Cочинение «Что есть любовь в жизни Обломова. Сочинение «Любовь в жизни Обломова Любовь в жизни героев обломов

Cочинение «Что есть любовь в жизни Обломова. Сочинение «Любовь в жизни Обломова Любовь в жизни героев обломов

klassreferat.ru

Меню сайта

Сочинение на тему

Что есть любовь в жизни Обломова

Для сочинения я выбрал тему “Любовь в жизни Обломова”. Я считаю, что каждый человек, независимо от своих личных пристрастий ищет это странное чувство – любовь. Любовь это необыкновенная сила, способная воскресить мертвую душу человека. Она спокойно может изменить жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. “Любовь – это игра, в которой всегда плутуют” – так рассуждал французский писатель О. Бальзак. Любовь может толкнуть на преступление или на безумие, а можно с её помощи можно совершить кое – что замечательное прекрасное. “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь” – И.С. Тургенев. Любовь всегда приходит внезапно. Она врывается в жизнь и переворачивает её. “Любви все возрасты покорны”. Не важно; что ты молод или уже многое познал и пережил. Любовь – это прекрасное чувство, настоящее чудо жизни. И во многих произведениях литературы писатели отражали её в жизни своих героев.

Так и Гончаров пытается объективно раскрыть в своём герое вопрос: “что есть любовь в жизни Обломова ?”. Обломов впервые влюбился, когда ему было за тридцать лет. Это была любовь к Ольге Ильинской. Познакомились они при содействии Штольца, который привёз Обломова в дом к Ольге Ильинской. Ольга сразу привлекла внимание Ильи Ильича, которому что не было в ней “ни жеманства, ни умысла, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Если бы её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии”. Кроме того, в Ольге ясно был виден интеллект. Обломова потрясло пение Ольги, в которое она вкладывала всю свою душу. Обломов воспринимает всё сердцем, а не разумом, он просто не мог остаться равнодушным. Он полюбил эту девушку, и любовь заняла первое место в его в его жизни. Ольга тоже полюбила Обломова. Сначала она хотела разбудить его, заставить вести деятельную жизнь. Но незаметно для себя она полюбила Илью Ильича. Полюбила, так как увидела за внешней ленью и неподвижностью чистую душу Обломова, его доброе сердце.

Привлекает Ольгу и детская непосредственность, мягкость, восприимчивость Обломова. Их любовь необыкновенно романтична. Это лето, дача, парк, аллея, ветра сирени, поцелуй. Романтическая любовь не может быть с счастливым продолжением, она разбивается о реальную действительность. Но что – то есть странное в их любви. Может быть, всё из – за того, что Ольга и Илья – совершенно разные люди, слишком уж не сходятся их представления о жизни. Обломов представляет своё будущее в тихой семейной жизни, прогулках по саду, приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей. Для Ольги же жизнь – непрерывное движение вперёд. Ольга обладает жизненной энергией, возможно, именно поэтому ей и удаётся заставить Обломова скинуть свой халат, пусть даже и не навсегда. С ней Обломов нагоняет всё то, что он упустил во время своего “сна” он читает книги, газеты, общается с людьми постепенно втягивается в общественную жизнь. В своём романе Гончаров хорошо раскрывает тайну любви Обломова к Ольге. Ольга любила Обломова, потому что хотела любить, а как ей было разобраться в своих чувствах, если не было рядом более опытного друга. Вот она и приняла симпатию за любовь.

Ольга не хочет выходить замуж за Обломова, пока он не поправит дела. Обломов же не может это сделать. Он оттягивает свидание с Ольгой, опасаясь мнения окружающих. И поэтому нельзя сказать, что из них виноват. Однако Илья Ильич полюбил Ольгу всерьёз в этом – то и заключалась вся жестокость происшедшей между ними драмы. В прощальной сцене Ольга жестоко упрекает Илью.

А было ли у Обломова хоть раз прояснение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин одной: утончённой, нежной, изящной, и другой: хозяйственной, простодушной, искренней. Кто может понять Илью Обломова? Что он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные были различны как земля и небо. Созревает вопрос: почему Обломов остался с Пшеничной-“простой бабой”,а не с божественной Ольгой? Да, найти похожее в этих женщинах нельзя. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна – земной, примитивной любовью. Неземная любовь Ольги выражена в сирени, музыке, прогулках по парку, признаниях. Любовь же Агафьи Матвеевны. это вкусный пирог горячий кофе, белые подушки. По-моему любовь Ольги была немного странной: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был “усовершенствованный”, не тот ленивец – догбряк, который днями лежит на диване. Она любила Обломова таким каким хотела видеть его, нарисованного в своём воображении. Она требует искренней любви от Обломова; и после того как они расстались, она долго не может прейти в себя, считает себя умершей. Ольга пробудила в Обломове любовь к жизни, природе, людям она разбудила заснувшую душу которая способна чувствовать, плакать, смеяться. Обломов попал в водоворот любви из которого не мог выбраться!

Мысль о женитьбе просто “убивала” его: ведь для этого надо ехать в имение, устраивать хозяйство, иметь деньги на содержание жены; с этими мыслями рассеивались иллюзии о поэтическом идеале свадьбы. Обломов “испугался” Ольги, он боялся той ответственности, которая ляжет на него после свадьбы. Только сейчас он начал понимать, что Ольга не кукла, которую можно держать за веревочки, а женщина с достоинством. Место Ольги заняла другая. Это Агафья Пшеничная – хозяйка дома, в котором поселился Обломов. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью через тело. Это была та женщина, которой Обломову можно было только мечтать. Её внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, но помимо этого она была отличной хозяйкой. Без её заботы всё хозяйство рухнуло бы. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Их симпатия переросла в любовь, женитьбу, и обломов не испугался семейной жизни. Он любил жену, сына, семейный быт, ему ничего не надо было – это было его счастье, которое не смогла бы ему дать Ольга. Обломов был счастлив с Агафьей, но он не забывал Ольги. Каждую из этих женщин он любил по своему.

В романе «Обломов» Гончаров с потрясающей убедительностью показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду, в нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то великим мыслителем, то знаменитым художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения. Но это не комический герой (вспомним гоголевского Манилова). Есть, несомненно, черты трагизма в образе Обломова. Дело в том, что Обломов – человек удивительной душевной чистоты, тонко чувствующий красоту, не способный к фальши. Таким он, например, предстает в своих отношениях с Ольгой Ильинской.

Вся история любви Обломова к Ольге – самопожертвование. Он влюблен в нее по-настоящему, и разрыв с ней – его самое сильное потрясение, а потом – самое тяжкое воспоминание. И, тем не менее, он счастлив, когда узнает, что Ольга не погибла, что ее судьба устроена. Ведь с самого начала Обломова тревожила мысль, что он не сможет обеспечить ей материального благополучия, что его «обломовщина» погубит и ее. Вот тогда, в тревоге за любимого человека, а не для каких-то своих выгод, впервые становится Обломов активным. Активным во вред самому себе. Он пишет письмо Ольге, где объясняет, что недостоин ее и не должен принимать от нее никаких жертв. Появилась решительность, нашлись нужные слова, когда дело дошло до главного, до сокровенного. Это мгновенное преображение героя просто удивительно. Оно еще резче отделяет «обломовщину» от обломовской человечности и способности к самопожертвованию.
Эти живые силы характера пробуждает в Обломове именно Ольга. Ее отличает воля, простота и ясность мышления. Она живет напряженной духовной жизнью, полна благородных стремлений принести людям добро. Ольга полюбила Обломова и проникнута решимостью извлечь этого доброго человека из обломовской трясины. И она не щадит усилий, чтобы осуществить свое намерение.

Но если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Ведь Штольц поставил перед ней задачу (еще до ее знакомства с Обломовы) – поднять с кровати лежебоку и вытащить его в свет. Ольга даже в минуты увлечения не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Ей приятно чувствовать свою власть над человеком. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц. В итоге любовь Обломова и Ольги, ярко вспыхнув, быстро увядает.

Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение и утешение. Гончаров нашел здесь удивительно точные и трогательные детали, чтобы показать, как существо забитое, полностью поглощенное заботами о хлебе насущном, вдруг незаметно для себя переходит в мир безграничной любви и самопожертвования, вознося себя как бы на более высокую духовную ступень. Агафья Матвеевна поняла, что жизнь ее с появлением Ильи Ильича обрела смысл. Обломов, конечно, видел и ценил ее любовь, но понимал также и всю горечь этой любви.

Читать еще:  Почему наказание ларры в нем самом. "Старуха Изергиль": анализ рассказа, образы героев

Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает сове душевное падение. Чем ближе к концу романа, тем больше у нас нарастает если не симпатия, то жалость к Обломову. Нам жаль этого страдающего и гибнущего героя, наделенного истинной и глубокой человечностью.

Что есть любовь в жизни Обломова

Для сочинения я выбрал тему “Любовь в жизни Обломова”. Я считаю, что каждый человек, независимо от своих личных пристрастий ищет это странное чувство – любовь. Любовь это необыкновенная сила, способная воскресить мертвую душу человека. Она спокойно может изменить жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. “Любовь – это игра, в которой всегда плутуют” – так рассуждал французский писатель О. Бальзак. Любовь может толкнуть на преступление или на безумие, а можно с её помощи можно совершить кое – что замечательное прекрасное. “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь” – И.С. Тургенев. Любовь всегда приходит внезапно. Она врывается в жизнь и переворачивает её. “Любви все возрасты покорны”. Не важно; что ты молод или уже многое познал и пережил. Любовь – это прекрасное чувство, настоящее чудо жизни. И во многих произведениях литературы писатели отражали её в жизни своих героев.

Так и Гончаров пытается объективно раскрыть в своём герое вопрос: “что есть любовь в жизни Обломова ?”. Обломов впервые влюбился, когда ему было за тридцать лет. Это была любовь к Ольге Ильинской. Познакомились они при содействии Штольца, который привёз Обломова в дом к Ольге Ильинской. Ольга сразу привлекла внимание Ильи Ильича, которому что не было в ней “ни жеманства, ни умысла, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Если бы её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии”. Кроме того, в Ольге ясно был виден интеллект. Обломова потрясло пение Ольги, в которое она вкладывала всю свою душу. Обломов воспринимает всё сердцем, а не разумом, он просто не мог остаться равнодушным. Он полюбил эту девушку, и любовь заняла первое место в его в его жизни. Ольга тоже полюбила Обломова. Сначала она хотела разбудить его, заставить вести деятельную жизнь. Но незаметно для себя она полюбила Илью Ильича. Полюбила, так как увидела за внешней ленью и неподвижностью чистую душу Обломова, его доброе сердце.

Привлекает Ольгу и детская непосредственность, мягкость, восприимчивость Обломова. Их любовь необыкновенно романтична. Это лето, дача, парк, аллея, ветра сирени, поцелуй. Романтическая любовь не может быть с счастливым продолжением, она разбивается о реальную действительность. Но что – то есть странное в их любви. Может быть, всё из – за того, что Ольга и Илья – совершенно разные люди, слишком уж не сходятся их представления о жизни. Обломов представляет своё будущее в тихой семейной жизни, прогулках по саду, приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей. Для Ольги же жизнь – непрерывное движение вперёд. Ольга обладает жизненной энергией, возможно, именно поэтому ей и удаётся заставить Обломова скинуть свой халат, пусть даже и не навсегда. С ней Обломов нагоняет всё то, что он упустил во время своего “сна” он читает книги, газеты, общается с людьми постепенно втягивается в общественную жизнь. В своём романе Гончаров хорошо раскрывает тайну любви Обломова к Ольге. Ольга любила Обломова, потому что хотела любить, а как ей было разобраться в своих чувствах, если не было рядом более опытного друга. Вот она и приняла симпатию за любовь.

Ольга не хочет выходить замуж за Обломова, пока он не поправит дела. Обломов же не может это сделать. Он оттягивает свидание с Ольгой, опасаясь мнения окружающих. И поэтому нельзя сказать, что из них виноват. Однако Илья Ильич полюбил Ольгу всерьёз в этом – то и заключалась вся жестокость происшедшей между ними драмы. В прощальной сцене Ольга жестоко упрекает Илью.

А было ли у Обломова хоть раз прояснение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин одной: утончённой, нежной, изящной, и другой: хозяйственной, простодушной, искренней. Кто может понять Илью Обломова? Что он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные были различны как земля и небо. Созревает вопрос: почему Обломов остался с Пшеничной-“простой бабой”,а не с божественной Ольгой? Да, найти похожее в этих женщинах нельзя. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна – земной, примитивной любовью. Неземная любовь Ольги выражена в сирени, музыке, прогулках по парку, признаниях. Любовь же Агафьи Матвеевны. это вкусный пирог горячий кофе, белые подушки. По-моему любовь Ольги была немного странной: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был “усовершенствованный”, не тот ленивец – догбряк, который днями лежит на диване. Она любила Обломова таким каким хотела видеть его, нарисованного в своём воображении. Она требует искренней любви от Обломова; и после того как они расстались, она долго не может прейти в себя, считает себя умершей. Ольга пробудила в Обломове любовь к жизни, природе, людям она разбудила заснувшую душу которая способна чувствовать, плакать, смеяться. Обломов попал в водоворот любви из которого не мог выбраться!

Мысль о женитьбе просто “убивала” его: ведь для этого надо ехать в имение, устраивать хозяйство, иметь деньги на содержание жены; с этими мыслями рассеивались иллюзии о поэтическом идеале свадьбы. Обломов “испугался” Ольги, он боялся той ответственности, которая ляжет на него после свадьбы. Только сейчас он начал понимать, что Ольга не кукла, которую можно держать за веревочки, а женщина с достоинством. Место Ольги заняла другая. Это Агафья Пшеничная – хозяйка дома, в котором поселился Обломов. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью через тело. Это была та женщина, которой Обломову можно было только мечтать. Её внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, но помимо этого она была отличной хозяйкой. Без её заботы всё хозяйство рухнуло бы. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Их симпатия переросла в любовь, женитьбу, и обломов не испугался семейной жизни. Он любил жену, сына, семейный быт, ему ничего не надо было – это было его счастье, которое не смогла бы ему дать Ольга. Обломов был счастлив с Агафьей, но он не забывал Ольги. Каждую из этих женщин он любил по своему.

В романе «Обломов» Гончаров с потрясающей убедительностью показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду, в нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то великим мыслителем, то знаменитым художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения. Но это не комический герой (вспомним гоголевского Манилова). Есть, несомненно, черты трагизма в образе Обломова. Дело в том, что Обломов – человек удивительной душевной чистоты, тонко чувствующий красоту, не способный к фальши. Таким он, например, предстает в своих отношениях с Ольгой Ильинской.

Вся история любви Обломова к Ольге – самопожертвование. Он влюблен в нее по-настоящему, и разрыв с ней – его самое сильное потрясение, а потом – самое тяжкое воспоминание. И, тем не менее, он счастлив, когда узнает, что Ольга не погибла, что ее судьба устроена. Ведь с самого начала Обломова тревожила мысль, что он не сможет обеспечить ей материального благополучия, что его «обломовщина» погубит и ее. Вот тогда, в тревоге за любимого человека, а не для каких-то своих выгод, впервые становится Обломов активным. Активным во вред самому себе. Он пишет письмо Ольге, где объясняет, что недостоин ее и не должен принимать от нее никаких жертв. Появилась решительность, нашлись нужные слова, когда дело дошло до главного, до сокровенного. Это мгновенное преображение героя просто удивительно. Оно еще резче отделяет «обломовщину» от обломовской человечности и способности к самопожертвованию.
Эти живые силы характера пробуждает в Обломове именно Ольга. Ее отличает воля, простота и ясность мышления. Она живет напряженной духовной жизнью, полна благородных стремлений принести людям добро. Ольга полюбила Обломова и проникнута решимостью извлечь этого доброго человека из обломовской трясины. И она не щадит усилий, чтобы осуществить свое намерение.

Читать еще:  Сколько человек погибло с бодровым в ущелье. Спасательная операция длиной в полтора года

Но если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Ведь Штольц поставил перед ней задачу (еще до ее знакомства с Обломовы) – поднять с кровати лежебоку и вытащить его в свет. Ольга даже в минуты увлечения не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Ей приятно чувствовать свою власть над человеком. Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц. В итоге любовь Обломова и Ольги, ярко вспыхнув, быстро увядает.

Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение и утешение. Гончаров нашел здесь удивительно точные и трогательные детали, чтобы показать, как существо забитое, полностью поглощенное заботами о хлебе насущном, вдруг незаметно для себя переходит в мир безграничной любви и самопожертвования, вознося себя как бы на более высокую духовную ступень. Агафья Матвеевна поняла, что жизнь ее с появлением Ильи Ильича обрела смысл. Обломов, конечно, видел и ценил ее любовь, но понимал также и всю горечь этой любви.

Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает сове душевное падение. Чем ближе к концу романа, тем больше у нас нарастает если не симпатия, то жалость к Обломову. Нам жаль этого страдающего и гибнущего героя, наделенного истинной и глубокой человечностью.

Что есть любовь в жизни обломова. Cочинение на тему: «Любовь в романе «Обломов»»

Считается, что любовь преображает человека. Истинное чувство помогает высветить в человеческой личности все лучшее, что в ней заложено природой, воспитанием, прожитыми годами. Так ли это в случае Обломова – героя одноименного романа Гончарова?

Кто он, наш герой? Русский барин, которому в момент знакомства с ним читателей около тридцати двух-трех лет, «приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Инертность, апатия, боязнь всякой деятельности – вот результат воспитания, когда мальчика растят, как «экзотический цветок в теплице», не позволяют шага шагнуть самостоятельно, изнеживают и балуют сверх всякой меры. Учение вызывает тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при первом же удобном случае.

Любимое времяпрепровождение выросшего Обломова – лежание па диване в пустых мечтаниях и сладкий сон. Он мучается от сознания т ого, что у него не хватает силы воли, чтобы сдвинуться с места, и он просит своего деятельного друга детства Штольца помочь ему: «Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь». Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, а уезжая за границу, «завещал Обломова ей, просил приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома». Так в жизнь Ильи Ильича Обломова входит Ольга.

Она не была красавицей. «Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Ольга – чужая в своей семье, но в ней есть ум и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. И Обломов воспринял Ольгу как воплощение некой мечты, увидев в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую.

Их отношения позволяют нам глубже понять характер Обломова. Что же находит в нем Ольга? Она видит отсутствие цинизма, способность к сомнению и сочувствию. Она ценит его ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые чужды и ей. Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: поэтически расцветающая любовь и «просветительская» миссия Ольги. Ей хочется помочь этому болезненно неспособному к действию человеку. Она мечтает, что «укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил. ». Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о своем влиянии на Обломова, о своей «миссии». Ей нравится сознавать себя в роли «просветительницы»: ведь она, женщина, руководит мужчиной! Любовь станет для нее долгом, а потому уже не сможет быть ни безоглядной, ни стихийной. Полюбить, чтобы перевоспитать, «из идейных соображений» – такого в русской литературе еще не было. Влюбленность Ольги – своеобразный эксперимент. Но почему-то этот эксперимент заставляет чаще биться ее сердце. «Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета: считала это уроком, назначенным свыше».

Такова в своей любви Ольга Ильинская, а что же Обломов? При первой же встрече он сам не свой: его беспокоит ее взгляд, и он гадает, почему она так смотрит на него. Он не может лгать и с досадой на самого себя признается, что немного ленив. И чем дальше развиваются отношения молодых людей, тем искреннее становится он. Меняется весь образ его жизни: он с удовольствием ходит в гости к Ильинским, завороженно слушает пение Ольги, много и подолгу гуляет, он не ужинает и забыл о послеобеденном сне. Ему стыдно перед самим собой за то, что он не читает, – он берется за книги. Обломов вдруг осознает ненужность, бесцельность своего существования.

Как со всяким влюбленным, с ним постоянно образ любимой. «А Обломов, лишь проснется утром, первый образ в воображении -образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал – она тут, тут». Он следил теперь за своей одеждой. Беззаботность покинула его в тот момент, когда она первый раз для него пела. «Он уже жил не прежней жизнью. » Он делает вывод: «Любовь – претрудная школа жизни». Но все эти изменения не выходили «из магического круга любви», а дело оставалось лишь намерением.

Молодым людям не суждено быть счастливыми, потому что Ольга любит Обломова не такого, какой он есть, а такого, каким хочет его сделать: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден. и гибнешь!»

Мучительно расставание героев. Ольга, искренне любящая Илью, вложившая столько сил в его воскрешение к активной жизни, оплакивает и свой душевный труд, пропавший даром, и свои воспоминания о прогулках в парке, ветке сирени, обо всем том, что приросло к сердцу. Отрывать все это невыносимо больно. Но она не в силах принять (и трудно винить ее в этом) ту малость, которую только и может предложить Обломов: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

Почему же не складываются отношения у молодых людей? Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен хотя бы ради их будущего семейного счастья решиться на дело. Но на дело воли у Обломова нет. Он сам знает имя зла, которое губит его любовь, рушит возможное счастье. Имя этому злу – обломовщина.

Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги. Различны их социальный круг (одна – дворянка, другая – мещанка), социальное положение (незамужняя девица и вдова с детьми), уровень образования. Но главное их отличие в психологии восприятия своего женского предназначения. Ольга стремилась быть ведущей по отношению к мужчине, а Агафья Матвеевна – существо, подчиненное даже такому безвольному человеку, как Илья Обломов.

«Идейной» любви новой женщины противопоставлена душевная, сердечная, традиционная любовь, о которой можно сказать, что она стара как мир.

Робкая, застенчивая, забитая, подвластная братцу, Агафья тем не менее сразу же вызывает симпатию у Обломова: «У ней простое, но приятное лицо. должно быть, добрая женщина!»

По мнению Штольца, Пшеницына есть чудовище, погубившее Обломова. Но для многих читателей в Агафье Матвеевне гораздо больше женского, нежели в Ольге. Этот образ «простой бабы» довольно убедителен, потому что в нем нет ничего идеального. Напротив, он написан с помощью множества бытовых деталей и вне быта просто немыслим. В Пшеницыной больше женского не потому, что у нее локти соблазнительны, что она образцовая хозяйка и в этом ее призвание, а в том, что она умеет любить тихо, без высоких слов, без впечатляющих жестов, но любить беззаветно, забыв саму себя. О таких женщинах говорят, что изо дня в день они совершают подвиг любви. У нее нет ни какой-либо программы спасения Обломова, ни самолюбия. Просто в вечных хлопотах по дому предугадывает она каждое желание любимого. Она способна на самопожертвование. Когда Илья Ильич болел, она просиживала у его постели, не сводя с него глаз, бежала в церковь, чтобы подать записочку с его именем.

Читать еще:  Памятник медный всадник. Кто изображён на памятнике «Медный Всадник»? История создания

Удивительным лиризмом проникнуты строки о скорби Агафьи Матвеевны после смерти Ильи Ильича: «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда. Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно. На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти. » После смерти Обломова она превратилась от горя в тень, «все прочее умерло для нее, кроме Андрюши».

Агафья не спасла Обломова и не погубила его. Можно сказать, что она создала для него подобие счастья. Можно – что она дала ему столько счастья, на сколько оставалось у него душевных сил. Она дала Обломову возможность умереть в той тишине, из-за которой он так упорно враждовал с жизнью.

Образы экспериментирующей деловой женщины Ольги Ильинской и щедрой душой Агафьи Пшеницыной – два настолько различных типа женщин, что сравнение их вряд ли корректно. Каждая по-своему типична, у каждой есть свои достоинства и свои недостатки. Неясно только: типичны они были вчера или типичны и по сей день. Если разобраться, вопрос о том, какой быть женщине в отношениях с мужчиной, в семье, остается открытым и сегодня. И женщины типа Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной находят и ныне своих почитателей. Каждому, как говорится, свое.

Роман «Обломов» был написан в 1859 году. «Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе, но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова»,- пишет Добролюбов.

«Это был человек лет тридцати двух–трех отроду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…На нем был халат без малейшего намека на Европу…Лежание у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальный состоянием».

Обломова совершенно не привлекают ни светские утехи, ни карьера. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни. Но Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Истоки характера Обломова становятся ясны из его сна. Герою снится патриархальная Обломовка – место, где он рос и воспитывался, где произошло становление его характера. «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни»,- пишет Добролюбов.

В романе Гончарова показаны два женских образа, противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.

«Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрее, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке или литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись». Таким предстает перед нами образ Ольги Ильинской. Она пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным. Любовь к ней пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкой халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, не некоторое время халат исчезает из поля зрения. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: « Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы с ним. Я любила будущего Обломова!». Поэтому она рассталась с Обломовым и нашла свое счастье в Штольце.

Антипод Ольги – Агафья Матвеевна. Отчество Матвеевна неслучайно; во-первых, оно повторяет отчество матери самого автора романа; во-вторых, Матвеевна послана Обломову, с его «робкой, ленивой душой», как дар, как воплощение его мечты о покое. Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку; видно, что она не прибегала ни к какому искусству» Таким предстает перед нами образ Агафьи Матвеевны. Только она способна дать Обломову спокойствие, любовь, понимание. Агафья Матвеевна сравнивает Обломова с ее покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой. Она не стремится к любви, не добивается ее любыми способами, а ждет, когда она придет сама. Ольга Ильинская же стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.

Ольга требовала от Обломова перемен во внутреннем мире, но сам Обломов говорит: «Я терпеть не могу перемен», а Агафья Матвеевна приняла его таким, какой он есть. Агафья Матвеевна ближе к идеалу Обломова. И ленивый Илья Ильич предпочитает возвышенной Ольге прозаичную, приземленную Пшеницыну. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Обломову Пшеницына напоминала картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило». Может, он любил Агафью Матвеевну, но эти чувства были дружеские, она стала ему матушкой. Его удовлетворяло и то, что она ухаживает за ним, лелеет, такую жизнь он видел в своих мечтах.

Женившись на Агафье, Обломов не поменял своего отношения к ней, он также с дружеской признательностью благодарил ее, ведь она внесла в его душу спокойствие и умиротворенность, чего он так долго искал. Казалось, он опять вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет в своих объятиях Обломова.

Давайте вспомним о нашем главном герое- Илье Ильиче Обломове.

Группа ребят приготовили нам эйдос-конспект по теме «Обломов в детстве».

Что является причинами того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни?

Прежде всего нам необходимо определиться, кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

И самый главный вопрос « Способна ли любовь изменить Обломова?»

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята второй группы предположили каковы были взаимоотношения героев в романе.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, в которой отразим отношения героев к Обломову и отношение Обломова к ним.

Источники:

http://klassreferat.ru/sochineniya-po-literature/goncharov-i-a/oblomov/2940-chto-est-lyubov-v-zhizni-oblomova
http://retsept-goda.ru/sochineniya-po-literature/goncharov-i-a/oblomov/2940-chto-est-lyubov-v-zhizni-oblomova.html
http://brendoptom.ru/chto-est-lyubov-v-zhizni-oblomova-cochinenie-na-temu-lyubov-v.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии