Декоративно прикладное искусство мероприятия в доу. О декоративно-прикладной деятельности в детском саду

Декоративно прикладное искусство мероприятия в доу. О декоративно-прикладной деятельности в детском саду

Декоративно-прикладное искусство в детском саду
статья на тему

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир

Скачать:

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно – прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Дикоротивно – прикладное искусство , включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей .

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях :

-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.

Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.) . Особое внимание уделять орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол,пиала…)

В месте с детьми можно собирать иллюстрации и оформлять папки, альбомы с открытками, вырезками из журналов, фотографии. Также подбирать предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещать детские индивидуальные и коллективные работы.

Одновременно готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создать вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки к их систематизировать.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Как же нужно знакомить детейс декоративно – прикладным искусством?

В первую очередь это, конечно рассматривание изделий, т. е.

1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов) ;

2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;

3. собирать материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке.

Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.

Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.

На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. В татарском орнаменте используется такие цветочно растительные мотивы (тюльпан,мак,гвоздика,колокольчик,ромашка,астра,пьен,трилистник,лотос), элементы листьев декоративно-прикладное искусство вводит в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм яркими орнаментальными построениями. Это вызывает у детей живой эмоциональный отклик, желание отобразить увиденное в рисунке, в аппликации, что способствует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа.

Читать еще:  Своеобразие русской литературы 20 века. Основные направления русской литературы XX столетия

Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента определяется степенью художественной образованности воспитателя. В организацию работы народно прикладного искусства надо начать с ознакомления особенностями украшения различных изделия быта, народного костюма, понять специфику народной орнаментации, ее связь с образами природой и национальными традициями.

Красота татарских орнаментов достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Часто используются красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый. Надо подчеркивать, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную татарскую мелодию. Для приобщения детей к народно-прикладному искусству татарского народа, у нас в группе создан уголок, где есть дидактические игры: «Мозаика», «Назови, что это», «Украсть так же», куклы национальных костюмах, красочный иллюстративный материал, виды орнаментов. На занятиях с детьми украшаем фартуки, тюбетейки, полотенца, посуду. В младших группах учим детей составлять из готовых растительных мотивов несложную композицию, а более старших группах вырезать сложные узоры путем складывания пополам, в несколько раз. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость – большая ценность.

Татарская народная культура существует издревле и сегодня тоже украшает нашу жизнь. Я верю, что наши народные искусства расцветёт и в будущим, а среди творческих людей этой области появятся и наши воспитанники.

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан»

Декоративно прикладное искусство мероприятия в доу. О декоративно-прикладной деятельности в детском саду

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличии от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. [1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, , игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Основные виды декоративно – прикладного искусства:

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.

Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3. Формирование обобщённых знаний и умений:

– умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

– освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

– умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).

Читать еще:  Как разыграть подругу на день рождения дома. Старый проверенный розыгрыш «Горячая вода»

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:

– формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

– учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

– выделять элементы узора.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Ожогова Екатерина Олеговна

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Творчество – это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности»

В. А. Сухомлинский

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Читать еще:  Какое качество не было названо чернышевским. Краткая биография николая чернышевского самое главное

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народногодекоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетическогоразвития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Целью моей углубленной работы стало: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

• образовательные: познакомить детей с художественными росписями Нижегородской области; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки);развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развиватьмыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

• воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей;способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала;способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.

Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, на праздниках,развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.

Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы:

1. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.

2. Разработана серия сценариев по декоративному рисованию.

3. Составлен план работы с родителями.

Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству – это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает:

• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования)

• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)

• центр творчества

С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использовала разнообразные типы непосредственно образовательной деятельности такие, как:

• импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;

• праздники, как форма коллективной работы;

Знакомство с различными видами росписи мной проводилась работа согласно такойпоследовательности:

1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором) с использованием компьютерных презентаций.

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.

3. Оформление «Полки красоты»: один предмет, например, дымковский конь, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).

4. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду.

5. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).

6. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».

7. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества(использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).

Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы индивидуальные консультации «Художественные промыслы Нижегородской области», информационные стенды «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома».

В результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видовдекоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/30/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-detskom-sadu
http://www.sites.google.com/site/itvdou2014/prikladnoe-tvorcestvo
http://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-ka/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии