Для какого литературного направления являлось обязательным соблюдением. Сборник идеальных эссе по обществознанию
Для какого литературного направления являлось обязательным соблюдением. Сборник идеальных эссе по обществознанию
Если кто-то думает, что их очень сложно запомнить, то, разумеется, заблуждается. Всё достаточно просто.
Открываем список литературы. Видим, что здесь всё разложено по времени. Даны конкретные временные отрезки. И теперь акцентирую ваше внимание вот на чем – практически каждое литературное направление имеет четкую временную привязку.
Смотрим скриншот. «Недоросль» Фонвизина, «Памятник» Державина, «Горе от ума» Грибоедова – это всё классицизм. Затем на смену классицизму приходит реализм, сколько-то времени существует сентиментализм, но в данном перечне произведений он не представлен. Поэтому практически все произведения, которые указаны ниже, – это реализм. Если рядом с произведением написано «роман», то это только реализм. Ничего больше.
Романтизм в данном списке тоже есть, про него нельзя забывать. Представлен он слабо, это такие произведения, как баллада В.А. Жуковского «Светлана», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Казалось бы, что романтизм умер еще в начале XIXвека, но мы еще можем его встретить в XX. Там затесался рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль». На этом всё, больше романтизма нет.
Всё остальное, что дано в списке, что я не назвал – это реализм.
А какое тогда направление у «Слово о полку Игореве?» В данном случае оно не выделяется.
А теперь кратко пройдемся по тому, какие черты у этих направлений. Всё просто:
Классицизм – это 3 единства: единство места, времени, действия. Вспомним комедию Грибоедова «Горе от ума». Всё действие длится 24 часа, и оно происходит в доме Фамусова. С «Недорослем» Фонвизина всё схожим образом. Еще одна деталь для классицизма: героев можно четко поделить на положительных и отрицательных. Остальные признаки знать необязательно. Этого вам вполне хватит, чтобы понять, что перед нами классицистическое произведение.
Романтизм – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Вспомним, что происходило в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На фоне величественной природы, божественной ее красоты и величия, разворачиваются события. «Мцыря сбегает». Природа и герой сливаются друг с другом, происходит полное погружение внутреннего мира и внешнего. Мцыри – личность исключительная. Сильная, храбрая, смелая.
Вспомним в рассказе «Старуха Изергиль» героя Данко, который вырвал своё сердце и осветил путь людям. Указанный герой также подходит под критерий исключительной личности, поэтому это романтический рассказ. Да и вообще все герои, которые описаны Горьким – это отчаянные бунтари.
С Пушкина начинается реализм, который на протяжении всей второй половины XIX века очень бурно развивается. Вся жизнь с ее достоинствами и недостатками, с противоречивостью и сложностью – становится объектом писателей. Берутся конкретные исторические события и личности, которые живут вместе с вымышленными персонажами, которые очень часто имеют реального прототипа или даже нескольких.
Если коротко, реализм – что вижу, то и пишу. Жизнь наша сложна, сложны и герои, они мечутся, думают, меняются, развиваются, ошибаются.
К началу ХХ века стало ясно, что пора бы уже искать новые формы, новые стили, другие подходы. Поэтому в литературу бурно врываются новые авторы, происходит расцвет модерна, который включает в себя массу ответвлений: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.
И чтобы определить, к какому конкретно литературному течению можно отнести то или иное произведение, нужно знать ещё и время его написания. Потому что, например, неправильно говорить, что Ахматова – это только акмеизм. Отнести к данному направлению можно только раннее творчество. Творчество некоторых и вовсе не подходило под конкретную классификацию, такими, например, были Цветаева с Пастернаком.
Что касается символизма, то здесь будет несколько проще: Блок, Мандельштам. Футуризм – Маяковский. Акмеизм, как мы уже сказали, Ахматова. Был еще имажинизм, но представлен он слабо, к нему относят Есенина. Вот как бы и всё.
Символизм – термин говорит сам за себя. Авторы через большое количество всевозможных символов шифровали смысл произведения. То количество смыслов, которые закладывались поэтами, можно искать и выискивать до бесконечности. Поэтому так достаточно сложны эти стихотворения.
Футуризм – словотворчество. Искусство будущего. Отказ от прошлого. Безудержный поиск новых ритмов, рифм, слов. Лесенку Маяковского помним? Такие произведения предназначались для декламации (читались на людях). Футуристы просто обезбашенные люди. Делали всё, чтобы публика их запомнила. Все средства для этого были хороши.
Акмеизм – если в символизме ни черта не понятно, то акмеисты взялись полностью противопоставить себя им. Их творчество понятно, конкретно. Оно не витает где-то в облаках. Оно здесь, тут. Они изображали земной мир, земную ее красоту. Еще стремились через слово преобразовать мир. Этого достаточно.
Имажинизм – в основу положен образ. Иногда и не один. Такие стихотворения, как правило, начисто лишены смысла. Серёжа Есенин непродолжительное время писал такие стихи. Больше из списка литературы к этому течению никого не относят.
Это всё. Если что-то до сих пор не поняли, или нашли в моих словах ошибки, то пишите в комментариях. Разберемся вместе.
Образцовое эссе ЕГЭ по обществознанию
Приводим пример ОБРАЗЦОВОГО эссе по обществу БЕЗ ЕДИНОГО ЗАМЕЧАНИЯ! Поехали!
Политология: Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).
Автор сочинение: Уфаева Яна Евгеньевна
В данном высказывании автор затрагивает идею роли государства в жизни граждан. По мнению автора, самой главной функцией демократического государства является обеспечение защиты прав и свобод , нормальных условий жизни, предоставление различных благ для граждан; невыполнение закрепленных законом функций государством, а также реализация политических решений не соответствующих воле граждан снижает уровень легитимности власти. Я согласна с мнением автора. В данном высказывании можно выделить следующие аспекты: функции демократического государства и взаимоотношения государственной власти и граждан в демократическом государстве.
Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Демократическое государство – это государство, в котором народ признается в качестве основного источника власти, а граждане наделены широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством. Выделяют следующие функции демократического государства: политическую ,социальную, экономическую, культурную, а также охрану правопорядка, прав и свобод гражданина. Политическая функция государства заключается в обеспечении народовластия, создание условий для деятельности социальных институтов. Социальная заключается в обеспечении нормальных условий жизни, реализацию прав граждан на охрану здоровья, образование, отдых жилище. Экономическая функция государства заключается в обеспечении занятости, распределении государственного бюджета, развитии экономики. Последняя из перечисленных функций подразумевает обеспечение точного соблюдения законодательства, охрана прав и свобод граждан, борьба с правонарушителями и др. Таким образом, только выполняя данные функции, направленные на обеспечение достойной жизни личности, государство может считаться легитимным, потому что граждане признают такую власть и подчиняются ей.
Приведу пример из СМИ. В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. США является сильным демократическим правовым государством, которое обеспечивает своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. По качеству жизни, ИЧР и другим показателям США занимает также лидирующие позиции, это позволяет государственной власти быть стабильной и сильной, потому что американцы удовлетворены действующей властью. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатывает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.
Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации США важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.
Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Выделяют основные проявления взаимоотношений государственной власти и граждан: граждане участвуют в формировании и осуществлении государственной власти (т.е. как только граждане будут недовольны государственной властью, они имеют право ее поменять посредством выборов – важного демократического института), органы гос. власти сменяемы и подотчетны избирателям, существует гласность и отсутствует цензура в СМИ (таким образом происходит обратная связь между этими субъектами политики, граждане могут критиковать власть), никакая идеология не может быть государственной, а приоритетом является обеспечение правового и политического равенства граждан. Также важным является политический плюрализм, реальное осуществление принципа разделения властей. В демократическом государстве политические решения принимаются на основе принципа большинства при уважении и учете интересов меньшинства, что является важным при стремлении государства реализовать многочисленные потребности общества. Государственная власть осуществляется через государственный аппарат – систему гос. органов, учреждений и организаций ,при помощи которых осуществляются права человека. Таким образом мы видим, что государственная власть в демократическом государстве ориентирована на интересы граждан, их связь прочна.
Приведу пример из истории. Древняя Греция было первым демократическим государством. С самого детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали разнообразными политическими правами и свободами. Именно поэтому каждый грек с особой ответственностью относился к политической жизни: граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для того, чтобы решить важные государственные вопросы , потому что каждый голос был учтен и ценился. Это показывает, что государственная власть отвечала взаимностью своим гражданам, стремилась удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы. Таким образом, в соответствии с активным политическим участием граждан, их политической грамотностью, политическое управление в Древней Греции осуществлялось на том же высоком уровне.
Подводя итог, хочется отметить, что сотрудничество граждан и органов государственной власти в решении политических проблем делает государство более сильным, отчего выигрывают все субъекты политики. Если интересы гражданина в демократическом государстве будут нарушены, то государственная власть сменится, управлять государством будут другие лица, потому что данная функция обязательно должна быть реализована, народ – источник власти, а значит он заслуживает хорошего руководителя.
Итог: максимальный балл, ни одного замечания!
Итоговое сочинение 2019-2020
по литературе
Уже 4-го декабря 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Выпускникам предложат пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в эссе этого года.
Эти направления – общие для всей страны. А вот уже внутри них будут составлены конкретные темы эссе, которые будут различаться по часовым поясам. Но их выпускники узнают уже только на самом экзамене.
Главное в сочинении — показать, что ты прочитал хотя бы одну книгу! Сгодится хоть «Колобок», хоть «Преступление и наказание», лишь бы примеры соответствовали теме. Ну, и сами рассуждения оценивать никто не будет — точка зрения может быть любой, лишь бы она была грамотно изложена на бумаге. Оценки ставятся по системе зачет-незачет. У тех, кто получил «неуд», будет еще две попытки пересдачи – 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.
Темы итогового сочинения 2019
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
В рамках этого направления надо будет поразмышлять о темах, поднятых Толстым — о войне и мире (как без них!), о героизме и патриотизме, о семейных разладах и гармонии. В общем, разработчики изрядно упростили школьникам жизнь, дав подсказку, какую именно книгу стоит перечитать перед экзаменом!
Что читать: «Войну и мир», конечно же. Ну, или «Тихий Дон» как реверанс классику.
2. Надежда и отчаяние
В этом направлении нужно будет подумать о том, как по-разному литературные герои реагируют на превратности судьбы. Пойти на поводу у обстоятельств или бороться с ними, проявить активную жизненную позицию или смириться с безысходностью? Стоит подумать, в каких произведениях персонажи сталкивались с подобным трудным выбором.
Что читать: «Обломов» Гончарова и сказки про Емелю, рыбака и рыбку и многие другие.
3. Добро и зло
Выпускникам этого года досталась самая вечная тема! Борьба добра и зла — на этом сюжете держится чуть ли не вся мировая литература. Разработчики дают подсказку и тут: важно порассуждать, как это противостояние отражается на мыслях и поступках литературных героев и как они отличают одно от другого.
Что читать: всё, от Гарри Поттера до Фауста.
4. Гордость и смирение
Те, кто вместо слова «смирение» ожидал увидеть «предубеждение» могут рассчитывать на зачет автоматом! А если серьезно, то в этой теме от выпускников ожидается анализ философского, нравственного и даже исторического смысла этих слов. Например, когда чувство собственного достоинства переходит в гордыню, а рабская покорность оборачивается внутренней силой, позволяющей не отвечать насилием на насилие?
Что читать: для начинающих – Пушкин «Капитанская дочка», для продвинутых — Лотман «Беседы о русской культуре».
5. Он и она
Тема любви в этом году приняла необычную форму. Дружба и семья, любовь в обществе и в культуре — порассуждать о взаимоотношениях мужчины и женщины можно с разных сторон. Кстати, эксперты предлагают этим не ограничиваться и предлагают писать также и о духовных связях детей и родителей.
Что читать: классиков, которые в этой теме не одну собаку съели – Овидий «Наука любви» и Стендаль «Трактат о любви».
Критерии оценки эссе
- Рекомендуемый объем — 350 слов. Сочинения короче 250 слов не проверяются!
Самостоятельность в написании. За списывание автоматом ставится незачет, и никаких пересдач.
Соответствие теме. В эссе должен быть дан ответ на вопрос из задания.
Аргументация. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет.
Композиция и логика рассуждения. Каждую мысль надо подкрепить примерами.
Качество письменной речи. Отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики.
Направления итогового сочинения
Писать итоговые сочинения по литературе выпускники школ будут 5 декабря этого года. Конкретные направления для каждого региона будут свои. А общие тематические направления для эссе назвала министр просвещения Ольга Васильева:
- «Война и мир» – к 150-летию великой книги,
- надежда и отчаяние,
- добро и зло,
- гордость и смирение,
- он и она.
Напомним, сочинение нужно писать с опорой на прочитанные книги. Причём разрешается брать произведения не только из школьной программы. Можете подтвердить свою мысль цитатой из “Гарри Поттера” — пожалуйста!
Как проходит экзамен
Всего на итоговое сочинение 2019-2020 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене. Обычно они тоже довольно общие. Например, тема из тематического направления “Разум и чувства” может звучать так: “Когда разум мешает чувствам”.
Оценка ставится по системе зачет/незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.
Оценивается сочинение по пяти критериям:
- соответствие теме,
- аргументация и привлечение литературного материала,
- композиция,
- качество речи,
- грамотность.
На что обратить внимание
Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Задача не такая уж трудная, если чуть-чуть подготовиться, например, прочитать хотя бы пять книжек в соответствии с общими направлениями.
– Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме, – говорят эксперты. – Иногда возникают проблемы, когда школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое “бесчестье”.
Всего в итоговом сочинении 2018-2019 надо написать 350 слов — эссе меньше 250 слов автоматом получают незачет, даже без проверки.
Какие книги выпускники используют в сочинении чаще всего
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»,
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,
И.А. Гончаров «Обломов»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
Л.Н. Толстой«Война и мир»,
А. И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,
В.В. Быков «Сотников»,
Т. Драйзер «Гений»,
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»,
Л. Ф. Баум «Волшебник страны Оз»,
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»,
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,
К. Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки»,
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Дж. Лондон «Время не ждет», «Мартин Иден», «Морской волк».
Перлы
“А тем временем, Анатоль был равнодушен к Наташе. Она этого не видела из-за отключенного разума”.
“Вот например из моей личной жизни: както раз позвали друзья погулять мама не отпускала и друзья предложили сбежать с дому, но я сразу подумала точней чувство потсказало, что завтра это добром не кончится. Так как нужно сделать вывот: когда следовать чувствам не разумно”.
“Здравствуй дорогой мой друг Генна, сегодня я хочу поговорить с тобой на тему дружбы и вражды”.
“Пришла зима поют дрозды, скоро мне домой пора идти, скоро закончится мой срок это будет жизенный урок, жена любимая дождись. Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я. Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я. Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой”.
“Дело было так. Когда беглец сбежал, то он добежал до реки. От одного берега, до другова берега, лежала доска вся гнилая и тонкая. На другом берегу он увидел друга. Обрадовавшийся беглец хотел бежать по этой доске, но друг выхватил доску из-под ног беглеца и тот утонул. А враг засмеявшись, ушел прочь”.
“Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» очень четко отразил это в герое Фамусове, который был очень жадный и поэтому покупал только уже умерших крепостных, потому что они значительно дешевле”.
“Как например в произведении Булгакова «Мастери, Маргарита»”.
“Предательство не забывается. А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог. После чего он меня предал”.
“Если мы возьмем исторический фактор который случился с Александром Сергеевичем Пушкиным, то его застрелили на дуэли, так как он был очень ревнивый и из-за своих чувств и любви к своей жене, он вызвался на дуэль, так как он увидел, что около его жены ходил парень, который пытался привлечь ее внимание к себе”.
“Она перестала обращать внимание на других кавалеров, в том числе и на
Грушницкого. Его это сначала огорчило, а позже стало бесить”.
“Когда Воланд в очередной раз проверял людей, на сколько они изменились и в какую сторону. После якобы фокуса денег с потолка, ведущий говорил, что деньги не настоящие, мол все это проще и все. Люди же которые сидели в зале, попросили оторвать ему голову”.
Источники:
http://neznaika.info/178-literaturnye-napravleniya-i-techeniya.html
http://ctege.info/esse-po-obschestvoznaniyu/obraztsovoe-esse-ege-po-obschestvoznaniyu.html
http://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/itogovoe-sochinenie-po-literature/