Добро и зло в русской литературе. Добро и зло в литературе Произведения русских писателей о добре и зле

Добро и зло в русской литературе. Добро и зло в литературе Произведения русских писателей о добре и зле

Добро и зло в русской литературе

Добро и зло в русской литературе

Добро и зло существуют, как известно, только в симбиозе. В современном мире добро и зло практически не имеют четких границ. Все это было неоднократно доказано многими писателями и философами.

Добро и зло относятся к философским, “вечным” темам. Добро – это довольно-таки широкое понятие, включающее в себя как качества объекта (добрый, хороший, мягкий, способный любить и т.д.), так и проявления качественных индивидуальных характеристик (милосердный, добросердечный, сочувствующий).

В отличии от добра, зло – понятие относительное. С философской точки зрения зло – это отсутствие добра и его проявлений, само по себе “зло” – это пустота, возникающая там, где нет доброты, справедливости, сочувствия. Любое отсутствие чего-либо неминуемо заполняется его противоположностью, одним из таких примеров и является зло.

Что же такое “зло” и “добро” в русской литературе? Каковы их проявления и отличительные характеристики? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем несколько произведений русской классики:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Во-первых, рассмотрим тему добра и зла в произведении Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. В каждом из главных героев в этом произведении присутствуют и добро, и зло. Зло представлено в героях, как духовное и нравственное падение, с которым они борются на протяжении всего романа. Таким образом, зло может проявляться не только как явная жестокость, жажда крови, месть и так далее, но и как комплекс с добром, которое в конкретном герое это зло может перебороть.
  • Во-вторых, добро может быть представлено не только как милосердие, но и как сочувствие. Это особенно актуально в военных произведениях.
  • В-третьих, зло может быть представлено как злоба или злость, ненависть. Исключение составляет такая злость, которая мотивирует человека или способна вдохновить его на творчество. Примером такого может служить произведение Льва Николаевича Толстого “Война и мир».

Так, мы выяснили, что в различных произведениях добро и зло могут быть представлены не только как их явные проявления, но и как их симбиозы. Темы, связанные с добром и злом, всегда актуальны, несмотря на время, потому что они относятся к рангу “вечных” тем и проблем.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Также могут различаться и представления о добре и зле у различных персонажей. Герой каждого произведения несет свою идеологию, у него свои понятия о добре и зле, о морали и нравственности, о цинизме и милосердии.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что добро и зло – это достаточно субъективные понятия, которые, по своей сути, являются религиозно-философскими. Добро и зло по-разному могут быть представлены в различных произведениях. Также данное представление может зависеть от понятия автора о добре и зле. Персонажи в одном произведении тоже могут содержать в себе различные представления, а смешанные понятия о том, что есть добро и в чем кроется зло.

Значение добра и зла в русской литературе

В том, что такое добро и зло и каковы их характерные особенности, мы разобрались. Какое же значение в русской литературе имеет такая религиозно-философская тема, как тема добра и зла? Начнем с того, что практически во всех произведениях присутствует тема добра и зла. Какое же значение имеет эта тема в русской литературе? Естественно, большое.

Во-первых, в таких произведениях поднимается не только тема добра или зла, но и другие важные философские проблемы, вытекающие из этих тем. Так, можно рассматривать весь мир как совокупность добрых и злых дел в различных пропорциях, откуда следует важность и значимость таких тем.

Во-вторых, такие произведения являются нестареющими, всегда актуальными для различных поколений, так как в них можно найти ответы на многие интересующие вопросы с религиозно-философской и с социальной точки зрения.

В-третьих, данные произведения прославляют самые лучшие качества человеческой души: доброту, честь, дружелюбие, любовь, нежность, сочувствие и т.д. Также в них отражаются самые благородные качества, способствующие высокому моральному и нравственному восприятию произведения. Так, произведения, содержащие в себе тему добра и зла, являются самыми распространенными и несущими в себе глубокий моральный подтекст.

В-четвертых, часто, произведения, содержащие тему зла и жестокости, являются сатирическими или ироническими. Они высмеивают пороки человека и общества, создают отдельную атмосферу для произведения.

Читать еще:  Сервантес годы жизни и смерти. Мигель де сервантес - биография, информация, личная жизнь

В-пятых, они имеют колоссальное значение для всей литературы в целом, зачастую определяя направление и развитие различных литературных направлений и жанров. Такие произведения “задают тон” всей литературе, являются основоположниками каких-либо направлений и жанров.

Так, мы выяснили, произведениях русской литературы с “вечными” темами добра и зла несут в себе глубокий нравственный подтекст, прославляя лучшие качества человеческой души и высмеивая и обличая худшие.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы, содержащие темы “добра” и “зла” являются “вечными” и не теряют своей актуальности, а также имеют огромное значение в русской литературе в целом.

Благодаря добру и злу русская литература еще больше выделилась среди других, так как вышеозначенные темы в ней носили, отчасти, социальный характер. Все это, конечно, играло огромную роль в формировании русской литературы как явления, а также определении направления ее дальнейшего развития.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что русская литература многим обязана этой теме; что добро и зло оказали существенное влияние на формирование ее стилей и жанров.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Список литературы для подготовки к направлению “Добро и зло” итогового сочинения 2019-2020

Список произведений из школьной программы и зарубежной литературы для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020 по направлению “ДОБРО И ЗЛО”

Содержание:

↑ Список книг на тему “Добро и зло” в русской литературе

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
Е. Шварц «Дракон»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
А.Н. Островский «Гроза», ««Без вины виноватые»
А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
А.П. Платонов «Юшка»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Ч.Т. Айтматов «Плаха»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В.К. Железников «Чучело»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
С. Лукьяненко «Ночной дозор»
В. Тендряков «Люди или нелюди»

↑ Список произведений на тему “Добро и зло” в зарубежной литературе

Дж. Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти»
И.Ф. Гёте «Фауст»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»
Ч. Диккенс «Рождественская история»
К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
У. Шекспир «Макбет», «Гамлет»
М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение»
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель»
В. Скотт «Айвенго»
М. Зусак «Книжный вор»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Надвигается беда»
С. Кинг «Зеленая миля»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»
П. Несс «Голос монстра»
Д. Алигьери «Божественная комедия»
Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»

ПРОЕКТ “ДОБРО И ЗЛО В ЛИТЕРАТУРЕ” 5 КЛАСС

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по литературе на промежуточной аттестации в 2015-2016 учебном году ДОБРО И ЗЛО В ЛИТЕРАТУРЕ Выполнила : Овчухова Наталия, ученица 5а класса МБОУ «ООШ №2» Учитель Шувакина О.А., учитель русского языка и литературы

Актуальность проекта Тема добра и зла – это вечная проблема, которая волнует и будет волновать всегда человечество

Цель исследования проекта 1. Познакомиться с произведениями литературы, где присутствует добро и зло, выявить актуальность этой темы. 2. Выяснить, во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке? 3. Обосновать значимость произведений писателей о добре и зле.

Читать еще:  Почему мы влюбляемся в киногероев. Почему мы «влюбляемся» в знаменитостей Люблю маленького актера что делать

Задачи: 1. Изучить и анализировать произведения, содержащие проблему добра и зла. 2. Исследовать ряд произведений литературы, содержащих проблему добра и зла. 3. Провести классификацию произведений с целью определения победителей в противоборстве. 4. Выявить уровень интереса у моих сверстников и отношение взрослых к произведениям, в которых присутствует противоборство добра и зла. 5. Систематизировать и обобщить полученные результаты.

Гипотеза: Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.

Объект исследования: Устное народное творчество и литературное творчество писателей Предмет исследования: Сказки, легенды и произведения литературы

Методы исследования: 1. Изучение устного народного творчества и литературного творчества писателей. 2. Анализ произведений и сказок. 3. Опрос и анкетирование. 4. Сопоставление и классификация произведений. 5. Обобщение и систематизация полученных результатов.

Вопросы исследования: Добро и зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?

Легенда о добре и зле Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы – волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голоден, и его первой добычей тапа птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того, они постоянно ссорились. Так на свете появились добро и зло.

«Василиса прекрасная» Добро взяло верх над злом. Мачеха и её дочери превратились в уголь, а Василиса стала жить долго и счастливо вместе с царевичем в довольстве и счастье.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин Сказка А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Ганс Христиан Андерсен сказка «Снежная королева» Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.

Анализ легенд «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП» Когда люди заселили землю, они сначала научились сеять хлеб, а потом стали выращивать виноград и делать из него вино. А когда пили вино, они становились глупыми и злыми, обижали слабых, хвалили сами себя и обманывали Друг друга. Бог смотрел на людей, и ему было очень горько. А люди с каждым годом становились всё хуже и злее. И Бог так разгневался, что решил уничтожить всех людей и всех зверей, которых он создал.

Анализ художественных произведений Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только очень мужественный человек. И самовольный уход Герасима из города- это протест бесправного человека, против унижения. То, что произошло с Герасимом навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Повесть И. С. Тургенева «Муму»

Читать еще:  Словарь даля поговорки. Пословицы Даля (из книги «Пословицы и поговорки русского народа»)

В. Катаев «Цветик-Семицветик» Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» В книге рассказывается о собаке, которая отправилась на поиски хозяина, попавшего в больницу. В результате она оказалась безродной. В повести и фильме показаны герой, которые по-разному отнеслись к несчастью собаки. Претерпев много унижений, побоев, Бим оказался в приюте, где и погиб.

Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному. Он прошел эту лестницу с первой по четвертую ступеньку и тем самым искупил свою вину.

ВЫВОД: В основе всех исследуемых произведений художественной литературы лежит идея борьбы добра и зла. В значительном большинстве произведений победителем в этом противоборстве оказывается зло. Торжество добра наблюдается только в произведениях устного народного творчества – сказках. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ ДОБРО ОБРАЗЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ ЗЛО ТОРЖЕСТВО ДОБРА ТОРЖЕСТВО ЗЛА СКАЗКИ- 3 3 3 3 0 ЛЕГЕНДЫ – 1 1 1 0 1 ПРОИЗВЕДЕНИЯПИСАТЕЛЕЙ – 4 4 4 0 4

Таблица: Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени. № П/П НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДОБРО ЗЛО 1 Русская народная сказка «ВасилисаПрекрасная» + + 2 Авторская сказка. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» + + 3 Классическая русская литература 19 века. И.С. Тургенев «Муму» + + 4 Современная русскаялитература20 века. 1.К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» 2.В.Катаев «Цветик –семицветик» 3.Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо» + + + + + + 5 Легенда. «Всемирный потоп» + + 6 Зарубежная литература. Х.К.Андерсен «Снежная королева» + +

Таблица: Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени. КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДОБРО ЗЛО 8 8 8

Результаты анкетирования Результаты анкетирования Вывод: мною было опрошено 52 человека. Это учащиеся 4 «б», 4 «а», 5 «а» классов школы ООШ№2. Данные опроса свидетельствуют, что большинство детей считают , что раньше появилось добро, нежели зло, что добра в мире больше, чем зла. В противоборстве добра и зла, побеждает ДОБРО.

Буклет «Добро и зло» Слово о доброте А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова — дела важны? Дела — делами, а слова — словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. М. Лисянский. Правила доброты 1.Будь отзывчив и внимателен к людям. 2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом. 3.Люби людей знакомых и незнакомых. 4. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям. 5.Делай добро для людей. 6. Не завидуй. 7. Не груби. 8. Не вредничай. Что такое добро? Почему знание о добре и зле важно для людей? Добро-это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. žЗло-это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Добро нужно делать для того, чтобы всем было хорошо, чтобы все радовались, чтобы не было зла.

«Добрый ангел мира» «Добрый Ангел-Хранитель Мира» – это главный интернациональный проект ХХI века, направленный на утверждение новой системы международных общественных отношений, девиз которой – Доброта спасет мир!

Заключение Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что произведения о добре и зле актуальны во все времена. Выдвигаемая мною, гипотеза, подтвердилась. Добро и зло не могут существовать отдельно друг от друга. Добро и зло – понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» . Ф.П.Гааз

Источники:

http://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/dobro_i_zlo_v_russkoy_literature/
http://rustutors.ru/itogovoe2020/2069-spisok-literatury-dlja-podgotovki-k-napravleniju-dobro-i-zlo-itogovogo-sochinenija-2019-2020.html
http://infourok.ru/proekt-dobro-i-zlo-v-literature-klass-1115793.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии