чуть раньше, в 1937 году. О нем говорили как о «запутавшемся на Западе разведчике». По официальной версии С. Эфрон ради возвращения в СССР принял предложение сотрудничать с НКВД за границей. А затем оказался замешанным в заказном политическом убийстве, из-за чего бежал из Франции в Москву. Летом 1939-го вслед за ним и дочерью возвратилась и Цветаева с сыном Георгием.

Вскоре в семье репатриантки Цветаевой начался сущий ад: дочку Алю забрали в НКВД как шпионку, потом – Сергея, горячо любимого мужа, да еще с издёвочкой: “ждал-то – орден, а получил – ордер”. Дочь и муж были арестованы: Эфрона расстреляли в 1941-м, дочь после 15 лет репрессий была реабилитирована. Сама Цветаева не могла ни трудоустроиться, ни найти жильё, ее произведения никто не печатал. По словам близких людей, они с сыном буквально голодали.

“Белогвардейцы возвратились», – перешёптывались об Эфроне и Цветаевой. И…пошло-поехало: тюремные очереди и хлопоты, истерики, страх за себя и детей, как за последнего кормильца, мучила неизвестность впереди, она чувствовала себя, словно в жуткой мясорубке…

Она была страстная мать, однако и здесь гармонии не испытала: в гражданскую войну потеряла младшую дочь, потом сделала идола из сына, обожала его буквально тиранически, а «идол» взял да и стал строптивым, амбициозным, просил не перекармливать материнской любовью.

Все два года в России они ссорились с сыном, громко крича на французском. Кстати, Эфрон с отеческим сарказмом называл мальчика “Марином» – именно потому, что и норовом, и «нервенностью», то бишь, чувственностью, он был схож с матерью. Цветаева хотела вырастить из сына гения, а не сумела простейшего, она просто не научила его жить среди людей на равных. Уйдя из жизни, мать оставила его изгоем в чужом мире.

Почему Москва встретила Цветаеву настороженно? И ведь не просто «парижанкой», не просто «из бывших»! А именно – клеймёной. Есть версия, что возвращения поэтессы испугались именно собратья «по поэтическому цеху».. Ее далеко отодвинул даже Пастернак, с которым у нее был бурный эпистолярный роман. И не только «политически», но и по-мужски. Причем на очень большую дистанцию: он испугался возможного «пожара», именно он когда-то в запале и произнес: мол, у Марины и керогаз пылает «Зигфридовым пламенем». А так нельзя!

После возвращения на родину Цветаева готовит к изданию сборник стихов, много переводит, но ее никто не печатает.

«Нищая элегантность», – так называли за глаза Цветаеву в последнюю пору её жизни. С виду она была всегда словно мышкой: серенькой, неброской, на низких каблуках, с огромным поясом и янтарными бусами, на запястьях – изысканные серебряные браслеты, с недлинной стрижкой. А глаза – зеленые. Буквально как крыжовник. И походка – твердая, почти мужская. Цветаева будто всегда преодолевала что-то: боялась уличных машин, в метро – эскалаторов, в домах – лифтов, всегда казалась словно близорукой, не от мира сего, очень незащищенной.

Объявленная в 1941-м война и перспектива окунуться в гитлеровское иго ужаснуло ее еще сильней, куда сильней, чем сталинское! А в победу России она верила с трудом. 22 июня, в день объявления войны, Цветаева произнесла странную фразу: “Мне бы поменяться с Маяковским”. И еще сказала такое: «Человеку немного надо: клочок твердой земли, чтобы поставить ногу и удержаться на ней. Вот и все».

Судить о причинах её самоубийства – по всей видимости, бессмыслица. Об этом знала лишь она сама, навеки замолчавшая.

Вот краткие вехи биографии поэтессы. В революционную пору вплоть до 1922 года она вместе с детьми жила Москве, в то время как ее муж, офицер Эфрон, сражался в белой армии. С 1922 года семья эмигрировала: недолго жила в Берлине, 3 года – в Праге, с 1925 года начался «парижский период», отмеченный полнейшей нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, в это время возрастала враждебность критики в её адрес. Условия жизни семьи за границей были невероятно трудны. На родине – еще труднее.

Цветаева выросла в демократически настроенной семье. И если революция 1917 года стала направляющей силой для таких, как Маяковский, Блок, Есенин и других, то перед М. Цветаевой 1917-ый предстал иначе.

Отношение ее к революции было неоднозначно; стараясь найти нечто героическое в белой армии, где служил муж, она в то же время понимала безысходность контрреволюционного движения. В то время круг знакомств её был очень богат. Это – Бальмонт, Блок, Ахматова, Волошин, Кузмин, Ремизов, Белый, Брюсов, Есенин, Антокольский, Мандельштам, Луначарский, с которым выступает на концертах. А еще это широчайший актерский круг, – учеников Е. Вахтангова.

Есть сведения, что еще в 17-летнем возрасте Марина пыталась покончить жизнь самоубийством. Она даже написала прощальное письмо сестре Анастасии, которое попало к ней спустя 32 года. Вот что написала ее сестра в своих воспоминаниях: “Марина писала о невозможности жить далее, прощалась и просила меня раздать ее любимые книги и гравюры – далее шел список и перечисление лиц. Я помню строки, лично ко мне обращенные: “Никогда ничего не жалей, не считай и не бойся, а то и тебе придется так мучиться потом, как мне”. Затем следовала просьба в ее память весенними вечерами петь наши любимые песни.

В память особенно врезались эти строки: «Только бы не оборвалась веревка. А то недовесить-ся – гадость, правда? – писала сестра. – Эти строки я помню дословно. И помни, что я всегда бы тебя поняла, если была бы с тобою”. И подпись.

Далее, чтобы не упрекнули в плагиате, привожу близко к тексту разрозненные отрывки из книги сестры Цветаевой, Анастасии. “1 февраля 1925 г. у Марины родился сын Георгий (“Мур” – сокращенное от “Мурлыка”, уцелевшее до его конца. Исполнившаяся мечта! Гордость матери. Но о нем в 10 лет Марина написала: “Душевно неразвит. “

Читать еще:  Специфика и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста - реферат. Музыка как средство развития ребенка

Война. Эвакуация. Марина много тяжелее других восприняла объявление войны, нежданно вспыхнувшей на территории ее Родины, где она могла надеяться укрыться от пережитого на Западе. Она ждала, что сюда война не придет. Марину охватило то, что зовут панический ужас. Она рвалась прочь из Москвы, чтобы спасти Мура от опасности зажигательных бомб, которые он тушил. Содрогаясь, она говорила: “Если бы я узнала, что он убит, – я бы, ни минуты не медля, бросилась бы из окна” (они жили на седьмом этаже дома 14/5 на Покровском бульваре). Но самая зажигательная сила зрела в Георгии: жажда освободиться о материнской опеки, жить, как он хочет.

А вот как рассказывали другие: «…в Елабуге пришла Цветаева, умоляя не допустить, чтобы ее разлучили ссыном, детей этого возраста отправляли в эвакуацию от родителей отдельно. Сына не отняли. Что рядом с этим все трудности жизни? Но он бунтовал. Он не хотел жить в Елабуге. Она против его воли вывезла его из Москвы. У него там был свой круг, друзья и подруги. Он грубил. Марина переносила его грубости замершим материнским сердцем. Как страшно было его представить себе без ее забот в дни войны!

Сын не жил без ее помощи. Он не понимал людей. В Елабуге стал дружить с двумя мужчинами, невесть откуда взявшимися, и намного старше его. Он не желал слушать мать, не хотел лечить больную ногу. На каждом шагу спорил. К его тону она привыкла, а последние два года без отца – терпела. Рассказывали о необыкновенном терпении Марины с ним. Все говорили, что “она его рабски любила”.

Перед ним ее гордость смирялась. Его надо было дорастить во что бы то ни стало, сжав себя в ком. Она себя помнила в его годы: разве она не была такой же? “Он молодой, это все пройдет”, – отвечала на удивлённые замечания знакомых, как она, мать, выносит такое обращение с собой. Последним решающим толчком была угроза Мура, крикнувшего ей в отчаянии: “Ну, кого-нибудь из нас вынесут отсюда вперед ногами!” “Меня!” – ухнуло в ней. Их “вместе” кончилось! Она уже не нужна ему! Она ему мешает.

Все связи с жизнью были порваны. Стихов она уже не писала, да и они бы ничего не значили рядом со страхом за Мура. Еще один страх снедал ее: если война не скоро кончится, Мура возьмут на войну. Да, мысль о самоубийстве шла с ней давно, и она об этом писала. Но между мыслью и поступком – огромное расстояние.

В 1940 г. она запишет: “Я уже год примеряю смерть. Но пока я нужна”. На этой нужности она и держалась. Марина никогда не оставила бы Мура своей волей, как бы ей ни было тяжело. Годы Марина примерялась взглядом к крюкам на потолке, но пришел час, когда надо было не думать, а действовать. И хватило гвоздя.” Беспощадно грубые слова 16-летнего сына прозвучали в материнстве Марины – приказом смерти – себе.

На упреки сына, что она не умеет ничего добиться, устроиться, она в горькой надменности, на миг вспыхнувшей гордости, бросила сыну: “Так что же, по-твоему, мне ничего другого не остается, кроме самоубийства?”

Сын ответил: “Да, по-моему, ничего другого вам не остается!” Это была не просто дерзость мальчишки! Потрясенный ее уходом, он не повторит ее шага. Пусть живет он, юная ветвь!

…Она помнила себя с 17-ти лет, свою попытку самоубийства. Он был – сколок с нее.

Елабуга: Город-музей, скрывающий тайны Марины Цветаевой и… японских самураев

14 июля 2015 8:00 2

Фото: Никита ПЕРФИЛЬЕВ

ВЕХИ

Исследовать Елабугу стоит начать с Чертова городища, откуда открывается безумно живописный вид на слияние рек Тойма и Кама . Городище первоначально было родовым убежищем одного из местных племён, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тысячелетия. В восточной части городища находятся остатки квадратной каменной цитадели с четырьмя башнями, возведённой в 10 веке болгарским князем, захватившим убежище.

На территории комплекса можно увидеть единственную сохранившуюся башню утраченного сооружения. Остальные были разобраны местными жителями до фундамента. В 1844 году башня рухнула, за исключением небольшого северного участка с арочным дверным проемом и окном над ним. В 1867 году по инициативе Елабужского купца Шишкина , рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом.

После посещения Чертова городища советую отправиться на центральную улицу города, где сосредоточены все основные музейные комплексы Елабуги. Кстати, улица Казанская является пешеходной, но этот факт многие игнорируют и спокойно раскатывают по ней на автомобилях. Так что будьте осторожны…

На Казанской обязательно посетите Музей уездной медицины Владимира Бехтерева , который был открыт в 2007 году. «Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев», — произнес некогда немецкий профессор Копш . И это, отчасти, правда.

Музей расположен в одном из корпусов земской больницы, построенной в 1881 году купцом Барановым . Здание само по себе уже является удивительным экспонатом. Приятной деталью экскурсии станет отдых в местном фито-баре – попробуйте вкусного травяного чаю, не пожалеете.

Далее дойдите до местного краеведческого музея, где в рамках единого комплекса совмещены разные по своей тематике проекты. В его состав вошли Музей истории города, Музей-театр «Трактир» (в котором можно хорошо отобедать), а также интерактивные мастерские и выставочный зал. Сразу же бросается в глаза значок с изображением руки. Он означает, что данный экспонат содержит какой-то интерактив. Например, можно почувствовать себя настоящим археологом и кисточкой очистить от песка элементы древней посуды.

Кстати, в музеях есть и другие примечательные значки, например, с изображением фотокамеры. Они говорят о том, что фотографировать не только можно, но и нужно. В некоторых комплексах вам могут предложить даже переодеться. К примеру, в усадьбе Дуровой смотритель предложит померить гусарскую амуницию, а в Музее уездной медицины для удачного снимка санитары могут вас облачить в смирительную рубашку.

К слову о доме-музее Дуровой. Здесь вам расскажут удивительную историю про первую девушку, попавшую в элитные гусарские войска. Герой Отечественной войны 1812 года, участница Смоленского и Бородинского сражений, ординарец фельдмаршала Михаила Кутузова , а позднее талантливая писательница золотого века русской литературы, восхитившая своими «Записками» Александра Пушкина и Виссариона Белинского, Надежда Андреевна Дурова провела в Елабуге более тридцати лет своей долгой 82-х летней жизни.

ШИШКИНСКИЕ МЕСТА

Чтобы посмотреть на знаменитые шишкинские пруды глазами мастера-живописца достаточно зайти в бывший купеческий дом семьи Шишкиных и подняться на балкон, где любил проводить время автор уникальных полотен. Елабуга – город детства и отрочества «кровного, русского, великого художника». Здесь он родился и вырос, здесь же получил силы для своего творческого подвига. Если вы вдруг запамятовали, напомни, Иван Иванович Шишкин – один из наиболее известных русских живописцев, чьё имя стало символом России наряду с именами Пушкина и Толстого , Чайковского и Мусоргского , Репина , Левитана и многих других. На фото, кстати, прижизненный слепок с руки Шишкина.

На втором этаже расположены мастерская и жилая комната художника. В двух залах разместилась картинная галерея, где представлены подлинные живописные и графические работы Ивана Ивановича. В этой комнате и жил художник.

Графика занимает в творчестве Ивана Ивановича Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, шестьдесят восемь литографий, тридцать девять цинкографий. В фондах музея хранится более 50 подлинных офортов Ивана Ивановича Шишкина. В экспозиции представлено лишь пятнадцать, среди которых «Облака над рощей», «На лесной меже», «Папоротник», «Ели в Шуваловском парке», «Поле» и другие, являющиеся подлинными шедеврами гравировального искусства. Кстати, фотографировать в этом зале запрещено.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Рядом с домом, где провела последние свои дни Марина Цветаева , расположен целый литературный комплекс. Начало экспозиции знакомит нас с детством поэтессы. Марина росла в атмосфере высокого искусства. Мать была талантливой пианисткой, отец – основателем музея Изящных искусств (ныне музей Изобразительных искусств имени Пушкина).

Читать еще:  Иносказание thread. Значение слова иносказание в словаре литературоведческих терминов

Почетное место занимают вещи, принадлежавшие Марине Ивановне: чайные ложечки, бумага для записей, камея – подарок отца, блюдо, купленное ею в Германии в 1922 году; прядь волос самой поэтессы и пудреница дочери Ариадны. А также копии писем Марины Цветаевой из архива НКВД .

По распределению горсовета Марина Ивановна с сыном получили комнату в доме Бродельщиковых по адресу: ул. Ворошилова , дом 10 (ныне улица Малая Покровская, дом 20). От Литературного музея дойти до Дома Бродельщиковых можно за каких-то 2-3 минуты.

В Доме Памяти достоверно восстановлена обстановка августа 1941 года. Вещи семьи Бродельщиковых: сундук, швейная машинка, настенное зеркало, посуда. Главная ценность – записная книжечка Марины Ивановны, которую вынули из кармана ее фартука после трагедии.

Здесь царит атмосфера незримого присутствия Марины Ивановны, как будто она вышла ненадолго и сейчас вернется. О трагедии напоминает лишь та самая балка, на которой Марина повесилась. 29 октября 2009 года Мемориальный комплекс М. И. Цветаевой пополнился еще одним музеем под названием «Портомойня», расположенным рядом с Домом Памяти Марины Цветаевой. Это – памятник архитектуры первой половины XIX века, сооружение, служившее елабужанам в качестве прачечной.

Марина Цветаева была похоронена 2-го сентября 1941 года. Точное расположение ее могилы осталось неизвестным. В 1960 году сестра поэтессы установила на кладбище крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева», позднее на этом месте соорудили гранитное надгробье.

ВЕЧНЫЙ ПРИЮТ ВОИНОВ

Достопримечательности елабужского кладбища на этом не заканчиваются. Если зайти в него с другого входа, то можно наткнуться на японские и немецкие захоронения.

По архивным данным на первом кладбище были похоронены 140 человек 12 национальностей. Все они – солдаты австрийско-венгерской армии, попавшие в плен в ходе Первой мировой войны. Список пленных солдат, умерших в Елабуге в период с 1914 по 1918 года и захороненных на этом кладбище, удалось получить благодаря военному архиву австрийской республики.

В сентябре 1914 года в Елабуге появились первые военнопленные. Через пару лет их насчитывалось более 4,5 тысячи человек, и жили они в городе до июня 1918 года. Местные жители их охотно брали на работу – портными, сапожниками, фотографами, приказчиками. Привлекали военнопленных и к строительным работам. Так, силами австрийских военнопленных была отремонтирована дорога на пристани длиной почти в 3 километра.

Благоустройство территории захоронения военнопленных началось в прошлом году. В порядок были приведены два надгробных камня с именами военнопленных, которые были установлены почти сто лет назад, а именно – в 1918 году. В этом году здесь поставили новые мраморные плиты с именами похороненных солдат, сделали лестницу и ограждение.

Работы были проведены при финансовой поддержке австрийского мемориального общества «Черный крест». Во время Второй Отечественной войны в 1942-1943 годах началось массовое строительство лагерей для военнопленных. Один из них Лагерь НКВД № 97 появился в Елабуге в конце 1942 года. Особый наплыв военнопленных был в 1943 году после поражения немцев в битве под Сталинградом . Сюда отправляли пленных немцев, австрийцев, итальянцев, венгров , румынов и хорватов, а с 1945 года – и японцев. Тяжелые ранения для многих из них стали смертельными.

Японское кладбище появилось в Елабуге в 1946 году, после разгрома японской Квантунской армии. Кладбище насчитывало 85 захоронений. В сентябре 2000 года в соответствии с международным соглашением на японском кладбище в Елабуге проводился сбор останков японских военнопленных и их кремация. Вскоре прах тех, кто был захоронен в Елабуге, отправили в Японию , а на этом месте был воздвигнут памятник из белого мрамора. В 2002 году на кладбище установлен памятник, надпись на котором гласит: «С мыслями о мире в память о тех, кто, возлагая надежды на возвращение на родину, умер на этой земле после второй мировой войны в 1945-1956 годах, воздвигнут этот памятник. 30 октября 2000 года от правительства Японии». Трафарет для этой надписи на японском языке выполнил бывший елабужский пленник Аидзава Хидеюки .

Бывшие военнопленные часто приезжают на елабужскую землю. Японцы, совершая обряд поминовения, оставляют у памятника рисовые пирожные и свечи. В 1998 году патронат над кладбищами взял на себя Елабужский государственный музей-заповедник. Несколько раз в год здесь проводятся работы по уходу за могилами, благоустройству территории, вывозу мусора.

Недалеко от этих захоронений находится женский монастырь, именно в его кельях держали немецких военнопленных. Бывшие пленные, которым удалось выжить, годы, прожитые в Елабуге вспоминают хорошим словом. В монашеских кельях было достаточно комфортно, а кормили их гораздо лучше, чем обычных тружеников тыла. Того же хлеба пленным выделяли на несколько сотен грамм больше, нежели обычным людям. История говорит, что и качество хлеба было выше. Один из пленных даже написал книгу «Исцеление в Елабуге».

Ухаживать за немецким кладбищем начали сами елабужане 15 лет назад, постепенно приводя его в порядок. Не так давно здесь были установлены мраморные плиты с именами и датами рождения и смерти всех умерших в Елабуге немцев. За время существования лагеря для военнопленных в нем от различных болезней умерло 623 фрица. Кстати, только двое были убиты при попытке к бегству. В целом относились к ним не как к фашистам, а как к людям, воевавшим не по своей воле, старались перевоспитать.

РЕЛИГИЯ И… ПОКРЫШКИ

Напоследок можно заглянуть в крупный пятиглавый Спасский собор с высокой пятиярусной колокольней. Основан собор в начале 1800-х годов. До 1684 года на этом месте стояла деревянная церковь, затем была построена каменная с приделом в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Когда Елабуга стала уездным городом, собор не вмещал всех желающих, и в 1808 году началось строительство нового собора за казённый счёт.

Старый собор был разобран в 1820 году, а в 1877 году на месте, где он стоял, была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, сохранившаяся и поныне. В 1855-1864 годах собор был значительно перестроен, а приделы после перестройки освящены во имя Михаила Архангела и в честь чудотворной иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.

До настоящего времени внутренняя отделка сохранилась лишь фрагментарно: резные карнизы, пилястры с орнаментами коринфского и ионического ордера, цветной пол из керамических узорных плиток. Спасский собор является архитектурным символом Елабуги, как и другие храмы города.

Кафедральный собор от обычного отличается наличием кафедры. Кафедра – это самое почетное место в храме, где находится кресло, предназначенное для епископа. Это кресло символизирует власть епископа. В нашем языке от слова кафедра произошло название самого главного собора епархии – кафедрального.

Собор был закрыт в 30-х годах, после этого были полностью утрачены алтарь и иконостас тонкой ручной работы. икона чудотворного образа Спаса Нерукотворного сохранилась. Когда большевистские власти начали повсеместно запрещать и ограничивать крестные ходы, икону перевозили от села к селу на лошадях. Куда бы ни приходили паломники со святыней, там устраивались молебны, а иконой старались обнести все крестьянские дворы.

А еще в Елабуге есть характерная только для этого города хулиганская традиция. На православный праздник Пасхи молодежь собирается на пустыре и сжигает огромную гору автомобильных покрышек. Зачем они это делают? Внятного ответа на вопрос никто не дает. Но ежегодно администрация города предостерегает ребят от таких игрищ. Пока тщетно.

И, последний симпатичный штрих. На центральной улице города вы найдете самый маленький в республике памятник Ленину . Вот такая она Елабуга – разная и удивительно родная сердцу каждого гостя.

Еще больше фото в галере сайта “Комсомольская правда – Казань”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Рублевка» – вчера, Суварское городище – сегодня и турмекка – завтра

Село Кузнечиха или заповедник «Суварское городище» – место историческое и, без сомнений, интересное. Но пока туристическим его можно назвать с большой натяжкой… (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Туризм в Татарстане»

Источники:

http://www.elabuga.com/tsvetaevaHouse/aboutTsvetaevaHouse.html
http://www.pravda.ru/culture/253061-tsvetaevamarina/
http://www.kazan.kp.ru/daily/26402/3281138/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии