Декоративно прикладное искусство в детском саду. День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство

Декоративно прикладное искусство в детском саду. День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство

День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство»

Светлана Подзолкова
День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство»

День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство»

ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

1. Познакомить детей и их родителей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев.

2. Вызвать интерес и привлечь родителей к активному участию по созданию мини-музея в детском саду

3. создать комфортную и благоприятную атмосферу для сплочения и объединения детского коллектива и взрослых;

4. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами; интерес к народному искусству

– Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!

В этом году в нашем детском саду разработана и утверждена департаментом образования программа «Развитие» «Нравственное воспитание через любовь к родному краю». В рамках реализации программы с октября 2015 г. в детском саду реализуется проект к 300 летию Омска «Наш любимый город Омск». Целью проекта является создание музейной комнаты в детском саду. Нравственное воспитание – это воспитание любви к родному краю, к природе, истории родного края, к прикладному искусству.

Чем дальше в старину мы смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился с ним рядом – это дерево, глина, кость и т. д. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на обычаи и традиции своего народа.

Богата и привольна Родина моя.

И промыслом народным славится она

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Пасад,

И хохломской наряд.

По всей России – матушке,

Куда не бросишь взгляд

Народные умельцы с любовью мастерят.

– А сейчас родители вместе со своими детьми разделятся на две команды, каждая команда представляют своё название.

– Все мастера трудились, создавая что-то своими руками. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. (За каждую пословицу команда получает по фишке).

– А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк», но мы не просто будем играть, а направлять наш «»ручеёк к волшебному столу. (на столе выставлены изделия народных мастеров) (Под русскую народную музыку) (фото1,2)

Фото1 В ручеёк играют дети фото2 В ручеёк играют родители

– А сейчас вы внимательно посмотрите и послушаете о изделиях народно-прикладного искусства.

Хохлома: Жил когда- то в нижегородс ких лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Чашки и ложки были похожи на золотые, передал мастер свой секрет жителям села «Хохлома», а сам исчез. Хохлома представляет собой декаративную роспись посуды и мебели чёрным и красным, а так же изредка жёлтым и зелёным цветом по золотистому фону. Традиционные элементы хохломы – травяные узоры, ягоды, цветы и ветки.

Полхов-Майданская матрёшка: Характеризуют яркие цветы с отчётливым чёрным контуром. Сделаны матрёшки в селе Полх-Майдан.

Розовые, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые и зелёные краски, звонкие под лаком, делают их очень нарядными!

Жостовские подносы: Вначале подносы делали из «битой бумаги» – папье-маше. Обычно подносы бывают чёрного цвета, на них изображают яркие, очень красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц.

Гжель: Самый известный крупный народный керамический промысел – подмосковная гжель. Мастера создавали нарядную посуду (Квасники, кувшины, кружки, блюда). Для гжели используется одна краска – синяя, самый излюбленный узор мастеров – гжельская роза. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Дымковская игрушка: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли – «дымковская». Вначале были свистульки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки.

Читать еще:  Рихард вагнер биография на немецком языке. Рихард Вильгельм Вагнер – мечты о всенародном театре

Городецкая роспись: Отличается яркой росписью, выполненной свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Основные мотивы: цветочные узоры (розы, купавки с симметричными листьями, фигурки коней и птиц, жанровые сцены (всадники на конях, барышни с кавалерами, дерево жизни. Росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, бытовую утварь.

– Сейчас каждой команде по очереди будем загадывать загадки о народных промыслах.

Декоративно прикладное искусство в детском саду. День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличии от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. [1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, , игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Основные виды декоративно – прикладного искусства:

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

– умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

– освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

– умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:

– формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

– учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

– выделять элементы узора.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Читать еще:  Акафист крещению на церковно славянском. Акафисты — что это такое — подборка акафистов

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

Декоративно-прикладное искусство

Цель: накопление способов создания декоративных изображений, использования материалов, применения художественных техник в декоративной деятельности, опыта восприятия декоративности произведений прикладного искусства.

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

Задачи:

Развивать эмоционально-позитивное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства, декоративной деятельности, эстетические чувства (чувство цвета, композиции, ритма).

Учить познавать особенности различных изделий декоративно-прикладного искусства (традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения), их средства выразительности, способы декорирования (повтор, чередование, симметрия).

Формировать творческое воображение, декоративные умения; содействовать освоению способов и техник декоративной росписи.

Воспитывать устойчивый интерес к совместной со взрослым и самостоятельной декоративной деятельности.

Содержание обучения

Восприятие декоративно-прикладного искусства

Различение некоторых видов декоративно-прикладного искусства Республики Беларусь и иных народов (керамика, ткачество, вышивка, изделия из соломы), особенностей белорусского декоративно-прикладного искусства (традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента), видов росписей (оговская, давид-городокская и др.).

Понимание содержания произведений декоративно-прикладного искусства, определение их выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм), проявление эмоциональной реакции при восприятии произведений искусства.

Определение назначения различных изделий декоративно-прикладного искусства (для практического применения в быту и для украшения быта), композиционных особенностей их декорирования (повтор узора, чередование, симметрия), представление о значении простых образов-символов в орнаментальном искусстве Беларуси (древо жизни, знаки-символы солнца, земли, матери).

Декорирование

(Декоративная роспись)

Определение, называние и использование цвета (основные, цвета спектра, теплые и холодные цвета, контрастные и близкие по тону). Представление о простейших правилах смешивания цветов.

Читать еще:  Освальд шпенглер - биография, информация, личная жизнь. Шпенглер о россии и российской культуре

Различение и использование простейших схем ритмического построения ленточного и сетчатого орнаментов, освоение способов выполнения орнаментальных элементов белорусского орнамента и других росписей (приемы кистевой росписи, работа тычком в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций по мотивам народного орнамента).

Выполнение узоров из простых элементов (мазки, точки, прямые и ломаные линии, дуги, круги, уголки, ромбики), стилизованных растительных элементов (цветы, листья, ягоды); овладение приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе (ритмичное повторение одного элемента, чередование при этом цветовых пятен), квадрате (ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам), круге (на всей плоскости; в центре; по краю).

Декорирование силуэтных изображений (юбки, фартуки, пояса, подносы, тарелки, салфетки), учет соответствия узора форме изделия, ритмичности расположения однородных элементов (по углам – круг и точки, а в центре – кольцо и кружок), ритмичности расположения цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета).

Накопление опыта создания индивидуальных и коллективных работ, творческого опыта самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций), реализация собственного творческого замысла, используя изученные способы и техники изображения.

Примерная тематика декоративных работ: «Белорусские узоры», «Букет», «Узоры на тарелке», «Юбочка для куклы Маши», «Декоративная салфетка», «Украсим фартук белорусским орнаментом», «Распиши поднос», «Красивый пояс», «Цветы и бабочки», «Купальский венок» и др.

Реализация содержания декоративной деятельности с воспитанниками от 4 до 5 лет рассчитана на 1 год (28 часов).

Старшая группа

(от пяти до семи лет)

Задачи:

Развивать изобразительные и творческие способности, интерес к экспериментальному освоению художественных материалов, изобразительных техник;

Учить познавать средства выразительности предметов прикладного искусства, способы создания вытинанки (симметричный, розетковый, раппортный) и способы декоративной росписи на геометрических формах, силуэтных изображениях;

Формировать творческое воображение, изобразительные и технические умения (навыки декорирования, вырезания) при создании декоративных предметов;

Воспитывать эстетические чувства; эстетическое отношение к предметам прикладного искусства и желание создавать декоративные предметы вместе со взрослым и самостоятельно.

Содержание обучения

Восприятие декоративно-прикладного искусства

Различение и анализ видов декоративно-прикладного искусства Республики Беларусь и иных народов (керамика, вытинанка, художественная роспись), понимание их средств выразительности, авторской идеи.

Понимание прикладного характера и эстетики предметов быта. Проявление эмоционального отклика на эстетические качества произведений декоративно-прикладного искусства (керамика, вытинанка, художественная роспись).

Анализ особенностей белорусского декоративно-прикладного искусства (традиционность, колорит, композиционное решение, элементы орнамента).

Понимание взаимосвязи формы украшаемого изделия и орнамента. Узнавание и понимание отличительных особенностей традиционных художественных промыслов Беларуси (керамика, вытинанка, художественная роспись), их общих черт.

Учет взаимосвязи формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства (керамика, вытинанка, художественная роспись).

Сравнение и анализ различных орнаментов (геометрический, растительный, комбинированный), понимание значения ритма и симметрии в орнаменте.

Анализ некоторых аспектов работы мастера прикладного искусства.

Декорирование

(Декоративная роспись, вытинанка)

Создание декоративных предметов (вытинанка, нанесение декоративной росписи) с использованием средств художественной выразительности (линия, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форма, композиция).

Освоение декоративных элементов орнамента: геометрические (восьмиугольная розетка); растительные (желудь, колосок).

Создание декоративных композиций на геометрических формах, силуэтных основах, объемных изделиях.

Экспериментирование с изобразительными, природными, дополнительными материалами (сочетать их фактуры), средствами выразительности.

Освоение способов стилизации природных форм для декорирования изделия, создание декоративных композиций на полосе бумаги, на квадрате, прямоугольнике, круге, овале, силуэтах одежды, объемных изделиях (сетчатый, осевой принцип построения).

Освоение пластических свойств бумаги, способов складывания и вырезания вытинанки: симметричной (складывать бумагу на 2 равные части), розетковой (складывать бумагу относительно центра), раппортной (складывать бумагу гармошкой).

Использование при изготовлении декоративных предметов представления о композиционном, колористическом решении, традиционных изобразительных мотивах вытинанок, художественной росписи.

Использование различных способов для вырезания вытинанки по замыслу (симметричная, розетковая, раппортная), лепки изделия из глины, пластилина, соленого теста (конструктивный, пластический, смешанный, скульптурный, рельефный, ленточный), нанесения декоративной росписи.

Выполнение узора в определенной цветовой гамме, характерной для каждого вида народного декоративно-прикладного искусства, в теплых или холодных тонах и т.п.

Освоение технических приемов рисования: правильно пользоваться карандашом и кистью, регулировать темп и амплитуду движений руки при закрашивании мелких и крупных изображений, силу нажима на карандаш.

Освоение приемов нанесения различных мазков (в разных направлениях для изображения цветов, лепестков, листьев), цветовой палитры в каждом виде росписи.

Осуществление самостоятельного поиска колористического и композиционного решения, степени насыщенности и цветового сочетания декоративных элементов, выбора художественных материалов.

Применение изобразительного опыта вырезания, декоративной росписи, творчества при решении новых изобразительных задач.

Примерная тематика декоративных работ: «Волшебное дерево», «Птицы», «Веер», «Снежинка», «Рождественский ангел», «Открытка-валентинка», «Декоративная закладка», «Салфетка», «Чудо-узоры», «Мотылек».

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/den-semi-v-dou-narodnoe-dekorativno-prikladnoe-iskustvo.html
http://www.sites.google.com/site/itvdou2014/prikladnoe-tvorcestvo
http://ddu106grodno.schools.by/pages/tvorcheskaja-masterskaja

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии