Длинноголовые мистики паракаса – заупокойные практики перу. Доинкские культуры: Чавин – Мочика – Паракас – Наска – Тиауанако – Чиму (Чимор)
Культура Паракас
Доинкская культура Паракас развивалась с 1000 г. до н.э. до 100 г. н.э. в прибрежных районах Перу, где сейчас находятся провинции Чинча и Писко, по обе стороны реки Ика. Можно обнаружить два этапа: Паракасские пещеры и Паракасский некрополис. Эта классификация возникла на основе разных методах захоронения умерших. Первый, наиболее древний этап, тесно связан с культурой Чавин, которая существовала почти одномременно в Хуари, или Хуараз в настоящие дни. Второй этап, во время которого производился прекрасный паракасский текстиль, предположительно был продолжен культурой Наска.
Перуанский археолог Хулио Тельо в 1925 году открыл пещеры и некрополисы на плато Церро Колорадо. Однако рядом с захоронениями не было никаких остатков городов или жилищ.
Пещеры Паракаса
Наиболее значительным в культуре пещер Паракаса можно считать красочный текстиль, изображающий мистические существа, сильно схожий с текстилем культуры Чавин. Могилы того периода имели доступ через подземные циллиндрические конструкции, диаметром с метр сверху и утолщающиеся до 4-х метров внизу, по форме напоминающие перевернутый фужер. В каждой такой могиле было найдено с дюжину мумий, сидящих на коленях, завернутые в красивые плащи, выполненные разными техниками. По всей видимости, одну такую могилу использовали семьи или кланы на протяжении нескольких поколений. Почти все из мумий имели признаки трепанации или деформации черепов.
Трепанация черепов
В культуре Паракас была очень распространена традиция трепанации черепов. Она производилась для лечения ран, нанесенных при ударах по голове, по всей видимости произведенных во время военных действий. Пластины – заплатки выполнялись из золота или из оболочки от тыквы, которые покрывали поврежденную часть черепа.
Деформация черепов
Свидетельства, найденные в захоронениях, говорят о том, что люди Паракаса практиковали деформирование черепов с рождения при помощи бандажа специальных шин, с целью придать черепу нужную вытянутую форму. Предположительно, черепа деформировались некоторым членам общества, чтобы выделить их, придав особый религиозный статус. У культуры Паракас существовали особые мастера, которые умели придать черепам продолговатую форму, не повредив мозг.
Паракасский Некрополь
Период паракасских некрополей был позже периода пещер, и считается более развитым периодом культуры Паракас. Умершие хоронились в позиции эмбриона, завернутые в несколько слоев прекрасной ткани. В могилах также находились ожерелья, керамика, золото, прядильные и ткаческие инструменты, оружие, кукуруза, юкка, это был как бы погребальный комплект.
В этот период ткани декорировались очень красочными рисунками людей, птиц, рыб и других животных, таких же красивых, как и геометрические фигуры. Рисунки на тканях, которые носили те или иные члены общества, по всей видимости, говорили об их социальном статусе.
Древняя обсерватория
В 2014 году, исследуя местность недалеко от Чинча-Альта, группа ученых из разных стран обнаружила древнюю обсерваторию, предположительно относящуюся к культуре Паракас. Обсерватория представляет из себя 71 линию-геоглиф на 40 квадратных километрах площади, и 5 холмов, насыпанных человеком. Некоторые линии указывают на день летнего солнцестояния, некоторые – на расположение планет Солнечной системы. Вероятно, холмы имели религиозное значение.
Великая жертва: страшный ритуал Древнего Перу.
Археологи находят свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Но то, что они увидели на севере Перу в окрестностях древней столицы народа чиму Чан-Чана, повергло в шок даже бывалых исследователей: останки 269 детей со следами резаных ран на грудине и ребрах. Кто и зачем совершил это страшное убийство?
Пятница накануне Пасхи в деревушке Уанчакито на северном побережье Перу. 500 лет назад здесь было ритуальное кладбище, уже давно превратившееся в заваленный мусором пустырь.
Распластавшись по обе стороны могилы, два студента-археолога, облаченные в хирургические костюмы и маски, принимаются расчищать ее совочками.
Через некоторое время показывается детский череп, увенчанный копной черных волос. Сменив совки на кисточки, молодые люди осторожно смахивают рыхлый песок с нижней части черепа и плечевых костей, торчащих из-под грубого хлопчатобумажного савана, и их взорам открываются останки крохотной ламы, лежащие вдоль детского скелета.
Палач чиму восседает в ожидании юной жертвы — воображение художника воссоздало сцену массового жертвоприношения в Уанчакито. Археологи не обнаружили никаких свидетельств того, что дети были связаны, но возможно, их напоили чичей — кукурузным пивом, — чтобы они оставались вялыми и податливыми во время жестокого ритуала.
Автор Самсон Гётце, Моника Серрано, NGM Staff&
Габриэль Прието, археолог из Национального университета Трухильо, осматривает могилу и кивает. «Е95», – объявляет он, словно делая ход в бесконечных шахматах. Прието ведет подсчет жертв: эта находка – уже 95-я с 2011 года, когда он начал исследовать массовое захоронение. В общей сложности в двух расположенных по соседству захоронениях будут обнаружены останки 269 детей от 5 до 14 лет и троих взрослых. Все они погибли более 500 лет назад в ходе тщательно продуманных жертвоприношений – возможно, таких ритуалов ни до, ни после не знала мировая история.
Ученые теряются в догадках: что за отчаянные обстоятельства могли сподвигнуть людей на столь чудовищное действо?
Археологи и раньше находили свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Количество жертв могло исчисляться сотнями – по-видимому, зачастую это были военнопленные, или павшие в ритуальных схватках, или слуги, преданные смерти после гибели вождя либо при возведении храма. До открытия Уанчакито местом самых масштабных детских жертвоприношений в Северной и Южной Америке – а быть может, и на всей планете – был главный храм в столице ацтеков Теночтитлане (современный Мехико), где в XV веке было убито 42 ребенка.
Головной убор из перьев сине-желтого ара украшает череп длинноволосого ребенка, принесенного в жертву. По мнению ученых, головной убор может указывать на знатное происхождение убитого.
Фото: Ребекка Хейл, NGM Staff
Поначалу Прието думал, что это просто забытое кладбище. Но, раскопав останки нескольких детей, завернутых в саваны, и получив их радиоуглеродные датировки – 1400–1450 годы, – археолог понял, что наткнулся на масштабное и страшное захоронение.
Прието заметил, что могилы нехарактерны для культуры чиму: дети были погребены в необычных позах – лежа на спине или скорченными на боку, а не в сидячем положении, как было принято среди чиму. К тому же вместо украшений, керамики и прочего погребального инвентаря.И наконец, было еще одно странное обстоятельство: останки многих детей и лам сохранили явные следы резаных ран на грудине и ребрах.
Чтобы разгадать эти загадки, Прието призвал на помощь Джона Верано, антрополога и судебного эксперта из Университета имени Тулейна в Новом Орлеане.
Осмотрев останки из Уанчакито, Верано подтвердил, что дети и животные были намеренно умерщвлены одним и тем же способом – поперечным рассечением грудины, за которым, вероятно, следовало извлечение сердца. Больше всего его поразило сходство в расположении ран, а также отсутствие на костях следов неуверенных надрезов – своего рода «пробы ножа». «Это ритуальное убийство, и очень продуманное», – вынес он вердикт.
Недалеко от Уайлильяса в северных высокогорьях Перу 14-летняя Данила прижимает к груди детеныша альпаки. Как показало исследование, в жертву богам чиму были принесены дети такого же возраста или помладше родом из разных уголков империи, в том числе из горных районов.
Фото: Роберт Кларк
Но воскресить события в Уанчакито не так-то просто, главным образом потому, что о культуре чиму ученым известно совсем мало. А ведь те могли быть властелинами могучей империи, о которой мало кто слышал. Ее след в истории теряется меж двух цивилизаций, куда лучше сохранившихся в памяти потомков. Первая – культура моче, чьи удивительные настенные росписи запечатлели кровавое жертвоприношение военнопленных.
Вторая – инки, сокрушившие чиму около 1470 года, когда до покорения их собственной империи испанскими завоевателями оставалось немногим более 60 лет.
Чиму не оставили письменных памятников: наши скудные знания о них основываются на археологических находках да на испанских хрониках.
Свет на тайну Уанчикито проливает. затвердевший ил, в котором были захоронены жертвы. Мощные наслоения ила указывают на затяжные проливные дожди. «На засушливое побережье Северного Перу такие ливни обычно приносит только Эль-Ниньо», – объясняет Прието.
Население Чан-Чана кормилось благодаря отлаженным оросительным системам и прибрежному рыболовству, но повышение температуры морской воды и проливные дожди, обусловленные этим климатическим феноменом, могли пошатнуть и политические, и экономические устои империи чиму. Возможно, жрецы и вожди решили совершить массовое жертвоприношение в отчаянной попытке умолить богов остановить потоп и бескормицу.
Джейн Эва Бакстер – антрополог из Университета имени де Поля в Чикаго, исследующая историю детей и детства, поддерживает гипотезу о том, что в глазах чиму дети могли быть одним из самых ценных даров, которые можно было преподнести богам. «Но это значит пожертвовать своим будущим, – размышляет она. – Вся энергия и силы, которые ушли на продолжение рода и сохранение общества, – все это гибнет вместе с ребенком, отданным на заклание».
Возможно, жертвоприношение отражает новую систему представлений доколумбовых народов севера Перу о том, как снискать благосклонность высших сил. Как отмечает Хаген Клаус, антрополог из Университета имени Джорджа Мейсона в Виргинии, детские жертвоприношения стали в регионе обычным делом после падения моче в IX веке. Сами моче принесли в жертву множество военнопленных в своем храме Луны – от сердца империи чиму в Чан-Чане его отделяли всего несколько километров (правда, и несколько веков).
Быть может, умиротворение духов и прекращение дождя и не терпело отлагательств, но тем не менее массовое жертвоприношение было тщательно продумано. Молодые ламы – еще один ценный ресурс, – возможно, были отобраны именно для этого события из государственного стада.
Медный нож, найденный в Пампа-ла-Крус, — уникальное изделие: он снабжен трещоткой, издававшей звук, когда лезвие рассекало грудь жертвы.
Фото: Роберт Кларк
Как проходил отбор детей, которых ожидала столь страшная участь, остается загадкой: в Уанчакито были убиты мальчики и девочки, о которых хорошо заботились: останки практически не несут признаков недоедания или болезней. Судя по результатам изотопного анализа зубов, это были уроженцы разных уголков обширной империи чиму. Неестественно удлиненная форма некоторых черепов свидетельствует о намеренных манипуляциях с головами в младенчестве, практиковавшихся лишь в отдаленных горных районах.
Рисунок следов, сохранившихся на затвердевшем иле, свидетельствует о том, что к месту жертвоприношений двигалась торжественная процессия. Отпечатки маленьких босых ступней, а также копыт четвероногих животных, которых тащили против воли, позволили Прието и Верано предположить, что жертв вели к могилам, где и убивали.
Возможно, эта жуткая миссия легла на плечи двух взрослых женщин, которых затем убили ударами по голове и закопали в северной части кладбища. Поблизости были обнаружены и останки взрослого мужчины, лежащего на спине под грудой камней. Его необычайно крепкое телосложение навело археологов на мысль, что это мог быть сам палач.
Помогла ли драгоценная жертва остановить проливные дожди? Бог весть, но это мрачное событие позволяет нам представить последние, отчаянные годы умирающей империи.
Текст: Кристин Роми
Статья опубликована в журнале National Geographic (№187, апрель 2019).
Длинноголовые мистики паракаса – заупокойные практики перу. Доинкские культуры: Чавин – Мочика – Паракас – Наска – Тиауанако – Чиму (Чимор)
Цивилизация мочика
Во времена расцвета Римской империи на другом краю земли — северном побережье Перу — удивительный и таинственный народ создавал собственную цивилизацию, У этого народа не было письменности, которая сохранила бы его самоназвание. А потому ученые дали ему имя мочика — по названию реки Моче, протекавшей поблизости.
Мочика жили в деспотическом государстве: в нем существовало социальное неравенство, правящая элита угнетала массы простых тружеников. Возможно, у мочика была в ходу строительная повинность, подобно «мите» у инков и воинской повинности у народов Европы. Такая повинность позволяла правителям в короткие сроки собрать необходимое количество рабочих для государственных нужд.
Руками рядовых мочика были построены удивительные оросительные каналы и акведуки. Мало что сохранилось до наших дней, но, чтобы представить себе хотя бы отчасти масштабы работ древних мочика, достаточно и такого примера: один из акведуков в Аскопе достигает 15 метров в высоту и 1 400 метров в длину.
Для того чтобы создать насыпь, по которой он проходит, индейские мелиораторы перенесли на себе 783 000 кубометров земли!
Увеличивая таким образом площади земель, пригодных для сельскохозяйственных работ, мочика обрабатывали плантаций значительно больше, чем современные перуанские фермеры. Их агрономические познания имели чрезвычайно высокий уровень: мочика не только улучшили качество маиса, фасоли, картофеля, перца, томатов, но и вывели новые сорта. Плюс к тому они упорно и, надо сказать, успешно окультуривали разные дикие растения.
ПИРАМИДЫ СОЛНЦА И ЛУНЫ
Центром цивилизации мочика стала величественная культовая метрополия в долине реки Моче. Ее основу составляют две огромные пирамиды с прилежащими к ним постройками и могильником.
Пирамида Солнца — уака дель Соль была главным культовым центром. Она превышает все когда-либо возведенные на перуанском побережье постройки. На строительство уака дель Соль ушло 130 миллионов сушеных на солнце кирпичей-сырцов. Ее высота достигала 52 метров, а размеры основания были 228 на 136 метров.
Вторая пирамида — уака де Луна, пирамида Луны — имела меньшие размеры: 80 на 60 метров основании, 21 метр в высоту. И сама она, и окружавший комплекс построек являлись резиденцией правителя и высших сановников, приближенных к нему.
Первой подверглась разграблению пирамида Солнца. Способ, избранный в 1532 году испанцем Монтальвой, был хотя и оригинальным, но варварским. Грабители изменили русло ближайшей реки и направили его прямо на уака. Вода размыла одну из стен и открыла вход в древнее святилище. Добыча превзошла все ожидания. Что представляли собой найденные испанцами предметы — неизвестно, но оценены они были в 800 тысяч дукатов.
С тех пор священные места подвергаются систематическому разграблению. Однако кое-что все же удается спасти и исследовать, как, например, золотое погребение «господина из Сипана», которое в 1987 году произвело сенсацию и приравнивается по своей значимости к открытию гробницы Тутанхамона.
ЗОЛОТЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
Кузнецы и ювелиры Перуанских Анд владели всеми приемами обработки драгоценного металла, включая литье по моделям и инкрустацию. Они умели серебрить, золотить, подвергать металлы химической обработке, меняя их цвет и поверхность.
Невероятно, но древние индейские мастера точно так же могли работать и с платиной, а ведь температура ее плавления практически вдвое превышает ту, что требуется для плавки золота: она достигает 1 650 градусов по Цельсию! «Просвещенные» же испанцы считали платину неподдающейся обработке и, отделив ее от золота, выбрасывали за ненадобностью.
С чем работали ювелиры Европы? Молотки, наковальни, кузнечные меха. А мочика достигали виртуозности при помощи самых простых инструментов. Кузнечные меха им заменяли трубки, сквозь которые несколько человек одновременно вдували воздух, направляя его на горящий древесный уголь и поднимая его температуру до 980-1260 º С.
Зачастую украшения изготавливались из сплава золота с платиной. К сожалению, множество ювелирных изделий мочика было уничтожено испанскими завоевателями, которых интересовала исключительно масса золота.
Основным украшением мочикской знати был разноцветный головной убор, напоминающий тюрбан. Мужчины носили пончо из хлопчатобумажных тканей, а уши их украшали золотые диски. У вельмож ноги до самых колен были покрыты черной краской или сажей — могло показаться, что они ходят в черных носках. Подметки сандалий мочико делали из кожи морского льва. Женщины ходили босиком, носили только юбки, не покрывали голову и не протыкали уши.
Все эти и масса других подробностей из жизни мочико стали известны ученым и исследователям благодаря. керамике. Не будь всех этих черепков, мы, возможно, никогда бы ничего не узнали об этой загадочной цивилизации.
Самую большую коллекцию оригинальных сосудов собрали члены рода Ларко, которые некогда владели значительной частью земель, принадлежавших мочика. В коллекции семейства — свыше 60 тысяч гончарных изделий.
В керамике мочика отображено все, что жило и росло на североперуанском побережье: флора, фауна, обитатели, их занятия и образ жизни. Люди с сосудов-портретов радостны и печальны, их лица выражают презрение и страх. Сбор урожая, церемонии, знахарство, казни, войны — все нашло свое отражение в керамике мочика. И даже привидение. Были найдены поющие и свистящие фигурные сосуды и кувшины-животные.
ЗАГАДКА БЕГУЩИХ ФАСОЛИН
В то время как у других индейских народностей письмо и оригинальные способы записи дат существовали, возможно, уже в I тысячелетии до нашей эры, перуанские индейцы не изобрели собственного письма, если не считать кипу — узелкового письма, которым впоследствии пользовались инки.
Однако Рафаэль Ларко Ойле, наследник самой большой коллекции керамики мочика, посвятивший большую часть жизни ее изучению, считает, что у народа мочика все-таки существовала своя система письма, причем очень оригинальная. Она заключалась в том, что на фасоль-пальярес наносились знаки — слова или буквы — при помощи особых гравировальных инструментов.
Из этих фасолин составлялось послание, которое гонец доставлял к месту назначения в мешочке из кожи ламы. На многих керамических сосудах мочика можно встретить изображение загадочных бегунов с мешочками в руках. Иногда гонцы изображались с телом сороконожки или с птичьими крыльями.
Версию Ларко отчасти подтверждают рисунки, где жрецы в лисьих одеяниях раскладывают послания из фасоли в определенном порядке и, вероятно, читают их. Наконец, имеются изображения, на которых разрисованная фасоль. бежит сама. Что может быть красноречивей?
К сожалению, Ойле умер в 1967 году, и его исследование знаков на фасоли-пальярес осталось незавершенным. Прочие же перуанисты до сих пор не пришли к единому выводу относительно этих рисунков. Одни доказывают, что это была распространенная азартная игра, другие полагают, что по фасоли жрецы предсказывали будущее.
Третьи считают, что бегуны вообще являлись участниками какого-то земледельческого ритуала, например кроссов к священной пирамиде. Может быть, они и правы. Ведь, в конце концов, если мочика действительно изобрели письменность, то почему о тайнах «фасолевого письма» ничего не было известно их преемникам? Например, инкам?
ГИБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Почему же эта блестящая культура так быстро угасла? Учеными было выдвинуто несколько объяснений. По одной из версий, государство мочика, ослабленное непрерывными кровопролитными войнами, было завоевано горным народом вари. И случилось это в VIII веке.
Другую гипотезу высказал антрополог Мишель Мосли. По его мнению, на мочика обрушилось множество стихийных бедствий. Сначала страшное землетрясение вывело из строя каналы и вызвало оползни. Ураганный ветер засыпал города песком, ливневые дожди превратили страну в болото.
Погиб урожай, ирригационные системы оказались забиты землей, а постройки из глиняных кирпичей размокли. Так народ мочика исчез с лица земли.
Источники:
http://peru-info.me/kultury/kultura-parakas
http://pikabu.ru/story/velikaya_zhertva_strashnyiy_ritual_drevnego_peru_6667801
http://paranormal-news.ru/news/civilizacija_mochika/2016-01-08-11735