2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дать определение названию в прекрасном яростном мире. Платонов, анализ произведения в этом прекрасном и яростном мире, план

Анализ произведения В прекрасном и яростном мире Платонова

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был написан в 1938 году. Автор – русский советский писатель и публицист Андрей Платонов. Время написания рассказа нашло отражение в сочинении – исторические реалии переносят читателя в неспокойный период репрессий, всеобщей подозрительности и скорого суда. Эти события, происходящие в жизни одного из главных героев, становятся полноценными участниками рассказа.

По жанру рассматриваемое художественное произведение в большей степени относится к фантастике – описанные события потери зрения от электрических разрядов и восстановление его на фоне душевного подъема еще ни разу не были зафиксированы на практике.

Рассказ – это повествование одного из главных героев – молодого и неопытного специалиста Кости, который оказывается в одной бригаде с лучшим паровозным машинистом Александром Васильевичем Мальцевым – основным героем произведения.

В рассказе описаны события из жизни машиниста Мальцева, который в одном из рейсов временно теряет зрение от молнии, попавшей в кабину, и чуть не становится виновником аварии с впередиидущим составом. В связи с тем, что герою не удается доказать свою невиновность, его отстраняют от работы, осуждают и помещают в тюрьму. В то же время, его помощник – свидетель всего события, настаивает на проведении опыта, который может доказать слова машиниста о временном потере зрения. Однако, случайность путает все карты и осужденный повторно, но уже полностью, теряет зрение. По причине доказанности воздействия молнии на машиниста, его оправдывают. Но жизнь на воле не вдохновляет его, без своего дела человек увядает. В финале произведения его бывший помощник, видимо чувствуя это, жалеет его и берет в поезд. Там, становясь участником процесса, Мальцев настолько восторженно вливается в процесс, что зрение возвращается к нему.

В начале сочинения даётся достаточно восторженная оценка Мальцеву – это виртуоз своего дела, буквально дышащий работой человек, полностью отдающийся процессу, которым он управляет. Все слова помощника, а от его имени и говорит автор, употребляются в хвалебном тоне, показывающем, что рассказчик не только восхищается мастером, но и пытается ему подражать.

В то же время машинист Мальцев самоуверенный и недоверчивый человек, привыкший во всем полагаться только на себя. Это проявляется и в его самостоятельных и дополнительных проверках машины перед работой и во время рейса. Недоверие к окружающим выливается в конечно счете к недоверию миру целиком, потеряв зрение машинист отказывается в это верить, пытается и дальше оставаться лидером ситуации. Это чуть было причиной масштабной катастрофы столкновения поездов.

Видя перед собой такого персонажа тем интересней наблюдать за его преображением в конце рассказа – слепой, беспомощный и поникший Мальцев не только доверяется своему помощнику Косте, но и получает такой восторг, что зрение восстанавливается.

Это и есть один из конфликтов произведения – обуздание гордыни, обретение доверия к ближнему и, как результат, прозрение. А помня в какой период писался рассказ, легко представить, что это исторический призыв автора, мастерски завуалированный в канве фантастичности повествования.

Вариант 2

Данный рассказ «В прекрасном и яростном мире» вышел в свет в 1938 году. Автором данного произведения является писатель Платонов. В произведении автор отразил нелегкость жизни во время репрессий, во время подозрений и быстрого суда над человеком. Все это происходит в рассказе и все это придется испытать главному герою рассказа. Произведение является художественным, но из-за многих событий его можно отнести к жанру фантастика. Например, человек стал слепым из-за электрических разрядов. Но, вскоре его зрение приходит в норму и все из-за того, что на душе человека спокойствие и стабильность. Такого нигде в мире еще зафиксировано не было.

В данном рассказе, главный герой произведения Костя повествует о том, как он попал в бригаду к лучшему паровозному машинисту Александру Мальцеву, который и является центральным персонажем.

Читатель знакомится с жизнью машинистов, а конкретно с машинистом Мальцевым, который является лучшим, но однажды он ослеп из-за молнии, которая поразила кабину, кроме этого в тот момент чуть не случилась авария и в этом естественно винят его. Мальцев не смог убедить суд в своей невиновности и соответственно становится осужденным и заключенным в тюрьму. Благо у всего происходящего был свидетель, это помощник Мальцева. Он в свою очередь настаивал на том, что машинист не виновен и следует провести эксперимент. Эксперимент помог получить оправдание, но Мальцев теперь полностью потерял зрение и надежды на восстановление никто не давал. Машинист свободен, но как можно жить без дела всей жизни, человек просто душевно умирает. Заканчивается произведение на том, что помощник Мальцева увидел состояние бывшего машиниста и решает взять из жалости его с собой в рейс. Мальцев был на таком душевном подъеме, что зрение к нему вернулось.

Автор довольно восторженно преподносит Мальцева, он настоящий профессионал своей работы, ему нет равных. Машинист полностью предан своему делу, отдается ему полностью, он живет работой. Помощник восторженно высказывается о Мальцеве и естественно ему хочется быть таким как он, он подражает ему.

Читать еще:  Шпаргалка: Традиции и обряды русского народа. Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Но, есть и довольно негативнее стороны у главного героя рассказа. Как человек Мальцев абсолютно не доверяет никому, он всегда рассчитывает исключительно на свои силы. Например, он всегда сам повторно проверяет готовность машины к рейсу, не доверяя никому. Все это привело к тому, что Мальцев не доверяет всему миру. Когда он потерял зрение, он отказался в это верить и продолжал управлять машиной, это чуть не стало причиной аварии с другим поездом.

А потом рой меняется, все началось с потерей зрения. Мальцев теперь слеп и абсолютно беспомощен и в итоге он начинает доверять своему помощнику Костя, который взял его с собой в рейс, где к Мальцеву и вернулось зрение.

Это можно назвать главной темой произведения, а именно гордыню, которая проходит и важность доверия к ближнему человеку. Данные темы всегда останутся актуальными, конечно всегда нужно рассчитывать в первую очередь на свои силы, но нельзя забывать о ближних людях, которые могут помочь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа В прекрасном и яростном мире Платонова

Популярные сегодня темы

«Слово о полку Игореве» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас.

Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная

В произведениях о войне наиболее трогательным, вызывающим жалость, гордость и восхищение, является образ ребенка.

Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется

Когда Даниэль Дефо начал писать роман «Робинзон Крузо», он еще не предполагал, что станет основоположником нового литературного жанра – заметки путешественника. Широкая публика увидела книгу в 1719 году.

Платонов, Анализ произведения В этом прекрасном и яростном мире, План

Анализ произведения

Заглавие рассказа — «В этом прекрасном и яростном мире» — имеет существенное значение для понимания его проблематики. Почему мир Платонова «прекрасный» и «яростный»? Слово «пре­красный» связано с такими понятиями, как радость, гармония, чудо, красота, великолепие. Слово «яростный» в нашем сознании роднится с такими словами, как гнев, сила, стихия, порыв, не­нависть и так далее. У Платонова эти понятия сливаются в единый поток, имя которому — жизнь. Не так ли противоречива сама дей­ствительность? Не так ли противоречив сам человек? Писатель довольно ясно указывает в рассказе на существование двух сти­хий — природной и человеческой Можно увидеть и гармонию этих стихий, и их разобщенность, противоположность. Именно поэто­му герои Платонова чаще всего люди ищущие, пытающиеся оп­ределить свое место в мире.

Еще в 20-30-х годах XX века многие критики говорили о стран­ных героях Платонова, о непредсказуемых финалах его расска­зов, о ему одному понятной логике изображения. Но все даже самые злостные его недоброжелатели не могли не признать силу его таланта, свободу языка, невероятную плотность повествова­ние. Очень часто писатель задавался вопросами о месте человека в мире, о его одиночестве среди людей. Он обращал пристальное внимание на преследующее человека чувство пустоты, сирот­ства, ненужности в мире. Эти чувства живут практически в каж­дом герое Платонова. Таков и машинист Мальцев.

Александр Васильевич Мальцев обладал замечательным та­лантом — никто лучше него не мог чувствовать машины, не мог по одному взгляду определить неполадки в работе, не мог так всеобъемлюще воспринимать мир, замечать мельчайшие детали. Именно поэтому было вполне ожидаемым его назначение на са­мый новый и самый мощный поезд в депо — «ИС». Эта машина стала его детищем. Во время поездки он как будто сливался с паровозом воедино, чувствовал биение «его парового серд­ца», понимал малейший звук. Увлеченный работой, он стано­вился похож на вдохновенно играющего актера. Но как часто рассказчик — помощник Мальцева Костя — замечал непонятную грусть в его взгляде. А это было не что иное, как выливающееся наружу чувство одиночества. Гораздо позднее поймет Костя эту тоску. Талант машиниста обрекал Мальцева на одиночество, приподнимал над всеми и заставлял смотреть свысока. Мальцев практически не обращал внимания на нового своего помощника, и даже спустя год он относился к нему так же, как и к слесарю- смазчику. Он весь отдавался работе, растворялся в машине и в окружающей природе. Маленький воробей, попавший в воздуш­ную струю от паровоза, не оставался без внимания. Мальцев слег­ка поворачивал голову, чтобы проследить его дальнейшую судь­бу. Ему казалось, что только он один способен так много вобрать в себя, так много познать. Сила его таланта, как это ни печально, отдаляла его от остального мира людей, среди себе подобных он чувствовал себя одиноко. Потерянность и пустота царили в его душе. Это чувство так называемого сиротства характерно прак­тически для всех персонажей Платонова. С помощью этой харак­теристики героя писателю удалось делать более масштабные вы­воды. От судьбы одного человека он переходил к судьбам милли­онов. Его мысль о потерянности человека в эпоху революций и политических переворотов проходит через все его произведения.

И действительно, печальна дальнейшая жизнь осужденного людьми Мальцева: он отлучен от работы, которой отдавал всего себя, к которой тянулся душой. На примере Мальцева мы видим, как строится судьба человека, лишенного душевной полноты.

Читать еще:  Художественные материалы оптом. Виды художественных материалов и особенности работы с ними

В рассказе важен и образ помощника Кости. Это человек чут­кий, наблюдательный, не менее внимательный к мелочам, чем его учитель. Возможно, он был менее талантлив, но его стара­тельность и прилежание очень помогли ему. Вскоре после отстав­ки Мальцева он и сам успешно сдает экзамены на машиниста. Да, действительно, Костя не настолько наделен даром чувствовать механизм, но он более внимателен к окружающим его людям. Это можно считать его талантом. Он смог разглядеть почти мимо­ходом тайную грусть во взгляде своего учителя, но он не оста­новился на этом, он искал «правду», разгадку этой тоски. И он найдет ее, но только немного позже. Это человек, который не глух к чужому горю. Именно он возвращает к жизни потерявшего себя Мальцева, ослепшего и никому не нужного. Каждый раз, собираясь в путь, он видел на скамейке своего учителя, опира­ющегося на трость. На все слова утешения Мальцев отвечал неиз­менным «Прочь!». Даже в своем горе, в своей беспомощности он боится подпустить к себе живого человека, чувствующую душу. Он до сих пор не верит, что есть на свете тот, кто смог бы понять его. А в его душе царила невыразимая тоска. Он пытался хоть как-то вновь уцепиться за тот бешеный ход жизни, вернуть хотя бы часть своего прошлого. Бесцельно приходил он в депо и жадно ловил звуки железной дороги, он поворачивал голову туда, откуда слышал мощное движение паровоза.

Гордый в своем одиночестве, он, тем не менее, подчиняется Косте, однажды предложившему поехать с ним. Вместо обычного «Прочь!» он сказал: «Ладно. Я буду смирным. Дай мне там в руки что-нибудь, дай реверс подержать: я крутить его не буду.

— Крутить его ты не будешь! — подтвердил я. — Если покру­тишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз.

Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паро­возе, что смирился передо мной».

И вот Мальцев снова ощущает дыхание встречного ветра, чув­ствует под рукой мощь механического гиганта. Что он испытыва­ет в этот момент? Восторг! Радость! Упоение! Эта буря чувств возвращает его к жизни: он прозревает. Но и здесь не оставляет его Костя. Проводив его домой, он долго еще не может уйти. Чув­ствуя почти отцовскую привязанность к этому человеку, он боит­ся оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Он чувствует его беспомощность перед миром, его наивность и простоту за маской высокомерия. Гениальный машинист, Маль­цев замечал красоту природы, наслаждался гармонией, отдаля­ясь от мира людей. И жестокий мир покарал его за это.

Платонов мастерски создает контраст между двумя этими ми­рами. Это особенно видно в сценах борьбы паровоза со стихией. «Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за го­ризонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту». Мальцев и машина борются с силами природы. Платонов насыщает текст яркими метафорами, эпитетами. Сам паровоз ста­новится похож на мифическое божество. И каков же исход этой борьбы? В конечном итоге природа приходит снова к гармонии: «Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время». Но что же происходит с человеком? Ослепленный молнией, Маль­цев теряет зрение. Многие исследователи часто говорят о двух молниях. Первая из них — столь сильная, грандиозная, лишила человека зрения, но не надолго. А вот вторая — искусственная — надолго лишает Мальцева способности видеть.

Автор наводит читателя на мысль, что законы мира людей куда более жестоки и беспощадны, чем природные законы. Люди не смогли рассмотреть талант Мальцева. Он становится еще бо­лее одиноким. Путь к спасению Мальцева — в образе Кости. Он не только возвращает зрение бывшему машинисту, но и откры­вает перед ним путь в мир людей. «Ты видишь теперь весь свет!»

План

1. У Мальцева появляется новая машина и новый помощник.
2. Описание работы Мальцева.
3. Из-за молнии Мальцев слепнет и подвергает опасности жиз­ни многих людей.
4. Мальцева отдают под суд.
5. Рассказчик берет слепого с собой на машину, и тот прозре­вает.

«В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

История создания

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким заголовком он был напечатан в сокращённом виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 г., а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 г. под названием «Воображаемый свет». Рассказ был написан в 1938 г.

В произведении отражён опыт писателя, который в 1915-1917 гг. работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа, да и отец его был механиком и помощником машиниста.

Литературное направление и жанр

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.

Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

Тематика и проблематика

Тема рассказа – одиночество мастера. Основная мысль состоит в том, что талант часто приводит к гордыне, которая делает человека слепым. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

Читать еще:  Музыкальное развлечение в старшей группе мыши. Музыкальное развлечение в форме концерта для детей средних и старших групп «Музыкальная капель

В произведении поднимается проблема превозношения и сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания человеком человека, проблема вины и ответственности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.

Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.

Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.

Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.

Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Герои и образы

Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.

Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.

Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.

Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.

Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.

Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.

Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.

Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.

Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».

Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.

Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».

Стилистические особенности

Поскольку рассказ написан от первого лица, а рассказчик Костя, хоть и любит Пушкина. человек технического склада, Платонов нечасто использует свой специфический, наполненный странной метафоричностью язык. Этот язык прорывается только в особенно важные для автора моменты, например, когда автор словами машиниста объясняет, что машинист Мальцев вобрал весь внешний мир в своё внутреннее переживание, таким образом обретя власть над ним.

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой паровоза. Очевидно, и во времена Платонова мало кто понимал детали работы паровоза, а сегодня, когда паровозов нет, эти подробности вообще непонятны. Но профессионализмы не мешают читать и понимать рассказ. Наверное, каждый читатель представляет что-то своё, когда читает, что Мальцев отдал «реверс на полную отсечку». Важно, что Машинист исполнял свою трудную работу хорошо.

В рассказе важны детали. Одна из них – взгляд и глаза Мальцева. Когда он ведёт машину, глаза его глядят «отвлечённо, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-proizvedeniya-v-prekrasnom-i-yarostnom-mire-platonova
http://vsesochineniya.ru/platonov-analiz-proizvedeniya-v-etom-prekrasnom-i-yarostnom-mire-plan.html
http://goldlit.ru/platonov/1196-v-prekrasnom-mire-analiz

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector