Что вдохновило Эдварда Мунка на картину “Крик”? Экзистенциальный ужас картины “крик” эдварда мунка Где находится картина крик.
Суржик Эдуард
Суржик Эдуард искусство
- Home
- Картины
- Эдвард Мунк «Крик»
Эдвард Мунк «Крик»
Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Это одна из самых знаменитых картин в мире, которая даже вдохновила создателей известного одноименного фильма «Крик» 1983 года в жанре триллер.
Описание картины «Крик» различными искусствоведами часто включает самые разнообразные предположения о том, что хотел выразить автор своим крайне необычным сюжетом. И до сих пор полностью сойтись во мнениях знатокам не удается. Но есть несколько фактов об истории создания картины, а так же достаточно достоверных предположений о деталях изображения.
«Крик» — что вдохновило художника?
Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.
Крик 1893
На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.
Крик 1895
Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.
По версии одного из исследователей творчества Мунка — Роберта Розенблюма — прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка — Поля Гогена.
«Крик»: сюжет картины
Автор применил экспрессионизм, чтобы выразить сложность и остроту переживаний персонажа. Размытые линии как бы вибрируют, они нечеткие, перетекают одна в другую. Создается впечатление, что у смотрящего на картину немного нечеткое зрение. Такой эффект полностью погружает зрителя в сюжет: переживания персонажа. Зритель сам погружается в туман отчаяния и горя, которые испытывает центральная фигура, начинает испытывать напряжение, от которого страдает герой, как видно на фото картины Эдварда Мунка «Крик».
Что заставляет кричать героя картины, или какие крики природы он сам слышит, удается отгадать по изображению пейзажа, на фоне которого изображен центральный персонаж. Помимо нечетких линий, которые передают напряженное состояние героя и его переживания, можно обнаружить, что центральная фигура и изображение героя находятся в резонансе. Линии, которые их изображают, практически сливаются в единое целое, обнаружить границы между ними практически невозможно.
Контекст
«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы — это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.
Отчаяние 1892
На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.
Тревога 1894
Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» — это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.
Крик 1893
Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.
Картина Мунка Крик
Картина «Крик» Эдварда Мунка на сегодня считается одной из самых тревожных картин в истории живописи. На протяжении многих десятилетий она вызывает особые эмоции у зрителя и считается настоящим шедевром экспрессионизма.
Кто написал картину «Крик»
Картина, которая остаётся одной из самых странных и пугающих, была написана норвежским художником Эдвардом Мунком (1863-1944). Мунк стал одним из самых первых представителей экспрессионизма в живописи. За свою творческую жизнь написал немало картин, которые сегодня считаются бесценными произведениями искусства, однако именно картина, которую мы здесь рассматриваем, стала ключевой в его живописи, настоящей «визитной карточкой» художника, прославившей его на весь мир.
История написания картины «Крик»
Картина «Крик» была написана в 1893 году. Картон, масло, темпера, пастель. Размеры: 91 × 73,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, Норвегия.
Изначально картина называлась «Крик природы», затем «Отчаяние» и только потом «Крик». Впервые была представлена в декабре 1893 года на выставке в Берлине. Тогда картина вызвала неоднозначную реакцию у зрителей. Большинство отзывались о картине с непониманием и даже осуждением. Стоит признать, что и сегодня, когда картина признана шедевром мирового значения, отношение к ней, как и ко многим произведениям авангардного искусства, остаётся неоднозначным. Одни видят в ней бушующее море эмоций и переживаний, особую красоту и мощь, а другие считают, что картина не стоит внимания.
Считается, что на картине представлен вид с холма Экеберг в Осло на Осло-фьорд.
Сам Эдвард Мунк рассказывал, что идея картины к нему пришла во время наблюдения кроваво-красного заката, когда он гулял с друзьями. Тогда его вдохновили ярко-красные цвета заката над тёмным фьордом: «я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Однако история создания картины не столь однозначная. Многие искусствоведы выдвигают свои точки зрения относительно истории задумки и создания картины.
Картина «Крик» описание
На картине мы можем увидеть написанные в экспрессионистской манере красные сполохи заката, иссине-чёрные цвета фьорда. На переднем плане находится нечто. Человекообразная фигура похожа на скелет, эмбрион и призрак одновременно. Это нечто прижимает руки к голове будто от страха и ужаса. Об этих же чувствах говорят широко раскрытые глаза и разинутый в крике рот. На заднем плане идут два человека.
В своей картине Мунк выразил своё впечатление страха перед ликом природы на закате. Сама природа будто бы кричит от ужаса, предрекая собой все трагедия и несчастья этого мира. Эмоции здесь выражены настолько ярко, что вызывают у зрителя самые глубокие переживания. Картина характеризуется беспросветным одиночеством и страшным отчаянием.
По поводу картины выдвигаются разные версии. Например, биограф Эдварда Мунка Сью Придо предположил, что на изображение отчаяния и ужаса Мунка подтолкнули располагающиеся близ этого места скотобойня и психиатрическая клиника, откуда доносились невыносимые крики животных и душевнобольных.
Также есть предположение, что яркий кроваво-красный закат, который наблюдал художник, был вызван извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.
Есть предположение и по поводу призрачной фигуры на переднем плане. Так, существует мнение, что это не просто фигура из головы и фантазии художника, а образ мумии, которую Мунк наблюдал на парижской выставке в 1889 году. Та самая мумия, которую мог увидеть художник, находится в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками.
«Крик» Мунка
Сложно найти картину, которая была бы настолько хорошо известна, как «Крик». До сих пор нет единого мнения о том, что на ней изображено.
Сюжет
На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).
Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.
В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.
О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.
Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.
Контекст
Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.
Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.
Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.
Судьба художника
Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.
Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.
Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.
В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.
В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.
Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.
Источники:
http://surzhyk.org/edvard-munk-krik/
http://art-assorty.ru/58727-kartina-munka-krik.html
http://diletant.media/articles/32267145/