Детская художественная литература как средство. Художественная литература, как средство формирования лексической стороны речи

Детская художественная литература как средство. Художественная литература, как средство формирования лексической стороны речи

«Художественная литература как средство развития речи дошкольников»

Тема: «Художественная литература как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель: Аверьянова Н.И.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

И такая дребедень

То тюлень позвонил, то олень. /К. Чуковский «Телефон»/

Застучали в ворота

Тра-та-та и тра-та-та. /К. Чуковский «Красное солнце»/

В сказках меткость («Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок», «Быстро сказка сказывается, да не быстро делается»), выразительность

Из книг, особенно из р.н. сказок, ребенок узнает много новых слов (амбар, сусека, изба, мачеха, падчерица, озноб, краюха хлеба, ковш), образных выражений («я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»), та М-_ же речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения (это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Как определить сравнение? Обратить внимание на слова в тексте «как будто», «словно», «как», «подобный», «похожий», «точно», «мой дом – моя крепость», «белый, как снег», «говорит, словно реченька журит» (А.С. Пушкин), «круглый, как мяч»); метафоры (это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства 2-х предметов или явлении по

какому-либо признаку («водопад звезд» – много звезд, «горы своротить» – много сделать какой-то работы за короткий период времени, «костер рябины красной» – поспевшая рябина, похожа на костер, «ручей бежит» – ручей течет, «мороз сковал реки» – мороз заморозил воду в реке).

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора. /Ф.И. Тютчев/

Эпитеты – это образное определение, отличающее существенную для данного контекста черту в изображаемом объекте, явления (в основе лежит скрытое сравнение).

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный. /Бунин И./

Белая береза над моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

И другие средства образной выразительности.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительное! и дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств, в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи:

Фонематической — умение различать звуки;

Лексической – «лексис» – слово, выражение. Изучается словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Возьмем слова стол, небо, картинка, бег,

чтение. Каждое из них имеет свое звучание и собственное (индивидуальное) лексическое значение.

Грамматической – умение правильно согласовывать слова в предложении восприятием разнообразных литературных жанров (сказок, стихов, басен, рассказов и фольклорных произведений (прибауток, песенок, потешек) и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, фразеологизмы, например, ему медведь на ухо наступил — человек без музыкального слуха, тянет кота за хвост — нудно, медленно говорит, явился не запылился — неожиданно появившийся человек), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно пересматривать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывает мой опыт, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, поэтому целесообразно после прочитать «Сказку об умном мышонке» С. Маршака).

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширение жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем, дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства (Н. Носова «Огурцы», В. Осеева «Волшебное слово»).

Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии (это столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений) произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Таким образом, детская художественная литература является не только средством речевого развития детей, но оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Воспитывает способность наслаждаться художественным словом, закладывает основу для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости, образности.

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Феофилатова К.Д. Художественная литература как средство развития лексики дошкольников с общим недоразвитием речи // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 78-81.

Художественная литература как средство развития

лексики дошкольников с общим недоразвитием речи

К.Д. Феофилатова , магистрант

Моск овс кий педагогический государственный уни в ерситет

(Россия, г. Москва)

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР, а также изложены некоторые подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР.

Читать еще:  Театральная энциклопедия - уйгурский. Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии Когда был открыт уйгурский музыкально драматический театр

Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, словарный запас, лексика, художественная литература, инклюзивное образование.

Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций (ВПФ), присущих только человеку . В формировании других ВПФ у ребенка как личности речь играет большую роль: является базой развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организации всей его психической сферы, влияет на развитие личности в целом. Нарушения речевого развития представляют собой один из вариантов сложного когнитивного дефекта. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина ), нарушаются все формы общения (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л. Г. Сол овьева, Т. А. Ткаченкo и др.). В трудах С. С. Л япидевского , М.Е. Хватцева , Р.Е. Левиной, Т. Б. Филичевой и др. представлен всесторонний анализ речевых нарушений. Р. Е. Левина из всех вариантов речевой патологии выделила общее недоразвитие речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [3].

В исследовани ях многих авторов (Т.Б. Филичева , Р.И. Лалаева , Е. Ф. Архипова, Н. Шаховская и др.) представлены различные аспекты усвоения лексического строя речи детьми с ОНР. Отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, трудности актуализации словаря [ 1 ].

На сегодняшний день в условиях группы компенсирующей направленности определены основные направле ния, содержание, формы, методы и средства логопедич еской работы с детьми с ОНР (Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.) [ 2 ]. Однако инклюзивное образование требуют разработки инновационных подходов к преодолению речевой патологии. Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.

Результаты исследования. Н ами было проведено исследование по выявлению уровня развития активного словаря детей дошкольного возраста с ОНР. В э ксперименте приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет, воспитывающиеся в детс ком учреждении общеразвивающего вида. Был а использована методик а Н. В. Нищевой , предназначенная для изучения особенностей словаря существительных, прилагательных, глаголов, направлен н а я на изучение способности словообразования дошкольников , методика Е. Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности», позволяющая оценить наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.

Представим количественные и качественные результаты полученных в ходе эксперимента данных.

Рисунок 1 Результаты изучения уровня развития активного словарного запаса

дошкольников с ОНР

Из рисунка видно, что со средним уровнем развития словарного запаса оказалось 40% детей, выполнивших правильно от 50% до 75% заданий. Низкий уровень развития словарного запаса показали 50% детей. Эти дети выполняли не более 50% заданий. Очень низкий уровень развития словарного запаса у 10% дошкольников. Эти дети выполнили не более 25% заданий. Предложенные задания у них вызвали множество затруднений.

Д ошкольники с ОНР столкнулись со значительными трудностями при подборе синонимов (улиц а — « машины » ; радостный – « смеяться » ; огромный – « великан » ), антонимов ( тонкий – « маленький » , « большой » , « не тонкий » ; поднимать – « гантели » ), обобщающих слов ( насекомые — «жуки», «букашки» ). М ы выявили также неумение выделять части тела , части предметов. Д ети называли лишь основны е части тела такие как: руки, ноги, голова ; части предметов (машина, рубашка) – рукава, карман, колеса, дверь. Наблюдалась невозможность актуализации слов – существительных (путали пчелу — осу, стрекозу — комара) , глаголов («собака гавкает»; «корова мукает ») , дет ям было сложно назвать действие одним словом. Дошкольники с ОНР допускали множественные ошибки словообразования (у зайчихи – «зайчики»; у бельчихи – «белки») . При возникновении затруднений , дети часто отказывались продолжать выполнять задание. Предикативный словарь и словарь признаков у детей менее сформирован, чем номинативный словарь. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний. Отсутствие набора семантических эквивалентов приводит к частым неоп равданным смысловым замещениям, дети вкладывают в слово общее и недифференцированное значение.

Преодоление ОНР предполагает комплексное воздействие на все стороны речи . Развитие лексического строя речи должн о осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности, одним из них является ознакомление детей с произведениям и художественной литературы. М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Л.Р. Давидович, А.П. Усова и др. изучали возможность включения малых фольклорных форм в воспитательно-образовательный и коррекц ионно-развивающий процессы [1].

Анализ коррекц ионных программ, например, таких как программа Т. Б. Фил ичевай , Г.В. Чиркиной, посвященная коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР , программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (4-7 лет) Н.В. Нищевой показывает, что в их содержании присутствуют отдельные фольклорные тексты в качестве коррекционного материала для формирования правильного звукопроизношения, развития ф онематического восприятия и т.д. В настоящее время создано большое количество работ, посвященных использованию художественной литературы в качестве средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста (И.В. Александрова, М.Г. Евграфова, О. И. Михалева и др.) [ 4 ].

Через художественное слово: пословицы, поговорки, стихи, загадки, рассказы, сказки, повести, баллады у детей обогащается словарный запас, расширяется и углубляется кругозор, формируются необходимые для жизни знания, умения и навыки.

В работе над формированием словарного запаса большая роль до лжна отводиться наглядности ( картинки, иллюстрации, игрушки, книги ) . Занятия должны строиться в доступной и интересной для детей форме с использование художественных произведений разных литературных жанров (стихотворения, сказки, рассказы и др.) и малых жанров фольклора (загадки, поговор ки, скороговорки и др. ), которые необходимо подбирать с учетом лексической темы и поставленных задач. В ходе проведения занятий важно познакомить с изданиями различного формата: от больших красочных сборников в твердых переплетах до миниатюрных книг с отдельными произведениями.

Потешки , поговорки, пословицы и колыбельные песни – развивают фонематический слух, помогаю т запоминать слова и выражения, обогащают словарь, обучают образовывать однокоренные слова. На индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звуков во фразовой речи, необходимо подобрать такие потешки , поговорки, которые являлись, одновременно, средством автоматизации звуков и средством развития словарного запаса дошкольников.

В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности. Сказки богаты фразеологическими оборотами. Пояснение и обсуждение их во время чтения сказок расширяет активный словарь ребенка, дети начинают использовать фразеологизмы в общении, что делает речь более эмоциональной и выразительной.

Читать еще:  Проект с детьми на тему: «Театрализованная деятельность по творчеству К.И.Чуковского «Путаница. Театрализованное представление по сказке Чуковского «Муха – Цокотуха» для детей старшей - подготовительной группы ДОУ

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представле ния о переносном значении слова, способствуют формированию образности речи.

Следовательно, для развития активного словарного запаса дошкольников с ОНР мы предлагаем активно использовать потешки , поговорки, за гадки, стихотворения; включать инсценировки сказок, обсуждать фразеологизмы. Для более глубокого знакомства детей с произведением необходимо проводить предварительную работу, на которой читаются тексты, проводятся беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях должно осуществляется закрепление, повторение материала. Для проведения индивидуальных логопедических занятий необходимо подбирать такие средства художественной литературы, которые позволили бы не только развить активный словарь, но и решить другие коррекционно-развивающие задачи, такие как автоматизация отдельных звуков, развитие фонематических процессов, дыхания, голоса, мелкой, общей и артикуляционной моторики и др.

Таким образом, переход на инклюзивное образование подразумевает создание оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ, разработку специальных средств, форм и методо в логопедического воздействия. Одним из эффективных средств для развития лексики и обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи выступает художественная литература.

1. Богатырева, Е. С. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм ( скороговорок) // Логопедия сегодня: научно-методический журнал. – 2012. – №1 (35). – С. 20-21.

2. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О. С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – Москва: Эксмо , 2015. – 320 с.

3. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е. Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.

4. Тишина, Л. А., Маник , С. Н. Использование малых фольклорных форм в педагогической и коррекцио нной работе с дошкольниками // Логопедия: научно-методический журнал. – 2014. – № 3(5). – С. 18-21.

LITERATURE AS A TOOL FOR DEVELOPMENT

VOCABULARY OF PRESCHOOL CHILDREN WIT H GENERAL

UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

K.D. Feofilaktov , graduate student

Mosc ow state pedagogical university

Abstract. The article presents the results of an experimental study of the active vocabulary of preschool children with the NRO, and also indicated his wife some approaches to using fiction as a means of correction of OHP.

Key words: preschool, General underdevelopment of speech, vocabulary, lexi-ka , fiction, inclusive education.

Художественная литература как средство формирования словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феофилатова К.Д.

В статье представлены результаты исследования, включающего констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Описаны результаты экспериментального изучения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР, изложены подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР у дошкольников .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феофилатова К.Д.

Текст научной работы на тему «Художественная литература как средство формирования словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Феофилатова К. Д., 2016 г.

Московский педагогический государственный университет, магистр психологических наук, Москва

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, включающего констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Описаны результаты экспериментального изучения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР, изложены подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР у дошкольников.

Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, словарный запас, лексика, художественная литература, логопункт.

Введение. В настоящее время происходит бурное развитие компьютерных технологий, которые прочно внедряются в нашу жизнь. Бесспорно, это облегчает наш быт, делает его комфортнее, но нельзя не говорить и о недостатках, одним из которых является отрицательное влияние технических новинок на развитие детей, в частности речевое. К сожалению, сейчас многим родителям проще увлечь ребенка просмотром мультфильма или компьютерной игрой. Родители все меньше общаются со своими детьми, читают с ними книги, тем самым не удовлетворяют их потребность в общении, понимании и узнавании нового.

Сегодня имеются тенденция к увеличению детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). По мнению Т. Б. Филичевой, четвертый уровень ОНР наблюдается практически у всех дошкольников. В исследованиях многих авторов (Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Архипова, С. Н. Шаховская и др.) представлены различные аспекты усвоения лексического строя речи детьми с ОНР.

Основная часть. Нами было проведено исследование, состоящее из трех этапов. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с применением методик, предназначенных для изучения активного словарного запаса дошкольников Н. В. Нищевой [7] и Е. В. Архиповой [1], в котором приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет. Проведенное исследование по изучению активного словарного запаса показало, что 50% детей из экспериментальной группы имеют низкий уровень развития лексики, 10% очень низкий, и лишь 40% средний уровень. Детей с высоким и очень высоким уровнем словарного запаса выявлено не было. Наибольшие затруднения у детей вызвали задания на подбор синонимаов (улица – «машины»; радостный – «смеяться»), антонимов (тонкий – «маленький», поднимать – «гантели»), образование детенышей животных (у зайчихи -«зайчики»; у бельчихи – «белки»), также было выявлено неумение выделять части тела, части предметов. У детей наблюдались сложности в актуализации всех предлагаемых частей речи: существительных (путали пчелу – осу, стрекозу – комара), глаголов («собака гавкает»; «корова мукает»), прилагательных («косынка треугольник»). Соответственно, данный эксперимент доказывает, что действительно, у детей с ОНР имеются особенности формирования словарного запаса.

Следовательно, вторым этапом нашего исследования стал формирующий эксперимент: поведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Для проведения подгрупповых занятий, по результатам констатирующего эксперимента, дети были разделены на две подгруппы, к первой подгруппе были отнесены дети с низким и очень низким уровнем развития словарного запаса, ко второй – со средним уровнем. Следует отметить, что базой исследования являлся логопункт, поэтому возможности проведения индивидуальных занятий, направленных только на формирование словарного запаса не было, необходимо было разработать план занятий так, чтобы было возможным решить несколько задач. Средством, способствующим развитию словарного запаса, была выбрана художественная литература. При проведении логопедической работы учитывался принцип тематической взаимосвязи в соответствии с возрастом и программой обучения и воспитания детей в ДОУ. На занятиях использовалась художественная литература, рекомендованная для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Н. В. Нищевой [7] и М. А. Васильевой [8]. В работе над формированием словарного запаса средствами художественной литературы дошкольников с ОНР большая роль отводилась наглядности. На занятиях использовалось сочетание разных средств: картинки, сюжетные

Читать еще:  Литературные направления по мере их появления. Литературные направления (теоретический материал)

картинки, книги, иллюстрации, игрушки, художественная литература, а также дидактические игры и упражнения, конспекты занятий. Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использование художественных произведений разных литературных жанров (стихотворения, сказки, рассказы и др.) и малых жанров фольклора (загадки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы и др.), которые подбирались с учетом лексической темы и поставленных задач.

При проведении занятий применялись следующие методы: наглядный, словесный, практический, проблемный, оценочный, создание воспитывающих ситуаций. Использовались следующие приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, проблемные вопросы и ситуации, художественное слово (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.), беседа по прочитанному, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, изобразительная деятельность, коллективная работа детей, тематические динамические паузы, «сюрпризный момент», проблемная ситуация, анализ работы и др. [4].

Основной целью подгрупповых занятий являлось развитие словарного запаса средствами художественной литературы. На индивидуальных занятиях осуществлялась также работа по автоматизации поставленных звуков, при этом использовались загадки, скороговорки, стихотворения и др., подобранные таким образом, чтобы в них встречалось как можно больше слов со звуком, который требует введения в самостоятельную речь. Занятия с обеими подгруппами проводились в один день, по одной теме, но содержания их несколько отличались: разбор и обсуждения некоторых слов, фраз, фразеологизмов с детьми данной подгруппы был более подробный и занимал больше времени. Это связано с тем, что по результатам констатирующего эксперимента у этих детей уровень развития словарного запаса был несколько ниже, чем у дошкольников, которые были отнесены к первой подгруппе. В комплексе индивидуальных и подгрупповых занятий использовались игры и упражнения, разработанные И. В. Баскакиной, М. И Лынской. [3, 2], Е. М. Касиновой [6], Л. А. Комаровой [5], Н. В. Нищевой [8] и др.

Следует отметить, что на подгрупповых и индивидуальных занятиях помимо формирования активного словарного запаса, проводилась работа по развитию и коррекции артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания, голоса, фонематических процессов, просодической и темпо-ритмической сторон речи, а так же развивались неречевые процессы (память, внимание, мышление), личностные качества, формировалось умение определять жанр литературного произведения. Для более глубокого знакомства детей с литературными произведениями проводилась предварительная работа, на которой читались тексты, организовывались беседы по произведениям, показывались мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях осуществлялось закрепление, повторение материала.

Таким образом, в основе реализации данного комплекса занятий лежит одновременное решение многих коррекционно-развивающих задач, что необходимо для проведения логопедической работы в условиях дошкольного логопункта.

Для оценки эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы, был проведен третий этап исследования – контрольный эксперимент. Повторно была проведена диагностика, позволяющая получить информацию об изменениях в формировании активного словаря дошкольников с ОНР. Детей с низким уровнем словарного запаса выявлено не было, тогда, как констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития у 55% дошкольников. По результатам контрольного эксперимента 50% имеют средний уровень и 50% испытуемых – высокий.

На этапе контрольного эксперимента не было замечено большого количества ошибок, которые наблюдались при проведении констатирующего эксперимента. В ходе контрольного эксперимента при выполнении задания на обобщение предметов ошибок не наблюдалось, все дети полностью справились с заданием. Задание на выделение составных частей предмета также не вызвало у детей затруднений. При выполнении задания на определение уровня развития глагольного словаря наблюдались единичные ошибки у некоторых детей («корова мукает», «собака гавкает»). При выполнении задания на словообразование сложности у дошкольников с ОНР возникли лишь в образовании слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом от существительного окно (дети отвечали – «окошко»). При образовании детенышей животных затруднение у 2 дошкольников вызвало слово «зайчиха», дети повторяли ошибки, наблюдаемые при проведении констатирующего

эксперимента, и отвечали: «зайчики», «зайчата». При подборе синонимов и антонимов ошибки у детей наблюдались, но их было несколько меньше, чем при проведении констатирующего эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости продолжения работы по формированию словарного запаса, в частности навыков словообразования и подбора синонимов и антонимов.

Заключение. Подводя итог, можно сделать вывод об эффективности использования разработанного комплекса занятий, все дети, участвующие в исследовании повысили уровень развития словарного запаса. Анализ проведенной работы показал, что при целенаправленной коррекционно-развивающей работе над лексическим строем речи с использование средств художественной литературы дети дошкольного возраста с ОНР могут овладеть более высоким уровнем развития активного словарного запаса и достичь возрастных норм.

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2007. – 331 с.

2. Баскакина, И. В. День рождения. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. -М.: Айрис-пресс, 2015. — 32 с.

3. Баскакина, И. В. Жужжал очка и Шипел очка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. -М.: Айрис-пресс, 2015. — 32 с.

4. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. Высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской – 3-е изд., – М.: изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

5. Комарова, Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2008. — 32. Комарова, Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. – 32 с.

6. Косинова, Е. М. лексическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками: Транспорт, профессии, мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.

7. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 560 с.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И РАЗВИТИЕ «ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

МихалеваЕ. С., 2016

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», аспирант, Оренбург

Аннотация: в статье рассматривается одаренность в философском контексте. Раскрываются исходные позиции взаимовлияния различных концепций, определяющих понятие «одаренность» на проблему развития потенциала одаренных детей в научной литературе. Одаренные дети употребляется как синоним понятиям, «вундыркинды», «гений» и «талантливые». Исследование проблемы одаренности условно можно разделить на два временных периода: досхоластический и постсхоластический. Развитие потенциала одаренных детей является следствием взаимодействия внутренних (личностных) характеристик и факторов социального окружения в определенный фиксированный момент времени, в направлении выдающихся достижений (интеллектуальные, творческие, психомоторные и практические способности, музыкальность, социальная компетентность).

Ключевые слова: «одаренность», «одаренные дети», «потенциал».

Источники:

http://infourok.ru/hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-doshkolnikov-1516252.html
http://intjournal.ru/hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-razvitiya-leksiki-doshkolnikov-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi/
http://cyberleninka.ru/article/n/17150317

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии