Детский сад – проект «волшебная сказка в музыке. Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшего дошкольного возраста)
Детский сад – проект «волшебная сказка в музыке. Проект по театрализованной деятельности «Щелкунчик» (для детей старшего дошкольного возраста)
Татьяна Зудина
Проект по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик» «От сказочного мультфильма до волшебного балета»
Музыка П. И. Чайковского проникнута одним настроением и посвящена одному образу беззаботного детства. Игры, радость, мимолетные огорчения, быстрая смена душевных состояний ребенка словно все, чем характерна жизнь детей, отражено в его нежной, легкой музыке.
Вполне объясним успех балета «Щелкунчик » . Ведь это не просто сказочная история . Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя, и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву , смело, бросаясь в бой – только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик . Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнестом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичём Чайковским , напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!
Музыка в сказке
«От сказочного мультфильма до волшебного балета . Щелкунчик »
Раздел 1. Информационная карта проекта
1.1. Наименование проекта
От сказочного мультфильма до волшебного балета . Щелкунчик .
1.2. Вид проекта Творческий
1.3. Исполнитель Музыкальный руководитель
1.4. Адресная направленность (целевая группа проекта )
Дети от 6 до 7 лет
1.5. Сроки и этапы реализации проекта Краткосрочный
С 09.01.2017 по 23.01.2017
Раздел 2. Описание проекта
2.1. Актуальность проекта
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Музыка в сказке наиболее доступна для восприятия детей дошкольного возраста. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Волшебная сказка в музыке » обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
2.2. Основание для инициации проекта
Нормативно правовые документы
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт
Устав детского сада
2.3. Цель проекта
Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского на примере музыки из балета «Щелкунчик » .
2.4. Задачи проекта
1. Познакомить детей с музыкой балета П . И. Чайковского «Щелкунчик » .
2. Прививать любовь к классической музыке.
3. Учить понимать художественную выразительность классической
музыки, особенности её языка.
4. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию классической
музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального
5. Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведению мероприятия.
6. Развивать творческие способности детей средствами продуктивной и музыкальной
7. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
2.5. Партнеры проекта
Воспитанники подготовительной группы
2.6. Планируемые показатели эффективности
1. Дети имеют представление о творчестве русского композитора Петра Ильича Чайковского , в частности о балете «Щелкунчик » .
2. У детей проявляется интерес к слушанию классической музыки, умение грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения .
3. Дети проявляют творческие способности в отражении настроения музыки через изобразительную деятельность.
Раздел 3. Дорожная карта проекта
№ п/п Наименование мероприятий – Сроки реализации – Результаты
1. «Роль классической музыки в становлении личности ребёнка» – 9.01.17 – Наглядная информация для родителей
2. Знакомство детей с творчеством русского композитора – 9.01.17 – Обмен мнениями
3. Балет . Балерина . Щелкунчик . – 10.01.17 – Расширение музыкального словаря.
4. Этюды «Играем в балет » – 10.01.17 – Характеристика действующих лиц
5. Настольная игра «Наряди балерину » , «Поход в театр» – 10.01.17/23.01.17 – Режиссерские игры
6. Рассматривание иллюстраций, репродукций, презентаций «Что мы знаем о балете » – 16.01.17/20.01.17 – Викторина «Что мы знаем о балете »
7. Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные) – 16.01.17/23.01.17 – Постановка музыкальной композиции на музыку из балета «Щелкунчик »
8. Выставка «Такой сказочный Щелкунчик » – 18.01.17/20.01.17 – Привлечение родителей
9. Просмотр мультфильма «Щелкунчик » – 12.01.17 – Обсуждение с детьми характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки и балета в сравнении .
10. Выставка творческих работ «Щелкунчик . От сказки до балета » – С 16.01.17 – Привлечение родителей
1. http://cyclowiki.org/wiki/Щелкунчик_ (балет )
Публикации по теме:
Арт-проект «Волшебный мир балета» по ознакомлению старших дошкольников с жанрами музыки. Арт-проект предназначен для развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Проект, как инновационная форма помогает развить.
Новогодний праздник “Щелкунчик”. Для детей подготовительных групп. Исполнители: роль Мари – воспитатель Блохина Наталия Владиславовна, Щелкунчик.
Новогодний проект старшей группы «Зимняя сказка», создание мультфильма своими руками «Новый год в лесу» Новогодний проект старшей группы «Зимняя сказка», создание мультфильма своими руками «Новый год в лесу». Тема: «Зимняя сказка», мультфильм.
Участники проекта : дети подготовительной группы, семьи воспитанников, педагоги детского сада (воспитатели, муз. руководитель)
Цель проекта: Создать условия развития атмосферы радостии добра, чувства группового единства.
Воспитывать у детей сопереживание образу.
Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Развивать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.
Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, театрализованной постановке.
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Важно объяснять родителям о необходимости ознакомления детей с шедеврами мировой музыкальной культуры. Ведь музыка, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира, развивает в нем творческие проявления. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека, как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.
Расширение информации о творчестве писателя Гофмана и композитора П.И. Чайковского;
Развитие музыкальной культуры детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитание в детях чувства красоты, желания слушать классическую музыку, понимать ее.
Умение реализовывать свои впечатления через творчество в театрализованной постановке, в танцах.
Продукт проектной деятельности:
Организация выставок творческих работ, наглядной информации в приёмной.
Изготовление детьми подарков-сюрпризов.
Презентация проекта (Новогодний театрализованный утренник)
Работа по проекту с детьми:
1-й этап. Организационный (подготовительный)
Составление паспорта проекта
. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания;
. Подбор музыкального репертуара, разработка сценария музыкальным руководителем;
. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2-й этап. Практический (выполнение проекта)
1. Конструирование из строительного материала «Замок»
2. Ручной труд + Аппликация с элементами рисования «В волшебной стране» (по главе из сказки)
3. Рисование «Ёлка»
4. Лепка «Рождественские подарки»
5. Конструирование из бумаги и картона «Волшебный сундучок с сюрпризом»
Проведение с детьми бесед
Чтение художественной литературы детям (чтение сказки «Щелкунчик», заучивание стихов к празднику)
Знакомство с композитором П.И. Чайковским, прослушивание оперы «Щелкунчик» (муз. руководитель)
Цикл занятий с детьми по подготовке подгрупповых танцев к утреннику
Просмотр мультфильма «Щелкунчик»
Попова Т.М., музыкальный руководитель МБДОУ №105, г. Сыктывкар
Музыкально – образовательный проект по
творчеству композитора П.И.Чайковского
На основе балета Петра Ильича Чайковского « Щелкунчик»
Составил: музыкальный руководитель
Попова Татьяна Михайловна
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, педагоги детского сада, родители.
Тип проекта: творческий, коллективный.
Сроки реализации: краткосрочный проект (ноябрь – декабрь 2011 года).
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, закрепление и систематизация знаний музыкальных произведений, в основе которых лежат сказки. Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора.
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.
2. Прививать любовь к его творчеству.
3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
4. На сюжетных музыкальных произведениях показать, что добро побеждает зло.
5. Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.
6. Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
7. Пробуждать у детей желание самостоятельно прослушивания музыки.
8. Развивать творческие способности дошкольника.
9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.
- Обогащение знаний детей о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского;
- Осознание детьми чувства сострадания к слабым и беззащитным.
- Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.
Продукт детской деятельности:
1. Создание альбомов детских работ.
2. Выставка детских рисунков.
3. Музыкально-театрализованное представление по сказке « Щелкунчик».
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Новогодний праздник.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (организационный): Знакомство с жизнью и творчеством композитора П.И.Чайковского. Подбор методического материала, фонотеки. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой.
2.Основной: Изучение литературы, распределение ролей в участии на празднике. Подбор упражнений и этюдов для раскрепощения ребенка, упражнения на артикуляцию.
3.Заключительный: Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами, разработка сценария на новогодний праздник.
4. Итоговое мероприятие проекта: новогодний праздник «Щелкунчик»
Источники: