1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад «игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста». Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Семинар-практикум на тему: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи на тему

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с приёмами, направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

  • Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи при подготовке к обучению в школе;
  • Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
  • Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • Расширить умение педагогов, реализовать полученные знания и умения в индивидуальной коррекционной работы с детьми.

-Добрый день, уважаемые, коллеги! Прежде всего, давайте вспомним

задачи образовательной области «Речевое развитие»:

— Овладению речью как средством общения и культуры;

— Обогащение активного словаря;

— Развитие связной, грамматически правильной и диалогической и монологической речи;

— Развитие речевого творчества ;

— Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

— Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха).

Все эти задачи очень актуальны в речевом развитии и должны решатся в системе, в соответствии с возрастом детей. А сегодня мы поговорим о речевом творчестве – словесном творчестве и развитии фантазии у дошкольников.

В народе говорят: «Без воображения нет соображения». Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды».

Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать — значит воображать, сочинять, представлять.

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля?

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов, и оказать помощь в этом должны близкие люди.

Следующий этап развития фантазии продолжается с 3 до 7 лет, и в этом возрасте во главе — ее величество Игра. И у малышей именно в игре идет развитие внимания, восприятия, памяти, интеллекта, воображения. Здесь в развитии воображения важными являются сюжетно-ролевые игры, в которых учувствует несколько людей. К игре нужно относиться очень бережно, ведь она считается ведущей деятельностью в возрасте с 3 до 7 лет.

Развитие фантазии у детей зависит так же от предметов, необходимых для совместных игр. Но переизбыток игрушек в магазинах, которые очень реалистичны на сегодняшний день, к сожалению, мешают детям в развитии фантазии. Да, эти игрушки привлекательны и красивы, но они не способны будить воображение из-за того что «полностью готовы к употреблению». И родители жалуются, что малыш к ним быстро теряет интерес.

Ребенку нужна простота для фантазии, для ее развития должны быть предметы-полуфабрикаты – палки, бумажки, железяки, кусочки материи, камешки. Возьмите за правило раз и навсегда не выбрасывать без ведома ребенка принадлежащие ему вещи. Вам и в голову даже не придет, что машинка без колес является «секретной» установкой, которая может лежать в ящике месяцами, но малыш все равно о ней помнит и, не обнаружив ее, он очень расстроится.

Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, культуроосвоения, ее самовыражения и самореализации.

Развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в театрализованнную и изобразительную деятельность: речь детей становится более выразительной, образной, эмоционально обогащенной. Кроме того, словесное творчество влияет на развитие разных художественных способностей ребенка: изобразительных и театрализованных (умение создавать сценический образ, соответствующий содержанию спектакля, подготовка декораций, костюмов и т.п.).

Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

Н.Кудыкина отмечает, что большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом. А также необходима работа по двум основным направлениям:

1) по общему обогащению речи ребёнка;

2) по совершенствованию речи в её эстетической функции, включающей вербальные и невербальные средства выразительности.

В работе по обогащению речи детей ведущим методом является самостоятельное воспроизведение текста по памяти (пересказ). Для развития же выразительной стороны речи необходимо создание условий, позволяющих ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания публично выступать.

Современные исследования данного вопроса позволяют говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а верно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

а) просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

в) разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

г) упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

д) упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.

Процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий:

— подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;

— проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них, я хочу вам предложить вам поиграть в игры, почувствовать себя детьми.

Игра «увеличение — уменьшение».

Читать еще:  Ван гог морской пейзаж в сент мари. О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

Вот как отвечают дети:

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

— О чем думает ваша обувь?

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю тебе зайчонка», или «Я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю тебе большую конфету, «В коробке кактус, не уколись».

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию».

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение».

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.

Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.

Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору».

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Веселые рифмы».

Подберите к словам рифмы.

Свечка — печка; трубы — губы; ракетка — пипетка; сапоги — пироги и т.д.

«Обними невиданное животное» Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное .

Все выше указанные игры помогают:

— развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;

— обогатить словарный запас ;

— сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Доклад «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать — значит воображать, сочинять, представлять.

Фантазия — обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или ее недостаточно. Примером тому, могут быть разрозненные архивные источники, на основе которых, писатель создает цельное произведение, дополняя посредством собственной фантазии возможные связки, а также внося по мере возможности своего таланта живое впечатление.

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов, и оказать помощь в этом должны близкие люди.

Следующий этап развития фантазии продолжается с 3 до 7 лет, и в этом возрасте во главе — ее величество Игра. И у малышей именно в игре идет развитие внимания, восприятия, памяти, интеллекта, воображения. Здесь в развитии воображения важными являются сюжетно-ролевые игры, в которых учувствует несколько людей. К игре нужно относиться очень бережно, ведь она считается ведущей деятельностью в возрасте с 3 до 7 лет.

Развитие фантазии у детей зависит так же от предметов, необходимых для совместных игр. Но переизбыток игрушек в магазинах, которые очень реалистичны на сегодняшний день, к сожалению, мешают детям в развитии фантазии. Да, эти игрушки привлекательны и красивы, но они не способны будить воображение из-за того что «полностью готовы к употреблению». И родители жалуются, что малыш к ним быстро теряет интерес.

Ребенку нужна простота для фантазии, для ее развития должны быть предметы-полуфабрикаты – палки, бумажки, железяки, кусочки материи, камешки. Возьмите за правило раз и навсегда не выбрасывать без ведома ребенка принадлежащие ему вещи. Вам и в голову даже не придет, что машинка без колес является «секретной» установкой, которая может лежать в ящике месяцами, но малыш все равно о ней помнит и, не обнаружив ее, он очень расстроится.

Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, культуроосвоения, ее самовыражения и самореализации.

В исследованиях словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

Развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в театрализованнную и изобразительную деятельность: речь детей становится более выразительной, образной, эмоционально обогащенной. Кроме того, словесное творчество влияет на развитие разных художественных способностей ребенка: изобразительных и театрализованных (умение создавать сценический образ, соответствующий содержанию спектакля, подготовка декораций, костюмов и т.п.).

Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

Исходным для развития словесного творчества является формирование целостного восприятия литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

Использование метода контаминации разных литературных произведений развивает воображение ребенка, способность создавать по их мотивам сценарии и затем ставить спектакли.

Взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей (речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной) обогащает творческие способности ребенка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и созданию собственных сочинений.

Читать еще:  Выполнение воинского приветствия: воинские ритуалы, отличия при выполнении приветствия. Откуда взялось воинское приветствие "Отдать честь"

Н.Кудыкина отмечает, что большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом. А также необходима работа по двум основным направлениям:

1) по общему обогащению речи ребёнка;

2) по совершенствованию речи в её эстетической функции, включающей вербальные и невербальные средства выразительности.

В работе по обогащению речи детей ведущим методом является самостоятельное воспроизведение текста по памяти (пересказ). Для развития же выразительной стороны речи необходимо создание условий, позволяющих ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания публично выступать.

Современные исследования данного вопроса позволяют говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а верно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развития ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);

-приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

а) просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

в) разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

г) упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

д) упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2. созданию атмосферы творчества;

3.социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Так как театрализованная деятельность детей – это вид художественной деятельности, включающий исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх-драматизациях, в постановках разных видов театра. Именно театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества: публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочинённого текста художественного произведения ребёнком.

Для эффективного развития словесного творчества, как вида детского творчества, необходимы условия, определённые для развития творчества детей в целом. Соответственно, процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий:

— подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;

— проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «увеличение — уменьшение».

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

Вот как отвечают дети:

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

— О чем думает ваша обувь?

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: «Я дарю тебе зайчонка», или «Я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю тебе большую конфету, «В коробке кактус, не уколись».

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию».

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение».

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.

Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.

Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору».

Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд».

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Веселые рифмы».

Подберите к словам рифмы.

Свечка — печка; трубы — губы; ракетка — пипетка; сапоги — пироги и т.д.

В народе говорят: «Без воображения нет соображения». Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать — должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Инна Тарханова
Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Читать еще:  Вишневый сад прошлое настоящее будущее таблица. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».

• Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи при подготовке к обучению в школе;

• Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;

• Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

• Расширить умение педагогов в реализации полученных знаний и умений для индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями.

Стремление к повышению качества подготовки к школе привело к созданию увлекательных для детей средств и форм обучения — игре (например: дидактические игры, конструкторы, игрушки — трансформеры, игры — занятия и др.)

Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми

Игра «увеличение — уменьшение».

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. А третья команда уменьшает и увеличивает.

А вот как отвечали дети:

— Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

— Хотела бы увеличить выходные.

— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

— В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

— О чем думает ваша обувь? (Ответы педагогов 2 команды)

— О чем думает мебель? (Ответы педагогов 3 команды)

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Педагоги приводят свои ответы) (грамзапись дети)

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, чтобы он хотел подарить: «Я дарю тебе зайчонка», или «Я дарю тебе большую конфету » и т. д.

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Все выше указанные игры помогают:

развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;

— обогатить словарный запас;

— сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

«Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет»

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Пальчиковая гимнастика по трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Заряд положительных эмоций — это три.

На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками, мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Мы делили апельсин (кулачок — «апельсин» перед собой.)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы».)

А он один (взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину.)

Чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки.

— работа рук способствует психическому успокоению;

— предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

— способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Уважаемые коллеги, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

Развивающие игры-тренажеры для детей младшего дошкольного возраста Игра-тренажер для развития речи — это учебно-тренировочное устройство, направленное на развитие двигательных центров речи. развивающие игры.

Конспект мастер-класса для педагогов «Развивающие игры В. Воскобовича» Мастер – класс для педагогов «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича «Волшебный квадрат» и «Геоконт», для развития интеллектуальной.

Мастер-класс для педагогов ДО «Игры с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста» «Игры с кинетическим песком для детей младшего дошкольного возраста» Цель: активизация психолого-педагогической компетентности педагогов.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» МАСТЕР – КЛАСС «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Подготовила: Субханкулова З. А. г. Оренбург, 2017г.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие карты» Цель: ознакомление педагогов с различными способами сочинения сказок. Задачи: 1. Развивать практические умения педагогов по организации.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия для детей дошкольного возраста» Цель мастер – класса: ознакомить воспитателей с современной нетрадиционной технологией –су-джок терапией в работе с детьми по развитию речи.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Начиная с самого раннего возраста ребенок познает мир, активно исследую все происходящее вокруг. Развивающие дидактические игры, помогают.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие восприятия Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это выделение наиболее характерных.

Развивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Главной целью воспитателя, на мой взгляд, является создание условий для комфортного пребывания ребенка. Что это означает? Ребенок идет в.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/04/11/seminar-praktikum-na-temu-igry-razvivayushchie-fantaziyu-i
http://infourok.ru/doklad-igri-razvivayuschie-fantaziyu-i-slovesnoe-tvorchestvo-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1024338.html
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-igry-razvivayuschie-fantaziyu-i-slovesnoe-tvorchestvo-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×