Cочинение «Мужские образы в романе Г Флобера «Госпожа Бовари. Шарль Бовари из романа “Госпожа Бовари”

Cочинение «Мужские образы в романе Г Флобера «Госпожа Бовари. Шарль Бовари из романа “Госпожа Бовари”

Cочинение «Объективная картина мира в романе Флобера «Госпожа Бовари»»

Флобер — писатель второй половины XIX ст., когда формальные аспекты литературы приобретали особое значение. Стремясь к совершенству стиля, к Красоте, Флобер, прежде всего, алкал Истину, которая в настоящем искусстве неотделима от совершенной формы. Еще в 1846 г. он утверждал, что «нет прекрасных мыслей без прекрасной формы, и наоборот… Невозможно отобрать в Идее форму, ведь Идея существует, лишь учитывая форму». Стремление к совершенству формы у Флобера — это не формализм, а старание создать гармоническое произведение, которое отобразит мир и заставит задуматься не только над его поверхностной сущностью, а и над скрытым, нижним естеством бытия.

В 1850 г. Флобер начал работать над новым романом «Госпожа Бовари». Провинциальные обычаи» («Madame Bovary. Moeurs de province»), с которого, собственно, и начинается его творческий путь, а также над так и не завершенным произведением «Лексиконом прописных истин» («Le Dictionnaire des idees rec Lies»), в котором писатель собрал вульгарные суждения, которые свидетельствовали о полнейшем невежестве современного ему буржуа — обывателя. Со временем Флобер использует эти «перлы» во многих своих произведениях. Вот некоторые из этих образцов мещанской «мудрости»: «Гольфстрим — это знаменитый город в Норвегии, недавно открытый»; «Газеты — без них нельзя обойтись, но нужно их ругать», «Дворянство — пренебрегать его и завидовать ему»; «Актрисы — погубят наших сыновей»; «Жандармы — опора общества»; «Дурак — каждый инакомыслящий».

Сказано в «Лексиконе» и об ордене Почетного легиона, который особенно ценился во времена Наполеона, но в эпоху Флобера обесценился: «Орден Почетного легиона — высмеивать, но добиваться. Получив его, говорить, что отнюдь этого не стремился». В финале романа «Госпожа Бовари» никчемный интриган и невежда, аптекарь Оме получает орден Почетного легиона. Автор ставит на этом точку, считая, что читатель сможет самостоятельно прокомментировать этот сюжетный ход, ведь факты представлены в ироническом контексте.

Роман «Госпожа Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжете «почти незаметен». Но вместе с тем это и одна из тех трагедий, которые постоянно случаются в повседневной жизни. Роман имеет многозначный подзаголовок — «провинциальные обычаи». Это весьма существенно в концепции мира Флобера. Писатель будто перефразирует слова историка Ж. Мишле: «Нет провинций — есть лишь Франция». Для Флобера сама Франция середины XIX ст. стала провинцией. В романе, начатом вскоре после смерти Бальзака, в 1851 г., Флобер развивает бальзаковские принципы: история главной героини, именем которой названо произведение, дает возможность увидеть зависимость ее характера от взглядов и обычаев среды, а также и сама среда, которая играет в романе не менее важную роль. То, что это роман об обычаях, подтверждает и композиция: писатель начинает с рассказа о Шарле Бовари, а заканчивает рассказом об аптекаре Оме.

Эмма появляется только во второй главе, а после описания ее смерти автор подает еще три главы, в которых изображает лицемерие клира, примитивизм церковных обрядов, самодовольную ограниченность и карьеризм аптекаря Оме. Шарль, никчемный в своей зависимости от внешних форм жизни, усвоенных от Эммы, после ее смерти возвышается над всеми другими благодаря своему умению искренне любить и глубоко страдать.

Задача Флобера была чрезвычайно сложной — он стремился «передать вульгарность точно и вместе с тем просто». Для этого писатель изменял упроченный тип композиции романа. Особенно важную роль в «Госпожа Бовари» отыгрывала экспозиция — 260 страниц, изложение основного действия занимало лишь 120—160 страниц, а заключительную часть, в которой описываются смерть Эммы, ее похороны и скорбь мужа, Флобер ограничил 60 страницами. Таким образом, «описательная» часть занимала приблизительно 320 страниц — вдвое больше, чем изображение событий. Это было обусловлено старанием создать, по возможности, более тесную связь причин и следствий в поступках персонажей — вспомним увлечение автора фатализмом.

В экспозиционную часть романа входит изображение условий воспитания Шарля и Эммы. В образе Шарля подчеркиваются душевная инертность и тупость восприятия. Вместе с тем воспитание Эммы является намного более сложным, в него входит и монастырь, и период сразу же после бракосочетания, когда она посещает балл в замке. Здесь автор начерчивает все то, что со временем обязательно проявится в поступках и характере героини. Особую роль Флобер отводил монастырскому воспитанию, в котором видел главный источник распущенности Эммы. Неестественная изоляция от реальной жизни развила в этой здоровой от природы сельской девушке мистическую томность, романтическую меланхолию и экзальтированность. Восприятие реальности ограничивалось чтением книг, где «только то и было, что любовь, любовники, возлюбленные, девушки, которые теряют сознание в нелюдимых беседках, утомившись отбиваться от настойчивых домогательств». Оторванность этой лектуры от реальной жизни, неестественность чувств и ситуаций автор часто подчеркивал. Но его героиня не замечала неестественности, иронически подчеркнутой авторским стилем.

Этот набор фальшивых прикрас и бессмысленное объединение несовместимого, что возникло в сознании Эммы, привели к противоестественному восприятию реального страдания — смерти матери: отчаяние первых дней быстро прошло, и «Эмма в глубине души была очень удовлетворена тем, что сразу поднялась к тому изысканному идеалу безрадостного существования, который навсегда остается недосягаемым идеалом для посредственных сердец». Вся жизнь Эммы превратилась в стремление отвечать внешней форме. Париж манил ее романами Е. Сю, аристократическим Булонским лесом, описаниями дорогой мебели, зеркал, бархата и кружев на модной одежде. «Остальные же, — пишет Флобер, — как-то терялись, не имели точного места и будто вообще не существовали». И продолжает: «В своих желаниях Эмма смешивала чувствительную утеху роскошества с сердечной радостью, деликатность манер с утонченностью души». Стремясь к любви, о которой читала в романах, она радуется тем, что у нее есть любовник, не замечая разницы в понятиях «любить» и «иметь любовника». Ей кажется, что и любовь возникла бы сама по себе, если бы она могла «выйти на балкон швейцарского домика или запрятать свою грусть в шотландском коттедже, найти там приют вместе с мужчиной, и чтобы на нем были черный бархатный фрак с длинными полами, мягкие сапожки, островерхая шляпа и кружевные манжеты». Внешнюю форму ей удается отыскать: в Родольфа были и мягкие сапожки, и бархатный фрак, но он с самого начала смотрел на Эмму как на временную игрушку и с первого свидания думал о том, как от нее избавиться, когда надоест. Флобер показывает постепенную моральную деградацию своей героини, которой уже предлагают погасить долг, став любовницей кредитора.

Если в начале романа Флобер заставил Шарля прийти в восхищение «открытым, смелым и доверчивым взглядом» юной Эммы, то в финале «все ее жизнь превратилась в сплошное вранье. Вранье стало для нее потребностью, манией, наслаждением». Из ее любви — главной цели жизни — постепенно выветрились любые признаки духовности. Тем не менее, Флобер отнюдь не стремился срисовать морально выродившееся существо: его Эмма — единственный персонаж романа, который не может смириться с зашоренностью провинциализма, у нее единственной есть идеалы, которые не могут принести ей ни одной практической пользы. Но ее трагедия заключается в том, что банальной жизни она противопоставляет банальные идеалы, не понимая их вульгарности.

Мужские образы в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»

Флобер назвал Свой первый роман именем героини — Эммы Бовари. И это закономерно, так как в основе произведения — описание короткой и печальной жизни молодой женщины. Но мужские образы в романе занимают не менее важное место.

Читать еще:  Омар хайям об отношениях мужчины и женщины. Отличная подборка бессмертных цитат омара хайяма

Ведь именно они, мужчины, которые окружали Эмму, обусловили ее трагическую судьбу. Герои романа — мужчины разных поколений. Сначала мы видим родителей Эммы и Шарля Бовари. Отец Шарля — отставной фельдшер роты, был вынужден уйти со службы, вступить в брак и заняться сельским хозяйством, в котором ничего не понимал.

Когда родился Шарль, господин Бовари, в противоположность стремлением жены и желанию ребенка, старался развивать сына суровым спартанским воспитанием, не предоставляя большого значения умственному развитию. Не «в обучении счастью, — кто ловкий, тот всегда в люди выйдет», — любил он говорить. Но в скором времени судьба сына совсем перестала его интересовать, как и хозяйственные дела.

Он беззаботно доживал свою жизнь без никакого

Отец Эммы, отец Руо, тоже без особого сожаления расстался со своей дочерью, когда появился жених, Шарль Бовари. Эмма, по его словам, все равно ничего не понимала в хозяйстве, к которому он и сам не имел ни наименьшей склонности. Так же, как и отец Шарля, отец Эммы «не наносил себе особых хлопот, денег на свои нужды не жалел — пища, тепло и сон были у него на первом месте».

Отношения с семьей дочери ограничивались тем, что раз в год он посылал им индейку.

Муж Эммы Шарль Бовари во многом похожий на представителей старшего поколения. Он тоже занимается тем, чего не любит и не знает. Шарль добросовестно ездит по вызовам, стремясь не причинять вреда своим пациентам. Хотя одному из них пришлось отрезать ногу по глупости и безответственности Шарля.

Из мужских образов в романе Шарль отличается тем, что любит Эмму. Но его любовь ничего не дала Эмме. «Он ничего не учил, ничего не знал, ничего не желал». Он был целиком удовлетворенный собой и своей жизнью с Эммой. И Эмма, выйдя замуж, «никак не могла убедить себя, что эта тихая пойма и есть то счастье, о котором она мечтала». Поиски настоящего счастья, красивой жизни толкают Эмму к другим мужчинам.

Но красавец Родольф ищет лишь удовлетворений и приключений. А для Леона Эмма — способ самоутверждения. Как только Эмме понадобилась помощь, ее любимые сразу отказались от нее. Те, ради кого она разрушила свою семью, разорила мужчину, оказались ничем не лучше других.

И Эмма оказалась на краю пропасти. Немалое содействие этому оказал и торговец Лере. Он накопил незаурядный капитал для своих махинаций, используя положение Эммы.

Лере хорошо обдумал свои действия и спокойно, шаг за шагом, разорял Эмму и Шарля.

Аптекарь Оме — один из самых отрицательных героев в романе. Глупый, напыщенный, амбиционный, он использует всю вульгарность и серость городка Ионвиля. Именно в аптеке Оме Эмма нашла мышьяк и здесь решила наложить на себя руки.

И никто из окружающих ее мужчин не мог ни понять Эмму, ни помочь ей.

Даже такая чистая и юная душа, как Жустин, причастна к гибели Эммы — именно он освещает ей путь к гибели: он держит свечку, когда Эмма ищет яд. В конце романа, возле кровати умирающей Эммы появляется еще один персонаж — хирург Ларивьер, мастер своего дела, чуткий и проникновенный. Он единственный из персонажей, в ком есть величие, ум, профессионализм. Он уже ничем не мог помочь Эмме и быстро покинул Ионвиль. И что ему здесь делать?

Он человек другой жизни, которой Эмма никогда не видела, не знала. Она только невыразительно чувствовала, что где-то есть другая, яркая, красивая жизнь. Но мужчины, которые окружали ее, не умели и не хотели жить по-другому.

Мужчины в романе Флобера — это герои, на которых держится ненавистный писателю новый буржуазный порядок, когда «вульгарность и скудоумие нагло празднуют свой триумф всюду». Эмма оказалась единственной героиней в романе, которой в этом мире невыносимо скучно и одиноко. И это выделяет ее в серой, самодовольной и неинтересной толпе мужчин.

Дайджест:

Характеристика героев по произведению Флобера «ГОСПОЖА БОВАРИ» &;;;;;#124; ЭММА БОВАРИ ЭММА БОВАРИ Эмма Бовари — дочь зажиточного крестьянина с фермы Берто, жена доктора Шарля Бовари. Супру­жеская пара приезжает в маленький провинциальный город Ионвиль. Эмма, получившая воспитание в монас­тыре, отличается романтическим. .

«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера «Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера В романе «Госпожа Бовари» герои — это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа — Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и. .

Характеристика героев по произведению Флобера «ГОСПОЖА БОВАРИ» &;;;;;#124; Омэ Омэ Омэ — аптекарь в провинциальном городке Ионвиле. Этот персонаж романа Флобера несет значительную смысловую нагрузку. Участие Омэ в повествовании но­сит символический характер, но именно он непрерывно комментирует все происходящее. .

Краткое содержание «Госпожа Бовари» Флобера П Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его вызвали на ферму ее отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя оборками. Волосы у нее каштановые. .

Трагедия героини романа Флобера «Госпожа Бовари» Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» — первое произведение, отразившее миропонимание и принципы зрелого писателя. Перед нами раскрываются нравы буржуазного общества, предстают картины жизни провинциальных французских городов. От Тоста идо йонвиля. .

Госпожа Бовари характеристика образа Эммы Бовари Бовари Эмма — жена провинциального лекаря. Она выросла и живет в мелкобуржуазной среде, но тяготится ее пошлостью и пытается строить свою жизнь по образцам романтической литературы. Не удовлетворенная своим любящим. .

Что погубило жизнь Эммы Бовари? В 1850 году из путешествия по Востоку Флобер привез замысел романа, который назвал » Госпожа Бовари «. В основе произведения — судьба молодой женщины из провинции. Эмма Бовари в расцвете. .

Эмма Бовари — героиня романа Г. Флобера «Мадам Бовари» Реальный прототип — Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком. Впрочем, сам писатель уверял, что «все действующие лица его книги —. .

Флобер и его «Мадам Бовари» Гюстав Флобер известен как автор прежде всего романа » Госпожа Бовари «. Так же романами «Воспитание чувств» и историческим «Саламбо». Писатель работал уже во 2 половине 19 века. Был близко. .

Жизненная драма Эммы Бовари По сюжету роману Гюстава Флобера «Пани Бовари». Жизнь — это весьма сложная вещь. Иногда человек, чтобы оторваться от тяжелой будничности, начинает мечтать, жить в мысленном нереальном мире. Именно так произошло. .

Г. Флобер автор произведения «Мадам Бовари» В 1857г. после того, как роман » Госпожа Бовари » вышел в свет, автора обвинили в безнравственности. Прокурор усмотрел в этом романе угрозу общественной морали. Флобер обвинялся в том, что. .

Перечень планов и ответы на тему творчества Бальзака, Флобера, Диккенса Черты реалистической повести в произведении Бальзака «Гобсек». Вопрос — Идея написания «Гобсека». По замыслу автора, повесть «Гобсек» должна была войти в большой цикл романов «Человеческая комедия», над которым Оноре де. .

Читать еще:  Взаимоотношение сони мармеладовой с другими персонажами. Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф

Жизнь — это слишком сложная вещь Иногда человек, чтобы оторваться от тяжелой обыденности, начинает мечтать, жить в воображаемом нереальном мире. Именно так произошло с героиней романа » Госпожа Бовари «, которая не соглашалась с серой обыденностью. .

Характеристика героев по произведению Флобера «ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ» &;;;;;#124; ФРЕДЕРИК МОРО ФРЕДЕРИК МОРО Фредерик Моро — главный герой романа. Моро лишен энер­гии и предприимчивости. Сын провинциальных бур­жуа, он бездеятелен, пассивен, склонен к мечта­тельности. С образом Моро в роман входит тема, свя­занная. .

Вопросы с ответами на тему «Общая характеристика литературы XIX столетия» «Реализм как основной творческий метод». В чем отличительная особенность зарубежной литературы XIX столетия? Каждая историческая эпоха порождает свой способ отражения действительности в творчестве художников, писателей, музыкантов. В 20— 30-те годы. .

На тему: Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» Тургеневские произведения занимают особое место в русской литературе. Они считаются невероятно лиричными и поэтичными, возможно благодаря мастерски созданным женским образам. В этих. .

Трагическое начало в образе Евгении Гранде. «Евгения Гранде» Действие происходит в провинции, в небольшом городе Сомюре. Евгения Гранде, молодая женщина, живущая в доме своего отца, богатого буржуа — виноградаря. Ее отец — настоящий финансовый гений. Он приумножил свое. .

На тему: Женские образы в романе Евгений Онегин, Пушкин ­Женские образы Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт-реалист. Он написал множество книг, ставших известными и востребованными, но самым лучшим его творением, в которое он вложил всю душу, стал роман. .

На тему: Женские образы в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Женские образы «Преступление и наказание» — одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Оно было не раз экранизировано, выходило популярной постановкой в театре. В своем социально-философском романе автор наилучшим образом. .

Женские образы и средства их воплощения в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» В романе «Тихий Дон» Шолохов создает яркие женские образы. Это и Ильинична, и Аксинья, и Наталья, и Дарья, и Дуняшка. Писатель показывает, что это настоящие казачки, воплотившие в себе лучшие. .

Второстепенные образы в романе Тургенева «Отцы и дети» В романе такими примазавшимися к нигилизму людьми являются молодой купчик Ситников, называющий себя учеником Базарова, и помещица Кукшина, твердящая об эмансипации женщин. Эти неумные, развязные люди усваивают только внешнюю сторону. .

Реальные исторические образы в романе «Война и мир» Из всех исторических лиц, показанных в «Войне и мире», одного Кутузова Толстой называет истинно великим человеком. А Наполеону он отказывает даже в «отрицательном» величии. По Толстому, воль «палача народов» он. .

На тему: Женские образы в романе Пушкина Капитанская дочка ­Женские образы В романе Александра Сергеевича Пушкина­ «Капитанская дочка» не так много женских образов, потому что действие происходило в нелегкое для страны время. В конце 18- начале 19 века был. .

Философско-эстетические взгляды Флобера Гюстав Флобер — связующее звено между бальзаковским этапов реализма первой половины XIX в., реализма, вышедшего из недр романтизма и поднявшегося на принципиально новую ступень в эстетическом освоении действительности, и этапом. .

«Женские образы в романе «Евгений Онегин»» Центральными женскими образами в романе «Евгений Онегин» предстают пред читателем сестры Ларины, проводящие свою юность и становление в сельской глуши, среди бескрайних просторов, милых сердцу природных красот и неспешно тянущихся. .

Поэтика исторического романа Флобера «Саламбо» Картины жизни и быта древнего Карфагена, полные «гармонии несвязных явлений», задача правдивого воспроизведения действительности, психологической достоверности характеров. Причинно-следственные связи находит он и в воссоздаваемом им мире III в. до н. .

Женские образы в романе «Война и мир» План Женщины в романе Ростовы Марья Болконская Другие женщины в романе Заключение Женщины в романе Многие женские образы в романе » Война и мир » Толстова имеют прототипы в реальной. .

Образы-символы в романе И. Багряного «Тигроловы» Еще к выходу своего первого великого прозаического произведения «Тигроловы» Иван Багряный был известен, как поэт-романтик. В его стихах часто можно найти образы — символы. В прозаических произведениях он тоже использует. .

Женские образы в романе «Обломов» Гончарова План Введение Портретные характеристики женских образов Два типа русской женщины Два типа любви Заключение Введение Роман » Обломов » Ивана Гончарова — это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые. .

Женские образы в романе «Тихий Дон» План Противоречивость образа Аксиньи Олицетворение любви и преданности в образе Натальи Бунтарский дух казачества в образе Дарьи Сложность образа Евдокии Мелеховой Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны. .

Образы Кэти и Гэртона в романе «Грозовой перевал» Характеризуя Кэти и Гэртона, Э. Бронте постоянно подчеркивает, что это здоровые, полные сил и энергии молодые люди. Кэти в детстве — красавица, очень живая, с большим чувством фантазии, поэтическая натура. .

Образы автора и природы в романе «Евгений Онегин». Национальный колорит Цель: развивать умение анализировать такие способы высказывания авторской позиции, как эпиграфы, лирические отступления и пейзажи; понимать психологическую мотивацию поведения героев, формировать навыки аргументированной дискуссии; воспитывать у учеников толерантность и уважение. .

На тему: Женские образы в романе Тихий Дон, Шолохов Женские образы Роман-эпопея «Тихий Дон» был написан М. А. Шолоховым в сложнейшее время в истории России, на переломе эпох. Перед читателями встают судьбы донских казаков, захваченных водоворотом­ гражданской войны. В. .

Женские образы в романе «Дворянское гнездо» Роман «Дворянское гнездо» был написан в 1858 году. В 50-х годах Тургенев пишет ряд повестей, в которых освещает преимущественно интимную, психологическую тематику. В большинстве из них затрагиваются проблемы счастья и. .

Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Тургенев-художник по праву считается знатоком женской природы, поэтом женщин. «Что нам особенно нравится в Тургеневе, — это, так сказать экономия в красках: у него женский образ, большей частью, только набрасывается. .

Мифологические образы и их роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1. Традиция использования мифологических образов в мировой литературе. 2. Мифологические образы в романе Пушкина. 3. Значение мифологических образов. Я закрыл Илиаду и сел у окна, На губах трепетало последнее слово. .

Образы двойников главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 1. Основная идея романа, его замысел. 2. Двойники главного героя. 3. Свидригайлов и Раскольников. 4. Лужин и Раскольников. 5. Значение двойников в романе. Замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и. .

Основные образы в романе Тургенева «Дворянское гнездо» «Дворянское гнездо» было восторженно встречено читателями. Всеобщий успех объясняется драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, поэтичностью нового произведения писателя. Дворянское гнездо воспринималось как определенное социально-культурное явление, предопределившее характер, психологию, поступки героев. .

Краткое содержание романа М. Дрэббл «Один летний сезон» Действие романа происходит в Англии в начале шестидесятых годов. Героиня романа, Эмма Эванс, от лица которой ведется повествование, вспоминает о событиях, происшедших с ней несколькими месяцами раньше. Муж Эммы Дэвид. .

Читать еще:  Поцелуй парня и девушки рисунок карандашом. Как нарисовать танцующую аниме пару карандашом

Краткое изложение Один летний сезон М. Дрэббл Один летний сезон Действие романа происходит в Англии в начале шестидесятых годов. Героиня романа, Эмма Эванс, от лица которой ведется повествование, вспоминает о событиях, происшедших с ней несколькими. .

Своеобразие объективного метода Флобера и роман «Госпожа Бовари»

В духе времени он считал, что материал для искусства содержите «во всем и везде», нет более запретных, непоэтических тем. Изображать мир следует «все более и более приближаться к науке». Наука же Предполагает, с одной стороны, беспристрастность изображения, а с другой – глубину исследования и широту. Поэтому” писатель, по мысли Флобера, «должен быть созвучен всему и” всем, если он хочет понимать и описывать». Ли-тература, как и наука, должна стать не дидактической, а наглядной.

Под наглядностью искусства он понимал новый принцип отражения мира, который он сам назвал объективным. Объективная картина в произведении Флобера – это не фотография мира, но осмысленное автором, творчески переработанное его воспроизведение, стимулирующее восприятие читателя. При этом в соответствии со своими принципами искусства новой эпохи писатель стремится избегать драматических эффектов и случайностей; он мечтает создать «книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, – книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по меньшей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты невидим».

Содержание такой книги, в которой будет «описана обыденная жизнь, как история или эпопея», может быть раскрыто, по мысли автора, при помощи мастерской композиции и иронии, создаваемых соотношением изображенных картин. Чтобы извлечь поэзию из обыденных характеров, Флобер предъявлял особые требования к правдивости в изображении связей” личности и обстоятельств. Здесь начинал действовать тот фатальный закон, который он почерпнул из философии Спинозы. Верность психологии, по Флоберу,- одна из основных задач искусства. Стремление к совершенству формы у Флобера – это не формализм, а желание создать гармоничное “произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой, изнаночной.

Настаивая на праве художника обращаться к самым пошлым и тривиальным сюжетам, Флобер говорив: «Поэзия, подобно солнцу, заставляет и навозную кучу отливать золотом». Именно это и происходит в «Мадам Бовари». Поднятая на высочайший уровень правдивого аналитического искусства банальная история жены-прелюбодейки обретает в романе неожиданную, на первый взгляд, идейно-философскую глубину и подлинную эстетическую значимость. Перед зорким оком писателя-реалиста Эмма Бовари, оставаясь героиней буржуазного адюльтера, раскрывается как личность трагическая, пытавшаяся восстать против ненавистной пошлости, но в конце концов поглощенная ею. Образ героини внутренне противоречив.

Неоднозначно и авторское отношение к ней. Погруженная в трясину обывательского бытия, Эмма стремится вырваться из нее. Вырваться силой любви – единственного чувства, которое (в воображении героини) может поднять ее над опостылевшим серым миром. Поэтому она, не задумываясь, принимает предложение Шарля и становится его женой. Поэтому же, обманувшись в муже, она, словно в омут, бросается в объятья Родольфа, а затем, тяжко пережив

измену любовника, с вновь возродившейся надеждой и страстью отдается Леону. Однако везде Эмму как рок преследует жестокое разочарование Неудовлетворенность обывательским существованием в мире уютно устроившихся мещан и поднимает над трясиной буржуазной пошлости Эмму, приближая ее к близким Флоберу героям его ранней лирической прозы. Эта особенность мироощущения Эммы, надо полагать, и позволила писателю заявить: «Мадам Бовари – это я!» Однако характер Эммы нов, и автор относится к ней иначе, чем к своим романтическим героям, абсолютно свободным от пошлости и бескомпромиссным в противостоянии ей. Крушение романтических иллюзий началось буквально с первых дней замужества.

Роман « Госпожа Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжет почти невидим. Но одновременно это одна из трагедий, которые постоянно происходят в обыденной действительности. У романа – многозначительный подзагол

Флобер ставил перед собой труднейшую задачу – « Передавать пошлость точно и в то же время просто», а для этого он меняет тип композиции, сложившийся до него. Особенно большее место он отводил экспозиции – 260 страниц, на основное отводил лишь 120-160, а на заключительную, смерть Эммы, описание похорон и горе мужа – 60. Таким образом, описательная часть была бы в два раза больше, нежели изображение самих событий. Но как увлечь читателя такою пошлостью? Флобер отказался от «интересного» материала, которым в его время широко пользовались крупные и мелкие романисты, от Дюма и Эжена Сю до Диккенса.

Здесь не было ни буйного колорита исторической эпохи, ни соблазнительной роскоши великосветской жизни, ни семейных тайн, ни страшной экзотики парижских или лондонских трущоб. Все здесь было просто, слишком просто.

Даже событий никаких не было. Флобер повествовал о неподвижном провинциальном существовании, о стоячем болоте ничем не привлекательного быта, без «драмы», без ревности, почти без действия. Идя по следам Бальзака, он создавал новый тип повествования, противоре-чивший традиционным литературным представлениям. «Мадам Бовари», как и все романы Флобера, построена в виде биографии. С точки зрения традиционной композиции, это биография не Эммы, а Шарля.

Роман начинается с его поступления в школу, потом подробно рассказывается о его первом браке, вдовстве, затем незаметно в его жизнь входит Эмма – как-то сбоку, словно случайно, как это всегда бывает в действительности. В продолжение всего романа благополучное существование Шарля сопровождает долгую семейную агонию Эммы – словно однообразная нота, составляющая скучный фон основной мелодии. И после смерти Эммы, вопреки правилу эффектного конца, Шарль, уже один, продолжает свою унылую биографическую повесть. Флобер нарушает все литературные традиции, и мастер концен-трированной композиции, как, например, Бальзак, мог бы упрекнуть его в нечеткости структуры и в непродуманности плана. Согласно правилам традиционного повествовательного искусства, автор должен был в ходе изложения подсказать читателю значение тех или иных событий, выдвинув на первый план главное, отодвинув в тень второстепенное. Он должен был расставить в повествовании логические ударения, чтобы читатель не растерялся во множестве фактов и сразу понял, куда его ведут.

Композиция Флобера преследует как раз противоположную цель. Не желая запутывать читателя ложной видимостью, как то делали авторы детективных романов, он, однако, не хотел ничего подсказывать и предоставлял читателю самому разбираться в беспристрастной картине жизни. «Логический акцент», не соответствующий естественному течению событий, показался бы ему искажением действительности и недопустимым вторжением автора. Такой установкой объясняется и построение «Мадам Бовари» и обычный для Флобера биографический принцип повествования.

Скудость действия, отсутствие всяких драматических эффектов и резких тонов, однообразие картин, отличающихся лишь оттенками, – все это заключалось в самом замысле. Флобер писал в полном противоречии с «французским вкусом» и не хотел идти ни на какие уступки. Придать повествованию больше внешнего интереса значило бы уничтожить всю художественную систему романа.

Источники:

http://mysoch.ru/sochineniya/flober/_story/gospozha_bovari/obektivnaia_kartina_mira_v_romane_flobera_gospozha_bovari/
http://essay.englishtopic.ru/muzhskie-obrazy-v-romane-g-flobera-gospozha-bovari/
http://litsoch.ru/essays/read/11401/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии