Дмитрий григорович биография. Григорович Дмитрий Васильевич: биография и фото, самые известные произведения

Дмитрий григорович биография. Григорович Дмитрий Васильевич: биография и фото, самые известные произведения

Григорович Дмитрий Васильевич

Григорович Дмитрий Васильевич – Григорович, Дмитрий Васильевич – известный писатель.

Родился 19 марта 1822 г. в Симбирске, умер 26 декабря 1899 г. Отец его был помещик, отставной гусар, мать – француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона.

Григорович рано лишился отца, устроившего семью в Каширском уезде Тульской губернии, и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему чисто французское воспитание.

8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском же пансионе Монигетти, а в середине 30-х годов поступил в санкт-петербургское инженерное училище.

Его товарищами были здесь Достоевский , Тотлебен , Радецкий . К точным наукам, составлявшим главный предмет преподавания, Григорович не имел ни малейшего призвания.

Его влекло к себе искусство, и, кроме рисования, к которому у него был талант, он мало чем занимался в училище.

Случай помог ему убедить мать позволить ему оставить учебное заведение, столь мало соответствовавшее всему складу его способностей.

Гуляя раз по улице, он не заметил проезжавшего мимо великого князя Михаила Павловича и не отдал ему чести. Это повлекло за собой ряд трагикомических последствий, весьма забавно рассказанных в “Воспоминаниях” Григоровича.

Рассеянного кадета посадили на неопределенное время в карцер и только по болезни перевели на некоторое время в лазарет.

Испуганная такими строгостями, мать Григоровича поддалась после этого настояниям сына, и он променял инженерное училище на Академию Художеств.

Но и тут Григорович оставался очень короткое время, потому что серьезного художественного дарования у него не было. К тому же его сильно начинала привлекать к себе литература.

Еще будучи “кондуктором” инженерного училища, он около 1841 г. познакомился с Некрасовым , в то время издававшим разные юмористические сборники: “Первое апреля”, “Физиология Петербурга” и др. В них появились пробы пера молодого писателя – “Штука полотна” и “Петербургские шарманщики”.

Кроме того, он переводил разные книжки для Плюшара , писал небольшие очерки в “Литературной Газете” и театральные фельетоны в “Северной Пчеле”.

В конце 1846 г. была напечатана (в “Отечественных Записках”) “Деревня”, сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 г. в “Современнике” – знаменитый “Антон Горемыка”.

За ним последовал ряд небольших повестей из петербургской жизни – “Капельмейстер Сусликов” (1848), “Похождения Накатова” (1849), “Свистулькин”, “Школа гостеприимства” и др.; романы “Проселочные дороги” (1852) и “Два генерала” (1864), два романа из народной жизни – “Рыбаки” (1852) и “Переселенцы” (1855) и многое другое.

В 1858 – 59 г. Григорович, по поручению морского министерства, совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие: “Корабль Ретвизан”.

В начале 60-х годов литературная деятельность Григоровича почти прекращается, и он, в качестве секретаря общества поощрения художеств, всецело отдает себя делу споспешествования русскому искусству.

Благодаря его энергии, прекрасно организована при обществе рисовальная школа, в которой получают первоначальное художественное образование многие сотни учеников; его же стараниями устроен замечательный художественный музей при обществе, мастерские, библиотека и, наконец, пожалован обществу бывший дом градоначальника на Большой Морской.

За долголетние труды по обществу Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.

Со средины 80-х годов Григорович снова берется за перо и пишет повести: “Гутаперчевый мальчик”, “Акробаты благотворительности” и “Воспоминания” (1893).

Кроме отдельных произведений, полные собрания сочинений Григоровича были издаваемы в 1859 г., в 1872 г., в 1890 г. (Н. Г. Мартыновым, в 10 т.), в 1896 г. даны в качестве приложения к “Ниве” (12 томов).

Литературная деятельность Григоровича служит удивительно яркой иллюстрацией того почти стихийного влияния, которое оказывают на всякого писателя основные течения эпохи формирования его духовно-нравственного существа.

Если мы, в самом деле, обратимся к “Воспоминаниям” Григоровича, в которых он очень подробно знакомит нас с душевной жизнью первой половины своей деятельности, мы не преминем убедиться, что трудно было бы придумать человека менее подходящего к тому, чтобы стать отцом русской “мужицкой” беллетристики.

Полуфранцуз не только по крови, но и по воспитанию, Григорович в ранней молодости настолько неудовлетворительно владел русским языком, что даже долго говорит с французским акцентом.

Когда двадцати трех лет от роду он начал свою первую большую повесть “Деревня”, ему страшно трудно было справиться с самим процессом подбора подходящих слов и выражений.

Не менее любопытным фактом биографии Григоровича является и то, что он, в сущности, весьма мало знал деревню и народ. Отрочество и юность он провел в Москве и Петербурге, а наезды в деревню были и очень редки, и очень непродолжительны.

Но самое главное – по всему складу своих вкусов и наклонностей Григорович весьма мало подходил для роли выразителя той пламенной заботы о благе народа, которой характеризуется миросозерцание эпохи Белинского . Из тех же “Воспоминаний” видно, что всю свою жизнь он был типичнейшим “эстетиком”, поклонником “чистой красоты” и т. д. Чтение его ограничивалось исключительно романами и повестями; не увлекался он, подобно большинству своих литературных сверстников, ни Гегелем, ни Фурье, ни французским движением, подготовившим 1848 г., ни вообще какими бы то ни было теоретическими вопросами.

Читать еще:  Образ екатерины одинцовой. Литературные сиблинги: две сестры (Тургенев "Отцы и дети")

Но таково неотразимое действие идей, составляющих сущность эпохи, что они как бы носятся в воздухе и впитываются молодой душой почти инстинктивно.

Достаточно было Григоровичу сойтись с кружком братьев Бекетовых (химика и ботаника), где собиралось много хорошей молодежи, чтобы почувствовать, по собственному его выражению, все “легкомыслие” своего прежнего умственного строя, когда его “общественные вопросы нисколько не занимали”.

Ему стало больно “за отсталость”, его охватило неудержимое желание написать что-нибудь серьезное – и он одно за другим пишет “Деревню” и “Антона Горемыку”.

Этими двумя повестями определяется положение Григоровича в истории русской литературы.

Значение первой из них – в том, что здесь “натуральная школа” впервые направила свое творчество на изображение народа в тесном смысле слова. До того литературная молодежь довольствовалась возбуждением симпатии к мелкому мещанству и бедному чиновничеству.

Ниже она еще не опускалась.

Григорович первый посвятил целую повесть ежедневному быту самого серого простонародья – не того, говорящего всегда шутками да прибаутками простонародья, которое фигурирует в повестях Даля , и не того “народа”, который является в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” окутанным в поэтическую дымку легенд и поверий, а народа во всей неприглядности его ежедневной обстановки.

Жизненность, с которой в “Деревне” обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в прославлениях его величавости, усмотрели в повести Григоровича унижение народа.

Но если “Деревня” имеет выдающееся значение как первая попытка новой русской литературы возбудить интерес к реальному народному быту, то еще несравненно большую важность имел “Антон Горемыка”, где интерес перешел в самую горячую симпатию и где так рельефно обрисовано тягостное и бесправное положение крепостного крестьянина.

“По прочтении этой трогательной повести, – говорил Белинский, – в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные”.

Сколько-нибудь определеннее великий критик не мог выразиться; но в те времена умели читать между строк, и “важные” мысли о крепостном праве действительно теснились в голове всякого читателя “Антона Горемыки”, хотя прямого протеста в нем нет и быть не могло по цензурным условиям.

Сам автор, правда, закончил повесть тем, что выведенные из терпения крестьяне поджигают дом ненавистного управляющего и его самого бросают в огонь. Но просвещеннейший из цензоров 40-х годов, Никитенко , переделал конец и совершенно несообразно с общим складом характера главного героя заставил его пристать к конокрадам и потом каяться миру перед отправлением в Сибирь.

Скомканный и неестественный конец повести нимало, однако, не ослабил общего смысла повести, которая производила потрясающее впечатление.

Историческое значение “Антона Горемыки”, вообще, не меньше, чем “Записок охотника”.

Уступая им в художественных достоинствах и в глубине народной психологии, “Антон Горемыка” яснее и непосредственнее обрисовывал ужасы крепостного права. Если возводить 19-е февраля к его литературному генезису, то слезы, пролитые над “Антоном Горемыкой”, занимают в нем такое же почетное место, как чувство глубокого уважения к народу, которое читателя “Записок охотника” приводило к убеждению, что народ достоин свободы.

В “Деревне” и “Антоне Горемыке” Григорович сразу достиг кульминационного пункта своего творчества.

Талант, по художественным достоинствам своим, второстепенный, Григорович только потому создал эти две перворазрядные по своему историческому значению вещи, что в них ему удалось ловить “момент” и заставить биться, согласно с собственным сердцем, сердца всего, что было в русском обществе хорошего и честного.

Но стоило пройти “моменту”, стоило общественному сознанию вступить в дальнейший фазис своего поступательного движения – и Григорович, ничуть не утратив основных свойств своего дарования, уже не мог идти в первых рядах. Все остальные многочисленные произведения Григоровича из народной жизни написаны с не ослабевшей симпатией к народу; но уже не было надобности возбуждать эту симпатию в читателе.

Семена, брошенные “Антоном Горемыкой”, взошли пышным цветом, и потому “Рыбаки”, “Переселенцы” и др. уже мало кого волновали.

Следует прибавить, впрочем, что и в чисто художественном отношении пространные народные романы Григоровича уступают первым его повестям.

Правда, язык в них по-прежнему прост и естественен, прекрасные описания природы соответствуют действительности, фабула интересна, но в общем романы растянуты и страдают мелодраматизмом и искусственными эффектами.

Упреки в “пейзанстве”, т. е. в том, что российским незамысловатым мужичкам приданы Григоровичем совершенно несвойственные им французско-романтические качества, в известной степени справедливы по отношению к большим его народным романам.

Идеализации в них действительно немало.

Вне изображения народной жизни произведения Григоровича не представляют собой литературного интереса.

Его “петербургские” повести, в которых обыкновенно фигурируют мелкие франты и люди, неудачно лезущие в знать, его натянуто-юмористические очерки и даже описание путешествия – все это, говоря кудреватым выражением Белинского, ничего не прибавило к “тоталитету” известности Григоровича.

Некоторое исключение составляет только позднейшая повесть Григоровича “Акробаты благотворительности”, где верно схвачены типичные черты петербургской карьеристской филантропии.

Читать еще:  Эгейская, критская, микенская культура. Крито-микенская (Эгейская) художественная культура

Литературу о Григоровиче см. у Венгерова , “Источники Словаря русских писателей”, и Владиславлева , “Русские писатели”.

Биография Григорович Дмитрий Васильевич – Великие люди России

Григорович Дмитрий Васильевич упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Попробуйте воспользоваться поиском

Григорович Дмитрий Васильевич: биография и фото, самые известные произведения

Дмитрий Васильевич Григорович – известнейший российский писатель. Его произведения заслуженно относятся к русской классической литературе Золотого века. На протяжении многих лет книги Дмитрия Васильевича Григоровича изучаются в школе по обязательной программе. Каждый любитель литературы знаком с произведениями данного автора.

Краткая биография Дмитрия Васильевича Григоровича

Родился писатель 31 марта 1822 года в Симбирской губернии. Семья, в которой рос Дмитрий Васильевич Григорович, отличалась в обществе своим положением: отец был богатым помещиком, а мать – прекрасной женщиной, имеющей французские корни.

Фото Дмитрия Васильевича Григоровича нельзя найти, поскольку писатель не застал технологического прогресса, однако его портреты представлены в данной статье.

Писатель рано потерял отца. Дмитрия воспитывали мать и бабушка. Они дали ему прекрасное образование. Однако мальчик плохо говорил по-русски, потому что и мама, и бабушка были чистокровными француженками, что сильно повлияло на разговорную речь Григоровича. Постепенно осваивая русский язык, писатель еще очень долгое время говорил с явным французским акцентом.

Образование

Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе. Решение было принято.

После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем – Федором Михайловичем Достоевским.

У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем – Тарасом Шевченко.

Первые шаги

Первые произведения Дмитрия Васильевича Григоровича были очень слабыми, в сравнении с литературным творчеством того времени. Рассказы, которые печатались в литературных журналах («Собачка», «Театральная карета»), не пользовались популярностью. Несмотря на это, Дмитрий не переставал писать, все больше развивая в себе качества настоящего писателя.

Как раз во время своих первых литературных опытов Григорович знакомится с известным крестьянским поэтом Некрасовым. В это время поэт издавал множество сборников, которые пользовались успехом. Именно в одном из таких изданий появилось произведение, которое вышло из-под пера сразу трех писателей: Некрасова, Достоевского и Григоровича. Повесть получила название «Как опасно предаваться честолюбивым снам». В этом издании было напечатано и другое произведение Григоровича – «Штука полотна».

Удачное начало

После триумфа «Штуки полотна» Дмитрий Васильевич написал повесть «Петербургские шарманщики». Этим произведением автор обратил на себя внимание уже известного литературного деятеля – Белинского. В это время Дмитрий Григорович печатался в издательстве, для которого критик писал небольшие очерки.

Становление писателя

Дмитрий Васильевич Григорович был плохо знаком с традициями крестьян. Однако в свои 23 года он был членом литературного кружка Бекетовых, что сильно повлияло на его жизненные установки. Именно это стало толчком для написания масштабного произведения «Деревня». Пройдя через огромную работу, которая познакомила писателя со всеми тонкостями и особенностями крестьянской жизни, Григорович создал свое имя в литературных кругах.

Именно после этого объемного произведения Дмитрия Васильевича приняли в обществе как действительно талантливого писателя. После триумфального романа из-под руки Григоровича выходит произведение «Антон-горемыка». Сам Белинский говорил о повести только положительно, отмечая, какая она трогательная и жизненная одновременно. Однако не всем читателям понравились описания крестьянской бедности: славянофилы, которые принимали только величие простого народа, посчитали это произведение попыткой унизить крестьянский слой общества. Несмотря на такую критику, Дмитрий Васильевич продолжил писать.

Разрыв с известным журналом

В 1860 году произошел раскол в журнале «Современник»: началось противостояние между писателями, происходящими из дворян, и молодыми приверженцами радикальных установок. Григорович, будучи дворянином, поддерживал первых и ушел из издательства.

Известный публицист того времени Чернышевский очень резко высказался в своей статье о творчестве Ивана Тургенева и Дмитрия Григоровича. Существует даже утверждение, что именно с момента написания этой статьи писатель с презрением относился к Чернышевскому, с которым у него когда-то были довольно теплые отношения.

Дальнейшая деятельность

С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис – людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.

Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.

Последние годы жизни

Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.

Читать еще:  Музыкальные фестивали мира. В феврале тысячи людей собираются в итальянском городе Иврея на ежегодную битву апельсинами, самую масштабную битву едой в Италии

Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика – удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.

Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Значение творчества писателя

Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.

Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.

Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение.

Краткая биография Дмитрия Григоровича

Григорович Дмитрий Васильевич (1822—1900), писатель.

Родился 31 марта 1822 г. в селе Черемшан (ныне в Ульяновской области).

Отец Григоровича был помещиком, отставным гусаром, мать — французской аристократкой, дочерью погибшего на гильотине роялиста. Отец рано умер (1830 г.); до восьми лет мальчик воспитывался дома, следующие четыре года— в Московском французском пансионе Монигетти. Затем Григорович учился в петербургском Главном инженерном училище (1836—1840 гг.), а разочаровавшись в точных науках, некоторое время занимался в Академии художеств.

Служил в Дирекции императорских театров.

В училище Григорович познакомился с Ф. М. Достоевским, что сказалось на пробуждении в нём тяги к литературе. В 1844 г. он жил на одной квартире с Достоевским и был первым читателем повести «Бедные люди».

В середине 40-х гг. XIX в. Григорович принял участие в издаваемых Н. А. Некрасовым альманахах «Физиология Петербурга» и «Первое апреля».

Опубликованная в 1846 г. в журнале «Современник» повесть «Деревня» сразу создала Григоровичу литературное имя, а другая повесть — «Антон-Горемыка» (1847 г.) сделала его знаменитым. Оба произведения написаны в духе так называемой натуральной школы: в них выражены критическое отношение к дворянству, любовь к крестьянам и протест против их угнетённого положения.

После успеха писатель продолжил сотрудничать в «Современнике» и рассказывать о народной жизни: повести «Капельмейстер Сусликов» (1848 г.), «Похождения Накатова, или Недолгое богатство» (1849 г.), «Свистулькин» (1855 г.); роман «Просёлочные дороги» (1852 г.) и др. В 1855 г. Григорович выступил против Н. Г. Чернышевского (повесть «Школа гостеприимства»); в 1860 г. он вышел из состава редакции «Современника».

В 1858—1859 гг. по поручению Морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в цикле очерков под общим заглавием «Корабль „Ретвизан”» (1859— 1863 гг.).

В начале 60-х гг. Григорович практически прекратил собственную литературную деятельность и занимался делами Общества поощрения художников, секретарём которого он был.

Благодаря его энергии при Обществе возникла рисовальная школа, художественный музей, библиотека, мастерские. За долголетние труды Дмитрий Васильевич получил чин действительного статского советника и пожизненную пенсию.

В 1883 г. после долгого перерыва вышла повесть «Гуттаперчевый мальчик» о трагической судьбе маленького акробата. Ценный мемуарный материал содержат «Литературные воспоминания» Григоровича, созданные в 1892—1893 гг.

Источники:

http://greatrussianpeople.ru/info4287.html
http://www.syl.ru/article/331764/grigorovich-dmitriy-vasilevich-biografiya-i-foto-samyie-izvestnyie-proizvedeniya
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-dmitriya-grigorovicha

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии