“Дети Райка” закрываются (эпитафия постоянных клиентов). Варвара Турова: «Проблема – в московской публике

“Дети Райка” закрываются (эпитафия постоянных клиентов). Варвара Турова: «Проблема – в московской публике

«Еще одно слово — ни копейки не получишь»: чем известны кафе «Дети райка» и его хозяйка Варвара Турова

Камиль Асадуллин

30 июня закрылась одна из главных точек притяжение московской интеллигенции — кафе «Дети райка». Заведение стало широко известно прошлой осенью, когда в него нагрянуло шоу «Ревизорро» — Елена Летучая и ее команда нашли в ресторане просроченные продукты и открытый канализационный сток. Хозяйка кафе Варвара Турова в качестве причины закрытия называет череду неудач, произошедших с «Детьми», и реконструкцию улицы, из-за которой посетителям было сложно попасть в заведение. «360» рассказывает, чем прославились «Дети райка» и его основательница.

@cafedetirayka

«Дети райка» располагались в центре столицы — на Никитском бульваре. «Мы ничего не понимаем в моде, концепциях, течениях и пенах. Мы хотим сделать место, которое будет нравиться нам самим, и, надеемся, вам. „Дети райка“ — наш любимый фильм. Фильм о театре, о райке — галерке, на которой кипит настоящая театральная жизнь, о любви, гениальности и таланте. Дети райка — это мы. Мы живем в райке — маленькой территории, словно стеной отделенной от остального города, от остальной страны», — говорится на сайте кафе.

Хозяйка кафе Варвара Турова — музыкант, актриса и публицист, известная в среде творческой интеллигенции Москвы. Ее колонки можно найти на сайтах «Таких дел», «Православного мира», «Сноба».

Варвара Турова. Скриншот: youtu. be/ii2PplHdeoI.

Последний год существования «Детей райка» был омрачен скандалами, связанными как с кафе, так и с личностью самой Туровой. К примеру, в ноябре прошлого года Турова опубликовала в своем Facebook большой текст, посвященный интеллигенции, к которой она относила себя и свое окружение. Пост широко разошелся в соцсетях, многие пользователи отнеслись к нему с иронией, хотя другие поддержали Турову.

Я всю жизнь думала, что это называется «Интеллигенция», но наверное, точнее называть это богемой. Моя мама адвокат, мой папа искусствовед, ювелир, журналист, редактор, музыкант, кто только не. У нас никогда не было денег, но наш дом всегда был полон гостей. И стоило гостю зайти на порог, я, четырехлетняя, пятилетняя, сколькоугоднолетняя, мгновенно знала — свой или не свой

Один из поворотных моментов в судьбе «Детей райка» произошел в ноябре 2016 года, когда вышел выпуск «Ревизорро» — программы, которая инспектирует рестораны на предмет чистоты. Ведущая Елена Летучая нашла в кафе просроченные продукты и таракана, а также обнаружила, что общий сток канализации проходит через кухню.

Скриншот выпуска «Ревизорро» из «Детей райка».

Сама Турова позже заявила в Facebook, что некоторые требования Летучей справедливы, а некоторые — необъективны. Ее слова приводит TJ.

Некоторые из требований ведущей программы — справедливы и обоснованны и, я думаю, мы все благодарны ей за непростую работу, которую она делает. Некоторые — абсурдны и невыполнимы. Поверьте, абсолютно любое, к примеру, парижское кафе, было бы просто сразу закрыто после ее визита. Но это не мешает ни вам, ни нам, прекрасно есть и выпивать в этих самых парижских кафе

В недавнем интервью Inc. Турова призналась, что после выхода шоу выручка «Детей райка» упала в два-три раза, на ее восстановление ушло полтора месяца. «Их интересовала не грязь, а скандал, и все, что там показано, — вранье. Можно прийти в самую чистую операционную и мутной камерой под мрачную музыку снять такой ужас, что вам там почудятся ползающие змеи», — добавила она.

Турова заявила, что журналисты телеканала «Пятница» написали заявление в Роспотребнадзор, из-за чего в кафе нагрянула внеочередная проверка, что привело к «дополнительным тратам».

Ну вы можете угадать, каким образом мы решали вопрос с проверяющими. Собственно, по-другому эти вопросы не решает никто. Так что были, скажем так, дополнительные траты

В том же интервью женщина заявила, что ресторатор Митя Борисов открывает заведения для того, чтобы зарабатывать, а Турова руководствовалась другими приоритетами. В ответ известный журналист Антон Красовский вспомнил, как несколько лет назад хотел провести день рождения в «Детях райка», но отказался от этой мысли, узнав о цене.

После того, как стало известно о закрытии «Детей райка», один из бывших сотрудников другого проекта Туровой попросил ее в комментариях на Facebook выдать зарплату, которую ему не выплатили. В ответ та назвала его «худшим работником».

В комментарии The Village женщина рассказала, что последние два года были тяжелыми для кафе. «Пожар. Потоп. Отсутствие алкогольной лицензии (не по нашей вине). Разрытый тротуар. Потом зарытый тротуар. Потом заново разрытый тротуар. Теперь здание в лесах. В некоторые дни люди физически не могли к нам попасть», — сказала она.

Турова заявила, что не собирается больше заниматься бизнесом в России.

Я люблю кормить людей, мне нравится, когда ко мне приходят гости, нравится быть хозяйкой, — это мое. Но в России, пока эта власть не сменится, не стоит даже пытаться. Говорю это, не снимая с себя ответственности за то, что мы разорились. Но все, что происходит вокруг, убивает бизнес. И малый, и средний, и любой

Варвара Турова: «Я не собираюсь больше заниматься бизнесом в России»

В Москве закрывается кафе «Дети райка», которое просуществовало 6 лет. В последние годы его преследовала череда неудач: пожар, потоп, чиновники, нашествие программы «Ревизорро» (кончилось жалобой в Роспотребнадзор) и последняя капля — реконструкция Никитского бульвара, из-за чего все подходы к кафе оказались ограничены. Совладелица «Детей райка» Варвара Турова рассказала Inc., из-за чего отказалась от краудфандинга, как удерживала ресторан на плаву и почему отговаривает заниматься бизнесом в России.

«В последний год я как акционер не получила ни копейки»

— Что стало последней каплей, после которой вы приняли решение закрыть кафе «Дети райка»?

Читать еще:  Компания Bethesda снимет фильм по мотивам The Elder Scrolls, но только при одном условии. Каким может быть фильм The Elder Scrolls

— Их было так много, что я даже не могу вспомнить. Когда после месяцев разрытой дороги, гор грязи и песка (к нам было невозможно попасть) на Никитском бульваре расширили тротуар, мы обрадовались и подумали: наконец сможем получить разрешение на полноценную веранду, которой у нас не было ни разу за 6 лет. Но буквально на следующий день весь дом погрузили в строительные леса и начали ремонтировать фасад, так что нас стало не видно с улицы. Мы находимся в довольно проходном месте, но из-за ремонта здания и разрытой дороги в последние недели к нам заходило человек 30 в день. Так выжить нельзя.

— Сколько людей приходило «с улицы»?

— Достаточно много. Мне всегда казалось, что если у тебя только «своя» аудитория — ты обречен. Число гостей должно все время увеличиваться. Оно и не уменьшалось, но было колоссальное количество проблем. Весной у нас был пожар, затем — потоп. И все это время у нас была шизофреническая война с соседями сверху: они ненавидели нас до такой степени, что запихивали у себя в туалет тряпки, песок и прочий мусор и все это спускали вместе с водой — в результате к нам сантехник ходил, как на работу.

«ДЕТИ РАЙКА» ОТКРЫЛИ В АПРЕЛЕ 2011 ГОДА журналист Варвара Турова и музыкант Алексей Паперный. К закрытию в кафе работало 25 человек. В 2014 году открылся филиал «Детей райка» в Санкт-Петербурге — и закрылся в начале 2016-го.

По данным СПАРК, до 6 июня 2017 года 25%-ными долями в ООО «Бульвар» (юрлицо кафе «Дети райка») владели Алексей Паперный, Лиана Зейналова и Юлиана Слащева, бывший гендиректор холдинга «СТС Медиа» и супруга генерального директора ТАСС Сергей Михайлова. Еще 15% принадлежали Туровой и 10% — Наталии Сичкарь. В июне этого года Слащева вышла из компании. Выручка ООО «Бульвар» за 2015 год составила 10,5 млн рублей, а прибыль — 15 тысяч рублей.

— С чего началась эта полоса неудач?

— С начала конфликта с Украиной было несколько кризисных моментов, когда мы думали — не закрыться ли нам? Но каждый раз выплывали, цеплялись, надеялись, что станет легче. Но становилось только хуже. Из-за санкций резко выросли цены — подорожали не только иностранные, но и российские продукты. Наши расходы увеличились вдвое. Но повысить так же цены мы себе позволить не могли.

— Насколько вы их повысили?

— Чуть-чуть, но не так, чтобы это стало выгодно. Иначе мы потеряли бы лояльность аудитории. При таком же количестве людей мы стали зарабатывать сильно меньше, чем 4 года назад. Тогда я жила только на свою долю прибыли от «Детей райка», и мне это позволяло путешествовать и нормально существовать. А за последний год я как акционер не получила ни копейки. В лучшие месяцы мы выходили в ноль или крошечный плюсик.

— К вам стало ходить меньше людей?

— Нет, напротив, мы раскрутились и стали довольно популярным местом. Но экономика ресторана устроена таким образом, что много всего нужно учитывать: ФОТ, аренда, коммунальные услуги. Не говоря уже о том, что все время меняются правила игры, и иногда чиновники делают это задним числом. Например, к нам в прошлом году пришли и сказали: «Мы не продлеваем вам аренду, потому что у вас нет отдельного помещения для хранения вина». Мы в ответ: «Позвольте, предыдущие 5 лет мы обходились винными полками и шкафом и претензий не было». Но оказывается, ввели новые правила — и пришлось строить перегородку, делать отдельное помещение. Естественно, чиновники не оплачивают эти затраты. Из-за массы таких мелочей бизнес превращается в борьбу за выживание.

— Когда вы приняли решение закрыться?

— Мы до последнего трепыхались и пытались, как та мышка из притчи, взбить масло, чтобы не утонуть. Пытались найти инвестора и что-то поменять, обращались к разным ресторанным сетям и акулам бизнеса, но ничего не получилось. У них и самих плохо идут дела (что стало для меня большой неожиданностью). Никто не захотел рисковать, потому что всем очень тяжело.

— Какую роль в вашем закрытии сыграла программа «Ревизорро»?

— После их визита наша выручка упала в 2-3 раза. На то, чтобы ее восстановить, ушло месяца полтора. В тот день я была дома мне позвонили наши сотрудники и дрожащим голосом сказали: к нам пришло «Ревизорро». Я говорю: зачем вы их пустили? Но остановить их было невозможно — съемочная группа пришла с включенной камерой и, не мешкая ни секунды, сразу прошла на кухню. Еще раз скажу: их интересовала не грязь, а скандал, и все, что там показано, — вранье. Можно прийти в самую чистую операционную и мутной камерой под мрачную музыку снять такой ужас, что вам там почудятся ползающие змеи. Кроме того, журналисты телеканала «Пятница» написали заявление в Роспотребнадзор, который пришел к нам с внеочередной проверкой. Ну вы можете угадать, каким образом мы решали вопрос с проверяющими. Собственно, по-другому эти вопросы не решает никто. Так что были, скажем так, дополнительные траты.

— Сколько «Дети райка» заработали в прошлом году?

— Я не могу назвать цифры, но приведу пример: три года назад выручка по пятницам и субботам была 280-300 тысяч рублей в день. А в последний год она составляла 130 тысяч рублей в день — при том же количестве людей. Средний чек снизился почти вдвое: выросли цены у наших поставщиков, люди стали гораздо экономнее — меньше заказывали и меньше оставляли чаевых. Я не виню в закрытии только злые внешние силы. Чтобы продумать экономику в этих новых обстоятельствах — нужно быть суперпрофессионалами. Ни я, ни Алексей Паперный таковыми не являемся. Я занята в театре, Алексей — музыкант и драматург. Мы много сил тратили на «Детей райка», но это не было делом нашей жизни. В отличие от коллег–профессиональных рестораторов — они посвящают бизнесу все свое время и поэтому держатся на плаву.

Читать еще:  Александрийский столп на дворцовой площади история создания. Александровская колонна (Александрийский столп) – история, строительство, легенды

— Связано ли закрытие «Детей райка» с уходом Юлианы Слащевой?

— Мы имели дело не с ней, а с ее мужем, но нет — это никоим образом не связано. Потому что ни Юлиана, ни ее муж Сергей Михайлов уже очень много лет не имеют никакого отношения к управлению «Детьми райка». Когда-то давно они были нашими первоначальными инвесторами.

— Они инвестировали в кафе в последние годы?

— Нет. Мы много лет не имеем никаких рабочих отношений — только приятельские.

— Почему они решили выйти из бизнеса?

— Это к ним вопрос.

— Вам жалко, что «Дети райка» закрываются?

— Как вам объяснить? Я не могу жить без оперного театра, а без «Детей райка» — могу. Но мне, конечно, грустно — на это я потратила 6 лет своей жизни и довольно много сил. Конечно, жалко.

«Открывайте бизнес где угодно, но не здесь»

— Вы недавно написали, что у вас никогда не получался бизнес, но получилось «место, в котором многим было хорошо, важно, тепло». Разве этого недостаточно для прибыльности кафе?

— Должен быть внятный приоритет — ради чего ты это делаешь. Уверена: наш так называемый коллега Митя Борисов (ресторатор, «Жан-Жак», «Джон Донн», «Маяк» — Inc.) открывает абсолютно все свои места, чтобы заработать денег. У него это получается. А мы, когда открывали кафе, ставили на первый план другие вещи — например, атмосферу. Не то чтобы мы такая беззаботная, лиричная интеллигенция — мы хотели зарабатывать деньги и у нас это получалось. Но нам было важнее угостить друзей, зашедших в гости, чем отказываться от этого ради дополнительной выручки. Я не коммерчески ориентированный человек, и у меня нет бизнес-мышления — поэтому у нас не получилось ужать расходы, кого-нибудь уволить, поступить жестко… Нам всегда было важно кому-то помогать, угощать кого-то бесплатно, устраивать разные благотворительные темы. В результате — мы без денег, и я совершенно не снимаю с нас коллективной ответственности. Чтобы быть балериной — нужно быть гибкой, а чтобы заниматься бизнесом — жестким. Я не жесткий человек, Алексей тоже.

— Когда вы начинали «Детей райка», каким вы задумывали это заведение?

— У нас не было амбиций стать модным DJ-баром. Мы хотели открыть симпатичное кафе, куда можно прийти после работы или тяжелой репетиции. Чтобы там было уютно, вкусно и никаких неоправданных понтов — это когда девицы спрашивают тебя с порога «Вас ожидают?», а потом следят за тобой по всему залу. Одним словом — чтобы было как дома. В этом смысле у нас все получилось — если не говорить про бизнес, а про реализацию идеи. «Дети райка» стали важным для многих местом: количество людей, которые написали, что наше закрытие для них — личная потеря, меня потрясло. Я абсолютно этого не ожидала и очень благодарна.

— Почему вы не обратились ко всем этим людям за помощью, не провели краудфандинг?

— Была такая мысль. Более того, мы бы наверняка собрали нужную сумму — у нас большой кредит доверия. Но мой партнер и коллега Алексей (Паперный, музыкант и совладелец «Детей райка». — Inc.) был против. Он сказал, что это бизнес, а в бизнесе нельзя никого ни о чем просить — мы сами прогорели и сами виноваты.

— А нанять управляющего не пробовали?

— Мы так в «Мастерской» поступили — наняли управляющую компанию, которая за хороший гонорар вела наши дела. Но начала она с того, что предложила все переделать. Например, в «Мастерской» висело много разных абажуров в одну линию, и это было очень красиво. А управляющий говорит: абажуры — это не модно, это как на даче и надо их все убрать, чтобы сделать модное место. Я ему говорю: места бывают разные, и у нас хорошо получается создавать домашнюю атмосферу — значит, нужно работать с этим продуктом. Так что прошлая попытка нанять менеджера ни к чему не привела (клуб «Мастерская», который открывали Варвара Турова и Алексей Паперный, закрылся в ноябре 2016 года. — Inc.)

— Что бы вы сейчас сделали иначе?

— Я бы не открывала «Дети райка». Если завтра ко мне придет кто-нибудь и скажет: «Вот тебе куча денег, давай откроем «Дети райка»!»», я скажу нет. В современной России нужно быть безумным, чтобы заниматься бизнесом. Мне кажется, все, у кого есть деньги, должны вкладывать в бизнес за границей. Это вызвано моим ощущением от воздуха вокруг. Уравниловка, закручивание гаек и прочее будет продолжаться, и из этого нет выхода. Более неблагоприятного момента начать бизнес в России просто не было. Мне часто пишут: «Мы хотим открыть маленькое кафе, что вы нам посоветуете?» Я их отговариваю и советую открывать кафе в Берлине, Тель-Авиве — где угодно, только не здесь.

— Вы хотите закончить с ресторанным бизнесом?

— Я собираюсь закончить с бизнесом в России совсем. Я люблю кормить людей, мне нравится, когда ко мне приходят гости, нравится быть хозяйкой, — это мое. Но в России, пока эта власть не сменится, не стоит даже пытаться. Говорю это, не снимая с себя ответственности за то, что мы разорились. Но все, что происходит вокруг, убивает бизнес. И малый, и средний, и любой.

Читать еще:  Чему меня учит повесть собачье сердце. О чём заставляет задуматься повесть "Собачье сердце" М.Булгакова

— Пока я живу здесь и у меня нет конкретного плана переезда. Сейчас меня интересует опера, мои усилия уже 4 года направлены туда. В июне я вышла на офисную работу в Москве — нужно на что-то жить. Каждый день я к 10 утра иду на работу, и в 6 вечера с нее ухожу. Мне очень грустно, что «Детей райка» больше не будет, но в каком-то смысле это правильно — нельзя заниматься всем.

Автор: НАТАЛЬЯ СУВОРОВА, специальный корреспондент Inc.

“Дети Райка” закрываются (эпитафия постоянных клиентов). Варвара Турова: «Проблема – в московской публике

Сегодня, 18 января в 21.30 в кафе «Дети райка» пройдет необычная вечеринка, представляющая собой одну из форм реализации проекта БДТ им. Г.А.Товстоногова «Новые люди», связанного со спектаклем Андрея Могучего «Что делать» (ближайшие показы спектакля – с 22 по 25 января).

Молодая актриса БДТ им. Г.А.Товстоногова и исполнительница роли Веры Павловны Розальской в спектакле «Что делать» Ирина Вилкова решила публично поразмышлять о роли женщины в сегодняшнем обществе, через полвека после выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского о «новых людях», провозгасившего полвека назад потенциальный триумф женщины, выведенной из-под мужского ига. Внимание актрисы привлекла, к примеру, социально-философская концепция чилийского мыслителя Дарио Саласа Соммэра, чьи тексты используются в спектакле. В частности, его книга «Существует ли женщина?». Автор задается вопросом: изменилось ли положение женщины – не внешне, а по сути – после знаменитой Конвенции ООН от 18 декабря 1979 года «Об уничтожении всех форм дискриминации женщин»? И со всей ответственностью заявляет, что – нисколько. И виной тому – сама женщина, которая не занимается самопознанием, а главную свою функцию видит в материнстве, отчего остается в такой же зависимости от мужчин, как и во времена Чернышевского и в гораздо более стародавние времена. Впрочем, в той же мере, что и спорный труд Дарио Саласа Соммера, актрису заинтересовали и дамские романы, и блоги молодых мамаш, и многие другие источники достоверной информации о современницах.

Для выступления Ирина Вилкова выбрала жанр стендап-спектакля, который крайне популярен в Европе и, особенно, в Британии, но довольно сложно приживается в России. Проблемой становится как наличие актеров, владеющих жанром импровизированного и остроумного монолога на публике от лица некоего занятного персонажа, так и наличие пространств – обычно ресторанных или клубных, – где такого рода театр был бы уместен.


Актриса БДТ им. Г.А.Товстоногова Ирина Вилкова в “Детях райка”

В данном случае, есть и то, и другое. Актриса Ирина Вилкова появилась в БДТ из московского «Театра.doc», где личностное высказывание ставится превыше художественных достоинств, и время доказало правоту основателей театра. Кафе «Дети райка», по словам его хозяйки Варвары Туровой, журналистки, актрисы, певицы, пианистки, etc, не случайно появилось в таком театральном месте, по соседству с МДТ – Театром Европы, который расположен буквально в соседнем доме, а также с Театром им. Ленсовета и, собственно, БДТ. Вопрос, зачем ей понадобился театр, Варвару крайне удивил: «Скорее уместен вопрос, зачем нам нужен ресторан», – сыронизировала она, пояснив, что почти вся ее команда, затеявшая проект «Дети райка» в Петербурге, – люди, имеющие отношение к искусству. «Нам нужен БДТ для большого, красивого, и, надеюсь, долгого совместного проекта, для того, чтобы сделать что-то необычное, живое и клёвое. Для того, чтобы чувствовать, что все не зря. И для того именно, чтобы на вопрос «Зачем вам рестораны?», у нас появилась бы возможность ответить: «Вот ровно для этого», – написала Варвара на своей странице в Фейсбук.

По случаю старта совместного проекта с БДТ, посвященного спектаклю Могучего «Что делать», Варвара Турова обещает не только новые коктейли в меню – с названиями «Могучий», «Вера Павловна», «Бьюмонт» (кстати, кто помнит, что означает последнее название?), но и личное участие в акции.

Третьим участником вечеринки станет режиссер БДТ Борис Павлович, который в спектакле БДТ играет роль Автора. Он рассказал «Фонтанке» следующее: «Понятно, что «Что делать» – это нечто большее, чем один сюжет одного спектакля. Сюжет в целом имеет отношение к первому сезону открывшегося после ремонта театра с новым худруком, Андреем Могучим. А каким боком театр поворачивает этот сюжет к зрителю, каждый раз решается по-разному. Это и дебаты-дискуссии создателей спектакля со зрителем в самом БДТ. Это и постановка спектаклей на тему «Чем новы сегодня новые люди» петербургскими школьниками под руководством резидентов БДТ, и показ этих спектаклей на малой сцене театра. Нам бы хотелось собрать в театре специалистов из разных сфер – и поговорить с ними при участии зрителей о том, что делать сегодня в науке, в образовании, в семье, в обществе. Спектакль есть, он самодостаточен, но в то же время он – отправная точка для целого направления работы Большого драматического театра, которое называется «Новые люди». Стендап Ирины Вилковой – мы надеемся, что это будет не одно, а целая серия ее выступлений – еще одна форма этого масштабного проекта. Есть крупная тема – тема женщины в современном обществе. В спектакле она развернута, но не исчерпана. Мы посвящаем этой теме клубную вечеринку, на которой будет высказано то, что не могло быть проговорено в спектакле по причине разных театральных табу. Я попробую раскрутить аудиторию на диалог. Понятно, что «Дети райка» – место, где собирается публика интеллигентная. Для меня это вызов – втянуть людей в разговор. Варвара будет играть на пианино и петь. В общем, мы хотим удержаться в легком жанре, не превратиться в «Театр».

Источники:

http://360tv.ru/news/tekst/eshe-odno-slovo-ni-kopejki-ne-poluchish-chem-izvestny-kafe-deti-rajka-i-ego-hozyajka-varvara-turova-122471/
http://echo.msk.ru/blog/incrussia/2010130-echo/
http://calendar.fontanka.ru/articles/2115

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии