Что является заголовком сказки. Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Что является заголовком сказки. Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников

1.4 Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: “перевирание” сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное – тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас – труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка – это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это – жизнь, это – приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

· Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

· Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

· Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально. [13]

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу “Авторских сказок”. Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый – его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут. [15]

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК

Сказка как средство развития творческого воображения
статья по теме

На сегодняшний день психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Обобщив опыт психологов и педагогов, изучающих в теории и применяющих на практике работу со сказкой, можно предположить, что все это многообразие методов благоприятно сказывается на развитии творческого воображения у ребенка, делая это, что особенно важно в связи с возрастом дошкольников, как бы исподволь, незаметно. Воспитательное воздействие педагога на ребенка, облаченное в сказочные одежды, не вызывает у детей ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует «сказочные» занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Читать еще:  Мировой экологический кризис – пути решения. Определение экологического кризиса, его признаки

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка как средство развития творческого воображения

На сегодняшний день психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Обобщив опыт психологов и педагогов, изучающих в теории и применяющих на практике работу со сказкой, можно предположить, что все это многообразие методов благоприятно сказывается на развитии творческого воображения у ребенка, делая это, что особенно важно в связи с возрастом дошкольников, как бы исподволь, незаметно. Воспитательное воздействие педагога на ребенка, облаченное в сказочные одежды, не вызывает у детей ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует «сказочные» занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

В процессе педагогической деятельности автор работы отбирала и применяла на практике наиболее эффективные методы сочинения сказок, способствующие развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

При работе по каждому из выбранных методов необходимо поддерживать инициативу участников, стимулировать проявления фантазии детей, и в то же время следить, насколько верно ребенок понимает наши задания и наводящие вопросы. Совмещая, комбинируя различные методы и формы педагогической работы, автор работы стремился постоянно удерживать интерес детей к процессу сочинения сказок.

1. Сочинение сказок по сериям картинок. Сочинение сказок – это эффективный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный запас, дошкольник усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая сказку, он развивает и устную речь.

Для такого занятия мы подобрали подходящую серию картинок. В данном случае был выбраны картинки с известными, традиционными сказочными героями. Время от времени дидактический материал обновлялся, придумывались новые варианты работы со старыми картинками.

Цель данного задания – помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. В данном случае нам предстояло учить дошкольников выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия – это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с детьми первый рисунок, мы обращали внимание каждого ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, мы обязательно обращали внимание ребенка на то, что сюжет картинок сказочный (например, Баба-Яга летит в ступе и т.п.).

Начало сказки составлялось по первой картинке («Жил-был. »). Вторая картинка рассматривалась более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками следовало эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Создание сюжетов по картинкам вызывает наибольшую сложность в школе. В связи с этим метод сочинения сказок по картинкам можно считать наиболее подходящим для детей старшего дошкольного возраста. Особенно важно сформировать умение подбирать глаголы действия, описания, составлять характеристики предметов и персонажей. Кроме того, необходимо помочь ребенку выстраивать логическую цепочку при составлении сказки, и в этом как нельзя лучше помогают картинки. Рассматривая их, следует обращать внимание на мелкие детали, сосредоточивая внимание ребенка.

2. Сказка о любимых игрушках. Игра – важный элемент в развитии ребенка. С помощью игр дети обучаются и познают окружающий мир. Инструментами же в этом процессе выступают игрушки. Использование игрушек в работе со сказками значительно усиливает обучающий эффект, а кроме того, способствует усилению привязанности между взрослыми и детьми, так как игрушки – это своеобразный мостик в отношениях ребенка и воспитателя.

Выбираем для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начи-наем рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку».

Затем предлагаем малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и из этого словарного материала строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии следует поощрять этот вид творчества в игре ребенка. Можно также предложить детям сделать рисунок к сказке, попросить рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или друзьям, пришедшим в гости. (Приложение 9).

Читать еще:  Вопросы по сказке черная курица или подземные. Интерактивная игра по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители

3. Сказка на свободную тему. Этот жанр – вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

Особенность данного метода заключается в том, что с помощью такой сказки можно выявить актуальные психологические проблемы ребенка, жизненные сценарии и стратегии поведения. В сказке зашифрованы как раз те проблемы, которые особенно актуальны в данный момент для ребенка, и каждый раз, проживая сказку, он приближается к их решению. Если проанализировать, кому из сказочных героев отдает предпочтение ребенок, можно понять, какие роли он исполняет в своем жизненном сценарии: главные или второстепенные, роль повелителя или роль жертвы и пр. Сочиняя свою сказку, дошкольник обязательно отобразит свой внутренний мир, те вопросы, которые его особенно волнуют или о которых он не хочет говорить. Таким образом, сказка будет не только способствовать развитию творческого воображения ребенка, но и поможет совершить положительные изменения в его душевном состоянии и поведении.

Главная задача воспитателя в работе со сказками – создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Как показал процесс практической работы, дети охотно участвуют в сочинении сказок. Особенно нравится старшим дошкольникам сочинять сказки об игрушках. С игрушками старшие дошкольники играют ежедневно, очень часто во время игры моделируя «реальные», «жизненные» и сказочные ситуации, и именно поэтому этот способ сочинения сказок ближе и понятнее детям. Сочиняя сказки на свободные темы, дети также часто упоминают знакомые и понятные им персонажи – игрушки, героев известных им русских народных и авторских сказок, предметы обихода (зубная щетка, мыло и т.д.).

Проведенная работа показывает, что использование нетрадиционных методов сочинения сказок будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников.

Систематическое и целенаправленное использование различных методов сочинения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Сочинение сказок также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке, дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, его связях с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплоченности детей, учит их работать вместе.

Работа по использованию различных методов сочинения сказок интересна и увлекательна. Дети воспринимают её с большим удовольствием. Поэтому в своих планах на будущее я планирую продолжить эту работу в направлении соединения продуктов детского сочинительства с театрализованной деятельностью.

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Другие дипломы по предмету

  • Сказки “наизнанку”.
  • Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая (“Красная Шапочка”); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы (“Колобок”) и т.п.
  • Сказки “задом наперед”.

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

  • Сказка со “сменой места действия”.

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

  • “Перевирание сказки”.
  • Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка “Красная шапочка”.
  • Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.
  • Ребенок: Не желтая, а Красная.
  • Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.
  • Ребенок: Не папа, а мама… и т.д.
  • “Салат” из сказок.
  • Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.
  • Сказочная путаница.

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: “Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. “Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…” и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

В конце занятия педагог благодарит за активную работу.

3.3 Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество. [20]

Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Вопросы, игры и творческие задания развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка, математики, искусства.

Читать еще:  Судьба ивана из я стесняюсь своего тела. Мирослав Домалевский: «Не ожидал, что «Я стесняюсь своего тела» станет настолько успешным

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип “От простого – к сложному”; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза – в – глаза.

Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке “Три медведя” это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке “Теремок – полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка – зеленый; лиса – оранжевый и т.д.).

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния “Грусть” звучит пьеса “Болезнь куклы” из “Детского альбома” П.И. Чайковского. Изображая разгорающийся “Огонь” под “Танец с саблями” А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Проблемные ситуации – это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен “Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский “Крокодил Гена”).

Почему поссорились лиса и заяц? (“Лиса и заяц”. Русская народная сказка).

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке “Репка”.

· Рассказать знакомую сказку по кругу.

· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

· Придумывание своей сказки “Морковка” (по аналогии).

· Оформление книги “Полезные сказки” (обложка, иллюстрации).

· Изготовление костюмов-нагрудников “Овощи” (ткань, бумага).

· Разыгрывание придуманных сказок. И так далее.

Могут быть и другие творческие задания:

Сказки, но по-новому – дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

Сказки о бытовых предметах – началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало, сказочное продолжение.

Узнай сказку по песенке героев:

Не садись на пенек, не ешь пирожок (“Маша и медведь”)

Скрипи, нога, скрипи, липовая! (“Медведь – липовая нога”)

Отворитеся, отопритеся! (“Волк и семеро козлят”)

Продолжи сказку – вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Нарисуй сказку – дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Также можно использовать следующие методы для развития творческого воображения:

“Заканчиваем сказку” – суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите.

Цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки. Например: “Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…”. Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

“Рассказ о конкретном персонаже” – суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного

Источники:

http://www.kazedu.kz/referat/128158/3
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/11/01/skazka-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo
http://www.studsell.com/view/141244/?page=9

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии