Cочинение «Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с “Темным царством” в драме А. Н

Cочинение «Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с “Темным царством” в драме А. Н

Cочинение «Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с “Темным царством” в драме А. Н

Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с “темным царством” в драме А. Н. Островского “Гроза”.

Драма “Гроза” была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году.”Гроза”, – как писал Добролюбов, – без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.

Среди всего написанного Островским “Гроза” является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”, “Борис Годунов” и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок “темного царства”, где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина – молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты”. Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: “Какая я была резвая, а у вас завяла совсем. Такая ли я была? 1” Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом “темного царства”. Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает”.Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным – Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель – результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Читать еще:  Мой муж игроман как лечить. Если в семье игроман, или никогда нельзя играть по чужим правилам

Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца “темного царства”.Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина – новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Добролюбов писал, что характер Катерины “исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения”. Далее Добролюбов называет Катерину “лучом света в темном царстве”. Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак “темного царства”. В ее трагическом конце, по словам критика, “дан страшный вызов самодурной силе”. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Читать сочинение по литературе: “Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с “темным царством” в драме А. Н. Островского “Гроза””

Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с темным царством” в драме А. Н. Островского “Гроза“.

Драма “Гроза” была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году.”Гроза”, – как писал Добролюбов, – без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.

Среди всего написанного Островским “Гроза” является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”, “Борис Годунов” и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок “темного царства”, где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина – молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

Читать еще:  Кто должен подписывать приказ об увольнении генерального директора по нормам трудового права? Кто подписывает приказ об увольнении генерального директора по собственному желанию: образец и важные особенности.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты”. Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: “Какая я была резвая, а у вас завяла совсем. Такая ли я была? 1” Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом “темного царства”. Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: “Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет:

Сила характера Катерины и трагическая острота её конфликта с «тёмным царством»

Известно, что крайности отражаются крайностями
и что самый сильный протест бывает тот,
который поднимается наконец из груди
самых слабых и терпеливых
.

В драме А.Н. Островского «Гроза», основная героиня – Катерина Кабанова. Писатели шестидесятники на страницах своих произведений требовали эмансипации. В купеческой среде, где жила Катерина, о равноправии, о свободе личности, не могло быть и речи. Здесь всё говорит о невежестве, о рабстве. Фон пьесы уже подготавливает к трагическому исходу. Жители Калинова верят, что есть люди с «пёсьими головами», верят в «огромного змия», в то, что «Литва к нам с неба свалилась». Люди здесь религиозны, но это не мешает им тиранить слабых. Добролюбов назвал этот мир «тёмным царством». Вот в это царство невежества и попадает Катерина Петровна, натура свободолюбивая, честная. В купеческих семействах самым угнетённым существом была женщина. У неё не было никаких прав, находилась она на положении рабы. И уж если она решила протестовать, то должна была на всё решиться, ко всему быть готова.

Такова Катерина Кабанова вынесшая сор из купеческой среды. Она явилась по мнению Добролюбова, лучом света в «тёмном царстве». По натуре эта женщина любящая, религиозная, но решительная и свободолюбивая. В родительском доме она жила, как вольная птица, занималась своими любимыми делами: поливала цветы, вышивала по бархату, посещала церковь. Натура она была экзальтированная. Обыкновенные деревья ей казались райскими садами и в садах этих пели ангелы. И молилась она по-особенному, страстно веря в могущество нарисованного бога, плакала, о чём-то просила. Но о чём плакала и чего просила, сама не знала. В доме Кабановых она одинока, могла бы подружиться с сестрой мужа, Варварой, но они разные по натуре. Варваре непонятна тоска Катерины. Она её учит обманывать, делать всё, «лишь бы шито, да крыто было», но девушка врать не умела. Именно Варвара толкает героиню драмы на близость с Борисом.

Читать еще:  Чье высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало. Все о пословицах и поговорках

Катерина из девичьей холи попала в ад. Кабаниха её точила как «ржа железо», угнетала, за каждым шагом следила, не доверяла ей ни в чём. Создавалось такое впечатление, что птица попала в клетку: нельзя было шагу шагнуть, не спросясь у свекрови. А муж её защитить не мог, так как был в полной зависимости от матери, мучений жены понять не мог, потому что по уму своему был очень ограничен.

И Катерина полюбила Бориса, человека более порядочного, образованного, но такого же безвольного, как и Тихон. Двойной жизнью жить не могла и вступила в конфликт с царством Кабанихи. Катерина мучается. Для неё, женщины религиозной, важны не людской суд, а божий. В своём чувстве она сильнее мужа и возлюбленного. Любовь украдкой не для неё. Говорит Борису: «Пусть все видят, пусть все знают, коли я ради тебя не побоялась божьего суда, побоюсь ли я людской молвы».

Религиозная, паническая боязнь грозы, обусловлена верой, что гроза убивает грешного человека. Сама же себя считает грешной и кается в своём грехе на бульваре. А уж после признания Катерине жить стало вообще невмоготу. Борис её защитить не мог, да и родители не могли взять замужнюю дочь к себе, по тем временам после замужества это собственность мужа. Катерина решила умереть, хотя её и страшила мысль, что это большой грех, но жить, с бесхарактерным мужем и свекровью больше нет мочи. И она бросается в Волгу. Она не хочет томиться прежней жизнью, хочет жить так, как требует её живая душа. Для неё жизнь в этом мире хуже смерти. Тихон завидует мёртвой Катерине, которая наконец-то избавилась от мучений.

Конец драмы – нравственная победа героини. Перед совершением страшного греха, самоубийства, ей важно не спасение собственной души, а открывшаяся любовь. Последние её слова: «Друг мой! Радость моя! Прощай!». Самоубийство Катерины – это протест сильной натуры, хотя её нельзя назвать сознательным борцом с рабством. Своей смертью она показала, что жить в купеческой семье, где любовь вообще не признаётся, очень трудно. И необходима решительная борьба с «тёмным царством» к чему и призывает автор.

Источники:

http://4itaem.com/referat/11704/reader
http://referat.co/sochinenie/140966-literatura-sila-haraktera-katerinyi-i-tragicheskaya-ostrota-ee-konflikta-s-temnyim-tsarstvom-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza/read
http://sochinenie.my1.ru/publ/10_j_klass/sila_kharaktera_kateriny_i_tragicheskaja_ostrota_ejo_konflikta_s_tjomnym_carstvom/10-1-0-3024

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии