Доклад на тему “штриховая техника скрипача”. «Виды штрихов и их исполнение на скрипке

Доклад на тему “штриховая техника скрипача”. «Виды штрихов и их исполнение на скрипке

Доклад на тему “Штриховая техника скрипача”

В докладе подробно освещены проблемы постановки правой руки при освоении штрихов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская музыкальная школа №3

им. Ю. Богатикова»

” Штриховая техника скрипача”.

Составила и провела: Cоловьёва Н.Г.

преподаватель по классу скрипки детской музыкальной

школы № 3 им.Ю.Богатикова

9 ноября 2015 г.

2. Освоение штриха Detashe.

3. Работа над штрихом Legato.

4. Работа над штрихом Martelle.

5. Прыгающие штрихи:

ШТРИХОВАЯ ТЕХНИКА.

(DETAСHE ,LEGATO,MARTELLE,SPICCATO,SAUTILLE)

При работе над штрихами важно обратить внимание ученика на те положении правой руки, которые целесообразны пред началом штриха и после его з авершения, что нередко опускается педагогом из поля зрения. Однако – это имеет чрезвычайно большое значение как для выработки высоко совершенной штриховой техники,так и для артистизма исполнения.

Перед началом штрихового движения правая рука скрипача должна быть не просто свободной , а находиться в определённом состоянии мышечной готовности и в положении из которого удобно естественно начать штриховое движение без каких бы то ни было добавочных перемещени Педагог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При о свобождённых мышцах уч-ся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное , естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыках. По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педогог должен уделять самое с ерьёзное и пристальное внимание. Следует п остоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук,контролировать это состояние и ,главное научить ребёнка

управлять своими мышцами. В э той связи следует указать на целесообразность придварительных упражнений без инструмента.Цель этих упражнений :

1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечие, кист ь и пальцы обеих рук от излишнего напряжения,

2) Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами , т. е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.

3) Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.

Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя ,и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.

В просцессе выполнения штриховых движений, работа мышц должна быть наиболее экономной. Желательно, чтобы в рамках движения мышцы напрягались импульсивно и кратковременно. Тогда возможно максимально использовать движение по инерции, а также естественный вес смычка, пружину его трости. При этом не только между штрихами ,но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталось мышц и их “переигрывание” получается именно из – за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом , отсутствием необходимого отдыха.

В процессе работы над штрихом следует исходить именно из их художественной цели. Художественная цель должна быть ясной и доступной для возраста уч-ся форме поставлена перед ним. Разумное осознание её желательно ещё до начала изучения штриха. Тогда не будет исключено из практики встречающего иногда стремления педагога выработать у ученика а бстрактный штрих без раскрытия его

музыкальной цели. Для у спешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего художественного представления, т.е. внутреннего слышания того высокохудожественного звукового результата ,которого следует достичь. Ести это внутренний художественный идеал будет высок , то нет преграды к постепенному совершенствованию реального исполнения , его “подтягиванию” к нужному уровню.

Представление о каждом отдельном штрихе не ограничевается его однозначным определением : legato – связный , detaсhe – раздельный, spiccato – прыгающий и т. д. – эти определения весьма условны и далеко не исчерпывают возможностей выражения бесконечного разнообразия тончайших муз ыкальных оттенков, присущих каждому штриху.

Detaсhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. В качестве общей характерной черты следует выделить волевую действенность ,поступательность движения, активность развития, которые выявляются и подчёркиваются этим штрихом.

Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand detashe – целым смычком . Его хорошо использовать при движении четвертями в героических, величественных эпизодах.

Виды деташе могут отличатся не только скоростью исполнения, использованием колличества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности, маркированности.

При исполнении detashe должно быть видно «погружение» волоса в струну в начале штриха и ослабление нажима волоса в конце. При движении вверх, особенно целым смычком , важно сознательно сильнее совершать акценты вверх смычком, а у колодки в большей

степени снимать нажим смычка с омощью мизинца и облегчение плотности прилегания к трости указательного пальца.

При игре detaсhe поочерёдно на разных струнах локоть лучше держать на уровне нижней струны , а верхние «доставать» кистью, и некоторым опусканием предплечья. Следует также учитывать , что на нижних струнах нажим в «струну» н еобходимо делать глубже и дальше по времени,ч ем на верхних.

Данный штрих целесообразно изучать сначала частями смычка, а затем целым. Следует постоянно следить за равномерностью движения смычка по струнам и его распределением .

ШТРИХ LEGATO – один из с амых широко распостранённых приёмов и гры, он выявляет сущность природы скрипки – е ё возможность плавно , выразительно петь бесконечную мелодию.

Необходимо важно , чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в legato . При игре необходимо следить за равномерным движением смычка по струне. Во время атаки второго звука не должно быть рывка смычком и дополнительного нажатия на него.С целью ослабления хватательного движения и напряжённости левой руки ученику можно предложить совершить перенос руки в более высокие позиции ( до пятой). Плавное течение звука в legato бывает нарушено резкими вибрационными импульсами каждого залигованного звука. Также влияет на качество звучания подготовка и задержание пальцев левой руки при соединении штрихом струн. Влияние оказывает характер постановки пальцев левой руки и вибрации. Так , фразами мягкого напевного характера должна соответствовать округлая постановка пальцев.

При и зучении штриха легато желательно добиться того , чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях ,при перемене направления движения в любую сторону.

В числе штрихов, широко представленных в сольной, камерной и оркестровой литературе, следует назвать МARTELE, SPIKKATO и SAUTILLE.

Martelle – (буквальный перевод –отбиваемый молотком ) озачает острый. Акцентированный штрих, исполняемый раздельными движениями смычка вверх и вниз. Martelle – исполняется по принципу detashe с остановками, но начинается с резкого “укола” струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Приготовление нажима в паузе перед звуком, как правило нежелательно, так как оно мешает свободному окончания штриха и освобождению руки перед новым дижением. Острота атаки достигается плотной опорой смычка о струну в момент начала движения смычка и его быстрого проведения. При этом должно сохранятся направление двтжения ,параллельное подставке.Движение осуществляется как бы рывком хорошо амортизирующими пальцами правой руки.Большую выразительность штриху придаёт сочетание атаки с вибрационным импульсом, совершаемым левой рукой. Остановки между сменами смычка должны возникать как бы сами собой: после рывка движение руки продолжается по инерции и не поддерживаемое мыщцами – разгибателями , естественно прекращается.Отсюда и возникает остановка.”Правильное исполнение штриха, – пишет А.В.Броун, – возможно при предельно свободном состоянии плечевого

сустава. Нажим должен исходить только от пронирующего предплечья” . Во время паузы подготавливается следующий звук падением пальца на струну и установкой смычка в нужном месте. Изучение штриха martelle начинается на открытых струнах ,затем подключются упражнения на одной струне, а после уже с перходами на другие струны.

В зависимости от художественной задачи martelle может по характеру звучания приближаться к маркированному detashe, spiccato и portato.

Темп целесообразо использовать сначала медленный. По мере овладения штрихом темп может быть увеличен при внимательном контроле за сохранением рельефных качеств, без которых martele теряет свои выразительные особенности. Первоначальное martele целесообразно изучать в верхней половине смычка.

Spiccato – наиболее распостранённый прыгающий штрих. Spuccato возможно исполнять, начиная от самого медленного т емпа и до определённого предела.

Добиваясь чистого , без призвуков звука в штрихе spiccato нужно найти подходящий для данного материала и ньюанса угол прикрсновения смычка к струне и размер отрезка смычка проводимого по струне.

Читать еще:  Рисуя бессмысленные каракули на бумаге, человек выдает себя с потрохами. Линии и зигзаги

Наиболее удобно место для исполнения штриха – зона центра тяжести смычка . Здесь прекрасно п олучается spiccato средней длины в ньюансе mf . При игре на f используется нижняя часть смычка, а для мелкого в p – его середину. Недостаточно активный бросок приводит к рыхлому ” мазаному ” штриху , не имеющего должного рельефно – звонкого звучания. При исполнении spiccato огромное значение имеет свобода кисти. Её скованное состояние здесь ещё в большей степени, чем в

других штрихах, отрицательно сказывается на результате. При достижении хороших результатов при игре по отдельности в каждую сторону , можно перейти к изучению последовательности spiccato вверх и вниз, но в начале с большими паузами.

SAUTILLE – представляет собой мелкое s piccato в быстром темпе, но не следует его считать просто быстрым вариантом spiccato , так как способы исполнения различны.

В sautille исходным положением смычка является его опора на струну , от которой происходит его отскок , а в spiccato смычок удерживается над cтруной. Sautille исполняется в быстром темпе в середине смычка или немного выше,а в более спокойном – ближе к центру тяжести.

Так же часто наблюдается неровность и ритмическая неустойчивость штриха из – за разницы в атаке звука вниз и вверх смычком , рекомендуется тренироваться на триольном рисунке , где сильные доли чередуются вниз и вверх.

Наиболее целесообразно добиться соединения в штрихе движения предплечья ( мелкого detashtе) c добавлением небольшого , но сознательного движения кисти , следует научиться переходить с detashe на sautille как постепенно , так и контрастно.

Останавливаясь на выразительной роли штрихов, можно рассматривать их как средство расчленённого и слитного произнесения звуков. Значение этого приёма для музыкального воплощения того или иного характера можно использовать на примере превращения одного и того же музыкального материала на основе изменения штриха.

Список литературы:

1. Кюхлер Ф. “Техника правой руки скрипача”.К.,1974г.

2. Ширинский А. А. “Штриховая техника скрипача”.М.,1983г.

3. Юрьев А. Ю. “Виражальнi можливостi скрипкових штрихiв”.Л.,1973г.

4. Полянский Ю. А.,Меламед П.Р.,Мурзина Е.И. ” Воспитание и

обучение в ДМШ,скрипка виолончель”.К.,”Музична Украiна”,1988г.

5. Шульпяков О.Ф. “Техническое развитие музыканта

Методическая работа «Штриховая техника скрипача»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОД КИЗЕЛ

«Штриховая техника скрипача»

преподаватель по классу скрипки

Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был непрерывно связан с развитием и совершенствованием штриховой техники как многообразной системы выразительных приёмов, имеющих основополагающее значение для игры на инструменте.

На современном этапе музыкальная практика требует от скрипача – исполнителя высокосовершенного универсального владения штриховой техникой не только в сольном, ансамблевом, но и оркестровом исполнительстве. Это свидетельствует о необходимости постоянного повышения уровня подготовки скрипачей – профессионалов как в ведущих музыкально – учебных заведениях, так и на периферии.

Штриховая техника скрипача

Штрих (применяемый при игре на скрипке и других смычковых инструментах) можно определить как конкретную форму движения смычка, дающую нужный звуковой результат для воплощения данного художественного намерения.

Существуют четыре группы штрихов: протяжные, маркированные, прыгающие и смешанные.

К протяжённым штрихам относятся detache, son file, legato, portato, variolage.

К маркированным – martele, «твёрдое» staccato штрих Виотти, пунктирные штрихи.

К прыгающим – spiccato, sautille, staccato, volant, ricochet, tremolo.

Смешанные штрихи могут соединять приёмы групп.

Совершенное овладение штриховой техникой и подчинение её художественно – выразительным задачам – одно из самых сложных проблем скрипичного искусства. То есть, исполнительный уровень скрипача в большей мере зависит от того, как он решит для себя эту проблему и справится с ней. Если у человека нет физиологических или технических дефектов, то практически, при правильном подходе, можно овладеть любым штрихом.

Для успешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего – художественного представления, т. е. наличие художественного идеала, звукового представления, к которому исполнитель будет стремиться, т. е. «подтягиваться» к нужному уровню.

Высокие художественные требования следует предъявлять уже с детского возраста, с начала обучения. Формировать развитые художественные представления о различных штрихах могут показы преподавателя, игра старших учеников, посещение концертов скрипачей, прослушивание грамзаписей.

Полезно слушать выступления любых скрипачей, не обязательно только самых лучших, так как у каждого исполнителя можно чему-нибудь научиться, в том числе и тому, что не следует делать.

говорил: «Красивое движение рождает красивый звук». Это особенно верно в том смысле, что для достижения высококачественного звукового результата штриховое движение должно быть в высшей степени отточено, выверено и свободно от всех лишних элементов. При этом внешне оно приобретает эстетическую гармоничность, красоту, производит ощущение свободы и лёгкости.

Свободу штрихового движения следует понимать как отсутствие лишнего сковывающего напряжения, его отточенность, «очищенность» то ненужной «работы». В штрихе не может быть абсолютной свободы руки (в таком состоянии она расслабленно висит и не может выполнить ни одного движения), а есть необходимая степень минимального напряжения определённых мышц, совершающих данное движение. Если эта степень превышается или же напрягаются лишние мышцы, то мы со стороны легко отмечаем, что движение скрипача зажато.

В классе отбор результатов помогает сделать преподаватель. Но необходимо, чтобы в процессе самостоятельной работы учащийся был бы не менее требователен к себе и прощал погрешности в игре, проходя мимо них. В противном случае занятия штрихом могут превратиться в повторение и зазубривание недостаточно качественного движения с теми же ошибками и, как отмечает , «в их совершенствование».

Когда работа контроля, движение над штриховым движением производится без должного контроля, движение тоже может стать лучше, но путём подсознательного отбора. В этом случае мозг сознательно не зафиксирует оптимальные его варианты, и ученик не будет знать, как далее работать над штрихом, а в дальнейшем не сможет объяснить это другим.

Работать над штрихами советуют по-разному: на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, пьес. Бывает, что ученик задаётся сочинением, а он ещё не

знаком со штрихом, который там используется. Это безусловно неправильно и может испортить исполнение этого произведения. Даже тогда, когда ученик уже овладел штрихами, в минуты волнения при ответственном исполнении могут непроизвольно всплыть старые ощущения неверного исполнения штриха, появиться зажатость или даже срыв в игре.

На наш взгляд, работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся отшлифованный, и работать над ним уже в свете конкретно – художественных задач данного произведения.

Первоначально работать над штриховым движением целесообразно на отдельных звуках (причём лучше не на открытой струне, а на прижатом звуке в первой или третей позициях, чтобы не терять координацию обеих рук) – сначала на струне Ля, а затем на других струнах и в различных регистрах.

Только тогда, когда уже установились само штриховое движение и представление о его различии в зависимости от струн и их диапазонов, можно изучать штрих на материале гамм. Однако в гамме легко потерять художественный смысл штриха и более производить на этюдах.

При изучении штриха целесообразно дальнейшую работу над штрихом цель, отрабатывается множество полезных и необходимых вариантов сочетания струн, регистров и музыкальных интонаций. Поистине незаменимым в работе над штрихами является этюд № 1 Р. Крейцера; его подробное изучение во многих штриховых вариантах может принести прекрасные результаты.

Только после тщательной дошлифовки штриха на этюдах следует применять его в художественном произведении. Здесь следует находить более тонкие особенности и разновидности штриха, связанные со стилем и характерными индивидуальными чертами сочинения.

При исполнении смешанных штрихов каждый приём выполняется в целом таким же образом, как и в отдельности. Основная трудность заключается в достижении органического переключения правой руки с одного вида деятельности на другой. Важнейшее значение приобретают точно выверенное распределение частей смычка, подготовка целесообразного положения руки со смычком перед началом нового штриха. Необходимо, чтобы предшествующий штрих завершился в той точке смычка, где нужно начать следующий.

Штрих detасhe подразумевает исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочерёдно вниз и вверх. Detасhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. Он может исполняться в пределах всей темповой зоны. В связи с этим художественно – выразительное значение штриха dеtасhе весьма широко. Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand dеtасhе – целым смычком.

Читать еще:  Виртуальные музеи в Google Art Project. Виртуальные музеи мира в Академии культуры Google

При убыстрении темпа штрих dеtасhе исполняется в отдельных частях смычка. Самый быстрый вид dеtасhе – мелкий тремолирующий штрих в районе середины смычка или немного выше неё (применяется, к примеру, в коде финала концерта Чайковского).

Виды dеtасhе могут отличаться друг от друга не только скоростью исполнения, использованием количества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности и маркированности.

Маrtеlе – (буквально – «отбивая») – резкий, отрывистый – представляет собой острый звук с паузой, равный ему по длительности. Как и dеtасhе, mаrtеlе исполняется движениями смычка по струне поочерёдно вверх и вниз.

Характерные качества, которые подчёркивает этот штрих воля, мужественность, героика, а также упругая танцевальная ритмика. Чёткое исполнение штриха mаrtеlе возможно лишь до определённых темповых границ, так как при ускорении он фактически превратиться в маркированное dеtасhе.

Примеры: «Охотник» Потоловский, Концерт а – mоll.

Пунктирные штрихи – широко применяются в скрипичной литературе для создания образов и характера героической маршевности (Берио № 9, Акколай, Данкеля – Вариации) изящной скерцозности, танцевальности (Бетховен «Менуэт»).

Один из видов пунктирных штрихов – это такой, в котором короткая нота исполняется поочерёдно разными частями. Другой вид – наиболее виртуозный и быстрый.

Son filе (выдержанный звук) – важнейшее выразительное средство, приближающее звучание струнных инструментов к протяжному пению человеческого голоса.

В скрипичной литературе чрезвычайно широко используются выдержанные звуки. Они могут быть различными по длительности – от нескольких ритмических долей до нескольких тактов, в различных диапазонах струн и всевозможных динамических нюансах.

Степень эмоциональной напряжённости son file (помимо влияния гармонической основы) от динамического нюанса, характера вибрации.

Legato – один из самых широко распространённых приёмов игры, он выявляет сущность природы скрипки – её возможность плавно, выразительно петь бесконечную мелодию. Штрих legato подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении. Обычно чем больше скорость звуков, тем больше нот используется на ведение смычка в одну сторону.

Основное выразительное качество legato – плавная подвижность, вносящая текучую действенность во времени; интенсивность её прямо пропорциональна скорости чередования звуков.

При звучании штриха legato желательно добиться того, чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях, при перемене направления движения в любую сторону.

В штрихе legato из-за постоянной смены высоты звуков точка звукоизвлечения на струне даже в одном нюансе должна меняться. При свободном состоянии правой руки это легко удается, так как смычок как бы сам стремиться лечь в удобную для него точку струны.

Бариолаж – особый вид скрипичного legato – быстрое чередование смежных струн (Комаровский «Пойду лъ я», этюд Фиорилло).

Portato – занимает промежуточное место между legato и staccato. Штрих представляет собой как бы мягкое staccato в кантилене. Достигается путём усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука legato и дальнейшим отпусканием его с помощью мягких движений кисти при сохраняемой скорости ведения смычка («Грустная песенка» Чайковского, «Ария» Г. Мари).

Штрих bariolage представляет собой быстрое чередование соединения струн в legato и в основном встречается в виртуозно – скрипичной литературе (например, во второй вариации Каприса № 24 Паганини). В быстром темпе он придаёт исполнению изящную виртуозность (на этом штрихе построен весь Каприс № 12 Паганини).

При исполнении штриха необходимо добиться того, чтобы смена струн в производилась исключительно наклоном кисти с движения, при спокойном положении локтя на уровне любой части смычка минимальной амплитудой нижней струны.

Комбинированные штрихи из legato и dеtасhе

Этюд Крейцера № 1, Вивальди а – mоll. Основные задачи в комбинированных штрихах – нахождение наиболее целесообразного распределения смычка, степени плотности и акцентировки отдельных звуков.

Staccato также «твёрдое staccato» широко применяется в виртуозной скрипичной литературе. По характеру он родственен штриху martele, исполняемого

Способы исполнения твёрдого staccato различны, во многом индивидуальны, а также зависят от требуемого темпа.

Различаются управляемый вид staccato, который может быть исполнен в широкой темповой зоне, и неуправляемые – существующие только в определённом темпе (неуправляемое staccato часто проявляется в форме «врождённого»).

Spiccato – наиболее распространённый прыгающий штрих, достигаемый путём броска смычка на струну и его отскакивания.

При овладении скрипачом различными штриховыми приёмами и их разновидностями над художественно выразительными задачами штрихов не должна прекращаться. В процессе творческого поиска исполнитель должен постоянно стремиться находить всё новые оттенки их выразительности в связи с изучением новых произведений, а также пересматривать некоторые методы их использования, найденные им ранее. Этой работе, как и общему совершенствованию исполнительского искусства вообще, не может быть предела, так как выразительные возможности штриховых приёмов практически неисчерпаемы и каждый, их них может служить выявлению широчайшей гаммы различных образных оттенков.

1. ультура звука скрипача. М.: «Музыка», 1985

2. триховая техника скрипача. М.: «Музыка», 1983

Методический материал “Штриховая техника скрипача”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Штриховая техника скрипача»

На современном этапе музыкальная практика требует от скрипача – исполнителя высокосовершенного универсального владения штриховой техникой не только в сольном, ансамблевом, но и оркестровом исполнительстве. Это свидетельствует о необходимости постоянного повышения уровня подготовки скрипачей . Штрих (применяемый при игре на скрипке и других смычковых инструментах) можно определить как конкретную форму движения смычка, дающую нужный звуковой результат для воплощения данного художественного намерения.

Существуют четыре группы штрихов: протяжные, маркированные, прыгающие и смешанные.

К протяжённым штрихам относятся detache, son file, legato, portato, variolage.

К маркированным – martele, « твёрдое » staccato штрих Виотти , пунктирные штрихи .

К прыгающим – spiccato, sautille, staccato, volant, ricochet, tremolo.

Смешанные штрихи могут соединять приёмы групп.

Совершенное овладение штриховой техникой и подчинение её художественно – выразительным задачам – одно из самых сложных проблем скрипичного искусства. То есть, исполнительный уровень скрипача в большей мере зависит от того, как он решит для себя эту проблему и справится с ней. Если у человека нет физиологических или технических дефектов, то практически, при правильном подходе, можно овладеть любым штрихом.

Для успешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего – художественного представления, т.е. наличие художественного идеала, звукового представления, к которому исполнитель будет стремиться, т.е. «подтягиваться» к нужному уровню.

Высокие художественные требования следует предъявлять уже с детского возраста, с начала обучения. Формировать развитые художественные представления о различных штрихах могут показы преподавателя, игра старших учеников, посещение концертов скрипачей, прослушивание грамзаписей.

Полезно слушать выступления любых скрипачей, не обязательно только самых лучших, так как у каждого исполнителя можно чему-нибудь научиться, в том числе и тому, что не следует делать.

И.Ю. Янклевич говорил: «Красивое движение рождает красивый звук». Это особенно верно в том смысле, что для достижения высококачественного звукового результата штриховое движение должно быть в высшей степени отточено, выверено и свободно от всех лишних элементов. При этом внешне оно приобретает эстетическую гармоничность, красоту, производит ощущение свободы и лёгкости.

Свободу штрихового движения следует понимать как отсутствие лишнего сковывающего напряжения, его отточенность, «очищенность» то ненужной «работы». В штрихе не может быть абсолютной свободы руки (в таком состоянии она расслабленно висит и не может выполнить ни одного движения), а есть необходимая степень минимального напряжения определённых мышц, совершающих данное движение. Если эта степень превышается или же напрягаются лишние мышцы, то мы со стороны легко отмечаем, что движение скрипача зажато.

В классе отбор результатов помогает сделать преподаватель. Но необходимо, чтобы в процессе самостоятельной работы учащийся был бы не менее требователен к себе и прощал погрешности в игре, проходя мимо них. В противном случае занятия штрихом могут превратиться в повторение и зазубривание недостаточно качественного движения с теми же ошибками и, как отмечает Д.М. Цыганов, «в их совершенствование».

Читать еще:  О чем мечтает лариса огудалова. Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А

Когда работа контроля, движение над штриховым движением производится без должного контроля, движение тоже может стать лучше, но путём подсознательного отбора. В этом случае мозг сознательно не зафиксирует оптимальные его варианты, и ученик не будет знать, как далее работать над штрихом, а в дальнейшем не сможет объяснить это другим.

Работать над штрихами советуют по-разному: на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, пьес. Бывает, что ученик задаётся сочинением, а он ещё незнаком со штрихом, который там используется. Это безусловно неправильно и может испортить исполнение этого произведения. Даже тогда, когда ученик уже овладел штрихами, в минуты волнения при ответственном исполнении могут непроизвольно всплыть старые ощущения неверного исполнения штриха, появиться зажатость или даже срыв в игре.

Работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся отшлифованный, и работать над ним уже в свете конкретно – художественных задач данного произведения.

Первоначально работать над штриховым движением целесообразно на отдельных звуках (причём лучше не на открытой струне, а на прижатом звуке в первой или третей позициях, чтобы не терять координацию обеих рук) – сначала на струне Ля, а затем на других струнах и в различных регистрах.

Только тогда, когда уже установились само штриховое движение и представление о его различии в зависимости от струн и их диапазонов, можно изучать штрих на материале гамм. Однако в гамме легко потерять художественный смысл штриха и более производить на этюдах.

При изучении штриха целесообразно дальнейшую работу над штрихом цель, отрабатывается множество полезных и необходимых вариантов сочетания струн, регистров и музыкальных интонаций. Поистине незаменимым в работе над штрихами является этюд № 1 Р. Крейцера; его подробное изучение во многих штриховых вариантах может принести прекрасные результаты.

Только после тщательной дошлифовки штриха на этюдах следует применять его в художественном произведении. Здесь следует находить более тонкие особенности и разновидности штриха, связанные со стилем и характерными индивидуальными чертами сочинения.

При исполнении смешанных штрихов каждый приём выполняется в целом таким же образом, как и в отдельности. Основная трудность заключается в достижении органического переключения правой руки с одного вида деятельности на другой.

Важнейшее значение приобретают точно выверенное распределение частей смычка, подготовка целесообразного положения руки со смычком перед началом нового штриха. Необходимо, чтобы предшествующий штрих завершился в той точке смычка, где нужно начать следующий.

Штрих detасhe подразумевает исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочерёдно вниз и вверх. Detасhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. Он может исполняться в пределах всей темповой зоны. В связи с этим художественно – выразительное значение штриха dеtасhе весьма широко. Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand dеtасhе – целым смычком.

При убыстрении темпа штрих dеtасhе исполняется в отдельных частях смычка. Самый быстрый вид dеtасhе – мелкий тремолирующий штрих в районе середины смычка или немного выше неё (применяется, к примеру, в коде финала концерта Чайковского).

Виды dеtасhе могут отличаться друг от друга не только скоростью исполнения, использованием количества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности и маркированности.

Маrtеlе – (буквально – «отбивая») – резкий, отрывистый – представляет собой острый звук с паузой, равный ему по длительности. Как и dеtасhе, mаrtеlе исполняется движениями смычка по струне поочерёдно вверх и вниз.

Характерные качества, которые подчёркивает этот штрих воля, мужественность, героика, а также упругая танцевальная ритмика. Чёткое исполнение штриха mаrtеlе возможно лишь до определённых темповых границ, так как при ускорении он фактически превратиться в маркированное dеtасhе.

Примеры: «Охотник» Потоловский, И.С. Бах Концерт а – mоll.

Пунктирные штрихи – широко применяются в скрипичной литературе для создания образов и характера героической маршевности (Берио № 9, Акколай, Данкеля – Вариации) изящной скерцозности, танцевальности (Бетховен «Менуэт»).

Один из видов пунктирных штрихов – это такой, в котором короткая нота исполняется поочерёдно разными частями. Другой вид – наиболее виртуозный и быстрый.

Son filе (выдержанный звук) – важнейшее выразительное средство, приближающее звучание струнных инструментов к протяжному пению человеческого голоса.

В скрипичной литературе чрезвычайно широко используются выдержанные звуки. Они могут быть различными по длительности – от нескольких ритмических долей до нескольких тактов, в различных диапазонах струн и всевозможных динамических нюансах.

Степень эмоциональной напряжённости son file (помимо влияния гармонической основы) от динамического нюанса, характера вибрации.

Legato – один из самых широко распространённых приёмов игры, он выявляет сущность природы скрипки – её возможность плавно, выразительно петь бесконечную мелодию. Штрих legato подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении. Обычно чем больше скорость звуков, тем больше нот используется на ведение смычка в одну сторону.

Основное выразительное качество legato – плавная подвижность, вносящая текучую действенность во времени; интенсивность её прямо пропорциональна скорости чередования звуков.

При звучании штриха legato желательно добиться того, чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях, при перемене направления движения в любую сторону.

В штрихе legato из-за постоянной смены высоты звуков точка звукоизвлечения на струне даже в одном нюансе должна меняться. При свободном состоянии правой руки это легко удается, так как смычок как бы сам стремиться лечь в удобную для него точку струны.

Бариолаж – особый вид скрипичного legato – быстрое чередование смежных струн (Комаровский «Пойду лъ я», этюд Фиорилло).

Portato – занимает промежуточное место между legato и staccato. Штрих представляет собой как бы мягкое staccato в кантилене. Достигается путём усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука legato и дальнейшим отпусканием его с помощью мягких движений кисти при сохраняемой скорости ведения смычка («Грустная песенка» Чайковского, «Ария» Г. Мари).

Штрих bariolage представляет собой быстрое чередование соединения струн в legato и в основном встречается в виртуозно – скрипичной литературе (например, во второй вариации Каприса № 24 Паганини). В быстром темпе он придаёт исполнению изящную виртуозность (на этом штрихе построен весь Каприс № 12 Паганини).

При исполнении штриха необходимо добиться того, чтобы смена струн в производилась исключительно наклоном кисти с движения, при спокойном положении локтя на уровне любой части смычка минимальной амплитудой нижней струны.

Комбинированные штрихи из legato и dеtасhе

Основные задачи в комбинированных штрихах – нахождение наиболее целесообразного распределения смычка, степени плотности и акцентировки отдельных звуков.

Staccato также «твёрдое staccato» широко применяется в виртуозной скрипичной литературе. По характеру он родственен штриху martele, исполняемого в одну сторону.

Способы исполнения твёрдого staccato различны, во многом индивидуальны, а также зависят от требуемого темпа.

Различаются управляемый вид staccato, который может быть исполнен в широкой темповой зоне, и неуправляемые – существующие только в определённом темпе (неуправляемое staccato часто проявляется в форме «врождённого»).

Spiccato – наиболее распространённый прыгающий штрих, достигаемый путём броска смычка на струну и его отскакивания.

При овладении скрипачом различными штриховыми приёмами и их разновидностями над художественно выразительными задачами штрихов не должна прекращаться. В процессе творческого поиска исполнитель должен постоянно стремиться находить всё новые оттенки их выразительности в связи с изучением новых произведений, а также пересматривать некоторые методы их использования, найденные им ранее. Этой работе, как и общему совершенствованию исполнительского искусства вообще, не может быть предела, так как выразительные возможности штриховых приёмов практически неисчерпаемы и каждый, их них может служить выявлению широчайшей гаммы различных образных оттенков.

1. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М.: «Музыка», 1985

2. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М.: «Музыка», 1983

Источники:

http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/02/05/doklad-na-temu-shtrihovaya-tehnika-skripacha
http://pandia.ru/text/80/646/24227.php
http://infourok.ru/metodicheskiy-material-shtrihovaya-tehnika-skripacha-846665.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии